Жанр романа доктор живаго кратко

Обновлено: 07.07.2024

История создания

Направление и жанр

Жанр произведения — роман. Повествование охватывает обширные промежутки времени, большое количество действующих лиц. Сюжет развивается на фоне эпохального события, которое оказывает непосредственное влияние на персонажей книги.

Композиция и конфликт

Одной из особенностей композиции данного произведения является постоянное повторение сцен похорон, которые следуют за главным героем. Это символизирует путь самого Живаго, показывая его постепенную духовную смерть.

Суть: о чем роман?

Нетрудно догадаться, что книга Пастернака о враче — Юрии Живаго. Первые главы рассказывают нам о его учёбе, взрослении, становлении и семейной жизни героя. Он рано осиротел (его отец покончил с собой чуть ли не на глазах у сына) и стал воспитанником в интеллигентной и дружелюбной семье, где рос рядом с Антониной, которая и стала его супругой. Их отношения были теплыми, но скорее дружескими. Параллельно развивается история молодой девушки Ларисы, ставшей невольной любовницей престарелого адвоката Комаровского. Ее семья была менее благополучной: вздорная и истеричная мать, лишившаяся мужа, завела любовника, который проявлял повышенное внимание к ее дочери. Так, Лариса оказалась в заложницах у Комаровского, боясь раскрыть свои тайны нездоровой матери.

С началом Первой мировой войны Юрий (который уже женился и завел детей) отправляется на фронт военным врачом. Лариса становится его ассистенткой. Они сближаются. Вернувшись, он обнаруживает, что монархия уже свергнута, в России провозглашена республика, улицы объяты хаосом, а его семья едва сводит концы с концами.

К тому времени Лариса уже вышла замуж, но не по любви, а за того, кто любил ее и был готов принять ее прошлое. Павел Архипов, рабочий, живший неподалеку от Лары, был уязвлен, узнав о любовнике невесты. Дальнейшая их жизнь не сложилась: Лара родила девочку, но счастливый отец был увлечен начавшейся революцией и принимал в ней деятельное участие. Павел сделал карьеру на гражданской войне и стал известным большевиком.

После Октябрьской революции семейство Живаго покидает голодающую Москву и перебирается в далёкий провинциальный город Юрятин. Жизнь медленно, но налаживается, однако в Юрятине проживает и Лариса, с которой у Юрия начинается роман. В самый кульминационный момент этого любовного треугольника Живаго насильно вербуют в красный партизанский отряд.

После полутора лет партизанской войны Живаго возвращается в Юрятин, но не находит там своей семьи. Зато у героя снова разгорается страсть с Ларисой. Однако через некоторое время в Юрятин прибывает Комаровский, который уговаривает Живаго отпустить Ларису с ним (он имеет возможности вывезти и обеспечить женщину и ее дочь), на что тот соглашается.

Спустя много лет в Москве опустившийся Живаго умирает в трамвае от сердечного приступа.

Главные герои и их характеристика

дочь обрусевших иностранцев. красивая, сообразительная, сильная духом и отзывчивая, но легкомысленная девушка. с самого юного возраста была зависима от комаровского, который вовлёк её в порочную связь. в дальнейшем опускалась всё ниже и ниже в нравственном плане, однако не теряла надежды вырваться из этого порочного круга с помощью антипова. но их отношения разрушились: лариса так и не полюбила павла. роман с юрием был единственной ее связью по любви, ведь оба персонажа жили одним днем и остро чувствовали все вокруг. она любила его стихи и понимала его с полуслова. лариса вернулась в юрятин, где влюбилась в живаго, однако в итоге уехала с комаровским на дальний восток, а в дальнейшем эмигрировала. давнюю неприязнь к комаровскому она подавила ради дочери, которой хотела обеспечить достойное будущее. в конце книги вернулась в россию почтить память умершего живаго, но как-то раз вышла из дома и не вернулась. так автор намекнул на ее арест.

сын простого рабочего, сосланного за участие в революции. в юности был жизнерадостным и застенчивым юношей. искренно любил ларису и женился на ней, однако не смог перенести правды о её безнравственном образе жизни до брака и отдалился от неё. участвовал в первой мировой войне как солдат. поддержал октябрьскую революцию и взял себе псевдоним стрельников. стал фанатичным приверженцем идей революции и самоотверженно сражался за её идеалы. ближе к концу повествования оказывается в опале, однако ни о чём не сожалеет и продолжает отстаивать революцию. кончает жизнь самоубийством.

В романе еще очень много героев, каждый из них по-своему интересен. Если Вы хотите более подробного описание кого-то из них, напишите об этом в комментариях, и Многомудрый Литрекон исполнит Ваше желание.

  • Судьба России – Пастернак в своём романе отобразил смену эпох, один из крупнейших исторических и политических катаклизмов двадцатого века. Писатель показал, как старая Россия исчезает и рушится, как ломаются судьбы и гибнут тысячи людей в преддверии зарождения нового мира. Мира, который уже никогда не смогут принять люди, заставшие ту эпоху. Символом этого разрыва становится сцена из эпилога, в которой знакомый Живаго встречает его дочь, выросшую при советской власти, и отмечает, как же она не похожа на своего отца.
  • Любовь – в романе есть две любовные линии. С одной стороны, отношения Живаго со своей семьёй, а с другой — его роман Ларисой. Юрий искренне любит свою семью, но тяга к Ларисе оказывается выше его сил. Писатель показывает не столько силу любви, сколько разрушение семьи, традиционного уклада в обществе, когда люди теряют всякую мораль и понимание того, что правильно.
  • Интеллигенция – судьбы Живаго, Ларисы, Антонины символизируют собой судьбу русской интеллигенции в начале двадцатого века. Кто-то был вынужден уехать, кто-то пропал без вести, а кто-то просто продолжил существование в чужом мире. Однако судьба интеллигентов в любом случае вырисовывается Пастернаком невзрачной, трагической и тоскливой, а ведь это интеллектуальная гордость нации…
  • Природа – пейзажи, окружающие героев, полностью соответствую депрессивному тону самого романа. Мрачные тёмные леса, снег, холод — всё это создаёт постоянное напряжение, ощущение одиночества и тоски.

Проблемы

  • Революция – сама революция в романе не изображена, но сам её отголосок навсегда меняет судьбу целого народа. Революционные процессы безжалостны, вихрь истории разносит героев в разные стороны, безжалостно ломает человеческие отношения, традиции и жизни.
  • Война – что Первая мировая, что Гражданские войны показаны с крайне нелицеприятной стороны. Пастернак осуждает любые военные конфликты, красочно изображая жестокость, присущую обеим сторонам конфликта.
  • Деградация – на протяжении всего романа мы можем наблюдать не только падения героя, который от уважаемого врача опускается до жизни обычного иждивенца, но и деградацию всей России. Безнравственность, равнодушие, жестокость – обычные вещи на страницах этого романа. Гражданская война бросает русский народ на самое дно, и обязанность каждого человека перебороть себя и обстоятельства, не позволив себе стать животным.

Основная идея

Роман изображает исторические события начала двадцатого века с точки зрения русского интеллигента. Показаны все ужасы уничтожения старого и привычного образа жизни и периода становления нового. При этом автор во многом признаёт закономерность этих катаклизмов, хоть и сожалеет о непростой судьбе России и её народа. Смысл авторской позиции в том, что глобальным процессам, происходящим в обществе, может противостоять только личность, в то время как ее социальная группа окажется жертвой перемен. Но даже личность Юрия Живаго пала под натиском революции. Он, как и Стрельников, стал заложником своего класса и не смог выйти за пределы своей социальной роли. Это и погубило многих героев.

Критика

Помимо взрыва возмущения в советском обществе, роман так же вызывал много вопросов и сомнений и у коллег Бориса Пастернака.

Анна Ахматова высоко оценила пейзажи, изображённые в романе, однако осталась равнодушной ко всему остальному и даже отметила неровности в общей стилистике произведения. С нею был солидарен и Корней Чуковский:

А вот известному советскому диссиденту В. Шаламову роман очень понравился:

С ним не согласился бы другой диссидент — А. Солженицын. Он подметил, что Б. Пастернак не успел писать прозу, а его книга не имеет ничего общего с реальностью:

И вообще я не почувствовал в этой книге ни большой мысли, ни движения, ни реальных картин.

Автор: Михаил Щепин

Автор: Самый Зелёный · Published 14.02.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 14.07.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 13.06.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>


Краткий анализ

Год написания – 1945–1955 годы.

История создания – Роман писался в течение десяти лет, и принес писателю Нобелевскую премию в области литературы. Однако судьба произведения была совсем непростой: долгое время оно находилось под запретом на родине, а против Пастернака развернулась настоящая травля.

Тема – В произведении в полной мере раскрыта проблематика многих насущных социальных вопросов, но центральной темой является противопоставление человека и истории.

Композиция – Композиция произведения очень сложна и основана на сплетении судеб главных действующих лиц. Все характеры центральных героев рассмотрены сквозь призму личности Юрия Живаго.

Жанр – Роман.

Направление – Реализм.

История создания

Роман создавался на протяжении целого десятилетия (1945–1955 годы). И это неудивительно, поскольку в произведении описана важнейшая эпоха в истории России и подняты глобальные проблемы общества.

Впервые идея написать столь грандиозный роман посетила Бориса Леонидовича в 17–18 годах, однако на тот момент он ещё не был готов к подобной работе. К реализации своего замысла писатель приступил лишь в 1945 году, потратив на это 10 лет упорного труда.

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

Юрий Живаго не стремится к роскоши или удовлетворению собственных амбиций – он просто живёт и стойко переносит все трудности, которые преподносит ему судьба. Никакие внешние обстоятельства не способны сломить его дух, утратить чувство собственного достоинства, изменить тем жизненным принципам, которые были сформированы у него в юные годы.

Не менее важное значение автор придает теме любви, которой пронизан буквально весь роман. Это сильное чувство у Пастернака показано во всех возможных проявлениях – любовь к мужчине или женщине, к своей семье, профессии, родине.

Композиция

Главная особенность композиции романа – нагромождение случайных, но при этом судьбоносных встреч, всевозможных стечений обстоятельств, совпадений, неожиданных поворотов судьбы.

Уже в первых главах автор умело сплетает сложный сюжетный узел, в котором незримыми нитями связываются судьбы главных героев: Юрия Живаго, Лары, Миши Гордона, Комаровского и многих других. Поначалу может показаться, что все сюжетные хитросплетения излишне надуманны и сложны, однако в ходе романа выясняется их истинный смысл и предназначение.

Композиция романа основана на знакомстве действующих персонажей и последующем развитии их отношений, а также на скрещении независимо развивающихся человеческих судеб. Главные герои, словно рентгеном, просвечиваются автором, и все они так или иначе замыкаются на Юрии Живаго.

Интересным композиционным ходом Пастернака можно назвать тетрадь Живаго с его стихами. Она символизирует собой окно в бесконечность бытия. Утратив подлинный интерес к жизни и морально опустившись на самое дно, главный герой умирает, но душа его остается жить в прекрасных стихотворениях.

Главные герои

Определить жанровую принадлежность романа несложно, поскольку он представляет собой произведение, в котором довольно много героев, несколько сюжетных линий, характер главного героя даётся в развитии. Всё это говорит о том, что перед нами роман.
Данное произведение можно смело назвать автобиографичным, поскольку в нём отражены основные жизненные вехи Пастернака, наделившего главного героя многими личными качествами.

Также роман является философским, так как в нём уделено много внимания размышлениям на серьезные темы. Большой интерес произведение представляет и с исторической точки зрения – в нём подробно, без прикрас описан целый исторический пласт в истории большой страны.

Произведение относится к направлению реализм, так как в нём воспроизведена историческая эпоха, переломная для России. Но эпоха модернизма наложило свой отпечаток на произведение. Стихи Юрия Живаго демонстрируют новаторство Пастернака.

Образ Живаго

В центре внимания писателя исторические события первого-второго десятилетий XX века и их анализ. Доктор Живаго – Пастернак изображает всю его жизнь — в 1903 году теряет мать и оказывается под опекой дяди. В то время, когда они едут в Москву, погибает и отец мальчика, который еще раньше оставил семью. Рядом с дядей Юра живет в обстановке свободы и отсутствия всяких предрассудков. Он учится, взрослеет, женится на девушке, с которой знаком с детства, получает профессию врача и начинает заниматься любимой работой. А еще в нем просыпается интерес к поэзии – он начинает писать стихи – и философии. И вдруг привычная и налаженная жизнь рушится. На дворе 1914 год, а за ним следуют еще более страшные события. Читатель видит их сквозь призму взглядов главного героя и их анализ.

доктор живаго анализ произведения

Во время гражданской Юрий Живаго попадает в партизанский отряд, откуда сбегает, возвращается в Москву, пытается жить при новой власти. Но работать, как прежде, он не может – это означало бы приспособиться к возникшим условиям, а это противно его натуре. Остается творчество, в котором главное — провозглашение вечности жизни. Это покажут стихи героя и их анализ.

Доктор Живаго, таким образом, выражает позицию той части интеллигенции, которая с опаской отнеслась к случившемуся в 1917-м перевороту как способу искуственно изменить жизнь и утвердить новые порядки, изначально чуждые любой гуманистической идее.

Публицистическая судьба книги


Композиционное своеобразие и конфликт


Таким образом показывается постепенное угасание самого́ Юрия.

Конфликт произведения заключается в его трагичности, где показывается противостояние как одного человека целой эпохе, так и всей интеллигенции, которая успела застать и времена монархии, и советскую власть. Революция и интеллигенция стали основным конфликтом романа.

Высшие слои общества оказались неугодны правительству и послужили рудиментами целой эпохи.

В то же время роман является и философским, так как вопросы бытия занимают в нём не последнее место.

Таким образом, перед нами многожанровый роман.

Поэтический сборник

Автор проводит параллели между персонажами, сравнивает их, просвечивая души, будто рентгеном, и замыкает их на Юрии Андреевиче.

Кроме того, в структуре романа действует принцип кинематографического монтажа, подбора независимых сцен — кадров. Фабула романа строится не на знакомстве героев и дальнейшем развитии их отношений, а на скрещении параллельных и независимо развивающихся судеб.

Темы романа Пастернака

Автор возвращает нас к ещё одной стороне реальности – к человеку, возвышая любовь как одно из самых прекрасных явлений жизни. Тема любви – еще одна тема романа. Он буквально пронизан любовью: к детям, к семье, друг к другу и к Родине.

Темы, заявленные в романе, нельзя разделить. Они похожи на искусное плетение, которое тут же разрушится, если убрать хотя бы одну ниточку. Природа, любовь, судьба и путь словно кружатся в изящном танце, который дает нам понимание гениальности этого романа.

Проблемы в романе

Одна из основных проблем в романе — судьба творческой личности в революции.

Стремление к правде повлекло за собой столкновение идеалов с реальностью. Творчество столкнулось с революционной действительностью и отчаянно защищалось. Люди были вынуждены отстаивать свое право на индивидуальность. Однако их стремление к творческой самобытности жестоко подавлялось и отбирало какую-либо надежду на освобождение.

С главными героями в произведении связана проблема любви. Эта любовь судьбоносная, предназначенная героям свыше, но сталкивающаяся с преградами в виде хаотичности и неустроенности окружающего мира.

Проблематика романа

Также Борис Пастерная уделил внимание обилию проблема в романе. Автор при помощи их пытался показать весь колорит, который был присущ той эпохе.

В произведении присутствуют такие проблемы, как:

Доктор живаго жанр

  • Революция. Процесс революции напрямую не изображён в романе, но на всём его протяжении чувствуются отголоски этого ужасного события. Революция раскидала людей по разным сторонам страны, сломала судьбы многих и разрушила старые традиции, которые устанавливались веками.
  • Война. В произведении описывается Первая мировая и Гражданские войны, о которых автор негативно высказывается. Пастернак был против любых военных действий, поэтому решил описать картины жестокости с обеих конфликтующих сторон.
  • Деградация. В романе изображено не только падение самого главного героя, который из уважаемого врача превратился в обычного иждивенца, но и деградацию страны. Войны заставляют страдать людей, которые должны сохранить свою честь и не опускаться до состояния животных.

В душах русской интеллигенции того времени жила готовность к подвижничеству. Интеллигенция ожидала революцию, представляя ее достаточно отвлеченно, не осознавая, к каким последствиям она может привести.

Стрельников выведен в романе антиподом Живаго. Он является безжалостным, незаменимым резонером, готовым подтвердить своим весомым пролетарским словом любой, самый жестокий приговор. Его бесчеловечность представлялась чудом классовой сознательности, которая в итоге привела его к самоубийству.

Революция и христианские мотивы

Для понимания романа необходимо разобраться в подходе автора к Евангелию и к революции. В Евангелии Борис Пастернак воспринял прежде всего любовь к ближнему, идею свободы личности и понимание жизни как жертвы. Именно с этими аксиомами оказалось несовместимо революционное мировоззрение, допускающее насилие.

Основная суть

Своё произведение Борис Пастернак посвятил врачу — Юрию Живаго. В самом начале романа перед читателями предстают все этапы его взросления. Сначала идёт описания трудного детства главного героя. Ему пришлось пережить смерть отца, который покончил с собой чуть ли не на глазах своего сына. После этого мальчик попадает в семью, где его очень любят и оберегают. Там же он впервые встречает Антонину, которая в последующем станет его женой.

Доктор живаго пастернак

Также параллельно идёт другая сюжетная линия, которая описывает жизнь Ларисы. Девочка росла в семье, где мать была взбалмошной и истеричной, а после смерти мужа завела роман с любовником, который часто навещал их семью. Однако мужчина матери часто проявлял повышенный интерес к само́й девочке, что стало причиной невольного становления Ларисы его любовницей.

Когда только началась Первая мировая война, то Юрий Живаго сразу же отправляется на фронт военным врачом. Там он впервые встречает Ларису, которая становится его помощницей. После возвращения с фронта главный герой видит ужасающую картину: город разграблен, страна признана республиканской, а его семья пытается выжить на последние гроши.

После Октябрьской революции семья Живаго перебирается в город Юрятин. В этот момент может показаться, что жизнь главного героя и его близких наконец-то идёт на улучшение. Однако в этом городе также жила Лариса, с которой у Юрия начинается роман. После этого главного героя насильно вербуют в красный партизанский отряд.

После возвращения с Партизанской войны Юрий Живаго не находит свою семью в Юрятино. Однако там он опять встречает с Ларисой, с которой у них вновь загорается страсть. Вскоре приезжает Комаровский, который умоляет главного героя отпусти Лару с ним, на что тот соглашается.

Спустя много лет после того, как Живаго потерял всё в своей жизни, он умирает в трамвае от сердечного приступа.

Человек – часть природы. Мир природы в романе одушевлён и овеществлён. Он не возвышается над человеком, а как бы существует параллельно с ним: печалится и радуется, возбуждает и успокаивает, предупреждает о грозящих переменах.

Пейзажные зарисовки волнуют. Белые кувшинки на пруду, жёлтая акация, благоухающие ландышей, розовые гиацинты – всё это на страницах романа источает неповторимый аромат, который проникает в душу и наполняет её животрепещущим огнём.

Направление и жанр


Жанр произведения — роман, так как в нём присутствует большое количество героев, охвачен большой временно́й промежуток и передана философия, которой придерживался сам автор. Весь сюжет построен на описании одной эпохи, которая тем или иным образом повлияла на каждого персонажа романа.

  • История написания
  • Основная суть
  • Тематика произведения
  • Проблематика романа
  • Основная идея
  • Композиционное своеобразие и конфликт
  • Направление и жанр

Доктор живаго анализ произведения

История написания

Роман Бориса Пастернака начинает свою историю создания в 1945 году, а заканчивает только спустя 10 лет. Это неудивительно, так как автор в полной мере смог передать через строчки своего произведения тот самый переломный момент, который наступил для России в XX веке.

Идея написания романа с подобной тематикой возникла у Бориса Леонидовича ещё в 17—18 годах, но тогда он морально не был готов написать такое грандиозное произведение. Автор приступил к созданию шедевра только в 1945 году и потратил на это 10 лет, так как пытался в деталях описать ту проблему, которая возникла обществе и политике в переломный момент для России.

Доктор живаго жанр романа

В 1956 году были предприняты попытки печати романа, но они не увенчались успехом. Критики жёстко отчитали автора за антисоветский подтекст в произведении. Однако западная публика рукоплескала писателю и называла его гением.

Благодаря роману Борису Пастернаку присудили Нобелевскую премию, от которой ему пришлось отказаться из-за напора со стороны советской власти. Свет увидел роман, покоривший сердца множества людей, только в 1988 году.

Пастернак долгое время не мог определиться с названием своего творения.

Основная суть

Своё произведение Борис Пастернак посвятил врачу — Юрию Живаго. В самом начале романа перед читателями предстают все этапы его взросления. Сначала идёт описания трудного детства главного героя. Ему пришлось пережить смерть отца, который покончил с собой чуть ли не на глазах своего сына. После этого мальчик попадает в семью, где его очень любят и оберегают. Там же он впервые встречает Антонину, которая в последующем станет его женой.

Доктор живаго пастернак

Также параллельно идёт другая сюжетная линия, которая описывает жизнь Ларисы. Девочка росла в семье, где мать была взбалмошной и истеричной, а после смерти мужа завела роман с любовником, который часто навещал их семью. Однако мужчина матери часто проявлял повышенный интерес к само́й девочке, что стало причиной невольного становления Ларисы его любовницей.

Когда только началась Первая мировая война, то Юрий Живаго сразу же отправляется на фронт военным врачом. Там он впервые встречает Ларису, которая становится его помощницей. После возвращения с фронта главный герой видит ужасающую картину: город разграблен, страна признана республиканской, а его семья пытается выжить на последние гроши.

После Октябрьской революции семья Живаго перебирается в город Юрятин. В этот момент может показаться, что жизнь главного героя и его близких наконец-то идёт на улучшение. Однако в этом городе также жила Лариса, с которой у Юрия начинается роман. После этого главного героя насильно вербуют в красный партизанский отряд.

После возвращения с Партизанской войны Юрий Живаго не находит свою семью в Юрятино. Однако там он опять встречает с Ларисой, с которой у них вновь загорается страсть. Вскоре приезжает Комаровский, который умоляет главного героя отпусти Лару с ним, на что тот соглашается.

Спустя много лет после того, как Живаго потерял всё в своей жизни, он умирает в трамвае от сердечного приступа.

Тематика произведения

Особое внимание стоит уделить темам, которые поднимает Борис Пастернак в своём романе. Автор настолько проникся созданием своего творения, что создал то произведение, которое остаётся актуальным по сей день. В романе присутствуют такие темы, как:

Доктор живаго анализ

  • Судьба России. Основной темой произведения становится переломный момент для судьбы целой страны. Борис Пастернак в своём романе показал разрушение старых традиций России, смерти и поломанные судьбы людей, который застали становление нового мира. Мира, который уже никогда не смогут принять те, кто увидел ужасы той эпохи. Этот разрыв чётко можно проследить из эпилога, в котором один из героев встречает дочь Живаго, совершенно непохожую на своего отца.
  • Любовь. В романе присутствуют 2 любовные линии. Можно увидеть, насколько трепетно относится Живаго к своей семье, но его тяга к Ларисе оказывается сильнее. Пастернак не столько хотел акцентировать внимание на теме любви, сколько показывал разрушение старых укладов, которые совершали люди, теряющие всякое понимание морали и жизненных ценностей.
  • Интеллигенция. Судьбы всех героев произведения отражают жизнь всей интеллигенции в ту эпоху. Кто-то был вынужден уехать из страны, кто-то пропал безвести, а кому-то удалось дальше жить своей жизнью и не думать о проблемах, которые их окружают. Однако автор показывает, что судьба высшего слоя общества всё равно была предопределена, так как всем им сулила моральная гибель и печальная дальнейшая жизнь.
  • Природа. Особое внимание автор уделил пейзажам, которые сопровождают героев на протяжении всего романа. Описание тёмной и тусклой природы задаёт общее настроение всему произведению и навеивает на читателя чувство одиночества и потерянности в этом мире.

Проблематика романа

Также Борис Пастерная уделил внимание обилию проблема в романе. Автор при помощи их пытался показать весь колорит, который был присущ той эпохе.

В произведении присутствуют такие проблемы, как:

Доктор живаго жанр

  • Революция. Процесс революции напрямую не изображён в романе, но на всём его протяжении чувствуются отголоски этого ужасного события. Революция раскидала людей по разным сторонам страны, сломала судьбы многих и разрушила старые традиции, которые устанавливались веками.
  • Война. В произведении описывается Первая мировая и Гражданские войны, о которых автор негативно высказывается. Пастернак был против любых военных действий, поэтому решил описать картины жестокости с обеих конфликтующих сторон.
  • Деградация. В романе изображено не только падение самого главного героя, который из уважаемого врача превратился в обычного иждивенца, но и деградацию страны. Войны заставляют страдать людей, которые должны сохранить свою честь и не опускаться до состояния животных.

Основная идея

Повествование в произведении ведётся от лица одного из представителей интеллигенции. Пастернак описал все ужасы, которые настигли Россию в ту эпоху. Автор боялся признаться самому себе, что все ужасные события, которые происходят в стране — цикличны и имеют свою закономерность.

Доктор живаго анализ пастернак

Смысл позиции писателя заключается в том, что каждый человек мог противостоять глобальным переменам, но его социальная группа всё равно бы им подверглась. Однако Юрий Живаго сам пал на самое дно и поддался издержкам социального класса. Такое поведение погубило огромное количество людей в то время.

Главная мысль произведения заключается в том, что несмотря на всё происходящее вокруг, человек должен сохранять свои моральные ценности и стараться думать о высоком. Главный герой не смог противостоять натиску и поддался ему.

Он потерял свою работу, семью, отдал женщину другому и полностью поменял образ жизни. Таким образом Пастернак хотел показать, как шаг за шагом человек отдаёт Россию новой силе.

Композиционное своеобразие и конфликт

 доктор живаго тема романа

Таким образом показывается постепенное угасание самого́ Юрия.

Конфликт произведения заключается в его трагичности, где показывается противостояние как одного человека целой эпохе, так и всей интеллигенции, которая успела застать и времена монархии, и советскую власть. Революция и интеллигенция стали основным конфликтом романа.

Высшие слои общества оказались неугодны правительству и послужили рудиментами целой эпохи.

Направление и жанр

 доктор живаго проблематика

Жанр произведения — роман, так как в нём присутствует большое количество героев, охвачен большой временно́й промежуток и передана философия, которой придерживался сам автор. Весь сюжет построен на описании одной эпохи, которая тем или иным образом повлияла на каждого персонажа романа.

Читайте также: