Житейские и философские представления о труде кратко

Обновлено: 02.07.2024

Труд – это основная форма активности человека, целенаправленная преобразующая деятельность, преследующая получение социально-значимого результата, одна из главных категорий человеческого бытия.

Понятие, черты и классификации труда

Труд представляет собой многогранную категорию человеческого бытия, которая одновременно является объектом различных наук – и математики, и физики, и экономики, и философии, и психологии и т.д. каждая из которых рассматривает данный феномен со своей точки зрения. Труд является неотъемлемой частью жизни человека и общества, именно в труде реализуется взаимодействие человека и окружающего мира, природы, происходит раскрытие его потенциала, достигаются результаты, обеспечивающие не только жизнедеятельность общества, но также формирующие и направляющие его развитие.

Сложность категории труда и ее исключительное значение в человеческом бытии выражено через многообразие видов трудовой деятельности:

  • физический и умственный труд,
  • творческий и репродуктивный труд,
  • частный и общественный труд,
  • индивидуальный и коллективный труд,
  • конкретный и абстрактный труд,
  • производительный и непроизводительный труд,
  • живой и прошлый труд.

Труд как целенаправленная деятельность человека лежит в основе всех сфер общественной жизни и меняется вместе с ними. Если на ранних этапах развития общества преобладал физический, репродуктивной труд, направленный на воспроизведение материальных благ, при этом часто данный труд был по принуждению, когда трудовая повинность навязывалась участникам труда тем или иным способом (рабство, крепостное право, долговая зависимость, труд заключенных). По мере общественного развития все больший вес приобретает умственный, творческий труд, направленный не только на создание духовных, культурных благ, но также позволяющий кардинально повлиять на производительность труда физического за счет инновационных технологий.

Готовые работы на аналогичную тему

Еще одной тенденцией является уменьшение роли живого труда и увеличение прошлого труда по мере развития производительных сил. Живой труд – это тот, который осуществляется человеком непосредственно в данный момент времени. Прошлый труд – это тот, который был уже проделан с предметом труда на предыдущих этапах его обработки (труд, совершенный на этапе добычи ресурса, его переработки, создания заготовки или детали и т.д.).

К характеристикам труда относят:

  • осознанность, т.е. трудовая деятельность всегда имеет осознанную структур включающую мотив, цель, как конечный результата труда, и некий план действий. Неосознанные, реактивные действия не являются трудом;
  • целесообразность, т.е. соответствия плана трудовых действий намеченной цели, отсутствие случайной деятельности;
  • результативность, т.е. окончание труда общественно-полезным результатом;
  • общественная полезность, т.е. коллективный характер труда, его значимость для существования общества, и рассмотрение труда как способа выстраивания общественных связей;
  • энергозатратность, т.е. трудовая деятельность, как физическая, так и умственная требует определенных затрат усилий от человека ее выполняющего.

Философия труда

Феномен труда издревле привлекает к себе внимание философов, мыслителей, религиозных деятелей, что не удивительно, ведь труд выступает основой существования общества. При этом в силу своего многообразия, труд способен как облагораживать и возвышать личность, так и напротив, способствовать ее деградации, доводить до самого жалкого состояния.

Одним из наиболее часто обсуждаемых понятий является разделение труда. Разделение труда возникло еще на первобытнообщинном уровне и носило естественный характер, обусловленный не только индивидуальными склонностями и талантами отдельных людей, но также спецификой условий, в которых обитали первобытные сообщества и их соседи. Разделение труда, связанное с естественно-географическими особенностями местности заложило первые основы обмена между людьми и сообществами, которые позднее преобразовались в торговые, а затем торгово-денежные отношения.

По мере социального развития общества разделение труда начало приобретать не только естественный, но и социальный характер, так выделились слои общества, отделяющие себя от физического репродуктивного труда в пользу умственного, в первую очередь управленческого. Характер труда, выполняемого человеком служил определенным маркером его социальной принадлежности, и наоборот, если человек занимающий высокое место в иерархии занимался не положенной ему деятельностью, это могло положить пятно на его репутацию. Соотнесение качеств человека и выполняемого им труда можно найти уже у Платона, который писал, что занятие науками, управлением и философствованием – это удел мудрецов, с рациональной душой, война и поддержание порядка – удел воинов с благородной душой, а производительный труд – удел ремесленников и землепашцев, чтя душа тяготеет к удовлетворению телесных потребностей.

Психология труда

В психологической науке труд рассматривается как один из видов деятельности, как общей категории всей осознанной и целенаправленной активности человека. Труд играет огромную роль в жизни человека. На ранних этапах онтогенеза именно труд задает внешние структуры действий, которые позднее усваиваются ребенком и формируют его внутренние психические процессы – мышление, восприятие, речь, воображение и т.д.

Труд рассматривается как естественная потребность личности, единственная форма раскрытия ее потенциала и достижения самореализации и самоактуализации. Без труда личность деградирует, ее интеллектуальный потенциал снижается, воля и способность к целенаправленной деятельности угасает. В тоже время бессмысленный труд, т.е. не имеющий личностной ценности для человека, также оказывает на него негативное воздействие, что проявляется в таких феноменах как профессиональной выгорание и деформации личности.

Представления о труде на уровне обыденного сознания можно в целом охарактеризовать следующим образом. Многие люди связывают труд с трудностью, с неизбежностью, хотя иногда и с радостью, и с невозможностью для себя оказаться без дела…
В сознании многих людей представления о труде меняются в ходе жизни. У начинающих трудиться - много радостных ожиданий и иллюзий по отношению к труду, хотя у кого-то это перемешивается с чувством страха перед трудовой самостоятельной жизнью. Позже для многих наступает некоторое разочарование и скепсис по отношению к труду. В зрелом возрасте у кого-то постепенно формируется интерес и устойчивая склонность к "своему" делу (человек "втягивается" в свою работу). Перед пенсией и после выхода на пенсию у многих людей отношение к труду чаще положительное (вспоминают чаще "только хорошее"), а значительная часть пенсионеров переживают из-за своей бездеятельности.
Особый интерес представляют философские представления о труде. Для лучшего понимания специфики психологии труда полезно рассмотреть понятие "труд" в более широком, философском контексте, поскольку труд - это явление общекультурное, более того, - это явление, прежде всего, этическое. В рамках данного пособия сложно дать полную картину мнений по этому поводу. Ограничимся лишь некоторыми, наиболее важными для темы данной книги точками зрения.

В "Краткой философской энциклопедии" труд определяется как "процесс, где сталкиваются энергия человека и сопротивление вещи". Труд рассматривается как "стремление стать над вещью", как "способ познания вещи и самого себя" (см. Краткая философская энциклопедия, 1994. С. 463). В "Философском энциклопедическом словаре" труд определяется как "целенаправленная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей" (см. Философский энциклопедический словарь, 1983. С. 696). Если внимательно посмотреть, то в данном определении (по сути, воспроизводящем представления К. Маркса) просматриваются основные положения созданной много позже теории деятельности А. Н. Леонтьева.
Если соотносить понятия: труд, учеба, игра, отдых, то надо помнить о том, что труд - это, прежде всего, целесообразная продуктивная деятельность, имеющая свой определенный результат. Хотя при более пристальном анализе оказывается, что и игра, и учеба также имеют свой специфический результат, поэтому сложно провести четкую границу между этими понятиями.

Тема труда издавна волнует лучшие умы человечества. Вот не­которые мысли и высказывания о труде известных деятелей куль­туры, науки и политики:

«По степени большего или меньшего уважения к труду и по умению оценивать труд. соответственно его истинной ценности —

«Труд не позорит человека; к несчастью, попадаются люди,

Если соотносить понятия: труд, учеба, игра, отдых, то надо помнить о том, что труд — это, прежде всего, целесообразная про­дуктивная деятельность, имеющая определенный результат. Хотя при более пристальном анализе оказывается, что и игра, и учеба также имеют свой специфический результат, поэтому сложно провести четкую границу между этими понятиями.

Крайне важны для нас взгляды на природу труда К. Маркса, не только заложившие основу современного понимания трудовой де­ятельности, но и ставшие во многом фундаментом для развития отечественных представлений о человеческой деятельности в бо­лее широком плане [18]. В целом основные положения К. Маркса сводятся к следующему.



Основные характеристики труда:

труд (как деятельность) материализуется в предмете труда: из формы деятельности труд переходит в форму бытия, в форму предмета; изменяя предмет, труд изменяет свою собственную форму, т. е. преобразует самого (трудящегося) человека',

Если в социально-экономической концепции К. Маркса люди обмениваются овеществленными и опредмеченными результата­ми труда (в частности, деньгами и капиталами), то при психо­логическом рассмотрении получается, что люди обмениваются быть может, более важными вещамичувствами собственной значимости (чувствами элитарности). Правда, остается еще и другая проблема: само чувство собственной значимости (чувство элитарности) понимается каждым человеком по-своему, что I порождает либо путаницу в том, что же все-таки обменивается, ] либо порождает различные спекуляции и манипуляции по этому поводу [19, 20].

Причем как и у К. Маркса, так и у Э. Фромма, возможны, к сожалению, случаи, когда человек отчуждается от своего труда. \ Так же и при нашем психологическом рассмотрении человек от­чуждается от полагающегося ему за труд чувства собственной зна­чимости, гордости за успешно выполненную работу. Даже тогда, * когда у человека несправедливо забирают большую часть зарабо­танного им, его прежде всего лишают возможности ощущать себя подлинным субъектом, хозяином своего труда, лишают гордости и радости за свой труд.

которых человек живет и может вообще считать или не считат] себя личностью. А самой высшей целью и считается служение дру гим людям и обществу в целом.

Таким образом, именно выход на смысловую составляющую труда позволит в перспективе значительно расширить возможнос­ти собственно психологического анализа профессионального труда.

2. Психологическое понимание труда и профессии

При этом сам коллективный труд (по А. Н. Леонтьеву) в психо­логическом плане характеризуется следующим.

Это разделенный труд, где каждый член группы выполняет от­дельные трудовые операции, которые сами по себе, взятые в от­дельности, бессмысленны.

Именно с возникновением коллективного труда появляется представление о промежуточном результате труда (при этом для отдельного человека этот промежуточный результат выступает как самостоятельная цель); все это позволяет выделить новую едини­цу — отдельное трудовое действие.

В плане психологического отражения данная деятельность со­провождается переживанием смысла действия.

Наконец, для координации коллективных действий неизбеж­но стали развиваться речь и язык.

Развитие человека и человеческого труда исторически было связано с увеличением степеней свободы действия и всей дея­тельности, в основе чего лежало высвобождение передних конеч­ностей еще у предшественников человека. Все это сопровождалось развитием способности выбирать, а значит — и планировать свою деятельность, что и послужило предпосылкой для формирования человеческого сознания и его особой трудовой субъектности. По­скольку существует целый комплекс проблем, связанных с психо­логическим изучением человека как субъекта труда, попытаемся теперь разобраться в психологических характеристиках трудового процесса.

Е. А. Климовым выделены были также более конкретные пси­хологические признаки труда [там же, 11, с. 61—68]:

1) сознательное предвосхищение социально ценного результа­
та (знание о продукте — результате труда; осознание его социаль­
ной значимости; аффективный тон соответствующего знания —
отношение к этому знанию);

2) сознание обязательности достижения заданного результата
(понимание ответственности; переживание ответственности);

3) сознательное выделение и владение внешними и внутрен­
ними средствами деятельности (знание средств деятельности; прак­
тическое владение средствами деятельности; переживания, свя­
занные с применением средств деятельности);

4) осознанная ориентировка в межчеловеческих производствен­
ных отношениях (понимание-знание вариантов взаимоотношений;
переживание взаимоотношений).

ный документ): у него нет порядка (условия не соответствуют ра боте). Следовательно, надо навести порядок, т. е. привести в соот ветствие цели труда, средства и условия.

Можно выделить следующие основные группы эргатических функ­ций:

духовное производство (построение идеологий, образование,;
искусство, наука); :

производство упорядоченности социальных процессов (зако^ нотворчество, средства массовой информации, планирование экономика, управление крупными социально-экономическими й| политическими системами);

производство полезных действий обслуживания и самооб­
служивания (жизнеобеспечение субъектов труда, организация трун
довой деятельности, медицинское обслуживание, ремонтное обЧ
служивание, совершенствование эргатических систем); =

материальное производство (оперативно-гностическое — об-*
работка информации, принятие решения; оперативно-практичес-;
кое — организация рабочего места, организация социальной сре­
ды; оперативная самоорганизация субъекта труда — транспортир
рование, управление средствами труда, воздействие на предметы]
труда). ;

Тема труда издавна волнует лучшие умы человечества. Вот не­которые мысли и высказывания о труде известных деятелей куль­туры, науки и политики:

«По степени большего или меньшего уважения к труду и по умению оценивать труд. соответственно его истинной ценности —

«Труд не позорит человека; к несчастью, попадаются люди,

Если соотносить понятия: труд, учеба, игра, отдых, то надо помнить о том, что труд — это, прежде всего, целесообразная про­дуктивная деятельность, имеющая определенный результат. Хотя при более пристальном анализе оказывается, что и игра, и учеба также имеют свой специфический результат, поэтому сложно провести четкую границу между этими понятиями.

Крайне важны для нас взгляды на природу труда К. Маркса, не только заложившие основу современного понимания трудовой де­ятельности, но и ставшие во многом фундаментом для развития отечественных представлений о человеческой деятельности в бо­лее широком плане [18]. В целом основные положения К. Маркса сводятся к следующему.

Основные характеристики труда:

труд (как деятельность) материализуется в предмете труда: из формы деятельности труд переходит в форму бытия, в форму предмета; изменяя предмет, труд изменяет свою собственную форму, т. е. преобразует самого (трудящегося) человека',

Если в социально-экономической концепции К. Маркса люди обмениваются овеществленными и опредмеченными результата­ми труда (в частности, деньгами и капиталами), то при психо­логическом рассмотрении получается, что люди обмениваются быть может, более важными вещамичувствами собственной значимости (чувствами элитарности). Правда, остается еще и другая проблема: само чувство собственной значимости (чувство элитарности) понимается каждым человеком по-своему, что I порождает либо путаницу в том, что же все-таки обменивается, ] либо порождает различные спекуляции и манипуляции по этому поводу [19, 20].

Причем как и у К. Маркса, так и у Э. Фромма, возможны, к сожалению, случаи, когда человек отчуждается от своего труда. \ Так же и при нашем психологическом рассмотрении человек от­чуждается от полагающегося ему за труд чувства собственной зна­чимости, гордости за успешно выполненную работу. Даже тогда, * когда у человека несправедливо забирают большую часть зарабо­танного им, его прежде всего лишают возможности ощущать себя подлинным субъектом, хозяином своего труда, лишают гордости и радости за свой труд.

которых человек живет и может вообще считать или не считат] себя личностью. А самой высшей целью и считается служение дру гим людям и обществу в целом.

Таким образом, именно выход на смысловую составляющую труда позволит в перспективе значительно расширить возможнос­ти собственно психологического анализа профессионального труда.

2. Психологическое понимание труда и профессии

При этом сам коллективный труд (по А. Н. Леонтьеву) в психо­логическом плане характеризуется следующим.

Это разделенный труд, где каждый член группы выполняет от­дельные трудовые операции, которые сами по себе, взятые в от­дельности, бессмысленны.

Именно с возникновением коллективного труда появляется представление о промежуточном результате труда (при этом для отдельного человека этот промежуточный результат выступает как самостоятельная цель); все это позволяет выделить новую едини­цу — отдельное трудовое действие.

В плане психологического отражения данная деятельность со­провождается переживанием смысла действия.

Наконец, для координации коллективных действий неизбеж­но стали развиваться речь и язык.

Развитие человека и человеческого труда исторически было связано с увеличением степеней свободы действия и всей дея­тельности, в основе чего лежало высвобождение передних конеч­ностей еще у предшественников человека. Все это сопровождалось развитием способности выбирать, а значит — и планировать свою деятельность, что и послужило предпосылкой для формирования человеческого сознания и его особой трудовой субъектности. По­скольку существует целый комплекс проблем, связанных с психо­логическим изучением человека как субъекта труда, попытаемся теперь разобраться в психологических характеристиках трудового процесса.

Е. А. Климовым выделены были также более конкретные пси­хологические признаки труда [там же, 11, с. 61—68]:

1) сознательное предвосхищение социально ценного результа­
та (знание о продукте — результате труда; осознание его социаль­
ной значимости; аффективный тон соответствующего знания —
отношение к этому знанию);

2) сознание обязательности достижения заданного результата
(понимание ответственности; переживание ответственности);

3) сознательное выделение и владение внешними и внутрен­
ними средствами деятельности (знание средств деятельности; прак­
тическое владение средствами деятельности; переживания, свя­
занные с применением средств деятельности);

4) осознанная ориентировка в межчеловеческих производствен­
ных отношениях (понимание-знание вариантов взаимоотношений;
переживание взаимоотношений).

ный документ): у него нет порядка (условия не соответствуют ра боте). Следовательно, надо навести порядок, т. е. привести в соот ветствие цели труда, средства и условия.

Можно выделить следующие основные группы эргатических функ­ций:

духовное производство (построение идеологий, образование,;
искусство, наука); :

производство упорядоченности социальных процессов (зако^ нотворчество, средства массовой информации, планирование экономика, управление крупными социально-экономическими й| политическими системами);

производство полезных действий обслуживания и самооб­
служивания (жизнеобеспечение субъектов труда, организация трун
довой деятельности, медицинское обслуживание, ремонтное обЧ
служивание, совершенствование эргатических систем); =

материальное производство (оперативно-гностическое — об-*
работка информации, принятие решения; оперативно-практичес-;
кое — организация рабочего места, организация социальной сре­
ды; оперативная самоорганизация субъекта труда — транспортир
рование, управление средствами труда, воздействие на предметы]
труда). ;

ТЕМА 3. ТРУД КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

3.1. Житейские и философские представления о труде

Представления о труде на уровне обыденного сознания можно в целом охарактеризовать следующим образом. Многие люди связывают труд с трудностью, с неизбежностью, хотя иногда и с радостью, и с невозможностью для себя оказаться без дела…
В сознании многих людей представления о труде меняются в ходе жизни. У начинающих трудиться - много радостных ожиданий и иллюзий по отношению к труду, хотя у кого-то это перемешивается с чувством страха перед трудовой самостоятельной жизнью. Позже для многих наступает некоторое разочарование и скепсис по отношению к труду. В зрелом возрасте у кого-то постепенно формируется интерес и устойчивая склонность к "своему" делу (человек "втягивается" в свою работу). Перед пенсией и после выхода на пенсию у многих людей отношение к труду чаще положительное (вспоминают чаще "только хорошее"), а значительная часть пенсионеров переживают из-за своей бездеятельности…

  • Тема труда издавна волнует лучшие умы человечества. Ниже приводятся некоторые мысли и высказывания о труде известных деятелей культуры, наук и политики:
    • Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда человек не может соблюсти свое человеческое достоинство" (Л.Н. Толстой);
    • "Жизнь без труда - воровство, труд без искусства - варварство" (Д. Рескин);
    • "Труд - это отец удовольствия" (Стендаль);
    • "Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды" (Вольтер);
    • "Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, то ничего не делай" (А.П. Чехов);
    • "Лучше ничего не делать, чем делать ничего" (Л.Н. Толстой);
    • "Свободный труд нужен человеку не сам по себе, а для развития и поддержания в нем чувства человеческого достоинства" (К.Д. Ушинский);
    • "По степени большего или меньшего уважения к труду и по умению оценивать труд. соответственно его истинной ценности - можно узнать степень цивилизованности народа" (Н.А. Добролюбов);
    • "К занятому человеку редко ходят в гости бездельники, к кипящему горшку мухи не летят" (Б. Франклин);
    • "Тот, кто хочет - делает больше, чем тот, кто может" (Г. Мерье);
    • "Труд не позорит человека; к несчастью попадаются люди, позорящие труд" (У.С. Грант);
    • "В дом труженика голод заглядывает, но зайти туда боится" (Б. Франклин);
    • "Жена писателя никак не может понять одного: когда писатель глазеет в окно, он тоже работает" (Б. Рэскоу);
    • "Если бездельник не раздражает вас, значит, вы сами чем-то похожи на него" (Э.У. Хоу).

    Особый интерес представляют философские представления о труде. Для лучшего понимания специфики психологии труда полезно рассмотреть понятие "труд" в более широком, философском контексте, поскольку труд - это явление общекультурное, более того, - это явление, прежде всего, этическое. В рамках данного пособия сложно дать полную картину мнений по этому поводу. Ограничимся лишь некоторыми, наиболее важными для темы данной книги точками зрения.

    Ø Структура и функции трудовой деятельности.

    Ø Эволюция трудовой деятельности

    Ø Роль труда в формировании личности.

    Труд - это целесообразная деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование, освоение природных и социальных сил для удовлетворения исторически сложившихся потребностей человека и общества.

    О нравственной, преобразующей роли труда говориться в работах многих философов и педагогов, в частности Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р.Оуэна, А Сен-Симона, К.Д Ушинского и др.

    ? В рамках каких дисциплин рассматривается труд сегодня?

    Сегодня труд является предметом рассмотрения целого ряда дисциплин: философии, социологии(влияние труда на формирование общественных отношений, производственные отношения, закономерности формирования и развития трудовых коллективов), психологии(особенности человека, как субъекта труда, влияние индивидуальных психологических особенностей на трудовую деятельность, влияние труда на психику человека), педагогики (труд как средство развития и социализации личности), эргономики (Эргономика (от греческих: ergon - работа и nomos - закон) - это наука, изучающая человека в условиях производства с целью оптимизации условий труда, орудий труда и т.п., учитывая при этом антропологию, экономию сил и др.), экономики(труд как экономический фактор, эффективность труда, оптимизация трудовой деятельности с точки зрения эконом. эффективности, труд как фактор производства).

    В "Краткой философской энциклопедии" труд определяется как "процесс, где сталкиваются энергия человека и сопротивление вещи". Труд рассматривается как "стремление стать над вещью", как "способ познания вещи и самого себя" (см. Краткая философская энциклопедия, 1994. С. 463).
    В "Философском энциклопедическом словаре" труд определяется как "целенаправленная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей" (см. Философский энциклопедический словарь, 1983. С. 696). Если внимательно посмотреть, то в данном определении (по сути, воспроизводящем представления К. Маркса) просматриваются основные положения созданной много позже теории деятельности А.Н. Леонтьева

    Если соотносить понятия: труд, учеба, игра, отдых, то надо помнить о том, что труд - это, прежде всего, целесообразная продуктивная деятельность, имеющая свой определенный результат. Хотя при более пристальном анализе оказывается, что и игра, и учеба также имеют свой специфический результат, поэтому сложно провести четкую границу между этими понятиями.

    Читайте также: