Жак анж габриэль биография кратко

Обновлено: 28.06.2024

Жак-Анж Габриэль (1698 – 1782) – известный французский архитектор, один из основоположников классицизма XVIII века.

Ключевой фигурой в области архитектуры второй половины XVIII века являлся Жак-Анж Габриэль, занимавший должность придворного архитектора. Он возвел и расширил множество религиозных сооружений и дворцов в период правления Людовика XV и в это связи считался одним из самых продуктивных архитекторов во Франции. Жак-Анж Габриэль унаследовал от своего отца должность придворного архитектора Людовика XV, а также президента академии архитектуры (1742).

Рисунок 1. Малый Трианон. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Габриэль руководил строительством почти всех государственных объектов в период правления Людовика XV. Под его руководством было обновлено или расширено множество королевских дворцов и церквей. Все это делалось с тем, чтобы угодить личным предпочтениям Людовика XV. В это время были возведены такие известные сооружения, как:

  • Замок Фонтенбло (1749);
  • Ла-Мюрт (1746);
  • Компень (1751);
  • Шуази (1751);
  • Пристройки к Лувру в Париже (1755).

Габриэль также разработал завораживающий проект Версальского дворца (1763), включая завершение его восточного крыла, а также управлял строительством Военной школы (1752). Габриэлю принадлежит идея снабжения всех королевских резиденций театрами. Он построил павильоны и галереи специально для некоторых из них, а также разработал проекты охотничьих домиков в главных царских лесных угодьях.

Наиболее значительной работой Габриэля по праву считается проект площади Согласия (первоначально она называлась площадью Людовика XV). На этой площади планировалось выделить место для прижизненного памятника Людовику XV.

Готовые работы на аналогичную тему

Площадь Согласия входит в композицию архитектурного ансамбля центра Парижа. Это площадь открытого типа. Если эспланады XVII века, типа Вандомской площади, были полностью замкнутыми, то площадь Согласия была застроена только с одной лицевой стороны, с двух боковых сторон она была ограничена зелеными насаждениями, а с четвертой – рекой Сеной. В центре площади Согласия был установлен конный памятник Людовику XV. Во времена Французской революции в конце XVII столетия он был демонтирован, а позднее, в 1836 году, на его место установили обелиск.

Надо сказать, что главная идея планировки Парижа Принадлежала Ленотру. Габриэль органично включил свою площадь в общий ансамбль, который имел начало в виде здания Лувра. Огромная ось Парижа, тянущаяся с востока на запад образована Лувром, площадью Согласия и проспектом Елисейских полей. Этот путь является кратчайшей дорогой в западные пригороды, в том числе Версаль. В начале XIX столетия данная магистраль получила свое завершение благодаря возведению арки Звезды. Однако, застроена эта городская линия была позднее – в середине века.

Ансамбль площади Согласия образован симметричными сооружениями Военного и Морского министерства, которые разделяются Королевской улицей, создающей меридиональную ось в плане.

Архитектурная деятельность Габриэля являлась связующим звеном между архитектурой начала и конца XVIII века. В сооружениях 1780-х годов более молодые французские архитекторы сформировали новый этап классицизма.

Малый Трианон

Павильон версальского парка Малый Трианон является жемчужиной французской архитектуры XVIII века. Он был создан Габриэлем в период с 1762 по 1768 гг. Эта небольшая постройка в свое время была предназначена для графини Дюбарри. Свою известность здание получило благодаря гармоничным пропорциям и элегантным линиям, которые берут свое начало в палладианстве. Малый Трианон – почти квадратное здание, которое базируется на широкой каменной террасе. Все четыре фасада здания отличаются друг от друга, однако, каждый из них представляет собой один из вариантов одной и той же темы. Эта особенность усиливает впечатление единства и цельности архитектуры Малого Трианона.

Фасад, выходящий к открытому пространству виден с самого далекого расстояния. Из всех четырех фасадов он трактован наиболее пластично. Четыре приставные колонны охватывают оба яруса здания, они образуют слега выступающий портик. Схожие решения применены в двух торцевых фасадах, колонны здесь также заменены пилястрами. Однако, из-за разницы уровней в одном случае здание имеет два яруса, в другом – три. Четвертый фасад обращен к зарослям парка и считается наиболее простым: стена здесь расчленяется лишь прямоугольными окнами, имеющих в каждом из трех ярусов разную величину. Довольно скупыми средствами Габриэль добился поразительного богатства и насыщенности. Красота здесь извлекается из сочетания простых и ясных форм.

Что касается внутренней планировки, то она в Малом Трианоне также решена с предельной ясностью. Дворец состоит из нескольких небольших прямоугольных помещений, декоративное убранство которых выполнено в стиле классицизм.

Замысел Габриэля вполне понятен. Он основан на применении простых и строгих геометрических соотношений. Благодаря своим миниатюрным размерам и удивительной легкости Трианон принадлежит к числу самых изящных парковых павильонов XVIII века.

Габриель Жак Анж (Gabriel Ange-Jacques) (1698–1782), французский архитектор, представитель классицизма. Габриель родился 24 октября 1698 года в Париже. Учился сначала у своего отца, архитектора Жака V Габриеля, а с 1718 года – в Академии архитектуры в Париже. С 1742 года Габриель – “первый архитектор короля” и президент Академии архитектуры.

Габриель Жак Анж Портрет


Портрет Жака Габриеля кисти
художника Жана Батиста Грёза

Габриель Дворец Малый Трианон


Дворец Малый Трианон,
1762-1764, Версаль

В своих архитектурных работах (реконструкция интерьеров королевского дворца в Версале и перестройка его северного крыла, названного впоследствии крылом Габриеля, 1774; здание Военной школы в Париже, 1751–1775; Оперный театр в Версале, 1748–1770; Замок в Компьене, 1750) Габриель, один из основоположников классицизма XVIII века, противопоставил подчеркнутой представительности и пышности архитектуры XVII века, а также капризной прихотливости декора рококо рациональность планировки, логическую ясность, простоту и четкость форм, изящество сдержанной отделки.

Осуществленная Габриелем планировка и застройка открытой к реке Сене площади Людовика ХV (ныне площадь Согласия) в Париже (1755–1763) явилась важным этапом в осмыслении архитектурного ансамбля как органической части пространственной композиции города.

Гармоничный, изысканный по пропорциям дворец Малый Трианон в парке Версаля (1762–1764) знаменовал для французской архитектуры переход от аристократического дворца к интимному по облику особняку. Прекрасный образец классицизма дворец Малый Трианон в Версале был построен для официальной фаворитки короля Людовика XVI мадам Помпадур, скончавшейся вскоре после окончания строительства.

Жак Анж Габриэль – выдающийся мастер изящной французской архитектуры и дизайна интерьера. По достоинству оценить его чрезвычайно самобытный и органичный стиль можно лишь совершив тур во Францию. Творчество мастера отличают пластичность и изысканная тонкость декоративных деталей. Архитектор родился 23 октября 1698 года в Париже. Его отцом был известный архитектор Жак Габриэль V. Жак младший работал с отцом на строительстве зданий короля в интерьерах Версаля, Фонтенбло и Тюильри.

В 1748 году по инициативе столичного купечества было принято решение о постановке монумента Людовику XV. Академия объявила конкурс на создание площади для этого памятника. В результате первого конкурса не был избран ни один из проектов, но было окончательно установлено место для площади. После второго конкурса, проведенного в 1753 году лишь среди членов академии, проектирование и застройка были поручены Габриэлю, с тем, чтобы он учел и другие предложения. Участком, выбранным под площадь, был обширный пустырь на берегу Сены на тогдашней окраине Парижа, между садом Тюильрийского дворца и началом ведущей в Версаль дороги.

Площадь Согласия в Париже. Архитектор Габриэль, Жак Анж

Габриэль необыкновенно плодотворно и перспективно использовал выгоды открытого и прибрежного расположения площади. Его площадь стала осью дальнейшего развития Парижа. Это оказалось возможным благодаря ее разносторонней ориентации. С одной стороны, площадь мыслится как преддверие дворцовых комплексов Тюильри и Лувра. Недаром к ней ведут из-за границ города три предусмотренных Габриэлем луча – аллеи Елисейских Полей, мысленная точка пересечения которых находится во входных воротах Тюильрийского парка. В этом же направлении, лицом к дворцу, ориентирован конный монумент Людовика XV. В то же время, архитектурно акцентирована лишь одна сторона площади, параллельная Сене. Здесь, предусмотрено сооружение двух величественных административных зданий, а между ними проектируется Королевская улица, ось которой перпендикулярна оси Елисейские Поля – Тюильри. В конце ее очень скоро начинает строиться церковь Мадлен, своим портиком и куполом замкнувшая перспективу. По обе стороны от корпусов зданий, Габриэль спроектировал еще две улицы, параллельные Королевской. Тем самым, было дано и другое возможное направление движения, связывающее площадь с близлежащими кварталами растущего города.

Площадь Согласия в Париже. Проект. арх. Габриэль, Жак Анж

Площадь согласия

Очень остроумно и совершенно по-новому решает Габриэль границы площади Согласия. Застраивая только одну ее северную сторону, выдвигая принцип свободного развития пространства, его связи с природным окружением, он в то же время стремится избежать впечатления его аморфности, неопределенности. Со всех четырех сторон он проектирует неглубокие сухие рвы, устланные зеленью газонов, окаймленные каменными балюстрадами. Разрывы между ними дают дополнительный четкий акцент лучей Елисейских Полей и оси Королевской улицы. В облике двух зданий, замыкающих северную сторону площади Согласия, хорошо выразились характерные черты творчества Габриэля: ясная, спокойная гармония целого и деталей, легко воспринимающаяся глазом логика архитектурных форм. Нижний ярус постройки более тяжелый и массивный, что подчеркнуто крупной рустовкой стены, он несет два других яруса, объединенных коринфскими колоннами – мотив, восходящий к классическому восточному фасаду Лувра.

Но главная заслуга Габриэля состоит не столько в мастерском решении фасадов с их возвышающимися над мощными аркадами нижнего этажа стройными каннелированными колоннами, а в специфически ансамблевом звучании этих построек. Оба эти здания немыслимы и друг без друга, и без пространства площади, и без сооружения, находящегося на значительном удалении – без церкви Мадлен. Именно на нее ориентированы обе постройки площади Согласия, не случайно каждая из них не имеет акцентированного центра и является как бы лишь одним из крыльев целого. Таким образом, в этих постройках, спроектированных в 1753 году и начавших сооружаться в 1757—1758 годах, Габриэль наметил такие принципы объемно-пространственного решения, которые получат развитие в период зрелого классицизма.

Дворец Малый Трианон в Версале. Арх. Габриэль Жак Анж

Малый Трианон

Жемчужина французской архитектуры XVIII века – Малый Трианон, созданный Габриэлем в Версале в 1762—1768 годах. Этот маленький дворец предназначался в свое время для графини Дюбарри. Малый Трианон – почти квадратное здание, поднятое на широкую каменную террасу. Все четыре фасада у здания разные, но каждый из них представляет собой вариант одной и той же темы, и это усиливает впечатление цельности и единства, которое производит Малый Трианон. Фасад, выходящий к открытому пространству партера, воспринимающийся с самого далекого расстояния, трактован наиболее пластично. Четыре приставные колонны, объединяющие оба этажа, образуют подобие слегка выступающего портика. Сходный мотив, но уже в измененном виде (колонны заменены пилястрами) использован с двух соседних сторон, но каждый раз иначе, поскольку, из-за разницы уровней, в одном случае здание имеет два этажа, в другом – три.

Дворец Малый Трианон в Версале. Вид со стороны парка. Арх. Габриэль Жак Анж

Четвертый фасад, обращенный к зарослям пейзажного парка, совсем прост – стена расчленена лишь прямоугольными окнами различной в каждом из трех ярусов величины. Так, простыми средствами Габриэль добивается редкого богатства и визуальной гармонии, формируемых сочетанием простых, легко воспринимаемых форм и ясностью пропорциональных отношений. Внутренняя планировка решена также логично изящно и просто. Дворец состоит из ряда небольших прямоугольных комнат, декоративное убранство которых, построенное на использовании прямых линий, светлых холодных цветов, скупости пластических средств, соответствует изящной сдержанности и благородной грации наружного облика.

Малый Трианон. Фрагмент интерьера. Архитектор Габриэль Жак Анж

Замысел Габриэля, основанный на простых и строгих геометрических соотношениях, отличается абсолютной визуальной ясностью. Трианон, здание небольших размеров, с большими окнами, придающими постройке светоносность и воздушность, принадлежит к числу характерных для XVIII века изящных парковых павильонов, отнесенных на значительное расстояние от главного дворца, вглубь парка. И в то же время, строгость форм и лаконичность решений делают его замечательным образцом классической архитектуры. Именно миниатюрные размеры Малого Трианона помогли Габриэлю добиться такой собранности и стройности.

За свою долгую жизнь Габриэль был первым архитектором короля, президентом Академии архитектуры, а также воспитал немало учеников. Среди низ: Ж.Берен, Пьер Ленотр, Лассюранс, Ж.Боффран, Робер де Котт и многие другие. Архитектор скончался в Париже 4 января 1782 года. Творчество Габриэля явилось переходным, связующим звеном между архитектурой первой и второй половины XVIII века. В постройках 1760—1780-х годов более молодого поколения зодчих формируется новый этап классицизма. Он характеризуется большей связью с античными образцами, ставшими не только источником вдохновения зодчих, но и основой используемых форм.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи Самина.

Анж-Жак Габриэль ( Париж , 23 октября 1698 — там же , 4 января 1782 ) — выдающийся французский архитектор , первый архитектор короля Франции Людовика XV, одна из важнейших фигур французского неоклассицизма .

биография






Анж-Жак Габриэль, сын архитектора Жака V Габриэля , построившего роскошный дом Пейрен-де-Морас, также называемый Бироном (ныне Музей Родена ) и внук архитектора Жака IV Габриэля .

В 1734 году Габриэль заменил своего отца, который, в свою очередь, сменил Робера де Котта на посту архитектора Версальского дворца . В 1735 году он стал архитектором первого класса Королевской академии архитектуры. В 1742 году, после смерти отца, он был назначен первым архитектором Людовика XV , который возложил на него все свое доверие.

Вместе с орнаменталистом Жаком Верберктом он создал украшение Версаля 1730-1760 годов . Для этого украшения характерны белые фризы из золота, расположенные узкими квадратами, занимающими всю высоту постамента. Он чередовался иногда с очень низким карнизом на карнизе, скрывающим его вынос, и расположением друг напротив друга зеркал, иногда до четырех в одной комнате.

В 1751 году Людовик XV решил полностью перестроить Компьенский дворец . Луи Ле Дре де ла Шатр был учеником Габриэля, а затем его соавтором в работе.

Начиная с 1760 -х и в течение 1770 -х годов Габриэль использовал более сдержанный декор, вдохновленный древностью. Королевская опера Версаля ( 1765-1770 ), самая важная работа архитектора, купальня Людовика XV и даже библиотека Людовика XVI ( 1774 ) были выполнены в новом стиле под названием Людовик XVI, разместив на правой стороне , колонны и медальоны.

В этом новом стиле шедевром Габриэля, несомненно, является Малый Трианон ( 1760–1764 ) , предназначенный для мадам де Помпадур , которая, к сожалению, умерла, не увидев его завершенным, и первым обитателем которого была Мария-Антуанетта . Небольшой загородный дворец Малый Трианон оригинален тем, что построен под углом с террасой, так что два фасада имеют цокольный этаж, которого нет в двух других. На этих двух фасадах колоссальный порядок опирается прямо на землю.

Луи Ле Дре де ла Шатр сменил Габриэля в Компьене и завершил строительство дворца. С этим дворцом, построенным между 1751 и 1788 годами , Анж-Жак Габриэль и Луи Ле Фре де ла Шатр создали один из самых трезвых памятников французской неоклассической архитектуры.

Среди величайших достижений Габриэля стоит упомянуть площадь Людовика XV (сегодня площадь Согласия ) и Парижское военное училище .

Стиль

Стиль Габриэля трудно классифицировать, так как, с одной стороны, он достиг необычайного классического очищения, не теряя, с другой стороны, линии традиции grand siècle . Габриэль опирается на барочные традиции Жюля Ардуэна Мансара , Робера де Котта , своего отца Жака V Габриэля и др. и он явный предшественник таких радикально неоклассических архитекторов, как сам Леду .

Французский классицизм великого века отдалился от обострившегося барокко других стран, а значит, появление неоклассицизма во Франции не ломается противоречиво, как в других странах. Это правда, что стиль рококо был очень популярен во времена правления Людовика XV, но во Франции это искусство скорее декоративное, чем архитектурное.

Архитекторы, работавшие во время правления Людовика XV, такие как Габриэль или позже Суффло , Блондель или Людовик, возводили здания безмятежного классицизма, которые вряд ли можно отнести к академическому позднему барокко или предшественникам неоклассицизма.

Его самое важное здание, Малый Трианон де Версаль, оказало большое влияние на отели, построенные Булле и Леду , такие как отель Брюнуа или павильон де Лувесьен .


Учился у своего отца Жака Габриэля V, архитектора особняка Пейрана де Мора (Peyrenc de Moras) или, по-другому, Бироновского (ныне Музей Родена), и внук архитектора Жака IV Габриэля (Jacques IV Gabriel).

С 1742 года первый архитектор короля и президент Академии архитектуры. Один из основоположников классицизма XVIII века.

Габриэль в Версале

В своих работах в Версале (реконструкция интерьеров дворца и перестройка его северного крыла, названного впоследствии крылом Габриэля, 1735—74; дворцовый театр, 1763—70) Габриэль противопоставил подчеркнутой репрезентативности архитектуры XVII века и капризной прихотливости декора рококо рациональность планировки, логическую ясность, простоту и чёткость форм, изящество сдержанной отделки.

Гармоничный, изысканный по пропорциям Малый Трианон (1762—64), построенный Габриэлем в парке Версаля, знаменовал переход от аристократического дворца к интимному особняку.

Габриэль в Париже

Связанная с городскими магистралями планировка и открытая к Сене застройка площади Людовика XV (ныне площадь Согласия) в Париже (1753—75) явилась важным этапом в осмыслении архитектурного ансамбля как органической части пространственной композиции города.

Военную школу строил в 1751—75 годы.

Интересные факты

Главные работы

  • Перестройка дворца в Шуази, 1740—1777 , 1750
  • Павильон Бютар, 1750 в городке Ля-Сель-Сен-Клу (La Celle-Saint-Cloud)
  • Перестройка усадьбы Менар (Луар и Шер), 1760—1764, для Мадам Помпадур в Версале, 1762—1768
  • Военная школа на Марсовом поле в Париже , 1769
  • Северное крыло Лувра , 1772
  • Фасады особняков на площади Согласия, включая Морской особняк, Париж, 1775
  • Биржевая площадь в Бордо, 1755: бывший королевский дворец с видом на Гаронну.

Литература

  • Gromort G., Jacques-Ange Gabriel, sa vie, son oeuvre, P. 1933.
  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 23 октября
  • Родившиеся в 1698 году
  • Родившиеся в Париже
  • Умершие 4 января
  • Умершие в 1782 году
  • Умершие в Париже
  • Архитекторы Франции

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Габриэль, Анж Жак" в других словарях:

Габриэль, Анж-Жак — … Википедия

Габриэль, Анж-Жак — (1698 1782) французский архитектор классицист, с 1742 г. главный архитектор Людовика XV и мадам де Помпадур. Его элегантные постройки без излишеств, свойственных рококо, отличаются прекрасными пропорциями, среди них Малый Трианон в Версале… … Архитектурный словарь

Анж Жак Габриэль — … Википедия

Первый королевский архитектор — (фр. Premier architecte du Roi) во Франции времён Старого режима был прямым помощником Генерального Директора по строительству, искусствам и мануфактурам Франции и, соответственно, вторым лицом Королевской строительной службы, входившей в… … Википедия

Королевская опера Версаля — Справочные данные о Королевс … Википедия

Регулярный парк — Партеры Оранжереи в Версальском парке … Википедия

Читайте также: