Здоровье детей первых лет жизни кратко

Обновлено: 04.07.2024

С первых месяцев жиз ни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды – знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.

Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:

• Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
• Эмоции;
• Общие движения;
• Движения руки и действие с предметами;
• Подготовительные этапы развития речи и понимание речи;
• Навыки и умения.

Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах.

Таблица 1. От 0 до 6 месяцев

Кратковре- менно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним

Навыки и умения в процессах

Берет пищу губами с ложки для кормления

Таблица 2. От 6 до 12 месяцев

Действует с предметами по разному, в зависимости от свойств: катает, вынимает, перекладывает

С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.

Развитие зрения и слуха

У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения. Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они уже сосредоточивают взгляд на неподвижном предмете.

Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.
Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам. К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника. Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.

Развитие эмоциональных реакций

Эмоции новорожденного ребенка всегда исключительно отрицательные и однообразные. Свое недовольство к внешнему или внутреннему дискомфорту он выражает криком и плачем. Но эти эмоции всегда рациональны, поскольку служат сигналом для мамы. Мама, прекрасно ориентируясь в ситуации, способна вернуть малышу комфорт ? поменять пеленки, накормить, успокоить и пр.

Установлено, что уже в первые дни жизни приближение взрослого человека вызывает у малыша повышение двигательной активности и сосательных движений - это реакция предвосхищения кормления.

На второй-третьей неделе жизни малыш внимательно осматривает лицо матери и ее руки, пытается ощупывать грудь. Потом такой интерес к маме возникает уже во время бодрствования.

На втором месяце жизни малыш улыбается на приближение и разговор взрослого, а с третьего месяца начинает смеяться. У него появляется интересная реакция на приближение взрослого человека - он вскидывает ручки, перебирает ножками и радостно гулит. Врачи называют эти эмоции "комплексом оживления".

К четырем-пяти месяцам развивается ориентировочная реакция - малыш начинает реагировать на знакомых и незнакомых ему людей. Он уже хорошо отличает мать среди других взрослых, по-разному реагирует на ее появление и исчезновение. По отношению к людям, с которыми у ребенка сложился хороший контакт, может возникнуть и дополнительный эмоциональный компонент - бурная негативная реакция на прекращение общения или на уход любимого человека. Малыш огорчается, если кто-то неожиданно перестал уделять ему внимание.

Постепенно ребенок начинает интересоваться и другими, незнакомыми ему людьми. При этом кроме оживления и радости, может последовать и противоположная реакция, например, страха и негативизма. Не стоит пугаться, если малыш плачет при виде постороннего человека - это совершенно нормальное поведение. При этом, чем старше становится ребенок, тем сильнее он выражает свои эмоции.

После шести-семи месяцев формирование активной познавательной деятельности ребенка требует непрерывного манипулирования с предметами и игрушками. Поэтому и первая негативная реакция на незнакомого человека легко подавляется естественным любопытством по отношению ко всему новому и неисследованному.

К девяти месяцам эмоциональная жизнь малыша существенно обогащается. Усиливаются и проявления эмоций. Контакт с незнакомым человеком устанавливается значительно труднее, реакции на людей бывают очень различными. Возникает робость и стеснительность. Однако налаживание отношений все же удается благодаря любопытству малыша.

Координация движений у детей развивается после рождения. Первые дифференцированные движения ручками возникают на втором-третьем месяцах жизни. Малыш приближает руки к к глазам и носу, потирает их, а потом поднимает над лицом и разглядывает. С трех-трех с половиной месяцев он ощупывает свои руки, перебирает пальцами одеяла и край пеленки. В этом возрасте ему понадобятся мелкие игрушки -случайно наталкиваясь на них, ребенок сжимает кисть в кулак и толкает игрушку, не захватывая ее.

При вкладывании игрушки в руку ребенок долго ее удерживает за счет хорошо развитого хватательного рефлекса, а так же пробует ее на вкус – тянет в рот.

Внимательно следите, чтобы мелкие детали не попали в рот малыша!

С пятого месяца жизни движения рук малыша уже напоминают движения взрослого человека. Однако он совершает массу сопутствующих нерациональных движений, и параллельно двигает второй ручки. При захвате игрушки ребенок, он двигает еще ножками и туловищем. А сама хватающая рука совершает много лишних ненужных движений.

Более прицельные движения руки формируются только к восьми- девяти месяцам жизни.

Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки - "а-а-а", " а-бы-ы", " е-ее" и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.

К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет – это произношение во время гуления слогов – "ба-ба-ба", "да-да-да", "ма-ма-ма". Малыш может подолгу "разговаривать" подобным способом, вызывая радость родителей.

В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос "Где мама?", он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в "ладушки", помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями - хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).

К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб - дай, покажи, закрой. Понимает слова -"надо" и "нельзя".

Гармоничность нервно-психического развития во многом зависит от внимания взрослых. Дети, которых любят, с которыми много разговаривают и играют, развиваются быстрее тех, которые лишены такого интенсивного внимания.

Почаще разговаривайте с ребенком, вызывая у него улыбку и поддерживая его в оживленном состоянии. Перед каждым кормлением и во время бодрствования выкладывайте ребенка на животик - это развивает умение поднимать и удерживать голову, укрепляет тонус брюшных мышц. Так же рекомендуется брать малыша на руки, сначала в горизонтальном положении, а с полутора месяцев - в вертикальном, для поднятия эмоционального тонуса и умения держать головку.

Для игр с малышом используйте яркие погремушки простой формы. Медленно двигайте ими и стороны в сторону, заставляйте их звучать - так вы будете стимулировать развитие зрительного и слухового восприятия.
В возрасте с трех до шести месяцев родители, разговаривая с малышом, должны стремиться вызывать ответные звуки и смех. Нужно как можно чаще выкладывать ребенка на живот, помещать перед ним на близком расстоянии игрушки, чтобы малыш учился ползать.

Показывайте малышу яркие игрушки с разных сторон – пусть он как можно чаще переворачивался со спины на живот и обратно. А также предложите ребенку игрушки, удобные для захватывания ручками. Общая активность малыша способствуют развитию его эмоций и речи.

В возрасте от шести месяцев до года нужно "поощрять" у ребенка лепет, почаще вступать в "переговоры", вызывать подражание слогам и простым словам. В семь- восемь месяцев можно выучить игру " Ладушки", "Сорока" и другие пальчиковые игры. Ребенок должен уметь по просьбе взрослых давать руку или нужную игрушку.

Игрушки лучше класть в кроватку или манеж. Показывайте малышу элементарные действия с предметами, побуждая его повторять за вами. Для развития действия с предметами давайте ему открывающиеся коробочки, детские ведерки, корзиночки и пирамидки и мячи.

Помните, что игры-занятия с детьми первого года жизни должны носить эмоциональный характер и обязательно сопровождаться разговором.

С рождения относитесь к ребенку как к мыслящему существу - ведь он наблюдает за происходящим в окружающем его мире более внимательно и сознательно, чем мы себе представляем.

– Когда малыш только начинает посещать детский сад, он имеет полное право болеть респираторными инфекциями один раз в месяц. Через год-два эта частота должна уменьшиться, и к школе дети, посещавшие детский сад, обычно болеют ОРВИ не чаще двух-трёх раз в год.

В каких случаях родителям стоит бить тревогу и обращаться к специалистам? Если ребёнок практически не выходит из болезни и…?

– И если ОРВИ у него сопровождаются осложнениями – например, отитами или пневмониями. В этом случае необходимо обратиться к врачу-иммунологу. Если же всего этого нет, и частота респираторных инфекций не превышает ту, о которой я сказала, то и повода для беспокойства тоже нет. Родителям просто нужно набраться терпения на то время, в течение которого у ребёнка формируется иммунная защита.

– Как домашнего малыша, особенно если он часто болеет ОРВИ даже сидя дома с мамой, лучше подготовить к садику именно в плане его здоровья?

– Оптимально – это начать закаливание с двух или трёх лет, отрегулировать режим дня, питание ребёнка и защитить его с помощью вакцин – то есть привить против гриппа, пневмококковой и гемофильной инфекции. В комплексе всё это даст хороший результат.

– А с чего лучше начинать закаливание малыша?

– С малого – не перекутывать, не перегревать воздух в квартире. Когда ребёнок начнёт ходить, можно начать обливать его ножки - сначала тёплой водой, потом водой комнатной температуры с постепенным переходом к прохладной. А после этого ножки растереть полотенцем. И пусть летом малыш бегает босиком по траве на даче, купается, загорает. Важно, чтобы всё это сопровождалось положительными эмоциями, а не страхом и слезами. Но начинать закаливание важно только во время полного здоровья – на это у мамы есть время как раз до того, как ребёнок пойдёт в детский сад.

– Сейчас принято считать одной из важнейших мер по укреплению здоровья детей поездки на юг, к морю. Насколько это эффективно?

– Это будет эффективно, если придерживаться простых правил: не выезжать в южные широты на короткое время, особенно если отпуск у родителей зимой, а ребёнок совсем маленький. Продолжительность отдыха у моря, если родители едут туда не ради себя, а ради детей, не должна быть меньше 3-4 недель. Потому что только 2-3 недели у малыша уйдут на адаптацию к новому климату. Детей, которым ещё не исполнилось 2 года, лучше вообще не вывозить на море – этого мнения педиатры придерживались на протяжении многих лет, и сейчас тоже ничего не изменилось.

– Я считаю, что вот это как раз – миф. Такому не ребёнку не противопоказано море, ему показана помощь грамотного врача-педиатра. И, возможно, эндокринолога. Проблемы его здоровья нужно решать, принимая во внимание и конституционные особенности его родителей. Возможно, папа и мама у него такие же крупные, и это обусловлено генетикой. А если плюсом к этому у ребёнка не изменён гормональный фон, то, собственно, почему ему противопоказано море? Как, впрочем, и спорт, и закаливание, и правильное питание.

– Наш разговор снова коснулся питания детей. Правильный завтрак для дошкольника или школьника – какой он с точки зрения врача-гастроэнтеролога?

– Это горячий завтрак и лучше, если это будет каша. Я уже говорила, что подготовка ребёнка к посещению детского коллектива должна затронуть и вопросы питания. Потому что если дома мама с папой не завтракают, едят на ходу, то их детям будет крайне сложно адаптироваться к тем же привычным кашам в детском саду и школе. В результате ребёнок будет голодным, он будет уставать, испытывать негативные эмоции, плакать. Поэтому завтрак в кругу семьи здоровыми продуктами не только имеет огромное воспитательное значение, но и очень важен для здоровья детей.

– А если родители не прислушаются к этому совету?

– Известную бактерию Хеликобактер пилори, которая вызывает язвенную болезнь, дети тоже могут получить в семье от родителей?

– К сожалению, да. Мама, папа или бабушка с дедушкой могут её передать, облизывая упавшую на пол соску ребёнка перед тем, как снова дать ему её, пробуя еду с одной ложки, пользуясь общей посудой.

– А дети при этом сами не могут чётко описать свои жалобы, например боль в животе?

– Дети при заболеваниях органов желудочно-кишечного тракта, действительно, чаще всего не могут сформулировать свои жалобы. Они отказываются от еды, становятся капризными, плохо спят. При заболеваниях желудка может быть ночная рвота, которую родители не всегда правильно оценивают и больше воспринимают как следствие психоэмоционального состояния малыша. А это не всегда так.

– С помощью чего в таком случае можно с точкой установить диагноз гастрита и язвенной болезни?

– Единственным достоверным методом диагностики заболевания пищевода, желудка и начального отдела двенадцатипёрстной кишки является только эзофагогастродуоденоскопия. Маленьким детям она проводится под наркозом. Понятно, что это не самая простая процедура, но иногда она просто необходима.

– В связи с этим появился вопрос - какой самый маленький пациент у Вас наблюдался по поводу язвенной болезни?

– Это была девочка, и ей было три года.

– И второй вопрос – о профилактике заболеваний желудочно-кишечного тракта. Есть что-то, что мы не назвали, принимая во внимание, что зима – это ещё и время вирусных кишечных инфекций?

– Про питание и исключение общей посуды я уже сказала. Ещё крайне важный момент – это научить ребёнка мыть руки: после прогулки, посещения туалета, перед едой. И не пользоваться в детском саду и школе посудой для питья, откуда уже пили другие дети. Конечно, воду для питья нужно кипятить или использовать бутилированную. И не нужно ходить в гости к тем, кто уже болеет. Всё это очень простые правила, на самом деле.

– Есть ещё один вопрос, который часто беспокоит мам. Как лучше восстановить малыша после перенесённой инфекции (кишечной или вирусной), особенно если его лечили антибиотиками? Всегда ли ему нужно давать препараты нормальной микрофлоры? А если нужно, то какие?

– Здесь универсальной рекомендации нет и быть не может. Сначала нужно посмотреть на самого ребёнка – насколько он весел, как обстоят у него дела с пищеварением, с аппетитом, со стулом. Биопрепараты, о назначении которых и, правда, в этих ситуациях часто спрашивают родители, должен назначать врач. Потому все эти препараты разные – различен их состав и предназначены они для разных отделов пищеварительной системы. И действие их различно: одни будут эффективны при жидком стуле, другие – при запорах. Самолечение здесь как минимум может оказаться неэффективным.

В нашем медицинском центре прием пациентов проводится с первых месяцев их жизни.

После того, как у родителей на свет появляется малыш, возникает очень много вопросов по уходу за ребенком до года. Мама и папа впервые сталкиваются с такими проблемами, как: питание малыша, гигиена малыша, одежда для малютки, средства для ухода за кожей ребенка и многое другое. Уход в первый год жизни ребенка является очень ответственным моментом.

В данной статье мы подойдем к вопросу по уходу за ребенком до года с точки зрения педиатрии. Разберем и объясним основные принципы ежедневного ухода за новорожденным и грудничком, основные принципы вскармливания детей раннего возраста. Обратим внимание на необходимость приобретения той или иной детской одежды. Расскажем о средствах для ухода за нежной кожей новорожденного и грудничка.

Вскармливание детей раннего возраста

Для того, чтобы малыш развивался согласно возрасту, необходимо правильно организовать его питание. Данное питание должно обеспечивать организм малыша необходимым количеством энергии и пищевыми веществами.

Режим кормления

Согласно рекомендациям ВОЗ , прикладывание малыша к груди должно производиться уже с первого дня жизни по любому знаку голода. Таким образом, в первые дни жизни малыша частота кормления может достигать 10-15 раз за сутки. Это еще называют режимом свободного вскармливания. Затем, по мере роста малютки, кратность кормления уменьшается и на второй-третьей недели составляет около 6-7 раз за сутки. Согласно рекомендациям ведущих педиатров России , здоровым доношенным детям после рождения (после выписки из роддома) устанавливается шестиразовый режим кормления с интервалом 3,5 часа. После 6 месяце жизни устанавливается пятиразовый режим кормления с интервалом 4 часа.

кормление ребенка по месяцам

Важно придерживаться режима кормления.

Расчет объема питания, необходимый ребенку первого года жизни

В первые десять дней жизни новорожденного суточный объем смеси или грудного молока можно рассчитать по определенной формуле:

Количество молока в сутки = 0,02 * массу тела при рождении * день жизни малютки . То есть два процента от массы тела при рождении умножаем на количество дней жизни.

  • С 10 дней до 2 месяцев малыш должен получать суточной объем питания в размере 1/5 долженствующей массы тела.
  • С 2 до 4 месяцев – 1/6.
  • С 4 до 6 месяцев – 1/7.
  • После 6 месяцев здоровые дети получают суточный объем питания в размере 1000 мл.

После 6 месяцев ребенку начинают давать новые продукты питания. Выделяют пищевые добавки и блюда прикорма . Пищевые добавки в суточном объеме питания не учитываются. К ним относятся: соки, фруктовое пюре, желток, сухари, печенье, хлеб пшеничный. Блюда прикорма учитываются в суточном объеме питания и постепенно заменяют кормление грудью. Первый прикорм начинают вводить с 6,5 мес до 7 мес. Второй прикорм с 7,5 мес до 8 мес. Третий прикорм с 8,5 мес до 9 мес. К блюдам прикорма относятся: овощное пюре, молочно-крупяная или молочно-злаковая каши, мясное пюре, творог, рыбные блюда. Сейчас существуют программы и более раннего введения пищевых продуктов ребенку.

Ежедневный уход за ребенком (алгоритм)

За гигиеническое состояние ребенка несут ответственность родители малыша. Поэтому очень важно научить родителей правильному уходу. Существуют определенные правила ухода за ребенком до года или, как их еще называют, рекомендации по уходу за ребенком до года. Уход включает в себя выполнение таких гигиенических процедур, как:

правила ухода за ребенком

Важно правильно следить за ребенком, придерживаясь опеределенного алгоритма.

пеленание правила

Западные специалисты считают, что пеленать малыша с первых дней жизни не стоит.

Укомплектованность чистым бельем для малыша

Для того, чтобы содержать ребенка в чистоте, родителям необходимо иметь определенный запас чистого белья на день.

  • 10-15 распашонок.
  • 20-25 тонких и 10-15 теплых пеленок.
  • 5-6 памперсов.
  • 2-4 косынки.

Начиная с 2-3 месяцев в комплект белья добавляются:

К концу одного года – колготки.

Появление малыша на свет нередко сопровождается растерянностью родителей. Задачей педиатра является объяснить основные принципы по уходу и вскармливанию малыша, чтобы родители чувствовали себя уверенно. Необходим постоянный контакт родителей и педиатра с целью достижения главной цели – роста и развития малыша. Не стесняйтесь, при возникновении трудностей в уходе за малышом обращайтесь к специалисту, который поможет решить ваши проблемы.

Как правильно кормить ребенка, опасны ли прививки для его здоровья и можно ли самостоятельно вылечить болезнь при помощи народных средств — эти и другие важные вопросы часто волнуют молодых родителей. Многие из них, руководствуясь собственными представлениями о том, что полезно и что вредно для малыша, совершают ряд серьезных ошибок. Заведующая педиатрическим отделением детской городской поликлиники № 39 столичного Департамента здравоохранения Олеся Сергеичева дает пять важных советов мамам и папам детей до семи лет.

Обеспечьте ребенка сбалансированным питанием

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) рекомендуют кормить детей грудным молоком до двух лет и более. Конечно, за исключением случаев, когда это невозможно по медицинским показаниям.

По словам педиатра, важно понимать, что начиная с шестимесячного возраста, материнское молоко не может полностью обеспечить малыша всеми необходимыми питательными веществами. Поэтому в рацион ребенка нужно вводить различные виды прикорма, например, мясные, рыбные, овощные и фруктовые пюре, кисломолочные продукты. Мама может продолжать кормить малыша грудью один-два раза в сутки. К двум-трем годам рацион малыша становится почти таким же, как у взрослого человека.

Но приучать ребенка к собственным пищевым привычкам, которые предполагают ограничения в еде, родителям не стоит. Популярные сегодня системы питания, такие как вегетарианство, сыроедение (употребление в пищу только сырых продуктов, без какой-либо термической обработки) или интервальное голодание (режим питания для похудения, предполагающий периодический отказ от еды) могут быть приемлемыми исключительно для взрослого человека. Ребенку, у которого организм только развивается, требуется полноценное сбалансированное питание. В его рацион должны входить белки, животные и растительные жиры, углеводы, витамины и минералы. Если же малыш не будет получать необходимые питательные вещества в полном объеме, это может привести к различным заболеваниям. Среди них нарушение обмена веществ или работы желудочно-кишечного тракта, анемия, замедление роста и другие.

Делайте прививки вовремя

Чтобы защитить ребенка от опасных инфекционных заболеваний, необходимо своевременно делать прививки. Вакцина формирует иммунитет и надежно защищает от инфекции на долгие годы.

Многим инфекционным болезням, например, коклюшу, туберкулезу или гепатиту, подвержены именно маленькие дети. Ведь у них еще не сформировался иммунитет. Некоторые заболевания очень тяжело распознать на ранних стадиях. Кроме того, они трудно поддаются лечению и чреваты серьезными осложнениями, например, пневмонией или заражением крови. В запущенных случаях они могут привести и к летальному исходу.

Откажитесь от самолечения

Как отмечает педиатр, родителям стоит взять за правило: если ребенок заболел, нужно немедленно обратиться к врачу. Мамы и папы часто недооценивают состояние малыша и начинают лечить его самостоятельно. Например, при простуде дают антибиотики или же прибегают к народным средствам.

Однако зачастую неверно подобранные лекарства и так называемая народная медицина не избавляют от недуга, а приводят к тяжелым осложнениям. В итоге случаи, где можно было обойтись правильной медикаментозной терапией и неделей постельного режима, заканчиваются госпитализацией ребенка.

Не создавайте дома стерильную среду

Попытка защитить ребенка любым способом от всех бактерий, микроорганизмов и вирусов — еще одна крайность, к которой часто прибегают родители. Малыша стараются поместить в стерильную среду. Родители не открывают окна в квартире, проводят ежедневные уборки с чистящими и дезинфицирующими средствами, не разрешают ребенку гулять и так далее. По мнению врача-педиатра, в таких условиях у детей не развивается иммунитет, ведь организм просто не умеет противостоять внешним угрозам. В итоге ребенок, растущий в стерильной среде, оказывается более уязвим к болезням.

Новорожденным необходимо в 2,5 раза больше кислорода, чем взрослым. Поэтому проветривать квартиру или комнату нужно часто — четыре-пять раз в день по 10–15 минут.

Не стоит забывать и о закаливании ребенка. Обтирание, купание или обливание прохладной или холодной водой, а также продолжительные прогулки и подвижные игры на свежем воздухе помогают детскому организму противостоять болезням. Главное — соблюдать основные правила:

— не начинать закаливание во время болезни;

— постепенно повышать интенсивность и продолжительность процедур;

— закаляться регулярно, без перерывов и круглый год;

— закаливание лучше проводить в игровой форме.

Не заменяйте совместный досуг гаджетами

Маленький ребенок требует внимания и времени. И родители часто дают ему телефон или планшет, чтобы спокойно заниматься своими делами. Однако долгое использование игровых приложений, многочасовые просмотры мультфильмов оказывают негативное влияние на его здоровье.

Малышам до трех лет не следует давать в руки телефоны или планшеты. Дети от трех до семи лет должны проводить время перед экранами гаджетов не более 10 минут в день, а за компьютером — не чаще двух раз в неделю по 15 минут.

Читайте также: