Земляной вал 53 история усадьбы кратко

Обновлено: 07.07.2024

Усадьба ВЫСОКИЕ ГОРЫ (Усачевых-Хлудовых-Найденовых), г. Москва, ул. Земляной Вал 53 (часть 1)

По типу домов усадебный дом близок к более популярному Опекунскому совету на Солянке, построенному тем же Жилярди на несколько лет позднее. Та же ионическая колоннада в один второй этаж, поставленная на массивных арках, тот же купол с многочисленными круглыми окнами, та же рустовка нижнего этажа. В зале дома Найденовой по эскизам Жилярди расписаны потолки. Главный дом поставлен вдоль улицы, оформляя вместе с подпорной стеной пандуса значительный отрезок проезда вдоль срытого Земляного Вала. Своим внушительным видом он фиксирует наиболее высокое место прибрежного рельефа.

От проезжей части улицы дом отделял небольшой палисадник, как это было предписано Комиссией для строений. Как всякое классическое здание, оно имеет центрально-осевую композицию и главную точку зрения: дом Усачевых поставлен так, что его поперечная ось совпадает с осью расположенного напротив Грузинского переулка. Поднятый на уровень второго этажа портик замыкает таким образом открывающуюся с переулка перспективу.

Столичный Информационный портал

Крупный объем главного дома господствует над усадебным ансамблем. Его повышенная центальная часть выделена на главном фасаде восьмиколонным ионическим портиком, поднятым на аркаде первого этажа, первоначально открытой. Слева от дома находится парадный въезд во двор. На скромном дворовом фасаде выделяются декор парадного крыльца — парные чугунные фигуры львов и грифонов и металлическое кружево кованого навеса. Парадный двор производит величественное впечатление благодаря необычно мощным пропорциям окружающих его служебных построек. В устройстве парка мастерски использовано местоположение усадьбы. От богато декорированного портала на южном торце начинается широкий пологий пандус — сход в парк. Белокаменные борта пандуса уставлены чугунными вазами, а в конце его помещены два лежащих льва. Сохранились две круглые беседки, замыкающие поперечные аллеи и грот рядом с пандусом.

После смерти П. Н. Усачева в 1848 году усадьба постепенно стала приходить в упадок. В 1854-м имение было продано Герасиму Ивановичу Хлудову, занимавшему до этого особняк неподалеку (Земляной вал, 56), который в течение трех лет обустраивал новое владение по собственному вкусу. При нем сад, сползавший к самой Яузе, был отделан на образцовый английский манер и заключал в себе не только теплые оранжереи, построенные в 1880 году, где выращивались пальмы, мандарины, апельсины, лимоны, и изумительные розы и белые гортензии; но и птичий двор, и даже зверинец. Парк состоял из насаждений редких пород деревьев: туи, серебристых елей, карельских берез, кедров.

В сквере установлен фрагмент Берлинской стены, бетонным занавесом разделявшей Восточный и Западный Берлин.

Среди участников мероприятий в Сахаровском центре: Марат Гельман, Тимур Шаов, Вероника Долина.

Каланчёвка и механический Ленин: Парк искусств Музеон: Тишинская площадь: Московский планетарий: Улица Руставели: Мытная улица: Храм Христа Спасителя. Интерьеры: Ильинка: Химический факультет МГУ: Ходынское поле:

Улица Гастелло: От Варварских до Ильинских ворот: Станция Лихоборы: Депо Лихоборы: Улица Солженицына: Пушкинская площадь: Мемориальный музей космонавтики: Тимирязевская сельхозакадемия. Начало: Тимирязевская сельхозакадемия. До революции: Сиротский приют Бахрушиных:

Детский музыкальный театр Наталии Сац: Московский комбинат вин и : Парк Сокольники. Фестивальная площадь: Парк Сокольники. Природа и ландшафт: Ботаническая улица: Ямское Поле: Дворец культуры ГПЗ-1: Больница Медсантруд: Лужники: Биологический музей имени Тимирязева:

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ НА КАРАНТИНЕ

В России, безусловно, тоже широкие возможности для онлайн путешествий. Виртуальных туристов ждут во всех регионах страны: от Москвы до Воркуты.

Мы сделали для вас подборку 10 фильмов, которые были сняты в дворянских усадьбах.

Архивные материалы и документы







Описание усадьбы Пятая гора

В единое целое объединил здание опоясывающий его по периметру широкий и высокий антаблемент, завершенный с боковых фасадов фронтонами. Окна двойного света освещали нарядный интерьер церковного зала, стены которого оформлены ионическими полуколоннами, а алтарь отделен свободно стоящими колоннами. Лишь звонница напоминала, что это не дворцовый павильон, а приходский храм. Поставленный на возвышении, обозримый со всех сторон, белокаменный, он контрастно выделялся на зеленом фоне усадебного парка. Усадьба появилась после того, как в конце XVIII века Екатерина Михайловна Ренкевич, урожд. Шнее, (ум. в 1802 г.) получила в подарок от мужа деревни Пятая гора, Озеры, Донцы, Глумицы, Холоповицы. В созданной ею усадьбе она, разбитая параличом, и доживала свой век. Имение унаследовала ее сестра Христина Михайловна, вышедшая вторым браком замуж за генерал-майора Ивана Егоровича Фока, но владела не долго — через два года продала Федору Максимовичу Брискорну (1760—1820). Сын придворного аптекаря, он сделал блестящую карьеру, получил дворянское достоинство, был сенатором, тайным советником. Усадьба к тому времени уже сложилась, в ней было все необходимое: постройки, правда, деревянные, огород, сад, парк. Ограниченная со всех сторон дорогами, она практически не менялась в своих границах, а только благоустраивалась. К небольшому господскому дому сходились три луча аллей, склоны холма террасировали, в композицию включили небольшой пруд на южной окраине парка, устроили видовые площадки, построили ограду.














Усадьба
ВЫСОКИЕ ГОРЫ
(Усачевых-Найденовых)
ул. Земляной Вал, д.53

Часть 1.
Прогулка по усадьбе.

Рюриковичи, Гагарины,
Усачевы, Хлудовы, Найденовы

Обширная усадьба сначала занимала 2 участка, один из которых, купленный у купеческой вдовы Степаниды Невежиной, в XVI веке занимала усадьба великого князя Ивана III, а затем князей Гагариных.

Доменико Жилярди (1785—1845) — швейцарский архитектор, работавший в Москве. Сын архитектора Джованни (Иван Дементьевич) Жилярди, дядя Алессандро Жилярди. Лично и в соавторстве с А. Г. Григорьевым восстановил разрушенные пожаром 1812 года общественные здания Москвы: Университет, Слободской дворец, Екатерининский институт и др.

3. Главный дом, приподнятый на высокий цокольный полуэтаж, украшен восьмиколонным портиком и лепным декором.

При Хлудовых усачевский усадебный парк был расширен и обогащен тропическими и субтропическими растениями, в дом и сад была проведена вода из мытищинского водопровода, в главном корпусе было устроено калориферное отопление. Хлудовский дом задавал тон всей московской буржуазии. Гостей поражал парк с редкими породами деревьев: туи, серебристых елей, карельских берез, кедров; в теплой оранжерее, построенной в 1880, выращивались пальмы, мандарины, апельсины, лимоны, изумительные розы и белые гортензии.

После смерти Г. И. Хлудова в 1885 усадьба перешла к его наследницам — четырем дочерям, имевшим к тому времени свои семьи. Коллекция картин была поделена между наследницами. Усадьбу вскоре выкупила у своих сестер Александра Г. Найденова. В усадьбе Найденова не жила, имея собственный дом на Покровском бульваре, но поддерживала в ней идеальный порядок вплоть до революции и национализации.

По типу домов усадебный дом близок к более популярному Опекунскому совету на Солянке, построенному тем же Жилярди на несколько лет позднее. Та же ионическая колоннада в один второй этаж, поставленная на массивных арках, тот же купол с многочисленными круглыми окнами, та же рустовка нижнего этажа. В зале дома Найденовой по эскизам Жилярди расписаны потолки. Главный дом поставлен вдоль улицы, оформляя вместе с подпорной стеной пандуса значительный отрезок проезда вдоль срытого Земляного Вала. Своим внушительным видом он фиксирует наиболее высокое место прибрежного рельефа.

От проезжей части улицы дом отделял небольшой палисадник, как это было предписано Комиссией для строений. Как всякое классическое здание, оно имеет центрально-осевую композицию и главную точку зрения: дом Усачевых поставлен так, что его поперечная ось совпадает с осью расположенного напротив Грузинского переулка. Поднятый на уровень второго этажа портик замыкает таким образом открывающуюся с переулка перспективу.

11. Грифоны — мифические крылатые существа, с туловищем льва, головой орла или льва. Имеют острые когти и белоснежные или золотые крылья. Грифоны — противоречивые существа, одновременно объединяющие Небо и Землю, Добро и Зло. Их роль и в различных мифах и в литературе неоднозначна. Они могут выступать и как защитники, покровители, и как злобные, ничем не сдерживаемые звери.

13. Львы на замковых камнях. Лев скульптора Замараева, это любимые украшения ампирной и классической Москвы.

16. Грот. Возле грота очень много курящих, поэтому в дневное время сложно сделать фотографию, приходится прятать курильщиков за деревья.




Крупный объем главного дома господствует над усадебным ансамблем. Его повышенная центральная часть выделена на главном фасаде восьмиколонным ионическим портиком, поднятым на аркаде первого этажа, первоначально открытой. Слева от дома находится парадный въезд во двор. На скромном дворовом фасаде выделяются декор парадного крыльца – парные чугунные фигуры львов и грифонов и металлическое кружево кованого навеса. Парадный двор производит величественное впечатление благодаря необычно мощным пропорциям окружающих его служебных построек. В устройстве парка мастерски использовано местоположение усадьбы. От богато декорированного портала на южном торце начинается широкий пологий пандус – сход в парк. Белокаменные борта пандуса уставлены чугунными вазами, а в конце его помещены два лежащих льва. Сохранились две круглые беседки, замыкающие поперечные аллеи и грот рядом с пандусом.

После смерти П.Усачева в 1848 году усадьба постепенно стала приходить в упадок. В 1854-м имение было продано Герасиму Хлудову, занимавшему до этого особняк неподалеку (Земляной вал, 56), который в течение трех лет обустраивал новое владение по собственному вкусу. При нем сад, сползавший к самой Яузе, был отделан на образцовый английский манер и включал не только теплые оранжереи, построенные в 1880 году, где выращивались пальмы, мандарины, апельсины, лимоны, и изумительные розы и белые гортензии, но и птичий двор, и даже зверинец. Парк состоял из насаждений редких пород деревьев: туи, серебристых елей, карельских берез, кедров.

После революции до 1953 года усадьба стала туберкулезным санаторием, затем больницей того же профиля. В настоящее время это памятник архитектуры, охраняемый государством. В зданиях работает основанный в 1999 году Московский научно-практический центр спортивной медицины.





































Андрей Дмитриевич Сахаров (21 мая 1921 — 14 декабря 1989) — советский физик, академик АН СССР, один из создателей первой советской водородной бомбы. Впоследствии — общественный деятель, диссидент и правозащитник, народный депутат СССР. Лауреат Нобелевской премии мира за 1975 год.

Место для центра выбрано не случайно – академик проживал неподалёку, по адресу Земляной Вал, дом № 48.


В сквере установлен арт-объект – фрагмент Берлинской стены, бетонным занавесом разделявшей Восточный и Западный Берлин








Усадьба Усачевых-Найденовых, фото 2015 года

Усадьбу для чаеторговцев Усачевых построили в 1829-1831 годах по проекту Д.И. Жилярди. Это была его последняя работа в Москве. Считается, что в строительстве также участвовал А. Григорьев.

Усадьба сначала занимала два участка. На одном из них в XVI веке стояла усадьба великого князя Ивана III. В 1831 Хлудовы выкупили у Найденова двор возле Яузы и расширили усадьбу. А в 1880-х годах все владение отошло Найденову. При нем парк усадьбы, заложенный еще садоводом-любителем Усачевым, стал пользоваться популярностью у москвичей.

Одна из жемчужин московского зодчества XIX века — дом и сад. созданные Жилярди. Это городская усадьба, новый тип другой такой же усадьбы Москвы — Румянцевского музея, это вторая итальянская вилла, каким-то волшебством перенесенная на берега грязной и узкой Яузы. Густо разрослись деревья сада, разбитого по плану того же Жилярди, и за ними прячутся чарующие архитектурные замыслы. Самый дом выходит фасадом на Садовую и не поражает с первого взгляда… Но совершенно исключителен по замыслу пологий спуск из второго этажа дома в сад, обставленный по бокам вазами с цветами и завершающийся двумя львами. Этот боковой фасад дома задуман и обработан как самостоятельное архитектурное сооружение, и по общим формам в нем нетрудно угадать мастера знаменитого Конного двора в подмосковных Кузьминках.
Замечателен на склонах парка и ансамбль из Чайного павильона и двух круглых беседок, дышащих какой-то одухотворенностью, античною радостью бытия. Если про античные статуи говорят нередко, что их мрамор живет, то здесь дышит и поет прозаический кирпич под забеленною штукатуркой; здесь зодчество становится скульптурой, не знающей парадных, фасадных и непарадных частей: павильон и беседки, как статуи, равно красивы со всех сторон, а общую концепцию бокового паркового входа в большой дом можно сравнивать с каким-нибудь барельефом. В орнаментальных декорациях, в узорах решеток — всюду встречаются характерные для Жилярди любимые им лебеди и лиры, в извивах которых повторяются те же линии лебединой шеи. И самое зодчество Жилярди — лебединая песнь стиля империи, последнее его слово, высочайшее достижение.


Усадьба Усачевых-Найденовых

В советское время в парке устроили санаторий. Его сотрудники бережно относились к усадьбе Усачевых-Найденовых.

. сестра Найденова жила в флигеле в парке, так как она разошлась с мужем и, по мнению Николая Найденова, опозорила семью. В главный дом преступницу не поселили, а приданое пустили в оборот .

Читайте также: