Защита материнства детства и семьи кратко

Обновлено: 05.07.2024

Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан.

Государство защищает эти права, развивая охрану здоровья матери и ребенка, социальное обеспечение, охрану труда работающих матерей, законодательство о браке и семье и др.

Так, трудовое законодательство устанавливает оплачиваемый отпуск по беременности и родам. При рождении ребенка женщина получает право на единовременное пособие. Женщине, вставшей на учет в женской консультации до 12 недель беременности, одновременно с пособием по беременности и родам выплачивается дополнительное пособие.

Отпуска по уходу за ребенком предоставляются женщине по ее заявлению с выплатой социальных пособий и компенсаций.

Законодательство обеспечивает особую охрану трудовых прав женщин и создание им благоприятных условий труда, отвечающих их физиологическим особенностям.

Трудовые льготы и гарантии, предоставляемые женщине в связи с материнством, распространены на отцов, воспитывающих детей без матери, а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних.

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Родители, злоупотребляющие своими правами или не выполняющие своих родительских обязанностей, не могут рассчитывать на защиту их прав, но могут быть по суду в них ограничены или полностью их лишены.

Наконец, Конституция закрепляет обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях. Это предполагает, что дети обязаны поддерживать родителей, а при необходимости и содержать их. При отказе в помощи необходимые средства (алименты) могут быть взысканы по суду, а при злостном уклонении от уплаты алиментов наступает уголовная ответственность.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Вопрос 156. Основания возникновения правоотношений между родителями и детьми. Установление происхождения ребенка (виды, порядок). Оспаривание отцовства (материнства).

Вопрос 156. Основания возникновения правоотношений между родителями и детьми. Установление происхождения ребенка (виды, порядок). Оспаривание отцовства (материнства). Права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в

2.6.1. Права семьи

2.6.1. Права семьи Согласно ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и

3.5. Дела об установлении и оспаривании отцовства (материнства)

3.5. Дела об установлении и оспаривании отцовства (материнства) 3.5.1. Дела об установлении отцовства (материнства) Согласно ст. 49 СК РФ дела об установлении отцовства возбуждаются в суде в случае отказа родителей ребенка, не состоящих в браке между собой, от подачи

3.5.1. Дела об установлении отцовства (материнства)

3.5.1. Дела об установлении отцовства (материнства) Согласно ст. 49 СК РФ дела об установлении отцовства возбуждаются в суде в случае отказа родителей ребенка, не состоящих в браке между собой, от подачи совместного заявления в орган записи актов гражданского

3.5.2. Дела об оспаривании отцовства (материнства)

3.5.2. Дела об оспаривании отцовства (материнства) Дела об оспаривании отцовства (материнства) возбуждаются в случае несоответствия записи о родителях (матери или отце) действительному происхождению ребенка от лиц, указанных в актовой записи о его рождении. В таком же

53. Образование приемной семьи

53. Образование приемной семьи Приемная семья – это одна из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Приемные родители – граждане, которые желают взять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей. Приемный ребенок –

Статья 52. Оспаривание отцовства (материнства)

Статья 52. Оспаривание отцовства (материнства) 1. Запись родителей в книге записей рождений, произведенная в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 51 настоящего Кодекса, может быть оспорена только в судебном порядке по требованию лица, записанного в качестве отца или матери

Статья 162. Установление и оспаривание отцовства (материнства)

Статья 162. Установление и оспаривание отцовства (материнства) 1. Установление и оспаривание отцовства (материнства) определяются законодательством государства, гражданином которого является ребенок по рождению.2. Порядок установления и оспаривания отцовства

29. Оформление отцовства (материнства)

29. Оформление отцовства (материнства) Для лиц, состоящих в браке, процедура оформления отцовства (материнства) осуществляется в органах ЗАГС. Отец и мать, состоящие в браке между собой, записываются родителями ребенка в книге записей рождений по заявлению любого из них.

30. Оспаривание отцовства (материнства)

30. Оспаривание отцовства (материнства) Признание родительства лиц, состоящих в браке, либо лиц, изъявивших обоюдное согласие в вопросе происхождения ребенка, происходит в обычном порядке и не требует вмешательства судебных инстанций. В то же время практически все

115. Установление и оспаривание отцовства (материнства)

115. Установление и оспаривание отцовства (материнства) В связи с возросшим количеством браков между россиянами и гражданами иных государств значительно возросло и количество случаев, когда возникает необходимость установления отцовства (материнства), причем не

СТАТЬЯ 22. Права семьи

СТАТЬЯ 22. Права семьи Государство берет на себя заботу об охране здоровья членов семьи.Каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний,

СТАТЬЯ 52. Оспаривание отцовства (материнства)

СТАТЬЯ 52. Оспаривание отцовства (материнства) 1. Запись родителей в книге записей рождений, произведенная в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 51 настоящего Кодекса, может быть оспорена только в судебном порядке по требованию лица, записанного в качестве отца или матери

6. Понятие семьи в семейном праве. Функции семьи. Родство и свойство

6. Понятие семьи в семейном праве. Функции семьи. Родство и свойство Понятие семьи в СК РФ не закреплено. Различают понятие семьи в юридическом и социологическом смысле. В социологическом смысле семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой

32. Оспаривание отцовства (материнства)

32. Оспаривание отцовства (материнства) Доказательством происхождения ребенка от конкретных лиц является произведенная в установленном законом порядке запись родителей в книге записей рождений (ст. 47 СК РФ). Данная запись может быть оспорена в судебном порядке (ст. 52 СК

Члены семьи собственника

Члены семьи собственника У членов семьи владельца квартиры есть право пользоваться жилым помещением наравне с владельцем, если иное не установлено соглашением между ними. Однако, чтобы обменять квартиру, сделать в ней перепланировку, заключить договор поднайма или

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Комментарий к Ст. 38 КРФ

1. Защита материнства является одной из приоритетных задач нашего государства, особенно в последние годы, поскольку переход к рыночной экономике и обусловленные им социально-экономические проблемы оказали негативное влияние на формирование и развитие семьи - основной ячейки общества.

10 мая 2006 г. Президент в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации самой острой проблемой современной России назвал проблему демографии. Было отмечено, что ежегодно население Российской Федерации уменьшается на 700 тысяч человек. Одним из направлений решения этой проблемы глава государства назвал повышение рождаемости (РГ. 2006. 11 мая). Главная задача заключается в создании надлежащих условий и стимулов для роста рождаемости, в принятии эффективных программ поддержки материнства, детства, семьи.

В Послании предложены конкретные меры поддержки материнства и детства, семей, воспитывающих несовершеннолетних детей. В частности, намечено повышение стоимости родовых сертификатов; увеличение размера пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет как для работающих, так и для не работавших до рождения ребенка женщин; введение компенсации затрат родителей на дошкольное воспитание; увеличение выплат на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также заработной платы приемному родителю; разработка программы создания в стране сети современных перинатальных центров и обеспечения роддомов необходимым оборудованием, специальным транспортом и другой техникой.

Дополнительные меры социальной поддержки, по мнению Президента, должны быть предоставлены женщине, родившей второго ребенка.

Во исполнение намеченных задач был принят ФЗ от 29 декабря 2006 г. "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (РГ. 2006. 31 декабря), который определяет порядок предоставления и использования материнского (семейного) капитала.

Право на дополнительные меры государственной поддержки (семейный капитал) приобретают женщины, родившие (усыновившие) второго, третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 г., а также мужчины, являющиеся единственным усыновителем второго, третьего ребенка или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г.

Материнский (семейный) капитал может быть использован для:

- улучшения жилищных условий;

- получения образования ребенком (детьми);

- формирования накопительной части трудовой пенсии для женщины.

В охране материнства важная роль принадлежит трудовому законодательству и законодательству о социальной защите населения. Так, в Трудовом кодексе содержится глава 41, посвященная регламентации труда женщин. Среди норм этой главы особо следует выделить ст. 253, ограничивающую применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах (кроме нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию). Перечень таких работ утвержден Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 162 (СЗ РФ. 2000. N 10. ст. 1130).

В этой же статье запрещено применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы, утвержденные Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. N 105 (САПП РФ. 1993. N 7. ст. 566).

Повышенные гарантии предоставляются беременным женщинам. Они приобретают право на перевод на другую (более легкую) работу, на снижение норм выработки (ст. 254 ТК), им предоставляется отпуск по беременности и родам (ст. 255 ТК РФ). По желанию женщины перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от стажа работы у данного работодателя (статья 260 Трудового кодекса).

Согласно ст. 259 ТК, не допускается привлечение беременных женщин к работам в ночное время, к сверхурочным работам и работам в выходные дни, а также направление их в командировки.

Законодатель предусматривает специальные меры защиты беременных женщин при приеме на работу и расторжении трудового договора. Так, статья 64 ТК РФ запрещает отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей, а статья 261 ТК РФ устанавливает запрет расторжения трудового договора с беременными женщинами по инициативе работодателя, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

В целях создания благоприятных условий для воспитания детей, ухода за больными членами семьи трудовое законодательство предусматривает ряд гарантий для женщин и других работников с семейными обязанностями (отцов, родителей детей-инвалидов, опекунов и попечителей несовершеннолетних и др.). К таким гарантиям надо отнести: ограничение привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также направление в командировки (ст. 259 ТК); предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (ст. 256 ТК); перевод на другую работу женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет (ст. 254 ТК); ограничения увольнения лиц с семейными обязанностями по инициативе работодателя (ст. 261 ТК) и др.

В рамках системы социальной защиты беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, им предоставляются: пособия по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет. Условия, порядок назначения и выплаты перечисленных пособий установлены в ФЗ от 19 мая 1995 г. "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и в Положении о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденном постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 883, с послед. изм. и доп. (СЗ РФ. 1995. N 21. ст. 1929; N 35. ст. 3628).

Приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства закреплен в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., обязательства по выполнению которой взяла на себя и Российская Федерация (см. Международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы, М., 1993, Вып. Второй. С. 274). Ребенком, согласно ст. 1 Конвенции, является лицо, не достигшее 19-летнего возраста, если по национальному законодательству оно не достигает совершеннолетия ранее. Специальная охрана и забота, включающая правовую защиту, обеспечиваемые государством и родителями (лицами, их заменяющими), обусловлены тем, что ребенок пребывает в состоянии физической и умственной незрелости. В ст. 27 этой Конвенции закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Государством также должно обеспечиваться в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (ст. 6).

Учитывая глобальное значение для человечества проблемы создания условий для нормального развития и жизнедеятельности детей, 30 сентября 1990 г. на 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Дипломатический вестник. 1992. N 6. С. 10-13). Россия подписала указанную Декларацию 31 января 1992 г. и тем самым приняла на себя обязательства по улучшению здоровья и питания детей, оказанию поддержки детям - инвалидам, а также детям, находящимся в крайне трудных условиях; по обеспечению равного отношения к девочкам и мальчикам, созданию девочкам равных возможностей в получении базового образования и др.

В соответствии с Декларацией всем детям должна быть обеспечена возможность определить себя как личность и реализовать свои возможности в безопасных и благоприятных условиях, в среде семьи или попечителей, обеспечивающих их благополучие. Они должны быть подготовлены к естественной жизни в свободном обществе.

В период становления гражданского общества наряду с решением политических и экономических задач требуются кардинальные изменения положения человека в системе социальных и нравственных отношений. В первую очередь это касается семьи как естественной сферы жизни человека. В России, по данным официальной статистики, 90 процентов граждан проживают в составе семьи. В ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах говорится, что "семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании. Брак должен заключаться по свободному согласию вступающих в брак". В ст. 23 Международного пакта о гражданских и политических правах содержатся положения о том, что за мужчинами и женщинами, достигшими брачного возраста, признается право на вступление в брак и право основывать семью; ни один брак не может быть заключен без свободного и полного согласия вступающих в него; государством должны быть приняты надлежащие меры для обеспечения равенства прав и обязанностей супругов в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и при его расторжении, включая необходимую защиту детей.

Названные международно-правовые нормы по сути воспроизведены и развиты в Семейном кодексе. Так, статья 1 этого Кодекса провозглашает, что: семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства; признается только брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния; запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. При этом особо подчеркивается, что регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

В СК прослеживается отчетливое стремление законодателя провести такую правовую регламентацию семейных отношений, которая сводила бы вмешательство государства в эту глубоко личную сферу до разумного минимума. Главный акцент сделан на надлежащей охране и защите прав и интересов семьи, в первую очередь детей; расширении сферы договорного регулирования; применении норм гражданского законодательства к имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, если это не противоречит существу семейных отношений; допустимости в соответствующих случаях использования аналогии закона и аналогии права.

2. Одним из главных предназначений семьи является создание условий для нормального развития и надлежащего воспитания детей. Как указано в п. 1 ст. 18 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., интересы ребенка являются предметом заботы прежде всего его родителей. В ст. 54 СК установлено, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В этой же статье прямо указывается, что ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. При утрате родительского попечения по разным причинам воспитание ребенка и забота о нем осуществляются органами опеки и попечительства.

Осознание российским законодателем воспитания ребенка в семье как непреходящей общечеловеческой ценности обусловило необходимость решения этого вопроса для тех детей, у которых подлинная семья отсутствует. СК РФ содержит гл. 21, определяющую правовое положение приемной семьи, приемных родителей и правила содержания ребенка в такой семье.

СК исходит из равенства прав и обязанностей родителей. Реализация родительских прав, как правило, прекращается по достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак. Нужно подчеркнуть, что Кодекс впервые закрепил права несовершеннолетних родителей, число которых в последние годы существенно возросло. В нем достаточно подробно раскрываются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей и по защите прав и интересов детей. Воспитание детей есть одновременно право и обязанность родителей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. При этом они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей и обеспечить получение детьми основного общего образования.

Родители, по общему правилу, являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми юридическими и физическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Важным представляется концептуальное положение СК о неразрывной связи прав и обязанностей родителей с правами несовершеннолетних детей, которые впервые в нашей стране изложены так развернуто. Неслучайно поэтому в ст. 65 закреплен принцип, согласно которому родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей, так как обеспечение интересов детей - предмет основной заботы их родителей. В этой же статье провозглашен принцип, в соответствии с которым способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Если факты такого воспитания имеют место, то это является одним из законных оснований для лишения родителей родительских прав.

Труднодостижимой на практике, однако имеющей принципиальное значение в деле формирования человека будущего является норма этой статьи, устанавливающая решение родителями всех вопросов, касающихся воспитания и образования детей, по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Гарантией нормального воспитания ребенка являются положения ст. 66 и 67 СК, закрепивших осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, и право на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников. Интересам ребенка и защите родительских прав служит и норма ст. 68 о том, что родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения. В случае возникновения спора родители за защитой своих прав могут обратиться в суд, который вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка.

Важной формой проявления заботы родителей является их обязанность по содержанию несовершеннолетних детей. При этом порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.

3. Положение ч. 3 комментируемой статьи затрагивает прежде всего морально-этические устои общества. О духовном состоянии общества и восприятии его членами идей гуманизма и справедливости можно судить по его отношению к потребностям лиц преклонного возраста и инвалидов. Забота совершеннолетних трудоспособных детей о своих родителях - одна из граней усвоения этих общечеловеческих ценностей и проявление преемственности поколений. Нормально функционирующее общество - это общество, в котором происходит органичная смена заботы родителей о детях на заботу совершеннолетних детей о своих родителях. При этом естественно, что забота взрослых детей о родителях не может сводиться лишь к оказанию им материальной поддержки. Зачастую доброе, участливое отношение детей к своим родителям, моральная поддержка их в трудных жизненных ситуациях, в случае болезни, при уходе на пенсию означают для них больше, чем материальная помощь.

Естественно, что область этих отношений относится к глубоко личностным отношениям и зависит от чувства долга повзрослевших детей, их человеческих качеств, воспитания и других нравственных установок, воспринятых ими с детства. Реальность, однако, такова, что нормы морали, которыми преимущественно регулируются отношения между родителями и взрослыми детьми, во многих случаях последними игнорируются. Поэтому государство не только устанавливает конституционную обязанность взрослых трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях, но и конкретизирует ее в СК. В частности, если такие дети не оказывают родителям материальной помощи в силу своего сыновнего или дочернего долга либо дети и родители не пришли к соглашению об уплате алиментов на содержание нетрудоспособных родителей, то они взыскиваются с совершеннолетних детей в судебном порядке. При этом размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.

Трудоспособные совершеннолетние дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения родительских обязанностей, в том числе были лишены родительских прав (ст. 87).

Материнство – это основная биологическая функция женского организма, а также статус женщины, которая готовится стать или уже стала матерью.

Отцовство – это состояние, которое отражается родство между отцом и его ребенком.

Детство – это период развития индивида, который продолжается с его рождения и до момента совершеннолетия (18 лет) или достижения иного возраста, с которым на законодательном уровне связывают наступление полной гражданской дееспособности. Согласно положений статьи 21 ГК РФ полная дееспособность наступает при вступлении несовершеннолетнего лица в брак, а также вследствие эмансипации.

На современном этапе развития в РФ семья, материнство и детство в соответствии с положениями Конституции РФ находятся государственной защитой. Таким образом, согласно положений основного закона РФ на государственном уровне обеспечиваются защита и поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Также защита семьи регламентируется и на международном уровне, так согласно положений Всеобщей декларации прав человека семья является естественной и основной ячейкой общества и вправе рассчитывать на защиту со стороны государства.

Защита материнства, отцовства и детства

На сегодняшний день для обеспечения достойного уровня социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства государство должно осуществлять грамотную и эффективную политику в данной области, чему в том числе способствует установление международных и национальных стандартов и принципов социального обеспечения семьи, материнства, отцовства и детства. Согласно принятых на международном уровне обязательств РФ обязана реализовывать все возможные мероприятия для обеспечения защиты прав и интересов детей, минимизировать дискриминацию по признаку пола, оказывать поддержку семьям с детьми, а также неполноценным семьям.

На современном этапе развития приоритетами семейной политики, осуществляемой государством, можно назвать утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение существующих духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, формирование благоприятных условий для обеспечения семейного благополучия, обеспечение роста авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной стабильности семьи.

Готовые работы на аналогичную тему

Важнейшей целью социальной политики, осуществляемой государством, направленной на улучшение положения детей в РФ можно назвать преодоление нарастания отрицательных тенденций и стабилизацию положения детей, формирование предпосылок дальнейшей положительной динамики процессов жизнеобеспечения детей.

Перечисленные генеральные направлений социальной политики требуют решения частных задач.

Одной из наиболее крупных задач в данной сфере можно назвать укрепление правовой защиты детства. В рамках данной задачи необходимо реализовывать следующие мероприятия:

  • Совершенствование существующего российского законодательства, его приведение к международным нормам права;
  • Усиление защиты прав детей личного и имущественного характера.

Также в качестве крупной задачи можно рассматривать поддержку семьи как важной среды обеспечения потребностей детей. В рамках данной задачи необходимо реализовывать следующие мероприятия:

  • Обеспечение благоприятных условий для улучшения материального положения семей, имеющих детей;
  • Совершенствование системы социального обеспечения нуждающихся семей, обеспечения увеличения перечня предоставляемых услуг социального характера;
  • Обеспечение благоприятных условий для воспитания детей.

Обеспечение в полной мере безопасного материнства и охраны здоровья детей можно также рассматривать в качестве первоочередной и важной задачи социальной политики государства в сфере защиты материнства, детства и отцовства. В рамках данной задачи необходимо реализовывать следующие мероприятия:

  • Обеспечение благоприятных условий для безопасного материнства и рождения не только здоровых, но и желанных детей;
  • Снижение уровня смертности матерей и младенцев;
  • Осуществление профилактических мероприятий, направленных против различного рода инфекционных и паразитарных заболеваний, улучшение психоневрологического и психического обследования детей, обеспечение проведения диспансеризации детей.

На сегодняшний день улучшение питания детей также рассматривают как одну из важных задач социальной политики в данной области. В рамках этой задачи необходимо реализовывать следующие мероприятия:

  • Обеспечение полноценного питания младенцев;
  • Минимизация недоедания детей, беременных, а также кормящих женщин;
  • Обеспечение роста уровня качества и безопасности питьевой воды и продуктов питания.

Обеспечение воспитания, образования и развития детей также является немаловажной задачей социальной политики. В рамках данной задачи необходимо реализовывать следующие мероприятия:

  • Обеспечение желающих доступа к получения среднего общего образования (минимальное требование);
  • Активное развитие системы дополнительного образования, формирование благоприятных условий для нравственного развития детей, освоения ценностей культуры.

Важной также является задача поддержки детей, которые попали в трудные жизненные обстоятельства. В рамках данной задачи необходимо реализовывать следующие мероприятия:

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Судебная практика по статье 38 Конституция РФ:

Согласно ч. 1 и 2 ст. 38 , Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства; забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Суд обоснованно не согласился с доводами Клименко А.Н. о нарушении оспариваемыми положениями Порядка его прав и законных интересов, а также прав и законных интересов несовершеннолетней дочери, предусмотренных статьей 38 Конституции Российской Федерации, статьями 54-57, 60, 63, 65 Семейного кодекса Российской Федерации, поскольку названные нормы законов не регулируют отношения, связанные с выбором гражданином медицинской организации для оказания медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Читайте также: