Здравоохранение ставропольского края кратко

Обновлено: 08.07.2024

Структура управления и объемы финансирования российского здравоохранения напрямую влияют на качество медицинской и лекарственной помощи населению. В этой связи особого интереса заслуживает изу­чение состояния регионального здравоохранения. Целью исследования явилось проведение SWOT-анализа функционирования здравоохранения Ставропольского края. Выявлены и сгруппированы основные проблемы в области регионального здравоохранения: отсутствие необходимой законодательной базы, разобщенность функционирования государственных структур, дефицит бюджетных ассигнований, отрицательная демографическая ситуация, недостаточная работа по профилактике заболеваний, неэффективные преобразования в системе оказания медицинской помощи. Предложены возможные пути для улучшения сложившейся ситуации. По результатам анализа авторами сделан вывод о необходимости реформирования системы здравоохранения на региональном уровне, которое должно включать комплекс мероприятий с участием органов власти Ставропольского края и их муниципальных образований, заинтересованных в совместном решении гарантированного обеспечения населения качественной медицинской помощью и лекарственными препаратами.


3. Лузик Е.В., Микаэлян М.Ф. Изучение доступности фармацевтической помощи на региональном рынке Ставропольского края // Разработка, исследование и маркетинг новой фармацевтической продукции: сб. науч. тр. – Пятигорск, 2012. – Вып. 67. – С. 455–456.

4. Лузик Е.В., Микаэлян М.Ф. Изучение оказания медицинской помощи населению Ставропольского края // Молодые ученые в решении актуальных проблем науки: сб. работ молодых ученых III Межднарод. науч.-практ. конф. – Владикавказ, 2012. – С. 125–129.

Здравоохранение является важнейшей отраслью для благополучного и успешного развития любой страны и территориального образования. В настоящее время система здравоохранения России находится в процессе модернизации, при этом развитие и функционирование территориальных (региональных и муниципальных) систем здравоохранения характеризуются наличием кризисных моментов. Система оказания медицинской и лекарственной помощи населению отражена на рисунке.

По мнению ВОЗ, главными критериями оценки эффективности деятельности системы здравоохранения являются:

• состояние здоровья населения: ожидаемая продолжительность жизни, смертность, инвалидность и др.;

• образ жизни населения: распространенность табакокурения, алкоголизма, ожирения и др.;

• удовлетворение обоснованных нужд населения: права человека, самостоятельность в принятии решения, право на конфиденциальность, ориентированность на пациента (внимательность медицинского персонала, чистота в медицинских организациях и адекватное питание, социальная поддержка, возможность выбора);

• справедливость в оплате медицинской помощи и равенство в доступности медицинской и лекарственной помощи (оплата основана на доходах, а не на рисках).

В последние годы в здравоохранении РФ происходят весьма существенные изменения, в первую очередь, в структуре управления и объемах финансирования, что сказывается на качестве медицинской и лекарственной помощи. В связи с этим представляет интерес изучение состояния здравоохранения на региональном уровне.

Целью исследования явилось проведение SWOT-анализа системы функционирования здравоохранения в Ставропольском крае.

Материалы и методы исследования

Объектом исследования явилась система здравоохранения Ставропольского края. Источниками информации служили данные, предоставленные Министерством здравоохранения и территориального управления Росздравнадзора Ставропольского края. Для получения достоверных эмпирических данных и их обобщения применялись методы социологии медицины: анкетный опрос, методы группировки, сравнения, контент-анализ, системный подход, компаративный и структурно-функциональный анализ.

pic_85.tif

Функционирование системы здравоохранения

Результаты исследования и их обсуждение

Мнение респондентов о состоянии здравоохранения Ставропольского края, %

Остается без изменения

Основными задачами здравоохранения Ставропольского края являются:

• недопущение снижения объемов и качества медицинской и лекарственной помощи;

• обеспечение эффективного использования накопленного потенциала здравоохранения и медицинской науки;

• сосредоточение финансовых и других ресурсов на развитии наиболее важных направлений здравоохранения, включая федеральные целевые программы.

Для решения поставленных задач основным направлением должна стать структурная перестройка отрасли в условиях рыночной экономики с целью обеспечения населения края общедоступной, качественной медицинской и лекарственной помощью.

Социально-экономическая нестабильность в крае привела к тенденции роста депопуляции населения и демографическому старению, широкому распространению различных групп заболеваний, основными из которых являются болезни органов дыхания, травмы и отравления, заболевания сердечно-сосудистой системы, болезни кожи и подкожной клетчатки, болезни мочеполовой системы. При этом стабильно растет инвалидизация и смертность, основными причинами которых являются болезни системы кровообращения и новообразования.

В последние годы в крае отмечается снижение числа стационарных и амбулаторных медицинских организаций, ФАПов, изношенность технологического оборудования, низкая степень обеспечения больничными койками и непродолжительность пребывания на них, дефицит медицинских кадров, в первую очередь, молодых врачей-специалистов различного профиля. Установлено, что структура сети МО не соответствует федеральным нормативам. Все это сказывается на качестве медицинского обслуживания населения края.

По результатам анализа демографических показателей, структуры смертности и заболеваемости населения, состояния материально-технической базы учреждений здравоохранения, их кадровой обеспеченности и системы финансирования, законодательного регулирования позволяют сделать вывод о необходимости модернизации системы здравоохранения края с целью улучшения качества и медицинского обслуживания населения. В 2011 г. нами был проведен SWOT-анализ развития здравоохранения края, который показал следующее:

Сильные стороны системы здравоохранения (S):

• наличие широкой лечебной сети, обеспечивающей этапность оказания медицинской помощи (92 больничных и 131 амбулаторно-поликлиническая организация);

• проведение эффективной профилактической работы краевого регионального здравоохранения в части активной прививочной компании по гриппу;

• проведение диспансеризации работающего населения (40 844 человека);

• значительное число аптечных организаций в крае (свыше 1353 аптечных организаций);

• сохранение социальных функций в государственном фармацевтическом секторе (298 аптечных организаций);

• уникальная бальнеологическая зона и санаторно-курортная база (более 103 здравницы);

• относительно высокий профессиональный уровень медицинского персонала (в медицинских организациях и санаторно-курортных учреждениях края трудятся доктора и кандидаты медицинских наук);

• сформирована система поддержки отрасли за счет федерального (945059 тыс. руб.), краевого (13670,2 тыс. руб.) и муниципального бюджетов в рамках действующих целевых программ;

• собственная учебная база, включающая высшие (2) и средние медицинские учебные заведения (более 10);

• система научно-практического взаимодействия в виде широкого распространения клинических больниц, центров, отделений.

Слабые стороны (W):

• недостаточное развитие реабилитационной сети в крае;

• слабая и устаревшая материально-техническая база медицинских организаций;

• низкая доступность специализированной медицинской и лекарственной помощи для населения (в первую очередь сельских жителей);

• недостаточное финансирование территориальной Программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи;

• низкая доля финансирования всего здравоохранения края от валового регионального продукта (3,2 %);

• недоукомплектованность медицинских организаций специализированным персоналом (нехватка медицинских кадров составляет 27 %);

• наличие медицинских объектов в режиме долгостроя;

• недостаточная профилактическая работа в отношении различных групп заболеваний;

• несовершенная нормативно-правовая база и отсутствие льгот для аптечных организаций не позволяют оказывать в полной мере государственную поддержку и социальные функции.

• внедрение высокотехнологичных видов медицинской помощи на базе имеющихся медицинских организаций;

• гибкое реагирование лечебной сети на изменения конъюнктуры на рынке медицинских услуг;

• прогнозирование регионального рынка медицинских услуг;

• соответствие оказания медицинской помощи федеральным стандартам;

• развитие информационно-коммуникативных технологий;

• межведомственное взаимодействие с целью расширения использования имеющейся санаторно-курортной базы региона;

• создание государственных учреждений здравоохранения в виде высокоэффективных межрайонных многопрофильных стационаров для обеспечения населения всеми основными видами стационарной помощи;

• повышение доступной медицинской и лекарственной помощи для сельского населения в виде общеврачебных практик, на базе лечебной инфраструктуры и созданных ФАПов.

• отток медицинских кадров в более привлекательные отрасли и территории;

• дефицит бюджетного финансирования;

• повышенные миграционные процессы вне зависимости от материально-технической и кадровой обеспеченности лечебной сети;

• рост жалоб граждан на снижение качества оказания медицинской и лекарственной помощи, включая реализацию отдельных программ;

• критический износ основных фондов здравоохранения вследствие недостаточного финансирования прежде всего на уровне муниципальных образований;

• увеличение разрыва между требованиями по выполнению современных стандартов в медицинских организациях и объёмами их финансирования;

• усиление различий между территориями в пределах края по объему и качеству оказания медицинской и лекарственной помощи.

Проведенный SWOT-анализ позволил выявить существующие проблемы в области здравоохранения Ставропольского края в настоящее время, которые объединены в 6 групп:

1. Отсутствие необходимой законодательной базы, а именно законов, регулирующих деятельность государственной, муниципальной и коммерческой систем здравоохранения.

2. Разобщение деятельности многих государственных структур, занимающихся вопросами охраны здоровья как на федеральном уровне, так и региональном уровнях.

3. Острый дефицит бюджетных ассигнований и неадекватная работа системы ОМС, вызванные кризисными явлениями в системе финансирования отрасли.

4. Отрицательная динамика демографических процессов в крае.

5. Недостаточная работа по профилактике заболеваний за исключением вакцинации от гриппа.

6. Коренные преобразования в системе оказания медицинской помощи, связанные с местным самоуправлением субъектов РФ.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости проведения реформ в области здравоохранения края, основными целями которых должны являться:

• создание условий для соблюдения предоставленных гарантий по оказанию медицинской и лекарственной помощи населению;

• формирование многоуровневого здравоохранения с сохранением лидирующих позиций государственного участия;

• увеличение объемов и изменение порядка финансирования медицинской отрасли;

• повышение терапевтической эффективности с учетом фармакоэпидемиологии и фармакоэкономики в медицинских организациях;

• повышение конкурентоспособности государственной системы здравоохранения;

• обеспечение защиты прав пациентов на получение качественной медицинской и лекарственной помощи.

Рецензенты:

Парфейников С.А., д.фарм.н., профессор, заведующий кафедрой управления и экономики фармации факультета последипломного образования Пятигорского филиала Волгоградского государственного медицинского университета, г. Пятигорск;

Андреева И.Н., д.фарм.н., профессор кафедры УЭФ ФПО Пятигорского филиала Волгоградского государственного медицинского университета, г. Пятигорск.

Портал органов государственной власти

Меню

stavropol gerb

Министр

Колесников Владимир Николаевич

ГРАФИК

приема граждан министром и заместителями министра

здравоохранения Ставропольского края

Фамилия, имя, отчество

Занимаемая должность

День недели,

время

кабинета,

№ телефона для записи

Колесников

Владимир

Николаевич

министр

(запись осуществляется в первый рабочий день месяца)

О министерстве

Ниже приведены некоторые основные полномочия министерства:

  • В пределах своей компетенции издаёт (в том числе совместно с иными краевыми органами исполнительной власти) нормативные правовые акты, обязательные к исполнению на территории Ставропольского края, дает разъяснения по их применению;
  • осуществляет меры по обеспечению конфиденциальности информации в области здравоохранения, в том числе врачебной тайны;
  • на основе государственного заказа в области охраны здоровья дает фармакоэкономическую оценку и определяет потребность в лекарственных и дезинфекционных средствах, медицинской технике, изделиях медицинского назначения и иммунобиологических препаратах, крови и ее компонентах, а также сырье, материалах, оборудовании и комплектующих для производства лекарственных средств, медицинской техники, средств медицинского назначения и другой фармацевтической и медицинской продукции;
  • в установленном порядке проводит мероприятия по организации обеспечения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой подведомственных организаций и населения Ставропольского края;
  • развивает сеть подведомственных лечебно-профилактических, санаторных учреждений, аптек, фармацевтических предприятий, предприятий медицинской техники и координирует их деятельность;
  • проводит анализ уровня оснащенности подведомственных организаций лекарственными и дезинфекционными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой, а также осуществляет меры по развитию материально-технической базы подведомственных организаций;
  • организует деятельность краевого центра медицины катастроф, фармацевтических учреждений, учреждений здравоохранения и предприятий Ставропольского края в условиях чрезвычайных ситуаций;
  • рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам своей компетенции и принимает по ним необходимые меры;
  • обеспечивает совершенствование профилактической, лечебно-диагностической и лечебно-оздоровительной работы, лекарственной помощи;
  • принимает участие совместно с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора в работе по профилактике инфекционных заболеваний, а также профессиональных заболеваний, связанных с неблагоприятным влиянием на здоровье человека факторов среды его обитания;
  • в рамках своей компетенции разрабатывает мероприятия, обеспечивающие охрану семьи, материнства, отцовства и детства, санитарно-гигиеническое образование населения, участвует в решении вопросов медико-социальной помощи семье;
  • определяет кадровую политику в сфере здравоохранения и фармации, разрабатывает и реализует совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Ставропольского края, образовательными учреждениями системы здравоохранения Ставропольского края программы кадрового обеспечения в области здравоохранения, организует и координирует деятельность по подготовке, переподготовке и повышению квалификации медицинских и фармацевтических работников, проводит их аттестацию;
  • содействует функционированию системы специального профессионального высшего, среднего медицинского и фармацевтического образования, взаимодействию с учебными и научными организациями федерального подчинения;
  • в установленном порядке осуществляет контроль за квалификацией и профессиональным уровнем работников системы здравоохранения Ставропольского края;
  • участвует в осуществлении государственной политики, направленной на обеспечение безопасных условий труда медицинских и фармацевтических работников;
  • анализирует причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний в сфере здравоохранения, принимает меры по их профилактике;
  • осуществляет методическое руководство службой охраны труда подведомственных организаций;
  • в установленном порядке участвует в разработке, заключении и выполнении отраслевых (тарифных) соглашений;
  • принимает участие в совершенствовании системы служб экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях и осуществляет в пределах своих полномочий руководство их деятельностью.

Министерство с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

Наталья Смирнова

Министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко прокомментировал слухи о перебоях с поставками лекарств из-за рубежа.

Министерство здравоохранения

Министерство здравоохранения запись закреплена

Министерство здравоохранения

Министерство здравоохранения запись закреплена

Церковное возрождение на Кавказе. Рассказ о Митрополите Ставропольском и Владикавказском Гедеоне и Епископе Ставропольском и Владикавказском Феофане. Визит Патриарха Всея Руси Алексия II в Ставрополь в 1994 году.

Министерство здравоохранения

Министерство здравоохранения запись закреплена

Мы создали телеграм-канал Минздрава Ставропольского края @minzdrav_26.

Подписывайтесь на канал, чтобы всегда быть в курсе новостей здравоохранения Ставрополья!

Для подписки перейдите по ссылке
https://t.me/minzdrav_26, либо найдите через поисковик телеграма: @minzdrav_26 или "Минздрав Ставропольского края".

Министерство здравоохранения

Министерство здравоохранения запись закреплена

С 4 по 8 марта в рамках акции пройдут праздничные мероприятия и флешмобы, чтобы каждая девушка и женщина почувствовала внимание и получила поздравление.
Показать полностью.

К участию в Акции присоединятся лидеры общественного мнения, спортсмены, волонтеры, представители бизнеса.

Все желающие могут присоединиться к акции и сделать этот праздник для любимых особенным!

Министерство здравоохранения

Министерство здравоохранения запись закреплена

В Ставропольском крае, как и в стране в целом, не будет дефицита лекарственных препаратов.
Об этом заявили представители Минпромторга и крупных фармацевтических компаний.

Министерство здравоохранения

Министерство здравоохранения запись закреплена

Теперь на Госуслугах с 21 февраля можно получить медицинский сертификат на основании результатов теста на антитела к COVID-19. QR-код могут получить те, кто перенес заболевание бессимптомно, либо не обращался за медицинской помощью.

Медицинский сертификат на основании результатов теста на антитела к COVID-19 можно оформить только один раз. И только при условии, что человек прежде не получал QR-код после вакцинации или как переболевший.

Алгоритм получения документа достаточно прост. Перед сдачей анализа необходимо убедиться, что выбранная Вами для анализа лаборатория передает результаты на Госуслуги. С собой нужно будет взять паспорт, СНИЛС и полис ОМС (при наличии).

Необходимое исследование можно пройти как в сертифицированной частной, так и в государственной лаборатории. Анализ выполняется исключительно на платной основе, так как в перечень услуг, оказываемых по полису обязательного медицинского страхования он не входит.

Для оформления сертификата на Госуслугах принимаются положительные результаты с любым уровнем антител (иммуноглобулинов G). Действует QR-код, полученный на основании наличия антител к COVID-19, 6 месяцев.


В статье охарактеризованы тенденции и перспективы развития здравоохранения в Ставропольском крае. Рассматриваются сильные и слабые стороны развития сферы здравоохранения края.

Ключевые слова: бюджет, здравоохранение, медицинская помощь, федеральное финансирование.

Основные объемы медицинской помощи обеспечиваются в амбулаторно-поликлиническом звене здравоохранения. Однако именно это звено перестало выполнят свои функции из-за деградации участковой системы и тотального старения медицинской техники и оборудования. За шесть лет в эту сферу было вложено 950 млн. рублей, закуплено 2,5 тыс. единиц современного оборудования для диагностики различных заболеваний. Предпринятые меры позволили увеличить на четверть посещаемость амбулаторно-поликлинических учреждений Ставропольского края (до 57 тыс. пациентов в смену). Уровень выявляемости заболеваний онкологического, урологического характера, системы кровообращения возрастает в настоящее время на 1 % в год, что связано с высокой оснащенностью лечебно-профилактических учреждений.

Стабилизирована численность и размер оплаты труда медицинского персонала, который имеет первичный контакт с больными. Однако, в настоящее время кадровые проблемы сохраняются, например, высока доля пенсионеров (более 24 %). То есть следует решать проблему укомплектованности медицинских учреждений кадровыми ресурсами выпускниками медицинских ВУЗов. Еще оной проблемой является социальная незащищенность медработников. Те мероприятия, которые планируются на государственном уровне, связанные с введением льгот на оплату коммунальных услуг в сельской местности, выдача единовременного пособия молодым врачам в размере 1 млн.руб., приехавшим туда на работу, способствуют решению данной проблемы и позволят добиться положительного эффекта. Руководителям муниципальных городских округов следует обратить внимание на решение жилищных проблем медицинских работников, чтобы избежать увеличения дефицита кадров сфере здравоохранения [3, с. 141].

За 9 месяцев 2019 г. за счет федерального финансирования были оплачены услуги по оказанию медицинской помощи более чем на 331 млн. руб., что выше показателя 2018 г. на 30 %. За счет этих средств было закуплено медицинское оборудование и лекарственные средства, а также направлены на стимулирующие выплаты врачам.

Одним из важных направлений развития сферы здравоохранения Ставропольского края является квотирование 20 высокотехнологичных видов медицинской помощи (ВПМ) в федеральных клиниках страны. Это операции на открытом сердце, нейрохирургические, онкологические, офтальмологические, хирургические вмешательства высокой степени сложности, экстракорпоральное оплодотворение. Это позволило в 2018–2019 гг. получить высокотехнологичную медицинскую помощь 8874 пациентам.

В федеральной программе оказания ВПМ с 2007 г. участвует Ставропольский краевой клинический центр организации специализированных видов медицинской помощи, которому за счет федерального финансирования выделяются квоты по ортопедии и травматологии, нейрохирургии и сердечно-сосудистой хирургии. За 2019 г. клиническим центром осуществлено 110 оперативных вмешательств.

Финансирование ВМП с 2015 г. было передано в систему ОМС, что позволило краевым учреждениям здравоохранения повысить ее доступность для жителей края. Однако снова возникает проблема подготовки высококвалифицированных медицинских кадров. Уже сегодня отдельные центральные клиники предлагают сотрудничество в целевой практической подготовке врачей на собственных базах и это следует больше пользовать.

Важным фактором, используемым для оценки состояния общественного здоровья и раннего выявления заболеваний является дополнительная диспансеризация работающего населения. В крае наработана и эффективно применяется практика организации медосмотров в ходе диспансеризации и охват населения ежегодно составляет порядка 100 % от запланированного. В частности, в текущем году досрочно выполнили план-график лечебно-профилактические учреждения Андроповского, Георгиевского ГО, Грачевского, Минераловодского ГО, Предгорного, Туркменского, Шпаковского районов.

Как показывают результаты медосмотров, практически здоровыми признаются 20–25 % осмотренных, 25–27 % граждан имеют те или иные факторы риска возникновения заболеваний, а у 60 % граждан в результате медосмотров выявляются различные заболевания и им проводят дополнительные обследования и назначают лечение. Безусловным фактом остается то, что часть экономически активного населения не проходят диспансеризацию и ограничивает обращаемость за медицинской помощью [4, с. 454]. Это привело к тому, что у половины трудоспособного населения не своевременно устанавливаются различные патологии, что приводит к инвалидизации и преждевременной смертности.

Сердечно-сосудистая патология лидирует среди причин смертности трудоспособного населения. Для снижения данного негативного фактора в крае успешно реализуется целевая программа, в рамках которой созданы Ставропольский региональный сосудистый центр, первичные сосудистые отделения в Ессентуках, Невинномысске, Пятигорске и Ставрополе. Появление данных медицинских учреждений позволило повысить эффективность оказания специализированой медицинской помощи жителям края без обращения в краевые структуры здравоохранения. За последние два года в сосудистом центре и отделениях оказана своевременная помощь более чем 13 тыс. пациентам с диагнозами инсульта и инфаркта. В ближайшее время планируется создать сосудистые отделения в таких городах края, как Буденновск, Кисловодск и Светлоград.

За последние годы в Ставропольском крае активно развиваются 1 травмоцентр первого уровня, 2 — второго уровня и 5 — третьего уровня, которые имеют возможность оказать первую медицинскую помощь в течение 20 минут после ДТП, благодаря наличию восьми оснащенных необходимым оборудованием реанимобилей. Однако возможности реанимобилей используется не полностью из-за нехватки в штатах травмоцентров третьего уровня анестезиологов-реаниматологов.

Получили развитие и службы крови, которым в рамках федерального финансирования было выделено 186 млн. руб. Эти средства направлены на создание мобильных (выездных) пунктов по заготовке донорской крови, а также на приобретение необходимой техники для создания единой федеральной информационной базы по донорству.

Таким образом, уже сейчас можно отметить и сильные и слабые стороны реализации проекта. Так, к слабым сторонам моно отнести вопрос целевой подготовки медицинских кадров; размещение центров в действующих поликлиниках, которые не обладают достаточными площадями; не все ЛПУ обеспечивают необходимые результаты работы созданных в них центров и др.

В рамках реализации федеральных программ в области здравоохранения в Ставропольском крае удалось частично решить проблемы оснащения медучреждений новым оборудованием и автотранспортом. В 2017–2019 гг. федеральное финансирование для этих целей составило более 1,6 млрд. руб. В текущем году планируется прибрести 4845 единиц оборудования и медицинской техники, что практически втрое больше показателей 2019 г.

Таким образом, развитие здравоохранения в Ставропольском крае имеет положительный эффект, однако для дальнейшего его развития необходимы дополнительные ресурсы для вывода отрасли на уровень современных требований.

4. Редько А. А. О нерешенных проблемах российского здравоохранения // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2016. — № 2. — С. 453–456.

Основные термины (генерируются автоматически): медицинская помощь, Ставропольский край, федеральное финансирование, медицинская техника, житель края, положительный эффект, Пятигорск, реабилитационный наркологический центр, результат медосмотров, трудоспособное население.

Пандемия стала настоящим испытанием для системы здравоохранения.

2020 год в современной мировой истории, бесспорно, займет особое место. Одновременно для всех, независимо от места жительства, климатических, географических, экономических особенностей и уровня развития медицины самой актуальной, самой важной и масштабной стала тема здоровья. Многое в нашей жизни подверглось серьезной проверке на прочность. Настоящим испытанием пандемия стала для систем здравоохранения.

И хотя пока специалисты лишь с осторожностью говорят о некоторой стабилизации ситуации с заболеваемостью COVID-19, уже можно сказать, что Ставрополье трудный экзамен выдержало - благодаря правильной и четкой организации медпомощи, перепрофилированию лечебных учреждений, поддержке федеральных властей, растущему волонтерскому движению и, конечно, самоотверженному труду медиков.

- Пока нельзя еще говорить о том, что все позади. Однако можно утверждать: мы выстояли. И за это огромная благодарность от всех нас, от всего Ставропольского края людям в белых халатах, - сказал губернатор Владимир Владимиров.

Год здравоохранения

Обращаясь к ставропольцам с ежегодным Посланием в мае прошлого года, глава региона предложил объявить 2021-й Годом здравоохранения в крае. - Уроки эпидемии должны быть усвоены полностью, а меры, принимаемые на их основе, должны быть эффективными. Это - одна из важнейших задач, стоящих перед нами на этот и на следующий год, - подчеркнул губернатор.

Рабочая встреча губернатора и главы краевого минздрава.

Диагностировать - точнее, лечить - эффективнее

Одно из важнейших направлений развития здравоохранения в крае - совершенствование помощи онкологическим больным. В этом году на оснащение медучреждений передовым оборудованием, которое позволит лучше диагностировать и эффективнее лечить, предусмотрено около 450 млн рублей. Современную медтехнику получат Ставропольский краевой клинический онкодиспансер, Невинномысская горбольница, Пятигорский межрайонный онкодиспансер.

Кроме того, в этом году в столице края должно начаться возведение нового корпуса онкоцентра. Для разработки проектно-сметной документации из краевого бюджета было выделено 108 млн рублей. Еще 82 млн рублей направлены из федерального бюджета. Общая стоимость объекта - более 5 млрд рублей. Глава региона предложил увеличить объем запланированных на этот год работ - чтобы ввести в эксплуатацию новый корпус уже в 2024 году.

Уникальные операции на сосудах - теперь ежедневно

Продолжится на Ставрополье и работа по дооснащению оборудованием медучреждений, где лечат пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Новую медтехнику установят в городских больницах Кисловодска и Невинномысска. На это направят 258 млн рублей.

За год в центре проделана огромная работа, выполнено свыше 2000 операций, в том числе более 500 высокотехнологичных вмешательств. Главное - удалось спасти жизнь сотням пациентов. Помощь оказывалась на самом высоком уровне, несмотря на сложности из-за распространения коронавируса.

Сегодня в Региональном сосудистом центре Пятигорска уникальные операции, которые ранее на КМВ никогда не делались (стентирование, в том числе сонных и брахиоцефальных артерий, реконструктивные операции на артериях нижних конечностей, аортокоронарные шунтирования), теперь проводятся ежедневно.

Детям - самое лучшее

В Ставрополе возводят новый корпус краевой детской больницы. Фото: пресс-служба губернатора СК.

На площади более 34 тысяч квадратных метров обустроят комфортные для медиков и пациентов помещения, оснащенные самым современным оборудованием. В корпусе разместятся реанимационное, психоневрологическое, кардиохирургическое, хирургическое, нейрохирургичекое отделения, а также отделения микрохирургии глаза и челюстно-лицевой хирургии. Планируется установить здесь 280 стационарных коек. А численность персонала составит более 800 человек.

Преобразится и территория больницы - ее озеленят и украсят малыми архитектурными формами. Снабдят здание, для обеспечения его нормального функционирования, трансформаторной подстанцией, насосной и дизель-генераторной установками и кислородно-газификационной станцией. Завершить строительные работы намерены до конца этого года. А заработать новый корпус должен в 2022-м.

Кроме того, в обеих поликлиниках появились современные аппараты для проведения ультразвуковой диагностики, в том числе у новорожденных. Также по программе развития детского здравоохранения в 2020 году закуплено оборудование для 32 медучреждений.

В прошлом году благодаря регпроекту детские поликлиники края получили около 120 единиц нового оборудования: магнитно-резонансный томограф (в детскую краевую больницу), современные диагностические аппараты для УЗИ, ЛОР-комбайны, рентген-аппараты, электрокардиографы, аппараты для измерения глазного давления, дефибрилляторы, оборудование для лабораторий, диагностических отделений, офтальмологическое, гастроскопическое и другое.

32 медучреждения, оказывающие помощь детям, смогли обновить свою материально-техническую базу. Затраты в 2020-м составили более 238 млн рублей, более 14 млн рублей из них - софинансирование из краевого бюджета. Кроме того, ведется большая работа по повышению уровня комфорта детских медучреждений - в поликлиниках оборудуют крытые колясочные, игровые зоны.

- Региональный проект развития детского здравоохранения рассчитан до 2024 года. Он направлен, прежде всего, на снижение младенческой и детской смертности, а также улучшение состояние здоровья всего детского населения Ставрополья. В рамках проекта мы развиваем профилактическое направление, улучшаем материально-техническую базу детских поликлиник и детских поликлинических отделений, решаем кадровый вопрос, - отметила замминистра здравоохранения СК Елена Кузьмина.

Медпомощь для селян: еще доступнее и качественнее

Большой объем работ намечен в 2021 году и по модернизации первичного звена здравоохранения в рамках программы, инициированной президентом России. В этом году ее финансирование на Ставрополье составляет около 2,7 миллиарда рублей. На эти деньги планируется строительство около 30 медицинских объектов.

Как рассказал министр здравоохранения Ставропольского края Владимир Колесников, участниками комплекса мероприятий, рассчитанного на 2021 - 2025 годы, станут 52 медорганизации края. За это время планируется построить 4 поликлиники, провести реконструкцию 4 и капремонт 373 объектов. В планах - замена 62 устаревших зданий фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов) и врачебных амбулаторий на современные модульные конструкции.

Курский ФАП.

Госпрограмма также предполагает увеличение числа врачей, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. В первую очередь - за счет привлечения специалистов, окончивших целевое обучение в 2020 - 2025 годах. В итоге в отрасль здравоохранения края планируется привлечь 970 врачей и 563 средних медработников.

В рамках оснащения медицинских организаций первичного здравоохранения, а также районных больниц планируется закупить свыше 2000 единиц оборудования, в том числе сложную медтехнику - аппараты для проведения компьютерной и магнитно-резонансной томографии, ультразвуковых и рентгенологических исследований.

Новый томограф.

Продолжится обновление транспортного парка краевых медицинских организаций. В течение пяти лет он должен пополниться 650 автомобилями. Общее финансирование программы составит около 15,3 млрд рублей), и почти 10% из них - краевые средства.

- Среди основных приоритетов ведущейся работы - повышение доступности и качества первичной медпомощи, в том числе в сельских территориях, - подчеркнул глава краевого минздрава.

В этом году ожидается, что в край поступят 37 передвижных медицинских комплексов: мобильных ФАПов, флюорографических и маммографических кабинетов. Они будут обслуживать небольшие и удаленные поселения.

Передвижные комплексы оснащены всем необходимым, в них есть электрокардиограф, индикатор внутриглазного давления, биохимический анализатор, фельдшерский набор. Есть отсек женского здоровья с гинекологическим креслом. Предусмотрены рабочие места для персонала. Медперсонал будет проводить здесь медицинские осмотры, первый этап диспансеризации, иммунизацию детского и взрослого населения. Мобильные медицинские комплексы уже начали поступать в районные больницы.

В рамках краевой государственной программы по развитию здравоохранения в районах края возводятся новые медучреждения, ремонтируются старые. К примеру, в Курском районе в этом году начинается подготовка к строительству новой поликлиники на территории райбольницы. А в станице Стодеревской появится новый фельдшерско-акушерский пункт. В Арзгирском округе участниками программы станут четыре населенных пункта.

В поселке Чограйском построят новую врачебную амбулаторию на 50 посещений в смену. В селе Каменная Балка появится ФАП. Капитально отремонтируют врачебную амбулаторию в селе Садовом. В селе Арзгир наконец начнется строительство новой поликлиники, рассчитанной на 250 посещений в смену. А поликлиническое отделение Арзгирской райбольницы капитально отремонтируют.

КСТАТИ

В рамках нацпроекта сельским медикам предоставляются меры соцподдержки по оплате коммунальных услуг. На эти цели в 2021 году направлено свыше 105 миллионов рублей. Выплаты ежемесячно получают сотрудники 34 сельских медицинских организаций.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Благодаря нацпроекту на Ставрополье появилась санавиация.

ВАЖНО!

На встрече с главой Минздрава России губернатор Ставрополья предложил рассмотреть возможности для строительства нового корпуса краевой инфекционной больницы.

- Вне рамок ситуации с коронавирусом регион нуждается в комплексном развитии системы инфекционной помощи, - подчеркнул Владимир Владимиров. - В прошлом и в текущем году на Ставрополье было развернуто свыше 4 тысяч инфекционных коек, но это были решения, принятые в экстренных обстоятельствах, по временной схеме. Краю нужен новый корпус краевой инфекционной больницы.

Михаил Мурашко отметил, что в стране начинается реализация инициативы по созданию типовых проектов инфекционных корпусов, которые строятся при федеральной поддержке, и пообещал, что перспективы участия Ставрополья в этой программе будут проработаны. Министр также отметил, что регион сможет использовать и дополнительные возможности для развития инфекционной медпомощи:

- На федеральном уровне принято решение о выделении средств регионам для укрепления лабораторной базы. Вы можете воспользоваться им для развития в регионе лаборатории микробиологических исследований, которая будет являться и высокопропускной, и будет иметь набор методов для действий в случае любых инфекционных угроз.

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: