Кинесика в деловом общении кратко

Обновлено: 30.06.2024

Кинесика. Первоначальную роль в передаче информации играет мимика. Исследования показали, что при неподвижном лице говорящего теряется до 10-15% информации.

С позой тесно связаны жесты — разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон.

Во всех культурах есть сходные жесты:

а) коммуникативные — жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запретов, удовлетворительные, отрицательные, вопросительные и т.д.

б) модальные — выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности).

Показатели интенсивности жестикуляции (сила и частота) также определяются культурными нормами. Согласно усредненным данным, на протяжении часового разговора финн прибегает к жестикуляции один раз, итальянец — 80, француз — 120, а мексиканец — 180 раз.

У представителей одной культуры также наблюдаются различные показатели интенсивности жестикуляции вследствие индивидуальных различий. Чрезмерное жестикулирование отмечается у человека, например, при ослаблении или отсутствии обратной связи со стороны партнера по общению; может быть также выражением беспокойства, неуверенности человека; в ситуации переговоров, сопровождающихся сильными эмоциями, более интенсивно жестикулируют те, кто претендует на лидерство.Таким образом, жесты свидетельствуют об интенсивности переживаний, о качестве и направленности отношений, о культурной и групповой принадлежности. Жесты, как и мимика, могут нести самостоятельную информацию о человеке независимо от его речи.

Такесика — специальная область психологии невербального поведения, занимающаяся изучением жестов-прикосновений. Несмотря на то что тактильно-кинестетическая система дает менее точную, чем зрение, информацию о другом человеке, в ряде случаев возможен ее приоритет в организации процесса общения.

Такесика базируется на двух основных элементах — физическом контакте и расположении тела в пространстве. Физический контакт в виде прикосновений, поглаживаний, поцелуев, похлопываний является важным средством взаимодействия между людьми. Через прикосновения человек выражает самые сильные чувства — любовь и ненависть. Физическое уничтожение человека происходит чаще всего с помощью таких физических контактов, как побои, и психологическое унижение личности также связано с ними (пощечина) Рукопожатие — одно из самых распространенных прикосновений, принятых в различных культурах. Выделяют следующие виды рукопожатий:

В деловой коммуникации следует учитывать разницу во взглядах на рукопожатие у представителей разных культур, поскольку незнание культурной традиции может привести к затруднению в общении. Рукопожатия как знак приветствия более приняты у русских, чем у англичан или американцев. Западноевропейские и американские предприниматели не любят вялых рукопожатий, так как ценят атлетизм и энергичность. Тем не менее у американцев не приняты рукопожатия, если между людьми существует интенсивный контакт, что совершенно не совпадает с этикетом рукопожатий у русских.В ряде стран Восточной и Южной Азии существуют запреты на прикосновение партнеров друг к другу во время беседы. Например, японцы считают, что касаться собеседника может человек лишь при полной потере самоконтроля либо для выражения своего недружелюбия и агрессивных намерений. В то же время арабы, латиноамериканцы часто касаются друг друга в процессе диалога.

Проксемика (от англ. proximity — близость) Антрополог Эдвард Холл в 1950-х годах. К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними.

Холл выделяет четыре межсубъектные зоны:

  • интимная (0-0,5м)
  • персональная (личностная) (0,5м-1,2м)
  • социальная (1,2м-3,65м)
  • общественная (3,65м и более)

Размер личностного пространства, вторже­ние в которые других людей нами допускается, как показали исследования Холла, культурно детерминированы (для людей различных культур (национальностей) различаются). Восточные культуры допускают меньшее расстояние при общении, нежели западные.

Очень большое значение в этикете имеет взаимное расположение собеседников в пространстве. Каждый слышал о личном пространстве, что оно зависит от многих факторов: не только от личности и национальной принадлежности, но и от района проживания. Скажем, у сельских жителей оно гораздо больше, чем у горожан. Необходимо знать, какое место в доме или за столом считается почетным (хозяина в лице главы семейства), какие позы допустимы в той или иной ситуации..

такие проксемические компоненты невербальной системы, как ориентация и угол общения. Ориентация выражается в повороте тела и носка ноги в направлении партнера или в сторону от него, что сигнализирует о желании общаться.

Правильное распределение участников за столом является средством их эффективного взаимодействия. Различные оттенки отношения людей могут выражаться через то, какое место они занимают за столом.

Угловое расположение характерно для людей, занятых дружеской, непринужденной беседой. Эта позиция способствует постоянному контакту глаз и предоставляет простор для жестикуляции. Позиция делового взаимодействия – одна из самых удачных стратегических позиций для предъявления, обсуждения и выработки общих решений.

Положение друг против друга может вызвать оборонительное отношение и атмосферу соперничества. Она может привести к тому, что каждая сторона будет придерживаться своей точки зрения, потому что стол становится барьером между ними.

Независимую позицию занимают люди, не желающие взаимодействовать друг с другом. Она свидетельствует об отсутствии заинтересованности. Это положение можно расценивать и как враждебное. Этого положения следует избегать в случае, когда требуется откровенная беседа.

Немаловажна также форма стола, за которым руководитель общается с подчиненными. Квадратные столы хороши для проведения короткой деловой беседы. Отношения сотрудничества установятся, скорее всего, с человеком, который сидит рядом. Причем больше понимания будет исходить от сидящего справа. Наибольшее сопротивление будет оказывать тот, кто сидит напротив.Круглый стол использовал еще король Артур для того, чтобы предоставлять всем рыцарям равное количество власти и равное положение. Круглый стол создает атмосферу неофициальности и непринужденности, и является наилучшим средством проведения беседы людей одинакового социального статуса, потому что каждому за столом выделяется одинаковое пространство

Кинесика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций: мимику, жесты, пантомимику (позы, осан­ку, поклоны, походку). Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульса­ми нашего подсознания. Отсутствие возможности подде­лать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.

Мимика — это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние, способное предо­ставить истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% инфор­мации о том, что переживает человек. К примеру, взгляд может быть:

• деловым, когда он фиксируется в районе лба собе­седника, это предполагает создание серьезной ат­мосферы делового партнерства;

• светским, когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника отношении к собеседнику. Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок — эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страда­ние, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счас­тье, интерес, печаль и т. п. Главной характеристикой ми­мики является ее целостность и динамичность. Это означа­ет, что в мимическом выражении шести основных эмоцио­нальных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и отвращения) все движения мышц лица скоор­динированы.

Легче всего распознаются положительные эмоции (ра­дость, любовь, удивление), труднее воспринимаются от­рицательные (печаль, гнев, отвращение). Основную по­знавательную нагрузку в распознавании истинных чувств человека несут брови и губы. Так, испытуемым предъявля­лись рисунки лиц, где варьировались только положение бровей и губ. Согласованность оценок испытуемых была очень велика — опознание эмоций было почти стопроцентным.

Научно доказано, что левая сторона лица гораздо чаще выдает эмоции человека: это вызвано тем, что правое полушарие, контролирующее эмоциональную жизнь че­ловека отвечает за левую сторону лица. Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обе­их половинах лица, а отрицательные — ярче выражена на левой.

С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. При посто­янном освещении зрачки могут расширяться или сужаться в зависимости от настроения. Если человек возбужден или заинтересован чем-то или находится в приподнятом на­строении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное на­строение заставляет зрачки сужаться.

2. Жесты-регуляторы. Они выражают отношение го­ворящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивки, на­правление взгляда, целенаправленные движения руками.

4. Жесты-адапторы. Это специфические привычки че­ловека, связанные с движениями рук. Ими бывают: поче­сывания, подергивания отдельных частей тела; прикаса­ния, пошлепывания партнера; поглаживание, перебира-ние отдельных предметов, находящихся под рукой (каран­даша, пуговицы и т. п.).

5. Жесты-аффекторы. Они выражают движениями тела и мышц лица определенные эмоции.

6. Микрожесты: движения глаз, покраснение щек, уве­личенное количество морганий в минуту, подергивания губ и прочее.

Конкретный смысл отдельных жестов различен в раз­ных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:

• коммуникативные (жесты приветствия, прощания, при­влечения внимания, запретов, удовлетворительные, отрицательные, вопросительные и т. д.);

• модальные, т. е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения неудовлетворения, доверия и не­доверия, растерянности и т. п.);

• описательные жесты, имеющие смысл только в кон­тексте речевого высказывания.

Практика показывает, когда люди хотят показать свои чувства, они прибегают к жестикуляции. Вот почему чело­веку следует научиться понимать ложные, притворные жесты. Особенность их заключается в следующем: они пре­увеличивают слабые волнения (демонстрация усиления движений руками и корпуса); подавляют сильные (благо­даря ограничению таких движений); эти ложные движе­ния, как правило, начинаются с конечностей, и лишь по­том вступают мышцы лица.

Жесты могут подразделяться на следующие виды (Дж. Ниренберг, Г. Калеро, 1990):

жесты оценки — почесывание подбородка; вытяги­вание указательного пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание и другие;

жесты уверенности — соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле;

жесты нервозности и неуверенности — перепле­тенные пальцы рук; пощипывание ладони; постуки­вание по столу пальцами; трогание спинки стула перед тем, как на него сесть и другие;

жесты самоконтроля — руки заведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидя­щего на стуле и вцепившегося руками в подлокот­ник, и другие;

жесты ожидания — потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;

жесты отрицания — сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; до-трагивание до кончика носа и другие;

жесты расположения — прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и другие;

жесты доминирования — жесты, связанные с вы­ставлением больших пальцев напоказ, резкие взма­хи сверху вниз и другие;

Позой называется положение человеческого тела, ти­пичное для данной культуры. Выделяются:

Если человек заинтересован в общении, он будет ори­ентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад .

17. Основные закономерности проксемики

Выделяются четыре основные дистанции, которыми руководствуется большинство людей во время общения: интимная, личная, социальная и публичная.

Интимная дистанция может быть ближней, выража­ясь прикосновением, и дальней — на расстоянии от 15 до 50 см. Ближняя интимная дистанция в деловой жизни пред­полагается во время рукопожатий, приветствий и проща­ний. Во всех остальных случаях устанавливается дальняя дистанция — 50 см.

Личная дистанция — это деловое общение на рассто­янии от 60 см до 1,2 м, к которому прибегают во время ведения бесед, переговоров, подписания контрактов. Та­кое расстояние ни к чему не обязывает и вместе с тем располагает к продолжению контакта.

Социальная дистанция — от 1,2 до 2,5 м — устанавли­вается в случаях, когда общение происходит с незнакомым человеком. На таком расстоянии директор принимает сек­ретаря, других служащих, подчеркивая строго деловое общение. Подобная дистанция удобна, когда длительное общение нежелательно: можно отвести от собеседника взгляд, и на таком расстоянии это будет означать прекра­щение разговора.

Публичная дистанция предполагает расстояние от 3,5 до 7,5 м. Она идеально подходит для выступлений на со­вещаниях, семинарах. Публичная дистанция — это рас­стояние от сцены до публики, характерное для театра; от трибуны до участников совещаний, собраний.

Общаясь с иностранными деловыми партнерами необхо­димо помнить, что представители разных национальных культур по-разному относятся к дистанции. Англичане, американцы, скандинавы не терпят близких дистанций, рассматривая их как покушение на свое личное простран­ство. Японцы воспринимают прикосновение к себе как по­терю самоконтроля со стороны собеседника или агрессив­ность, к ним не следует приближаться менее чем на 1 метр. Французы легко переходят на близкую дистанцию, если вы их заинтересуете профессиональным разговором. Арабы очень близко держатся к собеседнику — им необхо­димо слышать его дыхание во время общения.

Проксемическое поведение включает не только дис­танцию, но и взаимную ориентацию людей в пространстве. Друзья — рядом, участники деловой беседы — через угол стола, конкуренты — через стол.

кинесика

Кинесика изучает невербальную коммуникацию между людьми: как жесты, позы, мимика, тембр голоса выражают наши истинные мысли и намерения, даже если мы хотим их скрыть. Кинесика — это в психологии отдельная дисциплина, посвященная изучению языка невербальной коммуникации. В бизнесе чаще используется определение: кинесика — это язык невербальной коммуникации.

Помимо кинесики важно учитывать другие измерения невербального общения, к ним относят такие компоненты невербального общения, как:

  • Проксемика — изучает, как люди выражают свое отношение с помощью пространственного компонента, например, как они выбирают дистанцию при разговоре с собеседником.
  • Просодика — изучает звуковое оформление речи: как мы выделяем слова с помощью интонации, делаем паузы и так далее.
  • Такесика — изучает тактильный элемент общения, например прикосновения.

Значение невербального компонента в нашем повседневном опыте сложно переоценить: мы бессознательно считываем и анализируем огромный объем невербальных сигналов от собеседников. В деловом общении значение невербальные сигналы помогают установить с бизнес-партнером более плотный контакт, догадаться о его истинных намерениях.

Кинесика и деловой этикет

кинесика и деловой этикет

В деловом общении многие фразы, жесты и даже дистанция между собеседниками заданы культурным кодом. В разных культурах они могут сильно отличаться: например, в США деловые партнеры всегда жмут друг другу руки, а в Японии кланяются друг другу.

Кинесика включает множество компонентов. Для делового общения первым компонентом, на который стоит обратить внимание, будет взгляд. В первую очередь необходимо проанализировать, стремится ли партнер установить визуальный контакт: если партнер стремится установить его, то это свидетельствует об интересе к теме разговора. Но если бизнес-партнер избегает встречаться с вами взглядом, это может говорить не об отсутствии интереса, а о банальной усталости.

  • открытость-закрытость. Человек в закрытой позе пытается с помощью жестов будто отгородиться от собеседника: скрещивает руки и ноги, отклоняется в сторону, старается поставить между собой и собеседником какой-то предмет, если переговоры проходят за столом;
  • зависимость-доминирование. Человек, который выражает зависимость, обычно смотрит снизу вверх, опускает голову. Тот, кто стремится к доминированию, ведет себя противоположным образом: старается смотреть на собеседника сверху вниз, покровительственно похлопывает его по руке или по плечу;
  • гармония-противостояние. Если человек настроен на противостояние, он непроизвольно принимает агрессивную позу, сжимает руки в кулаки, упирает руки в бока.

Обучение по теме

Мастер общения: Руководство по воздействию на людей

Мастер общения: Руководство по воздействию на людей

Создание персональной стратегии развития с приемами тренировки харизмы, невербального влияния, активного слушания


3. Каковы основные требования, предъявляемые к деловому спору?

4. Может ли спор быть конструктивным?

5. Что понимается под предметом спора?

6. От чего зависит эффективность спора?

7. Какие приемы аргументации можно использовать в спорных ситуациях?

8. Какие приемы спора считаются некорректными?

Глава 8. Кинесика

8.1. Кинесика и деловой этикет

В деловом общении большое значение имеет то, как держат себя люди. В процессе взаимодействия людей от 60 до 80 % информации передается с помощью невербальных средств: осанки, позы, мимики, жестов человека.

Кинесика (от греч. kinesis – движение) – совокупность телодвижений (жестов, мимики), применяемых в процессе человеческого общения (за исключением движений речевого аппарата). К области кинесики относится изучение собеседника (партнера по общению) по его жестам, мимике и позам.

Особенность невербального языка связана с тем, что его проявление обусловлено импульсами подсознания. Из-за невозможности подделать эти импульсы этому языку доверяют больше, чем обычному, вербальному, каналу общения.

Осанка человека выступает убедительным информационным источником. Хорошая осанка – это естественная линия головы и позвоночника, раскованное, а не зажатое тело. Такая осанка ассоциируется с уверенностью и оптимизмом, а также внутренней силой и достоинством. Плохая же осанка воспринимается как проявление неуверенности, а очень часто – зависимости и подчиненности. В формировании впечатления от осанки большую роль играют плечи. Часто в деловых костюмах используют накладные плечи, которые придают человеку более уверенный вид.

Общий облик человека определяют и походка, и положение головы, рук, поза.

По жестикуляции, мимике, позам людей можно определить, насколько они искренни или лживы, относятся к другим дружественно или враждебно.

Поза во время переговоров может повлиять на их исход:

♦ положение рук во многом определяет общий облик человека, поэтому не следует размахивать руками, суетливо поправлять что-нибудь в своей одежде или прическе, тем самым, выдавая свою неуверенность, часто задирать рукав, чтобы посмотреть на часы. Не следует также сидеть, подперев кулаком голову, облокотившись локтями о колени или о стол или положив руки на расставленные колени;

♦ поза, характеризующая закрытость в общении и агрессивность: насупленные брови, чуть наклоненная вперед голова, широко расставленные на столе локти, сжатые в кулаки или сцепленные пальцы – тот, кто сидит свободно и занимает большее пространство, наверняка доминирует в общении, а сидящий на краешке стула с поджатыми ногами находится в подчиненном положении;

♦ позы, свидетельствующие о стремлении к доминированию: обе руки на бедрах, ноги чуть расставлены, голова приподнята, руки перекрещены у талии. Напротив, при желании подчеркнуть согласие с партнером можно наблюдать своеобразное копирование его жестов; при деловых контактах не следует надевать очки с затемненными стеклами. Партнер в таком случае может чувствовать себя неловко, поскольку значительная доля информации оказывается ему недоступной, и благоприятная атмосфера общения может быть нарушена.

Поза – это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Тело человека способно принять около 1000 устойчивых положений. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие – закрепляются.

Есть ясно читаемые позы раздумья (поза мыслителя), позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к виску). Человек, желающий заявить о себе, занимает прямостоящую позу, иногда он упирается руками в бедра. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц: лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные.

Язык мимики и жестов также способствует более точному определению позиции собеседника, позволяет понимать какое впечатление произвело на него услышанное, еще до того, как он выскажется по тому или иному поводу.

Особая роль в передаче информации отводится мимике – движениям мышц лица. В практике делового взаимодействия именно на лицо человека сразу обращают внимание. В специальной литературе встречается более 20 тыс. описаний выражения лица. Для их классификации предложена специальная методика. Согласно этой методике лицо делится на три зоны горизонтальными линиями – глаза и лоб, нос и область рта и подбородок и выделяются шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических реакций: радость, гнев, удивление, отвращение, страх и грусть (см. рис. 3).

Рис. 3. Примерные коды эмоциональных состояний человека, выражаемых мимикой

Фиксация эмоции на той или иной зоне позволяет регистрировать мимические движения. Мимические реакции являются наиболее выразительными.

Основную информационную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы).

То, насколько выразительно лицо человека (насколько он использует мимику), зависит от его личности, культуры, пола: если человек не склонен к экспрессивному выражению чувств, то его лицо не будет подвижным; некоторые народы почти не проявляют эмоций, и по большей части лица их неподвижны; женщины более экспрессивны, чем мужчины.

Выражение лица, зависящее от общего состояния человека, мгновенно будет соответствующим образом восприниматься другими.

Иногда, пытаясь отстоять свою автономность и обособленность, человек принимает непроницаемое выражение лица. Это устанавливает определенную дистанцию между ним и другими; дает возможность ему чувствовать свою значительность; позволяет ему думать, что не смогут прочитать его мысли.

Улыбка придает лицу дружелюбное, радостное выражение. Улыбающийся человек чувствует себя лучше и увереннее. Улыбка обладает очень ценным качеством располагать к себе людей. Человека с улыбкой на лице всегда хорошо принимают. Улыбка уменьшает сопротивление возражения в споре, разговоре. Неулыбчивость воспринимается либо как свидетельство недоброжелательного отношения, либо как следствие плохого воспитания. В некоторых странах принято улыбаться в любой ситуации (например, в Японии).

Жесты (разнообразные движения руками, головой) передают информацию весьма точно. Человек контролирует свои жесты и позы значительно меньше, чем слова, и поэтому они могут рассказать о нем больше, чем высказывания. Невольная гримаса брезгливости, поданная с опозданием рука, нежелание смотреть в глаза – все это говорит значительно больше, чем заверения в дружбе или желании сотрудничать.

Существуют различные классификации жестов.

Жесты подразделяют на:

♦ коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты);

♦ жесты, выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия и т. п.);

♦ описательные жесты (имеют смысл в контексте речи).

Классификация, связанная с тональностью общения, разделяет жесты на следующие группы:

♦ возвышенная тональность характеризуется торжественностью и выражается в жестах, к которым прибегают в особых случаях (например, возложение руки на Библию или Конституцию во время инаугурации);

♦ нейтральная тональность присуща жестам, связанным с выполнением профессиональной роли регулировщика уличного движения;

♦ жесты нейтрально-обиходной тональности применяются обычно для установления контакта (например, жест готовности отвечать у школьника);

♦ фамильярную тональность имеет большинство жестов, используемых в непринужденной обстановке, (например, похлопывание собеседника по плечу или спине);

♦ не санкционированные обществом жесты вульгарной тональности воспринимаются как грубость и не допускаются в приличном обществе.

В зависимости от назначения выделяют четыре типа жестов:

♦ жесты-регуляторы, играющие важную роль в начале и в конце беседы. Один из таких жестов – рукопожатие, причем короткое и вялое рукопожатие и сухие руки могут свидетельствовать о безразличии; влажные руки говорят о сильном волнении; слишком долгое рукопожатие вызывает смущение;

Помимо всех перечисленных жестов, существуют и другие, которые не менее красноречиво передают то или иное внутреннее состояние собеседников. Поэтому при общении важно соблюдать меру в жестикуляции, пользоваться именно теми средствами, которые допустимы в данной ситуации, в общении с конкретным человеком.

Дистанция между партнерами при общении имеет большое значение. Выделяют:

♦ интимную дистанцию, она может быть ближней, выражаясь в прикосновении, например во время рукопожатия, приветствия, прощания, и дальней – на расстоянии 15–50 см;

♦ личную дистанцию деловых бесед, переговоров определяется расстоянием от 0,6 до 1,2 м. Такое расстояние ни к чему не обязывает и вместе с тем располагает к продолжению контакта;

♦ социальную дистанцию – от 1,2 до 2,5 м – устанавливается при общении с незнакомым человеком; подобная дистанция удобна, когда длительное общение нежелательно;

♦ публичную дистанцию от 3,5 до 7,5 м, которая идеально подходит для выступления на совещаниях, семинарах.

При общении с деловыми иностранными партнерами необходимо помнить, что представители разных национальных культур по-разному относятся к дистанции. Так, у североамериканцев интимная зона больше, чем у латиноамериканцев или японцев. Близкую дистанцию плохо переносят интроверты.

Проблемы пространственной организации общения, взаимной ориентации людей в пространстве исследует проксемика (от англ, proximiti – близость).

8.2. Кинесика и этикет в ситуации знакомства

Умение произвести первое впечатление – большое искусство, которому нужно учиться каждый день.

В практике приветствия партнеров помимо словесных форм активно используется невербальные средства – рукопожатия, поцелуи, поклоны.

Этикет предписывает следующий порядок приветствий. Первыми приветствуют: младший по возрасту – старшего, подчиненный – начальника, мужчина – женщину, член делегации – руководителя своей и иностранной делегации.

Первым здоровается всякий входящий в закрытое помещение, будь то квартира или офис. Уходящий первым прощается с остающимися.

Рукопожатие является распространенной, сопутствующей речевой формуле, невербальной формой приветствия. Рукопожатие – это знак уважения, а не неизбежная повинность. Смысл этого весьма древнего символического жеста состоял в том, чтобы показать, что в руке нет оружия и у человека, протянувшего руку, нет враждебных намерений.

Правила этикета предписывают такой порядок рукопожатий: первыми руку протягивают старший, начальник, женщина; в данном случае младшим не пристало проявлять излишнюю импульсивность.

При встрече двух супружеских пар первыми приветствуют женщины друг друга, затем мужчины приветствуют женщин и после этого здороваются друг с другом.

Мужчина при рукопожатии обязан снять перчатку с правой руки. На женщин это правило распространяется, лишь, когда они приветствуют друг друга. Если одна из женщин сняла перчатку для рукопожатия, то другая следует ее примеру. Женское рукопожатие отличается от мужского: руки не сжимают и не трясут, а слега прикасаются друг к другу пальцами.

Как нарушение этикета расценивается приветствие одного человека, стоящего в компании. Приветствовать следует всех.

Крайне деликатной проблемой является право на отказ пожать руку. Реализация этого права рассматривается как высшая форма наказания, предполагающая чрезвычайные обстоятельства.

Символика рукопожатия используется не только в случаях приветствия и прощания. Рукопожатиями обмениваются при заключении соглашений, подтверждая данное слово, выражая соболезнование, поздравляя, благодаря. Руку пожимают, произнося слова приветствия, соболезнования или после них.

Рукопожатие должно быть коротким, но не вялым. Поданную руку чрезвычайно редко жмут двумя руками – только в тех случаях, когда выражается особая радость. Пожимая поданную руку или протягивая свою для рукопожатия, не следует стоять слишком прямо или слишком откидывать корпус назад. Нужно слегка поклониться, подчеркивая тем самым свою искренность и уважение к тому, кого приветствуют. Не следует идти с протянутой рукой через всю комнату, чтобы поздороваться с человеком. Не принято пожимать руку через порог, через стол.

Приветствовать друг друга люди могут также кивком головы, если они очень торопятся. Мужчины иногда приподнимают при этом шляпу. Следует помнить, что это не касается зимних головных уборов, беретов, спортивных шапочек. Иногда в знак дружеского приветствия можно поднять руку с открытой ладонью.

В восточном этикете распространены глубокие и многочисленные поклоны, объятья, глубокий поклон совершают актеры и музыканты.

Всякое приветствие должно сопровождаться дружелюбной улыбкой. Недопустимо при этом держать во рту сигарету, жевать резинку.

В мусульманских странах рукопожатие между мужчиной и женщиной, а тем более поцелуй женской руки не допускаются.

Иногда возникает неловкость при повторной встрече людей в один и тот же день на улице, в здании. В новом приветствии нет необходимости. Достаточно ограничиться улыбкой, кивком головы.

Знакомство может проходить при посредничестве знакомого (с представлением) и без посредника – самопредставление. (В некоторых странах самопредставление в официально-деловых отношениях воспринимается как нарушение этикета). Порядок представления следующий: младшего представляют старшему, подчиненного – начальнику, мужчину – женщине. Отдельных людей представляют парам. При представлении семейной пары называют вначале имя мужчины.

Во время представления смотреть нужно прямо в глаза собеседнику. Уместно повторить произнесенное имя.

При представлении мужчина вставать должен всегда, независимо от того, кого представляют – другого мужчину или женщину. Женщина при представлении может сидеть. Но сидящая девушка должна также встать, если ее знакомят с пожилой дамой или мужчиной намного старше ее.

Обязательным атрибутом официального знакомства является последующий обмен визитными карточками.

Форма приветствия (слова, жесты, интонация) во многом зависит от степени знакомства людей. При первой встрече приветствие должно быть сдержанным; неуместны похлопывание по плечу, горячие объятия или поцелуи.

8.3. Кинесика и этикет в ситуации беседы

Умение вести разговор ценилось во все времена. Любая беседа представляет собой обмен мнениями и не предназначена для демонстрации остроумия или красноречия. Нормальное общение собеседников – это ясное и простое изложение, спокойный голос, твердый взгляд, взаимное внимание собеседников.

В ходе беседы важно управлять своим голосом, он зачастую может выдать самочувствие, настроение и даже те мысли, которые хотелось бы скрыть.

Чтобы добиться этого, необходимо улучшить постановку голоса. При чувстве страха дыхание становится прерывистым и голос дрожит, поэтому важно управлять дыханием. Те, кто не использует своего дыхания для поддержки голоса, часто прибегают к другим средствам для обеспечения хорошего звука. Одни напрягают горло, но голос при этом становится резким; другие повышают голос, надеясь, что это придаст им властности; третьи прибегают к помощи яростной жестикуляции, неверно считая, что это способствует их коммуникабельности.

Если человек во время беседы постоянно отводит взгляд у собеседника возникает ощущение, что беседа не вызывает у него интереса или она ему неприятна.

Когда в разговоре участвует несколько человек, нельзя обращаться все время к кому-то одному, поскольку у остальных возникает чувство, что они лишние. Тактичный и вежливый собеседник ведет разговор со всеми присутствующими, не отдавая никому явного предпочтения. Есть любители менторского тона, что вызывает скуку у остальных.

Установлению взаимопонимания могут служить и такие рекомендации:

♦ старайтесь сдерживать свои попытки прервать собеседника;

♦ дайте собеседнику время высказаться свободно, не торопясь. Не следует подчеркивать своим внешним видом, что вам трудно слушать;

♦ будьте внимательны к собеседнику. Кивка, восклицания или замечания иногда достаточно, чтобы подчеркнуть заинтересованность. Если говорящий делает короткие паузы, не прерывайте его, а подождите, пока он соберется с мыслями;

♦ избегайте поспешных выводов, скороспелых оценок и постарайтесь понять точку зрения собеседника и ход его мыслей;

♦ не отвлекайтесь на манеры и выразительные средства, которыми пользуется партнер. Необходимо воспринимать только ту информацию, которая может что-то добавить к вашим знаниям и опыту;

♦ научитесь выявлять истинный смысл слов собеседника. Не всю информацию удается вложить в слова. Слово дополняется изменением тональности и окраски голоса, мимикой, жестами, движениями и наклонами тела. Все это тоже помогает понять состояние собеседника. Приведенная ниже классификация возможных типов собеседников поможет найти ключ к деловому разговору; хотя, конечно, никакая классификация не может охватить всего многообразия людей, вступающих в общение:

♦ позитивный человек – самый приятный тип собеседника, добродушный и трудолюбивый;

♦ всезнайка – думает, что он знает все наилучшим образом. При общении с ним следует дать ему возможность высказаться и сформулировать замечания, задавать ему сложные специальные вопросы;

♦ болтун – часто бестактно и без всякой видимой причины прерывает ход беседы, не обращает внимания на время. Надо с максимумом такта остановить его, ограничить время его выступления;

♦ неприступный человек – замкнут, все кажется недостойным его внимания и усилий. Чтобы заинтересовать его, надо признать его опыт и знания;

В конце деловой беседы следует поблагодарить за общение, советы, извиниться за непредвиденную задержку времени. Даже если вы недовольны результатом разговора, этого не следует показывать.

Кинесика – это совокупность различных телодвижений, которые человек сознательно или неосознанно использует при общении для более точного выражения своих мыслей и чувств. Она включает жесты, позы, мимику, взгляд и походку. Кинесика помогает понимать собеседника на невербальном уровне, выявлять его отношение к информации и к человеку, с которым он разговаривает.

Что такое кинесика

Что такое кинесика

В отличие от речи, кинетические проявления не так сильно подвластны волевому контролю. Зачастую они могут дать даже больше информации, чем слова. Жесты и мимика позволяют человеку более точно донести до собеседника смысл сказанного, выразить свое отношение к информации, детально раскрыть подробности. Слушающий человек с помощью невербальных средств считывает дополнительные сведения, может отличить правду ото лжи, а также просто поддержать говорящего и показать свою сосредоточенность на нем, например, кивком головы или мимическими проявлениями.

Мимика

Мимикой называются различные движения лицевых мышц и их комбинации. Она достаточно слабо поддается контролю, не всегда удается сдержать напрашивающуюся улыбку или хмурящиеся брови. С помощью мимических проявлений человек без слов может выразить целую гамму эмоций: грусть, злость, радость, умиление, удивление, восторг, разочарование, недоумение и другие. Больше других частей лица в мимических процессах участвуют брови и рот.

Существуют люди с хорошо развитым умением контролировать собственные лицевые мышцы. Правильно распознать их эмоции или правдивость информации иногда не представляется возможным. Они могут усиливать мимические проявления или, наоборот, сдерживать их. Тем не менее, полностью контролировать эти процессы в ходе разговора удается не всегда, поэтому необходимо постоянно сопоставлять слова и мимические проявления таких людей.

Взгляд

Взгляд

Взгляд и зрительный контакт с собеседником играют огромную роль в общении. Одними лишь глазами можно выразить презрение или уважение, заинтересованность в беседе или скуку, уверенность или застенчивость. Даже зрачки могут дать информацию о человеке в данные момент. Расширенные зрачки часто означают эмоциональное возбуждение и положительное настроение, суженные – говорят о неуверенности или плохом настроении.

Частота и длительность установления зрительного контакта также имеют значение. Уверенный в себе человек может общаться, практически не отрывая взгляда от собеседника. Также длительный зрительный контакт устанавливается между хорошо знакомыми и близкими людьми, с которыми можно пооткровенничать. Отрывистые взгляды, опускание глаз в пол или постоянное отведение их в сторону может говорить о неуверенности человека в себе или в той информации, которую он выдает. Также подобным образом проявляется ложь, отсутствие эмоционального контакта с собеседником и нежелание разговаривать.

Жесты

Жесты – это произвольные и непроизвольные движения руками и головой во время общения. Жестикуляция может многое сказать о самом человеке. Активные движения обычно присущи людям с экстравертированной направленностью личности, с сангвиническим или холерическим темпераментом, высоким уровнем уверенности в себе и хорошей самооценкой. Индивиды с интровертированной направленностью личности, меланхолики, флегматики, неуверенные в себе люди обычно проявляют достаточно скудный спектр жестов.

Движения головой и руками также многое говорят об актуальном состоянии человека. Чем активнее жестикуляция, тем больше человек заинтересован в разговоре и в том, чтобы его услышали. Очень слабые проявления жестикуляции или ее отсутствие часто говорит о том, что человеку неинтересна данная беседа. Также это может указывать на попытку обмануть собеседника.

Можно выделить три основные группы жестов:

  • Коммуникативные. Используются в любых видах общения, обычно сопровождают приветствия, прощание, попытки привлечь внимание к себе. К примерам можно отнести пожимание руки или махание ею.
  • Модальные. С их помощью человек выражает свое отношение к произнесенной или услышанной информации. Например, кивок головой в знак одобрения или отворачивание, означающее нежелание продолжать разговор.
  • Описательные. Это жесты, имеющие значение в контексте актуальной беседы. Например, человек жестами показывает размер пойманной рыбы или описывает с их помощью планировку своего строящегося дома.

Стоит понимать, что в разных народах и культурах жесты могут отличаться и даже быть противоположными. Например, простой кивок головы в одних странах означает согласие, а в других – отрицание. Еще один пример – кручение пальцем у виска. В России трактуется как глупость, в Индии – как знак уважения, а в Голландии – как показатель высокого остроумия.

Распространенные жесты

Жесты разных людей могут отличаться по своему значению, но существуют общепринятые движения, которые очень распространены в процессе общения. К ним относятся, например, такие проявления:

  • человек прикасается к ушам или почесывает их в знак того, что ему не нравится информация, которую он слышит;
  • потирает подбородок – испытывает скуку и отсутствие интереса;
  • поглаживает подбородок – размышляет и обдумывает;
  • постукивает пальцами и постоянно бросает взгляд на часы – торопится, нервничает или пребывает в нетерпении;
  • скрещивает руки на груди – скорее всего, не желает разговаривать;
  • потирает шею – не уверен в сказанной или услышанной информации;
  • закладывает руки за голову или за спину – пытается продемонстрировать свое превосходство перед собеседником;
  • прикрывает рот – что-то скрывает или недоговаривает, возможно, сообщает заведомо ложную информацию.

Походка

походка

Человек с активной жизненной позицией и склонный к проявлению инициативы идет уверенно, большими шагами и умеренно размахивая руками. Руки в карманах или за спиной чаще всего прячут неуверенные в себе люди. Раздумывающий человек идет медленно, как будто отслеживая каждый свой шаг. С высоко поднятым подбородком и на выпрямленных ногах ходят люди, пытающиеся продемонстрировать свое превосходство над окружающими.

При общении о собеседнике многое может сказать его положение тела. Этот признак также слабо контролируется, так как родители с детства учат малыша контролировать свои жесты и эмоции, а на позу внимание обращают крайне редко. В процессе общения поза может меняться в зависимости от содержания беседы и отношений собеседников между собой.

Так, психологи выделяют три группы поз:

  • Открытые и закрытые. Об открытости свидетельствует расслабленная поза, поворот корпуса в сторону собеседника, раскрытые ладони. О закрытости – скрещивание ног и рук, отклонение туловища от собеседника, сцепление пальцев, постоянные попытки спрятать ладони.
  • Зависимые и доминирующие. Доминирующий человек старается казаться выше, нависать над собеседником, смотреть на него сверху, похлопать его по спине или плечу. Зависимый – опускает голову, отводит глаза, смотрит исподлобья.
  • Гармоничные и противостоящие. В гармоничной беседе собеседники занимают соответствующие друг другу позиции. В случае противостояния могут быть сжаты кулаки, выставлено вперед одно плечо, приподнят подбородок, руки расположены на боках или бедрах.

Заключение

Кинесика в психологии – это подструктура невербального поведения, которая делает общение более полным. Она позволяет ярче выразить свои мысли, без слов отреагировать на сказанное, более точно понять собеседника. К кинесике относятся: жесты, мимика, походка, поза и взгляд. Они выражают чувства, эмоции, отношение к сказанной или услышанной информации, помогают более подробно описать произошедшие события или предметы. Благодаря кинесике разговор становится более насыщенным и понятным обоим собеседникам.

Читайте также: