Зеркальная галерея версаль кратко

Обновлено: 18.05.2024

Вне всякого сомнения, перед нами — самый дивный зал прекраснейшего в мире дворца. И когда мы восхищаемся его благородными пропорциями, его размахом (безо всякой претензии на колоссальность!), когда любуемся гармонией и продуманностью декора, объединяющего галерею с двумя соседними залами — Залом войны, расположенным с севера (края бурь и непогод), и Залом мира, примыкающим с юга (края солнца и изобилия), нам и в голову не приходит, что возникновение столь цельного ансамбля было делом случая.

Галерея воспринимается нами как безусловный центр дворца, как ядро, притягивающее к себе другие помещения; кажется, будто архитекторы задумали ее раньше прочих частей замка… Ничего подобного! На самом деле она возникла уже в период реконструкции: ее возвели на месте украшенного фонтаном широкого балкона, который соединял на уровне второго этажа два дворцовых крыла.

Но подумать только! Людовику XIV, для того чтобы Версаль стал таким, каким мы его видим сегодня, пришлось чуть ли не всю жизнь терпеть грохот молотков каменщиков, крики штукатуров и смиренно вдыхать пыль нескончаемых строек. Он даже не успел как следует насладиться своим дворцом.

Все началось в 1665 году переделкой Мраморного двора; через два года Лево принимается сооружать величественные колоннады северного и южного фасадов; прежде чем те закончены, строятся министерские корпуса; почти одновременно закладываются фундаменты Оранжереи, и когда она поднимается над уровнем земли, часть только что построенного здания Лево разрушают, чтобы водрузить на второй этаж галерею с ее двумя боковыми залами; живописцы начинают здесь работу еще до того, как было возведено северное крыло; и все завершится сооружением капеллы.

С 1665 по 1710 год! Сорок пять лет беспрерывной стройки, когда возводят строительные леса и лестницы, распиливают мрамор, отесывают камни, насыпают землю и гравий, когда подкатывают телеги, вязнут в грязи ломовые лошади с подводами и пылью разлетается гипс… Да, нужно очень любить строительство, чтобы согласиться на такую жизнь.

И поразительно, что все вместе получилось таким красивым: ведь на самом деле Версальский дворец — не что иное, как конгломерат отдельных частей и помещений, что выросли вокруг маленького замка Людовика XIII; его не успели разрушить, и он затерялся в самой сердцевине, как трюфель в изысканном паштете.

Но вернемся к галерее. Она и сегодня, несмотря на доделки эпохи Луи-Филиппа и на убогие банкетки (которые скорее подошли бы сельскому кинозалу), кажется прекрасной. В силах ли мы вообразить, как выглядела она в свои лучшие времена?

Ничего блестящего, ничего бьющего в глаза: упоительная гармония белого, серого и золота; алебастровые столы и вазы в бронзовой оправе; табуреты и высокие торшеры, отлитые и вычеканенные из серебра по лебреновским рисункам в мастерских Гобеленов; меж окон на серебряных столах расставлены внушительных размеров канделябры о восьми свечах с изображением подвигов Геракла — истинные шедевры ювелирного искусства; банкетки, постаменты, ящики, из которых вырастают вечнозеленые апельсиновые деревья, подсвечники, кувшины, чаши, носилки — все это из чистого серебра; люстры из хрусталя и серебра свисают на украшенных цветами шнурах; на семнадцати окнах — шторы из синего, шитого золотом шелка; огромные ковры мастерских Савонери[201] застилают пол; пилястры серого мрамора с золочеными капителями разделяют высокие арки, где в бронзовых обрамлениях сияют светлейшей воды зеркала; тональная сдержанность общей гаммы подчеркивает красочность изображенного на плафоне Олимпа.

Чего только не перевидали на своем веку эти зеркала, отлитые в тогда еще только основанной мастерской Сент-Антуанского предместья; чему только не были они свидетелями. Если на этих мыслях сосредоточиться, у нас не хватит духу пройти мимо них в своих плащах и шляпах.

В этих стеклах жило отражение Великого короля, сначала молодого и влюбленного, затем постаревшего, отяжелевшего, согбенного годами. Скольких королев, скольких прекрасных женщин отразили они в себе: манерную и хрупкую мадам де Помпадур; трепещущую накануне своего представления ко двору дю Барри;[202] шестнадцатилетнюю Марию-Антуанетту, светловолосую, румяную…

А вот в том зеркале, что маскирует двойную дверь королевского кабинета, в полдень 15 августа 1785 года мелькнул испуганный силуэт кардинала де Рогана — гвардейцы арестовали его в тот момент, когда он шел служить мессу.[208] В мае 1789 года перед каждым из этих зеркал с торжественностью продефилировали съехавшиеся из своих провинций представители Генеральных Штатов… Все те, чей образ, как след дыхания, улетучился с поверхности стекла, наполняют эти зеркала таинственной, призрачной жизнью.

Но вопреки своему парадному облику галерея видывала у себя не одни только величественные события и исторические фигуры… Действительно, наши деды и прадеды боготворили этикет, но тем более они ценили любую возможность расслабиться, и по окончании церемоний охотно переходили к добродушной простоте.

Дважды или трижды в утренние часы здесь можно было видеть, как Людовик XVI, выйдя из своего кабинета, направляется в сторону Зала войны посмотреть на термометр, что висел на окне обращенного к северу Аполлонового зала. Здесь жили вполне по-буржуазному, несмотря на все великолепие, к нему так привыкли, что воспринимали галерею как обыкновенный коридор.

А потом за несколько дней все обратилось в пустыню.

Октябрь 1789 года. Людовик XVI уже в Париже. Колоссальный Версаль эвакуирован за считанные часы; в прекрасном дворце, что на протяжении ста лет был центром мира, царствует гнетущая тишина. Вдоль анфилад, с шумом отворяя и захлопывая двери, разгуливают сквозняки; шелушится живопись плафонов… тускнеют зеркала… Но каждые четверть часа в этой огромной пустоте чуть слышится далекий, постепенно замирающий звук флейты и арф: то продолжают жить оставшиеся в комнате королевы часы; своей нежной песенкой они отмеряют в покинутом королевском жилище каждый час революционной эпохи.

Разумеется, у вещей есть душа: она сотворена из наших воспоминаний, из наших собственных переживаний, из всех испытанных радостей и горестей, бесстрастными свидетелями которых им довелось быть.

Душа Зеркальной галереи в таком случае неразрывно слита с душою самой Франции; это прекрасно ощущали немцы, когда в 1870 году избрали галерею местом крещения своей Империи.[210]

В Берлине в королевском дворце хранится картина, изображающая это событие: сколько же в ней налитых гордостью фигур, сколько касок, знамен, сапог, сколько излучающих удовлетворенное вожделение бородатых лиц! И какая демонстративная заносчивость в посадке этих рейтаров,[211] чьи широкие плечи рисуются на серебристо-сером фоне пилястр и зеркал, со стыдом отражающих в себе это зрелище…

Но зато каким же был реванш! Менее полувека минуло, и галерея, где разносились крики в честь бессмертной монархии, стала свидетельницей ее крушения… История обожает такие повороты на сто восемьдесят градусов[212]…

С самого начала протянувшаяся меж Залами войны и мира галерея предназначалась для блестящей роли; для ее украшения в 1681 году Лебрен задумал громадный живописный плафон. Подняв к нему взгляд, мы различаем там на потолке среди нарядной толчеи бесчисленных Марсов, Минерв, поверженных гигантов, скованных рабов, победных пальмовых ветвей, грифонов и гирлянд Францию, представленную в облике вечно юной богини; ее сопровождают Грации, сплетающие венки; рядом с нею — осененное розами Благоденствие и женская фигура, простирающая оливу, — Мир. В самом центре композиции представлено облако; оно уносит прочь Германию с ее орлом, в то время как обозленное своим поражением Властолюбие одной рукой вырывает корону у поверженного короля, а другой поджигает факелом дворцы и храмы. Знатоки могут что угодно говорить об этой живописи, но никто не помешает мне думать: в те два дня, когда Лебрен исполнял эскиз плафона, он был больше, чем великим художником, — он был пророком.





Картиная галерея на камнях

Картиная галерея на камнях Весьма интересно, что похожие сцены, которые можно видеть в инсценированном виде у калашей, изображены на наскальных рисунках – петроглифах, обнаруженных на Ангаре археологом Октябрем Леоновым. В 1975 году там были открыты так называемые

Галерея

Галерея Абизейд Джон Филипп (р. 1951) — американский генерал (с арабскими корнями), в 2003–2007 гг. возглавлял центральное командование США, в настоящее время сотрудник Института Гувера.Апиханов-Аварский Максуд (1846–1907) — русский генерал, мервский и тифлисский губернатор. В

Масонская галерея России

Масонская галерея России Словарь российских масонов с царствования Николая II до Второй мировой войны.[508]· Абозин Яков Михайлович, офицер, ложа Великого Востока Франции — 13, 14, 56.· Абрамович Дмитрий Иванович, 1873 — ?, ложа розенкрейцеров (Смоленск, 1920-е) — 53.· Абрамович Л.,

Государственная Третьяковская галерея

Государственная Третьяковская галерея Третьяковка. Именно так тепло и по-домашнему называют москвичи Государственную Третьяковскую галерею – одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства.Галерея названа по имени московского купца и

Глава 3 Галерея чекистов

Галерея

Галерея Фото 1. Аладжа — Хююк. Сфинксы Фото 2. Аладжа — Хююк. Царь и царица, поклоняющиеся быку Фото 3. Хеттская иероглифическая надпись Фото 4. а — Оттиск хеттской цилиндрической печати, б — Золотое кольцо (Конья) Фото 5. Хеттские пленники на египетских памятниках Фото 6.

Глава 11. Галерея портретов

Глава 11. Галерея портретов Средневековые люди любили писать. Они оставили нам множество документов: письма, дневники, биографии, мемуары, исторические и философские трактаты. Авторами и главными героями большинства из них были мужчины. И все же мы можем восстановить

Картинная галерея

Картинная галерея Слава о Третьякове как о великом знатоке российской живописи между тем росла. Его, человека, практически не умевшего рисовать, даже приняли в члены Академии художеств, сначала в почетные, а спустя несколько лет – и в действительные. Коллекция росла. Жена

Галерея 1

Галерея 1 I. Роскошные конские ярма из княжеских могил в Граденице у г. Колин в центральной Чехии (погребения на четырёхколёсных повозках). Могила №46 (длина 124 см) и могила №24 (длина 126 см). Музей в Колине II. Ловосице, Чехия. Конское ярмо из могилы биланской культуры (могила

Галерея 2

Галерея 2 XI. Викc (Кот–д’Ор), Франция Золотая диадема княгини из могилы с повозкой (золото, 24 карата, вес 480 г, диаметр самой широкой части 23 см). Музей в Шатильон–сюр–Сен XI. Гохмихеле, княжеский курган, один из самых больших в Средней Европе. В настоящее время высота 13 м,

Галерея 3

Галерея 3 XXI. Приллы (Ваадт). Швейцария. Голова швейцарского кельта. Работа римского художника. Бронза (глаза из меди), высота 27,5 см. Исторический музей в Берне XXII. Трихтинген, Вюртемберг. Кельтская шейная гривна (торквес с железной основой) с бычьими головами. Латенское

Галерея 4

Галерея 4 XXXI. Художественно обработанные фибулы из кельтских могил III—II вв. до н.э. Верхний ряд Ограда у г. Колин (длина 6 см), музей в Нолине. Пршемышлени (Прага, север), дл. 76 мм. Национальный музей в Праге — Велка Маня в Словакии, мог. №XIII (дл. 37 мм). Институт археологии в г.

Галерея византийской культуры

Галерея византийской культуры Корабль. Поливное блюдо. XIII в. Коринфский музей Шёлковая ткань с изображением слонов Императрица Ефросиния, жена Алексея III Ангела (1195-1203). Свинцоая вислая печать для скрепления документов. Государственный эрмитаж. Ленинград. Адам и Ева на

Галерея предков

Галерея предков Многие ученые взялись предугадать судьбу королевского ребенка. Анна Австрийская пригласила астронома Жан-Батиста Морена составить его гороскоп. Доминиканский философ Томмазо Кампанелла, нидерландский юрисконсульт Гуго Гроций также принялись за


Зеркальная галерея (фр. Galerie des Glaces ) — самый известный интерьер Версальского дворца. Вместе с исчезнувшей лестницей Послов и дворцовой Часовней входила в тройку самых масштабных интерьеров резиденции Людовика XIV. Размеры зала в плане 73,0 м × 10,5 м. Высота — 12,3 м.

Содержание

История строительства



Исторические события



15 мая 1685 г. в только что завершенной Большой (Зеркальной) галерее король принимает представителей дожа Генуи, вынужденных после десятидневной бомбардировки города французами принести ему публичные извинения за строительство четырех галер для Испании [7] . Это событие запечатлел на своей картине Клод Галле. На полотне можно также увидеть часть серебряной обстановки, в том числе и серебряный трон, высотой 2 м 60 см созданный для салона Аполлона [8] мастером Кафиери [3] .

В обычные дни галерея служила переходом, по которому ежедневно король с семьёй направлялся в сторону Больших апартаментов на мессу в дворцовую Часовню. В это время происходила любопытная церемония: придворные, столпившиеся в галерее, по очереди произносили "Сир, Марли?", надеясь получить приглашение от государя в Марли-ле-Руа, что считалось знаком монаршей милости. Иногда, в особых случаях зал использовался для проведения торжеств: в 1686 г. здесь состоялся приём Послов Сиама; в декабре 1697 г. в галерее происходило бракосочетание герцога Бургундского с Марией-Аделаидой Савойской [9] .

19 февраля 1715 г. Людовик XIV дал торжественную аудиенцию послу Персии Мохаммеду Реза-Бегу, который подписал невыгодный для своей страны торговый договор [10] . Это был последний приём короля, скончавшегося 1 сентября 1715 г. [9] .

25 февраля 1745 г. на Бале Тисовых деревьев, проходившем в Зеркальной галерее, Людовик XV, одетый в костюм тиса, случайно встретил Жанну-Антуанетту Пуассон в образе Дианы [11] .



В мае 1770 г. здесь устроили бал-маскарад по случаю свадьбы Дофина и австрийской принцессы [9] .

15 августа 1785 г. гвардейцы арестовали в галерее кардинала де Рогана, когда он шел служить мессу [12] .

18 января 1871 г. Вильгельм I был провозглашён германским императором в Зеркальной галерее Версальского дворца.

Здесь же 28 июня 1919 г. подписан Версальский мирный договор, положивший конец Первой мировой войне.

Любопытные факты

Зеркальная галерея стала образцом для многих залов европейских дворцов.

В каждом из трёх построенных Бартоломео Франческо Растрелли Зимних дворцов была предусмотрена светлая галерея для придворных куртагов с зеркалами напротив окон.

После посещения графом и графиней Северными Версаля в Павловском дворце появились залы Войны и Мира, соединённые открытыми арками с Греческим залом, от которых, как и в Версале, начинаются Северная (мужская) и Южная (женская) анфилады [13] .

Самое известное подражание Зеркальной галерее Версаля, и самое близкое к оригиналу, существует в замке Людвига II Херренкимзее. Кстати, баварцы гордятся тем, что их Зеркальная галерея длиннее французской — размеры её 100 м х 15 м [14] .

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Уедем, бросим край докучный И каменные города, Где Вам и холодно, и скучно, И даже страшно иногда

Версальский Дворец. Зеркальный Зал, Комната Королевы, Салоны Меркурия и Аполлона.

Image 001

Мы были в Америке, были в Англии, были в Японии, были даже на Филиппинах. Теперь же мы попали во Францию, в знаменитый дворец Версаля.
Вот так выглядит место нашего прибытия.

Image 002

Видите с правой стороны зеркала? В этом зале их 17, а сам зал, длиной 70 метров, называется Зеркальным. Как утверждают гиды, путеводители и туристы, он претендует на звание самого зрелищного зала всего Версаля.
Можно подумать: "Много зеркал, ну и что такого?" Фишка в том, что во времена постройки дворца в качестве зеркал во Франции еще использовали тщательно отполированную латунь или металл. Специально для строительства Зеркального зала в Версале Жан-Батист Кольбер, французский министр финансов, привез венецианских работников, чтобы начать производство зеркал во Франции.
Кстати, именно здесь, в Зеркальном зале, в 1919 году был подписан знаменитый Версальский договор между Германией и союзными державами, решившим судьбу послевоенной Европы.

В Зеркальной галерее придворные собирались в надежде увидеть короля, когда он каждое утро направлялся в часовню (часто этим пользовались для подачи прошений). В галерее проводились особо торжественные аудиенции, для этого в ней устанавливался серебряный трон.
Напротив огроиных зеркал - стеклянные двери, ведущие на балкончик. А по периметру расставлены позолоченные канделябры и мраморные бюсты римских императоров.
В этой Зеркальной гелерее часто устраивались балы, поражающие своими роскошью и блеском.

Весь дворец отличается богатым убранством.
Каждый уголок, потолок и стены дворца покрыты детальной резьбой по дереву и мрамору, украшены фресками, картинами, скульптурами, бархатными драпировками, шелковыми коврами, золоченой бронзой и тонированным стеклом. Многие залы (или иначе - салоны) посвящены греческим божествам, например Гераклу и Меркурию. Комнату Аполлона, бога солнца, Людовик выбрал в качестве тронного зала Короля-Солнца (как называли Людовика XIV во Франции).
Это, кстати, росписи кисти Шарля Лебрена. На них изображены наиболее значительные события первых 17 лет царствования Людовика XIV.


Теперь мы пройдем в следующий зал - Салон Войны.
В центре плафона, расписанного Лебреном, Вооруженная Франция, восседающая на облаке в окружении своих Побед. В угловых сгибах свода расположились изображения трех побежденных держав: коленопреклоненная Германия с орлом (справа), посылающая угрозы Испания с рычащим львом (слева, ее почти не видно ):) и рухнувшая на льва Голландия (сверху, ее вообще не видно). Кроме этого, здесь можно увидеть разгневанную богиню войны Беллону, а рядом - персонажей, символизирующих Восстание и Раздор (можно увидеть тем, кто самостоятельно крутит 3D камеру, а не смотрит скрины >:D).

Image 010

Этот зал посвящен победам Людовика XIV над соседними державами во время Голландской войны. К его строительству в 1678 году приступил Мансар. Декор, законченный Лебреном уже в 1686 году, воспевает военные победы, завершившиеся Нимвегенским миром. На стенах мраморная отделка с шестью украшениями в виде трофеев и сложенного оружия из позолоченной бронзы.
Овальный, отделанный под мрамор, барельеф, который мы видим на скрине выше, распологается на стене, смежной с салоном Аполлона (следующий зал). На барельефе изображен Людовик XIV, растаптывающий неприятеля.
Шедевр Куазевокса увенчан двумя фигурами Славы (крылатые мальчишки сверху), а два скованных пленника поддерживают его снизу.
Пленникам тяжело :(

Image 011

Это уже упомянутый ранее Зал Апполона.
Этот салон первоначально был тронным залом. Сюда вели Большие королевские покои и он отличался необыкновенным великолепием. Драпировка здесь менялась в зависимости от времени года.Трон стоял в глубине зала на возвышении, покрытом персидским ковром золотистых тонов, балдахин крепился на крюках, три из которых можно видеть и сегодня.
Я не стала проходить в глубь зала, чтобы рассмотреть тот задний балдахин. Но, если что, трон стоял именно под ним. Сейчас (ну, или по крайней мере, в момент съемки Версальского Дворца для Гугл Мэпс), бархатного возвышения для трона нет, а на его месте стоит несколько "стульчиков".

Image 012

Вечерами здесь часто устраивались танцевальные и музыкальные спектакли. Король сам с удовольствием принимал в них участие.
Под потолком мы можем видеть плафон с изображением колесницы Апполона - произведение Шарля де Лафоса, ученика Лебрена.

Image 013

Ниже портрет Людовика XIV мастера Риго.
С XVIII века напротив него появляется портрет царствующего в это время монарха Людовика XVI, художник Кале. Вы можете увидеть его на одном из предыдущих скринов - темноволосый мужчина (очень хотелось написать "темноволосый мужчина в позолоченной раме" - отличное название для детектива).
Гугл Мэпс, между прочим, позволяет подойти к картинам очень близко, прямо-таки плотную. Для сравнения - мой скрин сделан с еще сравнительно далекого расстояния.

Image 023

А теперь мы зашли в Комнату Королевы.
После утреннего туалета Королева давала здесь аудиенции.
Первоначально этот зал принадлежал королеве Марии Терезии; неоднократно менялось его убранство: с 1729 по 1735 год для Марии Лещинской, а с 1770 по 1782 год Для Марии Антуанетты. Комната восстановлена в том виде, в каком ее навсегда покинула Мария Антуанетта 6 октября 1789 года. Ткани реставрированы по образцам шелков, выполненных в 1787 году для отделки летнего мебельного гарнитура. Слева от кровати стоит столик для драгоценных украшений работы мастера Швердеггера, изготовленный для королевы в том же 1787 году.

Зеркальная галерея Версаля

Зеркальная галерея – один из самых известных интерьеров Версаля, уникальный памятник эпохи Людовика XIV, место, где неоднократно сходились линии истории не только Франции, но и всего мира.

Промышленный шпионаж

Расходы на строительство Версаля (пожалуй, самой дорогой стройки своего времени) буквально опустошали государственную казну, а идеи Людовика XIV лишь ширились. Для сокращения расходов министр финансов Кольбер решил использовать только “отечественные” материалы. Но возникла проблема: в XVII веке монополия на изготовление зеркал принадлежала венецианцам и ревностно охранялась. Версаль требовал множество зеркал.

Тогда Кольбер переманил итальянских мастеров для работы во Франции. Узнав об этом, венецианцы пришли в бешенство и наняли наёмных убийц, чтобы те покончили с перебежчиками. Но остановить распространение технологии уже не удалось. Во Франции благополучно наладилось собственное производство.

На переплавку

Печально, но сегодня зеркальная галерея уже не так красива или, по крайней мере, не так пышна, как была когда-то. Почему? Многие украшения переплавили! И сделали это не какие-то беспощадные вандалы, а сам Людовик XIV, идейный вдохновитель первоначальной роскоши.

Серебряная мебель и бесчисленное множество других украшений, годами истощающих бюджет Франции, пали жертвой военных амбиций короля – их “переделали” в серебреные монеты для содержания армии. Такова была эпоха: щедро тратить, не думая о завтрашнем дне!

Дипломатия Зеркальной галереи

Людовик XIV использовал Зеркальную галерею для приёма послов с самого её завершения. И это было весьма ловким ходом – невероятный интерьер потрясал дипломатов и, конечно, заставлял их испытывать уважение к владельцу дворца.

Но по-настоящему знаковые события в Зеркальной галерее произошли много позже, когда Версаль давно уже перестал быть королевским дворцом.

После победы в франко-прусской войне 1870-1871 года, пруссакам уже ничего не мешало объединить Германию. И они решили объявить о её создании в Версале, в Зеркальной галерее. Это было настоящим издевательством над французами.

Когда же Франции посчастливилось победить Германию в 1-ой Мировой войне, вопросов о том, где заставить немцев подписать мир не возникло – конечно же, в Зеркальной галерее! В 1919 французы отомстили не только символически, но и навязали немцам максимально тяжёлый мир.

Это, в свою очередь, унизило уже немцев. Их жгучая обида сделала возможной 2-ю мировую. Стоит ли говорить, что итоги последней создали современность?

Побывав в Зеркальной галере, можно сказать: я был в месте, где менялся мир.

Заказать экускурсию в Версаль с русским аудиогидом можно по этой ссылке.

Замечательных вам прогулок по самому знаменитому дворцу Парижа – Версалю, и по самой красивой его части – Зеркальной галерее!

Читайте также: