Жан нувель архитектор кратко

Обновлено: 02.07.2024

Французский архитектор Жан Нувель родился в Фумеле на юго-западе Франции в 1945 году, в семье учителя истории, Роджера Нувеля, который стал главным начальником уездной школы, и Рене Нувель, учителя английского языка в старшей школе.

Воодушевленный анти-институционалистическими склонностями своего наставника Клода Перента, молодой архитектор Нувель был вовлечен в интеллектуальные течения студенческих протестов 1968 года, выступая против устаревших методов преподавания в своем бывшем институте. Вскоре после этого он стал одним из основателей движения "Марс 1976 года", целью которого было противодействие корпоративизму в архитектуре. Он также стал одним из основателей профсоюза французских архитекторов в явной оппозиции существующему национальному совету архитекторов.

Работа Жана Нувеля основана не на соображениях стиля или идеологии, а на стремлении создать уникальную концепцию для гармоничного сочетания людей с местом и временем.

Впервые Нувель получил международное признание в качестве архитектора благодаря проекту Института арабского мира в Париже, оснащенному экраном из металлического окулюса, который пропускает свет в здание и напоминает традиционную арабскую архитектуру. Этот мотив машрабии стал повторяющейся темой в его работах, вновь появившись в таких проектах, как его офисная башня в Дохе и новый Лувр в Абу-Даби. В других своих проектах, таких как "Фонд современного искусства Картье" или "100-я авеню" в Нью-Йорке, Нувель использовал стекло для создания потрясающих прозрачных и зеркальных слоев. Главной особенностью всех архитектурных объектов Жана Нувеля является световой эффект, который объединяет концепцию здания и определяет его уникальный стиль.

Ateliers Jean Nouvel (AJN) - всемирно известная дизайнерская фирма с мультинациональной командой из 122 человек из более чем двадцати стран. AJN объединяет дисциплины архитектуры, городского планирования, дизайна интерьера, ландшафтного дизайна и графического дизайна в единую интегрированную систему. Фирма является одной из ведущих в мире и в ее портфолио находятся всемирно известные здания высочайшей важности. Среди них музеи, концертные залы, конференц-центры, театры, отели, жилые здания, офисные здания, торговые центры и частные резиденции: Лувр Абу-Даби (Абу-Даби), Национальный художественный музей Китая NAMOC ( Пекин), культурный комплекс The Artists 'Garden (Qingdao), 53W53, неофициально известный как Башня MoMA (Нью-Йорк), Европейское патентное ведомство (Рейсвейк), жилые башни Le Nouvel (Куала-Лумпур), Anderson 18 (Сингапур) Ардмор (Сингапур) и Розвуд (Сан-Паулу); офисные башни La Marseillaise (Марсель), Duo (Париж) и HEKLA (Париж); штаб-квартира Tencent (Гуанчжоу), Художественный музей Пудун (Шанхай), отель и жилая башня One Bangkok (Бангкок), а также отель Lux (Чэнду).

Жан Нувель (Jean Nouvel) родился 12 августа 1945 во французской деревне Фюмель. С раннего возраста он был неравнодушен к живописи. Но родители-педагоги желали, чтобы сын занимался более серьезным делом.

Жан Нувель (Jean Nouvel)

Но счастливчиком Жан стал, когда будущий мэтр начал совместную работу с Architecture Studio. Они создали Институт арабского мира в Париже – проект, который для Жана стал прорывом.

Архитектор Жан Нувель

На сегодняшний день мэтр находится в официальных отношениях со своей третьей женой, архитектором Мией Хагг. В первых двух браках у Нувеля родилось трое детей

Проекты Жана Нувеля

Архитектор Жан Нувель занимает место в пятерке мэтров мирового зодчества. В 1994 он основал французское архитектурное бюро Atelier Jean Nouvel.

В 1981 в карьере Нувеля случился переломный период. Он занял первое место на конкурсе и получил разрешение разработать и построить Институт арабского мира.

Институт арабского мира

Работы Жана Нувель

Проект играет роль межкультурного моста между Западом и Востоком. В этом проекте соединились Европа и Азия, а также технологии нынешнего века и черты восточного зодчества. Южный фасад состоит из пластин с колоритным орнаментом. Элементы чувствительны к изменению дневного света и автоматически меняют интенсивность светового потока. Проект дважды отмечен престижными наградами (1987 и 1989).

Фонд Картье

Интерьеры Жана Нувель

Музей художеств стал уникальным явлением в индустрии архитектуры. Конструкция из стекла и стали объединяет наружное и внутреннее пространство. Жан Нувель сотрудничал в этом проекте с мастером вертикальных садов Патриком Бланом.

Вокруг сооружения и внутри были сделаны невероятные живые сады.

Башня АгБар

Знаменитые здания мира Жана Нувель

Достопримечательность Жана Нувеля, башня АгБар – офисная высотка в Барселоне. Небоскреб выглядит как большой фонтан. Пиксилизированная расцветка создает эффект вибрации воды, стекающей по фасаду. Для достижения подобного эффекта 4400 окон покрасили в сорок различных цветов. За Башню архитектор получил Притцкеровскую премию (2008).

Парижская филармония

Jean Nouvel

Парижская филармония открыта в 2015. Эффектность зданию придают криволинейные черты. Сложная и красивая конструкция создает не только визуальную притягательность. Проект должен был обеспечить идеальную акустику внутри здания и изолировать интерьеры от внешних звуков. Регулируемые панели под потолком подстраиваются под каждый концерт.

Дизайн и авторская мебель

Жан Нувель знаменит интерьерами и мебелью. Особую популярность получили гостиничные интерьеры.

The Hotel (Швейцария)

Работы Jean Nouvel

Отель в исторической части Люцерна построен в 1907. В 2005 здание реконструировано в бутик-отель, при этом не нарушена историческая концепция постройки. Каждый номер отличается собственной цветовой гаммой.

Жан акцентировал внимание на линиях. Горизонтальные были выполнены из стали, а вертикальные – из дерева. Потолки украшены фресками, а в номерах установлены проекторы, отображающие кадры фильмов 20-го века.

Sofitel (Австрия)

Отель построен в 2010. На фасад проецируется грандиозная видеоинсталляция. Для интерьера номеров выбраны светлые оттенки, в некоторых номерах класса люкс использован черный цвет.

Портфолио бюро Жана Нувель

Над дизайном мебели работали Нувель и компания Wittman. Здесь все сделано лаконично, просто и с применением строгих линий. Внутри номеров почти нет декоративных элементов. Они не отвлекают гостей от красоты Вены, виды которой просматриваются из больших окон. На последнем этаже сооружения находится ресторан. Для оформления потолка использовали радужную инсталляцию с меняющейся композицией. Внимание клиента привлекает и стильная мебель в теплых тонах.

Награды Нувеля

Jean Nouvel

Заслуги мэтра давно признаны, ему регулярно присуждают разные премии и награды:

Цитаты известного архитектора

Награды Нувеля

Архитектор Jean Nouvel

Жан Нувель всегда говорил, что он старается отыскать и установить на место недостающий элемент мозаики окружающего нас пространства. В этом он видит главную задачу. Архитектор активно использовал необычные фактуры, яркие оттенки.

Архитектор и дизайнер Jean Nouvel

Как Жан Нувель превратил хай-тек в поэзию . Изображение № 2.

У Жана Нувеля только один недостаток: его часто сравнивают с Ле Корбюзье, главным (французским) архитектором всех времен и народов. У Нувеля стильно и гладко выбрита голова, он носит безупречные чёрные пиджаки, спит с блондинкой, которая на четверть века его младше, публикует свою переписку с Бодрийяром и собственные манифесты, в которых поэзию ставит выше архитектуры, — в общем, он выглядит и ведёт себя так, как должен выглядеть великий французский архитектор и европейский интеллектуал, признанный при жизни гением.

По слухам, в быту Нувель — очень простой и скромный человек, а из-за старых долгов всё его имущество ограничено лишь автомобилем Porsche. При этом, несмотря на свои левые взгляды, он является одним из самых дорогих мировых архитекторов: наряду с британцем Норманом Фостером, с конца 1980-х Нувель продаёт хай-тековую архитектуру как роскошь. Нувель является одним из столпов современной глобальной архитектуры и одновременно её главным критиком.

Молодость и поздняя слава

Жан Нувель поздно добился успеха. Он родился в семье учителей на юго-западе Франции летом 1945 года. Родители предполагали, что Нувель станет заниматься математикой, но в школе будущий архитектор быстро приобрёл интерес к живописи и в 21 год переехал в Париж, где работал и учился в Национальной высшей школе изящных искусств. Сразу после завершения обучения он открыл собственное архитектурное бюро и стал главным архитектором Парижской биеннале современного искусства.

Как Жан Нувель превратил хай-тек в поэзию . Изображение № 3.

Национальная высшая школа изящных искусств

Институт Арабского мира в Париже

Как Жан Нувель превратил хай-тек в поэзию . Изображение № 4.

Здание Института Арабского мира

Здание Института на набережной Сены напротив острова Сен-Луи было частью плана обновления Парижа, предложенного французским президентом Франсуа Миттераном. Нувель придумал парадоксальную вещь: его музей — это современное технологичное здание, которое прямо опирается на исторические традиции, не скатываясь при этом в постмодернистскую иронию. Весь южный фасад изнутри закрыт механическими жалюзи, напоминающими арабские орнаменты. В зависимости от освещённости в течение дня эти жалюзи то закрываются, то раскрываются по принципу диафрагмы, создавая игру света внутри здания. Эта абстрактная игра света и есть архитектура в понимании Нувеля; такое решение принесло ему мировую славу в 42 года.

Как Жан Нувель превратил хай-тек в поэзию . Изображение № 5.
Как Жан Нувель превратил хай-тек в поэзию . Изображение № 6.

Здание Института Арабского мира

В отличие от британцев Нормана Фостера и Ричарда Роджерса, которые в это же время запустили глобальную моду на хай-тек, француза в последнюю очередь интересовала именно технологическая сторона архитектуры. При этом Нувель — абсолютный сын нового времени: его проекты были бы невозможны без современных технических решений, но именно высокий современный уровень проектирования и строительства позволяет не отвлекаться на черновые расчёты и придумывать архитектурный аттракцион. Спустя семь лет Нувель покажет это в другом своём проекте — Фонде Картье.

Фонд Картье

Фонд Картье — ещё одно небольшое музейное здание в центре Парижа — совсем не похож на Институт Арабского мира и меньше всего напоминает архитектуру в её привычном понимании. Посреди исторической застройки Нувель разбил сад, отгороженный от окружающего пространства стеклянной витриной во всю высоту улицы. Внутри сада — прозрачная постройка, поверх которой то там, то здесь можно заметить навесные жалюзи.

Как Жан Нувель превратил хай-тек в поэзию . Изображение № 7.

В статике Фонд Картье выглядит странной стеклянной теплицей, в динамике же это одно из самых неуловимых, но эффектных зданий в мире. Предметом архитектуры здесь становится не здание как таковое, а само пространство, дружественное по отношению к посетителю. В 1994 году Нувель создал идеальное здание для современного постиндустриального города: музей современного искусства, в котором собственно современному искусству отведена второстепенная роль. В первую очередь это место общения и отдыха посреди мегаполиса. Архитектура перестаёт доминировать, выдвигая на первый план человека и его эмоции.

Торре Агбар

Похожий на фонтан небоскрёб с хаотично расположенными окнами и пикселизированной расцветкой, выбранной компьютером случайным образом, — не прихоть, а последовательное развитие основанных на непредсказуемости неомодернистских принципов Нувеля. Весь XX век стеклянные высотки были безлики и выбивались из контекста. В ответ Торре Агбар подчёркнуто эфемерно, оно всё время переливается, ускользает от взгляда и не равно самому себе. Это в хорошем смысле безликий небоскрёб — он самобытен, но не старается выделяться среди культурного окружения.

Массовый успех новой постройки стал поводом для присуждения Нувелю Притцкеровской премии — архитектор получит её за свои заслуги в области архитектуры в 2008 году; и тем парадоксальнее, что эта награда, как и первый успех, опоздала почти на десятилетие. Благодаря нескольким небольшим и изысканным проектам Нувель стал архитектурной звездой ещё в 1990-е, и всю последующую десятилетку мог вовсе ничего не строить или заниматься лишь своим хобби — дизайном мебели. Вместо этого он стал мировым брендом и руководителем фабрики по производству чудес, каждый год занимающейся десятками масштабных проектов по всему миру.

Таймлайн

Оканчивает Национальную высшую школу изящных искусств и открывает своё бюро

Жан Нувель

Архитекторы и арх. бюро

Начало карьеры

Жан Нувель родился 12 августа 1945 года в небольшом городе Фюмеле на юге Франции, в семье учителей. Рано обнаружив в себе художественные наклонности, юноша собирался стать живописцем, но по совету родителей выбрал более фундаментальную творческую профессию и поступил на архитектурное отделение Высшей школы изящных искусств в Бордо. Способности молодого человека не остались незамеченными, и в 1966 году он выиграл стипендию на продолжение обучения в Национальной школе изящных искусств в Париже, которую окончил в 1972 году. Параллельно с учебой Жан в 1967-1970 годах работал в бюро Клода Парана и Поля Вирильо. Затем, еще до получения диплома, Нувель открыл свое первое архитектурное бюро.

Первый профессиональный успех

институт арабского мира в Париже

Особенно запоминающимся оказался прием внешнего оформления фасадов здания, которые вызывали ассоциации и с исконными арабскими орнаментами, и с образами современной техногенной инженерии. Кроме выполнения декоративной функции на фасаде облицовочные панели играли роль эффективной солнцезащиты и одновременно украшения интерьера.

В 1987 году по проекту Нувеля возводится еще одно здание, не столь знаменитое, но не менее эффектное.

Реконструкция Национального оперного театра в Лионе

Дальнейшими значимыми работами стали сразу несколько проектов, самый важный из которых — реконструкция Национального оперного театра в Лионе, где Нувель отдал дань уважения господствовавшему в тот момент постмодернизму в архитектуре.

реконструкция Национального оперного театра в Лионе

Он предложил свою версию использования ассоциаций с классикой вместе с применением технологий, необходимых современному оперному театру. Над исторической двухъярусной колоннадой Нувель спроектировал единое многоуровневое пространство под большой аркой, визуально приближающее все здание к облику базилики, интерпретированное в соответствии с нуждами театральной машинерии. Общественные и особенно театрально-концертные здания — вообще одна из любимых типологий Нувеля. Его эффектные проекты концертных залов и музейных комплексов всегда вызывают бурную реакцию публики и дебаты в прессе, но именно эти работы упрочили положение Нувеля как лидера французской архитектуры и прославили его на весь мир.

Торре Агбар

Музей королевы Софии в Мадриде

Одним из любимых приемов формообразования в общественных зданиях у Нувеля является монументальный выносной козырек над лаконичным прямоугольным стеклянным фасадом. Таков и Культурный центр в Люцерне, и Музей королевы Софии в Мадриде, и более поздний концертный зал в Копенгагене.

В Музее королевы Софии огромную роль играет контраст насыщенного красного цвета вертикальных стен и темной кровли с выносом, а в копенгагенской постройке воздействие образа строится на контрасте формы простого внешнего объема и причудливо сложного пространства главного концертного зала.

Новые жилые дома, офисы и общественный центр вдоль разрушенной Берлинской стены формировались в районе Потсдамской площади. Поддержание исторического наследия и ревитализация прилегающих кварталов Старого города проходила от Бранденбургских ворот вдоль знаменитого променада Унтер-ден-Линден, в районе улиц Фридрихштрассе и кварталов Хакешемаркт.

Поскольку градостроительный регламент Берлина содержал жесткие ограничения по размеру участков и общей высоте здания, то фасад универмага Нувель спроектировал в лаконичных обтекаемых формах, смягчив излишнюю упорядоченность привычных берлинских кварталов более плавными очертаниями стен.

Главная интрига нового здания разворачивалась внутри, когда посетитель попадал в центральный атриум. Это парадное пространство эффектно освещалось фонарями верхнего света в виде перевернутых конусов, вокруг которых живописно разбегались черно-белые многоярусные лестницы и эскалаторы. По сравнению со спокойными линиями остекления внешних стен внутреннее убранство галереи создавало эффект динамичного разнообразия цвета и фактуры отделочных материалов, насыщенного игрой света.

Работы Жана Нувеля в Люцерне

Работы Нувеля в красивейшем и очень традиционном швейцарском городе Люцерне были неоднозначно восприняты публикой из-за своего чрезмерного контраста с окружением. Над местным Культурно-общественным центром архитектор трудился несколько лет: проектирование началось в 1993 году, а строительство завершилось только в 1999-м. По своему художественному решению здание близко к эстетике раннего модернизма, в нем есть множество визуальных отсылок к работам Миса ван дер Роэ и прочих великих новаторов предшествующего поколения.

В том же году Нувель построил в Люцерне еще и эксклюзивный бутик-отель, где впервые применил в своем творчестве метод цветных проекций на остекленные плоскости фасадов. Согласно замыслу автора спроецированные изображения выполняют функцию, аналогичную функции расписных плафонов архитектуры барокко: вносят цветовые акценты и придают динамику композиции, делают разнообразным ритм основного конструктивного решения здания. И если общественный центр получил определенное признание благодаря сильным контрастам формы кровли и самого объема постройки, гармонично увязанного с отражениями в водной глади фонтана на площади вокруг здания, то отель стал местом, где Нувель опробовал прием организации цветного акцента под выносами консолей, что впоследствии неоднократно использовал, особенно при оформлении отелей.

Расцвет творческой формы

Высотные здания Жана Нувеля

Доха-тауэр в Катаре

Забота о сохранении культуры развивающихся стран, актуальная для современной политической ситуации во Франции, а также общей хрупкости природного и культурного равновесия на всей планете стала для Нувеля эдной из длительных тем к размышлению. После успеха Института арабского мира и павильонов на Экспо-2000 в Ганновере и биеннале в Венеции Нувель продолжил тему в проекте Музея искусств цивилизаций Азии, Африки, Океании и Австралии, который был открыт во французской столице на набережной Бранли в 2006 году. Облицовка из панелей с живой растительностью, перпендикулярной к плоскостям стен, воспринимается как новое понимание роли природы в эстетике рукотворного и сугубо каменного традиционного Парижа.

Нувель — экспериментатор, который часто объединяет обыденное и непривычное в самых причудливых сочетаниях. Например, в проекте башни для порта Виго он соединил образ монолита из природного камня (темного гранита) и нерегулярность подчеркнуто рукотворных геометрических прямоугольных окон неомодернистской архитектуры. В высотном жилом комплексе в Сиднее объединились стекло и живая зелень, растущая в стороны, как разноцветный мохнатый ковер, на фасадных панелях. В бельгийском Шарлеруа Нувель спроектировал комплекс, совместивший совершенно разные, невозможно далекие друг от друга функции: в одном здании здесь располагаются центр балета и отделение полиции.

Работы Нувеля на Ближнем Востоке

Продолжением музейной темы в творчестве Нувеля для стран арабского мира стал масштабный проект музейного комплекса Лувр в Абу-Даби, где мастер художественно осмыслил не только формы и конструкции собственно здания, но и все внутреннее убранство, включая дизайн мебели.

проект музейного комплекса Лувр в Абу-Даби

По признанию самого мастера, возведение зданий в местах, практически лишенных исторического архитектурного контекста, позволяет реализовывать идеи, совершенные в своей чистоте и ясности, что гораздо сложнее осуществить в многослойной городской среде с постройками разных эпох. В случае с небоскребом в столице Катара Дохе Нувелю удалось воплотить необходимые культурные ассоциации и отсылки в исключительно современном и технологичном здании.

В этом небоскребе он развил тему ограждающих фотоэлементов на фасаде, аналогичную разработанной ранее для облицовки Института арабского мира в Париже. Эти затейливые повторяющиеся геометрические элементы фасадов создают эффект богатого орнаментального решения, присущего традиционной исламской культуре, одновременно являюсь эффективной солнцезащитой. Изящество сочетания эстетических ассоциаций и функционального решения позволило офисной башне в Дохе затмить все прочие многочисленные небоскребы региона и получить титул лучшего высотного здания 2014 года.

Жан Нувель — один из самых титулованных архитекторов своего поколения.

Личная жизнь французского архитектурного гения современности не выносится на всеобщее обозрение. Известно только, что в процессе формирования творческого взгляда на жизнь Нувель был трижды женат. Его третья жена — шведский архитектор Миа Хагг. У него также есть два взрослых сына от первого брака и дочь от второго.

Хотя родители Нувеля были учителями по профессии, но сам он не верит в то, что кого-то можно чему-то научить, поэтому редко читает лекции, не публикует теоретические манифесты и не преподает в вузах. Единственная изданная книга его размышлений о профессии и философии творчества вызвала неоднозначную реакцию, и мастер решил впредь сконцентрироваться на архитектурной практике, а теоретические рассуждения оставить другим.

Читайте также: