Завещание дмитрия донского кратко

Обновлено: 05.07.2024

У великого князя Дмитрия Донского и его жены княгини Евдокии было 12 детей. Москву унаследовал старший из выживших сыновей Дмитрия — Василий Первый (правил в 1389-1425 гг.). Василий Первый в 1390 году женился на Софье (1371-1453), дочери великого князя Литовского Витовта.

Вторым по старшинству сыном Дмитрия был Юрий, который по завещанию отца получил Звенигород и Галич (тот, что в Костромской области). Он женился на смоленской княжне Анастасии Юрьевне.

В 1425 году Василий Первый умер. Его сыну Василию (будущему великому князю Василию Второму) было 10 лет. "И митрополит Фотий той же ночью послал за князем Юрием в Звенигород своего боярина Акинфа Аслябеева", чтобы князь Юрий подтвердил права своего племянника на престол.

Но в завещании Дмитрия Донского был прописан порядок действий после смерти Василия Первого. " А если из-за грехов отнимет Бог сына моего князя Василия, то мой удел пусть останется следующему за ним моему сыну ". Эти слова были написаны еще до того, как у Василия Первого появились свои дети, но в любом случае порядок наследования не от сына к внуку, а от старшего брата к младшему брату, лествичный порядок престолонаследия , был освящён временем, Дмитрий Донской имел полное право сформулировать завещание так вне зависимости от того, были ли дети у его старшего сына.

Юрий отказался — ведь по завещанию отца наследником Москвы был он — и начал собирать войска. Против Юрия от имени десятилетнего Василия Второго выступили московские войска и другие сыновья Дмитрия Донского. Из Москвы к Юрию поехал митрополит Фотий, чтобы заключить мир, но Юрий отказывался и соглашался лишь на перемирие длиной в один год. Фотий уже покинул Галич, но на обратной дороге его догнали бояре Юрия, которые передали условия мира между Василием и Юрием: ни один из князей не пытается стать великим князем самостоятельно, но оба ждут решения хана Золотой Орды.

В 1426 году, пишет летописец, "великий князь Витовт ходил со многими силами на Псков, были с ним земля Литовская и Польская, наёмники чехи и волохи, и его татары, и выпросил у царя [хана] Махмета его придворных". Псковичи едва отбили натиск Витовта, героически сопротивляясь в сражениях под Опочкой и Вороничем (они заслуживают отдельного рассказа в будущем).

В 1428 году Витовт пытался захватить земли Новгорода Великого. При бое за Порхов использовалась осадная артиллерия, специалистов для которой Витовт нанял в Германии. Новгородцы заплатили Витовту огромный выкуп, чтобы тот согласился отступить в Литву.

Разумеется, слава Витовта как полководца и его аппетиты как политика не были новостью для князя Юрия. Если бы Юрий признал великим князем Василия Второго, то он не только отказался бы от собственных прав на престол и переступил отцовское завещание: он фактически передал бы Москву и другие русские земли в руки Витовта. С другой стороны, у него не было сил и попытаться заполучить Москву самостоятельно: его сдерживала военная мощь Литвы.

В 1430 году Витовт умер. Равновесие пошатнулось. В 1431 году умер и гарант предыдущего мира между Москвой и Звенигородом, уважаемый всеми русскими князьями митрополит Фотий. Юрий Дмитриевич отказался от мира с Василием Вторым и предложил вернуться к условию: пусть хан Золотой Орды Улу-Мухаммед решит, кто станет великим князем.

Но в Золотой Орде тоже было неспокойно. По дороге в столицу, Новый Сарай (на территории современной Волгоградской области), князья сначала попали в руки даруги Минбулата, который благоволил Василию, которому "были почести великие, а князю Юрию бесчестие, великое страдание". Узнав о том, что даруга самостоятельно решает вопросы, которые имеет право решать только хан, в лагерь к нему пришёл крымский эмир Тегинэ-бей , один из ближайших помощников Улу-Мухаммеда, который забрал Юрия под своё покровительство.

В 1432 году состоялся суд. Снова дадим слово официальной московской летописи [Московский летописный свод конца XV века. Полное собрание русских летописей. Т. 25. М., Л., 2004. С. 249]: "Царь [т.е. хан] же повелел своим князьям судить русских князей, и много споров было между ними, князь великий [Василий] по отцу и деду искал своего престола, князь же Юрий по летописцам [т.е. летописям], по старым спискам [т.е. описям имущества] и по завещанию отца своего, великого князя Дмитрия [Донского].

И тогда сказал боярин великого князя Иван Дмитриевич царю и его князьям так: "Государь, вольный царь! Дозволь молвить слово мне, холопу великого князя. Наш государь, великий князь Василий, ищет своего престола в великом княжении, а твоем улусе, по твоему царскому пожалованию и по твоим ярлыкам и девтерям [т.е. описям имущества], а вот пожалование твое перед тобой. А господин наш князь Юрий Дмитриевич хочет взять великое княжение по завещанию отца своего, а не по твоему пожалованию, царя вольного, а ты волен в своем улусе, кого захочешь пожаловать по своей воле. А и государь наш князь великий Василий Дмитриевич великое княжение дал сыну своему, великому князю Василию, а по твоему пожалованию, вольного царя, а уже, господин, который год он сидит на своем престоле, а на твоем пожаловании, подчиняясь тебе, своему государю, вольному царю, а тебе самому это известно".

И тогда царь дал великое княжение князю Василию Васильевичу".

Так московский князь Василий Второй и его двор публично отреклись от завещания Дмитрия Донского и провозгласили высшим источником власти на Руси волю хана. Многие так и не смирились с этим. Вскоре после этого Юрий и его сыновья подняли восстание против Василия, началась междоусобная война, которая продлилась до 1453 года. Но история удельной войны между ними заслуживает отдельной статьи, пожалуй, и нескольких.

В 1425 году из-за противоречий в завещании Дмитрия Донского снова встал вопрос о наследстве. Началась многолетняя борьба за великое княжение.

В момент составления завещания у Василия еще не было детей, и о судьбе внуков Донской не распорядился. Согласно этой записи, удел Василия после его смерти должен был достаться следующему сыну, то есть Юрию Дмитриевичу. Этот пункт завещания и стал источником кровавой междоусобицы, терзавшей Русь четверть века. Ведь дети у Василия I появились, и он поступил, как и отец — завещал свое великое княжение сыну.

Дмитрий Донской.

Права Василия II

Василий I умер в 1425 г. Согласно его завещанию, великое княжение наследовал его 10-летний сын Василий II. Его права на это наследство подкреплялись не только завещанием отца (которое тот, кстати, понимая спорность этого решения, составлял в сомнениях). Реальная власть в этот момент оказалась в руках его матери, вдовы Софьи Витовтовны, митрополита Фотия и боярина Ивана Дмитриевича Всеволожского.

Они считали, что Дмитрий Донской намеревался утвердить порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. Некоторые исследователи отмечают, что, судя по всему, так и было, но Донской просто не мог предвидеть будущее развитие событий и дать конкретные распоряжения о внуках. По мнению историка Кучкина В. А., наиболее подробно описавшего и критиковавшего вторую Духовную грамоту Дмитрия Донского, она служила даже и по своему языку (нетрадиционное на тот момент указание отчества автора завещания) для утверждения принципа прямого наследования от отца к сыну.

Василий I Дмитриевич.

Василий II.

Права Юрия Дмитриевича Галицкого

Поколебал этот порядок Дмитрий Донской, но сделал это вынужденно, так как его младший брат Иван умер, не оставив потомства. Старший сын Дмитрия оказался и старшим в роде. Дмитрий, по сути, не нарушил традицию, но своим завещанием создал прецедент передачи власти от великого князя старшему сыну. Чем Василий I и воспользовался, повторив это. Но у него, в отличие от отца, братья были. Василий I и сам понимал возможные последствия своего завещания, но надеялся, что братья не оспорят его волю благодаря его личному авторитету, ханскому ярлыку Василия II и могуществу Москвы.

Юрий Дмитриевич Галицкий сумел дважды занять Москву, в 1433-м и 1434-м, но умер в том же 1434 году, а его сыновья проиграли борьбу, рассорившись между собой и не сумев объединить силы. Старший, Василий Юрьевич, был в одном из столкновений с войсками Василия II взят в плен, ослеплен и лишен возможностей продолжать войну.

Фото 7.jpg

Конфликт, разгоревшийся в 1425 г., — не просто спор князей, но и противостояние двух, еще неустойчивых, традиций наследования: родовой, при которой трон получает старший в роду (в данном случай Юрий), и семейной, согласно которой власть достается старшему сыну (то есть Василий II). Так как в разгоревшемся конфликте в конце концов одержал верх Василий II Тёмный и передал трон своему сыну Ивану III, то и победила семейная традиция передачи власти. Род на троне сменился династией. Следующие великие князья уже смело назначали преемников, а великое княжение окончательно стало вотчиной — наследуемой собственностью великого князя.

Пергамен, чернила; устав.

Серебряная золоченая вислая печать с изображением св. Дмитрия Солунского.

113 см х 30,5 см

Духовная грамота (завещание) московского князя Дмитрия Донского свидетельствует о фактическом освобождении Русского государства от владычества Золотой Орды. После победы на Куликовом поле в 1380 г. власть ордынских ханов ослабла настолько, что Дмитрий Донской собственной волей, не спрашивая разрешения хана, передал престол своему наследнику, будущему великому князю Василию I.

Духовная грамота Дмитрия Донского была составлена в последние недели жизни князя, умершего 16 мая 1389 г.

Духовная грамота великого князя московского Дмитрия Ивановича Донского

Духовная грамота великого князя московского Дмитрия Ивановича Донского

«Во имя Отца и Сына и Святаго духа, се яз, грешный худый раб Божий Дмитрий Иванович, пишу грамоту душевную целым своим умом. Даю ряд сыном своим и свoей княгини.

Приказываю дети свои своей княгине. А вы, дети мои, живите заодин, а матери своее слушайте во всем.

А приказываю отчину свою Москву детем своим, князю Василью, князю Юрью, князю Андрею, князю Петру. А брат мой, князь Володимер, ведает свою треть, чем его благословил отец его, князь Андрей.

А се благословляю сына своего, князя Василья, своею отчиною, великим княженьем…

А сына своего благословляю, князя Юрья, своего деда куплею, Галичем, со всеми волостми, и с селы, и со всеми пошлинами, и с теми селы, которые тягли к Костроме…

А сына своего, князя Андрея, благословляю куплею же деда своего, Белымозером, со всеми волостми…

А сына своего, князя Петра, благословляю куплею же своего деда, Углечим полем, и что к нему потягло…

А се даю своей княгине из великого княженья у сына у своего… А что есм дал своей княгине из удела сына своего, княжа Васильева и изо княжа из Юрьева, изо княжа из Андреева, изо княжа из Петрова, волости и села, а что Бог розмыслит о моей княгине, и те волости и села во чьем удел, то тому и есть… А по грехом, которого сына моего Бог отъимет, и княгини моя поделит того уделом сынов моих. Которому что даст, тo тому и есть, а дети мои из ее воли не вымутся… А даст ми Бог сына, и княгини моя поделит его, возмя по части у болшие его братьи…

А у которого сына моего убудет отчины, чем есм его благословил, и княгини моя поделит сынов моих из их уделов. А вы, дети мои, матери слушайте.

А по грехом, отъимет Бог сына моего, князя Василья, а хто будет под тем сын мой, ино тому сыну моему княж Васильев удел, а того уделом поделит их моя княгини.

А вы, дети мои, слушайте своее матери, что кому даст, то тому и есть.

А переменит Бог Орду, дети мои не имут давати выхода в Орду, и который сын мой возмет дань на своем уделе, то тому и есть.

А что есм подавал своей княгине волости и села из уделов детий своих, и свой примысл, и слободы, и села, и Холхол, и Заячков, а с тех волостий, и с слобод, и с сел что возмет княгини моя, то ей и есть. А дети мои в то не вступаются.

А хто сю грамоту мою порушит, судит ему Бог, а не будет на нем милости Божий, ни моего благословенья ни в сии век, ни в будущий.

А писал есм сю грамоту перед своими отци: перед игуменом перед Сергием, перед игуменом перед Савастьяном.

Сегодняшний урок будет посвящен выдающейся исторической личности – Дмитрию Ивановичу Донскому. Этот князь сыграл особую роль в истории не только Москвы, но и всего русского государства. Именно при нём Москва предприняла удачную попытку освобождения от татаро-монгольского ига.

Дмитрий Донской

Начало княжения Дмитрия Донского

Дмитрий Донской был московским князем в период с 1359 по 1389 год. Он взошел на престол еще девятилетним ребёнком после смерти его отца Ивана Красного. Татары вполне естественно не стремились доверять столь юному князю. Они понимали, что удержать северо-восточную Русь в подчинении может только гораздо более опытный человек. Поэтому Москва, сразу же после смерти Ивана Красного, лишилась ярлыка на великое княжение.

За ярлык следовало побороться, и в этом Дмитрию Донскому огромную помощь оказала православная церковь. Напомним, что митрополичий престол к этому времени уже давно находился в Москве. Свою деятельность по возвращению Москве ярлыка на великое княжение развернул митрополит Алексий. Он отправился в орду лечить жену хана Женебека. Судя по данным источников, у жены хана было какое-то заболевание глаз, судя по всему бельмо. Как уж отважился митрополит Алексий оперировать это бельмо, мы не знаем, но операция оказалась удачной.

Хан спросил, чего хочет в награду русский митрополит, и тот попросил награды не для себя, а для Дмитрия Донского и для Москвы. Он попросил, чтобы Москве вернули ярлык на великое княжение. Благодарный хан так и сделал. Популярность Дмитрия Донского, но и, разумеется, митрополита Алексия, после этого стала настолько велика, что попытки других князей получить этот ярлык заканчивались неудачей.

Когда в 1371 году ярлык получил тверской князь, он подошел к стенам Владимира, но выяснилось, что в город его жители пускать совершенно не собираются. Они заявили ему, что признают только своего великого князя — Дмитрия Московского. Возмущенный тверской князь обратился за помощью к орде, но орда сотрудничать отказалась. Ордынцы прекрасно понимали, если этого человека не воспринимают даже жители Владимира, чего уж говорить о жителях других регионов страны. И ярлык фактически остался в руках московского князя. Дмитрий Донской в этих процессах вообще не участвовал. Он заявил, что и сам за ярлыком не поедет и во Владимир никого не пустит.

Строительство каменного кремля

Несмотря на столь мирную позицию, Дмитрий Донской, видимо, уже тогда прекрасно понимал, что рано или поздно ему придется воевать с татарами. Начиная с 1367 года он строит новый московский кремль. Впервые, в истории города это кремль не деревянный, а каменный. В качестве строительного материала был взят белый камень из района деревни Мячково в 30 километрах от Москвы.

Этот белокаменный кремль оказался, правда, не слишком долговечным. Через сто лет он был заменен на современный кремль из красного кирпича, сложенный при Иване III. Но свою роль в истории города и в истории страны белокаменный кремль Дмитрия Донского сыграл. В частности, на его башнях, впервые в истории нашей страны, была установлена артиллерия.

Отказ платить дань и битва на реке Пьяне

После того, как в 1360 годы в золотой орде возник династический кризис, ханы стали оспаривать власть друг у друга, Москва поняла, что настало время сделать важный шаг. И начиная с 1377 года Москва и некоторые другие земли отказываются платить орде дань. Впрочем, наказание последовало практически сразу же. В том же самом 1377 году состоялось сражение на реке Пьяне, в котором татаро-монголы умудрились захватить русское войско врасплох и перебить многих воинов.

Сражение на реке Пьяне заставило москвичей быть более осторожными, тем более, что в орде, наконец, кажется кончился династический кризис, и к власти пришел темник Мамай. Уже в следующем 1378 году Мамай отправил на Русь войско во главе с мурзой Бегече, но это войско было разбито москвичами в битве на реке Воже. Считается, что именно битва на реке Воже, стала прологом Куликовской битвы.

Куликовская битва

Не дожидаясь подхода основных сил татаро-монгол к Москве, Дмитрий Донской решил сам дать сражение как можно дальше от города для того, чтобы даже в случае поражения, у Москвы были шансы спастись.

В 1380 году войско Дмитрия Донского и войско Мамая встретились в сражении на Куликовом поле. Благословение на это сражение Дмитрий Донской получил у духовного лидера этого времени Сергия Радонежского, основателя Троице-Сергиева монастыря. Дело в том, что без одобрения церкви в принципе никакие политические акции были невозможны. Сергий Радонежский рисковал, давая одобрение на Куликовскую битву. Дело в том, что если битва оказалась бы проигранной, татаро-монголы могли бы обвинить церковь в сотрудничестве с теми, кто разваливает золотую орду.

Сама битва произошла 8 сентября 1380 года на Куликовом поле у слияния Дона и реки Непрядвы.

Сравнительно небольшое поле, площадью всего около десяти квадратных километров, было со всех сторон окружено лесом или рекой, и поэтому традиционная тактика татаро-монгол оказалась не применимой. Татаро-монголы практиковали тактику обхода войск своих противников с тем, чтобы заключить их в кольцо и уничтожить, но в данном случае это было невозможно. Сражение началось, как нередко это бывало в средние века, с ритуального поединка.

Каждая сторона выставляла по одному воину и, в зависимости от исхода этого поединка, сторонам становилось ясно, на чьей стороне высшие силы — боги. От русского войска вперед выехал воин Пересвет, один из тех, кого на битву послал сам Сергий Радонежский, а татаро-монголы выставили своего воина Челубея. Этот ритуальный поединок одна из самых известных страниц русской истории. Для обоих участников он окончился трагически: и Пересвет, и Челубей погибли, пронзив друг друга копьями. Но Челубей упал и остался на поле, а Пересвета, зацепившегося ногой в стремени, конь принес обратно в стан русских воинов.

После этого началась сама битва. О числе участников битвы историки спорят до сегодняшнего дня. Известно только, что русских было как минимум в два раза меньше, чем татаро-монгол. Союзниками татар выступали литовцы, но литовский князь Ягайло не дошел до Куликовской битвы всего несколько десятков километров. По одной версии, он просто не успел к началу сражения, а по другой, специально не стал особенно спешить для того, чтобы выяснить, на чьей стороне сила и, если бы татаро-монголы победили, наверняка Литва присоединилась бы к ним.

Кроме того, советниками Мамая были генуэзцы, жители итальянского города Генуя, у которых здесь были свои торговые интересы. Они имели свои фактурии на территории полуострова Крым, и победа Мамая была им выгодна, так как через золотую орду они могли торговать с такими дальними территориями, как средняя Азия и, даже, Китай.

Тактика Дмитрия Донского в Куликовской битве

Залогом победы русских в Куликовской битве в значительной степени стала тактика Дмитрия Донского. Несмотря на то, что он сам сражался в войске, как рядовой воин, он оставил часть своей армии в близлежащем лесу. Это был засадный полк, которым командовал князь Владимир Серпуховской. В критический момент сражения, когда казалось, что татары уже побеждают, Владимир Серпуховский нанес удар в тыл татаро-монголам и те, напуганные тем, что оказались между двух огней, вынуждены были бежать с поля боя.

Битва закончилась победой русских, но в этом сражении москвичи потеряли половину своего войска. Потери татар были настолько велики, что их даже никто не считал. Мамай бежал с поля боя и укрылся у генуэзцев в городе Феодосия, где и был убит в следующем 1381 году. Генуэзцы не любили людей, которые обещали им разные политические блага и своих обещаний сдержать не могли. Жертв было настолько много, что далеко не все воины были захоронены.

Раскопки на Куликовом поле, которые предпринимались в 19 — 20 веке показали, что на месте сражения оставались десятки людей. Москвичи похоронили своих павших в братской могиле к востоку от города. Над этой братской могилой была возведена деревянная церковь, а вокруг нее построен монастырь, который находится там и сейчас и называется Спасо-Андроников монастырь.

В 1420 годы вместо деревянной церкви был построен каменный Спасский собор. Он стоит на этом месте и поныне. Это самое старое, из дошедших до нас сооружений, на территории города Москвы.

Итоги Куликовской битвы

Итоги Куликовской битвы трудно переоценить. Это была первая серьезная попытка москвичей, да и вообще жителей северо-восточной Руси, избавиться от татаро-монгольского ига, и эту попытку, безусловно, следует признать удачной. Дело даже не в том, что Москве удалось освободиться от необходимости выплаты дани. Конечно, потом будут еще нашествия, и Москва еще на 100 лет останется под татаро-монгольским владычеством, но и самим себе, и татарам, москвичи доказали, что могут быть независимыми, могут побеждать даже такую мощную армию, какой была татаро-монгольская.

Хан Тохтамыш

Через два года, в 1382 году, в Москву приходит армия хана Тохтамыша. В принципе, Дмитрий Донской оказал Тохтамышу услугу, он уничтожил войско его соперника Мамая, но представления о благодарности у Тохтамыша были своеобразными. Тохтамыш взял Москву обманом, попросил открыть ему ворота, и москвичи, почему-то, ему поверили. Сжег ее и уничтожил практически все население города.

В летописях сказано, что в результате этого нашествия погибло не менее 200 тысяч человек.

Самому Дмитрию Донскому, правда, удалось спастись. Он, как раз, в это время находился на севере страны, собирая войско для того, чтобы оказать Тохтамышу отпор. Но две столь крупные битвы, как Куликовская, конечно, в то время Русь осилить не могла. После походов Тохтамыша Москва снова стала платить дань татарам, но теперь уже прекрасно понимала, что выплата этой дани зависит только от уровня сил московского князя и татарского хана.

Завещание Дмитрия Донского

Дмитрий Донской умер в 1389 году довольно молодым. Ему было всего тридцать девять лет. В своем завещании он делал своего старшего сына Василия великим князем без ордынского ярлыка, то есть не дожидаясь согласия татаро-монгол на занятие им великокняжеского престола. Это ещё раз доказывает всю условность владения ордой московскими землями. Дмитрий Донской это прекрасно понимал.

Читайте также: