Жанр комедии горе от ума грибоедова кратко

Обновлено: 07.07.2024

Но комедийная интрига, основанная на любовном треугольнике, соблюдена, правда, и её Грибоедов решает весьма своеобразно: он вводит дополнительные любовные параллели: Скалозуб — София -Чацкий, Скалозуб — София — Молчалин, Фамусов — Лиза — Молчалин, Молчалин — Лиза — Петрушка, тем самым углубляя комедийную линию и одновременно усложняя характеристику персонажей. Подобные параллели помогают достичь и главного эффекта: осмеяния основного любовного треугольника, построенного на истинных и мнимых чувствах и оказывающегося ложным в финале.

В комедийную схему Грибоедов вводит трагедийные ноты: истинные чувства, испытываемые героями, рушатся (Чацкий разочаровывается в Софии, София унижена и оскорблена Молчалиным), и лишь мнимые герои просто изобличаются в духе комедии. Трагизм главных героев приобретает звучание к финалу, но заложен в них изначально. Чацкий, несущий в себе черты романтического героя, страдает от неизвестности и неопределённости своего положения, София — от невозможности раскрыть свои чувства окружающим и обрести личное счастье.

Проблема обретения личного счастья, а через него и себя волнует обоих героев, но решается она по-разному. Оскорблённая когда-то отъездом Чацкого, София ищет спокойствия и надёжности в лице Молчалина, а Чацкому необходимо понимание Софии и её любовь.

Грибоедов строит комедию на двух сюжетных линиях: любовной, связанной с Софией и Чацким, и социальной, основанной на различии взглядов двух противоборствующих сторон. Вторую, по традиции, жанрово определяют как общественную сатиру. Но стоит ли ограничиваться подобной оценкой?

Конфликт между ними возникает исподволь: не от глубокого неудовлетворения собеседником, а от случайности момента объяснения. Внутренние переживания Чацкого, раздражённость, любовная неопределённость наталкиваются на благодушные расспросы
и поучения. Искра любовного огня зажигает в Чацком пожар недовольства против существующего общественного строя: он
постепенно, реагируя на реплики Фамусова, сам того не желая, распаляется всё больше и больше против того, что ему неприятно и что, с его точки зрения, нужно изменить. Апогея эта сюжетная линия достигает в сцене бала, когда (опять-таки из-за любовных перипетий) Чацкий объявляется сумасшедшим.

В отношениях с окружающими Чацкий приобретает черты драматического героя. Но драма героя не только в том, что он едва ли не единственный видит все недостатки общества и обличает их, но и в том, что сам при этом приобретает комедийные черты шута,
развлекающего публику.

В драматическом развитии любовная и социальная линии соединены в финале и примирены фарсовым водевилем, который, начинаясь на балу, заканчивается сценой объяснения между Лизой и Молчалиным. Черты водевиля с его нарочито комичными элементами (лжеглухота князя Тугоуховского, показательно громкая охота за женихами семейства Тугоуховских, падение Репетилова, монолог Молчалина) оттеняют все сюжетные линии, показывая едва ли не абсурдность каких-либо искренних переживаний в атмосфере подобного фарса. Грибоедов строит драматургическое начало произведения, используя черты разных жанров: трагедии, комедии, драмы, сатиры, водевиля-фарса, — тем самым не только разрушая привычные каноны, но и аккумулируя драматическую энергию в принципиально новое жанровое целое, в котором о серьёзном можно говорить одновременно и комично, и трагично.

Особая глубина стихов Грибоедова, их афористичность позволяют говорить и о наличии лирического элемента в комедии. На наш взгляд, автор использует целый ряд лирических жанров: от пародии на балладу до гражданской лирики. Уже в первом действии мы сталкиваемся со столь не любимым Грибоедовым жанром баллады, над которым попросту откровенно издевается, говоря о том, чего не существует. Это сон Софии, которого вовсе и не было, так как героиня ночь не спала. Баллада предстаёт перед нами в комедийном ключе: София, знакомая с сонниками, приметами, литературными балладами, едва ли не сочиняет её самостоятельно: цветистый луг, героиня ищет какую-то траву, ей является милый сердцу человек, затем — появление отца, разлука с возлюбленным, чудовища, свист, крики, рёв — все элементы данного жанра.

Александр Чацкий в исполнении Виталия Соломина. Трогательный образ молодого насмешливого героя явно напоминает образ Гамлета. Кадр из фильма-спектакля "Горе от ума" (режиссер - Михаил Царев, 1977).

Александр Чацкий в исполнении Виталия Соломина. Трогательный образ молодого насмешливого героя явно напоминает образ Гамлета. Кадр из фильма-спектакля "Горе от ума" (режиссер - Михаил Царев, 1977).

История создания комедии "Горе от ума"

Первоначально комедия не была пропущена цензурой для публикации и театральной постановки и распространялась среди читающей публики в переписанном от руки виде. Количество сделанных читателями списков пьесы было довольно большим – приближалось к книжным тиражам того времени. Так, например, был знаком с комедией и А. С. Пушкин: в село Михайловское, где он находился в ссылке, ему привез ее лицейский друг И. И. Пущин. Сохранилась оценка Пушкиным пьесы Грибоедова и ее героев.

Замысел произведения связан с национально-освободительным подъемом, охватившим передовую часть российского общества во второй половине 1810-х - первой половине 1820-х гг. Декабристы использовали комедию для пропаганды своих политических взглядов. Списки пьесы нашли у участников восстания. В связи с делом о декабристах в 1826 году А. С. Грибоедов был доставлен с Кавказа в Петербург и арестован, а почти через четыре месяца освобожден за отсутствием состава преступления. Справедливо утверждение, что комедия выразила идеи, близкие к идеям декабристов, - содержала резкую критику крепостного права, узких, материальных интересов дворянского общества, засилья моды на всё иностранное.

Черты классицизма, романтизма и реализма в реалистической комедии

"Горе от ума", одно из первых реалистических произведений русской литературы, наследует черты классицизма (литературного направления 18 века) и романтизма (направления, актуального в первые десятилетия 19 века).

Черты классицизма

1. Героев можно условно разделить на положительных и отрицательных.

2. Использован прием говорящих фамилий (реализм унаследовал этот прием от классицизма).

3. В целом выдержано единство места, времени и действия (есть мнение о разрушении в комедии единства действия: в ней показаны отношения Чацкого с Софьей и отношения Чацкого с московским обществом).

4. Афористичность языка комедии (изначально афоризм – жанр эпохи Просвещения).

Черты романтизма

1. В центре произведения - яркий образ одинокого, разочарованного и ироничного главного героя - Чацкого.

2. Показан неразрешимый конфликт героя с окружающим обществом.

3. Комедия содержит критику социального и политического строя, близкую к идеям декабристов, идеям ранней лирики Пушкина (в России романтизм органично сочетался с революционными взглядами).

Черты реализма

2. Показаны социальные типы - образы героев, характерные для изображаемой среды, собирательные образы.

3. Герои могут быть оценены неоднозначно, углубляется психологизм образов: например, психологически сложны образы Чацкого, Софьи, Фамусова, Молчалина, Скалозуба, Лизы.

4. Не полностью соблюдено единство места, времени и действия: как говорилось выше, есть две сюжетные линии - частная и общественная; важную роль в произведении играют внесценические персонажи.

5. Победа Чацкого нравственная, внутренняя: он смог устоять перед общественным мнением и не изменил своей критической позиции; внешне остается впечатление поражения – жанр комедии дополняется драматизмом.

6. Живой, выразительный, современно звучащий язык комедии, обогативший русский язык, его фразеологию.

Экспозиция. Втайне от отца дочь управляющего в казенном месте Фамусова Софья встречается с бедным и неродовитым Молчалиным – секретарем Фамусова.

Завязка. Неожиданно приезжает три года отсутствовавший Чацкий, воспитывавшийся вместе с Софьей. Причина его приезда – давняя любовь к ней, возникшая из детской дружбы.

Развитие действия. Молчалин падает с лошади. Обморок Софьи заставляет Чацкого задуматься, не влюблена ли девушка в этого ничтожного человека.

Читатель узнает, что на самом деле Молчалин любит служанку Софьи Лизу.

Софья говорит Чацкому, что она любит Молчалина за скромность, смирение. Побеседовав с Молчалиным, Чацкий думает, что Софья не могла всерьез хвалить этого привыкшего приспосабливаться человека.

На вечер к Фамусову съезжаются гости - типичные представители московского общества.

Желая наказать Чацкого за то, что тот высмеивал Молчалина и других знакомых, Софья пускает слух, что Чацкий "не в своем уме". Новость быстро распространяется среди гостей, охотно верящих, что главный герой - душевнобольной.

Гости разъезжаются по домам. Репетилов, пародия на вольнодумца, пытается набиваться в друзья к Чацкому.

Кульминация. Чацкий становится свидетелем того, как Молчалин ухаживает за Лизой и объясняет ей, что не собирается жениться на Софье, а лишь разыгрывает влюбленного перед дочерью своего покровителя. Слова Молчалина слышит и Софья.

Внезапно появляется Фамусов со слугами. Увиденное он истолковывает как тайное свидание Софьи с Чацким. Чацкий узнает, что Софья первая назвала его безумным.

Чацкий произносит заключительный монолог о том, что разочарован как в обмане Софьи, так и в московском обществе, и уезжает.

Два конфликта комедии

Внешний конфликт комедии – любовный, традиционный для литературы классицизма. Любовный треугольник составляют Чацкий, Софья и Молчалин.

zhanr-gore-ot-uma-griboedov

Пьеса "Горе от ума" является выдающимся произведением русской классической драмы.

В этой статье представлен анализ особенностей жанра пьесы "Горе от ума" Грибоедова, мнение критиков о жанровом своеобразии и особенностях произведения.

Смотрите:
- Краткое содержание комедии
- Все материалы по комедии "Горе от ума"

Жанр пьесы "Горе от ума" Грибоедова: жанровое своеобразие и особенности произведения

А. С. Грибоедов о жанре "Горе от ума":

"Первое начертание этой сценической поэмы, как оно родилось во мне, было гораздо великолепнее и высшего значения, чем теперь в суетном наряде, в который я принужден был облечь его. Ребяческое удовольствие слышать стихи мои в театре, желание им успеха заставили меня портить мое создание, сколько можно было". (А. С. Грибоедов о "Горе от ума" )

"Надобно видеть “Горе от ума” на сцене, чтобы удостовериться решительно, как мало в этой пьесе драматического. . Совершенное отсутствие действия в пьесе. . содержание и ход ее не приковывают к себе никакого участия, даже не раздражают любопытства.

Акты сменяют друг друга. доставляя удовольствие собою, каждый порознь, но не производя никакого цельного эффекта.

Коротко сказать, явление “Горя от ума” на сцене показывает, что оно писано совсем не для сцены!

Но. мы в то же время признаемся, что представление “Горя от ума” видели с удовольствием. Отчего ж это происходит? Оттого, что эта пьеса имеет другие достоинства, развлекающие беспрестанно внимание и не допускающие соскучиться драматическою ее пустотою. “Горе от ума” не есть комедия, но живая сатирическая картина, вставленная в сценические рамы.

Это панорама гостиных Москвы, неподвижная, но выразительная, яркая, живописная! . вот где корень удовольствия, с коим “Горе от ума” принималось, принимается и будет приниматься!

В. Н. Орлов о жанре "Горе от ума":

"В сущности, "Горе от ума", конечно, вовсе не комедия в обычном значении этого слова,а патетическая драма о горестной судьбе умного, передового человек в фамусовско-молчалинско-скалозубовской России."

(В. Н. Орлов, послесловие к книге "Горе от ума", Москва, "Детгиз", 1949 г.)


Это был анализ особенностей жанра пьесы "Горе от ума" Грибоедова, мнение критиков о жанровом своеобразии и особенностях произведения.

Содержание

История создания



В 1816 году Грибоедов, вернувшись из-за границы, оказался в Петербурге на одном из светских вечеров и был поражён тем, как вся публика преклоняется перед всеми иностранцами. В тот вечер она окружила вниманием и заботой какого-то болтливого француза; Грибоедов не выдержал и сказал пламенную уличительную речь. Пока он говорил, кто-то из публики заявил, что Грибоедов сумасшедший, и, таким образом, пустил слух по всему Петербургу. Грибоедов же, дабы отомстить светскому обществу, задумал написание комедии по этому поводу.

В январе 1831 года состоялась первая профессиональная постановка, также первая публикация целиком (на немецком языке, перевод выполнен с не совсем исправного списка) в Ревеле.

Сюжет

В культуре

Многие фразы из пьесы, включая ее название, стали крылатыми.

Критика

Основные постановки

  • 1825 — постановка учеников Петербургского театрального училища под наблюдением Грибоедова, запрещена петербургским генерал-губернатором М. А. Милорадовичем — отрывки из комедии исполнены офицерами-любителями в Сардарском дворце в г. Эривань , 2 декабря — сцены из 1-го акта в Большом театре Санкт-Петербурга , 23 мая — 3-й акт в Москве и там же 25 февраля 1831 (Фамусов — Щепкин, Софья — Львова-Синецкая, Потанчикова, Лиза — Нечаева, Чацкий — П. Мочалов, Сабуров, Наталья Дмитриевна — Рыкалова, Загорецкий — В. Живокини, Репетилов — Сабуров).
  • 1830, 16 июля — 3-й и 4-й акты, Санкт-Петербург (Фамусов — Борецкий, Рязанцев, Софья — Асенкова, Семёнова; Лиза — Монготье; Чацкий — В. Каратыгин, во втором составе Сосницкий; Загорецкий — Григорьев 1-й, П.Каратыгин; Хлёстова — Ежова; Репетилов — П.Каратыгин).

Первые полные постановки

    :
      1831 — первая полная постановка с цензурными правками в Александринском театре, Санкт-Петербург, в бенефис Я. Г. Брянского[3] (Фамусов — В. И. Рязанцев, Софья — Е. С. Семёнова, Лиза — М. А. Азаревичева, Молчалин — Н. О. Дюр, Чацкий — В. А. Каратыгин, Скалозуб — Григорьев 1-й, Наталья Дмитриевна — А. Д. Каратыгина, Платон Михайлович — Я. Г. Брянский, Загорецкий — П. А. Каратыгин, Хлёстова — Е. И. Ежова, Репетилов — И. И. Сосницкий). 1831 — 3-й и 4-й акты в Москве 1831 — Киевский театр (труппа И. Ф. Штейна). 1831 — Премьера в Москве прошла на сцене Большого театра[4] (Фамусов — М. С. Щепкин, Софья — А. С. Потанчикова, Лиза — Нечаева, Молчалин — Д. Т. Ленский, Чацкий — П. С. Мочалов, Скалозуб — Орлов, Наталья Дмитриевна — А. Г. Рыкалова, Загорецкий — В. И. Живокини, Хлёстова — Е. М. Кавалерова,Тугоуховский — П. Г. Степанов, причем за роль Тугоуховского артист Пётр Гаврилович Степанов снискал величайшее расположение государя императора Николая I и был Им лично вознагражден перстнем и получил тысячу рублей награды [5] ). Комедия стала неизменной гастрольной пьесой Михаила Семёновича Щепкина.

    Последующие постановки в Малом театре, Москва: 1839 (Чацкий — И. В. Самарин), 1864 (Фамусов — И. В. Самарин, Софья — Г. Н. Федотова, Чацкий — Н. Е. Вильде, затем — С. В. Шумский, Платон Михайлович — В. И. Живокини, Тугоуховская — С. П. Акимова), 1868 (Лиза — Н. А. Никулина), 1874 (Софья — М. Н. Ермолова), 1876 (Чацкий — А. П. Ленский), 1882 (Чацкий — А. И. Южин, Молчалин — М. П. Садовский, кн. Тугоуховская — О. О. Садовская, Хлёстова — Н. М. Медведева), 1887 (Фамусов — А. П. Ленский, Софья — Е. Н. Васильева, Чацкий — Ф. П. Горев, Скалозуб — К. Н. Рыбаков), 1888 (Софья — А. А. Яблочкина), 1891 (Фамусов — Давыдов), 1899 (Хлёстова — Г. Н. Федотова), 1902 (Чацкий — А. А. Остужев, П. М. Садовский), 1911 (Репетилов — А. И. Южин, Фамусов — К. Н. Рыбаков, Софья — Н. И. Комаровская, Чацкий — П. М. Садовский, Наталья Дмитриевна — А. А. Яблочкина, кн. Тугоуховская — Н. А. Никулина, графиня-бабушка — О. О. Садовская, графиня-внучка — Е. К. Лешковская, Хлёстова — М. Н. Ермолова, Загорецкий — М. М. Климов, Н. К. Яковлев); 1917-18, 1921 (реж. А. А. Санин, худ. С. Петров, Лиза — В. Н. Пашенная, Чацкий — П. М. Садовский); 1930 (реж. С. М. Волконский, худ. И. М. Рабинович); 1938 (реж. П. М. Садовский, И. Я. Судаков, С. П. Алексеев, худ. Е. Е. Лансере; Фамусов — П. М. Садовский, М. М. Климов, Софья — А. К. Тарасова, Лиза — С. Н. Фадеева, Молчалин — Терехов, Чацкий — М. И. Царёв, Скалозуб — Н. А. Соловьёв, Наталья Дмитриевна — Е. М. Шатрова, кн. Тугоуховский — Рыбников, кн. Тугоуховская — Е. Д. Турчанинова, графиня-бабушка — В. Н. Рыжова, Загорецкий — И. В. Ильинский, Хлёстова — В. О. Массалитинова, В. Н. Пашенная, А. А. Яблочкина, Репетилов — К. А. Зубов); Театр им. Сафонова (филиал Малого театра), 1922-23 (реж. И. С. Платон, худ. М. Михайлов; Фамусов — В. Н. Давыдов).

    Для театров вне Москвы и Петербурга пьеса официально была запрещёна до 1863. Однако до официальной отмены запрета (6 июля 1863) состоялось около 40 постановок любительскими и профессиональными труппами, причем нередко с участием столичных гастролёров.

    Читайте также: