Жан батист люлли биография кратко самое важное

Обновлено: 05.07.2024

Во Флорентийском трактире 14- летний сын мельника устраивал представления: играя на гитаре, кривлялся и копировал мертвецки пьяного чиновника. Он и не подозревал, что среди покатывающихся со смеху зрителей был и влиятельный французский герцог. Де Гиз оценил мастерство юного итальянца и уже через несколько часов он присоединился к его свите . Герцог пообещал устроить Джованни репетитором итальянского языка к кузине самого короля, герцогине де Монпансье . Оказавшись в Париже, Джованни решил, что с её связями сможет пробиться ко двору, но нет. Богатая дама оказалась замешана в заговоре , и теперь должна была убираться из Парижа со всей своей свитой. Конечно, он был ей многим обязан : освоил все инструменты и научился отлично танцевать, только вот развлекать опальных аристократов в его планы не входило.

Поначалу Джованни думал, что Людовик для благодетеля слишком молод, но мнение пришлось изменить на ходу, вернее в танце. В спектакле "Королевский балет ночи" вместе с ним танцевал и Людовик, находясь на одной сцене , он разглядел в самовлюблённом 15- летнем юноше сильного монарха. После смерти кардинала Мазарини 23 летний Людовик взял власть в свои руки . Францию лихорадило от религиозных войн, и чтобы уберечь страну от внешних врагов и внутренних потрясений, необходимо было поднять авторитет короля и престиж страны. Юный монарх собрал специалистов во всех областях, в этой команде оказался и Жан -Батист . Людовик добивался чтобы Франция не уступала никому и ни в чём, даже в итальянском пении, однако Люлли убедил короля , что опера на французском не возможна. Людовик оставил идею и занялся перестройкой окружённого болотами Версаля. Но Люлли не мог допустить чтобы дворец затмил его музыку. Он усилил оркестр, добавил трубы, которыми до этого разве что пугали дам на военных смотрах. Люлли не терпел отсебятины : если певец неправильно произносил слово - напевал похожее, но не цензурное, а если ошибались танцоры - утрировал жест, делая его непристойным . Его стараниями танец перестал быть набором поз - движение наполнилось смыслом, а оркестр стал передавать эмоции.

Жан - Батист нажил себе много врагов, от пристальных взглядов ничего не скроешь. При дворе прошли слухи - Люлли предпочитает женскую красоту мужской. Композитором заинтересовалась инквизиция . Тогда его спас король - он велел немедленно жениться . Приказ короля -закон, но Люлли и здесь не прогадал : хорошенькая Мадлен Ламберт любила его и принесла мужу богатое приданое .

В театре Пале - Рояле, вместе с другом Мольером они ставили оперы одну за другой. Особенно запомнилась комедия " Мещанин во дворянстве" . Мольер в роли недалекого Журдена и Люлли в роли муфтия заставили зал задыхаться от хохота . Король был в восторге и надеялся , что союз этих авторов будет продолжительным. Но очень скоро Люлли разрушил эту идиллию, потому как в достижении своих целей забывал обо всём. Неожиданно вышла в свет опера на французском языке и затмила "Мещанина". Мольер убеждал его тоже написать оперу на французском и показать её королю, но теперь сотрудничество Батист в расчёт не брал. Люлли разыграл всё, как по нотам , не смотря на сумасшедший успех "Помоне ", у авторов начались проблемы. Партнёры, которые дали деньги на постановку, оказались жуликами, и Перрен остался не только без гроша, но и угодил в тюрьму. Люлли явился к нему в камеру, убедил уступить патент, а взамен пообещал вытащить из тюрьмы и выплатить долги. В результате Батист выиграл, остальные же остались " с носом".

Благодаря Люлли, Король Cолнце забыл о Мольере и тот умер практически в изгнании. Его знаменитый театр Пале -Рояль перешел к Люлли в безвозмездное пользование. Ничего личного - просто искусство.

Теперь осталось написать оперу, и это было самым трудным, ведь французский язык для оперы не годиться . Он сделал по- своему: на первом месте теперь мелодия и танцевальные ритмы. Но самое главное, актёры снимут маски и на сцену выйдут женщины.

В 1683 году в недостроенном Версале Люлли показывал свою оперу "Фаэтон" . Он оказался на вершине славы, как и его герой летел на колеснице славы и не предчувствовал скорой гибели. Уже который день он пытался добиться аудиенции у короля, но каждый раз ему сообщали, что Его Величество принять не могут. У короля были причины не желать этой встречи : все эти годы Людовик ставил на место всех, кто отзывался о Люлли дурно. Когда - то он поручился перед двором, а Батист вновь позволил себе встречи с мужчинами. Создатели Версаля победили, Людовик переселился во дворец и на спектакли больше не появлялся . Почти год придворный композитор ждал ответа от короля и дождался: его попросили написать гимн по случаю выздоровления Его Величества.

Жан - Батист взялся за работу и работал над заказом круглые сутки. Во время репетиции Люлли проткнул ногу острым наконечником трости - баттуты. Врачи советовали ампутировать её сразу, но он отказался. Жан Батист умер от гангрены в 1687 году.

Французский музыкант. Композитор. Скрипач. Дирижер и педагог итальянского происхождения. Создатель французской национальной оперы. Являлся крупнейшей фигурой музыкальной жизни Франции при правлении короля Людовика XIV. Оперы Люлли пользовались большой славой во Франции и Европе и продержались на сцене около 100 лет.

Жан Батист Люлли скончался 22 марта 1687 года в Париже. Причиной смерти стало заражение крови, полученное во время дирижирования, когда Люлли поранил ногу наконечником трости-баттуты, которой в то время отбивали такт. Рана развилась в нарыв и перешла в гангрену.

Произведения

Жан Батист Люлли

Жан Батист Люлли

Жан-Батист Люлли родился в 1632 году во Флоренции и едва умел петь и играть на гитаре, когда 13-ти-летним мальчиком приехал во Францию с кавалером де Гизом. Единственным учителем Люлли был неизвестный флорентийский монах.

Люлли поспешно учился композиции и игре на клавесине у блестящих музыкантов – среди них были Робердэ и Жиго. И наконец, последовал долгожданный указ: отныне Люлли – суперинтендант Оперы.

Люлли быстро навёл среди музыкантов железный порядок.

Обладая незаурядным умом, сильной волей, организаторским талантом и честолюбием, Люлли, с одной стороны, находился в зависимости от королевской власти, с другой же — сам оказывал большое влияние на музыкальную жизнь не только Версаля, Парижа, но и всей Франции.

Как исполнитель, Люлли стал основателем французской скрипичной и дирижерской школы. О его игре сохранились восторженные отзывы нескольких выдающихся современников. Его исполнение отличалось легкостью, изяществом и в то же время чрезвычайно четким, энергичным ритмом, которого он придерживался неизменно при интерпретации произведений самого различного эмоционального строя и фактуры.

Опера Люлли возникла под влиянием классицистского театра XVII века, связана была с ним теснейшими узами, усвоила во многом его стиль и драматургию. Это было большое этическое искусство героического плана, искусство больших страстей, трагических конфликтов.

Влияние Люлли на дальнейшее развитие французской оперы было очень велико. Он не только стал ее основоположником — он создал национальную школу и в духе ее традиций воспитал многочисленных учеников.

Жан-Бати́ст Люлли́ (фр. Jean-Baptiste Lully [ʒɑ̃ baˈtist lyˈli]; 28 ноября 1632 года, Флоренция — 22 марта 1687 года, Париж) — французский композитор, скрипач, дирижёр. По происхождению итальянец (имя при рождении — Джова́нни Батти́ста Лу́лли, итал. Giovanni Battista Lulli). Люлли вошёл в историю музыки как создатель французской национальной оперы, один из ведущих представителей музыкальной культуры французского барокко.

Биография

Родился в семье флорентийского мельника Лоренцо ди Мальдо Лулли (итал. Lulli) и его жены Катерины дель Серо. Рано научился играть на гитаре и скрипке, разыгрывал комические интермедии, превосходно танцевал. Первые уроки музыки получил у францисканского монаха. Во Францию Люлли приехал в марте 1646 года в свите герцога де Гиза в качестве слуги королевской племянницы, мадемуазель де Монпансье, которая практиковалась с ним в итальянском. Он быстро завоевал доверие хозяев и был приставлен к де Монпансье пажом.

Церковь святой Луции во Флоренции, где был крещён Люлли

8 января 1687 года, дирижируя своим произведением Te Deum по случаю выздоровления короля, Люлли поранил ногу наконечником трости-баттуты, которой в то время отбивали такт. Рана развилась в нарыв и перешла в гангрену. 22 марта 1687 года композитор скончался.

Творчество


Жан-Батист Люлли, Жан-Батист Мольер — Блистательные любовники. Балет-комедия.

Семья

Сыновья композитора, Луи (1664—1734) и Жан-Луи (1667—1688) также были музыкантами и сочинителями опер.

В кинематографе

Читайте также: