Жилищное законодательство 1965 1984 кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свердлык Г. А., доктор юридических наук, профессор, адвокат Московской городской коллегии адвокатов.

Регулируемые гражданским правом общественные отношения довольно разнообразны и неоднородны по содержанию. Отношения, образующие предмет некоторых институтов и подотраслей гражданского права, составляют только определенную их часть, т. е. они являются подсистемой системы гражданско-правовых общественных отношений в целом. Если исследовать жилищное право с позиций его собственной структуры, то нельзя оставить незамеченными те высказанные в науке мнения, согласно которым жилищному праву присущи собственные правовые институты. Исследуя сущность жилищного права с позиций воплощения в нем принципов, мы полагали, что в жилищном праве следует выделять не только собственно жилищно-правовые институты, которые представляют собой группы норм, регулирующих порядок предоставления жилых помещений, институт договора найма жилых помещений в домах государственных и общественных жилищных фондов и др., но и институты, нормы которых регулируют государственно-административные и финансово-правовые отношения, примыкающие к собственно жилищным и тесно связанные с ними . ——————————— См.: Свердлык Г. А. Принципы советского гражданского права. 1985. С. 280 и сл. О наличии собственных правовых институтов в структуре жилищного права вел речь и П. С. Никитюк (см.: Никитюк П. С. Жилищное право. Кишинев, 1985. С. 40 и сл.).

Общность подходов в понимании жилищного права П. И. Седугиным и В. Н. Литовкиным в том и состоит, что оба они не только голословно заявляют, что жилищное право — часть права гражданского, но и не пытаются объяснить, что это за часть, а точнее говоря, каково содержание этой части. Анализ же этой содержательной части позволяет сделать вывод, что П. И. Седугину и П. Н. Литовкину недостает самой малости — решительно заявить о том, что с учетом как ранее приведенной кодификации жилищного законодательства, так и относительно недавно осуществленной кодификации законодательства гражданского, жилищное право представляет собой гражданско-правовой институт. Ближе всего к такому выводу подошел П. И. Седугин , который хотя и не делает его прямо, но солидаризируется с В. Ф. Яковлевым, утверждающим уже после кардинального обновления и кодификации жилищного законодательства, что жилищное право — институт гражданского права . ——————————— См.: Седугин П. И. Указ. соч. С. 10. Автор имел в виду кардинальное обновление и кодификацию жилищного законодательства, которые осуществлялись в девяностые годы прошлого столетия после принятия Основ жилищного законодательства. Мы считаем необходимым обратить на это внимание, поскольку с принятием ныне действующего ЖК РФ проведено еще более кардинальное обновление жилищного законодательства и кодификация его. Мы не касаемся здесь вопроса, насколько качественно это сделано. См.: Яковлев В. Ф. Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик и режим правового регулирования жилищных отношений // Основы советского жилищного законодательства. Межвуз. сб. науч. трудов. Свердловск: УрГУ, 1981. С. 45.

А. Е. Пиголкин с общетеоретических позиций тоже подчеркивает, что жилищное право выделяется в качестве подотрасли более крупной и сложной по составу отрасли права — гражданского права . Действительно, в гражданском праве многие цивилисты выделяют такие его подотрасли, как право собственности, обязательственное право, право интеллектуальной собственности и др. ——————————— См.: Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Под общей ред. А. С. Пиголкина. М., 1995. С. 184.

По нашему мнению, в перспективе развитие жилищного права будет идти по пути все большего взаимодействия его с нормами гражданско-правового характера и ограничения сферы действия норм административного права, которые будут регулировать лишь незначительную группу жилищных отношений, связанных с обеспечением жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан . ——————————— Действующий ЖК РФ установил весьма узкую область применения к жилищным отношениям иного законодательства. В частности, иное законодательство применяется лишь к жилищным отношениям, связанным с: а) ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений; б) использованием инженерного оборудования; в) предоставлением коммунальных услуг; г) внесением платы за коммунальные услуги и т. п. Применительно к такой позиции ЖК РФ можно высказать следующие соображения: во-первых, в качестве приведенных выше жилищных отношений фигурируют лишь такие, к которым могут быть применены нормы гражданского законодательства, а во-вторых, вызывает удовлетворение то, что приведенный перечень жилищных отношений не является исчерпывающим.

Помимо предмета правового регулирования, в общей теории права было признано необходимым выделить для этих целей дополнительный критерий — метод правового регулирования , представляющий собой совокупность юридических свойств, способов и приемов воздействия со стороны государства на регулируемые общественные отношения. Исследование структуры и содержания норм гражданского и жилищного права показывает, что метод правового регулирования ими определенных общественных отношений не имеет существенных различий. Так, порядок установления прав и обязанностей участников отношений, регулируемых названными нормами, вытекает из законов и договоров. В жилищном праве это договоры купли-продажи жилых помещений, коммерческого найма, поднайма, обмена жилых помещений и т. п. ——————————— Весьма значимо, что действующий ЖК РФ не только определил, что признается жилым домом и квартирой, но также п еречислил виды жилых помещений и установил их назначение и пределы использования (см.: ст. ст. 15 — 17).

В цивилистической литературе высказывалась точка зрения о том, что отдельные жилищные отношения возникают не только из договоров, но и из членства в жилищно-строительных кооперативах . Если весьма условно согласиться с такой позицией, необходимо все же отметить, что в самой основе членства граждан в жилищном или жилищно-строительном кооперативе, по существу, тоже лежит договор в виде заявления гражданина о приеме в ЖК или ЖСК для получения конкретного жилого помещения (указывается размер, вид и адрес жилища) и принятого общим собранием решения о зачислении гражданина в члены кооператива и выделении ему соответствующей жилой площади. ——————————— См.: Мешера В. Ф. О делении советского права на отрасли // Советское государство и право. 1957. N 3. С. 96 — 97; Алексеев С. С. Предмет советского социалистического гражданского права. Свердловск, 1959. С. 252.

Идея существования комплексных отраслей права с теми или иными модификациями многие годы поддерживалась в юридической науке рядом ее видных представителей . ——————————— См.: Райхер В. К. Указ. соч. С. 190.

Здесь С. М. Корнеев солидаризируется с В. П. Грибановым, который, анализируя структуру Основ жилищного законодательства, пришел к выводу: жилищное законодательство — комплексное законодательство . ——————————— См.: Корнеев С. М. Основные тенденции развития жилищного права в условиях становления рыночной экономики // Гражданское право России при переходе к рынку (Сборник научных статей преподавателей кафедры гражданского права юридического факультета МГУ, посвященный памяти проф. В. П. Грибанова) / Отв. ред. Е. А. Суханов. М.: ДЕ-ЮРЕ, 1995. С. 149.

от 24 июня 1981 года N 5150-X

Основы жилищного законодательства Союза ССР
и союзных республик

В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране были созданы необходимые предпосылки для решения одной из важнейших социальных проблем - удовлетворения потребности трудящихся в жилье.

Претворяя в жизнь ленинские идеи построения коммунистического общества и осуществляя курс на повышение материального и культурного уровня жизни народа, советское государство последовательно реализует разработанную коммунистической партией программу жилищного строительства.

Высокие темпы развития государственного и общественного жилищного фонда на основе государственных планов, меры, принимаемые государством по содействию кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, создают необходимые условия для обеспечения гарантируемого Конституцией СССР права граждан на жилище.

Важной государственной задачей является обеспечение сохранности жилищного фонда, увеличение срока его службы, повышение уровня благоустройства жилых домов. В решении этой задачи активное участие принимают общественные организации и граждане.

Конституция СССР обязывает граждан бережно относиться к предоставленному им жилищу.

Советское жилищное законодательство призвано содействовать обеспечению права граждан на жилище, эффективному использованию и охране жилищного фонда.

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Право граждан СССР на жилище

В соответствии с Конституцией СССР граждане СССР имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги.

Статья 2. Задачи советского жилищного законодательства

Задачами советского жилищного законодательства являются регулирование жилищных отношений в целях обеспечения гарантируемого Конституцией СССР права граждан СССР на жилище, надлежащего использования и сохранности жилищного фонда, а также укрепление законности в области жилищных отношений.

Статья 3. Жилищное законодательство Союза ССР и союзных
республик

Жилищные отношения в СССР регулируются настоящими Основами и издаваемыми в соответствии с ними другими актами жилищного законодательства Союза ССР, жилищными кодексами и иными актами жилищного законодательства союзных республик.

Отношения, связанные со строительством жилых домов, регулируются соответствующим законодательством Союза ССР и союзных республик.

Статья 4. Жилищный фонд

Находящиеся на территории СССР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд.

Жилищный фонд включает:

жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд);

жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд);

жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов);

жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд).

Государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд). Дома ведомственного жилищного фонда в городах и поселках городского типа подлежат постепенной передаче в ведение местных Советов народных депутатов в порядке и в сроки, определяемые Советом Министров СССР и Советами Министров союзных республик.

В жилищный фонд включаются также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям. К этим домам применяются правила, установленные настоящими основами для общественного жилищного фонда.

В жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера.

(В редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1988 года N 9913-XI).

Статья 5. Назначение жилых домов и жилых помещений

Жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий. Предоставление помещений в жилых домах для нужд промышленного характера запрещается.

Статья 6. Исключение из жилищного фонда жилых домов
и жилых помещений

Периодически, в сроки, устанавливаемые Советами Министров союзных республик, производится обследование состояния жилых домов государственного и общественного жилищного фонда. Непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо такие дома сносятся по решению Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, исполнительного комитета районного (в союзных республиках, не имеющих областного деления), городского (города республиканского подчинения) Совета народных депутатов.

Перевод пригодных для проживания жилых домов и жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда в нежилые, как правило, не допускается. В исключительных случаях перевод жилых домов и жилых помещений в нежилые может осуществляться по решению органов, указанных в части первой настоящей статьи. Перевод жилых домов и жилых помещений ведомственного и общественного жилищного фонда в нежилые производится по предложениям соответствующих министерств, государственных комитетов, ведомств и центральных органов общественных организаций.

Перевод жилых домов и жилых помещений, принадлежащих колхозам, в нежилые осуществляется по решению общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных.

Статья 7. Жилищные права и обязанности граждан

Граждане СССР имеют право на получение в установленном порядке жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда либо в домах жилищно-строительных кооперативов.

Жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, а также в домах жилищно-строительных кооперативов предоставляются гражданам в бессрочное пользование.

Граждане вправе иметь в личной собственности жилой дом (часть дома) в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.

Никто не может быть выселен из занимаемого жилого помещения или ограничен в праве пользования жилым помещением иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным законом.

Граждане обязаны бережно относиться к дому, в котором они проживают, использовать жилое помещение в соответствии с его назначением, соблюдать правила пользования жилыми помещениями и правила социалистического общежития, экономно расходовать воду, газ, электрическую и тепловую энергию.

Жилые дома и жилые помещения не могут использоваться гражданами в целях личной наживы, извлечения нетрудовых доходов и в других корыстных целях, а также в ущерб интересам общества.

Статья 8. Компетенция Союза ССР в области регулирования
жилищных отношений

Ведению Союза ССР в области регулирования жилищных отношений подлежат:

1) обеспечение единства законодательного регулирования жилищных отношений;

2) руководство жилищным хозяйством союзного подчинения, общее руководство жилищным хозяйством союзно-республиканского подчинения;

3) установление общих начал организации и деятельности органов государственного управления жилищным хозяйством;

4) утверждение плановых заданий по капитальному ремонту жилищного фонда по союзным республикам, министерствам, государственным комитетам и ведомствам СССР;

5) проведение единой технической политики в области ремонта жилищного фонда;

6) установление нормативов расходования финансовых и материальных ресурсов на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда по союзным республикам, министерствам, государственным комитетам и ведомствам СССР;

7) установление единого порядка государственного учета жилищного фонда;

8) установление основных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений и пользования ими;

9) установление размера квартирной платы и льгот по оплате жилых помещений и коммунальных услуг;

10) установление основных правил организации и деятельности жилищно-строительных кооперативов;

11) государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда и установление порядка его осуществления;

12) решение других вопросов общесоюзного значения в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда в соответствии с Конституцией и настоящими Основами.

Статья 9. Компетенция союзных республик в области
регулирования жилищных отношений

Ведению союзной республики в области регулирования жилищных отношений вне пределов компетенции Союза ССР подлежат:

1) законодательное регулирование жилищных отношений в республике;

2) руководство жилищным хозяйством союзно-республиканского и республиканского подчинения, установление порядка организации и деятельности органов государственного управления этим хозяйством;

3) утверждение плановых заданий по капитальному ремонту жилищного фонда в республике;

4) осуществление государственного учета жилищного фонда на территории республики;

5) установление порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений и пользования ими;

6) установление порядка и сроков внесения квартирной платы и платы за коммунальные услуги;

7) установление порядка организации и деятельности жилищно-строительных кооперативов, прав и обязанностей их членов;

8) установление правил и норм технической эксплуатации жилых домов и правил пользования придомовыми территориями;

9) осуществление государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда;

10) решение других вопросов в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда, если они не отнесены к компетенции Союза ССР.

РАЗДЕЛ II. УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ

Статья 10. Государственное управление в области использования
и обеспечения сохранности жилищного фонда

Государственное управление в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда осуществляется советом министров СССР, Советами Министров союзных республик, Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, министерствами, государственными комитетами и ведомствами, а также специально уполномоченными на то государственными органами в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.

Статья 11. Органы, осуществляющие управление государственным
и общественным жилищным фондом и фондом
жилищно-строительных кооперативов

Управление жилищным фондом местных Советов народных депутатов осуществляется их исполнительными комитетами и образуемыми ими органами управления.

Управление ведомственным жилищным фондом осуществляется министерствами, государственными комитетами, ведомствами и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями.

Правотворческая деятельность в период развитого социализма характеризовалась следующими основными моментами.

1. Правотворческая деятельность осуществлялась по преимуществу в форме указов Президиума Верховного Совета СССР и нормативных правовых актов Совета министров СССР (так, в 1978 г. было принято 505 нормативных правовых актов, в том числе: 10 законов, 35 указов Президиума Верховного Совета СССР, 216 постановлений и 244 распоряжения Совета министров СССР).

2. К концу 1970-х годов была завершена работа по кодификации основных отраслей права (всего было принято 15 Основ общесоюзного законодательства, на основе которых в союзных республиках были приняты свои кодексы и законы), что привело к относительной стабильности в нормативно-правовом регулировании общественных отношений.

3. Была возрождена практика всенародных обсуждений важнейших законопроектов (на всенародное обсуждение выносились проекты конституций СССР и РСФСР, проекты кодекса законов о труде, брачно-семейного кодекса, закона о трудовых коллективах).

5. Внедрялись плановые начала в законотворческую деятельность высших органов государственной власти и управления СССР: (1) ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и Совет министров СССР утвердили План приведения законодательства СССР в соответствие с Конституцией СССР; (2) также был утвержден План подготовки законодательных актов СССР и постановлений Правительства СССР на 1983—1985 гг.

Гражданское право. Совершенствование норм гражданского права обусловливалось поиском оптимальных путей создания хозяйственного механизма, обеспечивающего деятельность народного хозяйства.

Для преодоления устаревших методов управления экономикой сентябрьский (1965) Пленум ЦК КПСС принял решение о проведении экономической реформы в стране. Задачи реформы сводились к обеспечению сочетания централизованного планирования с хозяйственной инициативой предприятий и усилением экономического стимулирования производства, развитию постоянных прямых связей между предприятиями-изготовителями и предприятиями- потребителями.

С учетом этих задач 4 октября 1965 г. Совет министров СССР утвердил Положение о социалистическом государственном производственном предприятии (его действие было также распространено на научно-исследовательские, проектно-конструкторские институты, театрально-зрелищные предприятия). Положение расширяло права предприятия во всех основных сферах их хозяйственной деятельности — планировании, капитальном строительстве, реализации продукции и приобретении материальных ценностей, заработной платы и финансов. Вышестоящие организации утверждали предприятиям лишь исчерпывающий перечень титановых показателей.

В целях усиления значения прибыли в экономическом стимулировании предприятий и повышения материальной заинтересованности коллективов в достижении высоких производственных показателей на предприятиях образовывались фонды материального поощрения, социально-культурных мероприятий и развития производства. Распоряжение этими фондами осуществлял директор совместно с профсоюзной организацией и под контролем всего коллектива предприятия.

И после этого неоднократно предпринимались дополнительные меры по расширению прав предприятий, развитию хозрасчета и усилению экономических стимулов, но все ограничивалось полумерами, не обеспечивающими эффективной деятельности предприятий и народного хозяйства СССР в целом (самостоятельность предприятий не укладывалась в административно-хозяйственную систему управления).

Важным событием в области гражданского права было принятие Верховным Советом СССР 24 июля 1981 г. Основ машинного законодательства Союза ССР и союзных республик, на базе которых Верховный Совет РСФСР 24 июня 1983 г. принял Жилищный кодекс

РСФСР. Тем самым впервые на уровне законов получили летальное правовое регулирование отношения, связанные с реализацией конституционного права граждан СССР на жилище.

Жилищный кодекс РСФСР закрепил демократический порядок получения гражданами жилища бесплатно, за счет общественных фондов потребления. Все граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, могли беспрепятственно встать на учет по месту жительства в исполкоме местного Совета, а также по месту работы на предприятии, в учреждении или организации.

В целях создания надежных гарантий прав граждан на занимаемое ими жилое помещение Жилищный кодекс детально определял права и обязанности нанимателя и членов его семьи, условия сохранения жилого помещения за временно отсутствующими жильцами, условия обмена и поднайма жилых помещений. Также Кодекс устанавливал исчерпывающий перечень оснований выселения граждан из жилых домов государственного и общественного жилого фонда.

Трудовое право. Важным этапом в развитии советского трудового права явилось принятие Верховным Советом СССР 15 июля 1970 г. Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, на базе которых в декабре 1971 г. был утвержден новый Кодекс законов о труде РСФСР (КЗоТ).

Он состоял из Преамбулы, 24 глав и 256 статей. В него вошли многие нормы ранее действовавшего КЗоТ, но было внесено и много новых норм, направленных на охрану и защиту трудовых прав рабочих и служащих, укрепление трудовой и производственной дисциплины. Так, в целях обеспечения гарантий трудовых прав работников новый КЗоТ: (1) разрешил заключать трудовой договор как в устной, так и в письменной форме; (2) установил обязанность администрации предприятия объявлять работнику под расписку приказ о его принятии на работу; (3) установил, что фактическое допущение работника к работе рассматривается как заключение трудового договора.

КЗоТ более точно определил порядок расторжения трудового договора по инициативе работника: администрация предприятия не мола уволить работника ранее двухнедельного срока со дня подачи заявления об увольнении без его согласия; по истечении этого срока администрация не могла задерживать расчет с работником и отказывать в выдаче трудовой книжки (в противном случае работник мог обратиться с заявлением в суд, по решению которого администрация должна была выплачивать работнику среднюю зарплату за время удержания трудовой книжки).

КЗоТ содержал специальную главу, посвященную регулированию труда женщин, устанавливая для них ряд льгот: ограничивался

труд женщин в ночное время; запрещалось привлекать беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до двух лет, к сверхурочным работам и направлять в командировки; матерям, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставлялся дополнительный отпуск без сохранения зарплаты. Кодекс содержал главу, регулирующую труд молодежи; так, для работающих подростков возрасте до 18 лет предусматривалось сокращение рабочего времени, предоставление отпуска продолжительностью один календарный месяц в летнее время, ежегодные медицинские осмотры и др. Были введены льготы. Для работников, совмещающих работу с обучением: предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска, бесплатный проезд к месту нахождения образовательного учреждения и обратно, сокращение рабочего времени.

Можно утверждать, что трудовое законодательство было одной из немногих отраслей, которое не только закрепляло демократические права, но и содержало действенные гарантии их реализации, позволяло гражданину бороться с любыми не основанными на законе решениями администрации предприятий.

Земельное право. Новый этап в развитии земельного права был связан с принятием Верховным Советом СССР 13 декабря 1968 г. Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, в соответствии с которыми Верховный Совет РСФСР 1 июля 1970 г. принял Земельный кодекс РСФСР. Согласно новому Кодексу единый государственный земельный фонд состоял из земель шести категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения; земли государственного лесного фонда; земли государственного водного фонда; земли государственного запаса.

Для каждой категории земель был установлен особый правовой режим, включающий особый порядок предоставления их в пользование, условия землепользования и правовой охраны.

Земельные участки предоставлялись в пользование решениями советов министров союзных республик, советов министров автономных республик, исполкомами местных Советов. Эти же органы принимали решения об изъятии земельных участков для государственных или общественных нужд, а также в случаях неосвоения земельного участка в течение двух лет подряд либо использование его не в соответствии с целевым назначением.

В качестве обязательного условия землепользования Кодекс называл пользование земельным участком в тех целях, для которых он был предоставлен.

Как и прежде, земля предоставлялась колхозам, совхозам, другим предприятиям и организациям и гражданам СССР в бесплатное пользование на срок до 10 лет или бессрочно.

Большое внимание в Кодексе уделено регулированию землепользования граждан, которым земельные участки предоставлялись в двух целях — для получения сельскохозяйственной продукции и индивидуального жилищного строительства.

Таким образом. Земельный кодекс РСФСР последовательно проводил в жизнь социалистические принципы землепользования, исключая возможность возникновения каких-либо частнособственнических отношений.

Колхозное право. Третий Всесоюзный съезд колхозников (ноябрь 1969 г.) принял новый Примерный устав колхоза, который был утвержден постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 28 ноября 1969 г. В марте 1980 г. Всесоюзное собрание представителей советов колхозов внесло существенные изменения в Примерный устав колхоза.

Следует выделить следующие основные направления развития в этот период правового положения и деятельности колхозов. Были приняты Примерные правила внутреннего распорядка колхозов, Положение о порядке назначения и выплаты колхозникам пособий по временной нетрудоспособности. В краях, областях и районах РСФСР (как и в других союзных республиках) были созданы соответствующие советы колхозов — для дальнейшего развития колхозной демократии, коллективного обсуждения наиболее важных вопросов жизни и деятельности колхозов и выработки соответствующих рекомендаций колхозам и государственным органам. Колхозы признавались социалистическими сельскохозяйственными предприятиями со всеми правами юридического лица, могли иметь в собственности средства производства: трактора, комбайны, автомашины, иное имущество, необходимое для выполнения уставных задач. Они самостоятельно разрабатывали пятилетний и годовые планы развития своего хозяйства (правда, эти планы должны были формироваться исходя из обязательного условия выполнения государственных плановых заданий по закупкам сельскохозяйственной продукции). Колхозам предоставлялись широкие права по распоряжению полученными доходами: им предоставлялось право иметь основные и оборотные фонды, создавать фонды социального обеспечения, социального страхования, материальной помощи колхозникам и др.; колхозам разрешалось часть продукции реализовывать через систему потребительской кооперации или на колхозных рынках.

Природоохранное право. В конце 1970-х были приняты законы СССР, которыми устанавливался правовой режим использования отдельных природных ресурсов. Этими законами и разработанными на их основе кодексами и законами союзных республик закреплялся комплекс мероприятий, которые должны проводиться природопользователями в целях охраны природных ресурсов, а также предусматривались меры ответственности за нарушение природоохранного законодательства.

10 декабря 1970 г. Верховный Совет СССР принял Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик, в соответствии с которыми 30 июня 1972 г. Верховный Совет РСФСР принял Водный кодекс РСФСР. Согласно Водному кодексу все воды РСФСР признавались собственностью государства. Разрешалось использование вод в следующих целях: для удовлетворения питьевых, бытовых, лечебных, оздоровительных и иных нужд населения; для орошения и обводнения засушливых земель, развития растениеводства и животноводства; для нужд энергетики и промышленности; для судоходства и рыбного хозяйства.

Водопользователи были обязаны рационально использовать водный объект или часть его, заботиться об экономном расходовании воды и принимать меры к полному прекращению сброса в водоемы загрязненных сточных вод, строить и содержать в исправном состоянии очистные сооружения. Предприятия и ведомства должны были осуществлять мероприятия по предупреждению наводнений, затоплений, засоления и заболачивания земель и иных негативных последствий, которые могли возникнуть в процессе водопользования в результате тех или иных воздействий на водный объект.

9 июля 1975 г. Верховный Совет СССР принял Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах, в соответствии с которыми 9 июля 1976 г. Верховный Совет РСФСР принял Кодекс о недрах РСФСР.

Законодательством предусматривалось использование недр для геологического изучения; добычи полезных ископаемых; строительства сооружений для подземного хранения нефти, газа, других веществ и материалов; для захоронения вредных веществ и отходов, сброса сточных вод; для иных государственных и общественных нужд. Недра, как правило, предоставлялись в пользование бесплатно. Недропользователи обязывались рационально, комплексно использовать недра в целях удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения, в том числе применять эффективные методы добычи основных и сопутствующих полезных ископаемых и не допускать их сверхнормативных потерь.

17 июня 1977 г. Верховный Совет СССР принял Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, в соответствии с которыми 8 августа 1978 г. Верховный Совет РСФСР принял Лесной кодекс РСФСР.

Согласно Лесному кодексу все леса делились на государственные и колхозные, то есть закрепленные за колхозами вместе с предоставленной им землей. Законодательством разрешалось использование лесов для следующих целей: для промышленной рубки в соответствии с планами экономического и социального развития страны; для ведения охотничье-промыслового хозяйства, охоты, воспроизводства животного мира, заготовки плодов, ягод, грибов и др.; для создания зон отдыха трудящихся.

В процессе лесопользования запрещалось производить рубку леса в неустановленных местах, засорять, захламлять лесные участки сучьями, другими отходами, нарушать пожарную безопасность лесных массивов.

За нарушение природоохранного законодательства виновные лица подлежали привлечению к уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности.

Семейное право. 30 июля 1969 г. Верховный Совет РСФСР принял новый Кодекс о браке и семье РСФСР.

К наиболее значительным новеллам Кодекса можно отнести:

Вводилось внесудебный порядок расторжения брака, через органы загса — при наличии взаимного согласия супругов и отсутствии несовершеннолетних детей, а также по заявлению одного из супругов, если другой супруг осужден к лишению свободы на срок более трех лет, признан в установленном порядке недееспособным либо безвестно отсутствующим.

Устанавливала порядок признания брака недействительным: если при его заключении были нарушены условия вступления в брак — при отсутствии взаимного согласия, с нарушением условия о брачном возрасте или принципа единобрачия; если заключался фиктивно, без цели создания семьи.

Вносились изменения в институт усыновления.

Административное право. 23 октября 1980 г. Верховный Совет СССР принял первый советский кодифицированный акт в области административной ответственности — Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях, в соответствии с которыми 20 июня 1984 г. Верховный Совет РСФСР принял Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (состоял из 5 разделов, 31 главы и 307 статей).

Согласно Кодексу административным правонарушением (проступком) признавалось противоправное виновное деяние, за которое законодательством предусматривалась административная ответственность. Советское государство придерживалось достаточно демократического подхода к трактовке оснований административной ответственности и порядка ее применения, а именно:

  1. административным проступком признавалось только виновное деяние (в форме умысла или неосторожности); при отсутствии вины противоправное деяние не считалось правонарушением;
  2. административный проступок выражался в нарушении конкретного запрета, установленного законодательством; действие, законом прямо не признаваемое административным проступком, не могло влечь административной ответственности.

Кодекс исчерпывающим образом определял перечень органов и должностных лиц, управомоченных разрешать дела об административных проступках и налагать административные взыскания: административные комиссии при исполкомах местных Советов народных депутатов, районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних, народные судьи, органы внутренних дел, органы государственных инспекций, другие уполномоченные органы и должностные лица.

Кодекс закреплял систему процессуальных гарантий защиты прав лица, привлекаемого к административной ответственности, в том числе: право вносить объяснения и замечания в протокол об административном проступке, право знакомиться со всеми материалами дела, право заявлять ходатайства о проведении дополнительных проверок и вызове свидетелей, право пользоваться услугами адвокатов и др.

Субъектами административной ответственности признавались граждане СССР, лица без гражданства, иностранные граждане, а также должностные лица. К административной ответственности привлекались лица, достигшие к моменту совершения проступка 16-летнего возраста.

За совершение административных правонарушений Кодекс устанавливал следующие взыскания: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискацию предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного правонарушителю (право управления транспортным средством, право на охоту); исправительные работы на срок до двух месяцев; административный арест на срок до 15 суток.

В 1969 г. был принят общесоюзный кодифицированный законодательный акт в области исполнения наказания — Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик.

18 декабря 1970 г. был утвержден Исправительно-трудовой кодекс РСФСР :

  1. устанавливал, что исполнение наказания не должно иметь целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства;
  2. регулировал только исполнение наказаний в виде лишений свободы, исправительно-трудовых работ, ссылки, высылки и (с 1977 г.) условного осуждения и условного освобождения с обязательным привлечением к труду;
  3. учреждения, исполнявшие наказание в виде лишения свободы: исправительно-трудовые колонии (общего, усиленного, строгого и особого режимов), тюрьмы воспитательно-трудовые колонии (общего и усиленного режимов); с 1977 г. появился новый вид колоний — колонии-поселения для лиц, совершивших преступления по неосторожности, осужденных к лишению свободы на срок не свыше пяти лет;
  4. устанавливал, что каждый осужденный обязан трудиться; предусматривалось, что оплата труда осужденных осуществляется, как и во всем народном хозяйстве, в соответствии с его количеством и качеством по нормам и расценкам, существующим в соответствующих отраслях народного хозяйства, но с учетом частичного возмещения ими расходов по содержанию исправительно-трудовых учреждений .

Туманов Дмитрий Юрьевич, доцент кафедры теории и истории государства и права филиала Казанского (Приволжского) федерального университета в г. Набережные Челны, кандидат юридических наук.

Статья посвящена законодательному закреплению и вопросам практического обеспечения одного из основополагающих социально-экономических прав - права на жилище в советский период развития отечественного государства и права.

Ключевые слова: жилищная проблема, жилищный фонд, жилищное строительство, жилищное законодательство, обеспечение жильем, право на жилище.

Right to a dwelling in the Soviet state: legislative regulation and problems of provision

The article is devoted to legislative consolidation and questions of practical maintenance of one of the basic social and economic rights - the right for housing during the Soviet period of development of the domestic state and right.

Key words: the housing problem, the housing fund, the housing construction, the housing legislation, maintenance with habitation, the right for housing.

Жилищная проблема волнует едва ли не все население современной России, при этом ее решение во многом переложено на плечи граждан. Но еще не так давно в нашей стране, именовавшейся до начала 1990-х гг. Советским государством, существовал иной подход к ее решению.

Практически с первых дней своего существования Советское государство уделяло самое серьезное внимание улучшению положения трудящихся, которое зависело не только от условий труда и повышения заработной платы, но и от улучшения быта, что напрямую было связано с решением жилищной проблемы.

В правовом отношении право на жилище в Советском государстве длительное время отождествлялось в основном с правом на жилую площадь, которое рассматривалось как гражданско-правовой институт и закреплялось в соответствующих нормативно-правовых актах.

Как и многие другие вопросы того времени, жилищный вопрос в период становления советской власти решался через призму классовой борьбы. Достаточно быстро основу всего жилого фонда в стране стал составлять государственный фонд, к которому относились и жилые фонды местных Советов. Проводилась муниципализация домов буржуазии.

Уже 30.10.1917 СНК принял Декрет "О передаче жилищ в ведение городов" , в соответствии с которым городским Советам было предоставлено право реквизиции пустующих жилых помещений и заселения в них нуждающихся в жилье трудящихся.

См.: Вестник местного самоуправления НКВД. 1918. N 1. С. 13.

Декретом ВЦИК от 20.08.1918 в городах с населением более 10 тыс. жителей отменялось право собственности на строения свыше определенной стоимости, которая определялась местными советскими органами. В муниципализированные дома вселялись нуждающиеся в жилье семьи рабочих. Бывшие владельцы домов уплотнялись или переселялись в освободившиеся рабочими помещения. Только в Москве к концу Гражданской войны путем переселения были улучшены жилищные условия 100 тыс. рабочих (вместе с членами семей) .

СУ РСФСР. 1918. N 62. Ст. 674.
См.: Гимпельсон Е.Г. Советский рабочий класс в 1918 - 1920 гг. Социально-политические изменения. М.: Наука, 1974. С. 273 - 274.

Вторая Программа РКП(б), принятая VIII съездом в марте 1919 г. , определяла в числе прочих задачи партии и в том, чтобы "всеми силами стремиться к улучшению жилищных условий трудящихся масс; к уничтожению скученности и антисанитарности старых кварталов, к уничтожению негодных жилищ, к перестройке старых, постройке новых, соответствующих новым условиям жизни рабочих масс".

Устав и программа Российской коммунистической партии (большевиков), принята VIII съездом партии 18 - 23 марта 1919 г. М.: Государственное издательство, 1922.

Жилищная проблема решалась и путем развития строительства, которое начало развиваться еще до окончания Гражданской войны. Так, 12 сентября 1919 г. Совет обороны постановил принять экстренные меры к постройке жилищ для рабочих Подмосковного бассейна. В 1919 г. было построено жилых помещений на 2290 рабочих и 1710 членов их семейств. Кроме того, строилось ведомственное жилье: Главторф на 2125 рабочих, Главуголь на 4360, Главсахар на 1760, НКПС на 40100 и отдельные заводы на 36670 рабочих . Но этого было явно недостаточно.

См.: Гимпельсон Е.Г. Указ. соч. С. 281 - 282.

После окончания Гражданской войны отношения в жилищной сфере были урегулированы в первом Гражданском кодексе РСФСР 1922 г. договором имущественного найма. Также в 1922 г. была создана жилищная кооперация. С 1923 г. началось восстановление жилого фонда: ремонт старых и строительство новых домов. За три года (1923 - 1925 гг.) в РСФСР, на Украине и в Белоруссии было возведено 100672 строения .

СУ РСФСР. 1922. N 71. Ст. 904.
См.: История советского рабочего класса: В 6 т. М.: Наука, 1984. Т. 2. Рабочий класс - ведущая сила в строительстве социалистического общества. 1921 - 1937 гг. С. 101.

Постоянно увеличивались капиталовложения в строительство жилья. Если в 1925/1926 гг. по СССР затраты в данной области составили 318 млн. руб., то в 1926/1927 гг. - 394 млн. руб. , а затраты за 1927 - 1928 гг. в целом составили уже 630,8 млн. руб., в том числе 390,8 млн. руб. по обобществленному жилому сектору, 120 млн. руб. - по частному .

См.: СССР. Год работы правительства (материалы к отчету за 1926/27 гг.). М.: Главлит, 1928. С. 473.
См.: СССР. Год работы правительства (материалы к отчету за 1927/28 гг.). М.: Главлит, 1929. С. 431.

За 1929 - 1932 гг. ассигнования на жилищное строительство увеличились более чем в три раза. За годы предвоенных пятилеток было построено 205,8 млн. кв. м жилья. Но потребность в жилье оставалась очень острой. В связи с программой индустриализации в годы первых пятилеток быстрыми темпами росло городское население. Норма жилья составляла немногим более 3 кв. м на человека .

См.: Селунская В.М. Социальная структура советского общества: История и современность. М.: Политиздат, 1987. С. 84 - 85.

В течение второй пятилетки в городах и селах государственными и кооперативными предприятиями и организациями было введено в действие 67,3 млн. кв. м общей площади жилищ. Труженики села с помощью государства и колхозов возвели 800 тыс. домов - на одну треть больше, чем в первой. Капиталовложения государственных и кооперативных организаций в жилищное строительство (включая индивидуальное) увеличились по сравнению с первой пятилеткой в 1,8 раза. За 1933 - 1937 гг. в жилищное строительство и здравоохранение было вложено почти столько же, сколько в тяжелую промышленность .

См.: История Коммунистической партии Советского Союза. Т. 4: Коммунистическая партия в борьбе за построение социализма в СССР. 1921 - 1937 гг. Кн. 2. (1929 - 1937 гг.): В 6 т. М.: Политиздат, 1971. С. 460 - 461.

Огромный ущерб был нанесен жилищному фонду страны в годы Великой Отечественной войны. В первые послевоенные годы остро ощущалась нехватка жилья, поэтому Указом Президиума ВС СССР от 26 августа 1948 г. "О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов" было разрешено гражданам на правах личной собственности строить, а также покупать дома в городах и иных населенных пунктах. Указ пользовался широкой популярностью.

Ведомости ВС СССР. 1948. N 36.

В соответствии с Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. наем жилого помещения был выделен в качестве самостоятельного вида договора.

Ведомости ВС СССР. 1961. N 50. Ст. 525.

В 1970-х гг. был достигнут необходимый уровень экономического развития и темпов строительства жилья, который позволил закрепить право на жилище на уровне Основного Закона - в Конституции СССР 1977 г. . Данное право обеспечивалось развитием государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги (ст. 44).

Ведомости ВС СССР. 1977. N 41. Ст. 617.

За 1971 - 1979 гг. было построено 19,5 млн. новых квартир, в результате чего 97 млн. человек, что составляло порядка 40% населения страны, смогли улучшить свои жилищные условия .

См.: Конституция СССР: Политико-правовой комментарий / Общ. ред. Б.Н. Пономарева. М.: Политиздат, 1982. С. 149.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 01.03.1978 N 173 "О мерах по расширению в городах практики комплексного поточного строительства жилых домов, объектов культурно-бытового назначения и коммунального хозяйства" в 1978 - 1980 гг. ставилась задача обеспечения разработки и осуществления мероприятий по широкому внедрению непрерывного планирования и организации комплексного поточного строительства жилья и указанных объектов.

СП СССР. 1978. N 6. Ст. 36.

Жилые дома в СССР строились в основном за счет общественных фондов потребления; трехкомнатная квартира в 45 кв. м обходилась государству в 9 - 10 тыс. руб., а предоставлялась нуждающимся безвозмездно. Стоимость эксплуатации жилого дома, включая капитальный ремонт, составляла около 5 руб. в год на 1 кв. м жилой площади, а доходы от квартирной платы не превышали 1 руб. 70 коп. за кв. м, т.е. в три раза меньше фактических затрат .

См.: Конституционный статус личности в СССР. М.: Юрид. лит., 1980. С. 127 - 128.

Право на жилище обеспечивалось невысокой платой за жилье и коммунальные услуги. В СССР квартирная плата оставалась неизменной с 1928 г. и составляла, включая коммунальные услуги, в среднем 3% от доходов в семьях рабочих и служащих. Плата за жилье и коммунальные услуги составляла менее 1/3 от тех расходов, которые несло государство на эксплуатацию и содержание жилищного фонда. В начале 1980-х гг. около 80% городского населения проживало в отдельных квартирах .

Экономика и внешнеэкономические связи СССР: Справочник / Под ред. И.Н. Устинова. М.: Международные отношения, 1983. С. 125.

Более подробную регламентацию вопросы, связанные с обеспечением права на жилище, нашли в Основах жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик , принятых Верховным Советом СССР 24.06.1981.

Ведомости ВС СССР. 1981. N 26. Ст. 834.

Вместе с тем следует отметить, что уже во второй половине 1970-х гг. ситуация в жилищном секторе народного хозяйства стала меняться не в лучшую сторону. Темпы ввода в действие жилых домов в 10-й пятилетке впервые упали по сравнению с предыдущими пятилетними периодами: было введено в действие 527,3 млн. кв. м общей жилой площади, тогда как по итогам 9-й пятилетки было введено 544,8 млн. кв. м . В первой половине 1980-х гг. ситуация стала усугубляться. Так, в Тульской области за 1981 - 1984 гг. план ввода в эксплуатацию жилых домов оказался выполненным на 79%, план 9 месяцев 1985 г. - на 73%. В области ожидали улучшения условий свыше 90 тыс. семей, многие ожидали очереди более 15 лет. Более 6 тыс. чел. проживало в бараках, иных непригодных для проживания помещениях. Застройки новых районов велись с недостатками, не отслеживалось их комплексное развитие (из Постановления Президиума Верховного Совета СССР от 25.11.1985 N 3633-XI "О работе Советов народных депутатов Тульской области по обеспечению выполнения заданий по строительству жилья, повышения его качества, соблюдения требований законодательства о сохранности жилого фонда" ).

См.: Народное хозяйство СССР, 1922 - 1982: Юбилейный стат. ежегодник / Ред.: Е.А. Тимофеева, Ю.С. Чупрова. М.: Финансы и статистика, 1982. С. 425.
Национальный архив Республики Татарстан (далее - НА РТ). Р. 3610. Оп. 1. Д. 1691. Л. 82 - 83.

Аналогичным образом ситуация развивалась в других регионах (см., например, Постановление Президиума Верховного Совета СССР от 12.08.1985 N 3012-XI "О работе Советов народных депутатов и хозяйственных организаций Иркутской области по соблюдению требований законодательства об обеспечении сохранности жилого фонда и улучшению жилищных условий граждан" ; Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 17.07.1985 N 823-XI "О работе Советов народных депутатов Амурской области по обеспечению соблюдения жилищного законодательства" , N 824-XI "О работе Советов народных депутатов Ивановской области по обеспечению выполнения планов строительства жилья и объектов социально-культурного назначения" и др.).

НА РТ. Р. 3610. Оп. 1. Д. 1691. Л. 58 - 59.
НА РТ. Р. 3610. Оп. 1. Д. 1691. Л. 7 - 11.
НА РТ. Р. 3610. Оп. 1. Д. 1691. Л. 12 - 15.

Приведенные данные свидетельствуют, что на рубеже 1970 - 1980-х гг. экономика СССР становилась все менее эффективной вследствие сверхцентрализованного управления огромным народным хозяйством, излишне жесткого планирования, охватывавшего все сферы производственных отношений. В 1980-х гг. кризис стал приобретать системный характер, охватив практически все сферы общественной жизни. Срывались крупнейшие народно-хозяйственные программы, в том числе и жилищная, которая в период существования Советского государства так и не была реализована в полном объеме.

Развитие института прав и свобод граждан, включая право на жилище, его законодательное регулирование и обеспечение практической реализации в советскую эпоху вызывает неоднозначные оценки. Да, на отдельных этапах имелись негативные моменты, например, в виде поражения в правах по классовому признаку. Но разве сегодня, более двадцати лет спустя после распада Советского Союза, можно утверждать, что современная система обеспечения прав граждан в России, особенно социально-экономических, более совершенна, чем советская в послевоенный период? Задача современных исследователей - выявить то положительное наследие ушедшей эпохи, которое, безусловно, имело место и не должно пылиться на свалке истории.

Литература

  1. Гимпельсон Е.Г. Советский рабочий класс в 1918 - 1920 гг. Социально-политические изменения. М.: Наука, 1974. С. 273 - 274.
  2. История Коммунистической партии Советского Союза. Т. 4: Коммунистическая партия в борьбе за построение социализма в СССР. 1921 - 1937 гг. Кн. 2 (1929 - 1937 гг.). М.: Политиздат, 1971. С. 460 - 461.
  3. История советского рабочего класса: В 6 т. М.: Наука, 1984. Т. 2. Рабочий класс - ведущая сила в строительстве социалистического общества. 1921 - 1937 гг. С. 101.
  4. Конституционный статус личности в СССР. М.: Юрид. лит., 1980. С. 127 - 128.
  5. Конституция СССР: Политико-правовой комментарий / Общ. ред. Б.Н. Пономарева. М.: Политиздат, 1982. С. 149.
  6. Народное хозяйство СССР, 1922 - 1982: Юбилейный стат. ежегодник / Ред.: Е.А. Тимофеева, Ю.С. Чупрова. М.: Финансы и статистика, 1982. С. 425.
  7. Селунская В.М. Социальная структура советского общества: история и современность. М.: Политиздат, 1987. С. 84 - 85.
  8. СССР. Год работы правительства (материалы к отчету за 1926/27 гг.). М.: Главлит, 1928. С. 473.
  9. СССР. Год работы правительства (материалы к отчету за 1927/28 гг.). М.: Главлит, 1929. С. 431.
  10. Экономика и внешнеэкономические связи СССР: Справочник / Под ред. И.Н. Устинова. М.: Международные отношения, 1983. С. 125.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: