Здание сената и синода кратко

Обновлено: 05.07.2024

Комплекс величественных зданий на Сенатской площади в Санкт-Петербурге известен как здания Сената и Синода. Архитектурная привлекательность этого монументального строения первой половины XIX столетия неоспорима. Невозможно пройти мимо этого архитектурного шедевра, чтобы не рассмотреть внимательно его скульптурные украшения, барельефы и горельефы.

История

Участок с домом достался канцлеру Российской империи графу Алексею Бестужеву-Рюмину. Канцлер в 1744 году затеял возводить на этом месте дворец, строительство продолжалось три года. Граф Бестужев-Рюмин был большим интриганом при императорском дворе, принимал участие в заговорах, тоже угодил в опалу к Елизавете Петровне и отправился в ссылку. Хотя потом Екатерина II помиловала бывшего канцлера, но его имущество было передано казне, в том числе и дворец на Сенатской площади.

Здание Сената и Синода спб

После окончания строительства в 1834 году на Сенатской площади нового архитектурного ансамбля, кроме Сената, здесь в 1835 году начал заседать и священный Синод.

В советское время, в 1925 году, в здании Сената и Синода начал работать Российский государственный исторический архив, в этих стенах архив находился длительное время – 81 год

Современное состояние

Российский государственный исторический архив находился в этом здании до 2006 года, пока не переехал в новый комплекс, построенный на Заневском проспекте, 36.

Когда в том же году Государственная дума РФ приняла законопроект о переезде Конституционного суда из столицы страны в Петербург, было решено, что работать он будет в здании Сената и Синода. С мая 2008 года в той части исторического строения, где когда-то был Сенат, заседает Конституционный суд.

Здание Сената и Синода библиотека

Архитектура и архитекторы

В 1780 году бывший дворец Бестужева-Рюмина решили перестроить под руководством архитектора Ивана Старова. Большие изменения претерпел фасад здания и его внутренние интерьеры, они приобрели классицистические черты. Однако через некоторое время стало понятно, что старое строение уже изношено, не выдерживает критики. Попытки укрепить его к положительным результатам не привели.

Судьбу здания решил в 1827 году император Николай I. Он принял решение о полной перестройке дворца.

Был объявлен конкурс на лучший проект, победу в нем одержал маститый зодчий — итальянец Карло Росси. Именно его идея построить два огромных здания, объединив их в единый комплекс, была принята государем.

Через два года старое здание дворца было снесено. Началось строительство корпуса для Сената. Помехой для воплощения проекта Карла России стал дом купчихи Кусовниковой, который оказался в зоне застройки. Владелице была предложена огромная по тем временам сумма из государственной казны в 600 тысяч рублей. После покупки купеческий дом снесли, на его месте в 1830 году началось строительство корпуса Синода.


Первым зданием на углу Сенатской площади и Английской набережной стали "княжеские мазанки" Александра Даниловича Меншикова ("фахверковый дом"). В источниках мазанки упоминаются уже с 1714 года и нет единого мнения о точной дате их постройки. Предполагается, что участок мог быть занят Меншиковым самостоятельно, мог быть взят за долги у генерал-майора Григория Петровича Чернышёва, а мог быть построен после указа Петра I о начале застройки Нижней (Английской) набережной.

Если верить первым двум вариантам, то стоит принять во внимание сведения, которые упоминают о наличии здесь строения уже в 1710 году. Если это было так, то Меншикову было сделано исключение из правил, так как прямую линию берега к западу от Адмиралтейства Пётр I собирался использовать в служебных целях для верфи. И только в 1714 году им был издан указ о начале застройки этой территории. По описаниям очевидцев, мазанки Меншикова были и первым в Петербурге доходным домом. М. И. Пыляев, основываясь на воспоминаниях очевидцев, так описывает его:

"В 1716 году первый здесь выстроил князь Меншиков длинное и высокое мазанковое строение, покрытое черепицею, для постоялого двора, в которое и стал пускать за "постойные деньги от казны" разных приезжих иностранцев-мастеровых" [Цит. по: 2, с. 7].

Таким образом, мы имеем ещё один вариант даты постройки первого дома на участке здания Сената - 1716 год.

Историк К. В. Малиновский в книге "Санкт-Петербург XVIII века" приводит ссылку на документ, согласно которому с августа по ноябрь 1716 года "по указыванию архитектора Леблонда" на дворе Меншикова был поставлен ещё один мазанковый дом для размещения французских мастеров [4, с. 131]. Это была первая в Санкт-Петербурге школа лепки и художественной резьбы, в которой преподавал тот самый архитектор Ж.-Б. Леблон. На этом же участке располагался кабак для рабочих.

Рядом с участком Меншикова, где теперь работает Президентская библиотека (здание Синода), с 1720 года располагалась мазанковая смольня. Здесь варили смолу для смоления канатов, использовавшихся при строительстве кораблей в соседнем Адмиралтействе. Это предприятие было пожарно небезопасным, поэтому от Адмиралтейского канала вдоль смольни был прорыт канал. Из него в случае пожара можно было брать воду. На берегу канала находились пожарные насосы.

Участок здания Сената принадлежал Меншикову до 1727 года. После его ссылки дом находился в ведении конторы конфискаций, а 10 октября 1732 года был пожалован вице-канцлеру графу Генриху-Иоганну Фридриху (Андрею Ивановичу) Остерману [3, с. 106]. В 1741 году вице-канцлер был сослан Елизаветой Петровной в Сибирь, а незадолго до этого он успел устроить здесь церковь.


17 декабря 1744 года участок был подарен графу канцлеру Алексею Петровичу Бестужеву-Рюмину. Для него в 1744-1747 годах дом был перестроен в настоящий дворец в стиле барокко. Со стороны Старо-Исаакиевской (Галерной) улицы здание украшала трёхъярусная башня с часами, привезёнными канцлером из-за границы. Эти башенные часы долгое время были единственными в Петербурге, так как куранты Петропавловского собора сгорели от удара молнии и их замена сильно затянулась. 25 февраля 1747 года в этом дворце Бестужев-Рюмин отмечал свадьбу своего сына с графинею Разумовской.

8 сентября 1749 года вызывались желающие "вместо имеющихся при Канатном дворе смолен, в которых требуемых во флот и Адмиралтейство канатов смолить опасно, достроить ей имеющихся построенных вновь каменных мастерских палат для варения смолы" [Цит. по: 3, с 92]. Так мазанковая смольня была заменена каменной. К концу XVIII века на месте смольни был построен дом купцов Устевых, которые позже приобрёл петербургский купец Кусовников.

Участие Бестужева-Рюмина в дворцовых интригах послужило ему плохую службу. В 1758 году он был обвинён в заговоре и приговорён к смертной казни, заменённую на ссылку. 17 апреля 1761 года "в доме бывшего канцлера Бестужева-Рюмина начнётся публичная продажа разным вещам, серебру да пламенажам, шандалам, чайным, кофейным блюдам, гайдукских и егерских ливрей, серебряным наборам, зеркальных досок для десерту в медных оправах с разными ёлками и деревцами с хрустальным к десерту шлифованным прибором, тонкого мрамора каминам, большим и малым шорам, сёдлам, бобровым и барсовым лошадиным покрышкам с серебряными позументами, иллюминационным фонарям, часам стенным и столовым, в том числе одни, английские, играют разные минуэты" [Цит по: 3, с. 107, 108]. На 22 мая того же года была назначена продажа башенных часов. Всё это имущество Бестужев-Рюмин продавал сам, тик как императрица хоть и сослала его в Сибирь, но не решилась конфисковать имущество. Распродажей богатства владелец дворца показывал своё бедственное положение.

После восшествия на престол Екатерины II канцлер был помилован, но на государственные должности он уже не рассчитывал. 30 июня 1763 года дом Бестужева-Рюмина был оценён, а 24 декабря он был принят в казну за 92 107 рублей 60 копеек. В дворец из здания Двенадцати коллегий переехал Сенат. Бывшему владельцу кроме денежной компенсации было выдано новое жильё - дом князя Кантемира на Дворцовой набережной.

В 1780-х И. Е. Старовым здание Сената было перестроено в стиле классицизма. Изменялись и его интерьеры. В записках поэта Г. Р. Державина, служившего в Сенате, описывается переделка зала общих собраний Сената в 1779 году. Работали над интерьером скульптор Ж. Д. Рашетт, художник Г. И. Козлов. Принимал участие в этой работе и Н. А. Львов.

Несмотря на перестройки и обновления, старое здание быстро ветшало. В 1808 году его стены были укреплены "железными связями", а в большом зале устроены подпоры-колонны. В это же время проводились работы по замене балок и стропил под руководством А. Н. Воронихина.

В 1810-х годах со стороны Галерной улицы по проекту Л. И. Шарлеманя к зданию Сената был пристроен новый трёхэтажный корпус для типографии.

К началу XIX века, после постройки существующего по сегодняшний день здания Адмиралтейства, все эти дома уже не соответствовали облику площади. После победы России в войне с Францией Сенат требовал себе соответствующих своему статусу помещений. Вместе с тем, увеличилось число его служащих. 10 августа 1827 года Николай I посетил Сенат и принял решение перестроить это здание.

Для проведения всех соответствующих работ был организован комитет под руководством министра юстиции князя Д. И. Лобанова-Ростовского.

Тогда же было принято решение перевести сюда и Синод, освободив, таким образом, полностью здание Двенадцати коллегий для нужд петербургского университета. Для Синода решили приобрести соседний дом купчихи Кусовниковой.


Осматривавший старое здание Сената архитектор А. Е. Штауберт высказывал предположения, что возможности использования старых помещений после их модернизации. Однако, комитет настоял на полной перестройке дома. Император повелел строить новый дом Сената по образу и подобию здания Главного Штаба.

13 сентября 1827 года был объявлен конкурс на перестройку зданий. В нём участвовали К. Росси, В. Стасов, П. Жако, С. Шустов, В. Глинка. Росси участвовать в конкурсе не хотел. Свои чертежи на рассмотрение он сдал последним, только после нескольких настойчивых напоминаний.

Поль Жако предлагал построить одно общее здание, напоминавшее галерею Лувра. Стасов планировал перестроить лишь здание Сената. Эти варианты противоречили требованию Николая I сделать здание Сената и Синода походим на Главный штаб. Карл Росси же составил проект двух новых зданий, в желаемых царём стиле и формах. Несколько раз этот проект перерабатывался архитектором, в итоге возник окончательный проект двух корпусов, соединённых между собой аркой.

Замысел Росси пытался оспорить управляющий министерством юстиции князь А. А. Долгоруков. Он доносил императору:

И без приведения всей западной стороны площади под один фасад она не потеряет величественного вида, лишь бы была одинаковая высота и в том же стиле. Когда же оба строения связать арками, тогда значительно умножатся издержки [Цит. по 1, с. 515].

На эти доводы архитектор ответил тем, что собирается использовать стены старых строений, что издержки сократит. А новая арка будет напоминать арку здания Главного Штаба, что и задумывал Николай I.


Проект Росси был утверждён 18 февраля 1829 года. В июле была сломана старая постройка, а 24 августа состоялась торжественная закладка новая здания Сената. В фундамент положили памятную доску с надписью: "Чертёж фасада, высочайше утверждённый, составлен был архитектором Карлом Росси. Строитель здания был архитектор Александр Штауберт". В 1830 году (26 августа), когда дом Кусовниковой удалось выкупить в государственную казну за 600 000 рублей, было заложено здание Синода.

Сумма в 600 000 могла бы вызвать удивление, так в 1796 году участок оценивался в 7 500 рублей. Но прознав о решении строить здесь новое здание Синода, купчиха Кусовникова решила получить от казны максимальный доход. К тому же, в эту сумму наверняка вошли взятки чиновникам, которые признали цену правильной.

После закладки здания Синода Росси посещал эту стройку лишь изредка, так как в это же самое время он занимался строительством вокруг Александринской площади. Вместе с архитектором А. Е. Штаубертом работал его помощник Т. А. Угрюмов. Ежедневно на строительной площадке трудилось до 800 человек.

Построенный в 1810-х годах архитектором Шарлеманем трёхэтажный корпус на Галерной улице Карл Росси оставил целым, лишь надстроив его.

Проект скульптурного убранства был утверждён Николаем I 15 июля 1831 года. При этом император дал указание изобразить фигуры не "в рост", а сидячими, убрать трофеи, книги законов в руках гениев сделать без надписей, фигуры одеть в античные того или превратить в аллегорические.

К началу октября 1832 года возведение корпусов было завершено, приступили к внутренней отделке зданий. Штукатурными работами руководили подрядчики П. Зайцев, Ф. Сидоров, И. Дылёв, М. Зиновьев, А. Андреев. Работы по мрамору возглавлял К. Трискорни. Мебель выполнялась П. Гамбсом, А. Туром, К. Гудом и другими мастерами по чертежам А. Е. Штауберта. Наиболее сложные элементы лепного декора интерьеров выполнил Торичелли. Залы расписывали Б. Медичи, Ф. Рихтер, В. Соловьёв и другие художники.

В феврале 1833 года объект осматривал император. После завершения внутренних работ здесь уже работал Сенат. Его первое заседание здесь прошло 25 апреля 1834 года в присутствии Николая I. В ноябре 1835 году было завершено строительство здания Сената, в том же году были завершены все работы в Синоде.

В угловом помещении здания Сената была создана церковь во имя Семи вселенских соборов. Её освятили 27 мая 1835 года. Это единственный православный храм, купол которого оборудован стеклянным фонарём. Резной дубовый иконостас выполнил мастер столярных работ А. Тарасов по рисункам А. Е. Штауберта.

Триумфальная арка над Галерной улицей стала символизировать единство церкви и государства. В её оформлении Росси использовал один из неосуществлённых проектов арки на Дворцовой площади. Высота арки вместе со скульптурой составляет 26 метров, высота свода - 12 метров, ширина арки - 20 метров. В её объем включен переход между Сенатом и Синодом. Над аркой размещена скульптурная группа "Благочестие и Правосудие", символизирующая веру в закон.

Скульптурное оформление сооружения создали скульпторы В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов, Н. А. Токарев, П. П. Соколов, П. В. Свинцов, Н. А. Устинов, И. И. Леппе. Устиновым создана статуя "Вера" (первая ниша слева), Соколовым - "Благочестие" (вторая ниша слева). С. С. Пименов выполнил статуи "Закон" и "Правосудие". Во время работы над ними он скончался. 30 июля 1833 года модели завершил его сын Н. С. Пименов. Капители, львиные маски и другие декоративные детали выполнены Ф. Торичелли. Скульптуры Демут-Малиновского (скульптурная композиция на аттике, фигуры Гениев с книгами законов) были отлиты из меди на заводе Ч. Берда, установлены в августе 1835 года.

Декорирующие арку барельефы и горельефы аллегорически раскрывают историю русского законодательства, прославляют государственную власть. Самый крупный барельеф "Закон гражданский" - над аркой, выполнен П. В. Свинцовым и И. И. Леппе. На нём среди прочего изображены бюсты Петра I и Екатерины II. Этими же скульпторами создан барельеф в левой части арки - "Закон Божий" (посвящён Синоду), в правой части - "Закон естественный" (посвящён Сенату).

У жителей города находились свои ассоциации с располагавшимися здесь учреждениями. Местные чиновники славились своей продажностью, процветала коррупция. Благодаря арке между домами родился каламбур: "Сенат и Синод живут ПОДарками".

Постройкой здания Сената и Синода завершилось архитектурное формирование западной границы Сенатской площади.

В 1909 году число служащих Сената возросло до такой величины, что потребовалось увеличить количество занимаемых ими помещений. Для этих целей был куплен соседний по набережной со зданием Сената особняк - дом Лавалей.

После 1917 года здание Сената и дом Лавалей передали Главному архивному управлению. Всё имущество и бумаги Сената были переданы в музеи и архивы. В 1924 году был разобран иконостас церкви Сената, а помещение церкви приспособили под книгохранилище. В 1929 и 1936 годах проводилась реставрация фасадов и скульптурного убранства. Во время ленинградской блокады здание Сената и Синода сильно пострадало от артиллерийских обстрелов. В 1941-1942 годах в него попало восемь тяжёлых снарядов. Ремонт здания Сената и Синода начался уже в 1944 году. До 1952 года проводилась реставрация.

В 2006 году архив переехал в новое здание на Заневском проспекте, что позволило отреставрировать здание Сената и Синода. В 2008 году в здании Сената разместился Конституционный Суд. В 2009 году здание Синода заняла библиотека им. Б. Н. Ельцина.

Здание Сената и Синода

Здание Сената и Синода – архитектурно-исторический комплекс в стиле ампир на Сенатской площади Петербурга. Автором проекта стал знаменитый архитектор К. Росси.

Здание Сената и Синода

Участок, ныне занимаемый зданием Сената и Синода, до 1727-го года являлся собственностью князя А. Меньшикова. На нем был построен так называемый "фахверковый дом" – сооружение в голландском стиле. После ареста Светлейшего князя и ссылки его в Сибирь, владельцем земли со всеми постройками стал граф Остерман. В 1741 году Остерман также был репрессирован, и владельцем участка стал канцлер А. Бестужев-Рюмин.

Здание Сената и Синода

Бестужев-Рюмин активно участвовал в заговорах и интригах при императорском дворе. В конце концов, это привело его к опале и ссылке. Императрица Елизавета I разрешила экс-канцлеру самому распродать свое имущество. На торги было выставлено огромное количество ценных предметов: золотой и серебряной посуды, зеркал в позолоченных оправах, бобровых шуб, стенных часов и т.д.

Здание Сената и Синода

Екатерина II помиловала Бестужева-Рюмина, но запретила ему занимать государственные посты. Не была возвращена бывшему канцлеру и его собственность. Дворец на Сенатской площади был переведен в статус казенного имущества, и в 1763 году здесь разместился Сенат.

В 1780-ом году началась перестройка здания Сената в духе классицизма. Руководил работами архитектор И. Старов. Изменениям подвергся не только фасад дома, но и внутреннее убранство.

Здание Сената и Синода

Несмотря на все усилия по обновлению здания, стало понятно, что оно долго не простоит: слишком ветхой была основная конструкция, построенная еще при Петре I. В 1808 году стены дворца укрепили колоннадой и металлическими перетяжками.

В 1827 году в Сенате побывал император Николай I, которого категорически не устроило его состояние и планировка внутренних помещений. Царь приказал полностью перестроить дворец. В качестве ориентира он предложил использовать здание Главного Штаба.

Здание Сената и Синода

На объявленный правительством конкурс было подано много заявок, но победу одержал проект Карла Росси, предложившего построить комплекс из двух больших корпусов, соединяющихся в единую архитектурную композицию с помощью арки.

В 1829 году старую постройку снесли и заложили фундамент нового Сената. В 1830 году государство купило за 600 тыс. рублей расположенный рядом дом Кусовниковой, который был сломан и на его месте заложили здание Синода.

Здание Сената и Синода

Сумма в 600 тыс. рублей – астрономическая по тем временам. Дело в том, что купчиха Кусовникова, прекрасно знавшая об интересе к ее имуществу со стороны государства, ни в какую не хотела продавать здание. Нельзя исключать, что часть суммы ушла на взятки госслужащим, признавшим цену объективной.

Росси редко посещал строительство Сената и Синода, почти все свое время он тогда тратил на застройку ансамбля Александринской площади. Возведением комплекса на Сенатской руководил А. Штауберт.

Здание Сената и Синода

В 1832 году Николаю I был представлен проект украшения Сената и Синода. Росси предложил использовать большое количество скульптур в духе античных. Император в целом одобрил идеи архитектора.

Внутренней отделкой зданий занимались К. Трискорни, Ф. Сидоров, А. Андреев. Мебель изготовил знаменитый мастер Гамбс. Сложнейшие композиции из лепнины были выполнены Торичелли, стены и потолки расписали художники В. Соловьев и Ф. Рихтер.

В 1834 году в новом здании Сената прошло первое заседание, которое посетил Николай I. В 1835 году строители завершили отделочные работы в Синоде.

Здание Сената и Синода

Основной архитектурный элемент комплекса – Триумфальная арка. Росси создал монументальное сооружение высотой в 26 м. и шириной в 20 м. В арку был искусно встроен переход из Сената в Синод, что позволяет считать два корпуса единым зданием.

Здание Сената и Синода

Триумфальная арка украшена скульптурами, горельефами и барельефами работы П. Свинцова, С. Пименова, Н. Токарева. Все элементы декора имеют символический смысл и в аллегорической форме показывают историю отечественного законодательства.

С завершением строительства здания Сената и Синода архитектурный ансамбль Сенатской площади получил свое окончательное воплощение.

Здание Сената и Синода

После революции здание Сената и Синода было передано Государственному управлению архивами. Расположенная на территории Синода церковь была переоборудована в библиотеку. Во время ВОВ комплекс сильно пострадал от бомбежек, в 1944 году началась его масштабная реставрация, завершенная в 1952-ом.

Здание Сената и Синода

Последняя реконструкция здания Сената и Синода была проведена в 2006 году. В настоящее время здание Сената занимает Конституционный Суд РФ, здание Синода – Ельцинская библиотека.

Одной из основных достопримечательностей Сенатской площади Петербурга являются здания Сената и Синода, построенные в первой половине 19 столетия.

Здание Сената в Петербурге

Здание Сената в Петербурге

В начале 19 столетия происходила активная смена застроек центральной части Петербурга на более презентабельные сооружения, соответствовавшие статусу столицы Российской империи. В этот период заканчивалось оформление Дворцовой площади, которая приобретает современный вид. Перестраиваются и видоизменяются корпуса Адмиралтейства. Рядом с ними формируется Адмиралтейский бульвар – будущий Александровский сад.

Здания Сенатской площади тоже требовали приведения к общему знаменателю. В то время там находился бывший особняк Бестужева-Рюмина, переделанный под нужды Сената, и особняк купчихи Кусовниковой. Их архитектурное оформление не соответствовало статусу площади и современному градостроительному направлению.

Здание Сената на Сенатской площади Петербурга в конце 18 века

Здание Сената на Сенатской площади Петербурга в конце 18 века

И вот в 30-е годы 19 века, на месте Сената и выкупленного дома Кусовниковой, по проекту архитектора К.Росси в стиле позднего классицизма возводятся два строения - Сенат и Синод, соединенные между собой арочным проходом. Стены особняка Бестужева-Рюмина частично были использованы в новых сооружениях, которые своей масштабностью и декором превзошли здания Адмиралтейства.

Сенат и Синод Петербурга в 30-х годах 19 века

Сенат и Синод Петербурга в 30-х годах 19 века

Вытянутые по всем направлениям, трехэтажные прямоугольные корпуса с внутренними дворами; массивные гранитные лестничные проемы, снабженные пандусами; чередование углубленных и выступающих частей фасадов; лепные украшения; скульптурное оформление – все это превратило красивейшие здания Сената и Синода в достойный архитектурный памятник первой половины 19 столетия.

Арка Сенада и Синода Петербурга в 19 веке

Арка Сенада и Синода Петербурга в 19 веке

Фасады Сената смотрят на Английскую набережную и на Сенатскую площадь, угол между ними закруглен и декорирован колоннами коринфского ордена, которые поднимаются от первого этажа. Плавная необычная закругленность и колоннада придают сооружению очень богатый вид и украшают архитектурную композицию Английской набережной.

Здание Сената с Английской набережной Петербурга

Здание Сената с Английской набережной

Арка, связавшая два отдельно стоящих здания, была переброшена через Галерную улицу и превратилась в центр фасадной композиции, а все сооружение стало выглядеть как единый архитектурный комплекс. Арка К.Росси, в чем-то повторяющая его знаменитую Триумфальную арку Главного Штаба на Дворцовой площади, придала новому сооружению триумфальный торжественный вид.

Арка над Галерной улицей, соединяющая Сенат и Синод

Арка над Галерной улицей, соединяющая Сенат и Синод

В соответствии с монументальными зданиями центра города, здания Сената и Синода также было решено украсить скульптурами. Скульптурное убранство утверждалось самим императором Николаем Первым, причем фигуры непременно должны были изображаться в античных одеждах.

Скульптурные фигуры изготавливались С.Пименовым, В.Демут-Малиновским, П.Соколовым и многими другими петербургскими художниками. Здесь можно видеть изображения Веры, Благочестия, Закона и Правосудия. Скульптурная композиция для фронтального аттика была отлита из меди.

Скульптурная композиция аттика арки Сената и Синода Петербурга

Скульптурная композиция аттика арки Сената и Синода

По самому аттику идут три барельефа с изображениями законов гражданского, божия и естественного. По центру, прямо над аркой, сцена закона гражданского, среди фигур которого симметрично расположены бюсты Петра Первого и Екатерины Второй.


"Гражданское правосудие" на барельефе Сената и Синода

Интересны и внутренние интерьеры здания. Особо выделяется зал заседаний с пилястрами и кариатидами, с живописным плафоном и малиновым троном.

После революции Сенат и Синод были упразднены. Позднее, до 2006 года здесь размещались документы Центрального исторического архива. Перед войной проводилась работа по реставрации фасадов, скульптур и интерьеров Сената и Синода, но во время артобстрелов Великой Отечественной войны оба строения были основательно разбиты. Новая реставрация строений началась уже в 1944 году. Сегодня здание Сената занимает Конституционный суд РФ, а в здании Синода размещена Президентская библиотека им.Б.Ельцина.

Президентская библиотека им.Б.Ельцина в здании Синода Петербурга

Президентская библиотека им.Б.Ельцина в здании Синода

Читайте также: