Зейгарник воспроизведение незавершенных и завершенных действий кратко

Обновлено: 03.07.2024

Эффект Зейгарник — так называется феномен, согласно которому незаконченные действия мы запоминаем гораздо лучше, чем те, которые довели до конца. С чем это связано? Как эффект влияет на нашу жизнь?

Этот широко известный в психологии феномен был открыт в 1920-е годы нашей соотечественницей Блюмой Зейгарник 1 , когда она проходила стажировку в Берлине у знаменитого психолога Курта Левина. Как-то раз в кафе Левин обратил ее внимание на странную закономерность. Официант превосходно запоминал все детали заказа, даже не прибегая к записям. Но выполнив его, уже не мог вспомнить, что именно заказывали предыдущие посетители.

Это наблюдение дало толчок для серьезного эксперимента, в ходе которого Зейгарник установила и описала в своей дипломной работе важную особенность нашей памяти: мы гораздо лучше, примерно в два раза, запоминаем незаконченные действия, чем те, которые были завершены.

Если задача была поставлена и не выполнена, наш мозг продолжает напоминать нам об этом, и мы невольно вновь и вновь мыслями возвращаемся к ней. Этот эффект проявляется в нашей жизни на каждом шагу.

Эффект Зейгарник и многозадачность

О том, что многозадачность мешает мозгу продуктивно работать и провоцирует стресс, написано немало. Это напрямую связано с эффектом Зейгарник. План разных дел, который вы держите в уме, это, в сущности, список незавершенных дел, от которых мозг не может отключиться и постоянно вам о них напоминает. В итоге вы не можете сосредоточиться на том деле, которым заняты в данный момент.

Ожидание награды

Эффект Зейгарник проявляется в том, что мозг напоминает нам о невыполненной задаче. Но он никак не помогает нам приступить к ее выполнению. Размышлять о задаче и засучить рукава, чтобы действовать, — разные вещи, хотя первое предшествует второму. И здесь на нас прежде всего действует другой фактор — ожидание награды.

Предположим, перед вами стоит две задачи: почитать учебник и посмотреть фильм. Периодически мозг напоминает вам об этих несделанных делах. Но какое из них вы завершите, зависит от того, какой награды вы от них ожидаете и какая из них для вас предпочтительней. Для большинства из нас предпочтительней, то есть приятней, посмотреть фильм, чем сидеть над учебником. И скорей всего, вторую задачу мы будем откладывать под разными предлогами.

Если стоящая перед нами задача достаточно сложна, и мы впадаем в прокрастинацию, не зная, с какого конца к ней подойти, лучший способ — начать хоть с чего-то. Предпочтительней — с самого легкого. Дело начато — значит, оно будет закончено.

Навязчивые мелодии и завлекательные сериалы

Зейгарник. Исследование мнемической деятельности. Как соотносится запоминание действий, которые были прерваны до окончания, и запоминание завершенных действий?

1. Незавершенные действия запоминаются чаще. 2. При перечислении всех заданий, испытуемый ставит на первые места именно незавершенные действия.

Воспроизведение прерванных действий

Воспроизведение завершенных действий

1. из чувства долга перед экспериментатором

2. из честолюбия

3. в силу заинтересованности самим заданием.

Экспериментатор должен ориентироваться в каждом отдельном случае на одну из этих установок и регулировать свое поведение в эксперименте согласно им.

Завершенное задание является таковым, если оно является завершенным именно для испытуемого.

Прерывание (дается новое задание) испытуемого во время выполнения задания должно происходить непринужденно (испытуемый сам находит этому объяснение). Прерывание должно быть в момент, когда испытуемый полностью погружен в работу (полуспонтанные высказывания испытуемого о состоянии дел в этом помогают).

Объяснение лучшего запоминания прерванного: инструкция к заданию → квазипотребность → напряженная система → удовлетворение потребности → прерывание → квазипотребность остается (запоминается, чтобы можно было потом продолжить удовлетворение).

Объяснение места в ряду при перечислении всех заданий: перечисление всех заданий – квазипотребность, но есть еще и потребностное напряжение.

2. Забывание намерений.

Биренбаум. Факторы выполнения намерения:

1) Индивидуальные различия (пунктуальные/непоследовательные люди)

2) Важность/неважность намерения

3) Приятность/неприятность (нейтральность) намерения (к слову о Фрейде)

4) Место намерений в жизни человека

Намерение: 1. цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено; 2. удовлетворение потребности не может быть достигнуто непосредственно → формируется напряженная система.

I серия. Ряд заданий, каждое задание надо выполнить на отдельном листочке и подписать его. Задание однородное. Намерение никогда не забывается.

II серия. 5 заданий → пауза 5-10 мин. (развлекательные задания) → основное задание (но забывает подпись) → еще одно основное задание, но подпись не забывается.

III серия. Изменялся формат листочка.

IV серия. Монограмма.

А. Забывание не есть следствие временной отсрочки.

Б. Главное – переход в другую деятельность.

Левин. Забывание намерения, это не выпадение из памяти, не забывчивость и не злопамятность (аффективное состояние). Экспериментальные работы позволили выдвинуть следующие положения:

1. намерение не существует как отдельный факт а принадлежит к целостной структуре действий в сфере личности. Поэтому намерения забываются когда меняется сфера действий (переход к иному заданию, после паузы);

2. намерение обусловлено характером требования материала (изменения формата и цвета также способствуют забыванию)

3. намерения забываются при замещающем выполнении (рисование монограммы приводить к забыванию о подписи, письменная фиксация ослабляет внутреннюю потребность не забыть);

4. забывание может быть объяснено наличием естественных противоположных потребностей (Фрейд.).

Акт намерения возникает тогда, когда он не вытекает из естественных потребностей для данного действия. Действие намерения эквивалентно созданию напряжения внутри личности.

Когнитивный подход к исследованию памяти. Основные положения, альтернативы, понятия и методы.

Когнитивная психология возникла в Англии и США в 50-е годы ХХ века. Основа – гештальт-психология и бехевиоризм. Основное внимание уделялось объективным показателям, не признавался метод наивного самонаблюдения. Основной метод – информационный подход, в рамках которого разрабатывались модели памяти.




Модель переработки информации предполагает, чт

Метафоры сознания (зрительного поля, потока и волны) и их связь с различными представлениями о внимании.

Наиболее отчетливо воспринимаемое содержание в зрительном поле лежит в точке фиксации, тогда как менее отчетливое содержание распределено в обычном поле зрения. Только такт, воспринимаемый в данный момент, наиболее отчетлив и находится в фокусе сознания, все остальные такты удерживаются за счет ассоциативной связи с фокусом. Постоянный объем сознания – 6 элементов, которые ассоциативно связаны между собой.

Внимание – одна из характеристик сознания, свойство фокуса сознания.

Зейгарник. Исследование мнемической деятельности. Как соотносится запоминание действий, которые были прерваны до окончания, и запоминание завершенных действий?

1. Незавершенные действия запоминаются чаще. 2. При перечислении всех заданий, испытуемый ставит на первые места именно незавершенные действия.

Воспроизведение прерванных действий

Воспроизведение завершенных действий

1. из чувства долга перед экспериментатором

2. из честолюбия

3. в силу заинтересованности самим заданием.

Экспериментатор должен ориентироваться в каждом отдельном случае на одну из этих установок и регулировать свое поведение в эксперименте согласно им.

Завершенное задание является таковым, если оно является завершенным именно для испытуемого.

Прерывание (дается новое задание) испытуемого во время выполнения задания должно происходить непринужденно (испытуемый сам находит этому объяснение). Прерывание должно быть в момент, когда испытуемый полностью погружен в работу (полуспонтанные высказывания испытуемого о состоянии дел в этом помогают).

Объяснение лучшего запоминания прерванного: инструкция к заданию → квазипотребность → напряженная система → удовлетворение потребности → прерывание → квазипотребность остается (запоминается, чтобы можно было потом продолжить удовлетворение).

Объяснение места в ряду при перечислении всех заданий: перечисление всех заданий – квазипотребность, но есть еще и потребностное напряжение.

2. Забывание намерений.

Биренбаум. Факторы выполнения намерения:

1) Индивидуальные различия (пунктуальные/непоследовательные люди)

2) Важность/неважность намерения

3) Приятность/неприятность (нейтральность) намерения (к слову о Фрейде)

4) Место намерений в жизни человека

Намерение: 1. цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено; 2. удовлетворение потребности не может быть достигнуто непосредственно → формируется напряженная система.

I серия. Ряд заданий, каждое задание надо выполнить на отдельном листочке и подписать его. Задание однородное. Намерение никогда не забывается.

II серия. 5 заданий → пауза 5-10 мин. (развлекательные задания) → основное задание (но забывает подпись) → еще одно основное задание, но подпись не забывается.

III серия. Изменялся формат листочка.

IV серия. Монограмма.

А. Забывание не есть следствие временной отсрочки.

Б. Главное – переход в другую деятельность.

Левин. Забывание намерения, это не выпадение из памяти, не забывчивость и не злопамятность (аффективное состояние). Экспериментальные работы позволили выдвинуть следующие положения:

1. намерение не существует как отдельный факт а принадлежит к целостной структуре действий в сфере личности. Поэтому намерения забываются когда меняется сфера действий (переход к иному заданию, после паузы);

2. намерение обусловлено характером требования материала (изменения формата и цвета также способствуют забыванию)

3. намерения забываются при замещающем выполнении (рисование монограммы приводить к забыванию о подписи, письменная фиксация ослабляет внутреннюю потребность не забыть);

4. забывание может быть объяснено наличием естественных противоположных потребностей (Фрейд.).

Акт намерения возникает тогда, когда он не вытекает из естественных потребностей для данного действия. Действие намерения эквивалентно созданию напряжения внутри личности.

Когнитивный подход к исследованию памяти. Основные положения, альтернативы, понятия и методы.

Когнитивная психология возникла в Англии и США в 50-е годы ХХ века. Основа – гештальт-психология и бехевиоризм. Основное внимание уделялось объективным показателям, не признавался метод наивного самонаблюдения. Основной метод – информационный подход, в рамках которого разрабатывались модели памяти.

Модель переработки информации предполагает, чт

Метафоры сознания (зрительного поля, потока и волны) и их связь с различными представлениями о внимании.

Наиболее отчетливо воспринимаемое содержание в зрительном поле лежит в точке фиксации, тогда как менее отчетливое содержание распределено в обычном поле зрения. Только такт, воспринимаемый в данный момент, наиболее отчетлив и находится в фокусе сознания, все остальные такты удерживаются за счет ассоциативной связи с фокусом. Постоянный объем сознания – 6 элементов, которые ассоциативно связаны между собой.

А у вас бывало такое, когда вы вроде бы расстались с кем-то: разошлись с человеком, поменяли старую работу на новую, но в мыслях продолжаете оставаться на старой работе или с бывшим в вашей жизни человеком, как бы решая с ними какие-то очень важные вопросы?

Либо ситуация уже прошла, даже давно, а мысленные диалоги, связанны с ней не покидают?
С кем не бывало, так ведь)
Что же это за эффект такой и откуда он берется?
Это эффект психолога Блюмы Вульфовны Зейгарник – психологический феномен, который был открыт в одном берлинском кафе. До наших дней он активно используется в гештальт-терапии и для повышения продуктивности. А еще его используют в СМИ, рекламе, в манипуляциях и техниках продаж))) (между делом).

И основан он на описании особенностей психологических процессов, развивающихся в случае отсутствия логического завершения какого-либо важного дела. Этот эффект помогает объяснить природу таких чувств, как тревога и вина в психотерапии.

Суть в том, что задачи, дела важные для нас, которые мы не завершаем в каком-то участке своей жизни откладываются в нашей памяти ярче и глубже тех, которые мы завершили.

Выходит, что любое, важное для человека, незавершенное действие - отражается на психике человека в виде внутреннего конфликта, напряжения и невозможности расслабиться и переключиться на что-то новое. Т.е. человек постоянно оказывается живущим в своих прошлых нерешенных задачах, делах, конфликтах. Отсутствие его логического окончания влечет за собой вытекание энергии в волнующем человека направлении. Продолжительное вытекание и напряжение становятся причиной невроза и других проблем со здоровьем.

Примеры: когда вы с кем-то обсуждаете важную для вас тему и вас прервали на середине разговора, когда вы хотели что-то сказать родителям в детстве, но не смогли, когда вам хотелось сказать что-то начальнику, бывшему, бывшей - но не успели, не удалось, не смогли потому, что страшно и т.п.

По Зейгарник, получается такая последовательность:

  • Начало выполнения любого задания создает в памяти человека напряжение.
    2. Напряжение стремится к завершению, влияя на поведение.
    3. Напряжение разряжается, как только реализовано окончание дела.

По своей природе человек устроен таким образом, что комфорт и ощущение удовлетворения испытывает только от решения задания и завершения рабочего процесса. Этот феномен как раз таки и нашел свое место в гештальт-терапии. В которой все сводится к тому, чтобы завершить незавершенные дела в прошлом. Ведь особенность психики (по феномену Зейгарник), заключается в том, что она способна переводить в опыт только законченные дела. И расслабление в ней приходит после того, как будет сформирован завершенный образ задачи.

Этот эффект, говорит о повышенном значении незаконченных дел человека, из-за которых так сложно добиться внутреннего спокойствия, оставить прошедшие события в прошлом, и устранить новое напряжение в памяти от начала новых задач.

И вот тут, очень хорошо работает регрессивный гипноз, который позволяет вернуться в то, условное прошлое в картине мира человека, чтобы внутри себя решить эти нерешенные задачи.

Знаете, о чем я думала? О том, что если придерживаться теории прошлых жизней, в которую я верю, которые я сама вспоминала, прорабатывая в этих образах свои нерешенные дела, то в нашем настоящем в подсознании человека может храниться такое количество незавершенных дел, которое так или иначе будет тормозить движение вперед. Это, как если бы личность сама себя держит привязанной на длинном проводе к событиям прошлого, о котором даже ум уже не помнит, поскольку амнезировал его в памяти.

Так что, если вам все еще хочется разобраться в своих нерешенных психологических вопросах - пишите мне, разберемся)

Эффект Зейгарник

Классический эксперимент Б. В. Зейгарник

Участникам было разрешено завершить вторую половину задания.

Любое мемориальное преимущество в эксперименте Зейгарник должно коррелировать с законченными задачами, поскольку участник логически, в среднем, должен тратить больше времени на законченную задачу. Но, все же, используя меньше времени на обработку прерванных заданий, участники вспоминали их чаще.

С тех пор было предложено учитывать дополнительные социальные, мотивационные и личностные факторы в вариациях и модификациях оригинального эксперимента.

Богославский и Гатри (1941) предположили, что напряженность, которая присутствует во время решения проблемы, увеличивает запоминаемость проблемы.

Однако в других исследованиях были обнаружены расхождения с результатами оригинального эксперимента.

Розенцвейг (1943) выдвинул гипотезу о некой форме репрессии, чтобы объяснить расхождение с результатами Зейгарник. В исследовании, которое он провел, испытуемым было сказано, что задачи состоят из теста на интеллект. И в этом случае участники более полно помнили завершенные задачи, чем те, которые остались нерешенными. Розенцвейг объяснил это защитной реакцией мозга, при которой человек желает быстрее вытеснить ситуации или действия, характеризующие его как глупого, неуклюжего, неуместного и т.д. Другие ученые предложили факторы, связанные со стрессом (Гликсмен, 1949), индивидуальными различиями (Аплер, 1946) и субъективной усталостью для учета расхождения между их результатами и оригинальным экспериментом Зейгарник. Использование теорий, основанных на социальных, мотивационных и других, связанных с личностью переменных, были приняты с ограниченным успехом.

Такие теории не смогли объяснить многочисленные, казалось бы, противоречивые выводы.

Более высокая степень успеха может быть достигнута при попытке объяснить оригинальные результаты Зейгарник и некоторые последующие эксперименты с точки зрения когнитивной модели решения проблем. Пересмотрев эффект Зейгарник в плоскости современных теорий проблемных представлений, целей и контекстных эффектов, возможно, мы можем объяснить обстоятельства, при которых эффект будет иметь место.

Модификации эксперимента Б. В. Зейгарник

Изучая когнитивные факторы, многие ученые пытались объяснить как первоначальный эффект, так и различные исследования, которые порой не повторяли оригинальный эксперимент.

Одними из таких ученых стали сотрудники университета Колорадо.

Следующим этапом была субъективная оценка при помощи шкалы. По каждой ранее приведенной задаче испытуемым было предложено оценить, насколько они уверены в том, что их ответ был верным.

Следуя этим инструкциям, испытуемым были представлены две первые задачи. Одна была простой, и каждый участник завершал ее в течение периода между 30 и 210 секундами. Вторая была достаточно сложной, и каждого испытуемого успешно прерывал экспериментатор между 15 и 60 секундами. Экспериментатор следовал этой схеме на протяжении решения всех 20 тестовых заданий. Задачи теста были представлены в одном случайном порядке для всех испытуемых.

Сразу же после окончания выполнения всех 20 заданий участников попросили написать о заданиях, которые они могли вспомнить. Также экспериментатор просил отметить, насколько правильно участники решили каждую задачу, которую они смогли вспомнить, исходя из субъективной оценки корректности.

Результаты показали, что участники практически одинаково хорошо вспоминали как незавершенные задания, так и задания, которые они успели выполнить, и были абсолютно уверены в правильности их решения.

Был сделан вывод, что уверенность относительно того, как хорошо участники справились с задачей, формирует чувство удовлетворения.

Также выяснилось, что свободное запоминание выполненных задач немного лучше, чем запоминание прерванных задач. Однако это неудивительно, учитывая, что субъект тратит значительно больше времени как при верном решении задания, так и при ошибочном, по сравнению с временным отрезком, который тратится на выполнение прерванной задачи.

В другом исследовании американский психолог Джон Аткинсон сосредоточился на мотивационных аспектах завершения задачи. Он также обнаружил подтверждение эффекта Зейгарник, но отметил, что на запоминание незавершенных задач также влияют индивидуальные различия между участниками. Аткинсон пришел к выводу, что те субъекты, которые подошли к задачам с более высокой мотивацией к их выполнению, пытаются решить как можно большее их количество и, соответственно, число незавершенных задач при условии лимита времени увеличивается. Напротив, если участник был менее мотивирован, статус невыполненной задачи был менее интересен для него и, соответственно, менее запоминающимся (Аткинсон, 1953).

Еще одним вариантом классического эксперимента стало исследование М. Овсянкиной относительно желания испытуемых вернуться к завершению прерванной задачи.

Фундаментальная работа Зейгарник, основанная на эксперименте, стала одной из точек отсчета в формировании основного гештальт-принципа – завершенности и целостности. Основываясь на концепции К. Левина, Зейгарник объясняла полученные ею результаты следующим образом: прерванная задача или действия приводят к возникновению психологического напряжения у субъекта. Для того, чтобы произошла разрядка, субъект стремится к завершению той или иной задачи, то есть пытается сделать образ или воспоминание полным, законченным, пришедшим к логическому завершению. Понятие незавершенной задачи часто использовалось гештальт-психологами как аналог незаконченной перцептивной и когнитивной задачи, понятие которой ввели Перлз и Шепард.

В завершение, стоит отметить, что сама Б. В. Зейгарник никогда не занималась гештальт-терапией и не имела к этому никакого отношения. Однако ее исследования активно используются до сих пор психотерапевтами и психологами самых различных направлений. Ведь именно результаты ее эксперимента позволили сделать вывод, что личность человека постоянно стремится к завершению ситуаций или задач. Прерывание таких действий способно вызвать психологическую напряженность и вполне может сформировать невроз.

Читайте также: