Проблема памяти в гештальтпсихологии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Цель работы – исследовать теории памяти
Задачи:
1) дать общее представление о памяти;
2) рассмотреть процессы и виды памяти, их особенности;
3) рассмотреть особенности нарушения памяти;
4) проанализировать психологические теории памяти

Содержание работы
Файлы: 1 файл

курсовая (2).doc

Каждый из перечисленных методов имеет свои недостатки и преимущества, но поскольку условия и цели экспериментов неодинаковы, то использование того или иного метода зависит от обстоятельств.

2.2 Гештальт теория памяти

В конце XIX в. на смену ассоциативной теории памяти пришла гештальттеория. Для нее исходным понятием и одновременно главным принципом, на базе которого необходимо объяснять феномены памяти, выступила не ассоциация первичных элементов, а их изначальная, целостная организация - гештальт. Именно законы формирования гештальта, по убеждению сторонников этой теории, определяют память.

Совокупность фактов, свидетельствующих о роли структурного объединения материала в процессе запоминания, была использована гештальтпсихологией. Ее представители попытались превратить структуру в такой же всеобщий принцип, каким ассоциация была для сторонников ассоциативной теории. Структурирование признается единственной и универсальной основой памяти.

Основное понятие гештальтпсихологии - понятие гештальта (от нем. Gestalt - образ), что означает изначально целостную структуру. Психической деятельности свойственно стремление к целостности, завершенности. В соответствии с этим в качестве основы образования связей здесь признается организация материала, которая определяет и аналогичную структуру следов памяти в мозге по принципу изоморфизма, т.е. подобия по форме. В гештальтпсихологии принцип целостности выступает как изначально данный, и законы гештальта (как и законы ассоциаций) действуют вне и помимо воли и сознания самого человека.

Стремление психической деятельности к завершенности проявляется также в том, что неоконченное действие, невыполненное намерение оставляет след в виде напряжения в системе психики. Это напряжение стремится разрядиться (в реальном или символическом плане). Следствием сохраняющегося напряжения является, к примеру, эффект незавершенного действия, который состоит в том, что содержание неоконченного действия запоминается человеком лучше, чем содержание оконченного. Отсутствие целостности, завершенности порождает не только напряжение, но способствует внутренним конфликтам, неврозам.

Основной принцип теории памяти, по гештальту, заключается в том, что анализ отдельных элементов ассоциации не может привести к пониманию целого, поскольку целое определяется не суммой, а взаимозависимостью отдельных его частей. Отдельно взятая часть - только часть и никакого представления о целом не дает.

Таким образом, вся многообразная деятельность памяти опять сведена к одной форме. Вместо универсального закона ассоциации гештальтисты пытаются установить универсальный принцип структуры.

2.3 Бихевиористическая теория памяти

Бихевиористическая теория памяти возникла на почве стремления внедрить в психологию объективные научные методы. Ученые бихевиористы сделали большой вклад в развитие экспериментальной психологии памяти, в частности, создали много методик, которые позволяют получить ее количественные характеристики. Используя схему условного рефлекса, разработанную И. П. Павловым ("стимул-реакция"), они стремились установить законы памяти как самостоятельной функции, абстрагируясь от конкретных видов деятельности человека и максимально регламентируя активность исследуемых.

В бихевиористической теории памяти подчеркивается роль упражнений, необходимых для закрепления материала. В процессе закрепления происходит перенос навыков - позитивное или негативное влияние результатов предыдущего обучения на дальнейшее. На успешность закрепления влияет также интервал между упражнениями, мера сходства и объем материала, степень научения, возраст и индивидуальные различия между людьми. Например, связь между действием и его результатом запоминается тем лучше, чем больше удовольствия вызывает этот результат. И наоборот, запоминание слабеет, если результат окажется нежелательным или безразличным (закон эффекта за Э. Торндайком).

Достижения этой теории памяти содействовали становлению программированного обучения, инженерной психологии, ее представители считают бихевиоризм практически единственным объективным подходом к исследуемым явлениям.

Взгляды на проблему памяти сторонников бихевиоризма и ассоцианистов оказались очень близкими. Единственное существенное различие между ними заключается в том, что бихевиористы подчеркивают роли упражнений в запоминании материала и много внимания уделяют изучению работы памяти в процессе обучения.

Занимаясь изучением формирования когнитивных карт, Э.Толмен подошел к очень важной и существенно проблеме: каковы условия, способствующие возникновению узких карт, ограниченных отдельными участками пути, и каковы условия, которые приводят к образованию широких карт, и не только у крыс, но и у человека. Автор пришел к заключению, что образование узких карт, ограниченных определенным участком, в отличие от широких, по-видимому, связано со следующими причинами:

1. Повреждение мозга;

2. Неудачное расположение раздражителей, предъявляемых из внешней среды;

3. Слишком большое количество повторений первоначально выученного пути;
4. Наличие избыточной мотивации или условий, вызывающих слишком сильную фрустрацию.

В исследовании произвольной памяти у бихевиористов в качестве центральной проблемы выступает заучивание наизусть. Она главным образом сливается с проблемой словесного обучения и словесного поведения. В ряде исследований получили подтверждение и дальнейшее развитие известные положения о влиянии повторений на успешность заучивания, о зависимости его от объема и характера материала, от положения элемента в ряду.

Новую интерпретацию роли осмысленности материала для запоминания дали опыты Дж. Миллера, которые показали, как увеличивается успешность воспроизведения по мере приближения словесного ряда к статистической структуре языка.

2.4 Деятельная теория памяти

В отечественной психологии преимущественное развитие получило направление в изучении памяти, связанное с общепсихологической теорией деятельности. В контексте этой теории память выступает как особый вид психологической деятельности, включающей систему теоретических и практических действий, подчиненных решению мнемической задачи — запоминания, сохранения и воспроизведения разнообразной информации. Здесь внимательно исследуется состав мнемических действий и операций, зависимость продуктивности памяти от того, какое место в структуре занимают цель и средства запоминания (или воспроизведения), сравнительная продуктивность произвольного и непроизвольного запоминания в зависимости от организации мнемической деятельности (А.НЛеонтьев, П.И.Зинченко, А.А.Смирнов и др.).

Начало изучению памяти как деятельности было положено работами французских ученых, в частности П.Жане. Он одним из первых стал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение материала. Французской школой в психологии была доказана социальная обусловленность всех процессов памяти, ее прямая зависимость от практической деятельности человека.

У нас в стране эта концепция получила свое дальнейшее развитие в культурно-исторической теории происхождения высших психических функций. Были выделены этапы фило- и онтогенетического развития памяти, особенно произвольной и непроизвольной, непосредственной и опосредствованной. Согласно деятельностной теории памяти, образование связей-ассоциаций между различными представлениями, а также запоминание, хранение и воспроизведение материала объясняются тем, что делает человек с этим материалом в процессе его мнемической обработки.

Ряд интересных фактов, раскрывающих особенности механизмов запоминания, условия, при которых оно происходит лучше или хуже, обнаружил в своих исследованиях А.А.Смирнов. Он установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и сами эти препятствия.

Деятельная теория памяти опирается на теорию актов, представители которой (Ж. Пиаже, А. Валлон, Т. Рибо и др.) рассматривают память как историческую форму деятельности, высшее проявление которой - произвольная память. Они считают мимо вольную память биологической функцией, в связи с чем отрицают наличие памяти у животных, а также у детей до 3-4 лет.

Принцип единства психики и деятельности, сформулирован Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, стал основополагающим в проведенных на основе этой теории исследованиях памяти. Л. С. Выготский исследовал память в плане "культурно-исторической концепции". Специфику высших форм памяти он видел в использовании знаков-средств, предметных и вербальных, с помощью которых человек регулирует процессы запоминания и воспроизведения. Только при таких условиях память из натуральной (самопроизвольной) превращается в опосредованную , которая проявляется как особая самостоятельная форма мнемической деятельности. Развивая вслед за П. Жане идею интериоризации, Л. С. Выготский различал внешние формы мнемической деятельности как "социальные" и внутренние - как "интрапсихологические", которые генетически развиваются на основе внешних факторов.

Разрабатывался генетический метод изучения памяти, определялись пути ее экспериментального изучения в связи с ролью ведущей деятельности в определенном возрасте, взаимосвязи с другими психическими процессами - перцептивными, умственными, эмоционально-волевыми.

Доказано, что человек постепенно овладевает своей памятью, учится управлять ею. Это подтверждают результаты эксперимента: дошкольникам, школьникам и студентам предлагали для запоминания и последующего воспроизведения 15 предложений. Затем, при запоминании уже других 15 предложений, этим группам исследуемых предоставляли вспомогательные средства - картинки с изображениями различных предметов, прямо не связанных с содержанием предложений. Как выяснилось, введение вспомогательных средств практически не улучшает запоминания дошкольников, но существенно помогает ученикам. В группе студентов результат запоминания с картинками хуже, чем у учеников. Эти данные объясняются тем, что запоминание дошкольников является непосредственным, естественным. Учащиеся начинают овладевать собственным поведением и памятью, поэтому способны пользоваться при запоминании вспомогательными средствами. Запоминание у них находится на этапе перехода от внешнего, непосредственного к внутреннему, опосредствованному процессу. Студентам уже не нужны внешние средства - они обладают внутренними средствами запоминания. Опрос студентов показал, что такими средствами (ассоциации, группировки слов, создание образов, повторение) они пользовались с самого начала эксперимента. В этом случае их преимущество было вполне очевидно.

Следовательно, развитие памяти происходит через развитие запоминания с помощью внешних знаков - стимулов. Затем эти стимулы интериоризируються и становятся внутренними средствами, пользуясь которыми, индивид начинает управлять своей памятью. Она превращается в сложноорганизованную активность, необходимую в процессе познания. Не подкрепленная тренировкой, хорошая природная память существенно не влияет на успехи индивида.

Представители деятельной теории памяти изучали этот психический процесс в связи с операционной, мотивационной и целевой структурами конкретных видов деятельности.

П. И. Зинченко разработал концепцию самопроизвольной памяти как активного процесса, который всегда включен в структуру познавательной или практической деятельности.

В трудах А. А. Смирнова была раскрыта роль интеллектуальной и других форм активности субъекта в условиях произвольного и самопроизвольно запоминания.

ПАМЯТЬ С ПОЗИЦИИ
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИИ
Гештальтпсихологи трактовали Запоминание как возникновение
гештальтов - таких целостных образований, основой которых являются
особенности самого материала.
Характерно, что, по мнению гештальтпсихологов, при осмысленном
запоминании самоорганизация материала является более совершенной,
происходит быстрее и является более прочной, чем при механическом
запоминании.

Большую успешность в запоминании смыслового и связанного материала по
сравнению с бессмысленными слогами и несвязанными элементами, гештальтпсихологи также относили за счет хорошей и плохой организации.
Келер видел причину преимущества в запоминании слов перед
бессмысленными слогами в том, что слова являются материалом,
организованным уже хотя бы по своему смысловому значению.
Ряд бессмысленных слогов не представляет структурированного целого, в силу
этого его невозможно запомнить без специальной организации. Поэтому в
запоминании бессвязанного материала Келер особенно подчеркивал значение
намерения - активной направленности на организацию материала и считал, что
вне намерения запоминание такого материала невозможно.

Гештальт-психология, выдвинула структуру материала в качестве ведущего
условия запоминания, поэтому для усвоения неорганизованного,
бессмысленного материала, вынуждена была вводить дополнительные
исходное условие - намерение субъекта.
Особо подчеркивалась невозможность намеренного запоминания бессвязного
материала. Однако опыты многих исследователей показали, что бессмысленные
слоги могут запоминаться ненамеренно, если субъект осуществляет с ними
определенную деятельность.

Преимущественное удержание в непреднамеренном запоминании прерванной,
незаконченной деятельности оказалось одним из важных правил психологии, которое
было широко использовано как в педагогике, так и в искусстве.
Эти факты значительно расширили сферу изучения явлений памяти, которая в
большинстве исследований была ограничена наблюдениями за условиями
предъявления и заучивания материала в той или иной форме; они заставляют ставить
вопрос о приближении исследований памяти к изучению системы поведения человека в
целом.
Для ряда направлений в психологии было характерным выделение активной,
деятельной стороны сознания. Оно шло различными путями у различных
представителей психологической науки.
В проблеме памяти психологи - в противоположность ассоцианизму - стали
подчеркивать роль восприятия, внимания, апперцепции, намерения как особого
рода активности сознания в запоминании и воспроизведении.

Был выявлен ряд факторов, влияющих на протекание процессов памяти, особенно
сохранения: активность, интерес, внимание, осознание задачи, а также
сопровождающие протекание процессов памяти эмоции.
Все эти факторы, определяющие продуктивность запоминания, тем не менее, не
раскрывали содержания этого процесса. Поэтому в ряде случаев вместо анализа
психологического содержания процессов памяти исследователи ссылались на их
физиологические механизмы.
Запоминание характеризовалось как образование достаточно прочных временных
связей; воспроизведение и узнавание - как актуализация и функционирование
временных связей, забывание - как торможение временных связей.
Вопрос же о собственно психологическом содержании мнемических процессов
оставался открытым.

В большинстве случаев теории ассоциативной психологии представляют собой вариант механистической трактовки психических явлений. В понимании ассоционистов психические процессы связываются, объединяются друг с другом сами, независимо от осознания нами существенных внутренних связей самих предметов и явлений, отражением которых эти психические процессы являются.

Раскрытие их закономерностей было дано И. М. Сеченовым и И. П. Павловым.

По Павлову, ассоциации — не что иное, как временная связь, возникающая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей. Представители бихевиоризма по своим взглядам оказались очень близки к ассоционистам. Но бихевиористы подчеркивали роль подкрепления в запоминании материала. Они исходили из утверждения, что для успешного запоминания необходимо подкрепить процесс запоминания каким-либо стимулом. На смену ассоциативной теории пришла гештальттеория. Исходным понятием в данной теории была не ассоциация предметов или явлений, а их изначальная, целостная организация — гештальт. Основной постулат данного направления психологии гласит, что системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей. Сторонники данной теории исходили из того, что материал, с которым мы имеем дело, выступает в виде целостной структуры. В исследованиях, где проводились эксперименты с позиции гештальтпсихологии, было получено много интересных фактов. Так, исследования Б. В. Зейгарник показали, что если испытуемым предложить серию заданий, причем одни позволить им выполнить до конца, а другие прервать незавершенными, то впоследствии испытуемые вспоминали незавершенные задания в два раза чаще, чем завершенные к моменту прерывания. Данное явление можно объяснить так. При получении задания у испытуемого появляется потребность выполнить его. Эта потребность, которую К. Левин назвал квазипотребностью, усиливается в процессе выполнения задания. Она оказывается реализованной, когда задание выполнено, и остается неудовлетворенной, если задание не доведено до конца. Следовательно, мотивация влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий. Однако следует отметить, что, несмотря на определенные успехи и достижения, гештальтпсихология не смогла дать обоснованный ответ на самые важные вопросы исследования памяти, а именно на вопрос о ее происхождении.

Некоторые ответы на эти вопросы дала гештальтпсихология, предпринявшая попытку объяснить память с позиций гештальтизма. Запоминание гештальтпсихологи трактовали как возникновение гештальтов - таких целостных образований, основой которых являются особенности самого материала. При этом возникновение гештальта происходит как независимая от субъекта самоорганизация материала по принципам близости, сходства, “хорошей формы” и т.п. Характерно, что, по мнению гештальтпсихологов, при осмысленном запоминании самоорганизация материала является более совершенной, происходит быстрее и является более прочной, чем при механическом запоминании.

Более близко по сравнению с ассоцианистами гештальтпсихологи подошли и к объяснению избирательности памяти. Считалось, что актуализированное потребностное состояние создает у субъекта в данный момент установку на запоминание или воспроизведение. Эта установка вызывает в сознание человека уже имеющиеся у него гештальты, на основе которых и осуществляется отбор нужного материала. Объяснив таким образом избирательность памяти, эта теория столкнулась с проблемой генезиса гештальта и мотивационных состояний, которую не смогла преодолеть, поскольку так же, как и ассоцианизм, не смогла решить проблему активности самого субъекта памяти.

О памяти как особой деятельности субъекта, сознательно направленной на запоминание или воспроизведение информации, не идет речь и в психоанализе. Вместе с тем, его заслугой явилось выявление роли потребностей, мотивов и эмоций в функционировании памяти.

Структурные модели памяти в когнитивной психологии

Наряду с представленной выше монистической трактовкой благодаря психологии сознания, опиравшейся на данные интроспекции, было положено началомножественной (двойственной) трактовке памяти. Она была заявлена впервые в опубликованной в 1890 году работе У.Джеймса “Принципы психологии”, где память была описана не как нечто единое, а как система, состоящая из первичной и вторичной памяти. У.Джеймс считал, что в мозговой ткани человека при поступлении информации проторяются своего рода “ пути”. При этом некоторые мозговые ткани ведут себя как воск под печатью: ни одно из впечатлений не может быть стерто. Другие реагируют, подобно желе, и надолго впечатлений не сохраняют. Тем самым указывалось на то, что первичная память преходяща, и ее содержание составляют впечатления, непосредственно представленные в сознании, которые быстро стираются. Вторичная память рассматривалась как хранилище постоянных знаний человека, которые могут воспроизводиться им. Однако научных данных о двойственности в работе памяти в то время не было, вследствие чего теория У.Джеймса была “положена под сукно” на 75 лет.

Второе дыхание эта идея получила в современной когнитивной психологии после возникновения кибернетики. “Отец “ кибернетики Винер в 1948 году разделил память на текущую и постоянную. В 50-60 годы ХХ века эта идея была подхвачена психологами и зафиксирована в понятиях “кратковременная память” и “долговременная память”. В 1965 году Во и Норман предложили одну из первых структурных моделей памяти .

В этой модели памяти информация из первичной памяти теряется не потому, что затухает, а потому, что она вытесняется вновь поступающей информацией. Данная модель в дальнейшем стала основой для разработки других, основанных на компьютерной метафоре, то есть аналогии между процессом переработки информации человеком и компьютером, сводящемся к перекачке информации в системе памяти, которая рассматривалась как временной канал прохождения информации.

Среди такого рода моделей наиболее широкое признание получила модель памяти Р.Аткинсона и Р. Шиффрина, которые в 1968 году создали представление о памяти как о динамической многоуровневой системе, которая имеет четко зафиксированную структуру и меняющиеся способы управления. Структуру составляют основные хранилища памяти: сенсорный регистр (мгновенная память, сенсорная память), кратковременная и долговременная память. Способами управления являются такие как кодирование информации, операции повторения, стратегии поиска информации в хранилищах памяти.

Сенсорный регистр

Использование специальных методических приемов, позволяющих регистрировать явления в течение десятых и сотых долей секунды, показало, что психическая деятельность, субъективно воспринимаемая человеком как мгновенный акт, в действительности является сложной системой операций преобразования поступающих на сенсорный вход человека сигналов. Эта система операций преобразования информации, поступающей на органы чувств человека, названа сенсорным регистром.Он представляет собой несколько ультракратковременных хранилищ сенсорной информации, работа которых осуществляется как бы автоматически.

· Эти хранилища модально специфичны, поскольку кодирование поступающей на сенсорные входы информации изоморфно соответствующим органам чувств. Поэтому существуют хранилище мгновенной зрительной памяти ( иконическая пам ять), хранилище мгновенной слуховой памяти (эхоическая память) и т.п.

· Объем каждого модально специфичного хранилища в сенсорном регистре очень мал, время хранения в нем информации составляет от 0,25 до 0,5 секунды. Это означает, что такие хранилища должны очень быстро освобождаться для вновь поступающей из внешней среды информации для того, чтобы не нарушался информационный баланс со средой, то есть чувственная связь человеком с внешним миром. Поэтому часть информации из сенсорного регистра утрачивается, а другая часть переводится в хранилище кратковременной памяти.

· В такого рода селекции информации заключается сущность процесса управления сенсорным регистром. Очевидно, что такое управление связано с организацией внимания человека, одной из функций которого и является отбор информации под влиянием внешней инструкции или самоинструкции, особенностей объекта, потребностей человека, его мотивации, эмоционального состояния и т.п.

Кратковременная память

Хранилище кратковременной памяти (КВХ) авторы теории отождествляют с актуальным содержанием сознания человека. Кратковременная память – это подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование информации, поступающей из сенсорного регистра и долговременной памяти.

· Информация в КВХ имеет определенную модальность в зависимости от того, с какого сенсорного регистра она поступает. Однако уже здесь к ней может подключиться информация из долговременной памяти человека. Например, человек воспринимает яркий оранжевый круглый с характерным цитрусовым запахом и шероховатой неровной поверхностью предмет. Эту информацию он получает с сенсорного регистра. Но сразу же при поступлении её в КВХ вербальное название этого предмета (апельсин) активируется в долговременной памяти и переносится в КВХ. Так происходит узнавание человеком тех объектов мира, с которыми он ранее встречался.

· Хранилище кратковременной памяти имеет ограниченный объем и поэтому может удерживать лишь определенное число информационных единиц, определяемое как шанк или число Миллера ( 7 плюс-минус 2, то есть от 5 до 9).

· Время хранения информации в КВХ составляет от 20 до 30 секунд, после чего образ, утраченный из КВХ, восстановить практически невозможно.

· Однако путем повторения информацию можно удержать в кратковременной памяти на время, длительность которого определяется самим субъектом.

· Извлечение информации из КВХ осуществляется достаточно быстро и точно. По экспериментальным данным, время извлечения такой информации как буквы и числа 10-30 миллисекунд на один элемент.

· Механизма забывания заключается в вытеснении или замещении ранее поступившей информации вновь поступающей.

Буфер повторения – это своего рода резервуар памяти, вмещающий ограниченное число элементов информации. Если буфер не заполнен, информация помещается в него. При полном заполнении буфера каждый новый элемент попадает туда, полностью вытесняя оттуда один из уже имеющихся, который или вымещается из памяти или переводится в долговременную память. Выбор такого элемента может быть случайным, но может и зависеть от таких факторов как легкость стирания, длительность пребывания в буфере, мотивация запоминания, потребность в данной информации и т.д.

В целом относительно переноса информации из КВХ в ДВХ справедливо следующее: запоминание информации является функцией времени пребывания её в буфере повторения. Недаром говорят, что повторение – мать учения.

Долговременная память

Долговременная память (ДВХ) – это подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное хранение информации. Сохраняющаяся здесь информация не стирается и не вытесняется так, как это происходит в КВХ и сенсорном регистре, хотя может быть недоступна для извлечения ( см.теории забывания). В ДВХ существуют хранилища каждой сенсорной модальности( об этом говорит способность человека к узнаванию звуков,запахов, вкуса и т.п.). Вместе с тем, здесь может сохраняться и такая информация, которая не связана ни с одной модальностью ( память о времени, пространстве, скорости и пр.). Гипотетически общий объем ДВХ безграничен.

Дальнейшее развитие представления о памяти в когнитивной психологии получили в теории поуровневой обработки информации, созданной Крэйком и Локхардом, на основе которой была создана иерархическая модель памяти. ( См. А.П.Лобанов Когнитивная психология: от ощущений до интеллекта. -Мн, 2008. – С.240-243).

Читайте также: