Нико пиросмани биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Самое удивительное, но тайны сопровождали Нико (сокращённое от Николай) с первых минут его появления на свет, ибо никто не знал, где и когда он родился. Некоторые искусствоведы и вовсе стали утверждать, что никакого Пиросмани не было, что он легенда, придуманная грузинами.

Если бы не братья — поэт Илья и художник Кирилл Зданевичи, увидевшие в Тифлисе одну из работ Нико Пиросмани, возможно потомки никогда не узнали бы этого мастера. Но история оказалась к нему благосклонной: творчество Нико не исчезло. Более того, оно вдохновляло авангардистов Михаила Ларионова, Наталью Гончарову, Илью Машкова, Петра Кончаловского…

Три работы — в Третьяковке


К сожалению, из более чем двух тысяч работ Пиросмани сохранилось не более трехсот. Не уцелело ни одной его стенной росписи. Все они после Великой Октябрьской революции были сбиты или погибли вместе с домами. Не осталось и вывесок для духанов, написанных им в великом множестве за кусок хлеба и головку сыра.

В трудные зимы из них делали печные трубы. Потом очевидцы рассказывали, как на этих трубах долго можно было увидеть остатки краски и чей-то глаз.

Однако этот человек жил в реальности. Подтверждением тому служат три фотографии Пиросмани и немногие из сохранившихся картин, три из которых находится в Третьяковской галерее. Большинство же произведений художника хранится в Тбилиси, в Государственном музее искусств Грузии.

Ещё в конце 1910-х годов энтузиасты — поэты, художники, журналисты попытались отыскивать людей, знакомых с Нико Пиросманишвили и стали записывать их рассказы. Тогда же эти записи стали публиковаться, но надо понимать, что запись устного рассказа не может служить надёжным источником, хотя бы потому, что практически всегда дополняется собственным восприятием. Опять же, многие события, которые при жизни художника были отделены друг от друга годами, вдруг оказались соединёнными или, наоборот, навсегда потерялись.

Некоторые факты и вовсе выглядят неправдоподобно. Например, родная сестра художника, которая жила в деревне, вдруг стала утверждать, что брат долго жил за границей…

Нико Пиросмани не писал о себе


Сам же Пиросманишвили ничего о себе не написал. Правда, некоторые очевидцы утверждали, что Нико носил с собой толстую тетрадь и часто делал в ней какие-то записи, однако тетрадь пропала ещё при его жизни. Опять же, те, кто находился рядом с ним, утверждали, что ничего не знают о его мыслях, привязанностях, убеждениях… Есть сведения, что он переписывался со своей сестрой, но эти письма она же сама и уничтожила, испугавшись постоянных расспросов о брате.

Из воспоминаний можно извлечь только разрозненные намёки, с трудом поддающиеся истолкованию. Лишь к концу жизни Пиросманишвили стал встречаться с людьми образованными, но и они, вроде как и понимая значение его творчества, оказывались на редкость невнимательными.

Пиросмани не оставил никаких следов в архивах. Кроме четырёх лет службы кондуктором на железной дороге, других официальных бумаг нет. Справедливости ради следует заметить, порой цитируются некоторые его суждения, но опять же, их также сложно признать достоверными и точными.

Рисовать начал с детства


Только через много лет после смерти художника исследователи, решившие изучить его биографию и установить хотя бы основные факты, перевернули архивы и выяснили хотя бы год и место рождения.

Оказалось, что будущий великий художник родился в 1862 году в маленькой кахетинской деревне Мирзаани. Кроме него, в семье росли ещё трое детей — брат Георгий, сёстры Мариам и Пепуца. В 1870 году отец умер, затем скончались мать и старший брат. Нико Пиросмани, единственный из семьи, остался жить в селе Шулавери у последней работодательницы отца, вдовы бакинского фабриканта Эпросине Калантаровой, где и провёл около пятнадцати лет.

Хозяева относились к нему как к родному, выучили грузинскому и русскому языку, поощряли увлечения живописью и всячески оберегали. У мальчика была собственная комната, его брали с собой в театр и на молитву в храм. В общем, жаловаться особо юноше было не на что.

Провальный заказ


Когда Нико исполнилось 20 лет, его отвели к фотографу сделать портрет. Сейчас это одно из трёх изображений художника, дошедшее до наших дней. На нём мы видим ухоженного и хорошо одетого юношу и можем сделать вывод, на тот момент у него всё ладилось…

В 28 лет он устроился работать кондуктором на Закавказскую железную дорогу. Но работником Нико оказался не очень хорошим. Он опаздывал на службу, нарушал инструкции, получал штрафы от начальства, к тому же часто болел… Через четыре года Нико подал в отставку.

Впрочем, есть версия, что сделал он это не по своей воле. Вроде как начальник железной дороги, узнав, что Пиросмани рисует, заказал ему свой портрет с женой. Работа ему не понравилась и он приказал уйти с глаз навсегда.

После увольнения Нико Пиросманишвили на выходное пособие и занятые у друзей деньги открывает собственную молочную лавку. Для чего снимает небольшое помещение, украшает его изображениями коров, а над входом рисует красивую вывеску. Как не удивительно, но дела вскоре пошли в гору. Он раздал долги и даже стал получать прибыль.

Вывески для духанов

Но жителям Тифлиса его работы не нравились и никто не спешил их покупать. В результате, спасаясь от голода, Пиросмани возвращается в родной Мирзаани, где с грузинской щедростью устраивает пир, а потом пишет четыре картины. Именно они потом вдруг подсказали ему, как можно заработать на своём увлечении.

Картины на клеёнке

Потом он применил этот приём написания на обычной клеёнке и для портретов. Впечатление от некоторых вещей, сделанных в такой манере, необыкновенное.

Сегодня, в Международный день художника, мы хотим рассказать вам историю удивительного грузинского творца Нико Пиросмани — честного и нищего художника, писавшего пронзительные шедевры на дешевой клеенке за еду.

О жизни Нико Пиросмани ходит множество легенд и всегда было сложно сказать, что из них правда, а что — вымысел, но одно известно точно — его жизнь была страшным испытанием. Родился Нико в 1862 году в кахетинском селе Мирзаани в обычной крестьянской семье. Родители Пиросмани умерли, когда тому не было и трех лет, и со временем он попал в услужение в богатую тифлисскую семью, где находился до 20 лет. Первые серьезные попытки писать картины начались, когда Нико устроился кондуктором на железную дорогу. Он тогда написал портрет начальника с женой, после которого его выгнали с работы.

96588.jpg

Он метался от одной работы к другой — скитания продолжались во многом из-за того, что Пиросмани не походил на типичного бедного грузина того времени: он не умел хитрить, веселить и зарабатывать деньги. Ему приходилось жить на совсем маленький доход, получаемый от продажи молоком. В этой лавке он бесплатно раздаривал картины покупателям или передавал их перекупщикам, надеясь заработать хоть немного денег. Но ни те, ни другие в восторге от картин не были — тогда они не могли знать, сколько будут стоить его картины через несколько десятков лет.

image.jpg

От голода Пиросмани уехал из Тифлиса на родину, но созданный у него дома пир подсказал художнику, что делать дальше — Нико понял, что можно зарабатывать деньги, расписывая вывески духанов (трактиры того времени). На холсты денег не было, поэтому Нико писал на черных клеенках со столов, что сильно определило то, как выглядела его живопись.

5957d826bd04704a0b8b4578.jpg

Statya_pro_zhizn_i_tvorchestvo_velikogo_gruzinskogo_hudozhnika-primitivista_niko_pirosmani_-_gruziya_dlya_turistov_6.jpg

Как бы грустно не было это признавать, жизнь у Нико не удалась совсем, счастье оказалось не для него. В 1918 году сухой закон прикрыл духаны страны, и ему нечем стало зарабатывать на жизнь. Он умер от голода и холода в полнейшей нищете в мае 1918 года.

Но как это часто бывает, слава нашла своего героя уже после его смерти. И сейчас Пиросмани считают самым великим художником Грузии: его работы хранятся в лучших музеях Тбилиси, Москвы, Лондона, Парижа и других городов. Со стен галерей на людей открытым взглядом смотрят простые грузинские крестьяне и животные, которых создал человек с тяжелой судьбой, положивший свою жизнь на алтарь художественного ремесла.


Художники разных стран

Николай Асланович Пиросманашвили, псевдоним-Нико Пиросмани-художник из России грузинского происхождения -1862-1918 гг.Его биография была загадкой для современников. В 1910 году поклонники его творчества, стали собирать о нем все данные. Многие факты его жизни стали обнародованы только после его смерти и до сих пор не подтверждены официально.

Вырос в бедной крестьянской семье, в деревне Мирзаани. В семье было еще трое детей брат и две сестры. Мальчик и две его сестры рано осиротели. 1870 год от нужды и бедности умирает отец Николая, вскорости в след за отцом уходят мама и старший брат.

Нико единственный остался в родной деревне. Жил он у женщины на которую работал его отец Эпросине Калантаровой. В этой семье он прожил почти 15 лет. В 1870 году вместе с сыном Эпросине уехал в Тифлис. Некоторое время он обучался ремеслу типографии, но официального образования он не получил. По немного Нико Пиросмани учился живописи, расписывал вывески лавок, позже в 1885 г. открыл мастерскую декоративной росписи, но она это ремесло не принесло ему прибыли.

В 1890 году-устроился кондуктором на железную дорогу. Проработав 4 года и собрав немного денег уволился. На собранные деньги, вместе с компаньоном открыл молочную лавку, для которой сам нарисовал вывески. Но особого интереса к торговле не проявлял. Напарник платил ему в день по рублю, что бы хватало на минимальное проживание.

Личная жизнь художника

В тридцатилетнем возрасте Нико влюбился без памяти в актрису Маргариту, которая в 1905 году приехала в Тифлис с гастролями, где проживал художник.
Существует легенда, что все свои накопленные сбережения грузинский художник вложил в огромное море цветов для своей возлюбленной Маргариты. Об этом художнике Алла Борисовна Пугачева поет вою знаменитую песню-миллион алых роз.

Актриса почти год прожила в Грузии, но не замечала художника. После отъезда Маргариты остался ее портрет написанный Нико.

Путь к искусству

Есть художники, которые сыграли огромную роль в жизни и творчестве Н. Пиросмани. Это братья Зданевичи, Илья и Кирилл, отправившиеся путешествовать по грузинской земле в компании Михаила Ле-Дантю. Михаил, будучи русским по крови, родился во Франции.

Во время путешествия братьев особенно впечатлили тбилисские дуканы с картинами, украшавшими их стены. Своеобразная манера живописи притягивала и завораживала. Здания, стены которых были украшены такими произведениями искусства, не принадлежали богатым людям.

Полотна были абсолютно простыми, но от них словно исходила какая-то жизненная сила, неутомимо бьющая через край. Художники долго расспрашивали людей о том, кто является автором удивительных картин. Они решили найти его во что бы то ни стало.

В феврале-месяце 1913 года Илья Зданевич впервые открыто поведал миру о Пиросмани в своей статье о художнике-самородке. Статью опубликовала газета “Закавказская речь”. Через некоторое время у Нико Пиросмани прошла выставка в российской столице, а потом он был приглашён в тбилисское сообщество художников.

Теперь Пиросмани стал признанным живописцем, но успешным человеком ему стать было не суждено. Его материальное положение ничуть не улучшилось. Больших гонораров за свой труд он никогда не получал. Семейного счастья художник тоже не обрёл и всю жизнь обитал в подвальных помещениях, часто испытывая голод и нужду.

Однако признание к нему, всё же, пришло – несмотря на отсутствие успеха в социуме. Пиросмани высоко оценил сам Пикассо, который, в отличие от него, уже давно был любимцем публики и пребывал на лаврах славы. Пикассо откровенно говорил о своей белой зависти к жизни обычного художника из Грузии, который мог превратить в произведение искусства обычный кусок чёрной клеёнки.

К последней работе великого примитивиста относят “Портрет гордого кахетинца”.

Живопись.

Наибольшую часть всех работ, потерянных и сохраненных, в творчестве автора занимают вывески. Возможно, это обусловлено популярностью данного направления в прошлом веке. На созданных художником полотнах часто встречаются надписи. Они написаны на русском или грузинском языках. Художник не слишком хорошо знал русский язык, об этом говорят его ошибки в словах. Часто надписи были нанесены на черный фон.

Николай Асланович любил его, так как использовал еще и в жанре портрета. Проблему контраста между белым и черным Пиросмани решил пигментом. Любил писать портеры, используя фотографии. Еще одним характерным почерком Пиросмани была скорость. Зданевича он написал за 3 дня.

Еще Николай любил образы анималистического характера. Звери сильно напоминают друг друга. Гудиашвили позже отмечал сходство глаз писателя с изображением. Звери на картинах обычно развернуты на три четверти.

Пиросмани регулярно повторял празднество или какой-либо пир. Он мог включать их в картины, или рисовать их отдельно. Такие изображения сильно контрастировали с настоящей жизнь художника.

Самые популярные произведения:

Печальная смерть в холодном подвале

Картины Пиросмани уже были в Москве, он надеялся на признание и славу. Но спустя время в местной газете появилась карикатура-художник с кистью в руках, рядом стоял критик, и подпись-тебе нужно учиться, братец.
Пиросмани закрылся в себе, перестал общаться с людьми. Единственно с кем он общался-бутылка спиртного. В это время был ужасный кризис в столице, денег не хватало даже на пищу. Нико Пиросмани жил и спал в подвале на холодном полу. Заметив это соседи, ели живого доставили его в больницу, но художник скончался в ту же ночь.

Спустя многие годы, после смерти художник обрел славу. Сейчас каждое полотно, которое он рисовал дешёвыми красками, ценится очень дорого.


Поль Гоген: биография и жизненный путь


Жизненный путь и работы Михаила Врубеля


Казимир Малевич: биография художника, известные картины, история жизни и творчества

Нико́ Пиросма́ни (груз. ნიკო ფიროსმანი ; настоящее имя Никола́й Асла́нович Пиросманашви́ли (Пиросманишви́ли), груз. ნიკოლოზ ასლანის ძე ფიროსმანაშვილი ; 1862 — 5 мая 1918, Тбилиси) — известный грузинский художник XX века, самоучка, представитель примитивизма.

Содержание

Биография



Многие факты биографии Пиросманишвили не подтверждены документально, а известны либо с его слов, либо восстановлены уже после его смерти.

Пиросмани родился предположительно в 1862 году в селе Мирзаани (Кахетия) в крестьянской семье, четвёртый и последний ребёнок (брат Георгий, сёстры Мариам и Пепуца). В 1870 году умер отец, вскоре после этого мать и старший брат. Нико Пиросмани, единственный из семьи, остался жить в селе Шулавери у последней работодательницы отца, вдовы бакинского фабриканта Эпросине Калантаровой. В семье Калантаровых с перерывами провёл около пятнадцати лет, сначала в Шулавери, потом вместе с сыном Эпросине Георгием Калантаровым в середине 1870-х годов переехал в Тифлис. Научился читать по-грузински и по-русски, но не получил никакого формального образования. Несколько месяцев был в обучении ремеслу в типографии, затем ушёл оттуда и жил в доме Элизабед Ханкаламовой (сестры Калантаровых), затем у её брата. Предположительно в 1876 году на короткое время возвращался в Мирзаани к сестре и работал пастухом.



С 1895 года активно занимался живописью, создавая вывески для торговых заведений и декоративные панно. По большей части писал красками собственного изготовления на клеёнке.

Как художник до 1912 года не имел никаких контактов с представителями художественного мира Тбилиси. До конца жизни большую часть времени жил в полной нищете, ночевал в подвалах.





В августе 1914 году после начала войны в России был введён сухой закон. Положение Пиросмани, существенной частью дохода которого было изготовление вывесок для питейных заведений, существенно ухудшилось.

5 мая 1916 года в мастерской Кирилла Зданевича в Тифлисе прошла однодневная выставка произведений Пиросманашвили. Она имела относительный успех, и в 1916 году было решено пригласить Пиросманашвили во вновь созданное Общество грузинских художников. Он стал относительно популярен, всё более широкая публика в Тифлисе стала интересоваться его живописью и собирать его картины. Это, впрочем, почти не сказалось на финансовом состоянии художника.

Нико Пиросмани скончался в Тифлисе 5 мая 1918 года от голода и болезни. Он провёл три дня в подвале дома 29 на Молоканской улице. Обнаружив, его отвезли в больницу, где художник через полтора дня скончался. Местонахождение его могилы неизвестно, предположительно - общая могила для бедняков на Кукийском кладбище.

Наибольшие собрания работ Пиросманашвили находятся в Государственном музее искусства народов Востока и в Третьяковской галерее (экспозиция на Крымском валу) в Москве, а также в Государственном музее искусств Грузии в Тбилиси. В 1982 году в селе Мирзаани был учреждён дом-музей художника.

Творчество



Существенную часть работ Пиросмани, как сохранившихся, так, вероятно, и утерянных, составляют вывески. В Тифлисе начала XX века это был чрезвычайно популярный жанр. На вывесках обычно присутствуют надписи по-русски и по-грузински, причём русские часто с ошибками, очевидно, художник не придавал этому большого значения. Очень часто они выполнены на чёрном фоне.

Чёрный фон характерен и для других работ Пиросмани, в первую очередь для портретов. Чтобы не создавать слишком яркого контраста белого лица и чёрного фона, он подмешивал пигмент в белую краску. Портреты он часто выполнял по фотографиям. Так были написаны портрет Ильи Зданевича (1913) и портрет Александра Гаранова (1906). Известно, что портрет Зданевича был написан за три дня от начала до конца. Пиросмани работал быстро и не пытался как-то улучшать или исправлять свою работу.

Большое место в творчестве художника занимают анималистические образы. Написанные художником животные не столько похожи на свои реальные прообразы, сколько друг на друга. Как замечал Ладо Гудиашвили, у животных на картинах глаза самого художника [5] . Как правило, все животные изображены в повороте на три четверти.



Постоянно повторяющимся сюжетом творчества Пиросмани являются сцены праздника или пира. Они могут быть частью пейзажа, а могут быть предметом самостоятельного произведения. Эти сцены представляют яркий контраст с полуголодным существованием самого художника.

Пиросмани в мировой культуре

О жизни художника сняты фильмы, многие поэты (Павел Антокольский, Тициан Табидзе, Георгий Леонидзе и др.) посвятили ему стихи.

Читайте также: