Железнодорожное машиностроение это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Машиностроение - важнейшая комплексная отрасль обрабатывающей промышленности, включает в себя станкостроение, приборостроение, энергетическое, металлургическое, химическое и сельскохозяйственное машиностроение.

К машиностроения принято относить также электротехническую промышленность, радиоэлектронику и вычислительную технику, и транспортное машиностроение всех видов.

История развития машиностроения

Машиностроение как отрасль промышленности возникла в XVIII веке. Изобретение прядильной машины, ткацкого станка, паровой машины, как универсального двигателя и других машин повлекло создание машин для производства машин. Это было связано с изобретением суппорта, совершенствованием металлорежущих станков и появлением других металлообрабатывающих машин. Переход от мануфактуры к машинному производству открыл эпоху крупной машинной индустрии, промышленного капитализмаознаменовал полный технический переворот и общее ломка общественных отношений производства.

Машиностроение Украины возникло еще в середине XIX века. Наличие металла, выгодное транспортно-географическое положение, высокая концентрация сельскохозяйственного производства способствовали развитию тяжелого, транспортного и сельскохозяйственного машиностроения.

Основными элементами развития современного машиностроения является совершенствование средств производства, методов организации производства (например использование технологий серийного и массового изготовления), переход к стандартизации, автоматизации и информационного обеспечения процессов.

Объекты производства

Объектом машиностроительного производства является изделие, которым называют продукт конечной стадии производства. Им может быть любой предмет, или множество предметов производства, которые производят на предприятии. Для автомобильного завода изделием является автомобиль, для моторного - мотор, для завода по производству заготовок - отливка, Кованка подобное. Стандарты предусматривают следующие виды изделий: заготовки, детали, сборочные единицы, комплексы и комплекты.

Заготовка - изделие, из которого вследствие изменения формы, размеров, жесткости поверхностей и свойств материала получают деталь или сплошную сборочную единицу.Деталь это изделие, которое изготавливают без сборочных операций, например, вал, шестерня, хромированная гайка, трубка, сварная из одного куска металла и др..

Сборочная единица - изделие, составные части которого соединяются между собой вследствие выполнения сборочных операций ( свинчивания, склеивания, сварки,например, автомобиль, станок, редуктор, сварная ферма или корпус.

Комплекс - два и более сборочные единицы, соединенные между собой на заводе, изготовленные сборочными операциями и предназначенные для выполнения взаимосвязанных эксплуатационных функций.

Комплект - два и более изделий, не соединенных между собой и предназначенных для выполнения однотипных функций вспомогательного характера (запчасти, инструмент, приспособления, комплект измерительной аппаратуры).

Типы машиностроительного производства

В машиностроительном производстве различают три основных типа: массовое, серийное и единичное.

Принадлежность производства к тому или иному типу определяется степенью специализации рабочих мест, номенклатуре объектов производства, формой движения этих объектов по рабочим местам.

Массовое производство характеризуется непрерывным изготовлением ограниченной номенклатуры изделий на узкоспециализированных рабочих местах. Этот тип производства позволяет механизировать и автоматизировать технологический процесс в целом и организовать его более экономно.

Серийное производство характеризуется изготовлением ограниченной номенклатуры изделий (детали изготавливают партиями а также узлы - сериями), повторяющийся через определенные промежутки времени, и широкой специализацией рабочих мест. Разделение серийного производства на крупно-, средне-и мелкосерийное условно, так как в различных отраслях машиностроения при одной и той же количества изделий в серии, но при существенной разнице их размеров, сложности и трудоемкости производство может быть отнесено к различным типам. По уровню механизации и автоматизации крупносерийное производство приближается к массового, а мелкосерийное к единичному.

Единичное производство - отмечается изготовлением широкой номенклатуры изделий в единичных количествах, повторяется через неопределенные промежутки времени или вообще не повторяются. Рабочие места при этом не имеют определенной специализации. Значительный процент технологических операций выполняют вручную.

Одним из признаков производства является коэффициент закрепления операций, под которым понимают отношение количества всех операций, выполняемых в течение единицы времени (месяц), с количеством рабочих мест:

K =<></p>
<p>^ < O>\! \! \ Diagup \! \ !<>_ < P>\;,

где О - количество различных операций, выполняемых на на рабочих местах участка или цеха в течение месяца; Р - количество рабочих мест на участке или в цехе.

Отрасли машиностроения по группам

Традиционное машиностроение делят на следующие группы отраслей: тяжелое машиностроение; общее машиностроение; среднее машиностроение; точное машиностроение, производство металлических изделий и заготовок; ремонт машин и оборудования.

Тяжелое машиностроения

До тяжелого машиностроения относятся отрасли, производящие оборудование для горной и металлургической промышленности, энергетические блоки (энергетическое машиностроение), подъемно-транспортное оборудование.

  • Горно-шахтное машиностроение
  • Металлургическое машиностроение
  • Энергетическое машиностроение

Общее машиностроение

Общее машиностроение представлено такими отраслями, как транспортное машиностроение (железнодорожное, судостроение, авиационное, ракетно-космическая промышленность, но без автомобилестроения), сельскохозяйственное, производство технологического оборудования для различных отраслей промышленности (кроме легкой и пищевой).

  • Железнодорожное машиностроение
  • Судостроение
  • Авиационная промышленность
  • Ракетно-космическая отрасль
  • Производство технологического оборудования по отраслям
    • Строительное и коммунальное машиностроение
    • Сельскохозяйственное машиностроение
    • Химическое машиностроение
    • Лесопромышленное машиностроение

    Среднее машиностроение

    В состав среднего машиностроения входят автомобилестроение, тракторостроение, станкостроение, инструментальная промышленность, производство технологического оборудования для легкой и пищевой промышленности.

    • Автомобильная промышленность
    • Тракторостроение
    • Станкостроение
    • Робототехника
    • Инструментальная промышленность
    • Оборудование легкой промышленности
    • Оборудование пищевой промышленности
    • Промышленность бытовых приборов и машин

    Точное машиностроение

    Ведущие отрасли точного машиностроения - приборостроение, радиотехническое и электронное машиностроение, электротехническая промышленность.
    Продукция отраслей этой группы исключительно разнообразна - это оптические приборы, персональные компьютеры, радиоэлектронная аппаратура, авиационные приборы, волоконная оптика, лазеры и комплектующие элементы, часы.

    • Приборостроение
    • Радиотехническая и электронная промышленность
    • Электротехническая промышленность

    Производство металлических изделий и заготовок

    • Производство ножевых изделий, столовых приборов, замочных и скобяных изделий, фурнитуры
    • Производство массовых металлоизделий (метизов) - проволока, канаты, гвозди, крепеж.

    Отраслевая структура и особенности размещения машиностроения

    Тяжелое машиностроение выпускает горно-шахтное, подъемно-транспортное, металлургическое оборудование, оборудование для химической и строительного комплексов, путевые машины ( бульдозеры, экскаваторы, катки, грейдеры ) и другие. Оно является металлоемких, поэтому тяготеет к металлургическим базам; одновременно оно - громоздкое, поэтому тяготеет к потребителю. Продукция этой отрасли выпускается небольшими партиями или даже единичными образцами (паровые котлы, турбины,прокатные станы ) и является трудоемким.

    Уровнем развития тяжелого машиностроения выделяются прежде развитые страны, где есть тяжелая промышленность. Среди стран, тяжелое машиностроение ориентируется на добывающую промышленность (добыча нефти, газа, руды, угля ) или на металлургическую промышленность ( Индия, Бразилия, Аргентина ).

    Транспортное машиностроение состоит из производства автомобилей, морских и речных судов, локомотивов, вагонов, трамваев, троллейбусов и т.п.. Оно ориентируется преимущественно на развитые страны, где есть значительный спрос на эту продукцию, а также на сырьевую базу.

    Производство мотоциклов сосредоточены в Японии (Suzuki, Jawa, Jamaha, Kawasaki, Honda); ФРГ (BMW), Франции (Pegeout), США и Италии.

    Локомотивостроение исторически сложилось там, где была развита сеть железных дорог: в Западной Европе, России, Украины, США, Японии. В большинстве развитых стран выпускают и используют электровозы (исключение США, где высок удельный вес тепловозов), а в развивающихся странах, применяют тепловозы и паровозы. Новейшие типы локомотивов вводит Япония, скорость движения на ее специальных скоростных железных по Тихоокеанскому поясу - самая высокая. В США разработан новый тип скоростного железнодорожного состава, который будет двигаться со скоростью 240 км / час и станет одним из самых надежных с точки зрения безопасности движения. В Украине тепловозы и электровозы производятся в Луганске, Харькове и Днепропетровске, трамваи - в Луганске, троллейбусы - в Днепропетровске.

    Морское машиностроение сосредоточено в Японии; эта страна дает 38% строящегося тоннажа. По объему военного судостроения лидируют США. С середины семидесятых годов быстро - при активном участии японских монополий и с использованием японского судового оборудования - морское судостроение развивается в Южной Корее (20% мирового объема), Сингапуре, Бразилии. В Западной Европе самые высокие темпы развития судостроения - в Германии и Италии (соответственно 5,4 и 4,3%). Китай в последнее время вытеснил с третьего места Германию и его удельный вес составляет 6,1%.

    В отдельных странах сформировалась определенная специализация: Япония делает судна для перевозки наливных и насыпных грузов, Франция - сжиженных газов и химикатов, Финляндия - ледоколы и пассажирские суда, США - судна-баржовозы и газовозни танкеры.

    В мировом производстве судов удельный вес Украины в 1995 году составляла 0,8%, а в 1998 упала до 0,3%. Ведущими покупателями украинских судов является Греция (41% от общей стоимости проданных судов), Россия (30%), Дания, Либерия, Нидерланды.

    Станкостроение является отраслью, определяющей научно-технический прогресс в мире. Оно требует привлечения высококвалифицированных трудовых ресурсов, поэтому размещается в основном в экономически развитых странах. Не случайно на шесть из них - Японию, ФРГ, США, Италию, Швейцарию и Францию - приходится 75% производства станков. В экспорте станков лидируют те же страны.

    Станкостроение в странах мира имеет узкую специализацию. Так, США и ФРГ первые за выпуском станков с программным управлением; Япония и ФРГ - металлорежущих станков; США, Япония и ФРГ - кузнечно-прессовых станков; Швейцария - прецизионных станков.

    Важным направлением машиностроения является производство оружия. В мире среди производителей оружия выделяются развитые страны, а среди покупателей, как развитые страны, так и развивающиеся.

    Приборостроение - это производство электро-и радиоизмерительных оптических приборов, приборов времени, средств связи и т.п.. Крупнейшими производителями электротехнического оборудования в мире есть компании АВВ (Швейцария и Швеция), Siemens (ФРГ), General Electric (США), GEC-Alsthom (Франция и Великобритания).

    Эти отрасли производства сначала появились в Европе, США и Японии, а затем были перенесены также в Новые индустриальные страны (НИС) Восточной, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки в расчете на дешевую рабочую силу.

    Одним из направлений приборостроения является электронная промышленность. Она зародилась в США, затем перешла в Европу и Японию, а теперь сместилась в НИК.Сейчас такие НИК, как Республика Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань, Бразилия, входят в десятку первых стран, уступая лишь США, Японии, ФРГ, Великобритании и Франции. Сначала в этих странах только составляли бытовую электронику из американских, европейских и японских деталей; теперь здесь внедряют свое интегрированное производство, которое содержит все основные стадии. Выпускаются персональные компьютеры, большие интегральные схемы, периферийные системы, оборудование для электронного проектирования, средства связи, волоконная оптика и т.п.. В 1997 году в мире было произведено 80 млн персональных компьютеров. Лидер - компания Compag (США).

    В Украине эта отрасль тоже широко представлена: большинство продукции производится на предприятиях военно-промышленного комплекса. Среди центров выделяются Киев, Днепропетровск, Львов, Одесса, Харьков, Симферополь.

    Железнодорожное машиностроение

    Железнодорожное машиностроение – это важная сфера в России. В нее входят компании, которые занимаются производством локомотивов, вагонов и техническим обслуживанием, восстановлением, ремонтом подвижного состава. Согласно статистической отчетности РФ за последние 5 лет наблюдается значительный прирост перевозок грузов и пассажиров с использованием железнодорожного транспорта. Это требует создания новых и модернизации существующих технических средств.

    История

    Эту разработку переняли и дополнили для создания первой действующей паровой машины. Что касается паровозов, то они появились в 1804 году. Для развития представленной сферы важно было создавать рельсовые пути. В Алтае первая железная дорога сформирована в 1755 году, она предназначалась для движения вагонеток. Первое полноценное железнодорожное полотно между населенными пунктами появилась в 1788 в Петрозаводске.

    Бум производства и потребности в технике произошел в 80-х годах XIX столетия. В ХХ веке появились модели локомотивов с электрической тягой. Также оборудование начали использовать в военной индустрии, что расширило назначение и способы эксплуатации. Современное железнодорожное машиностроение – это сложная система производств, которые занимаются сборкой машин и технических средств для эксплуатации в различных сферах деятельности. Большое количество предприятий остались с советских времен. Тем не менее, появляются новые производители, в том числе с иностранным капиталом.

    Направления ж/д машиностроения

    Железнодорожное машиностроение условно подразделяется на 4 направления:

    • грузовое и пассажирское вагоностроение;
    • локомотивостроение;
    • производство путевой техники.

    Важно отметить, что некоторые специалисты дополняют список предприятиями, которые занимаются ремонтом и обслуживанием вагонов, локомотивов.

    Грузовое вагоностроение

    На текущий момент по железнодорожным путям перевозится до 80% грузов различного назначения, при этом более 40% осуществляется на экспорт. Подвижной состав в РЖД зачастую изношен, требует модернизации или приобретения новых вагонов. Что касается других фирм, которые занимаются грузоперевозками, то основные фонды отличаются высоким уровнем качества. Перед производителями стоит задача выпуска продукции стандартного типоразмера, но с повышенными требованиями к качеству.

    Локомотивостроение

    Для осуществления перевозок используются электро- и тепловозы. Разница заключается в типе применяемых топливных ресурсов для перемещения транспортного средства и подвижного состава. Благодаря высокой доле электрификации приоритет отдается электрическим локомотивам, которые отличаются повышенными скоростными характеристиками и удобством в эксплуатации.

    Железнодорожное машиностроение

    Производство путевой техники

    Пассажирское вагоностроение

    Является важным направлением отрасли. Специализированная продукция востребована на территории Российской Федерации и зарубежных рынках. На сегодняшний день в приоритете – создание вагонов повышенного комфорта, а также производство стандартизированных модификаций по типу купе.

    Проблемы отечественных производителей

    В железнодорожном машиностроении много трудностей, которые важно решить в ближайшей перспективе:

    Важно отметить, что проблемы на рынке РФ во многом не похожи на заграничные тренды. Тенденции направлены на эффективное использование электроэнергетики, в приоритете – повышение загруженности и рациональности применения железнодорожного транспорта.

    Известные производители

    Железнодорожная индустрия обслуживается множеством профильных предприятий. В некоторых случаях фирмы ведут сотрудничество с зарубежными партнерами, что позволяет создавать принципиально новые транспортные средства, модификации и решения. Среди наиболее известных и прибыльных компаний необходимо выделить:

    Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделах Вагоностроительные заводы и Вагоноремонтные заводы.

    Одной из основных машиностроительных отраслей в Российской Федерации является железнодорожное машиностроение. Условно оно разделяется на три подгруппы:

    • Производство локомотивов;
    • Производство вагонов;
    • Производство путевой техники.

    Большинство предприятий железнодорожного машиностроения размещаются в доступности от металлургических баз, так как данная отрасль является металлоемкой, а также требуют большого количества энергии. Вместе с тем трудоемкость отрасли ниже, чем у других отраслей машиностроения.

    На сегодняшний день наблюдается рост производства на предприятиях ж/д машиностроения. Это, прежде всего, связано с потребностью обновления парка грузовых и пассажирских вагонов. Грузовой вагонный парк имеет износ более 70% от общего числа вагонов, пассажирский – около 53%. Ситуация находится в критической точке и требует немедленной модернизации парка.

    Вагоностроение


    Вагоностроение является одной из основных подотраслей железнодорожного машиностроения и занимается производством пассажирских и грузовых вагонов для рельсового транспорта, а также вагонов для метрополитенов, трамваев и электропоездов. Оно зародилось в первой половине XIX века в Великобритании вместе с началом железнодорожной эры. Первые вагоны были выпущены для железной дороги, связавшей Ливерпуль с Манчестером.

    Спустя 10 лет собственные вагоностроительные заводы появились в Германии, Франции, США и России.
    В Российской империи изначально производились вагонетки для рудных забое и грузовые вагоны для заводских рельсовых дорог. Для первого маршрута Санкт-Петербург – Москва, запущенного в 1846 году, вагоны были закуплены за рубежом. Но к 1860 году российская промышленность уже практически полностью обеспечивала все нужды железнодорожного транспорта внутри страны, выпуская вагоны различного назначения и тоннажа.
    В советское время вагоностроение было обособлено от мирового рынка и обеспечивало только нужды СССР. Это было связано с разницей в ширине колеи (русский стандарт 1520 мм, европейский – 1435 мм).

    Сложно разобраться самому?

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    В начале 1990-х годов, после распада Советского Союза, в вагоностроительной отрасли наметился спад, как и во многих других отраслях. Тем не менее, уже к 2000 году благодаря значительным инвестициям операторских компаний, возрождению черной и цветной металлургии, а также налаживанию экспортных связей, вагоностроение набирает активные обороты.

    Локомотивостроение

    Первый паровоз российского производства был выпущен в 1845 году на Александровском заводе, после чего российское паровозостроение развивалось высокими темпами, не уступая аналогичным отраслям других европейских стран. В советские годы благодаря развитому железнодорожному строительству и запуску новых грузовых и пассажирских маршрутов, локомотивостроение считалось одной из приоритетных отраслей.

    Трансмашхолдинг

    Одной из самых крупных компаний, занимающихся производством подвижного состава для рельсового транспорта, является Трансмашхолдинг (ТМХ). Несмотря на то, что ТМХ была основана в 2002 году, она входит в ТОП-10 крупнейших компаний на мировом рынке ж/д транспорта и производит широкий ассортимент железнодорожной техники: промышленные и магистральные электровозы, тепловозы, вагоны метро, рельсовые автобусы. Длительный срок компания сотрудничала с немецким концерном Siemens AG и закупала различное оборудование.

    Не нашли что искали?

    Просто напиши и мы поможем

    Метровагонмаш

    Одна из старейших отечественных компаний железнодорожного машиностроения, основанная в 1897 году. Сейчас входит в пакет компаний Трансмашхолдинг.

    Изначально завод производил подвижный рельсовый состав для Северной железной дороги, но с 1903 года здесь начинается производство трамваев, а затем электровагонов. В 1935 году с началом строительства Московского метрополитена завод перепрофилирован на выпуск вагонов метро. Кроме нужд советского и российского метрополитена, Метровагонмаш выпускал вагоны метро и для других стран: Чехии, Венгрии, Болгарии, Польши.

    Не нашли нужную информацию?

    Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

    Гарантия низких цен

    Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

    Доработки и консультации включены в стоимость

    В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

    Вернем деньги за невыполненное задание

    Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

    Тех.поддержка 7 дней в неделю

    Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

    Тысячи проверенных экспертов

    computer

    Гарантия возврата денег

    Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
    Только не у нас!

    Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

    Гарантия возврата денег

    В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы


    Железнодорожное машиностроение России – одна из важных отраслей транспортного машиностроения, которая производит оборудование и технику для ж/д транспорта. Для страны, обладающей тысячекилометровой протяжённостью путей, это актуальная задача.

    В связи с большими расстояниями, труднопроходимостью значительного количества территорий нашего государства на долю железнодорожного транспорта приходится:

    • до 40% осуществляемых в стране пассажирских перевозок;
    • 82% общего грузопотока.

    Согласно статистическим данным, за последние 5 лет нагрузка на данный вид транспорта планомерно возрастает. А это требует всё большего развития железнодорожного машиностроения.

    Производственная номенклатура

    В силу своих исторических особенностей, одной из которых явилась разница в размерах колеи железных дорог Европы и России, отечественная отрасль в изолированных условиях осуществляет производство:

    • локомотивов, электропоездов, дизель-поездов; грузовых, пассажирских, трамвайных вагонов, а также для метрополитена;
    • комплектующих в виде крупных железнодорожных отливок (рам, балок), дизелей, колёсных пар, электрооборудования, рельс и средств их обеспечения;
    • путевой техники и оборудования;
    • средств инженерно-технического обеспечения;
    • оборудования, предназначенного для ремонта и модернизации.

    В число изготавливаемых грузовых вагонов входят:

    • универсальные, обладающие широким спектром применения для самых разнообразных грузов: изотермические вагоны, полувагоны, платформы и цистерны;
    • специальные, находящие применение для перевозки одного или нескольких видов грузов – для скота, полувагоны, платформы, транспортёры, контейнерные вагоны, хопера (крытые и открытые), вагоны промышленного транспорта.
    • пассажирские – подразделяются на спальные, купейные, некупейные (открытого типа); с креслами или жёсткими сидениями; багажные, почтовые, вагоны-рестораны.

    По своему функциональному назначению локомотивы предназначаются для магистральных перевозок людей и грузов (магистральные локомотивы) и для выполнения маневровых работ (маневровые локомотивы).

    Отраслевые мощности

    К настоящему времени отечественное железнодорожное машиностроение, располагающее свыше 200 тыс. сотрудников, насчитывает порядка 500 предприятий и организаций. Их значительное количество сосредоточено вблизи металлургических баз. Для осуществления множества технологических процессов производство сопровождается повышенной электроёмкостью, хотя и не требует наличия существенного количества работающего персонала.

    В список крупнейших отраслевых холдингов системообразующего характера (сведения от конца мая 2020 года), располагающих завершённым циклом производства, входят:

    Среди наиболее преуспевающих компаний в сфере российского железнодорожного машиностроения можно отметить:

    Предварительные отраслевые показатели

    • Тепловозов – 371 шт. (520 секций) общей мощностью в 988 984 кВт.
    • Электровозов – 295 шт. (790 секций) общей мощностью в 2 600 270 кВт.
    • Пассажирских вагонов – 1095 шт.
    • МВПС (моторвагонный подвижной состав) – 470 шт.
    • Вагонов рельсовых автобусов – 51 шт.
    • Путевых машин – 335 шт.
    • Грузовых вагонов – 62 388 шт.
    • Рельс для подвижного состава железных дорог – 774,3 тыс. т.
    • Элементов рельсовых скреплений – 78 тыс. т.
    • Прокладок для рельсовых скреплений – 32,5 млн шт.
    • Стрелочной продукции – 29 тыс. единиц.

    Важно отметить, что значительная часть производимой продукции уходит на экспорт, обещающий в ближайшей перспективе стать важной составляющей будущих доходов железнодорожной индустрии. По свидетельству Института проблем естественных монополий, в 2020 году это уже принесло доход в 644,1 млн долларов.

    Проблемы и перспективы

    Основные трудности, с которыми в последнее время приходится сталкиваться отраслевым производителям:

    Однако этот рычаг воздействия пока что наталкивается на неоднозначные отраслевые перспективы, вызванные:

    Некоторую положительную динамику может пока что лишь дать масштабная модернизация Московской и Санкт-Петербургской транспортной инфраструктуры. Но этого недостаточно. Скорее всего, на фоне принятия антикоронавирусных мер, ведущих к значительному уменьшению пассажиропотока, остро встанет вопрос разработки антикризисной программы. Она должна охватить интересы государства, производителей и перевозчиков, чтобы не только найти и освоить новые направления транспортных потоков, но и провести кардинальную реконструкцию и перевооружение существующих производственных мощностей. Таким образом, ставка сделается на значительно более высокие достижения в области рационального потребления электрической энергии и повышения отдачи в процессе использования средств железнодорожного транспорта.

    Читайте также: