Монтескье о свободе кратко

Обновлено: 04.07.2024

Значительный вклад в развитие философии права и государства внес Ш.Монтескье (1689—1755).

Основной предмет философско-правовых исследований Монтескье и главная ценность, отстаиваемая в них, — политическая свобода. Необходимыми условиями обеспечения этой свободы являются справедливые законы и надлежащая организация государственности.

Монтескье занят поисками "духа законов", т. е. закономерного в законах. Опираясь на рационалистические представления о разумной природе человека, природе вещей и т. д., он стремился постигнуть логику исторически изменчивых позитивных законов, порождающие их факторы и причины.

Характеризуя свой подход, Монтескье писал: "Я начал с изучения людей и нашел, что все бесконечное разнообразие их законов и нравов не вызвано единственно произволом их фантазии. Я установил общие начала и увидел, что частные случаи как бы сами собою подчиняются им, что история каждого народа вытекает из них как следствие и всякий частный закон связан с другим законом или зависит от другого, более общего закона"[740].

В рамках подхода Монтескье закономерное в тех или иных отношениях (т. е. закон, правило соответствующих отношений) — это разумное и необходимое, противопоставляемое им случайному, произвольному и фатальному (слепой судьбе). Закон как раз и выражает момент определяемости, обусловленности и пронизанности тех или иных отношений разумным началом, т. е. присутствие разумного (и необходимого) в этих отношениях.

Общим понятием закона охватываются все законы — как неизменные законы, действующие в мире физическом, так и изменчивые законы, действующие в мире разумных существ. Как существо физическое человек, подобно всем другим природным телам, управляется неизменными естественными законами, но как существо разумное и действующее по собственным побуждениям человек (в силу неизбежной ограниченности разума, способности заблуждаться, подверженности влиянию страстей и т. д.) беспрестанно нарушает как эти вечные законы природы, так и изменчивые человеческие законы.

Законы природы (естественные законы) применительно к человеку трактуются Монтескье как законы, которые "вытекают единственно из устройства нашего существа"[741]. К естественным законам, по которым человек жил в естественном (дообще-ственном) состоянии, он относит следующие свойства человеческой природы: стремление к миру, к добыванию себе пищи, к отношениям с людьми на основе взаимной просьбы, желание жить в обществе.

С этих позиций Монтескье критиковал Гоббса, который приписывал людям изначальную агрессивность и желание властвовать друг над другом. Напротив, человек, по Монтескье, вначале слаб, крайне боязлив и стремится к равенству и миру с другими. Кроме того, идея власти и господства настолько сложна и зависит от такого множества других идей, что не может быть первой во времени идеей человека.

После соединения людей в общество они утрачивают сознание своей слабости. Исчезает существовавшее между ними равенство, начинаются войны двоякого рода — между отдельными лицами и между народами. "Появление этих двух видов войны, — писал Монтескье, — побуждает установить законы между людьми"[742]. Появляются положительные законы, определяющие отношения между народами (международное право); законы, определяющие отношения между правителями и управляемыми (политическое право); законы, которые определяют отношения всех граждан между собой (гражданское право).

Освещая процесс перехода от естественного состояния к государству (политическому состоянию) и общим законам, Монтескье подчеркивает, что для этого необходимо достаточно развитое состояние жизни людей в обществе (гражданское состояние).

В трактовке Монтескье положительный (человеческий) закон предполагает объективный характер справедливости и справедливых отношений. Справедливость предшествует положительному закону, а не впервые им создается. "Законам, созданным людьми, должна была, — подчеркивал Монтескье, — предшествовать возможность справедливых отношений. Говорить, что вне того, что предписано или запрещено положительным законом, нет ничего ни справедливого, ни несправедливого, значит утверждать, что до того, как был начертан круг, его радиусы не были равны между собою"[743].

Поскольку закон вообще — человеческий разум, управляющий всеми людьми, "политические и гражданские законы каждого народа должны быть не более как частными случаями приложения этого разума"[744]. В процессе реализации такого подхода Монтескье исследует факторы, образующие в своей совокупности "дух законов", т. е. то, что определяет разумность, правомерность, законность и справедливость требований положительного закона.

В процессе исследования необходимых отношений, порождающих закон (т. е. законообразующих отношений и факторов), Монтескье прежде всего обращает внимание на характер и свойства народа, которым должен соответствовать закон, устанавливаемый для данного народа. Причем также и правительство, соответствующее этим требованиям, расценивается им как наиболее сообразное с природой вещей. Отсюда вытекает и общий вывод о том, что лишь в чрезвычайно редких случаях законы одного народа могут оказаться пригодными также и для другого народа. Данная идея Монтескье в дальнейшем стала исходным пунктом воззрений представителей исторической школы права (Г. Гуго, К. Савиньи, Пухты и др.) о "народном духе" как основной правообразующей силе и носителе права.

Монтескье считает, что решающее влияние на законы оказывают природа и принцип правительства, учреждаемого в гражданском состоянии. Он различает три образа (формы) правления: республиканский, монархический и деспотический. При республиканском правлении верховная власть находится в руках или всего народа (демократия), или его части (аристократия). Монархия — это правление одного человека, но посредством твердо установленных законов. В деспотии все определяется волей и произволом одного лица вне всяких законов и правил. Такова, по оценке Монтескье, природа каждого образа правления, из которой вытекают "основные краеугольные законы"[745] данной формы правления.

От этой природы правления он отличает присущий каждой форме принцип правления, тоже играющий существенную законообразующую роль. Поясняя это отличие, он писал: "Различие между природой правления и его принципом в том, что природа его есть то, что делает его таким, каково оно есть; а принцип — это то, что заставляет его действовать. Первая есть его особенный строй, а второй — человеческие страсти, которые двигают им"[746].

В ходе рассмотрения вопроса о законах, вытекающих непосредственно из природы различных форм правления, Монтескье отмечает, что основными для демократии являются законы, определяющие право голосования, а также контроля за избранными уполномоченными (должностными лицами государства).

Для аристократии основными являются те законы, которые определяют право части народа издавать законы и следить за их исполнением.

К основным законам монархии Монтескье относит законы, определяющие "существование посредствующих каналов, по которым движется власть", — т. е. наличие "посредствующих, подчиненных и зависимых" властей, их правомочий. Главной из них является власть дворянства, так что без дворянства монарх становится деспотом.

В условиях деспотического правления, где, собственно, нет законов и их место занимают произвол и прихоть деспота, религия и обычаи, основным законом является учреждение должности полновластного визиря.

Природа каждой формы правления, таким образом, определяет основные, конституирующие данный строй (и в этом смысле — конституционные) законы.

Природе каждого вида правления соответствует и свой принцип, приводящий в движение механизм человеческих страстей, — особый для данного политического строя.

В республике (и особенно в демократии) таким принципом является добродетель, в монархии — честь, в деспотии — страх. Монтескье специально подчеркивает, что, говоря об этих принципах, он имеет в виду не реально существующее положение, а должный (соответствующий каждому строю) порядок: "из этого следует лишь, что так должно быть, ибо иначе эти государства не будут совершенными"[747].

В ходе анализа законотворческого значения и законообразующей силы соответствующего принципа Монтескье пишет: ". Законы вытекают из него, как из своего источника"[748].

Исследуя соотношения закона и свободы, Монтескье различает два вида законов о политической свободе: 1) законы, устанавливающие политическую свободу в ее отношении к государственному устройству, и 2) законы, устанавливающие политическую свободу в ее отношении к гражданину. Речь, следовательно, идет об институциональном и личностном аспектах политической свободы, подлежащих законодательному закреплению.

Политическая свобода, по Монтескье, возможна вообще лишь при умеренных правлениях, но не в демократии или аристократии, а тем более в деспотии. Да и при умеренных правлениях политическая свобода имеет место лишь там, где исключена возможность злоупотребления властью, для чего необходимо достичь государстве разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Такое умеренное правление характеризуете как "государственный строй, при котором никого не будут понуждать делать то, к чему его не обязывает закон, и не делать того, что закон ему дозволяет"[749].

Система разделения и взаимного содержания властей является, согласно Монтескье, главным условием для обеспечения политической свободы в ее отношениях к государственному устройству. При этом он подчеркивает, что политическая свобода состоит не в том, чтобы делать то, что хочется. "В государстве, т. е. в обществе, где есть законы, — пишет Монтескье, — свобода может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность делать то, чего должно хотеть, и не быть принуждаемым делать то, чего не должно хотеть. Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане"[750]

Политическая же свобода в ее отношении уже не к государственному устройству, а к отдельному гражданину (личностный аспект свободы) заключается, согласно Монтескье, в безопасности гражданина. Рассматривая средства обеспечения такой безопасности, он придает особое значение доброкачественности уголовных законов и судопроизводства. "Если не ограждена невиновность граждан, то не ограждена и свобода. Сведения о наилучших правилах, которыми следует руководствоваться при уголовном судопроизводстве, важнее для человечества всего прочего в мире. Эти сведения уже приобретены в некоторых странах и должны быть усвоены прочими"[751].

В этой связи Монтескье подчеркивает, что политическая свобода граждан в значительной степени зависит от соблюдения принципа соответствия наказания преступлению. Для обеспечения свободы необходимы и определенные судебные процедуры (процессуальные правила и формы) — правда, в такой степени, чтобы они содействовали целям реализации закона, но не превратились бы в препятствие для этого.

Монтескье уделяет большое внимание способам составления законов, законодательной технике. Основополагающим принципом законодательства является умеренность: "дух умеренности должен быть духом законодателя"[752].

Монтескье формулирует и более конкретные правила составления законов, которыми должен руководствоваться законодатель, в том числе следующие. Слог законов должен быть сжатым и простым. Слова закона должны быть однозначными, вызывая у всех людей одни и те же понятия. Законы не должны вдаваться в тонкости, поскольку "они предназначены для людей посредственных и содержат в себе не искусство логики, а здравые понятия простого отца семейства"[753]. Когда закон не нуждается в исключениях, ограничениях и видоизменениях, то лучше обходиться без них. Мотивировка закона должна быть достойна закона. "Подобно тому, как бесполезные законы ослабляют действие необходимых законов, законы, от исполнения которых можно уклониться, ослабляют действие законодательства"[754]. Не следует запрещать действия, в которых нет ничего дурного, только ради чего-то более совершенного. "Законам должна быть присуща известная чистота. Предназначенные Для наказания людской злобы, они должны сами обладать совершенной непорочностью"[755].

В целом соотношение права и закона предстает в учении Монтескье как соотношение "духа законов" и позитивного законодательства. "Дух законов" резюмирует в себе совокупность тех отношений и факторов (географических, климатических, исторических, социальных, хозяйственных, политических, нравственных, религиозных и т. д.), которые влияют на законодательство, определяют его, придают ему характер объективно обусловленных, необходимых, закономерных, справедливых и разумных (с учетом данных обстоятельств) правил. Такая философско-правовая концепция, устанавливающая необходимое законотворческое значение "духа законов" и вытекающие отсюда обязательные требования к закону, законодателю и государству в целом, становится существенным барьером против произвола в общественной и политической жизни.

Учение Монтескье о духе законов, о разделении властей и политической свободе значительно обогатило философско-правовую мысль и содействовало ее дальнейшему развитию.


Значение

Наряду с Генри Боклем, немецким географом Фридрихом Ратцелем и российским социологом Львом Мечниковым был приверженцем географической школы, сторонники которой приоритет в развитии цивилизации отдавали условиям географической и биологической сред. Предтеча количественной теории денег, которую развивали Дэвид Юм, Джон Кейнс, Ирвинг Фишер, Милтон Фридман, Артур Пигу и др.
В трудах и воззрениях Монтескьё усматриваются истоки либерализма как государственной идеологии, ранее успешно разработанной в публикациях английского философа Джона Локка и далее утвердившейся в учении шотландского экономиста Адама Смита.
Монтескьё, а также Джон Локк и Жан-Жак Руссо считаются основоположниками современных теорий представительной демократии. Монтескьё сформулировал идею разделения властей, которая лежит в основе создания любого современного демократического государства.

Политическое учение



Законы

Законам, созданным людьми, должна была предшествовать возможность справедливых отношений, отношения справедливости предшествуют установившему их положительному закону. Люди имеют законы, определяющие отношения между правителями и управляемыми: это право политическое. Есть у них ещё законы, коими определяются отношения всех граждан между собою: это право гражданское.
Как существо физическое, человек, подобно всем другим природным телам, управляется неизменными естественными законами, но как существо разумное и действующее по своим собственным побуждениям человек беспрестанно нарушает как эти вечные законы природы, так и изменчивые человеческие законы. Потребность людей, живущих в обществе, в общих законах, обуславливает необходимость образования государства. Для образования государства (политического состояния) и установления общих законов необходимо гражданское состояние (единство воли).

О войне

Как только люди соединяются в обществе, они утрачивают сознание своей слабости. Существовавшее равенство исчезает, и начинается война. Каждое общество начинает сознавать свою силу — отсюда состояние войны между народами. Отдельные лица начинают ощущать свою силу — отсюда война между отдельными лицами. Цель войны — победа; цель победы — завоевание; цель завоевания — сохранение. Из этого и предшествующего принципов должны проистекать все законы, образующие международное право.

О духе народа

О трёх различных образах правления

  • Республика — добродетель,
  • Монархия — честь,
  • Деспотия — страх.

Об индивидуальной свободе и свободе политической

Шарль Луи Монтескье

Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755) - выдающийся юрист и политический мыслитель. Основные произведения: "Персидские письма" (1721), "Размышления о причинах величия и падения римлян" (1734), "О духе законов" (1748).

Задача, которую ставит перед собой Монтескье - поиск закономерного в законах. Общим понятием закона охватываются все законы - как неизменные законы, действующие в мире физическом, так и изменчивые законы, действующие в мире разумных существ. К естественным законам, по которым человек жил в естественном состоянии, он относит следующие свойства человеческой природы: стремление к миру, к добыванию себе пищи, к отношению с людьми на основе взаимной просьбы, желание жить в обществе.

В естественном состоянии человек, по Монтескье, вначале слаб, крайне боязлив и стремится к равенству и миру с другими. Объединяясь в общество, люди утрачивают понимание своей слабости. Исчезает существовавшее между ними равенство, начинаются войны между отдельными лицами и между народами. "Появление этих двух видов войны,- писал Монтескье,- побуждает установить законы между людьми". Вследствие этого возникают законы, определяющие отношения между народами (международное право); законы, определяющие отношения между правителями и управляемыми (политическое право); законы, которые определяют отношения все граждан между собой (гражданское право).

Образование государства также обусловлено потребностью в общих законах. При рассмотрении вопроса о происхождении государства Монтескье опирается на принцип историзма, критикуя теорию общественного договора. Монтескье считает, что государство возникает не одномоментно, а в результате длительного исторического процесса.

На возникновение и развитие государства оказывают влияние моральные (образованность народа, религия, национальный дух) и географические (размер территории, климат, рельеф) факторы. Они определяют форму правления того или иного государства.

Монтескье различает три формы правления: республика (бывает двух видов: демократия и аристократия), монархия и деспотия.

Каждой форме правления соответствуют свои природа и принцип правления. "Различие между природой правления и его принципом в том, что природа его есть то, что делает его таким, каково оно есть; а принцип - это то, что заставляет его действовать. Первая есть его особенный строй, а второй - человеческие страсти, которые двигают им". Природой республики является правление всего народа (демократия), или его части (аристократия). Монархия - это правление одного человека, но посредством твердо установленных законов. В деспотии все определяется волей и произволом одного лица вне всяких законов и правил. Принципом республиканского правления является добродетель, в монархии - честь, в деспотии - страх.

Монтескье - сторонник умеренного правления, под которым он понимает конституционную монархию. Умеренное правление означает наличие политической свободы и основано на законах. Монтескье выделяет два вида законов о политической свободе:

1) устанавливающие политическую свободу в её отношении к государственному устройству. Она обеспечивается принципом разделения властей.

2) устанавливающие политическую свободу в её отношении к гражданину. Заключается в обеспечении безопасности, прежде всего путём доброкачественности уголовных законов и судопроизводства.

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви необходимо во избежание злоупотребления властью. "Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодатель. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц".

Законы, согласно Монтескье, прежде всего, должны соответствовать характеру и свойствам народа, для которого они установлены. Лишь в редких случаях законы одного народа могут оказаться пригодными также и для другого народа. Факторами, определяющими законы, являются форма правления, географические условия, образованность народа, религия, воля законодателя.

Специальное внимание Монтескье уделяет способам составления законов, законодательной технике. Основополагающим принципом законодательства является умеренность: "дух умеренности должен быть духом законодателя".


Трактат французского философа Шарля де Монтескье "О духе законов" - одно из самых известных произведений автора. Он был сторонником натуралистического подхода в изучении окружающего мира и общества, отразив свои идеи в этом труде. Также он прославился тем, что разработал доктрину о разделении властей. В этой статье мы подробно остановимся на его самом известном трактате, расскажем его краткое содержание.

Предисловие

Трактат О духе законов

Трактат "О духе законов" начинается с предисловия, в котором автор отмечает, что описанные принципы выводил из самой природы. Он настаивает, что частные случаи всегда подчиняются общим началам, а история любого народа на планете становится их следствием. Монтескье считает, что порядки, существующие в той или иной стране, бессмысленно осуждать. Право на предложения имеют только те, кто от рождения обладает даром видеть всю организацию государства, будто с высоты птичьего полета.

При этом главная задача заключается в просвещении. Философ обязан излечивать народ от предрассудков. С таким идеями Монтескье выступал в 1748 году. "О духе законов" именно тогда впервые появился в печати.

Законы

Шарль Монтескье

Автор произведения "О духе законов" отмечает, что законы есть у всего в этом мире. В том числе у материального и божественного мира, сверхчеловеческих существ, человека и животных. Главная нелепость, по мнению Монтескье, - заявлять, что миром управляет слепая судьба.

Философ в трактате "О духе законов" утверждает, что Бог относится ко всему как охранитель и создатель. Поэтому каждое творение только кажется актом произвола. В действительности оно предполагает ряд неизбежным правил.

Во главе всего стоят законы природы, которые вытекают из устройства человеческого существа. В природном состоянии человек начинает чувствовать свою слабость, с ним соединяется ощущение собственных нужд. Второй естественный закон - стремление добывать пищу. Третий закон породило взаимное влечение, знакомое всему живому. Однако людей связывают еще и такие нити, которые неведомы животным. Поэтому четвертый закон составляет потребность жить в обществе.

Объединяясь с окружающими, человек теряет чувство слабости. Следом исчезает равенство, появляется тяга к войне. Каждое отдельно взятое общество начинает осознавать свою силу. Они начинают определять отношения между собой, которые оказываются в основе международного права. Законы, регламентирующие поведение между гражданами одной страны, становятся объектами гражданского права.

Кто управляет народами земли?

Французский философ Монтескье

В произведении "О духе законов" философ размышляет о том, что в широком понимании закон и есть человеческий разум. Он управляет всеми народами на планете, а гражданские и политические законы каждого отдельно взятого народа - не более чем частные случаи приложения этого могущественного разума. Все эти законы оказываются в тесном взаимодействии со свойствами конкретного народа. Только в редких случаях они могут быть применены к какому-то другому народу.

В книге "О духе законов" Монтескье рассуждает, что они должны соответствовать принципам правительства и природы, климату и географическим особенностям государства, даже качеству почвы, а также тому образу жизни, который ведет народ. В них определяется степень свободы, которую допускает государство, его склонность к богатству, нравам, торговле, обычаям. Совокупность всех этих понятий он называет "духом законов".

Три типа правления

Книга О духе законов

В своем трактате философ выделяет три типа правления, которые существуют в мире: монархический, республиканский и деспотический.

Каждый из них в трактате "О духе законов" Ш. Монтескье подробно описывает. При республиканском типе правления власть принадлежит всему народу или его внушительной части. При монархии страной управляет только один человек, основываясь на большом количестве конкретных законов. Для деспотии характерно то, что все решения принимаются по воле одного человека, не подчиняясь никаким правилам.

Когда в республике вся власть принадлежит народу, это демократия, а если всем управляет только его часть, то аристократия. При этом сам народ является государем во время голосования, изъявляя свою волю. Так что основной этой формы правления становятся принятые именно так законы.

При аристократической форме правления власть в руках определенной группы лиц, которая сама издает законы, заставляет всех окружающих их выполнять. В трактате "О духе законов" автор считает, что худшая из аристократий - та, когда часть народа оказывается фактически в гражданском рабстве у части общества, которое ею повелевает.

Когда власть предоставляется только одному человеку, формируется монархия. В этом случае законы заботятся о государственном устройстве, в результате у монарха появляется больше возможностей для злоупотреблений.

В трактате Монтескье "О духе законов" государь - источник гражданской и политической власти. При этом существуют каналы, по которым власть движется. Если уничтожить в монархии привилегии дворянства и духовенства, скоро она перейдет к народной или деспотической форме правления.

В книге "О духе законов" описывается и устройство такого деспотического государства. В нем не существует основных законов, а также учреждений, которые бы следили за их соблюдением. В таких странах небывалую силу приобретает религия, заменяя собой охранительное учреждение.

Вот о чем трактат Монтескье "О духе законов". Краткое содержание этого произведения поможет вам быстро восстановить его в памяти при подготовке к экзамену или семинару.

Принципы правления

Произведение О духе законов

Далее автор описывает принципы правления каждого вида государства. В трактате "О духе законов" Шарль Монтескье отмечает, что главной для монархии считает честь, для республики - добродетель, а для деспотии - страх.

В каждой отдельно взятой семье основу мироустройства составляют законы воспитания. Здесь же проявляется добродетель, которая должна выражаться в любви к республике. В данном случае она означает любовь к демократии и равенству. В деспотии и монархии, наоборот, к равенству никто не стремится, так как возвыситься желает каждый отдельный человек. Люди из низов мечтают подняться только ради того, чтобы властвовать над другими.

Так как честь является принципом монархического правления, то необходимо, чтобы знать поддерживала законы. В деспотии много законов не нужно вовсе. Там все держится на нескольких идеях.

Разложение

При этом каждый из типов правления рано или поздно начинает разлагаться. Все начинается с разложения принципов. В демократии все начинает рушиться, когда пропадает дух равенства. Опасно и когда он доходит до крайности, если каждый мечтает быть равным тем, кого он избрал собою руководить.

В такой ситуации народ начинает переставать признавать власть правителей, которых сам же и избрал. В этом положении места для добродетели в республике не остается.

Монархия начинает рушиться при постепенной отмене привилегий для городов и сословий. Принцип управления этого типа разлагается, когда сановники лишают свой народ уважения, превращая его в жалкое орудие произвола.

Деспотическое государство распадается уже из-за того, что порочно по самой своей природе.

Территории

Философ Шарль Монтескье

Рассуждает Монтескье в книге "О духе законов" и о том, каким по размерам должно быть государство в зависимости от формы правления. Республика требует небольшой территории, иначе удержать ее будет просто невозможно.

Монархии являются средними по величине странами. Если государство становится слишком маленьким, то превращается в республику, а если разрастается, то лидеры государства, находясь вдали от правителя, перестают ему повиноваться.

Обширные территории - предпосылка к деспотии. В этом случае требуется, чтобы удаленность мест, куда отправляются наказы, компенсировалась быстротой их реализации.

Как отмечал французский философ, маленькие республики погибают от внешнего врача, а большие разъедает внутренняя язва. Республики стремятся объединиться, чтобы защищать друг друга, а государства-деспоты, наоборот, отделяются для той же цели. Монархия, как считал автор, никогда сама себя не разрушает, но средних размеров страна может подвергнуться внешнему нашествию, поэтому ей требуются крепости и армии для защиты границ. Войны ведутся только между монархиями, деспотические же государства совершают друг на друга нашествия.

Три рода власти

Рассказывая о трактате "О духе законов", кратком содержании этого произведения, следует упомянуть, что в каждом государстве существуют три рода власти: исполнительная, законодательная и судебная. Если исполнительную и законодательную власть объединить в одном лице, свободы ждать не стоит, появится опасность принятия тиранических законов. Не будет свободы и если судебная власть не будет отделена от двух других ветвей.

Монтескье вводит понятие политического рабства, которое зависит от климата и природы. Холод придает телу и уму определенную силу, а жара подрывает бодрость и силы людей. Интересно, что данное различие философ наблюдает не только среди разных народов, но даже внутри одной страны, если ее территория слишком значительна. Монтескье отмечает, что малодушие, которым страдают представители народов жаркого климата, практически всегда приводит их к рабству. А вот мужество северных народов сохраняло им свободу.

Торговля и религия

Французский философ

Примечательно, что более склонны к свободе островитяне, чем жители континентов. Значительное влияние на законы оказывает и торговля. Где есть торговля, там всегда нравы кротки. В странах, где люди воодушевлялись духом торговли, их дела и моральные добродетели всегда становились объектом торга. Параллельно это рождало в людях чувство строгой справедливости, противоположное стремлению к грабежам, а также тем моральным добродетелям, которые призывают преследовать исключительно свои выгоды.

О том, что торговля развращает людей, говорил еще Платон. При этом она, как писал Монтескье, смягчает нравы варваров, так как ее полное отсутствие приводит к грабежам. Некоторые народы оказываются готовы жертвовать торговыми преимуществами ради политических.

Значительное влияние на законы страны оказывает религия. Находить те, что стремятся к общественному благу, можно даже между ложным религиями. Хоть они и не ведут человека к блаженству в загробном мире, но способствуют его счастью на земле.

Сравнивая характеры магометанской и христианской религии, философ отвергал первую, принимая вторую. Для него было очевидным, что религия должна смягчать нравы людей. Монтескье писал, что магометанские государи сеют вокруг себя смерть, сами погибая насильственной смертью. Горе наступает для человечества, когда религия отдается завоевателям. Магометанская религия внушает людям дух истребления, который ее и создал.

При этом христианской религии чужд деспотизм. Благодаря кротости, приписываемой ей Евангелием, она противостоит неукротимому гневу, который побуждает правителя к жестокости и самоуправству. Монтескье утверждает, что только христианская религия помешала утвердиться деспотизму в Эфиопии, несмотря на дурной климат и обширность империи. В результате прямо внутри Африки установились законы и нравы Европы.

Злополучное разделение, которое постигло христианство около двух столетий назад, привело к тому, что северные народы приняли протестантство, а южные остались католиками. Причина этого в том, что у северных народов всегда существовал дух свободы и независимости, поэтому для них религия без видимого главы больше соответствует их представлениям о духе независимости, чем та, которая имеет осознанного руководителя в лице Папы Римского.

Свобода человека

Таково, в общих чертах, содержание трактата "О духе законов". Кратко описанное, оно дает полное представление об идеях французского философа, который утверждает, что свобода человека преимущественно заключается в том, чтобы его не принуждали к совершению действий, которые закон ему не предписывает.

Государственное право требует от человека, чтобы он подчинялся гражданскому и уголовному праву той страны, в которой он сам находится. Когда данное правило нарушается, это приводит к фатальным последствиям. Например, эти начала были нарушены испанцами, когда они прибыли в Перу. Например, инку Атауальпу было допустимо судить только на основании международного права, они же его судили, основываясь на гражданском и государственном. Француз утверждал, что верхом безрассудства при этом было то, что судить его начали на основании гражданских и государственных законов своей страны, чтобы было очевидным нарушением.

Стране обязательно требуются судебные формальности, число которых может быть максимально велико. Однако при этом граждане рискуют потерять безопасность и свою свободу; обвинитель не будет иметь возможности доказать обвинение, а обвиняемый не сможет оправдаться.

Отдельно Монтескье описывает правила составления законов. Они должны быть написаны сжатым и простым слогом, чтобы не допускать различных толкований. Не следует употреблять неопределенных выражений. Беспокойство, которое причиняется человеку, полностью зависит от степени его впечатлительности. Плохо, если законы начинают вдаваться в тонкости. Они не нуждаются в ограничениях, исключениях, видоизменениях. Данные подробности могут инициировать только новые подробности. Нельзя придавать законам форму, которая противоречит природе вещей. В качестве примера французский философ приводил постулаты Филиппа II, принца Оранского, который обещал дворянский титул и денежное вознаграждение тому, кто совершит убийство. Такой король попрал понятие нравственности, чести и религии.

Наконец, законам должна быть присуща определенная чистота. Если они предназначены для наказания людской злобы, то сами должны обладать максимальной непорочностью.

Читайте также: