Логопед история возникновения профессии кратко

Обновлено: 08.07.2024

Цель презентации – знакомство с профессией логопеда; формирование осознанного выбора, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности; повышение компетентности учащихся в области планирования карьеры.

ВложениеРазмер
Презентация для старшеклассников "Я - логопед" 700 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Я – логопед! Мыльникова Н.В., учитель-логопед

. Логопедия — специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Является одним из разделов специальной педагогики. Логопед - э то специалист, который занимается выявлением, диагностикой и исправлением различных дефектов речи у детей, подростков, взрослых и пожилых людей.

История появления профессии логопед. . История появления профессии Логопед Как возникла профессия? Как развивалась профессия? Л огопед - сравнительно новая профессия. В прошлом дефекты речи не воспринимались как болезнь, требующая лечения. У кого-то эти проблемы проходили сами, остальные же говорили так, как могли. Впервые корректировать речь детей, обладающих слабым слухом, попытались в XVII веке в Европе. Если же у человека был хороший слух, но он просто не мог выговаривать несколько звуков, то исправлять это не пытались, считая это необязательным. Долгое время думали, что у дефектов речи физическая подоплека и лечить их нужно медицинскими препаратами. Лишь в середине ХХ века обратили внимание на психологические и педагогические методы.

. Важность, значение и социальный статус профессии. Если у человека неправильная дикция, то это может стать основанием для многочисленных комплексов. Нарушения речи могут проявиться на письме. Многие люди стали бы намного счастливее, если бы их вовремя отвели к логопеду. Для человека очень важно общение с другими людьми, ведь он является социальным существом. Логопед, устраняющий дефекты, которые препятствуют нормальному общению, оказывает ему большую услугу. Значимость для обществаВажность, значение и социальный статус профессии

. Особенностиперспективность профессии Особенности профессии логопед. Уникальность и перспективность профессии. Логопеды работают в детских поликлиниках, в детских садах, школах, специальных коррекционных учреждениях. Это такая же распространенная профессия, как и окулист или психолог. Работая с детьми, логопед должен быть сдержанным, приветливым, у него должны быть знания педагогики, детской психологии, медицины. Если у ребенка проблемы с речью, это может быть вызвано многими причинами . Л огопед выявляет и исправляет проблему, применяя наиболее эффективные методы. Хороший специалист может иметь множество клиентов и соответственную заработную плату.

. Нарушения, с которыми обращаются к логопеду: • нарушения произношения звуков ( дислалия , дизартрия); нарушения чтения и письма ( дислексия , дисграфия ); • нарушения ритма и темпа речи (заикание); • расстройства речи, связанные с нарушением слуха, зрения; • недоразвитие речи или утрата речи (алалия, афазия) и другие.

. Родственные профессии Учитель , воспитатель детского сада , психолог , врач , дефектолог и другие Логопед – это разносторонний человек.

. Родственные профессии Он педагог, который, работая с детьми и, исправляя их речевые недостатки сегодня, делает большой вклад в их завтрашний день, потому что формирует навыки владения правильной речью, дающие перспективы интересной и успешной жизни. В профессии логопеда присутствует милосердие медицины . Каждый логопед должен знать основы невропатологии, так как без знания механизмов нарушения речи при данном речевом дефекте невозможно правильно построить коррекционную работу. Логопед владеет секретами психологии. По роду своей профессии логопед не может не быть знатоком человеческой души. Ведь порой разборчивость речи ребенка так сильно нарушена, что его не понимают окружающие. Логопеду приходится брать на себя роль своеобразного переводчика, помочь ребенку не замкнуться, внушить уверенность в себе. Важно поддержать и дать нужный совет родителям.

Создавая, организуя и проводя занятия, логопед сочетает профессиональное мастерство со способностями сценариста и режиссера . Художественные наклонности логопеда проявляются при создании пособий, оформлении разнообразных проектов. Логопед, так же как и архитектор, реконструирует неправильные речевые комплексы, надстраивает новые речевые уровни, совершенствуя речь воспитанников. . Родственные профессии

. Родственные профессии Логопед, как и музыкант, обладает прекрасным слухом. Логоритмические занятия, где сочетаются речь, ритм, музыка, занимают важное место в системе коррекционной работы. Логопед часто становится писателем или поэтом . Современные логопеды делятся своим опытом, освещая его в статьях, книгах, в интернете. . Логопед напоминает библиотекаря, так как собирает, хранит, использует в работе множество книг. Полезную информацию всегда порекомендует родителям воспитанников, а специальную литературу – коллегам.

И, конечно, логопед – это большой человек, который был когда – то маленьким ребёнком. Ты – маленький ребенок, я – большой, Вот моя, представьте, педагогика. Тебе со мной, а мне с тобою хорошо – У педагогики моей простая логика. Ш. Амонашвили .

. "Подводные камни" профессии логопед. Сложности и особенности. Логопед относится к таким профессиям, в которых от самого специалиста результат зависит лишь отчасти. Ведь многие врожденные дефекты устранить полностью просто невозможно. Следует помнить, что педагогика – это не так легко. Но если логопеду удается добиться положительных результатов, благодарность родителей не знает границ.

. Личные качества Внимание, терпение, дипломатичность. Люди, говорящие с дефектами, часто стесняются своих недостатков и в общении с ними нужно быть максимально корректным, уметь их ободрить, поддержать.

- Тюменский государственный университет; -Тюменский областной государственный институт развития регионального образования ( ТОГИРРО) Где и как получить профессию логопед. Окончив институт или университет по данной специальности. Это может быть педагогический или гуманитарный вуз. Можно иметь средне – специальное образование, окончив колледж или училище. Высшее профессиональное образование в нашей области можно получить:

Изучают: анатомию, физиологию (общую и головного мозга), психологию, невропатологию, психиатрию, психолингвистику, специальную педагогику, логопедический массаж и др. . Знание предметов: биология, русский язык.

Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка! В.А. Сухомлинский

. Если вы готовы помогать детям и взрослым быть успешнее и счастливее, то вам прямой путь в логопедию! УДАЧИ!

Логопед кто это такой

Для общего понимания дадим краткое определение того, логопед кто это такой, которое возьмем из википедии, где сказано, что это квалифицированный специалист, который занимается коррекцией речи, а так же разрабатывает способы предупреждения дефектов речи.

История профессии

Первые логопеды появились еще в 17 веке в Европе, там такие специалисты помогали детям со слабым слухом правильно произносить слова и звуки. Так же в те времена ошибочно полагали, что дефекты речи необходимо лечить медикаментозными препаратами, а не с помощью упражнений.

В 19 веке нашей эры логопедия стала самостоятельной наукой, а вследствие этого появились официальные специалисты логопеды.

Эти люди изучали причины, вызывающие недостатки речи, разрабатывали методы лечения подобных случаев.

Современные специалисты в своем арсенале пользуются не только методами коррекции дыхательных путей и связок и челюстных составляющих, но и знаниями в области дефектологии, психологии и педагогики.

Факты о профессии

Здесь постараемся подробно рассказать, чем занимается логопед и что входит в круг его компетенции.

Начнем с того, что этот специалист осуществляет коррекцию дефектов речи, как у детей, так и у взрослых. Причем, для тех и других методика работы будет значительно отличаться.

Основная масса пациентов страдает проблемами с устной речью, то так же встречаются и те, кто не в ладах и с письмом.

  • Заикание;
  • Картавость;
  • Проявления шепелявости и многие другие причины.

Среди логопедов существуют специалисты, которые имеют широко-профильное назначение, а так же те, кто занимается узкой специализацией.

Как стать логопедом?

Для того, что бы получить специальность логопеда, обязательным будет обучение в высшем педагогическом учебном заведении. Стоит обратить особое внимание, что на базе 9 классов не получится получить такую профессию, обучившись в колледже. Придется, впоследствии продолжать учиться в ВУЗе.

Где работать?

Логопеды работают в таких учреждениях, как:

  • Дошкольные учреждения (детские сады, ясли);
  • Школы;
  • Медицинские учреждения;
  • Развивающие центры;
  • Санатории;
  • Реабилитационные центры для людей, перенесших инсульты или травмы головы и позвоночника.

Чем занимается логопед?

Дадим подробное описание обязанностей логопеда, к которым относятся следующие пункты:

  • Обследование пациента и выявление речевых недостатков;
  • Анализ глубины дефектов речи;
  • Разработка плана по корректировке;
  • Помогают расширить словарный запас маленьких пациентов, повысить их грамотность;
  • Находят пути подхода индивидуально к каждому пациенту;
  • Разрабатывают план по социализации ребенка в обществе;
  • Ведет записи в карте пациента, отмечает динамику, ведет отчетность.

Каким должен быть логопед?

К ним относится:

  • Высокая степень выдержки и самоконтроля;
  • Коммуникабельность, стремление найти общий язык с каждым пациентом;
  • Желание помогать людям;
  • Ответственность за свою работу;
  • Обладать стрессоустойчивостью;
  • Уметь управлять своими эмоциями;
  • Быть психологом от природы и уметь чувствовать людей.

Плюсы и минусы профессии

Раздел статьи будет интересен как для детей, так и для взрослых, которые помогают своим отпрыскам в выборе профессии. Здесь подробно рассмотрим, с какими плюсами и минусами специальности придется столкнуться.

Преимущества профессии:

  • В настоящий момент профессия востребована на рынке труда, поэтому специалист имеет возможность выбора организации, где будет заниматься своей деятельностью;
  • Нормируемый рабочий день, где нет переработок и ночных смен;
  • Очередной отпуск всегда в летнее время;
  • Логопед имеет возможность вести свою частную практику или подрабатывать в свободное время;
  • Успешная работа влечет за собой признание и благодарность, как от пациентов, так и их родителей;
  • Возможность регулировать свой заработок.

А теперь разберем недостатки специальности:

  • Высокая эмоциональная нагрузка;
  • Работа с трудными пациентами, нежелающими идти на контакт;
  • Общение с агрессивными и избалованными детьми;
  • Большое количество отчетных документов.

Подведем итоги

В конце статьи хотелось бы сказать, что благодаря тому, что у нас имеются такие специалисты, как логопеды, каждый человек, имеющий дефективное нарушение речи, получил шанс на избавление от подобного недостатка.

А мы в своей статье подробно рассказали, логопед кто это такой и какую пользу он несет в массы.

Существуют разные специальности. Каждая из них выполняет определенные функции. С детьми работают не только воспитатели и учителя, но и психологи, дефектологи, музыкальные руководители.

Профессия логопед в современном мире приобретает все большее значение. В Европе и США таких людей называют речевыми терапевтами. Их основная сфера деятельности — предупреждение и коррекция речевых проблем.

Исторический экскурс

Наука появилась не так давно. Активный пик ее развития пришелся на 50-е годы XX века. До этого предпринимались попытки выделить речевые нарушения в отдельную группу. Сохранились упоминания о разных дефектах в Древней Руси.

Косноязычными называли людей, которые с трудом разговаривали. Фофлю — шепелявых, то есть тех, кто не выговаривал свистящие звуки. Заякливый — заикающийся. Выделяли и полностью немых.

У славян не было четкого разделения по нарушениям, но выделялись следующие группы:

  • глухие;
  • с недостатками звукопроизношения;
  • с нарушением темпа и ритмики.

Создано множество пословиц, поговорок о красоте речи, ее связи с мышлением. Славяне были уверены, что дефекты посланы высшими или темными силами в наказание.

В Европе Каменский первый задался вопросами правильного формирования речи. Он подчеркивал, что в норме ребенок не должен быть картавым или иметь другие проблемы с произношением.

В середине IX века начались попытки коррекции заикания. В это время дефекты речи считались медицинской проблемой. Поэтому занимались ими медики.

Количество отечественных работ крайне мало, в основном в Россию приходят переводы литературы из Европы. Активно изучается афазия, ринолалия, тахилалия, косноязычие. Врачи активно ищут причины появления проблем, способы их преодоления.

В 1877 в России выделяют науку логопатология. Ее объектом был человек с патологиями речи, а предметом было наблюдение за ним. Происходит сравнение разных форм, разрабатываются методы преодоления. В это время еще нет научных работ, которые были бы посвящены теории.

К концу IX века появляются труды отечественных ученых. Олтушевский, Хмелевский и другие выделили два подхода к исследованиям нарушений. Первый базировался на выполнении упражнений без учета дефекта, второй предполагал детальное изучение причин возникновения.

В начале двадцатого века была выделена логопедия как отдельная наука. Основная история развития приходится на середину двадцатого века. Предпринимается попытка создания классификации, разрабатывается клинико-педагогический ее вариант.

Организуется помощь детям с нарушениями речи. С 1920 году начинают готовить дефектологов. С 50-х годов идет перемещение логопедии в педагогическую отрасль.

Появляется психо-педагогическая классификация Левиной. Активно развивается сеть дошкольных и школьных учреждений для детей с нарушениями речи. Во всех поликлиниках открывают кабинеты, где помощь оказывают специалисты.

Была разработана система коррекционных школ, которых было восемь видов. Созданы училища для лиц с инвалидностью. Педагоги делали упор на обучение и адаптацию всех лиц с ОВЗ.

Логопеды написали ряд фундаментальных трудов по коррекции разных нарушений, способах их выявления. Они начали заниматься развитием междисциплинарного подхода, разработкой категориального аппарата.

Востребованность в современном мире

Актуальность логопедии растет с каждым годом. С начала 90-х неуклонно растет количество детей с нарушениями речи. Доктора часто ставят задержку речевого развития, алалию, неправильное звукопроизношение.

Речь тесно связана с мышлением, памятью, вниманием и деятельностью. Без этой функции психика не будет полноценно развиваться. Вторично возникают проблемы интеллекта.

Ученые доказали, что эффективнее всего работать с устранением дефектов в дошкольном возрасте. Без овладения устной речью не будет письма и чтения. Если ограничиваются социальные контакты, то это негативно сказывается на развитии личности.

У взрослых после инсульта и травм головы наблюдается распад речевой функции. При правильной работе специалиста ее восстановят.

Востребованность логопедов остается высокой. В будущем появится спрос на занятия с детьми 2-3 лет. В науке появляются новые проблемы, есть потребность в специальной литературе.

Европейские страны

В Европе логопедов называют речевыми терапевтами. Для работы нужно получить среднее медицинское образование. Специалисты работают как в государственных учреждениях, так и частным образом (последнее не везде разрешено, в Дании такая деятельность под запретом).

Создаются реабилитационные центры, отделения в больницах. В детских садах и школах работают логопеды. Они проводят мониторинг, выявляют группу риска. В отличие от России, в Европе сфера больше смещена в сторону медицины, чем педагогики.

Самый высокий уровень подготовки в Бельгии, Португалии, Голландии.

В Германии обучение разделено на две ступени. Во времена разделения на две части существовала система переподготовки кадров – воспитатели, учителя начального звена имели право пройти дополнительное обучение в течение двух лет. После чего они считались логопедами.

В современном мире сначала человек получает степень бакалавра и его навыки ориентированы на практическую деятельность. После он может стать магистром, и это больше нужно тем, кто собирается развивать науку.

Различаются взгляды на коррекцию. При заикании основную работу выполняет психолог. Внимание уделяется интеграции детей с ОВЗ в среду обычных детей.

Способы коррекции аутизма, расстройства аутистического спектра (РАС), детского церебрального паралича (ДЦП) были разработаны в Европе и после перешли в Россию. В обучении широко используются методы бихевиоризма.

Качества специалиста

Перед окончанием школы сложно делать выбор. Перед выпускником открыто множество вузов и колледжей. Для логопеда важны такие качества, как терпеливость, тактичность, нравственность. Нужно уметь находить подход к родителям, убеждать их в необходимости коррекционной помощи.

Для того чтобы логопед пользовался востребованностью, у него должна быть высокая квалификация. Он должен грамотно выбирать средства коррекции, уметь проводить диагностику, планировать работу, использовать основные принципы обучения.

В этой профессии имеет большое значение этика. Родители больного ребенка находятся в шоковом состоянии. Некоторым из них тяжело признать дефект сына или дочери. Они будут отказываться начинать работать над исправлением.

Логопед обязан держать себя в руках. Не допускается пренебрежение, отвращение. Нужно уметь соблюдать дистанцию и не осуждать родителей.

Еще одно главное качество логопеда — чистая и грамотная речь. Не должно быть картавости, шепелявости, других дефектов. Не допускается обилие просторечных выражений, орфоэпических ошибок и т. п.

Речь учителя — образец для ребенка. Поэтому он стремится к идеалу. Нужно хотеть работать с детьми, помогать им справляться с трудностями.

Плюсы и минусы профессии

Заниматься с детьми не так легко. Логопаты (лица с патологиями речи) отличаются проблемами личностного характера. Придется потратить усилия для установления контакта. Еще один минус специальности — результат приходится ждать долго. При тяжелых нарушениях человеку придется трудиться 3-4 года для улучшения ситуации.

Для устранения алалии, заикания, афазии нужно около трех−пяти лет. В некоторых случаях удается добиться незначительного улучшения.

В детских садах и школах специалисты вынуждены заполнять большой объем документации. Это не входит в рабочее время.

Существенный минус — низкая зарплата. В регионах средняя ставка — 10 тысяч рублей. В Москве и Санкт-Петербурге ситуация лучше, там она около 44 тысяч.

К плюсам можно отнести короткий рабочий день — в государственных учреждениях он 4 часа. Делается надбавка за особые условия труда — отпуск длится 56 дней, а не 28. Специалисты всегда будут востребованы, потому что у детей все чаще появляются проблемы с развитием.

Всегда есть возможность вести частную практику. В таком случае цена за занятие устанавливается самостоятельно.

Преимущество работы — отдельный кабинет. Вопрос с его наполнением решается по-разному. Где-то руководство образовательного учреждения его предоставляет, в других ситуациях логопед сам все покупает.

Мотивация логопеда — это возможность сделать людей лучше. Исправление дефектов речи приносит удовольствие. Особенно приятно видеть успехи в случае тяжелых нарушений.

Особенности обучения

Логопедия не является врачебной отраслью. Основная цель работы не лечить малыша, а учить его правильно говорить. Для того чтобы пойти учиться, нужно выбрать подходящий вуз. Чаще всего это обычный государственный или педагогический университет.

В Москве учат в МГПУ, в РГПУ им. Герцена, в Новосибирске НГПУ, в Челябинске ЮУрГГПУ.

Если у человека уже есть диплом о высшем образовании, то ему можно пойти простым путем — закончить магистратуру. При наличии педагогического профиля достаточно курсов переподготовки.

Если нужны знания, то стоит тщательно выбирать, куда пойти учиться и где качественно преподают специальные предметы. Важно получить не корочку, а знания.

В центре патологии речи и нейрореабилитации в Москве учат на афазиологов. Это специалисты, которые занимаются коррекцией афазии. Это более углубленный курс. Учат в нем и на заикологов.

Прежде чем начать зарабатывать, человеку нужно пройти многочасовую практику под надзором специалиста

Специальности врач-логопед не существует. Иногда себя так называют лица с медицинским образованием, которые выучились на дополнительную специальность.

Большой спрос на логопедов-дефектологов. До принятия двухступенчатой системы образования (бакалавриат, магистратура) был специалитет. Он подразумевал овладение двумя профилями. Это была тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика с дополнительной специальностью логопедия. В итоге получалась профессия олигофренопедагог-логопед.

В современном мире это разные специальности. Под логопедом-дефектологом часто скрывается олигофренопедагог-логопед. Родители боятся такого сочетания, поэтому появился смягченный вариант.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессия логопеда сравнительно новая. В прошлом дефекты речи не воспринимались как болезнь, требующая лечения. У кого-то эти проблемы проходили сами, остальные же говорили так, как могли. Впервые корректировать речь детей, обладающих слабым слухом, попытались в XVII веке в Европе. Если же у человека был хороший слух, но он просто не мог выговаривать несколько звуков, то исправлять это не пытались, считая это необязательным. Долгое время считали, что у дефектов речи физическая подоплека и лечить их нужно медицинскими препаратами. Лишь в середине ХХ века обратили внимание на психологические методы.

Читайте также: