Железнодорожные и транспортные узлы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Транспортным узлом называется комплекс транспортных устройств в пункте стыка нескольких видов транспорта, совместно выполняющих операции по обслуживанию транзитных, местных и городских перевозок грузов и пассажиров.
В состав транспортного узла входят :
1. Жел. -дор. узел со всеми его станциями, ветвями и подходами;
2. Водный узел, состоящий из водных магистралей, портов, пристаней, водных вокзалов.
3. Шоссейные магистрали.
4. Аэродромы
Т. у. обычно образуется при крупных городах; его задача — обеспечивать быстрейшее передвижение пассажиров и грузов при наименьшем количестве пересадок и перегрузок с одного вида тр-та на другой
Очень многие города возникли на пересечении наземных или водных путей, то есть как транспортные узлы (многие до сих пор существуют за счёт этой роли). Прежде всего это города-порты: в Великобритании — это Лондон, во Франции — Марсель, Париж, в Германии — Франкфурт-на-Майне, Гамбург, Бремен, в Испании — Бильбао, Барселона, в Италии — Венеция, Милан, в Нидерландах — так называемый Ранштадт (комплекс транспортных узлов, связанных в единую сеть — Роттердам, Амстердам, Утрехт, Лейден, Гаага), в Швеции — Стокгольм, в США — Нью-Йорк, Сиэтл, Чикаго, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, в Австралии — Сидней, в Японии — Токио, в Китае — Шанхай, Сингапур.

Крупнейший транспортный узел России — Москва. Здесь пересекаются пути пяти видов транспорта: в Москве сходятся 11 железнодорожных лучей, 15 автомагистралей, 5 газопроводов и 3 нефтепровода; здесь есть три речных порта, пять аэропортов и девять вокзалов. Другой интересный пример — Владивосток, где кончается Транссибирская железная дорога и начинаются многие морские пути.


Рис.1. Схема узла с одной станцией: 1 — пассажирское здание; 2 — грузовой двор; 3 — локомотивное хозяйство.

Железнодорожный узел — находящийся в пункте пересечения или примыкания не менее трёх железнодорожных линий комплекс технологически связанных между собой железнодорожных станций, главных путей, соединительных и обходных путей, подъездных путей, постов в пунктах примыкания, путепроводных развязок железнодорожных линий между собой и с городскими магистралями и автодорогами, вокзалов, депо, тяговых подстанций и т. п.

Железнодорожный узел, как правило, является составной частью транспортного узла. В железнодорожном узле кроме операций, обычных для входящих в него станций, обеспечивается пропуск транзитных грузовых и пассажирских поездов с одной линии на другую, передача вагонов между станциями узла и сходящимися в нём линиями, пересадка пассажиров, перецепка беспересадочных пассажирских вагонов и т. д.


Рис.2. Схема узла крестообразного типа: 1 — основная станция узла; 2 — станция для обслуживания транзитных поездов новой линии (АБ).

Для обеспечения безопасности движения и потребной пропускной способности сооружаются развязки железнодорожных линий в узле. Границами железнодорожного узла являются внешние границы входящих в него раздельных пунктов.

В крупном железнодорожном узле имеются, как правило, имеются специализированные станции: пассажирские, сортировочные и грузовые. В небольшом железнодорожном узле обычно располагается объединённая станция, имеющая на общей площадке пассажирские, сортировочные и грузовые устройства.

При необходимости наличия в железнодорожном узле специализированной пассажирской станции, как правило, сооружается одна пассажирская станция для всех направлений с обеспечением следования через неё транзитных пассажирских потоков без перемены головы поезда.

Сортировочная работа в железнодорожном узле (за исключением узла, обслуживающего крупный город) обычно выполняется на одной сортировочной станции. При сооружении двух сортировочных станций они размещаются по возможности по концам узла между пунктами слияния подходов к узлу и основными районами производства маневровой работы.

Число грузовых станций в железнодорожном узле, их размещение и специализация устанавливаются с учётом планировки городской территории, схемы узла, пробега вагонов и автотранспорта, эффективности механизации погрузочно-выгрузочных работ при концентрации переработки однородных грузов, загрузки главных железнодорожных линий и уличных магистралей.

Пропуск транзитных поездов через железнодорожный узел осуществляется без угловых заездов.

Обеспечивается рациональное распределение работы, а также удобная передача вагонов между станциями узла.

По схемам взаимного расположения станций и подходов различают следующие типы железнодорожных узлов:

  • с одной станцией (рис.1) — при небольшом числе сходящихся линий, в том числе при примыкании новой линии к существующей;
  • крестообразный (рис.2) — при пересечении существующей железнодорожной линии под углом, близким к прямому, новой линии со значительным прямым транзитным поездопотоком и, как правило, при небольшом объёме переработки, не требующем сооружения в узле сортировочной станции;
  • треугольный (рис.3) — при наличии значительной корреспонденции поездопотоков между всеми сходящимися направлениями;
  • с параллельным расположением основных станций (рис.4) — при необходимости раздельного сооружения, например, пассажирской и сортировочной станций, когда по условиям рельефа местности, плана и профиля подходов станционная площадка ограничена по длине, а расположение города и промышленных районов позволяет размещать станции параллельно;


Рис.3. Схема узла треугольного типа: 1 — основная станция узла; 2 — станция для обслуживания транзитных поездов.

  • с последовательным расположением основных станций (рис.5) — когда по условиям рельефа местности (например, долина реки), расположения города и промышленного района и развязок подходов имеется станционная площадка для размещения станций последовательно;
  • радиальный (рис.6) — при необходимости размещения станций узла на подходах к его центральной части, общей для всех сходящихся линий;
  • тупиковый (рис.7) — когда по географическим или экономическим условиям железная дорога заканчивается, но для выполнения значительной работы необходимо иметь две или несколько специализированных станций;
  • кольцевой (рис.8) — в больших городах и при наличии в узле крупной реки, при необходимости дублирования мостовых переходов, а также когда в узле сходится более пяти направлений;
  • полукольцевой (рис.9) — при наличии с одной стороны обслуживаемого города естественного препятствия (море, большое озеро и т. п.) для сооружения узла кольцевого типа;
  • комбинированный (рис.10) — когда в одном узле сочетаются два и больше указанных выше типов узлов (например, с последовательным расположением основных станций и треугольный или крестообразный и кольцевой и т. д.).

По характеру эксплуатационной работы и значению на сети различают железнодорожные узлы:

  • небольшие, обслуживающие преимущественно транзитные пассажирские и грузовые потоки без переработки;
  • выполняющие главным образом большую сортировочную работу с транзитными вагонопотоками;


Рис.4. Схема узла с параллельным расположением основных станций: 1 — пассажирская станция; 2 — станция для обслуживания грузового движения.

  • со значительной местной грузовой работой у больших городов, через которые пропускаются также транзитные пассажирские и грузовые потоки;
  • портовые, обслуживающие порт, город и промышленные предприятия;
  • промышленные, обслуживающие крупные промышленные районы;
  • у крупнейших городов, выполняющие все или часть функций перечисленных узлов.

Кроме того, железнодорожные узлы различаются по числу подходов, числу и специализации станций в узле, наличию обходов и другим признакам.

В железнодорожном узле предусматривается применение диспетчерской централизации и возможность включения в автоматизированную систему управления железнодорожным транспортом.

В железнодорожном узле однородные устройства различных служб железной дороги, промышленности, населённых пунктова также других видов транспорта по возможности объединяются для кооперированного использования .


Рис.5. Схема узла с последовательным расположением основных станций: 1 — пассажирская станция; 2 — сортировочная станция; 3— грузовая станция.

Все станции железнодорожного узла на отечественной железной дороге входят, как правило, в состав одной железной дороги.


Рис.6. Схема узла радиального типа: 1 — пассажирская станция; 2 — сортировочная станция; 3 — грузовые станции; 4 — промышленный район; 5 — речной порт; 6 — техническая пассажирская станция; 7 — предузловой разъезд.


Рис.7. Схема узла тупикового типа: 1 — пассажирская станция; 2 — сортировочная станция; 3 — грузовые станции; 4 — промышленный район; 5 — речной порт.


Рис.8. Схема узла кольцевого типа: 1 — пассажирская станция; 2 — сортировочная станция; 3 — грузовые станции; 4 — промышленный район; 5 — речной порт; 6 — техническая пассажирская станция; 7 — предузловой разъезд.


Рис.9. Схема узла полукольцевого типа: 1 — пассажирская станция; 2 — сортировочная станция; 3 — грузовые станции; 4 — промышленный район; 5 — речной порт; 6 — техническая пассажирская станция; 7 — предузловой разъезд.


Рис.10. Схема узла комбинированного типа: 1 — пассажирская станция; 2 — сортировочная станция; 3 — грузовые станции; 4 — промышленный район; 5 — речной порт.


Железнодоро́жный узел — пункт пересечения или примыкания нескольких железнодорожных линий (минимум трёх [1] ), ряд связанных соединительными ходами станций, работающих по единой технологии (во взаимодействии). Границей узла служат входные сигналы предузловых раздельных пунктов. Железнодорожный узел в крупных населённых пунктах является частью транспортного узла, представляющего собой комплекс транспортных устройств в районе стыка различных видов транспорта, совместно выполняющих операции по обслуживанию транзитных, местных и городских перевозок. В транспортный узел помимо железных дорог могут входить морской, речной порты, автомобильные дороги. сеть промышленного транспорта, аэропорты, сети трубопроводного транспорта и городской транспорт. В транспортном узле происходит массовая пересадка пассажиров и передача грузов с одного вида транспорта на другой. В общетранспортных узлах доля ввозимых и вывозимых грузов железной дорогой является доминирующей. Структура вагоно- и пассажиропотока в транспортном узле зависит от социально-экономических условий района.

Железнодорожный узел делится на:

  • узлы с преимуществом транзитного вагонопотока;
  • узлы с большим объёмом транзитной и местной работы;
  • узлы с преимущественным объёмом местной работы.

В Тарифных руководствах по перевозке пассажиров и грузов на сети железных дорог железнодорожные узлы именуются как транзитные пункты, сокращенное обозначение: ТП.

Содержание

Классификация

Железнодорожный узлы классифицируются:

  • внеклассные узлы;
  • крупные узлы;
  • узлы со средним объёмом работы;
  • узлы с малым объёмом работы.

Границы между градацией классификации железнодорожных узлов строго не установлена. Железнодорожный узел должен иметь разнообразное техническое оснащение. по типу железнодорожные узлы так же можно подразделить на:

  • 1) Узел с одной станцией, то есть узел при пересечении двух железнодорожных линий с неочень большим грузо-(пассажиро-)потоком на одной или обоих железнодорожных линиях. Примером такого узла служит Поворинский железнодорожный узел.
  • 2)Узел крестообразного типа, то есть узел, расположенный на пересечении двух линий крест на крест, как правило такой узел расположен на пересечении железнодорожных магистралей с крупным грузо- и пассажиропотоком. Примером данного узла выступает Пензенский железнодорожный узел.
  • 3)Узел комбинированного типа, то есть узел расположенный вблизи крупного промышленного центра, примером такого узла выступает Елецкий железнодорожный узел.
  • 4)Узел кольцеобразного типа , то есть узел ,расположенный вблизи крупного порта, примером такого узла служит Ростовский железнодорожный узел.
  • 5)Узел смешанного типа, то есть узел, в котором применены несколько технологий, обычно такой узел расположен вблизи крупного порта и промышленного центра. Примером такого узла служит Волгоградский железнодорожный узел.
  • 6)Узел тупикового типа, то есть узел, в котором несколько тупиковых станций связаны между собой соединительными ветками. Примером такого узла служит Московский узел.

Основные сооружения

Основные характерные для железнодорожного узла сооружения включают:

    , грузовые и/или пассажирские станции;
  • соединения между отдельными станциями;
  • обходные пути; ; и вагонные депо;
  • технические станции для ремонта и экипировки составов.

Примечания

  1. ↑ Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 9. Динамика атмосферы — железнодорожный узел. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2007. — 767 с.: ил.: карт. (статья Железнодорожная станция)

Ссылки

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 августа 2012.

  • Железнодорожная инфраструктура
  • Узловые железнодорожные станции

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Железнодорожный узел" в других словарях:

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ УЗЕЛ — совокупность станций, соединительных ветвей и подходов, устраиваемых в месте схождения нескольких (не менее трех) направлений жел. дор. магистральных линий. Задача Ж. у. обеспечивать удобную и быструю передачу с одной линии на другую транзитных… … Технический железнодорожный словарь

железнодорожный узел — Пункт, в котором сходятся или пересекаются несколько железнодорожных линий со значительным объемом перевозок … Словарь по географии

Железнодорожный узел — пункт на пересечении нескольких ж. д. линий, представляющий собой сложный комплекс разнообразных технических сооружений и устройств. Основные сооружения Ж. у.: сортировочные, грузовые и пассажирские станции, соединительные пути между… … Большая советская энциклопедия

железнодорожный узел — место (транспортный центр), где сходятся несколько железнодорожных линий (магистралей) и куда прибывает или откуда отправляется большое количество грузов или пассажиров либо там происходит пересадка большого количества пассажиров как на… … Географическая энциклопедия

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ УЗЕЛ — пункт, в к ром сходятся или пересекаются неск. ж. д. линий; совокупность ж. д. станций, подходов к ним и соединит. ветвей (см. рис.). Осн. функции: пропуск транзитных поездов, погрузка и выгрузка грузов, передача поездов и вагонов между станциями … Большой энциклопедический политехнический словарь

Железнодорожный узел Даугавпилс — Даугавпилсский железнодорожный узел возник за 13 лет в 1860 1873 годах в городе Даугавпилс (ранее Динабург). Ниже приводятся название ж.д., участки, длина в верстах, дата открытия движения по старому стилю/новому стилю, год. 1. Петербургско… … Википедия

Железнодорожный узел Динабург — Даугавпилсский железнодорожный узел возник за 13 лет в 1860 1873 годах в городе Даугавпилс (ранее Динабург). Ниже приводятся название ж.д., участки, длина в верстах, дата открытия движения по старому стилю/новому стилю, год. 1. Петербургско… … Википедия

Санкт-Петербургский железнодорожный узел — Внешние изображения Схема Санкт Петербургского железнодорожного узла Санкт Петербургский железнодорожный узел крупнейший железнодорожный узел на Северо Западе России, второй по величине в России после Московского, является частью 9 го… … Википедия

Бекасово (железнодорожный узел) — У этого термина существуют и другие значения, см. Бекасово. Бекасово (железнодорожный узел) крупный транспортный узел на пересечении Киевского направления Московской железной дороги и Большого железнодорожного кольца МЖД и вдоль Большого… … Википедия

Московский железнодорожный узел — Центральная часть Московского железнодорожного узла (в старых границах Москвы до 1 июля 2012) Московский железнодорожный узел единый железнодорожный комплекс, сложившийся и функционирующий в масштабах Московского региона. Сформир … Википедия

Читайте также: