Земская контрреформа 1890 кратко
Обновлено: 05.07.2024
ЗЕ́МСКОЕ ПОЛОЖЕ́НИЕ 1890 (Положение о губернских и уездных земских учреждениях), законодат. акт, реформировавший установленные земской реформой 1864 принципы формирования земств в Рос. империи, усиливший гос. регламентацию их деятельности и расширивший их компетенцию. Утверждено имп. Александром III 12(24) июня. Разработка реформы земств началась в Особой комиссии для составления проекта местного управления (пред. – член Гос. совета М. С. Каханов, действовала в 1881–85), стремившейся чётко разграничить компетенцию земств и гос. органов и укрепить гос. власть на местах. Комиссия предложила расширить компетенцию земств, приблизить статус земских гласных к статусу гос. чиновников, а также создать губернские и уездные по земским делам присутствия для усиления взаимосвязи между земствами и местными гос. органами. Меньшинство членов Комиссии выступило также за переход от избират. собраний, образованных по имущественному признаку, к сословным собраниям, но большинство посчитало это недопустимым. С критикой проекта выступил мин. внутр. дел Д. А. Толстой , которого поддержал имп. Александр III. В 1886 правителем канцелярии министра внутр. дел А. Д. Пазухиным разработан др. проект, предусматривавший создание на местах сильной и единой адм. власти и усиление роли дворян в местном управлении. Предлагалось ввести выборы в земские собрания на сословной основе, заменить выборную земскую управу присутствием по земским делам, состоявшим из представителей местной администрации и 2 земских гласных, а также ограничить компетенцию земств. Значит. часть высшей бюрократии выступила против такого проекта, в связи с этим он был переработан под руководством мин. внутр. дел П. Н. Дурново .
Эта практика известна под названием политики контрреформ. Принятие в 1890 году нового земского положения стало одной из них.
Предпосылки контрреформы
Земская реформа, создавшая органы местного самоуправления, формировавшиеся на выборной основе, была проведена Александром II в 1864 году. Участие в деятельности земств принимали представители всех сословий, несмотря на наличие существенных имущественных цензов для избирателей. Земства были наделены довольно широкими полномочиями в местных делах, в частности, в организации образования, системы здравоохранения, социальных служб.
Объявляя о предстоящей реформе земств, Александр III ссылался на опыт их работы, который якобы продемонстрировал в полной мере их главные проблемы и слабые стороны. На самом деле царь (это отметил С.Ю. Витте в своих записках) в идеале видел земства чем-то вроде совета местных помещиков, которые по-барски опекают прочие сословия и распоряжаются их жизнью. Дворяне действительно представляли собой самый лояльный общественный слой.
Подготовка земской контрреформы
Подготовка реформы земства была начата сразу после воцарения Александра III. В 1881 году была создана Особая комиссия для составления проекта местного управления под председательством М.С. Каханова. Комиссия работала до 1885 года, но ее выводы были признаны неудовлетворительными и подверглись критике со стороны как министра внутренних дел Д.А. Толстого, так и со стороны самого царя. Предложением комиссии было перейти к сословным выборам, расширить полномочия земских органов, но при этом максимально приблизить статус членов этих органов к статусу государственных чиновников.
В 1886 году начальником канцелярии министра внутренних дел А.Д. Пазухиным был представлен другой проект. Он предусматривал не только ограничение избирательных возможностей при формировании земских органов и увеличение в них роли дворянства, но и сужение круга полномочий земских структур. Но и этот проект был забракован.
Окончательный вариант земской контрреформы был создан с участием министра внутренних дел И.Н. Дурново. В нем были учтены наработки всех предыдущих проектов. Этот документ и был утвержден царем 12 (24 по новому стилю) июня 1890 года.
Содержание нового Земского положения
Хотя формально новое Положение даже несколько расширило полномочия земств, задача обеспечения преобладания в них дворянства была выполнена. Также усилился государственный контроль за деятельностью земских органов.
В 1892 году нормы Земского положения 1890 года распространили и на городское самоуправление. С незначительными изменениями Положение действовало до революции 1917 года.
Историческое значение Земского положения 1890 года
Однако отдельные аспекты Положения имели и позитивное значение. В частности, в стране медленно, но неуклонно увеличивалось количество земских (светских) школ и земских больниц (ведь местное самоуправление получило в этой сфере дополнительные полномочия). Помощь бедным была эпизодической и очевидно недостаточной, но эпидемиологическая ситуация и противопожарная защита улучшились.
В целом новый способ устройства местного самоуправления оказался вполне жизнеспособным. До свержения царизма новых кардинальных реформ в этой сфере не проводилось.
Самодержавие создало историческую индивидуальность России.
Александр III
Идеология контрреформ и главные преобразования
1 марта 1881 года был убит Александр 2. Императором стал его сын Александр 3. На молодого правителя огромное влияние произвело убийство отца террористической организацией. Это заставило задуматься об ограничении свобод, которые Александр 2 хотел дать своему народу, сделав упор на консервативное правление.
Историки выделяют две личности, которых можно считать идеологами политики контрреформ Александра 3:
- К. Победоносцева
- М. Каткова
- Д. Толстой
- В. Мещерский
Ниже представлено описание всех изменений, которые произошли в России в период правления Александра 3.
Изменения в крестьянской сфере
Одной из главных проблем России Александр 3 считал аграрный вопрос. Несмотря на отмену крепостного права, в этой сфере существовало несколько проблем:
- Большой размер откупных платежей, который подрывал экономическое развитие крестьянства.
- Наличие подушной подати, которая хоть и приносила прибыль в казну, но не стимулировала развитие крестьянских хозяйств.
- Слабость крестьянской общины. Именно в ней Александр 3 видел основу развития села России.
В том же 1882 году Александр 3 утвердил еще одно важное изменение: существенно уменьшалась и ограничивалась подушная подать. Часть дворянства выступала против этого, так как этот налог давал ежегодно в казну около 40 миллионов рублей, однако вместе с тем он ограничивал свободу передвижения крестьянства, а также свободный выбор ими занятия.
В 1882 году для поддержания малоземельного крестьянства был создан Крестьянский банк. Здесь крестьяне могли получить кредит на покупку земли под минимальный процент. Так начались контрреформы Александра 3.
В 1893 году был принят закон, ограничивающий крестьянам право выхода из общины. Чтобы переделить общинную землю, за передел должно было проголосовать 2/3 общины. Кроме того, после проведения передела, следующий выход можно было совершать только через 12 лет.
Рабочее законодательство
Также Император выступил инициатором первого в России законодательства для рабочего класса, который к этому моменту стремительно увеличивался. Историки выделяют следующие изменения, которые коснулись пролетариата:
Россия стала одной из первых стан, где проходил контроль за условиями труда пролетариата.
Издательская политика
Изменения в сфере образования
Университеты всегда были местом распространения новых идей, в том числе революционных. В 1884 году министр Просвещения Делянов утвердил новый университетский устав. Согласно этому документу университеты теряли право на автономию: руководство полностью назначалось из министерства, а не выбиралось сотрудниками университета. Таким образом, министерство Просвещения не только увеличивало контроль за учебными планами и программами, но и получало полный надзор за внеаудиторной деятельностью университетов.
Кроме того, ректоры университета теряли права защиты и покровительства над своими студентами. Так, еще в годы Александр 2 каждый ректор, в случае задержания студента полицией, мог вступиться за него, взяв под свою опеку. Теперь это было запрещено.
Среднее образование и его реформирование
Победоносцев утверждал, что детям крестьян вообще не обязательно иметь высшего образование, с них будет достаточно и обычных церковно-приходских школ. Таким образом, действия Александр 3 в сфере начального и среднего образования перечеркнули планы части просвещенного населения империи по увеличению числа грамотных, количество которых в России было катастрофически малым.
Земская контрреформа
В 1864 году Александр 2 подписал указ о создании органов местного самоуправления – земств. Они создавались на трех уровнях: губернском, уездном и волосном. Александр 3 считал эти учреждения потенциальным местом для распространения революционных идей, однако не считал их местом бесполезным. Именно поэтому он не ликвидировал их. Вместо этого 12 июля 1889 года был подписан указ об утверждении должности земского начальника. Эту должность могли занимать только представители дворянского сословия. Кроме того, они имели очень широкие полномочия: от проведения судебного процесса до указов об организации арестов в районе.
В 1890 году вышел еще один закон тх контрреформ в России конца 19 века, который касался земств. Были проведены изменения избирательной системы в земства: от землевладельцев теперь могли избираться только дворяне, их количество увеличивалось, городская курия существенно сокращалась, а крестьянские места проверялись и утверждались губернатором.
Национальная и религиозная политика
В основе религиозной и национальной политики Александра 3 лежали принципы, которые были провозглашены еще в годы Николая 1 министром Просвещения Уваровым: православие, самодержавие, народность. Большое внимание император уделял созданию русской нации. Для этого была организована стремительная и масштабная русификация окраин империи. В этом направлении он не сильно расходился со своим отцом, который также русифицировал образование и культуру не русских этносов империи.
Что предшествовало реформам
Контрреформы Александра III – это комплекс мероприятий правительства, направленных на изменение (консервацию) социально-политической жизни страны после либеральных реформ предыдущего императора. Главная миссия по претворению этих контрреформ в жизнь была возложена на министра внутренних дел графа Дмитрия Андреевича Толстого.
Причины контрреформ
Поводом для введения контрреформ стало убийство царя Александра II. Вступивший на престол Александр III озаботился усилением со стороны революционных сил и очень осторожно выбирал пути своего нового курса. Выбор помогли сделать сторонники реакционной идеологии К. Победоносцев и Д. Толстой. Приоритетами стали сохранение самодержавия, укрепление сословного строя, традиций и основ российского общества и неприятие либеральных преобразований.
Еще одной причиной контрреформ стало то, что власть не была готова к быстрому развитию и изменениям. А эти изменения уже начались: усилилось имущественное неравенство в деревне, возросло количество пролетариата. Власть не всегда понимала проходящие процессы и мыслила старыми понятиями.
Император прислушался к рекомендациям Победоносцева и отправил в отставку главного либерала М. Лорис-Меликова, поскольку не согласился с его планом преобразований.
В результате была создана программа нового царствования, которая была изложена 29 апреля 1881 года в Манифесте о незыблемости самодержавия. Автором манифеста стал К. Победоносцев.
К.П. Победоносцев
Контрреформы
Крестьянский вопрос
Были приняты меры по поддержке дворянского сословия. В 1885 году создан Дворянский банк, задачей которого стало субсидирование помещиков.
Принимались меры для сохранения патриархального строя на селе. Более сложными стали земельные переделы и разделы. Были отменены подушная подать и общинное земледелие, но выкупные платежи были снижены. В 1882 году был учрежден Крестьянский банк, который должен был выдавать ссуды крестьянам на покупку земель и частной собственности.
Изменения в судебной системе
Претерпела изменения судебная реформа 1864 года. Судоустройство усложнялось и бюрократизировалось, сокращалась компетенция суда присяжных. На селе мировой суд практически заменился произволом чиновников. Служащие из поместных дворян стали во главе всей административной и судебной власти. Они были вправе отменять решения сельских и волостных сходов. Управы на местах на них было не найти, а подчинялись они только предводителю дворянства.
Пересмотр образовательной реформы
Изменения в земствах
В 1890 году были внесены изменения в земскую реформу, в соответствии с ними был узаконен контроль правительства над земствами. Изменение имущественного ценза лишало избирательных прав ремесленников и местных торговцев.
И.Е. Репин. Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца
Полицейские меры
Итоги контрреформ
Властям не удалось выполнить программу контрреформ в полном объеме. Уже с середины 1890-х годов начался подъем революционного движения. Лидирующее место в революционной борьбе занял пролетариат.
Читайте также: