Зарубежная этнопсихология в 20 веке кратко

Обновлено: 04.07.2024

Пример готовой дипломной работы по предмету: Культурология

Содержание

ГЛАВА 1. Становление этнической психологии в Германии……………….10

1.1 Теоретические предпосылки становления этнопсихологии

1.2 М.Лацарус и Г.Штейнталь как основоположники этнопсихологии……..16

2. Развитие этнопсихологического направления во Франции………31

ГЛАВА 3. Американская этнопсихологическая школа……………………..39

3.1 Теоретические источники формирования американской этнопсихологической школы……………………………………………………39

3.2 Концепция основной личности Абрама Кардинера……………………… 42

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………67

Выдержка из текста

Актуальность темы. Межэтнические отношения стали важнейшим элементом социальной и политической реальности. Рост этнического самосознания, бурное развитие межэтнических процессов, обострение межнациональных противоречий и конфликтов – эти процессы охватили весь мир, включая Восточную Европу и бывший Советский Союз. К сожалению, общество сегодня вынуждено расплачиваться за отсутствие в прошлом достаточного интереса к специфике межэтнических отношений. Игнорировать эти проблемы опасно, так как они угрожают целостности многих стран мира, а отыскать способы их решения без понимания сознательных и бессознательных устремлений людей, объединенных в этническую общность, невозможно.

И только сегодня мы начинаем понимать, что без пристального, внимательного, методически грамотного изучения специфики поведения того или иного этноса невозможно формирование адекватной социальной или государственной политики. В связи с этим особое значение приобретает такая область научного знания этнографии, как этническая психология.

Этническая психология — наука о психическом своеобразии людей, принадлежащих к различным этническим объединениям (родоплеменным организациям, народностям, нациям).

Этническая психология — междисциплинарная отрасль знания, которая возникла на стыке двух гуманитарных дисциплин: социальной психологии и этнографии, образовав новую отрасль знания, в которой уже определился предмет исследования, проблематика и цели, но еще не достаточно отработана собственная методика и терминология. Отделение этнопсихологии от социальной психологии и этнографии весьма условно, можно сказать, что она представляет собой “психологизированную этнографию”. Этнография, первоначально призванная описывать и анализировать нравы, обычаи, быт различных этносов, их взаимодействие в семье, ценностные ориентации и т.д., не может обойти вниманием и собственно психологические характеристики народов, но ее больше интересует не столько психологическая, сколько этнокультурная специфика, исторический опыт определенной нации или народа.

В нашей стране этнопсихология была фактически под запретом, этнопсихологические исследования не проводились с 30-х до 80-х гг. XX в. В настоящее время идет процесс становления российской этнопсихологии, которая в своих исследованиях опирается на опыт зарубежных этнопсихологических исследований.

Список использованной литературы

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Бенедикт Р. Хризантема и меч \ Р.Бенедикт. — СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1997. – 345с.

Вундт В. Проблемы психологии народов \ В.Вундт. – М.: Ин-т психологии РАН: Изд-во КПС, 1998. – 231с.

Вундт В. Психология народов \ В.Вундт. – СПб., 2002. — 207с.

Гегель Г. Философия духа \ Г.Гегель Отв. ред., пер.,примич., М.Ф. Быков: пер. с нем. Г.Г.Шпета: Рос. акад. науч. Ин-т философии. – М.: Наука, 1998. – 495с.

Гердер И.Г. Избранные сочинения \ И.Г.Гердер. — М.-Л.: Госкомиздат, 1959. – 387с.

Лебон Г.Психология народов и масс \ Г.Лебон. – СПб.: Маркет, 1995. – 316с.

Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. Пер. с анг. И комент. Ю.А.Асеева \ М.Мид. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства “Наука”. 1988. – 429с.

Штейнталь Х., Лацарус М. Мысли о народной психологии \ Филологические записки. Вып. I, III \ Х.Штейнталь, М.Лацарус. – Воронеж, 1864. – 387с.

Kardiner A. Physiological Frontier of Society. New York: Columbia University Press, 1946.

Kardiner A. The Individual and His Society.- New York. 1943

Андреева Г.М. Социальная психология \ Г.М.Андреева. – М.: Изд-во Аспект Пресс, 1996. — 387с.

Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.И., Суслова А.Л. Этносоциология. Учеб. пособие для вузов \ Ю.В.Арутюнян, Л.И.Дробижева, А.Л. Суслова. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 270с.

Белик А.А. Психологическая антропология: некоторые итоги развития \ А.А.Белик \\ Этнологическая наука за рубежом : проблемы, поиски, решения \ отв. ред. С.Я.Козлов, П.И.Пучков. – М.: Наука, 1991. — 372с.

Белик А.А Культурология. Антропологические теории культур \ А.А.Белик. – М.: Российский гос. Гуманит. ун-т, 1998. – 325с.

Боброва Е.Ю. Основы исторической психологии \ Е.Ю. Боброва – СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1997. – 237с.

Дынин В.И. Введение в этнологию (Курс лекций) \ В.И.Дынин. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. – 260с.

Емельянов Ю.Н. Основы культурной антропологии / Ю.Н.Емельянов. – СПб.: 1994. – 342с.

Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Учебное пособие \ Р.Ф. Итс. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991. – 168с.

Кон И.С. Этнография детства: Историографический очерк \\ Этнография детства.\ Ред. И.С. Кон – М. 1983. – 289с.

Кон И.С. К проблеме национального характера \\ История и психология \ И.С.Кон. — М.: Высш.школа, 1971. – 141с.

Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего \ М.Коул. – М.: “Когито-Центр”, Издательство “Институт психологии РАН”, 1997.- 430с.

Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию. Учебно-методическое пособие для студентов \ В.Г.Крысько, Э.А.Саракуев. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 344с.

Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь \ под ред. В.Г.Крысько. – М.: Моск. психол.-социал. ин-т, 1999. -343с.

Крысько В.Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений \ В.Г.Крысько. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 302с.

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Этническая психология: Курс лекций: Учебное пособие \ Г.А.Кураев, Е.Н.Пожарская. – Ростов-на-Дону: Изд-во ООО “ЦВВР”, 2000. – 233с.

Культурология XX Энциклопедия. Т 1, — СПб.: Университетская книга, 1998. – 447с.

Культурология XX Энциклопедия. Т 2, — СПб.: Университетская книга, 1998. – 450с.

Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию \ Н.М. Лебедева. – М.: Наука, 1998. – С.267

Лурье С.В. Историческая этнология: Учебное пособие для вузов \ С.В.Лурье. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 448с.

Марков Г.Е. Немецкая этнология: Учебное пособие для вузов \ Г.Е Марков. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2004. – 576с.

Налчаджян А.А. Этнопсихология: учеб. пособ.\ А.А.Началджян. – СПб.: Питер, 2004. -380с.

Платонов Ю.П. Этническая психология \ Ю.П.Платонов. — СПб.: “Речь”, 2001. — 302с.

Садохин А.П. Этнология: Учебник \ А.П.Садохин. – М.: Гардарики, 2001. – 256с.

Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учебник \ Т.Г.Стефаненко. — М.: Институт психологии РАН “Академический проект”,2004. – 367с.

Токарев С.А. История зарубежной этнографии: Учебное пособие для вузов \ С.А.Токарев. – М.: Высш.школа, 1978. – 352с.

Хотинец В.Ю. Этническое самосознание \ В.Ю. Хотинец. – СПб.: Алетея, 2000. – 240с.

Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии: Учебное пособие \ Я.В.Чеснов. – М.: Гардарика, 1998. – 400с.

Шпет Г.Г Введение в этническую психологию \ Г.Г.Шпет\\ — СПб.: Из-во “Алетея”, 1996. – 145с.

Шевцов А.А. Введение в общую культурно-историческую психологию \ А.А.Шевцов. — СПб.: Тропа Троянова, 2000.- 544с.

Шкуратов В.А. Историческая психология \ В.А.Шкуратов. – М.: Смысл, 1997. – 267с.

Этнология в США и Канаде \ Б.В.Андрианов\ отв. ред. Е.А.Веселкин, В.А.Тишков. – М.: Наука, 1989. – 328с.

Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. – М.: 1991. — 380с.

Зарубежная этнопсихология в XX веке - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Зарубежная этнопсихология в XX веке" 2015, 2017-2018.

ПЛАН СЕМИНАРА 1. Политическое развитие страны в послевоенный период. Усиление бюрократизации партийно-государственного механизма. 2. Экономические реформы постсталинского периода, их не­последовательность и незавершенность. Библиографический список . [читать подробнее].

Денежная реформа Петра I. Конец XVII в. характеризуется кризисным состоянием монетного дела и денежного обращения. Копейка, представлявшая практически единственный номинал денежной системы, стала к этому времени чрезвычайно легкой монетой (последний раз ее вес был понижен. [читать подробнее].

Так как к началу этого периода русская система мер в основных своих чертах уже сложилась, основной задачей стала унификация мер и их уточнение, а также организация специальной службы надзора в области метрологии. В 1753 г. были ликвидированы внутренние таможни, что. [читать подробнее].

Николай II (1894-1917) унаследовал отцовский престол в очень непростое время. Россия на рубеже XIX – XX вв., казалось, вся была соткана из противоречий. Успехам экономики противоречила отсталая с европейской точки зрения система государственного управления, свобода. [читать подробнее].

СССР проводил единую политику, подкрепленную монолитной идеологией и защищал свои интересы на мировой арене. Планы его расчленения вынашивали и враги и союзники. Стремясь сохранить рычаги управления, Б.Н. Ельцин предложил национальным окраинам брать власти столько. [читать подробнее].

Реформы 60 — 70-х гг. XIX в. открыли для России возможность перехода от традиционного общества к индустриальному, капиталистическому, основанному на частной собственности, рыночной экономике, пар­ламентской демократии. Однако этот процесс проте­кал в огромной евроазиатской. [читать подробнее].

Гиппократ отмечал влияние окружающей среды на формирование психологических особенностей людей и выдвинул положение, согласно которому все различия между народами, в том числе и поведение и нравы, связаны с природой и климатом.

В Новое время первые попытки сделать народы предметом психологических наблюдений были предприняты в XVIII веке. И снова среда и климат рассматривались в качестве факторов, предопределяющих различия между ними.

1. познание психологической сущности народного духа;

2.открытие законов, по которым совершается внутренняя деятельность народа в жизни, искусстве, науке;

3.выявление основных причин возникновения, развития и уничтожения особенностей какого-либо народа.

Немецкие ученые рассматривали психологию народов как науку объяснительную, сводящую общие законы языка, религии, искусства, науки, нравов и других элементов культуры к психологической сущности. Идеи Лацаруса и Штейнталя нашли отклик в многонациональной Российской империи: в 1859 году появился русский перевод изложения их программной статьи.

-язык, который содержит общую форму живущих в душе народа представлений;

-мифы –все первобытное миросозерцание и даже начало религии. Они таят в себе первоначальное содержание этих представлений;

-обычаи –включают возникшие из этих представлений поступки.

Идеи Лацаруса, Штейнталя, Кавелина, Вундта, Г.Г.Шпета в большинстве случаев остались на уровне объяснительных схем и не были реализованы в конкретных психологических исследованиях. Ценность этнопсихологии XIX-XX вв. состоит в том, что ее творцы попытались соотнести мир личности не с миром природы, а с миром культуры.

В конце XIX века английский исследователь У.Риверс (1864-1922) выдвинул компенсаторную гипотезу: первобытные народы достигли высокого развития перцептивных процессов за счет меньшего развития умственных способностей. Он изучал зрительное восприятие (остроту зрения, восприятие цвета, пространства, зрительные иллюзии), а так же слух, вкус, память, время реакции на различные стимулы. В результате Риверс утвердился во мнении, что культура воздействует на то, каким человек видит окружающий мир, но нет оснований утверждать будто примитивные народы обладают более высокоразвитым восприятием.

В работах таких известных американских этнологов, как Р. Бенедикт и М. Мид, аспекты этнического рассматриваются со значительным уклоном в психоанализ и экспериментальную психологию. Методологическая концепция этих работ во многом заимствована из исследований австрийского психиатра 3. Фрейда, а методика – из немецкой экспериментальной психологии, в частности из работ В. Вундта. Это обусловлено в первую очередь тем, что антропологические полевые методы изучения индивидуального поведения были признаны непригодными при детализированном изучении индивидов в конкретном культурном контексте. Таким образом, этнологам понадобилась психологическая теория, ориентированная на исследование антропологических особенностей происхождения, развития и жизнедеятельности личности и базирующаяся на психологических методах ее изучения. Такой теорией и методом в то время стал психоанализ, который использовался этнопсихологами наряду с методиками, заимствованными из психиатрии и клинической психологии. Выделяется целый блок методов, используемых в исследованиях этого направления: глубинное интервьюирование, проективные методики и средства, анализ снов, подробная запись автобиографий, интенсивное длительное наблюдение межличностных отношений в семьях, представляющих различные этнические группы.

Американский этнопсихолог М. Спиро формулирует основную проблему современных этнопсихологических исследований как изучение психологических условий, повышающих стабильность социальных и культурных этносистем. При этом он предлагает сделать акцент на изучении роли личности как в изменении, так и в сохранении целых культур и этнических общностей. Поэтому первостепенной задачей психологической антропологии становится описание индивидуального поведения как микрофеномена.

Существует и противоположная позиция. Ее занимает американский культуролог А. Уоллес, продолжающий традицию сведения всего этнокультурного разнообразия к особенностям личности. Именно эти два типа ориентации – на социальную и индивидуально-психологическую теории и их взаимовлияние определяют в настоящее время направления общетеоретического развития психологической антропологии.

Таким образом, важнейшие направления современных западных этнопсихологических исследований связаны с модификацией теоретических ориентации или типов психологических теорий, базирующихся на метатеоретических основах различных философских систем (экзистенциализм, неопозитивизм, необихевиоризм и т. д.). Их влияние проявляется в различном понимании человека, личности, культуры, в отношении к бессознательному, в объяснении механизмов активности личности. В настоящее время проблематика исследований западных этнопсихологов в значительной степени опосредуется спецификой таких наук, как социальная география и ландшафтоведение, биология и физиология, социология и политология, этнология и этология. В последние десятилетия наблюдается проникновение в этнопсихологию методологических принципов и методов исследования этих наук.

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ – междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнокультурные особенности психики людей, психологические характеристики этносов, а также психологические аспекты межэтнических отношений.

Немного истории.

Первые крупицы этнопсихологических знаний содержат труды античных авторов – философов и историков: Геродота, Гиппократа, Тацита, Плиния Старшего, Страбона. Так, древнегреческий врач и основатель медицинской географии Гиппократ отмечал влияние окружающей среды на формирование психологических особенностей людей и выдвинул общее положение, согласно которому все различия между народами, в том числе их поведение и нравы, связаны с природой и климатом.

Рубеж 19–20 вв. отмечен появлением целостной этнопсихологической концепции немецкого психолога В.Вундта, посвятившего двадцать лет жизни написанию десятитомной Психологии народов. Вундт проводил основополагающую для социальной психологии мысль, что совместная жизнь индивидов и их взаимодействие между собой порождают новые явления со своеобразными законами, которые хотя и не противоречат законам индивидуального сознания, но не содержатся в них. А в качестве этих новых явлений, иными словами, в качестве содержания души народа, им рассматривались общие представления, чувства и стремления многих индивидов. По мнению Вундта, общие представления многих индивидов проявляются в языке, мифах и обычаях, которые и должны изучаться психологией народов.

Идеи Лацаруса и Штейнталя, Кавелина, Вундта, Шпета остались на уровне объяснительных схем, которые не были реализованы в конкретных психологических исследованиях. Но идеи первых этнопсихологов о связях культуры с внутренним миром человека были подхвачены другой наукой – культурной антропологией.

Три ветви этнопсихологии.

В результате разобщенности исследователей к концу 19 в. сформировались две этнопсихологии: этнологическая, которую в наши дни чаще всего называют психологической антропологией, и психологическая, для обозначения которой используют термин кросс-культурная (или сравнительно-культурная) психология. Решая одни и те же проблемы, этнологи и психологи подходят к ним с разными концептуальными схемами.

Различия в двух исследовательских подходах можно постичь, используя старую философскую оппозицию понимания и объяснения или современные понятия emic и etic. Эти не переводимые на русский язык термины образованы американским лингвистом К.Пайком по аналогии с фонетикой, изучающей звуки, имеющиеся во всех языках, и фонемикой, изучающей звуки, специфичные для одного языка. В дальнейшем во всех гуманитарных науках, в том числе и в этнопсихологии emic стали называть культурно-специфичный подход, стремящийся понять явления, а etic – универсалистский, объясняющий изучаемые явления подход.

Основными особенностями emic подхода в этнопсихологии являются: изучение психологических особенностей носителей одной культуры со стремлением их понять; использование специфичных для культуры единиц анализа и терминов; постепенное раскрытие изучаемого явления, а, следовательно, невозможность гипотез; необходимость перестройки образа мыслей и повседневных привычек, поскольку изучение любых процессов и явлений, будь то личность или способы социализации детей, осуществляется с точки зрения участника (изнутри группы); установка на возможность столкновения с новой для исследователя формой человеческого поведения.

Предметом психологической антропологии, опирающейся на emic подход, является изучение того, как индивид действует, мыслит, чувствует в данном культурном окружении. Это вовсе не означает, что культуры не сравниваются между собой, но сравнения делаются лишь после их досконального изучения, проведенного, как правило, в полевых условиях.

В настоящее время главные достижения этнопсихологии связаны именно с этим подходом. Но он имеет и серьезные ограничения, так как существует опасность, что собственная культура исследователя окажется для него стандартом для сравнения. Всегда остается вопрос: может ли он столь глубоко погрузиться в чужую, часто очень отличающуюся от его собственной, культуру, чтобы понять особенности психики ее носителей и дать их безошибочное или хотя бы адекватное описание?

Основными особенностями etic-подхода, который характерен для кросс-культурной психологии, можно считать: изучение психологической жизни индивидов двух или нескольких этносов со стремлением объяснить межкультурные различия и межкультурное сходство; использование единиц анализа, которые считаются свободными от влияния культуры; занятие исследователем позиции внешнего наблюдателя со стремлением дистанцироваться от изучаемых этносов; предварительное конструирование психологом структуры исследования и категорий для ее описания, выдвижение гипотез.

Предмет кросс-культурной психологии, опирающейся на etic-подход, – изучение сходства и различий психологических переменных в различных культурах и этнических общностях. Кросс-культурные исследования проводятся в рамках разных отраслей психологии: общая психология изучает особенности восприятия, памяти, мышления; индустриальная психология – проблемы организации труда и управления; возрастная психология – методы воспитания детей у разных народов. Особое место занимает социальная психология, так как сравнению подвергаются не только закономерности поведения людей, обусловленные их включенностью в этнические общности, но и психологические характеристики самих этих общностей.

Невозможно перечислить все моменты, влияющие на надежность результатов кросс-культурных исследований. Особенно опасно, если в работах этнопсихологов проявляются тенденции этноцентризма, когда стандарты своей культуры используются в качестве универсальных. Как отмечает канадский психолог Дж. Берри, достаточно часто этноцентризм в сравнительно-культурных исследованиях можно обнаружить при выборе предмета исследования без учета особенностей одной из изучаемых культур. Например, на Западе, как правило, изучается содержание общения, тогда как для восточных культур не менее важен контекст, в котором оно протекает.

Стремясь к развитию единой этнопсихологии, не следует забывать и о третьей ее ветви – психологии межэтнических отношений, находящейся на стыке социальной психологии и социологии. В наши дни в социальном контексте роста межэтнической напряженности и непрекращающихся межэтнических конфликтов как в мире в целом, так и в России именно эта ветвь этнопсихологии требует к себе самого пристального внимания. Не только специалисты-этнопсихологи, но и педагоги, социальные работники, представители других профессий должны способствовать оптимизации межэтнических отношений хотя бы на бытовом уровне. Но помощь психолога или педагога будет действенной, если он не только разбирается в механизмах межгрупповых отношений, но и опирается на знание психологических различий между представителями разных этносов и их связей с культурными, социальными, экономическими, экологическими переменными на уровне общества. Только выявив психологические особенности взаимодействующих этносов, которые могут мешать в налаживании отношений между ними, специалист-практик может выполнить свою конечную задачу – предложить психологические способы их урегулирования.

Читайте также: