Жанр торжественной оды в творчестве ломоносова кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ода была, как мы знаем, одним из основных поэтических жанров классицизма. Ломоносов вводил в русскую поэзию XVIII века жанр торжественной оды, видоизменив ее соответственно своему пониманию задач поэзии. Его ода не прославляла какое-либо определенное событие, это была стихотворная ораторская речь, в которой давалась широкая программа преобразования страны. Ода Ломоносова являлась выражением национального самосознания русского народа, переставала быть придворным

Жанром (как у Тредиаковского) и становилась голосом народа. Ломоносов превосходил

западноевропейских классицистов тем, что служил своей одой не монархам, а отечеству. Ломоносов отступил от классицизма и в том отношении, что вводил в оду картины природы.

В поэзии Ломоносова проявились важнейшие черты русского классицизма: поэт ставит темы, подсказываемые ему русской действительностью; он горит желанием отдать своей родине все свои силы, содействовать ее процветанию.

Подлинный поэт, Ломоносов стремится в своих одах к единству формы и содержания, он превращает оду в истинно художественное произведение.

Важнейшая заслуга Ломоносова состояла в том, что освоение европейских традиций сочеталось в его творчестве с активным использованием богатств национального культурного опыта на основании учета первоочередных потребностей нового культурного строительства разбуженной реформами Петра I России.

Содержание

Ломоносов был первым поэтом, заложившим основы новой русской литературы XVIII в. на путях приобщения ее к опыту и достижениям европейской культуры. Важнейшая заслуга Ломоносова состояла в том, что освоение европейских традиций сочеталось в его творчестве с активным использованием богатств национального культурного опыта на основании учета первоочередных потребностей нового культурного строительства разбуженной реформами Петра I России.

Современность и история были органически объединены в оде Ломоносова, написанной с большим вдохновением, ярким и образным языком, также, несомненно, поразившим первых читателей этого произведения:

Ломоносов явился создателем русской оды, в которой выразил свои просветительские идеи. Он верил в огромные возможности России и свои оды рассматривал как пропаганду наук и искусств:

Долг поэта, по мнению Ломоносова, заключался в том, чтобы, вдохновляя людей примером национальных героев, побуждать их к деятельности, необходимой для Отчизны.

Известная ода Ломоносова 1747 г., посвященная Елизавете Петровне, изобилует ярким метафоризмом и гиперболами:

Характеристика жанра

В отличие от многих других жанров лирической поэзии, оды не отличались разнообразием своей тематики. В них, как правило, говорилось о следующем:

  • Бог, Государь и Отечество;
  • правители, общественные деятели или важные исторические персоны;
  • события, победы и достижения.
  • инверсионные обороты;
  • пышные эпитеты;
  • риторические обращения;
  • восклицания и т.д.

Напыщенный слог од ставал более близким к разговорному лишь в тех случаях, когда произведение составлялось во славу государству. Со времен А. Радищева в российской литературе торжественные стихи начинают немного менять свое смысловое звучание. В них периодически появляются мотивы о свободе или же отмене крепостного права. В дальнейшем – во второй половине XIX века – оды постепенно теряют свою популярность.

Определение

Что такое ода в литературе? Определение может быть сформулировано следующим образом: это лирический жанр поэзии, торжественная песня, посвященная какому-либо лицу с целью его возвеличения, восхваления. Также в отдельных текстах жанра восхваляется не человек, а некое важное событие. Первый автор од в литературе – это поэт античной Эллады, Пиндар, который в своих высокопарных стихах чествовал победителей спортивных состязаний.

В России расцвет жанра пришелся на эпоху классицизма, когда свои бессмертные произведения создавали великие классики – Державин и Ломоносов. К XIX столетию жанр утратил свою актуальность, уступив место более простой для восприятия лирики.

ода в литературе

Жанр оды в творчестве Ломоносова

Пусть в Оде пламенной причудлив мысли ход, Но этот хаос в ней — искусства зрелый плод.

Неожиданность метафор всегда уравновешивается здесь стремлением к их развертыванию, демонстрации, прояснению.

С ломоносовской трактовкой жанра яростно воевал А. Сумароков, который прививал оде умеренность и ясность. Его линию поддерживало большинство (Вас. Майков, Капнист, Херасков и другие); зато среди последователей Ломоносова был не только напыщенный Василий Петров, но и гениальный Державин.

Тематика

Наиболее часто используемые темы од в литературе – это важнейшие исторические события, героические подвиги, восхваление монархов. Так, первая торжественная ода Ломоносова посвящена захвату турецкой крепости Хотин. А Державин в своем стихотворном произведении обращался к Фелице – именно так он именует Екатерину Вторую.

Ода – интересный жанр русской литературы, в котором мы можем под другим углом посмотреть на главные события русской истории, узнать восприятие автором той или иной исторической личности, понять ее роль. Именно поэтому такие сложные на первый взгляд, но дольно увлекательные на самом деле произведения можно и нужно читать.

Ода: история жанра

Еще в Древней Греции создавались многочисленные гимны и дифирамбы, пэаны и эпиникии, из которых и вырастает впоследствии ода. Родоначальником одической поэзии принято считать древнегреческого поэта Пиндара (VI—V вв. до н. э.), который слагал стихи в честь победителей олимпийских состязаний. Эпиникии Пиндара отличались патетическим прославлением героя, прихотливым движением мысли, риторическим построением поэтической фразы.

Открывая следующую страницу одической антологии, почти не ощущаешь той многовековой паузы, которая разделила оду античности и позднего Возрождения: француз П. Ронсар и итальянец Г. Кьябрера, немец Г. Векерлин и англичанин Д. Драйден сознательно отталкивались от классических традиций. При этом Ронсар, к примеру, одинаково черпал и из поэзии Пиндара, и из горацианской лирики.

Столь широкий диапазон эталонов не мог быть приемлемым для практиков и теоретиков классицизма. Уже младший современник Ронсара Ф. Малерб упорядочил оду, выстроив её как единую логическую систему. Он выступил против эмоциональной хаотичности ронсаровских од, которая давала о себе знать и в композиции, и в языке, и в стихе.

Малерб создаёт одический канон, который можно было или эпигонски повторять, или разрушать, развивая традиции Пиндара, Горация, Ронсара. У Малерба были сторонники — и среди них весьма авторитетные (Н. Буало, в России — А. Сумароков), и всё-таки именно второй путь стал столбовой дорогой, по которой затем двигалась ода.

3. Как метафорически (эмблематически) изображается битва?

4. С помощью каких эмблематических образов изображено российское государство?

5. Какие исторические персонаж выступают в этой оде в роли экспертов?

6. Какие мифологические персонажи дают свою оценку событию?

8. Как изображен в оде монарх?

9. Какие символические персонажи вводятся в одический контекст?

10. Как строится композиция оды?

1. Определите основную тему оды.

2. Кто её главный герой?

5. Как изображено в этой оде российское государство? Каков его пространственный охват?

6. Какую функцию выполняет в этой оде пространство российской империи?

7. Как изображает автор предысторию елизаветинского правления?

8. Какие надежды связывает Ломоносов с правлением Елизаветы Петровны?

Торжественная ода – условное повествование о политическом событии; она стремится не просто описать его, а выявить его глубинный, сущностный смысл, связать его с исторической жизнью государства. При таком подходе всякое событие помещается в рамки представлений о государстве и исторической его жизни вообще.

Возглавляемое монархом государство изображается как земной рай. Идеальное состояние государства – тишина, являющаяся метафорой мира и гармонии. Преобразующая деятельность монарха изображается в условном одическом мире как изменение состояния вод: исходное хаотическое состояние государства описывается как буря на море, являющаяся следствием утраченного контакта с небесами (Бог в гневе заливает землю водами, устаивает потоп). Монарх пересекает море на корабле (корабль – метафора государственной мащины), успокаивает бурю и восстанавливает контакт с небесами (небеса щедро преклоняются и отражаются в спокойных водах).

Позиция автора по отношению к адресату определялась в панегирической оде феодально-корпоративными условиями творчества, а также риторикой, устанавливающей иерархию коммуникативных ситуаций.




Панегирические оды приобретали черты политической программы. В рамках панегирической поэзии была выдвинута идея просвещения, которая переросла у Ломоносова в идею научно-промышленного прогресса страны.

Таким образом, мы имеем дело с жанровым воплощением различного статуса двух корпораций. Академия и Корпус находились в разном отношении к императрице. Ученики корпуса были связаны с Анной присягой, а академики-иностранцы были подданными других государей. В первом случае служба была бескорыстной, во втором за неё платилось жалованье.

Литература

1. Алексеева Н.Ю. Русская ода. Развитие одической формы в XVII – XVIII веках. СПб., 2005.

2. Погосян Е. А. Восторг русской оды и решение темы поэта в русском панегирике 1730-1762 гг. Диссертация на соискание степени доктора философии по русской литературе. Тарту, 1977.

3. Л. В. Пумпянский. К истории русского классицизма (Поэтика Ломоносова) // Контекст – 1982. Литературно-теоретические исследования. М., 1983. С. 303-331.

4. Тынянов Ю. Н. Ода как ораторский жанр // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 227-253.

2. Как описывается это событие?

3. Как метафорически (эмблематически) изображается битва?

4. С помощью каких эмблематических образов изображено российское государство?

5. Какие исторические персонаж выступают в этой оде в роли экспертов?

6. Какие мифологические персонажи дают свою оценку событию?

8. Как изображен в оде монарх?

9. Какие символические персонажи вводятся в одический контекст?

10. Как строится композиция оды?

1. Определите основную тему оды.

2. Кто её главный герой?

5. Как изображено в этой оде российское государство? Каков его пространственный охват?

6. Какую функцию выполняет в этой оде пространство российской империи?

7. Как изображает автор предысторию елизаветинского правления?

8. Какие надежды связывает Ломоносов с правлением Елизаветы Петровны?

Торжественная ода – условное повествование о политическом событии; она стремится не просто описать его, а выявить его глубинный, сущностный смысл, связать его с исторической жизнью государства. При таком подходе всякое событие помещается в рамки представлений о государстве и исторической его жизни вообще.

Возглавляемое монархом государство изображается как земной рай. Идеальное состояние государства – тишина, являющаяся метафорой мира и гармонии. Преобразующая деятельность монарха изображается в условном одическом мире как изменение состояния вод: исходное хаотическое состояние государства описывается как буря на море, являющаяся следствием утраченного контакта с небесами (Бог в гневе заливает землю водами, устаивает потоп). Монарх пересекает море на корабле (корабль – метафора государственной мащины), успокаивает бурю и восстанавливает контакт с небесами (небеса щедро преклоняются и отражаются в спокойных водах).

Позиция автора по отношению к адресату определялась в панегирической оде феодально-корпоративными условиями творчества, а также риторикой, устанавливающей иерархию коммуникативных ситуаций.

Панегирические оды приобретали черты политической программы. В рамках панегирической поэзии была выдвинута идея просвещения, которая переросла у Ломоносова в идею научно-промышленного прогресса страны.

Таким образом, мы имеем дело с жанровым воплощением различного статуса двух корпораций. Академия и Корпус находились в разном отношении к императрице. Ученики корпуса были связаны с Анной присягой, а академики-иностранцы были подданными других государей. В первом случае служба была бескорыстной, во втором за неё платилось жалованье.

Литература

1. Алексеева Н.Ю. Русская ода. Развитие одической формы в XVII – XVIII веках. СПб., 2005.

2. Погосян Е. А. Восторг русской оды и решение темы поэта в русском панегирике 1730-1762 гг. Диссертация на соискание степени доктора философии по русской литературе. Тарту, 1977.

3. Л. В. Пумпянский. К истории русского классицизма (Поэтика Ломоносова) // Контекст – 1982. Литературно-теоретические исследования. М., 1983. С. 303-331.

4. Тынянов Ю. Н. Ода как ораторский жанр // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 227-253.

Читайте также: