Жанровое своеобразие пьесы на дне кратко

Обновлено: 05.07.2024

В произведении М. Горького “На дне” затронут огромный пласт моральных, нравственных и духовных проблем общества. Автор использовал принцип великих умов прошлого: истина рождается в споре. Его пьеса – диспут призвана поднять самые важные для человека вопросы, чтобы он сам ответил себе на них. Полный анализ произведения может быть полезен учащимся 11 классов при подготовке к урокам литературы, тестовым заданиям, творческим работам.

История создания

Пьеса была написана в конце 1901 – начале 1902 года. Данное произведение не было наваждением или порывом вдохновения, как это обычно случается у творческих людей. Напротив, она была написана специально для труппы актёров из Московского художественного театра, созданного для обогащения культурой всех классов общества. Горький не мог представить, что из этого получится, но воплотил желанную задумку создания пьесы о босяках, где присутствовало бы около двух десятков действующих лиц.

Судьба пьесы Горького не может быть названа окончательным и бесповоротным триумфом его творческого гения. Мнения ходили разные. Люди приходили в восторг или критиковали столь противоречивое творение. Она пережила запреты и цензуру, и до сих пор каждый понимает по-своему смысл драмы.


Смысл названия

На сегодняшний день многие литературоведы сходятся на том, что автор имел в виду то, что его герои находятся на дне жизни в социальном, финансовом и нравственном смысле. Это и есть смысл названия.

Анализ 4

Все персонажи пьесы имеют разные характеры и у каждого свой взгляд на жизнь. Они не спорят и не навязывают друг другу свою точку зрения. У каждого героя произведения имеется своя особенная и выработанная годами модель поведения.

Бубнов всегда ищет легкие пути. Он позиционирует себя борцам за правду. Он против лжи. Но, это никому не помогает. Все его действия напрасны.

Еще одного яркого персонажа произведения зовут Сатин. Автор его охарактеризовал как человека, который действует и делает. Он считает, что главное в людях это сила духа и внутренний стержень. Он никогда не унижается. Сатин ведет себя достойно и гордо. Именно благодаря внутренней силе можно преодолеть многие трудности. Мужчина никого не жалеет.

На примере троих основных персонажей автор хотел показать читателю, что всегда нужно действовать, а не говорить. Решительные и смелые люди могут помочь остальным.

Всех жильцов ночлежки объединяет одна беда. У них нет веры в счастливое бедующие. Из-за этого они спиваются и живут бедно. В ночлежке у Костылева собрались персонажи, которые потеряли семью, стали нищими и безнравственными. Все они привыкли к такой жизни. Они уже не стремятся изменить свое настоящее и будущее.

М. Горький писал свое произведение в тяжелый для страны период. Это было время экономического кризиса. Все заводы и производства были остановлены. Безработица процвела, бедных людей становилось все больше. В этот период все стали одинаковыми. Люди лишились своих статусов. Народ стал обижаться на жизнь. Пропала вся вера в достойное и светлое будущее. Люди разочарованны и оскорблены.

Читая произведение можно сделать вывод о том, что человеку для нормальной жизни нужна мечта. Без нее люди просто начинают существовать и плыть по течению. Только стремления и цели заставляют нас двигаться вперед. Никогда не следует падать духом и опускать руки. Движение – это залог успешной жизни.

Жанр, направление, композиция

Композиция произведения линейная, так как все действия хронологически последовательны и образуют единую нить повествования.

Суть произведения

Суть пьесы Максима Горького заключается в изображении дна и его обитателей. Показать читателям в действующих лицах пьесы маргиналов, людей, униженных жизнью и судьбой, отвергнутых обществом и разорвавших с ним связь. Несмотря на тлеющий огонёк надежды – не имеющих будущего. Они живут, спорят о любви, честности, правде, справедливости, но их слова — лишь пустой звук для этого мира и даже для их собственных судеб.

Все происходящее в пьесе носит лишь одну цель: показать столкновение философских взглядов и позиций, а также проиллюстрировать драмы отверженных людей, которым никто не протягивает руку помощи.

Характеристика главных героев

На дне социума собрались люди, у которых различные жизненные принципы, но объединенные тем, что застряли в нищете. Со временем она лишает их веры в себя, надежды на светлое будущее. Такие жизненные условия ведут к верной смерти. Основными персонажами являются:


Главные герои и их характеристика

Обитатели дна – люди с разными жизненными принципами и убеждениями, но всех их объединяет одно условие: они погрязли в нищете, которая постепенно лишает их достоинства, надежды и веры в себя. Она растлевает их, обрекая жертв на верную смерть.

Философский аспект

Другие жители ночлежки также имеют свое мнение по данному вопросу, но оно не столь радикально. Клещ полагает, что правда губительна, поэтому в сердцах проклинает ее.

Однако мудрость и доброта Луки вступает в противоречие с реальной действительностью, в которой вынуждены жить окружающие его люди:

Спасительная философия жалости оказывается бесполезной, она только унижает силу духа и лишает жителей дна последних сил. Эту мысль необходимо обязательно отразить в любой работе, будь то сочинение по теме или конспект.

Вот почему произведение Горького принято называть социально-философским. Сложная проблематика и наличие конфликта, столкновение двух противоположных жизненных позиций и реалистичное изображение жизненного дна — вот кратко те основные признаки, благодаря которым текст подходит под жанровое определение.

Несмотря на, казалось бы, достаточно простой сюжет и отсутствие крутых кульминационных поворотов, произведение изобилует темами, которые дают почву для размышлений.

  1. Тема надежды тянется через всю пьесу до самой развязки. Она витает в настроении произведения, но ни разу никто не упоминает о своем намерении выбраться из ночлежки. Надежда присутствует в каждом диалоге обитателей, но лишь косвенно. Как когда-то каждый из них попал на дно, так когда-нибудь они и мечтают оттуда выбраться. В каждом теплится маленькая возможность снова вернуться к прошлой жизни, где каждый был счастлив, хоть и не ценил этого.
  2. Тема судьбы также является немало важной в пьесе. Она определяет роль злого рока и его значение для героев. Судьба может быть в произведении той движущей силой, которую нельзя было изменить, что свела всех обитателей вместе. Или тем обстоятельством, всегда подверженным измене, которое нужно было преодолеть, чтобы суметь достичь больших успехов. По жизни обитателей можно понять, что они приняли свою судьбу и пытаются изменить её лишь в противоположную сторону, считая, что падать ниже им некуда. Если же кто-то из жильцов пытается предпринять попытку изменить свое положение и выбраться со дна – претерпевает крах. Возможно, автор хотел показать таким образом, что они заслужили такую участь.
  3. Тема смысла жизни выглядит достаточно поверхностно в пьесе, но, если вдуматься, то можно понять причину такого отношения к жизни героев лачуги. Каждый считает нынешнее положение дел – дном, из которого не выбраться никуда: ни вниз, ни, тем более, наверх. Герои, несмотря на разные возрастные категории, разочарованы в жизни. Они потеряли к ней интерес, и перестали видеть какой-либо смысл в собственном существовании, что уж говорить о сочувствии друг к другу. Они не стремятся к другой участи, потому что не представляют её. Лишь алкоголь иногда придаёт существованию краски, отчего ночлежники любят выпить.
  4. Тема правды и лжи в пьесе является основной задумкой автора. Данная тема является философским вопросом в произведении Горького, о котором он размышляет устами героев. Если говорить о правде в диалогах, то, её границы стираются, ибо порой герои говорят несуразные вещи. Тем не менее, в их словах скрываются секреты и тайны, раскрываемые нам по ходу сюжета произведения. Автор поднимает данную тему в пьесе, так как рассматривает истину как способ спасения обитателей. Показать героям реальное положение дел, открыв глаза на мир и на их собственную жизнь, которую они теряют каждый день в хижине? Или скрывать правду под масками лжи, притворства, потому что им так легче? Ответ каждый выбирает самостоятельно, но автор дает понять, что ему по душе первый вариант.
  5. Тема любви и чувств затрагивает в произведении, поскольку даёт возможность понять взаимоотношения обитателей. Любовь в ночлежке, даже между супругами, абсолютно отсутствует, да и вряд ли имеет возможность там появиться. Само место словно пропитано ненавистью. Всех соединила лишь общая жилплощадь и чувство несправедливости судьбы. В воздухе витает равнодушие, как к здоровым, так и к больным людям. Лишь перебранки, словно грызутся собаки, веселят ночлежников. Вместе с интересом к жизни потеряны краски эмоций и чувства.

Проблемы

В пьесе богатая проблематика. Максим Горький попытался в одном произведении указать актуальные, на то время, нравственные проблемы, которые, впрочем, существуют и по сей день.

Действующие лица

Сатин — мужчина лет сорока. В прошлом жил нормальной жизнью, служил телеграфистом, но попал в тюрьму, вступившись за сестру. Теперь зарабатывает шулерством. Предпочитает горькую правду самообману.

Актёр — мужчина лет сорока. В прошлом актёр театра (псевдоним Сверчков-Заволжский). Опустившийся алкоголик. Очень дорожит воспоминаниями о прошлой жизни.

Лука — загадочный персонаж, мужчина лет шестидесяти. Философ.

Васька Пепел — молодой мужчина, вор, постоянный обитатель ночлежки.

Андрей Дмитриевич (Митрич) Клещ — безработный слесарь. Верит, что вырвется из ночлежки и станет работать, как прежде.

Анна — жена Андрея Клеща.

Настя — проститутка, молодая девушка. Мечтает о большой чистой любви.

Бубнов — ремесленник, производит картузы (головные уборы вроде кепки). Ушёл в ночлежку, когда жена нашла другого. Признаёт, что лентяй и алкоголик.

Барон — молодой мужчина, обнищавший дворянин.

Квашня — торговка пельменями, женщина средних лет.

Алёшка — молодой сапожник.

Кривой Зоб и Татарин — крючники (переносят с помощью крюка тяжёлые грузы).

Михаил Иванович Костылёв — хозяин ночлежного дома.

Василиса Карповна — жена Михаила Костылёва, молодая женщина.

Наташа — младшая сестра Василисы Карповны.

Медведев — полицейский, дядя Василисы Карповны и Наташи.

Смысл пьесы

Идея пьесы Горького заключается в том, что все люди абсолютно одинаковы вне зависимости от их социального и материального положения. Все состоят из плоти и крови, отличия заключаются лишь в воспитании и характере, которые дают нам возможность по-разному реагировать на сложившиеся ситуации и действовать, исходя из них. Кем бы ты ни был, жизнь может измениться в один момент. Любой из нас, потеряв все, что имел в прошлом, опустившись на дно, — потеряет себя. Больше не будет смысла удерживать себя в рамках приличия общества, подобающе выглядеть и вести себя соответствующе. Когда человек теряет ценности, установленные окружающими, он сбивается с толку и выпадает из реальности, как произошло с героями.

Главная мысль заключается в том, что жизнь может сломать любого человека. Сделать его равнодушным, ожесточённым, потерявшим какой-либо стимул к существованию. Безусловно, во многих его бедах будет виновно равнодушное общество, которое только подтолкнет падающего. Однако сломленные бедняки зачастую сами виноваты в том, что не могут подняться, ведь в их лени, порочности и безучастности ко всему сложно еще найти виноватых.

Вариант 2

Горький написал пьесу о жизни опустившихся людей с целью показать свое понимание способа, который люди должны использовать, противостоя жесткому давлению обстоятельств.

Третью точку зрения, которой придерживается и сам автор, выражает Сатин. Он, в отличие от Луки, изображен человеком действия. Человек, по мнению этого обитателя ночлежки, должен опираться на свою внутреннюю силу, гордость и чувство собственного достоинства. Только таким путем можно противостоять жесткому давлению обстоятельств.

Отличие Сатина от Луки в том, что он лишен жалости. Противопоставляя философию Сатина проповедям Луки, автор пьесы стремился показать свое неприятие воззрений, распространенных среди интеллигенции того времени. Это толстовское непротивление злу и служение народу малыми делами, без коренного переустройства условий его жизни. В утешении простых людей и самоутешении интеллигенции Горький видел одну из главных опасностей в деле построения нового общества.

Сатин представляет собой тип сильного человека, который способен на решительную и бескомпромиссную борьбу. Это тип революционера. Крушение попыток Луки, изображенное в пьесе, должно было показать, что реально помочь людям могут только такие люди как Сатин. Только те, кто воспримет мировоззрение, которое придерживается этот персонаж смогут разрушить старый буржуазный мир, олицетворяемый в пьесе ночлежкой и реально помочь обездоленным.

Вывод

На примере всех героев можно увидеть абсолютное бездействие и незаинтересованность в собственной судьбе. Вне зависимости от возраста и пола, они просто погрязли в своем нынешнем положении, отговариваясь тем, что поздно сопротивляться и начинать все заново. Человек должен сам иметь желание изменить свое будущее, и при любой неудаче не винить жизнь, не обижаться на нее, а набираться опыта, переживая проблему. Обитатели ночлежки считают, что на них внезапно, за их страдания в подвале, должно свалиться чудо, которое принесет им новую жизнь, как и происходит – к ним является Лука, желающий приободрить всех отчаявшихся, помочь советом, чтобы сделать жизнь лучше. Но, они забыли, что словом не помочь упавшему, он протянул им руку, только ее никто не взял. А все лишь и ждут действия от кого угодно, но не от себя самих.

Краткое содержание пьесы На дне

Действие пьесы происходит в течение короткого времени. Все события развиваются в ночлежке, где собрались люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации. Характеристика основных персонажей упростит понимание того, какой в пьесе На дне смысл произведения.

  • Михаил Костылев – владелец ночлежки, за притворным добродушием скрывает презрительное отношение к постояльцам;
  • Василиса – молодая жена Костылева, ненавидит мужа и изменяет ему с одним из жильцов;
  • Наталья – младшая сестра Василисы, тихая, добрая девушка, жалеющая жильцов и старающаяся всем помочь;
  • Клещ и Анна – супруги, Анна тяжело болеет и это злит ее мужа, мечтающего вырваться из нищеты;
  • Василий по кличке Пепел – вор, любовник Василисы;
  • Лука – пожилой странник, всех утешает и дает советы;
  • Квашня – вдова, торгует пельменями, помогает жителям ночлежки.

Интересно! Произведение было заказано Горькому Московским художественным театром. Это был период кризиса, во время которого из-за остановки фабрик, заводов многие люди остались без работы. Нужна была пьеса о бедняках с участием не менее 20 актеров.

Акт 1

Ранее весеннее утро. Каждый из обитателей ночлежки занят своим делом: Барон завтракает сухим хлебом, Настя читает роман о любви, Клещ занят поисками ключей. Возле стоящего в центре стола хлопочет Квашня, рассказывая о новом ухажере Медведеве. Клещ в ответ заявляет, что Квашня рано или поздно пример предложение. Между ними начинается перепалка.

Анна просит всех успокоиться. В поисках жены в ночлежку приходит Костылев, подозревающий о романе Василисы с Пеплом.

Наталья приводит нового постояльца – Луку. Пепел начинает заигрывать с девушкой. Узнав об этом, Василиса набрасывается на сестру с кулаками, а постояльцы пытаются разнять женщин.

Акт 2

К вечеру обстановка в ночлежке становится спокойнее. Одни играют в карты, другие – в шашки.

Лука, сидя возле кровати умирающей Анны, пытается ее успокоить, обещая покой и счастье после смерти.

Не оставляет старик без внимания и остальных постояльцев, раздавая каждому советы:

  • Актеру – пройти лечение в бесплатной клинике для алкоголиков;
  • Пеплу – начать новую жизнь вместе с Наташей.

Незаметно для всех умирает Анна. Лука и Василий уходят искать Клеща.

Вернувшийся из трактира Клещ сообщает, что пропил все деньги, хоронить жену не на что. Постояльцы обещают помочь ему.

Акт 3

На пустыре собралось несколько постояльцев. Между ними завязывается серьезный разговор о правде, лжи. Васька упрекает Луку в том, что тот обманывает людей, давая надежду на лучшую жизнь.

Пепел просит Наталью уйти с ним, обещая покончить с воровской жизнью. Девушка соглашается.

Появляется Костылев и после спора с Лукой требует покинуть ночлежку, что и обещает сделать старик ночью.

Василиса, слышавшая слова Пепла, избивает сестру и обдает ее ноги кипятком. Пепел в отместку ударяет Костылева, который замертво падает на пол.

У Натальи, подозревающей Пепла и Василису в сговоре, начинается истерика.

Акт 4

После того, как суматоха вокруг Наташи и Костылева улеглась, все замечают исчезновение Луки. Исчезла и Наталья, попавшая в больницу после разборок с сестрой. Настя, поссорившись с Бароном, хочет уйти от него. Возобновляется спор о правде и лжи, прерванный монологом Сатина о человеке.

С выпивкой и закуской появляются Бубнов и Медведев. Постояльцы веселятся, поют песни.

Критика

Нельзя сказать, что до появления на свет своей легендарной пьесы, Горький не имел какой-либо популярности в обществе. Но, можно подчеркнуть, что интерес к нему усилился именно из-за этого произведения.

Горький сумел показать бытовые, обыденные вещи, окружающие грязных, необразованных людей под новым углом. Он знал, о чем пишет, так как сам имел опыт в достижении своего положения в обществе, он ведь был выходцем из простонародья и сиротой. Нет точного объяснения, почему именно произведения Максима Горького имели такую популярность и произвели настолько сильное впечатление на публику, ибо он не был новатором какого-то жанра, писав обо всем известных вещах. Но творчество Горького в то время было модным, обществу нравилось читать его произведения, посещать театральные постановки по его творениям. Можно предположить, что градус социального накала в России поднимался, и многие были недовольны устоявшимся порядком в стране. Монархия себя исчерпала, а народные акции последующих лет были жестко подавлены, и поэтому многие люди с удовольствием искали минусы в существующей системе, как бы подкрепляя собственные выводы.

Особенности пьесы заключаются в способе изложения и подаче характеров персонажей, в гармоничном употреблении описаний. Одной из затронутых проблем в произведении является индивидуальность каждого героя и его борьба за неё. Художественные тропы и стилистические фигуры очень точно изображают условия обитания действующих лиц, ведь автор видел все эти детали лично.

Возрождение имени Максима Горького после пересмотра места его творчества в русской литературе и переименования всего, носившего имя этого писателя, обязательно должно произойти. Думается, немалую роль в этом сыграет самая известная из драматического наследия Горького пьеса “На дне”. Сам жанр драмы предполагает актуальность произведения в обществе, где много нерешенных социальных проблем, где людям известно, что такое ночлежка и отсутствие дома.

Пьесу М. Горького “На дне” определяют как социально-философскую драму. Драматизм

произведения определяется наличием в нем острого конфликта, затрагивающего отношения человека со средой, с обществом. Кроме того, драма, как правило, характеризуется завуалированностью авторской позиции. Хотя может показаться, что материал пьесы слишком тяжел для восприятия, однако реализм конфликта, отсутствие нравоучения и являются достоинствами истинно драматического произведения.

В горьковской пьесе присутствует все вышеперечисленное. Интересно, что “На дне”, пожалуй, единственная книга Горького, где нет открытого дидактизма, где читателю самому предлагается сделать выбор между двумя

Среди особенностей пьесы назовем наличие в ней сразу нескольких в разной степени выраженных конфликтов. Так, присутствие среди героев людей разных слоев общества обусловливает развитие социального конфликта. Однако он малодинамичен, так как у хозяев ночлежки Костылевых социальное положение не намного выше, чем у ее обитателей.

Но у социального конфликта в пьесе существует еще одна грань: каждый из ночлежников несет в себе массу противоречий, связанных с их местом в обществе, внутри каждого героя есть свой социальный конфликт, выбросивший их на “дно” жизни.

Развитие любовного конфликта связано с отношениями между Васькой Пеплом и Наташей, в которые вмешиваются притязания на любовь Василисы и ее мужа. Васька Пепел без малейших сомнений оставляет изменявшую с ним мужу Василису ради по-настоящему высокого чувства к Наташе. Героиня словно возвращает вора Ваську к истинным жизненным ценностям, отношения с ней, безусловно, обогащают его внутренний мир и пробуждают мечты о честной жизни.

Но зависть старшей сестры мешает благополучному исходу этой любовной истории. Кульминацией становится грязная и жестокая месть Василисы, а развязкой – убийство Костылева. Таким образом, любовный конфликт разрешается триумфом отвратительной Василисы и поражением двух влюбленных сердец.

Автор показывает, что на “дне” нет места истинным чувствам.

Философский конфликт в драме является основным, он в той или иной мере затрагивает всех героев произведения. Его развитие провоцирует появление в ночлежке странника Луки, который приносит новый взгляд на мир обитателям “дна”. В противоречие вступают две жизненные позиции: ложь во спасение и правда без прикрас.

Что же оказывается нужнее людям? Лука проповедует жалость и сострадание, он вселяет надежду на возможность иной, лучшей жизни. Те герои, которые ему поверили, опять стали мечтать, строить планы, у них появился стимул жить дальше. Вот только не рассказал им старик о трудностях, которые неизбежны на пути к светлому будущему.

Он как бы дает толчок к началу новой жизни, но дальше человек должен идти сам, а вот хватит ли ему для этого сил? Всегда ли иллюзии могут стать поддержкой в трудностях? Герой-антипод Сатин считает, что жалость унижает человека, для жизни человеку нужна правда, какой бы жестокой она ни казалась.

Все философские мысли в пьесе высказываются героями в прямых диалогах и монологах. Из уст Луки звучит: “Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь…”. Сатин же изрекает: “Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!” Да, очень привлекательны для нас восклицания о том, что “существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга!

Человек! Это – великолепно! Это звучит. .. гордо!

Че-ло-век! Надо уважать человека!” Авторская позиция в драматическом скрыта. Горький не дает прямой оценки слов своих героев.

Правда, в другом своем прозаическом произведении “Жизнь Клима Самгина” автор говорит о том, что мы любим людей за добро, которое мы им сделали, и не любим за зло, принесенное им. Когда человека обманывают, скрывают он него что-то, ему, конечно, приносят зло, так как лишают права на информацию и, следовательно, на объективно сделанный выбор. С этой точки зрения, философия Луки не может быть спасительной, его жалость и сострадание не тождественны любви к человеку. Но и Сатин бессилен помочь обитателям ночлежки, так как ему не за что уважать даже себя, на самом деле, он не видит человека в себе, его слова не подкрепляются действием.

В этом общая трагедия всех героев. Слова и мечты повисают в воздухе, не найдя опоры в самих людях.

В финале драмы происходит одно убийство и одно самоубийство. Но автор не выносит приговор ни одной из жизненных философий, лежащих в основе пьесы. Скорее, можно почувствовать общее сожаление о пассивности и слабости людей, оказавшихся на “дне”, увидеть их собственную вину в случившемся и осознать тщетность помощи тому, кто сам к ней не готов.

Неоднозначность и многоплановость пьесы связаны с глубиной поднятых проблем. Нельзя видеть в Луке дурацкого “лукавого” старичка, который все время врет, но нельзя и идеализировать его сострадательную любовь. В то же время, Сатин, на первый взгляд, произносит свой монолог, как в бреду, в его воспаленном мозгу всплывают фразы, которых он понахватался из разных мест.

Но своим восторгом он пытается заразить народ, поднять на революцию. Хотя в его словах очевидна подмена ценностей. И может быть, этим образом Горький предупреждал нас об извечно существующей в революции подмене ценностей, в чем и заключается ее трагедия.

Истинная драма всегда современна. Актуальность пьесы “На дне” никогда не умрет, на мой взгляд, потому что при чтении или ее просмотре на сцене мы задумываемся о вечных проблемах выбора своего пути. Сегодняшний пафос произведения, по-моему, связан с попыткой всего нашего общества подняться со “дна”, понять, почему у одних получается выкарабкаться, а у других – нет.

Позитивное стремление поднять голову, к сожалению, не всем удается. А кто-то и не пытается. Это тоже жизненная философия.

В произведении М. Горького “На дне” затронут огромный пласт моральных, нравственных и духовных проблем общества. Автор использовал принцип великих умов прошлого: истина рождается в споре. Его пьеса – диспут призвана поднять самые важные для человека вопросы, чтобы он сам ответил себе на них. Полный анализ произведения может быть полезен учащимся 11 классов при подготовке к урокам литературы, тестовым заданиям, творческим работам.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением На дне.

Год написания – конец 1901 – начало 1902 года.

История создания – пьеса создавалась специально для постановки в театре, Горький вложил в уста своих героев самые важные вопросы бытия, отразил свой собственный взгляд на жизнь. Показан период конца XIX века, глубокий экономический кризис, безработица, бедность, разорение, крах человеческих судеб.

Тема – трагедия отверженных людей, которые оказались на самом дне жизни.

Композиция – линейная композиция, события в пьесе построены в хронологическом порядке. Действие статично, персонажи находятся на одном месте, пьеса состоит из философских размышлений и споров.

Жанр – социально-философская драма, пьеса-диспут.

Направление – критический реализм.

История создания

Пьеса была задумана Горьким за год до её создания, как-то в разговоре со Станиславским он упомянул, что хочет создать пьесу о жителях ночлежки, опустившихся на самое дно. В 1900–1901 году автор сделал кое-какие наброски. В этот период Максим Горький серьёзно увлёкся пьесами А. П. Чехова, их постановкой на сцене и игрой актёров. Это оказало решающее значение для автора в плане работы в новом жанре.

В 1902 году была написана пьеса “На дне”, а в декабре этого же года поставлена на сцене театра МХАТ с участием Станиславского. Нужно отметить, что написанию произведения предшествовал кризис, который случился в России в конце 90-х годов XIX века: фабрики и заводы остановились, безработица, разорение, нищета, голод – всё это реальная картина в городах того периода. Пьеса создавалась с определённой целью: поднять уровень культуры всех классов населения. Её постановка вызвала резонанс во многом благодаря гениальности автора, а также актуальности озвученных проблем. В любом случае о пьесе говорили – с завистью, недовольством или восхищением – это был успех.

для самых рациональных -

для самых нетерпеливых -

для самых крутых -

В произведении переплетаются несколько тем: судьба, надежда, смысл жизни, правда и ложь. Герои пьесы, находясь настолько низко, что дальше опуститься уже невозможно, рассуждают на высокие темы. Автор показывает, что бедный человек может иметь глубокую сущность, быть высокоморальным, духовно богатым.

Вместе с тем любой человек может опуститься на самое дно, подняться с которого практически невозможно: оно затягивает, даёт свободу от условностей, позволяет забыть о культуре, ответственности, воспитании и нравственных аспектах. Горький только озвучил самые острые проблемы современности, он не решил их, не дал универсального ответа, не показал путь. Поэтому его произведение названо пьесой-диспутом, она основана на споре, в котором рождается правда, своя для каждого персонажа.

Проблематика произведения разнообразна, самыми животрепещущими, пожалуй, стоит считать диалоги героев о спасительной лжи и горькой правде. Смысл названия пьесы в том, что социальное дно – это прослойка, где тоже есть жизнь, где люди любят, живут, мыслят и страдают, она существует в любую эпоху и никто не застрахован от этого дна.

Композиция

Композицию пьесы сам автор определял как “сцены”, хотя её гениальность соответствует шедевральным пьесам русских и зарубежных классиков. Линейность построения пьесы обусловлена хронологической последовательностью событий. Завязка пьесы – появление в ночлежке Луки с его непохожестью и безликостью. Далее в нескольких действиях происходит развитие событий, переходя к самому мощному накалу – диалогу о смысле существования, о правде и лжи. Это кульминация пьесы, за ней – развязка: самоубийство Актёра, потеря надежд последних обитателей ночлежки. Они не в состоянии спасти себя сами, а значит, обречены на гибель.

Анализируя пьесу “На дне”, можно сделать вывод об уникальности горьковского жанра пьесы-диспута. Главным в развитии сюжета является конфликт, он движет действие. Герои находятся в тёмном подвале и динамика достигается за счёт столкновения противоположных точек зрения. Жанр произведения принято определять как социально-философская драма.

Основная идея пьесы

Максим Горький

Он пробовал заниматься самым низкооплачиваемым тяжелым трудом, чтобы познать жизнь и описать ее в своих произведениях. Именно поэтому нарисованные им персонажи — не выдумка, а скорее, типажи, реальные представители низа.

Сама судьба, кажется, была несправедлива к ним, вынудив пасть так низко, что подняться практически невозможно. А философский оттенок сюжетной канвы связан, прежде всего, с образом Луки, который пытается помочь каждому из обитателей ночлежки, но на самом деле только усиливает их страдания.

Жанровая специфика

Особенности социального аспекта:

А философский момент в текст вносят размышления героев о смысле жизни. Автор не просто описывает непростую жизнь обездоленных людей, а пытается найти ответы на интересующие его вопросы, понять, что лучше — суровая правда или спасительна ложь.

Выбор героев

Все эти варианты наполнены пессимизмом, что вполне сочетается с текстом произведения. Ничего радостного и светлого в помещении, более напоминающем пещеру, нежели человеческое житье, происходить не может. Мрачные, серые краски использует Горький для изображения места действия. И персонажей он выбирает соответствующих. Кажется, что среди героев нет положительного, но писатель уверен в том, что сама жизнь сделала их таковыми.

Социальный подтекст

Пожилой странник Лука

Каждый день жизни героев напоминает предыдущий, кажется, что череда повторяющихся действий не прекратится никогда. Они устали от вынужденного соседства и от самих себя, но сделать усилие, вырваться за границы жизненного дна у них нет ни сил, ни возможности.

Философский аспект

Другие жители ночлежки также имеют свое мнение по данному вопросу, но оно не столь радикально. Клещ полагает, что правда губительна, поэтому в сердцах проклинает ее.

Однако мудрость и доброта Луки вступает в противоречие с реальной действительностью, в которой вынуждены жить окружающие его люди:

Спасительная философия жалости оказывается бесполезной, она только унижает силу духа и лишает жителей дна последних сил. Эту мысль необходимо обязательно отразить в любой работе, будь то сочинение по теме или конспект.

Вот почему произведение Горького принято называть социально-философским. Сложная проблематика и наличие конфликта, столкновение двух противоположных жизненных позиций и реалистичное изображение жизненного дна — вот кратко те основные признаки, благодаря которым текст подходит под жанровое определение.

Класс русского языка и литературы

Класс русского языка и литературы

Класс русского языка и литературы запись закреплена

— Каков конфликт драмы?
(Социальный конфликт имеет в пьесе несколько уровней. Ясно обозначены социальные полюса: на одном — содержатель ночлежки Костылев и поддерживающий его власть полицейский Медведев, на другом — по существу бесправные ночлежники. Таким образом, очевиден конфликт между властью и лишенными прав людьми. Этот конфликт почти не развивается, потому что Костылев и Медведев не так уж далеки от обитателей ночлежки.
Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конфликт, в результате которого оказался в унизительном положении.)
Справка:
Резкая конфликтная ситуация, разыгрывающаяся на глазах у зрителей, является важнейшей чертой драмы как рода литературы.

— Как социальный конфликт взаимосвязан с драматургическим?
(Социальный конфликт вынесен за сцену, отодвинут в прошлое, он не становится основой драматургического конфликта. Мы наблюдаем лишь результат внесценических конфликтов.)

— В чем своеобразие любовного конфликта?
(Любовный конфликт становится гранью социального конфликта. Он показывает, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает человека, а ведет к трагедии: к смерти, увечью, убийству, каторге. В результате одна Василиса достигает всех своих целей: мстит бывшему любовнику Пеплу и своей сестре-сопернице Наташе, избавляется от нелюбимого и опостылевшего мужа и становится единовластной хозяйкой ночлежки. В Василисе не остается ничего человеческого, и это показывает чудовищность социальных условий, которые изуродовали и обитателей ночлежки, и ее хозяев. Ночлежники прямо не участвуют в этом конфликте, они лишь сторонние зрители.)

План анализа драматического произведения:
1. Время создания и публикации пьесы.
2. Место, занимаемое в творчестве драматурга.
3. Тема пьесы и отражение в ней определенного жизненного материала.
4. Действующие лица и их группировка.
5. Конфликт драматического произведения, его своеобразие, степень новизны и остроты, его углубление.
6. Развитие драматического действия и его фазы. Экспозиция, завязка, перипетии, кульминация, развязка.
7. Композиция пьесы. Роль и значение каждого акта.
8. Драматические характеры и их связь с действием.
9. Речевая характеристика персонажей. Связь характера и слова.
10. Роль диалогов и монологов в пьесе. Слово и действие.
11. Выявление авторской позиции. Роль ремарок в драме.
12. Жанровое и видовое своеобразие пьесы. Соответствие жанра авторским пристрастиям и предпочтениям.
13. Комедийные средства (если это комедия).
14. Трагический колорит (в случае анализа трагедии).
15. Соотнесенность пьесы с эстетическими позициями автора и его взглядами на театр. Предназначенность пьесы для определенной сцены.
16. Театральная интерпретация драмы в пору ее создания и в последующее время. Лучшие актерские ансамбли, выдающиеся режиссерские решения, памятные воплощения отдельных ролей.
17. Пьеса и ее драматургические традиции.

Читайте также: