Жанровое своеобразие тематика и проблематика сказок салтыкова щедрина кратко

Обновлено: 02.07.2024

Благородная цель Салтыкова-Щедрина - пробудить в безмятежно почивающем современнике пытливое, мужественное начало. И делает он это, как и подобает сатирику, словом отрицания. Но при всей резкой беспощадности щедринская сатира никогда не оставляет ощущения тупика, обезоруживающей горестной растерянности. Его произведения - постоянная, исполненная едкого сарказма и проникновенного лиризма беседа с читателем, честная и доверительная, остроумная и мудрая.. .

Сказки Салтыкова-Щедрина, на первый взгляд, бесхитростнее, очевиднее его же сатирических очерковых и романных творений. Более определенным, зримым контуром очерчена в них заветная авторская идея. И если говорить о близости их к фольклору, то параллель эта возможна лишь по самому общему, большому и принципиальному счету.

Сказки Салтыкова-Щедрина широко известны во всём мире. Исследованием и изучением творчествам Салтыкова-Щедрина занимались многие литературоведы, сколько исследователей, столько и мнений по поводу своеобразий сказок писателя.

Написание собственных произведений в жанре сказок писатель осуществляет в нескольких целях, включающих в себя прохождение цензорского контроля, реализации сатирического таланта, а также возможности в открытой и органичной форме высказать свою гражданскую позицию по насущным социальным проблемам современного общества, выражая протест против беззакония.

Цикл сказок писателя можно разделить на два вида, один из которых представляет собой шутливые и драматические рассказы, содержащие описание быта, и небольшие сатирические очерки, выражающиеся в обычных формах сказочных эпосов. Тем самым в писательском сказочном творчестве присутствует сочетание жанров в виде фельетона, авторской исповеди, бытовой повести, трагического рассказа. Данную особенность собственных сказок писатель дополняет, наделяя их отличительным подзаголовком (поучение, разговор, элегия).

По литературной структуре произведения писателя являются сочетанием сказок и басен, отличающимися свободной формой изложения, волшебными превращениями, фольклорной поэтикой, а также использованием образов животного мира, через которых раскрываются характерные черты определенных людей. Демонстрируя при помощи звериной маски человеческий тип писатель вкладывает в читательское восприятие определенный стереотип, наделяя его иным содержанием. Например, в образе орла, являющегося царем птичьего братства, изображены увлеченные романтизмом сильные мира, восхищение которыми может привести к негативным последствиям.

В качестве читателей своих сказочных произведений писатель рассматривает детей изрядного возраста, сохранивших наивность юношеских лет, представляя им реалии жестокой действительности.

Отличительной чертой сказок писателя является применение особенных художественных приемов в форме эзопова языка (полунамек, иносказание), гротесковой сатиры (преувеличение, преуменьшение уродливо-комических видов), саркастической иронии.

Своеобразие сказок автора отмечается в их тематике, которая в отличие от народных творений посвящается не вечным темам, а злободневной проблематике, выражающейся в хамстве, грубости, невежестве правящей властной верхушки, раболепия простых недалеких людей, трусости красиво говорящих интеллигентов.

Писательский талант ярко выражает в создании нового жанра социальной сатирической литературы в форме сказочного изложения.

2 вариант

Михаил Салтыков-Щедрин оставил после себя большое творческое наследие, которое включает в себя и романы, и повести, и рассказы, и сказки. Сказки Салтыкова-Щедрина отличаются самобытностью стиля, наличием философского начала. Автор не ориентировал свои произведения для детей. Они были нацелены на чтение взрослых людей, поэтому они и были серьёзными и непростыми для анализа.

Несмотря на такую серьёзность содержания автор подаёт материал в виде сказки. Салтыков-Щедрин активно использует элементы этого жанра. Это прежде всего заметно на том, что его героями часто становятся животные — носители качеств, обычно присущих людям. Это можно прекрасно рассмотреть на хорошо известной сказке про пескаря. Эта маленькая рыба выступает носителем таких качеств как страх, уныние, несообразительность, глупость. На примере животного Салтыков-Щедрин пытается показать читателям, как те или иные моменты влияют на их жизнь.

В своих произведениях писатель ориентируется на фольклор. Он часто использует народные образы, лексику, мотивы. Это помогает лучше раскрыть проблему и убедиться, что в прошлом всегда есть ответы на вопросы настоящего.

Кроме фольклорных элементов язык сказок Салтыкова-Щедрина содержит элементы юмора, сатиры и гротеска. Это придаёт тексту самобытность. Аллегории, гиперболы, литоты и другие изобразительно-выразительные средства помогают автору написать яркий, завораживающий текст, а также метко донести свои мысли, тонко и ехидно высмеять какие-то проблемы.

Сказки Михаила Салтыкова-Щедрина занимают особенное место в русской литературе. В них литератор в яркой, уникальной и оригинальной форме доносит свои мысли по поводу различных социальных проблем, предлагает способы их решения, размышляет над настоящим и будущим России. Такой формат позволяет доступно донести свои мысли до аудитории.

Также читают:

Картинка к сочинению Жанровое своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина

Популярные сегодня темы

Великий киевский князь Владимир выдавал свою славную дочь Людмилу за богатыря по имени Руслан. По обычаю, после пиршеств жених и невеста отправились почивать. Как вдруг, в темноте, раздались непонятные речи

Повесть Поездка в прошлое Абрамова не была опубликована при жизни писателя, это произошло только спустя 15 лет. Книга интересна тем, что конфликт, который развивается в ней, мог произойти только в социальной

Материнская любовь – самая большая ценность, которая есть на земле. Любовь матери безусловна и не зависит от внешних обстоятельств, она любит своего ребенка таким, какой он есть. Мать понимает своего ребенка, хочет, чтобы его жизнь сложилась

Солженицын в своих произведениях использует собственный опыт и тщательно описывает существование заключенных. Одной из наиболее известных книг в этом смысле является Один день Ивана Денисовича

Отличная новогодняя история! Наверное, все знают сюжет – на новогодние праздники жена продала свои волосы, чтобы купить мужу цепочку для часов, а он продал часы, чтобы купить ей гребень. Это уже очень мило!

Тематика и проблематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

Сказки Щедрина — явление особенное, яркое и значительное в литературе. Это синтез комического с трагическим, праздник гротеска и аллегории, торже­ство гиперболы, искусный образец использования эзопова языка. На что же направляет автор свои уси­лия, используя все эти художественные приемы? На освещение всех тех сторон современной ему действи­тельности, к которым он до самой смерти оставался непримиримым.

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина и сегодня не пе­рестали быть нужными и полезными. Из них по-прежнему можно извлекать уроки мудрости, спра­ведливости, уважения к народу, доброты, нравствен­ности, гражданственности.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ СКАЗОК ЩЕДРИНА

Сказки Щедрина, как и всё его творчество, служили делу освобождения родины и народа.

Писатель-реалист, он создал в своих произведениях, в том числе и в сказках, множество художественных обобщений, типических образов, правдиво раскрывавших социальную сущность важнейших жизненных явлений.

Будучи художником-реалистом, Щедрин путём гиперболизации, с помощью фантастических образов с замечательной наглядностью раскрывал уродливый характер современной ему действительности. Такое изображение жизни, при котором реальное, будничное переплетается с фантастическим и отрицательное, уродливое рисуется в обнажённом, преувеличенном виде, называется гротеском. Примером гротеска могут явиться многие образы, созданные могучим талантом великого сатирика, в том числе и образы его сказок.

СКАЗКИ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН М. Е. ОБЫВАТЕЛЬСКАЯ ИНТЕЛЕГЕНЦИЯ В СКАЗКАХ →

Еще по данной теме::

    ЩЕДРИН В РЕДАКЦИИ СОВРЕМЕННИКА И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЗАПИСОК

ЩЕДРИН В РЕДАКЦИИ СОВРЕМЕННИКА И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЗАПИСОК Щедрин в Салтыков выходит в отставку и …

СКАЗКИ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН М. Е. Первые сказки — «Повесть о том, как один мужик двух генералов про…

СКАЗКИ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН М. Е. ОБЫВАТЕЛЬСКАЯ ИНТЕЛЕГЕНЦИЯ В СКАЗКАХ Типичными фигурами для эпохи…

СКАЗКИ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН М. Е. НАРОД И САМОДЕРЖАВИЕ В СКАЗКАХ Тупые и жестокие царские администр…

НАРОД И ГОСПОДСТВУЮЩИЕ КЛАССЫ Большая группа сказок посвяшена теме: народ и господствующие кла…

Детальнее о сатире русского писателя

Сказки – это жанр, где наиболее ярко проявился сатирический дар Салтыкова-Щедрина. Дело в том, что в Российской империи господствовала цензура, а сказки эффективно позволяли скрывать истинный посыл произведения. Обличительность при этом никуда не девалась, но маскировалась. Салтыков-Щедрин любил наделять свои тексты острым социальным и политическим подтекстом, понятным для читателей.

Сказки Щедрина

О чем рассказывают сказки?

Итак, обратимся непосредственно к самим сказкам писателя. Бедные угнетаются богатыми, дворяне и чиновники яро критикуются. Автор обвиняет и обличает сильных, обладающих властью людей, эксплуатирующих слабых. Народный труд оказывался разменной монетой, и народ в этом обмене, как правило, ничего не получал.

Салтыков-Щедрин активно использует образы господ и правящего класса. В сказках этого автора в негативном свете предстают помещики и чиновники, купцы и другие представители этих сословий. Власть – это все, чем они владеют. Но на самом деле эта власть оборачивается исключительно эксплуатацией людей, которые делают всю работу. Писатель изображает господ ленивыми, беспомощными, глупыми, хвастливыми, заносчивыми.

В этом произведении автор представляет на суд читателей реалии Российской империи – той эпохи, в которую жил сам писатель. Крестьяне страдают от гнета помещиков, нещадно наживающихся на простом народе. При этом крестьяне не сопротивляются и, кажется, даже не думают об этом.

Герои повести и события

Генералы умоляли простеца спасти их от голода. Мужик – добрая душа, так что покормил героев. Но генералы, когда вдоволь насытились, принялись смеяться над мужиком и осыпать своего спасителя издевками. Господа доказывают мужику, как хорошо быть на их месте.

Выводы из сказки

Образ народа в сказках русского автора

Так как народ занимает почетное место в произведениях Салтыкова-Щедрина, следует поближе присмотреться к образу простых людей в сказках. Талант, самобытность, сила, житейская смекалка – все это отличает простого человека из народа от господ.

Вспомним еще раз проанализированную выше повесть. Мужик обладает хорошим умом. Собственные волосы послужили герою материалом, чтобы соорудить невод, а также сделать лодку. Салтыкова-Щедрина переполняет горькая обида, иногда – стыд за народ, который страдает и претерпевает. Образно говоря, народ сам делает цепь, которую ему позже набросят на шею господа-угнетатели. Также писатель представляет читателям символ русского человека из народа. Это конь, терпеливо тянущий свою ношу.

Актуальны ли сказки сегодня?

Почему сказки – уникальны?

При создании своих сатирических произведений автор пользовался опытом фольклора, учитывая устное народное творчество. Кроме того, писатель обращается к зарубежному опыту, который Салтыков-Щедрин соединяет с русскими традициями. Результат – формирование совершенно нового, оригинального жанра, который сочетает черты фантастики, а также злободневной политической действительности.

Главная тема произведения Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы” – жизнь помещиков накануне отмены крепостного права и после этого события. Предлагаем читателям ознакомиться с его кратким содержанием

Сказки автора – специфически образные. Эти произведения полнятся проблемами и образами из наследия Салтыкова-Щедрина в целом.

Сказки – это воплощение всего идейно-тематического богатства сатирического дара автора. Это органическая часть творчества русского автора. Поэтому сказки являются особым литературным жанром, опирающимся на были, легенды, песни и суеверия. Не брезгует автор и традиционными сюжетами, персонажами (вроде Василисы Прекрасной или Ивана-царевича), художественными приемами (устойчивыми оборотами, присказками, эпитетами, антитезами). Под рассказами о животных скрывается на самом деле политический памфлет.

История рождения сказок

Первые произведения этого жанра вышли из-под пера Салтыкова-Щедрина в 1869-м. Однако лишь спустя несколько лет (в 1883–1886 годах) развернулись интенсивные работы по написанию сказок. Всего писатель создал около 32-х текстов, а конкретно в тот период – 28. Но почему же все-таки русский автор так увлекся этим жанром? Сказка – понятный и простой способ донести свои мысли до простых людей. Ведь главный адресат писателя – народ. Начиная с ранних лет, с детства, люди знакомятся с образами из сказок, поэтому язык сказки – лишь инструмент влияния на сознание человека. По крайней мере, для Салтыкова-Щедрина.

Тематическое своеобразие сказок

Сказки Щедрина

Темы сказок разнообразны, однако посыл автор во всех текстах одинаков: принципиальное различие, непримиримость интересов работающих людей и господ, эксплуатирующих народ. Ирония – острое оружие автора. Салтыков-Щедрин выводит в своих произведениях образы других писателей, философов, которые мечтают о бескровном решении проблем общественного неравенства. Резюмируем темы, которые затрагивает сатирик:

  • описание нерадивых правительственных групп, господ, эксплуатирующих народ;
  • образ жизни русских крестьян;
  • сатира, обличающая пороки и поведение, психологию мещан, а также либералов-интеллигентов;
  • ирония, насмешка над индивидуалистической моралью, а также внимание к пропаганде новых нравственных ориентиров.

В рамках школьного курса литературы школьникам предстоит знакомство с сатирическими произведениями русских классиков. В частности, будут рассмотрены особенности сказок Салтыкова-Щедрина. Эти емкие тексты автор писал в период с 1880 по 1886 гг., отразил в них волнующие его вопросы, актуальные не только для того времени, но и сейчас.

Кратко особенности сказок щедрина салтыков

Общая характеристика

Особенности сказок салтыкова щедрина

  1. Тема власти, неуважения человеческой личности.
  2. Глупость, не знающая границ, но в высшей степени самоуверенности.
  3. Недостатки просветительской деятельности наделенных властью.
  4. Раболепие и страх, воплощением которого является премудрый пескарь, герой одноименного произведения.

В цикл входит 32 небольших по объему текста, в каждом из которых человеческие пороки высмеиваются емко, остроумно, но очень выразительно.

Своеобразие произведений сатирика состоит в том, что герои, типичные представители своего времени, изображены в облике животных. Но за медведем, орлом-меценатом, подводными жителями без труда угадываются черты современников Михаила Евграфовича. Народ, обездоленный, униженный, но работящий и добродушный, выведен им на страницах в облике коняги из одноименной сказки.

Чему учат сказки салтыкова щедрина

Остроумие и оригинальные находки

Сказки Салтыкова-Щедрина стали апогеем его сатирического прошлого, его итогом. Эти тексты представляют собой особый пласт юмористической литературы, отличный от произведений европейской и русской сатирических традиций. Можно выделить следующие уникальные черты, настоящие новшества классика:

Особенности сказок салтыкова щедрина кратко

  1. Гармоничное переплетение реальности и фантастических мотивов.
  2. Активное использование таких литературных приемов, как гипербола, гротеск, ирония на фоне фольклорных традиций.
  3. Герои лишены индивидуальных черт, это своеобразные маски, символы. Конечно, обобщенные образы были присущи и другим писателям, но только Щедрин замаскировал человеческие пороки в образах животных, следуя за традициями Эзопа и Крылова, великих баснописцев.

Раскрывая важнейшие темы, писатель отказывается от традиционного морализаторства, он дает читателю возможность самостоятельно сделать выводы. Задача автора — лишь в гротескной форме представить каждый порок, высмеять его, показать абсурдность ситуации. А отнюдь не читать проповеди.

Злободневные вопросы

Проблематика сказок салтыкова щедрина

Тематическая специфика

Еще более детально разобраться в том, какие именно темы поднимал сатирик, поможет таблица. В ней указаны основные тексты и рассмотренные в них аспекты.

Примеры сказок Основные вопросы Кратко о художественных особенностях
Медведь на воеводстве, Орел-меценат Высмеивание царской власти, невежества и откровенной глупости министров, дворянства и прочих лиц, приближенных к трону. Активно используется едкая сатира, сарказм. Писатель не скрывает свой гнев.
Орел-меценат Осмеяние деятельности монарха на почве просвещения Используются образы птиц, каждая из которых воплощает определенные черты, при этом вполне реалистичны. Например, сороки любят все блестящее.
Дикий помещик, Повесть про то… Угнетенность крестьянства. Глупость и наглость помещиков. Гротескная ситуация помогла показать абсурдность того, что происходит в реальности. Крестьяне, сильные и умелые, вынуждены кормить бестолковых и бесполезных генералов и помещиков.
Самоотверженный заяц Тематика взаимоотношений сильного и слабого, наделенного властью и лишенного ее. Самоунижение, внутренняя слабость. Классические герои — злобный волк и трусливый заяц в своих обычных амплуа выражают человеческие пороки.

Значение в творчестве сатирика

В сочинении на тему сказок Салтыкова-Щедрина важно отразить и значение этого тематического пласта в творческом пути автора. Здесь писатель отказывается от традиционной морали, не стремится чему-либо учить своих читателей. Он берет обычных героев-животных, даже не меняет их традиционный фольклорный облик, но наделяет человеческими чертами, которые и высмеивает в комичной гротескной форме.

Кратко своеобразие сказок салтыкова щедрина

Таким образом, каждый герой призван обобщать специфические черты, присущие определенному сословию. Орел воплощает собой царя и его приближенных, заяц и премудрый пескарь — представителей простого народа, коняга — крестьянство. Такое описание помогало автору в сказочной форме передать волнующие его мысли, зашифровать за героями-животными пороки современности. Конечно, Михаил Евграфович понимал, что цензуру обойти ему не удастся, слишком откровенна его сатира, многие политические деятели того времени узнавали в героях себя.

Таковы основные особенности сказок великого русского классика, произведений уникальных, самобытных, необычных.

Сочинение — Жанровое своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина. Русский язык

Сказки у Щедрина всегда были в фольклорном стиле, но все равно они являются литературными произведениями. Больше всего они похожи на произведения Пушкина, потому что у обоих писателей в сказках присутствует юмор и глубокие размышления о смысле жизни.

У Салтыкова-Щедрина почти все сказки могут делиться на разные группы. Например, он написал много произведений о животных и окружающем мире. Часто он писал сказки, где присутствовало волшебство и мистика. Обычные бытовые сказки тоже присутствовали в сборниках этого автора.

Эти произведения вроде похожи на фольклорные, но и совсем отличаются от них. Первое отличие это то, что в русско-народных сказках нет никаких признаков времени, а в произведения Щедрина упоминаются разные газеты или события подчеркивающие историю. Второе отличие, что в фольклорных сказках все верили в волшебство и ждали его, а автор относится к этому с иронией и недоверием. И самое важное отличие это то, что в народных произведениях всегда был счастливый конец и никак иначе. А в Салтыкова-Щедрина иногда конец может быть и плохим. Иногда в его произведениях даже звучит отчаяние и грусть.

Можно сделать вывод, что Щедрин взял фольклорный жанр и внес туда философские и грустные мысли. Каждое его произведение пропитано психологическими идеями. Часто он говорит на социальные темы и даже затрагивает царя. Поэтому многие говорят, что у писателя есть жанровое своеобразие в его сказках. Автор всегда проходил ценуру даже когда в произведениях высмеивался царь. Но он открыто писал обо всех социальных проблемах, которые волновали не только его, но и все остальное общество.

В сказках Щедрина смешивались басни и сказки. Из басен он взял образы животных, которые наделены определенным характером. То есть за каждым животным стоял какой-то образ человека, которого Салтыков-Щедрин хотел передать и высмеять.

Автор писал сказки в основном для детей уже подросшего возраста. ТО есть те, которые уже выросли, но все равно у них много желаний и они всегда верят в волшебство. Но Щедрин специально высмеивал таких людей и пытался показать им, что жизнь на самом деле совсем другая и вообще не волшебная. Он показывал жестокую реальность.

Салтыков-Щедрин часто пользовался различными приемами. Например, он часто говорил не открыто, а только намекал на что-то. Конечно, практически каждое произведение автора пропитано иронией и сарказмом. Часто он преувеличивает черты характера людей, чтобы показать их в более плохом свете. Щедрин всегда изображал людей именно в образах животных и пользовался разными стереотипами.

Сказки посвящены темам, которые очень волнуют людей. Например, Щедрин писал про ужасное рабство, когда русский человек делает все чтобы удовлетворить богатого хозяина. Так же автору не нравилась интеллигенция, которая постоянно пыталась выглядеть лучше, чем является на самом деле. Так же Щедрину не нравилось, что богатая власть часто хамила и грубила простым крестьянам.

Своей сатирой автор хотел призвать власть к тому, чтобы было уничтожено рабство и угнетение. Он был одним из борцов за настоящую справедливость.

Вариант 2

В сказках Салтылкова-Щедрина мы чётко видим сатиру, а где-то даже и гротеск.

Тогда они начинают развлекать себя разговорами, но всё сводится к одной теме — к еде. Бедолаги уже настолько оголодали, что вцепляются друг в друга, пытаясь съесть, но вовремя одумываются. Вот тут-то и появляется мужик, который помогает им вдоволь поесть.

Весь смысл сказки в том, что генералы — изнеженные баловни судьбы, им не под силу даже то, что с лёгкостью смогли бы сделать маленькие дети.

Рассмотрим другую сказку «Премудрый пекарь.

Берегся вот так всю жизнь, дрожал от каждой мелочи, а пожить-то толком не успел. Сразу понятно — трусость человеческая высмеевается. Бережённого Бог бережёт, но и дышать бояться тоже не надо.

Совесть же тем временем превратилась в грязную тряпку и лежала на дороге, истрепанная и оплеванная. Подобрал ту тряпку пьяница, чтобы обменять на бутылку, да стало ему не по себе: понял, что попусту жизнь проживает. Сбыл ту тряпицу хозяину заведения за бутылку и ушёл. А трактирщику тоже неуютно — начинает он понимать, что губит людские жизни. Так вот и переходит эта тряпочка от одного к другому, и всем от неё хочется избавиться, потому что совесть не чистая.

Так вот она и попадает в руки к мальчику маленькому с чистым сердцем. И растёт теперь дитенок с совестью.

Порой кажется, что люди эту самую тряпочку-совесть где-то потеряли безвозвратно, ну да их дело…

Жил-поживал себе дурак. Каждому помочь старался: на пожар — в самый огонь бежит, с тяжёлыми больными сидел. Люди эту самую жертвенность в нём не понимали, за прихоть его дурацкого ума считали, и только один человек не блажь разглядел в поступках дурака, а чистые помыслы. Так и в нашей жизни — за нашими жертвами людям дурость видится, и только некоторые правду увидят.

Во всех сказках Салтылкова-Щедрина мы, так или иначе, себя видим. Пороки свои, или плюсы — всё с людей списано. Наблюдательный был писатель, ко всему присматривался. Сказки его в любом возрасте полезны: мудростью от них веет. А мудрость лишней не бывает.

Читайте также: