Желтый цвет в преступлении и наказании кратко

Обновлено: 04.07.2024

В произведениях Ф. М. Достоевского много цветовых символов. Встречаются они довольно часто и в романе “Преступление и наказание”. Именно цвет помогает понять душевное состояние героев произведения.

Чаще всего на страницах романа встречается желтый цвет. Это – “желтенькие обои” в комнате Раскольникова и других героев. “Пожелтелая кацавейка” у Алены Ивановны. У Сони – “желтый билет”.

У Лужина перстень с желтым камнем. Желтая мебель, желтое лицо, желтые рамки, сахар тоже желтого цвета. Ощущение от такой цветовой

Эти детали отражают безысходность, с которой сталкиваются наши герои, и предвещают недобрые события.

В “Преступлении и наказании” желтый цвет имеет грязный оттенок, это цвет болезни, душевного расстройства. Характерной чертой, по которой мы узнаем людей, затронутых болезнью, это нездоровый желтый цвет. У Сони бледное лицо “с горящими глазами”.

У Порфирия Петровича “желтое лицо”. Желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, женщина-самоубийца с желтым испитым лицом. Бледность и желтизна – основная портретная характеристика

Для описания внутреннего состояния героев Достоевский использует слово желчный, которое имеет дополнительный смысл – злой, горький. Давайте вспомним, как Раскольников просыпается в своей комнате с желтенькими обоями, а состояние его желчное, раздражительное. Находясь в своей желтой каморке, герой желчно улыбается.

Такая обстановка душит, давит, заставляет в голове вынашивать чудовищные теории.

Часто в романе встречается красный цвет. И оттенков у него множество: от розового до багряного.
Самой яркой является сцена убийства старухи-процентщицы. Лужи крови, красный сафьян, красный гарнитур. Данный цвет – символ действия, активности. Раскольников идет на убийство, как на казнь.

Но все равно идет. Сил у него почти нет. Они появляются только после первого удара топором, что символично: чувствуется в этом какая-то животная жажда крови. Герой вытирает красные от крови руки об красный гарнитур, чтоб незаметней было.

И молодые мужики из первого сна Раскольникова, которые добивают лошаденку, тоже с красными, как морковь, лицами. Проснувшись, Раскольников видит ярко-красный закат и понимает, что не сможет совершить задуманное, что идея его безумна. И природа как бы поддерживает героя в этом решении.

Разные оттенки красного цвета скрываются и в именах героев. Родион по-гречески означает розовый. Это символично, ведь розовый цвет ассоциируется с незащищенностью, ранимостью, добротой.

Хотя герой совершает страшное преступление, мы помним и добрые его поступки. Он отдает последние гроши Мармеладовым, спасает от старого развратника девочку на бульваре.

Имя Порфирий с греческого означает багряный. А порфира – багряница, что тоже вызывает определенные ассоциации. Ведь именно Порфирий будет главным мучителем Раскольникова.

На фоне болезненно-желтого выделяются и другие цвета. Например, голубой и синий. У Сонечки “замечательные голубые глаза”.

Кроме желтых обоев, в комнате героини есть синяя скатерть, что тоже ассоциируется с чистым, спокойным небом. Раскольникову перед убийством старухи кажется, что он в пустыне. Поэтому герой жадно пьет спасительную воду из родника.

Таким спасением для Родиона Раскольникова в эпилоге романа станет и Сонечка со своими “замечательными голубыми глазами”.

У Свидригайлова тоже голубые глаза, но смотрит он тяжело и пристально. Мы видим, как Достоевский по-разному использует оттенки одного и того же цвета.

Встречается в романе и зеленый цвет. В первом сне Раскольникова на фоне пьяных рож, пыльной, черной дороги, чернеющего леса вдруг появляется зеленый купол церкви как символ надежды на лучшее. Зеленый цвет в романе – символ защиты. После пробуждения Раскольников сидит под кроной зеленого дерева.

Дочь купчихи, которая принимает Раскольникова за нищего и подает ему милостыню, в руках держит зеленый зонтик, чем-то напоминающий купол церкви. Сонечка после своего грехопадения укутывается в зеленый драдедамовый платок. Известно, что зеленый цвет – символ Богородицы.

И зеленый цвет платка подчеркивает святость героини. В этом же зеленом платке героиня появляется и в эпилоге романа, когда в душе Раскольникова происходит перелом и он возрождается к новой жизни. Используя зеленый цвет, автор подчеркивает, что доброта находится под покровом святости.

Использует Достоевский и символику других цветов. Черный – неизвестность. Раскольников, идя на убийство, поднимается по “черной лестнице”, входит в пустоту темной комнаты старухи-процентщицы и этим обрекает себя на гибель.
Контрастен черному белый цвет, который является не только символом чистоты, невинности, но и скорби, печали. Ярким подтверждением этому является сон Свидригайлова о девочке-утопленнице, которая предпочла смерть позору. Здесь мы видим и белое платье, и белый рюш, мраморного цвета руки, светлые волосы.

Белые нарциссы с зелеными стеблями, которые у некоторых народов возлагают на могилы. Такого повторения цвета мы не встретим даже в сцене убийства старухи.

У Сони белокурые волосы, у Свидригайлова тоже, но только с проседью. Но если цвет волос Сони – это символ святости, то у Свидригайлова – это оболочка, которая скрывает страшного грешника. Один и тот же цвет помогает писателю показать разную сущность героев.

Серый цвет в роман также символичен. Разумихин покупает Раскольникову вещи серого цвета, но он их даже не хочет примерять. Серый и серость – однокоренные слова.

Герой романа точно не хочет быть незамеченным, о чем говорит его теория. Подтверждением этого является и рыжая шляпа героя. Ведь Раскольников пытается доказать прежде всего самому себе, что он “право имеет”, а не “тварь дрожащая”.

И вот это нежелание героя примерять одежду серого цвета тоже помогает понять сущность его теории.

Таким образом, использование различной цветовой гаммы в романе Достоевского “Преступление и наказание” помогает раскрыть идею произведения, характеры героев и их душевное состояние.

В романе "Преступление и наказание" Достоевского цвета в интерьере играют важную роль и несут определенный смысл.

В этой статье представлены материалы о роли желтого цвета в романе "Преступление и наказание", символы, знаки в произведении.

Смотрите:
- Все материалы по роману "Преступление и наказание"

Желтый цвет в романе "Преступление и наказание", символы, знаки в произведении

Желтый цвет — это цвет, который наиболее часто встречается в описании интерьеров в романе "Преступление и наказание". Достоевский использует этот цвет для описания внешности героев, обоев и мебели в жилище героев.

Чаще остальных "говорящих" символов Достоевский использует желтые обои. Мы видим желтые обои в каморке Раскольникова, в квартире старухи, в комнате Сони, в кабинете Порфирия Петровича. Желтые обои в романе выступают как символ уныния, увядания, страдания, усталости и бедности.

Ниже представлена таблица, в которой собраны цитаты о желтом цвете в романе "Преступление и наказание".

"…на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка…" (кацавейка - то есть кофта, часть 1 глава I)

"Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. " (часть 3 глава V)

"…увидел женщину, высокую, с платком на голове, с желтым, продолговатым, испитым лицом и с красноватыми впавшими глазами…" (часть 2 глава VI)

" Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими пыльными и всюду отставшими от стен обоями…" (часть 1 глава III)

"Наконец ему стало душно и тесно в этой желтой каморке , похожей на шкаф или на сундук…" (часть 1 глава III)

"Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах. " (часть 1 глава I)

"Кабинет его была комната ни большая, ни маленькая … все казенной мебели, из желтого отполированного дерева." (часть 4 глава V)

"Стены имели вид как бы сколоченных из досок с обшарканными обоями, до того уже пыльными и изодранными, что цвет их (желтый) угадать еще можно было, но рисунка уже нельзя было распознать никакого…" (часть 6 глава VI)

"С левой стороны, на самом сердце, было зловещее, большое, желтовато-черное пятно, жестокий удар копытом…" (часть 2 глава VII)

"…дочь моя в первый раз по желтому билету пошла, и я тоже тогда пошел… (ибо дочь моя по желтому билету живет-с…)…" (часть 1 глава II)

"…Софья Семеновна, желтый билет принуждена была получить, и уже вместе с нами по случаю сему не могла оставаться…" (часть 1 глава II)

"…его поддерживает справа какой-то человек, что слева стоит другой человек, с желтым стаканом, наполненным желтою водою…" (часть 2 глава I)

Жёлтый цвет используется писателем при описании внешности героев и интерьера в их домах: жёлтый билет Сони, пожелтевшая кофта Алёны Ивановны, жёлтый камень на перстне Лужина, жёлтый диван, два жёлтых кусочка сахара, жёлтый стакан, жёлтая вода. Обои в каморке Раскольникова, комнате Сони и старухи-процентщицы, в кабинете Порфирия Петровича – тоже жёлтые. Даже когда Свидригайлов снял обыкновенный номер в гостинице, там тоже оказались обои жёлтого цвета. У Алёны Ивановны в квартире не только обои были жёлтыми, а ещё мебель и картины. Цвет не солнечный, а грязный, словно прошлогодний песок, поэтому радостного настроения не образует, а только угнетает.

У Раскольникова исхудалое бледно-жёлтое лицо, у Сони Мармеладовой желтоватое лицо с лихорадочными глазами, жёлтое от постоянного пьянства лицо у её отца, у Порфирия Петровича тоже тёмно-жёлтый цвет лица, даже у женщины, лишившей себя жизни, тоже заметен жёлтый оттенок на осунувшихся щеках. В бледности и желтизне заключается основная характеристика внешности героев романа.

В столь частом использовании данного цвета заключается горькая ирония Ф.М. Достоевского, грязно-жёлтый цвет символизирует вынужденно приглушённое жизнелюбие. Писатель показывает, что его персонажи одинокие и потерянные в жизненном круговороте, они раздавлены бедностью и несправедливостью, окружающей их повсюду. Этот цвет везде преследует Раскольникова и делает его существование невыносимым, угнетающая действительность больше ему не под силу, он чувствует необходимость что-то менять.

Кроме жёлтого в романе присутствуют ещё и другие цвета, тоже выполняющие немаловажную роль. Следующим по частоте употребления автором цветом является красный во всей палитре своих оттенков: от розового до насыщенно багряного. Появляется он в сцене убийства Алёны Ивановны – кровавые лужи, красный гарнитур, сундук, обитый красным сафьяном, закат яркого красного солнца. Ранее Родион заложил старухе-процентщице золотое колечко с тремя красными драгоценными камнями. Этот цвет символизирует действия, Раскольников, наконец, решился воплотить в жизнь свою теорию. Таким образом, изображается ужасающая кровавая картина. Ф.М. Достоевский специально останавливает внимание читателя на моменте, когда главный герой вытирает руки от крови об заячью шубку, крытую красным гарнитуром. Он делает это для того, чтобы было меньше заметно следы убийства. Это символизирует то, что в жестоком мире преступление оказывается безнаказанным, оно просто становится частью обычных будних дней. Красный цвет здесь символизирует гнев и бесчеловечность, основное его проявление – это кровь невинного человека.

В одном из первых снов, Раскольников встретился с пьяными мужиками, одетыми в красные рубахи. Они бессердечно добивали лошадёнку с иступлённой гримасой на раскрасневшемся лице. С ними рядом находилась женщина, которая по стечению обстоятельств тоже была одета в красный наряд.

Различные оттенки красного скрыты автором и в самих именах персонажей: Родион в переводе с греческого означает розовый, а Порфирий – багряный. Порфира – пурпурная мантия монарха, что очень символично, потому что судьба главного героя окажется именно в руках Порфирия Петровича. Цвет, заложенный в имени Раскольникова, означает то, что студент ещё не полностью поддался порокам, у него на счету есть и хорошие поступки: он помог Мармеладову, отдав последнее, спас девочку на бульваре. Но эти качества были заглушены другими наиболее значительными цветами.

Весь Петербург изображён в романе с использованием тёмных и мрачных оттенков. Действие происходит в самой бедной части города, здесь сырая и гнетущая атмосфера, на каждом углу находятся распивочные. Вокруг сплошная грязь, узкие тёмные лестницы, мусор и вонь. Раскольников живёт в тёмной комнатке, бродит по мрачному городу и заходит в грязные мерзкие распивочные. Его тёмные мысли гармонично вписываются в окружающую обстановку. По такому описанию Петербурга становится понятно, что только психически нездоровый человек может жить подобным образом, а значит всё общество неизлечимо больно.

В противовес серости и темноте в романе присутствует синий цвет, символизирующий чистоту и духовность. У Сони Мармеладовой голубые глаза, также в её доме есть синяя скатерть, ассоциирующаяся с бездонным небом, пророчащим покой и умиротворение. Именно чистая душа Сони даст возможность осознать Раскольникову свои грехи и стать на путь их искупления.

Жёлтый цвет в романе создаёт дополнительное ощущение болезненности, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, истеричности и одновременно затхлости и безысходности.

Значение мудрости не исчерпывает потенциал этого имени, в философской системе соответствий эмблематическое схождение сон — Соня видится наиболее верным для понимания символики произведения. Соня, этически бодрствующая героиня, постигает истину собственным бытием и уподобляется реальному сну бунтующего духа.
про Раскольникова - у него в душе произошёл раскол
Разумихин - человек, который думает, у него есть холодный расчёт . в общем об этом можно много писать

Читайте также: