Заслуги вирджинии хендерсон в становлении сестринского дела кратко

Обновлено: 05.07.2024

Вирджиния Хендерсон – автор нескольких революций в своей профессии, в корне изменивших саму ее цель.

Эта прожившая почти целый век (98 лет) женщина внесла огромный вклад в теорию, практику, методику образования и исследования в области сестринского дела по всему миру.

Несколько поколений медицинских сестер выросли (и продолжают расти) под ее чутким заочным руководством.

Ей принадлежит одно из самых точных определений профессии и — главное – научно обоснованная теория сестринского дела, базирующаяся на целостном подходе к человеку, его здоровье и окружению. Этой моделью пользуются медсестры во всем мире.

Если до Вирджинии Хендерсон главным в процессе ухода за больным был врач и его диагнозы, то теперь самой важной персоной тут стал пациент и его нужды.

Она стала первым в истории штатным инструктором по сестринскому делу – в Протестантской больнице города Норфолка штат Вирджиния.

Хендерсон добилась, чтобы в программу обучения медицинских сестер была включена психиатрия и принимала участие в первой такой программе.

За ее плечами два четырехтомных труда, посвященных профессии медицинской сестры.

В 75 лет Вирджиния меняет сферу деятельности. Она уходит из больницы (где продолжала работать все это время), перестает писать книги и начинает ездить по миру с лекциями.

Главный секрет сестринской философии , наверное, кроется не только в логичности и гармонии, но и в бесконечной любви к человеку, которой проникнуты все труды Хендерсон.

Она стремилась, чтобы ее работы принесли как можно больше пользы всем, чтобы их было легко читать, легко применять, даже не имея медицинского образования.

ВИРДЖИНИЯ ХЕНДЕРСОН И ЕЕ ТЕОРИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

ВИРДЖИНИЯ ХЕНДЕРСОН И ЕЕ ТЕОРИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

I. Биография В. Хендерсон

Она родилась 30 ноября 1897 года 5 ребенком из 9 детей в семье Дэниела и Люси Эббот Хендерсон. Первые 4 года Вирджинии прошли в Канзас Сити (штат Миссури, США), но затем семья обосновалась неподалеку от Вашингтона, где Дэниел Хендерсон занимался юридической практикой.

С 1922 года началась ее педагогическая деятельность. Она имела степень бакалавра, а затем магистра сестринского образования. Помимо педагогической работы она вела и писательскую деятельность. Вплотную научно-исследовательской работой в области сестринского дела активно начала заниматься в 50-е годы. В учебнике «О принципах и практике ухода в 5-м издании – дала впервые собственное определение сестринского дела:

В 1958 году впервые была изложена теория в виде основных принципов ухода за больными.

II. Основы теории В. Хендерсон

Предложенная В. Хендерсон модель, акцентирует внимание сестринского персонала на биологических, психологических, социальных потребностях, которые могут быть удовлетворены благодаря сестринскому уходу. Одно из непременных условий этой модели - участие самого пациента в планировании и осуществлении ухода.

Вирджиния Хендерсон была одной из первых медсестер, попытавшихся после Флоренс Найтингейл дать свое толкование сестринского дела. Целью ее теории являлось описание уникальной сути сестринской профессии. Исследовательнице удалось разработать систему в 1958г. она изложила ее в виде основных принципов ухода за больными, служащих для медсестры руководством при осуществлении ухода за больным. Теория Хендерсон оказала огромное влияние на осмысление сестринского дела во всем мире, и многие созданные позднее модели сестринского дела основываются на ее работе.

Здоровый человек, как правило не испытывает трудностей при удовлетворении этих потребностей. В то же время, в период болезни, беременности , детства, старости, при приближении смерти человек может быть не в состоянии удовлетворить эти потребности самостоятельно. Характер и способ удовлетворения этих потребностей будут зависеть от пожеланий пациента, его состояния и диагноза. Подход к пациенту в данной теории индивидуальный на конкретного человека. Его близкие также активно привлекаются к уходу.


III. Фундаментальные потребности по В.Хендерсон:

1. Нормально дышать.

2. Употреблять достаточное количество жидкости и пищи.

3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности.

4. Двигаться и поддерживать нужное положение.

5. Спать и отдыхать.

6. Самостоятельно одеваться, раздеваться и выбирать одежду.

7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду.

8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде.

9. Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других людей.

10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции и мнение.

11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой.

12. Заниматься любимой работой.

13. Отдыхать, принимая участие в развлечениях и играх.

14. Удовлетворять свою любознательность, помогавшую нормальному развитию.


Описывая основополагающие человеческие потребности, В. Хендерсон ссылается на признанных психологов и социологов. Хендерсон отрицает иерархический подход к рассмотрению этих потребностей, как, например это делает Абрахам Маслоу (Maslou), который оказал большое влияние на психологию сестринского дела.

Рис.1. Иерархия потребностей по А.Маслоу


Теория Хендерсон описательная и нормативная, она описывает жизненные потребности человека каковыми они, по ее мнению, являются, а сестринское дело описывает таким, каким, по ее мнению, оно должно быть. Хендерсон не ставит своей задачей объяснить, почему человеку присущи именно эти потребности или почему описанные мероприятия должны считаться эффективными.

Принципы подхода к сестринскому делу в теории Хендерсон вполне конкретны и им легко следовать. Они представляют собой общую схему сестринского ухода.


IV. Обзор основных элементов теории


Источник проблем пациента: обстоятельства, условия, перемены в жизни человека, когда он не может осуществлять уход за собой. Проблемы, требующие сестринского вмешательства, возникают в том случае, когда человек в силу определенных обстоятельств (болезнь, детский или старческий возраст и т.д.) не в состоянии осуществлять уход за собой. Проблемы могут появиться во время выздоровления или длительного умирания.

В. Хендерсон утверждает, что способность человека удовлетворять свои фундаментальные потребности меняется в зависимости от его темперамента и эмоционального состояния. Например, испытывая чувство страха и беспокойство, человек может плохо спать и есть. Пожилой человек, недавно перенесший тяжелую утрату, может также испытывать трудности в общении, передвижении, одевании и раздевании, если ранее оказывал помощь в этом его умерший родственник.

Физиологические и интеллектуальные возможности человека также могут влиять на способности человека удовлетворять свои фундаментальные потребности.


Цель ухода. В. Хендерсон считает, что сестре следует ставить только долгосрочные цели в восстановлении независимости пациента. Правда, краткосрочные и промежуточные цели тоже имеют право на существование, но только при острых состояниях (шок, лихорадка, инфекция или дегитратация).

В. Хендерсон рекомендует составлять план сестринского обслуживания письменно, изменяя его после оценки результата сестринских вмешательств.


Главной, приоритетной задачей медицинской сестры является: восстановление независимости пациента при удовлетворении им 14 фундаментальных потребностей.


Роль медицинской сестры: в модели В. Хендерсон представлена двояко. С одной стороны – это самостоятельный и зависимый специалист при решении вопросов удовлетворения нарушенных фундаментальных потребностей человека. Но это и помощник врача, так как медицинская сестра выполняет его назначения.


Направленность сестринской помощи: удовлетворение биологических, психологических, социальных потребностей пациента и его привлечение к планированию и осуществлению ухода.

Способы сестринской помощи: различны, включая лекарственные средства и процедуры, назначаемые врачом, а также привлечение больного и его семьи к процессу ухода.

Ожидаемый результат и оценка: по данной модели можно окончательно оценить результат и качество ухода только тогда, когда удовлетворены все функциональные потребности, в отношении которых были предприняты действия медицинской сестры.

Помощь пациенту в удовлетворении физиологических потребностей

- технике кашля, дыхательным упражнениям

- приемам самопомощи при приступе удушья

Помощь пациенту в удовлетворении потребностей в безопасности

Потребность Сестринское вмешательство при удовлетворении нарушенной потребности.
В надежности Опустить кровать на максимально низкий уровень. Рекомендовать вставать и передвигаться с помощью медсестры или родственников. Обучить пациента пользоваться палочкой при ходьбе
В защите Определить состояние зависимости пациента от окружающих факторов, вызывающих проблемы в отношении поддержания безопасности окружающей сферы. Обучить пациента и его родственников мерам поддержания безопасности окружающей среды. Помочь вырабатывать адекватное отношение пациента к проблемам, которые невозможно решить.
В крове При выписке из стационара необходимо убедится, что у пациента есть дом. Если пациент лишен крова, побеспокоится о направлении пациента в дом для инвалидов и стариков.
В одежде
Определить физические и умственные способности пациента зависеть от других при выборе одежды. Помочь пациенту одеваться и раздеваться. Поощрять желание пациента в самоуходе, в одевании и снятии одежды.

Помощь пациенту в удовлетворении социальных потребностей

Потребность Сестринское вмешательство при удовлетворении нарушенной потребности.
В одобрении Поощрять пациента при достижении успеха в достижении поставленной цели, в желании самостоятельно проводить самоуход
В понимании Выбрать метод общения с пациентом. Слушать пациента проявляя интерес, внимание и сострадание к его проблемам.
В привязанности и любви Объяснить родственникам о необходимости проявлять внимание и любовь к близкому им человеку, посещать регулярно, проявляя заботу о его состоянии.
В семье Дать понять пациенту, что они ждут его выздоровления и желают в этом участвовать. Помочь пациенту позвонить домой или друзьям.

Помощь пациенту в удовлетворении потребностей в самоуважении и уважении

Потребность Сестринское вмешательство при удовлетворении нарушенной потребности.
В уважении Обращаться к пациенту по имени и отчеству независимо от его социального положения. Дать понять пациенту, что все волнующие его проблемы очень важны, как для пациента, так и для вас
В самоуважении Помочь пациенту осознать важность выполнения той манипуляции, которая составляла для пациента трудность, но была им выполнена.
В успехе Похвалить пациента при успешном выполнении манипуляций по самоуходу его родственникам или другим пациентам, или дать возможность поделиться самому своим успехом.

V. Применение модели В. Хендерсон в сестринском процессе.

Эта модель является одной из самых известных в настоящее время среди практических сестер. При этом следует помнить, что она предусматривает непременное участие пациента во всех этапах сестринского процесса.

На этапе первой оценки (обследования) пациента сестре совместно с пациентом следует установить, какие из 14 фундаментальных потребностей следует удовлетворить в первую очередь. Причем сестра принимает решение за пациента только в том случае, когда он не в состоянии этого сделать.

Например, если пациент отказывается есть больничную пищу, значит, его потребность в пище не удовлетворяется. Совместно с пациентом сестра определяет возможные причины этих проблем (плохой аппетит, брезгливость и т.п.), ставит реалистичные цели.

Если у пациента нарушен сон, сестра должна установить причины этой проблемы (неудобная постель, душно, храп соседа по палате), а затем уже определить план сестринского вмешательства.

Планирование ухода. В. Хендерсон считает, что человек должен полностью и самостоятельно удовлетворять свои фундаментальные потребности, поэтому долгосрочная цель ухода заключается в том, чтобы добиться у пациента максимальной независимости. Для решения этой проблемы сестра ставит совместно с пациентом несколько промежуточных и краткосрочных целей. Так в случае с пациентом, отказывающимся от пищи, нужно запланировать беседу с родственниками, самим пациентом, возможно, с сотрудниками пищеблока.

В случае с пациентом, имеющим проблемы со сном, следует запланировать упражнения по релаксации (расслаблению), проветриванию помещения или перевод в другую палату.

Поставленные цели должны быть реалистичны и измеряемы, чтобы можно было оценить успешность или не успешность сестринского вмешательства.

Сестринское вмешательство. Оно направлено на укрепление здоровья пациента, полное решение задач, поставленных перед ним. В конечном итоге вмешательство предполагает помощь пациенту в достижении им независимости, насколько это возможно.

Оценка результатов ухода. Сестры, работающие по модели В. Хендерсон, приступают к итоговой оценке выполнения плана по уходу с оценки каждой фундаментальной потребности, при удовлетворении которой были выявлены проблемы. Сестра устанавливает, насколько достигнута цель при удовлетворении потребности. При не достигнутой цели планируются новые сестринские вмешательства или изменение формулировки цели.

VI.Награды и звания за развитие сестринского дела В. Хендерсон

За огромный вклад в развитие сестринского дела 9 университетов присвоили Хендерсон почетную докторскую степень. Национальная лига сестринского дела отметила достижения Хендерсон орденом Мэри Аделаиды Нутинг, первой американской медсестры, получившей звание профессора.

Вирджиния Хендерсон Она была американкой, которая всю свою жизнь посвятила практике и исследованиям сестринского дела. С 1950 года его полная приверженность к нему породила теории и основы, которые применяются на сегодняшний день.

В своей работе Вирджиния Хендерсон переосмысливает уход за больными в функциональных терминах, включая физиологические и психопатологические принципы. Он также считал, что это будет меняться в зависимости от времени; то есть его определение не будет окончательным.


Теоретическое изучение сестринского дела, берет свое начало из книги "Сестринские записки«Об итальянском Флоренс Найтингейл в 1852 году. До этой работы уход за больными рассматривался как деятельность, основанная на практике и общеизвестных.


Вирджиния Хендерсон заявила, что уход - это услуга, доступная круглосуточно, семь дней в неделю. Это имеет большой смысл в настоящее время, потому что медсестер всегда остается с пациентом для всего, что ему нужно.

Подход Хендерсона был очень полезен для объяснения важности независимости сестринского дела по отношению к другим областям здравоохранения..

  • 1 Биография
  • 2 14 потребностей Вирджинии Хендерсон (модель)
  • 3 Ссылки

биография

Вирджиния Хендерсон родилась в 1897 году в Канзас-Сити, штат Миссури, США, 19 марта..

В возрасте 21 года она начала обучение сестринскому делу в Вашингтоне, округ Колумбия. (в военном училище); Его главной мотивацией следовать по этому пути была Первая мировая война, поскольку он помогал нескольким своим соотечественникам в этот период.

Через три года (1921), после окончания университета, Вирджиния Хендерсон получает свою первую работу медсестрой в поселении Генри-Стрит, некоммерческом агентстве социального обслуживания, расположенном в Манхэттене, Нью-Йорк. Год спустя Вирджина Хендерсон начала свою педагогическую карьеру (1922).

Оттуда он начнет долгие тренировки через годы:

Вирджиния Хендерсон скончалась 30 ноября 1996 года в возрасте 99 лет..

14 потребностей Вирджинии Хендерсон (Модель)

нужды Вирджинии Хендерсон это теория или модель, которая определяет подход к практике ухода за больными. Он стремится повысить независимость пациента в его выздоровлении, чтобы ускорить его улучшение во время его пребывания в больнице.

Модель Вирджинии Хендерсон подчеркивает основные человеческие потребности как центральный аспект практики медсестер. Это привело к разработке многих других моделей, в которых медсестер учат помогать пациентам с точки зрения их потребностей..


По словам Хендерсона, первоначально медсестра должна действовать для пациента только тогда, когда у него нет знаний, физической силы, воли или способности делать что-то самостоятельно или правильно проводить лечение..

Идея состоит в том, чтобы помочь или внести вклад в улучшение состояния пациента, пока он сам не сможет позаботиться о себе. Это также включает помощь больному человеку, помогая привести его к тихой и мирной смерти.

Вот 14 потребностей:

1- дышать нормально

Газообразный обмен организма необходим для здоровья пациента и самой жизни..

Медсестра должна ознакомиться с дыхательной функцией человека и уметь определить возможные недостатки этого процесса..

Это включает в себя помощь в правильной осанке тела, осознание странных шумов во время дыхания и осознание выделений из носа и слизи..

Следует также следить за частотой и частотой дыхания, проверять, чтобы маршруты не были перекрыты, наблюдать за температурой и циркуляцией воздуха в помещении, среди других аспектов.

2- Ешь и пей правильно

Каждый организм нуждается в жидкостях и питательных веществах для выживания. Медсестра должна знать тип питания и питания в соответствии с потребностями пациента в питании и назначенным врачом лечением..

Он должен учитывать аппетит и настроение, график и количество, возраст и вес, религиозные и культурные убеждения, способности жевать и глотать, среди прочего.

3- Нормальное удаление отходов организма

Частью правильного функционирования организма является нормальное устранение кала, мочи, пота, мокроты и менструации.

Уровень контроля и эффективности пациента в отношении его экскреторных функций должен быть хорошо известен. Этот пункт включает в себя особое внимание к гигиене интимных частей.

4- Мобильность и соответствующие позы

Пациент будет чувствовать себя более или менее независимым в той степени, в которой он может двигаться сам по себе для выполнения своей повседневной деятельности.

Медсестра должна помочь механике тела человека и мотивировать его на выполнение физических упражнений, упражнений и занятий спортом.

При мотивации вы должны принимать во внимание различные ограничения, данные конкретным заболеванием, лечением, терапией или деформациями тела..

5- Сон и отдых

Отдых очень важен для быстрого выздоровления человека. Каждый организм восстанавливает физические и умственные силы во время сна.

Спокойный и непрерывный отдых пациента должен быть приоритетом, особенно ночью.

Вы должны знать об отдыхе, а также о трудностях засыпания, таких как чувствительность к шуму, освещению, температуре и др..

6- Оденься и разденься нормально

Возможность выбирать и использовать одежду, которую вы хотите, также влияет на чувство независимости пациента.

Одежда представляет собой индивидуальность и личность, но также защищает от элементов и заботится о личной жизни.

7- Поддерживать температуру тела в нормальных пределах

Нормальная температура тела составляет от 36,5 до 37 ° С. Медсестра должна знать о факторах, влияющих на простуду или жару пациента.

Терморегуляция тела всегда сопровождается сменой одежды, использованием простыней и одеял, открытием окон и дверей, питьевой водой, использованием вентиляторов или кондиционеров и даже принятием душа..

То, как вы видите, чувствуете и ощущаете запах тела пациента, является внешним признаком гигиены..

Этот фактор является не только физиологическим проявлением; в уходе также считается фактором с большой психологической ценностью.

При купании человека медсестра должна учитывать частоту очистки тела, используемые средства и посуду, уровень подвижности и независимости пациента, а также другие факторы..

9.- Избегайте опасностей в окружающей среде и не подвергайте опасности других

Важно очень хорошо знать и оценивать, можно ли оставить пациента на длительное время в покое, с достаточной уверенностью, что он не пострадает во время движения или попыток выполнять какие-либо действия, а также не поставит под угрозу безопасность других людей..

10- Сообщите эмоции, потребности, страхи и мнения

Медсестра должна быть способна поощрять и мотивировать здоровое и правильное общение с пациентом, чтобы помочь его эмоциональному балансу.

Важно, чтобы человек оставался в социальном взаимодействии с другими, чтобы также гарантировать психическое здоровье.

11- Действуй или реагируй согласно своим убеждениям

Особые ценности и убеждения пациента должны соблюдаться. На основании этого он принимает свои решения и осуществляет определенные действия или мысли.

Культура и религия являются частью личности человека. Этот фактор почти всегда влияет на отношение к смерти.

12- развиваться таким образом, что есть чувство достижения

Важно, чтобы медсестра своими силами продвигала у пациента цели и достижения.

Если пациент чувствует себя продуктивным и полезным, у него будет чувство личного удовлетворения, которое повлияет на его самооценку и психическое здоровье..

13- участвовать в развлекательных мероприятиях или играх

Здоровье тела и ума также достигается с помощью мероприятий, которые развлекают пациента.

Медсестра должна знать вкусы и интересы человека и мотивировать его участвовать в деятельности, которая мотивирует.

14- Учиться, открывать или удовлетворять личное любопытство

Этот момент похож на предыдущий, но основан на чувстве умственной продуктивности человека при получении новых знаний.

Сохранение у пациента развития навыков, навыков и знаний благоприятно для здоровья.

В случае детей или молодых пациентов важно, чтобы они продолжали свою академическую деятельность как можно активнее.

Вирджиния Хендерсон


Наиболее известная медицинским сестрам по добавочно-дополняющей модели, Вирджиния Хендерсон внесла неоценимый вклад в развитие теории и практики сестринского дела.

Родившись в 1897 году, 30 ноября, пятой из восьми детей добропорядочного семейства Хендерсонов, она была названа Вирджинией. В честь родины ее матери — штата Вирджиния, и, как стало очевидно впоследствии, словно олицетворение символа невинности и бесконечной любви к ближнему.

В этом же штате Вирджиния, в 1921 году наша героиня получила свое первое медицинское образование в армейской школе медицинских сестер в городе Норфолк, где расположена главная военно-морская база США. Осуществляя активную деятельность по уходу за больными, Вирджиния Хендерсон всем сердцем прочувствовала, как важна помощь медицинской сестры.

Очень четко Вирджиния поняла, что для человека, пережившего ранение, операцию или болезнь, главным остается возможность продолжать свою жизнь, удовлетворяя все потребности. И таким образом, чтобы оставаться цельной личностью, частью общества. А помощником в этом становится медицинская сестра.

С 1924 по 1929 годы Вирджиния Хендерсон преподавала сестринское дело в протестантской больнице Норфолка. Основываясь на личном опыте ухода за пациентами и проведенными исследованиями, Вирджиния щедро делилась опытом с медицинскими сестрами. В 1929 году В.Хендерсон выступила одним из вдохновителей включения в программу обучения медицинских сестер уходу за психиатрическими пациентами.

С 1953 года она уже — научный сотрудник Йельского университета, в школе медицинских сестер.

В 1932 году Вирджиния Хендерсон закончила Педагогический колледж колумбийского университета. Там же она с 1934 года вела уже преподавательскую деятельность в области сестринского дела в качестве адъюнкт-профессора.

В своем окончательном варианте теория Хендерсон появилась в 1955 году.

Деятельность Вирджинии Хендерсон отмечено многочисленными наградами, признаниями, почетными докторскими званиями нескольких университетов США.

На протяжении всей своей жизни Вирджиния Хендерсон была добрейшим и отзывчивым человеком, элегантной дамой, мудрым наставником. Ее уход в 1996 году, 19 марта, был светел и чист, как весь жизненный путь. Окончив чаепитие с шоколадными лакомствами и мороженым, попрощавшись с родными и друзьями, на 99-м году жизни она тихо перешла из одного мира в другой.

Читайте также: