Зарождение первых этических воззрений в древнейших обществах кратко

Обновлено: 05.07.2024

Работа участвовала в Конкурсе презентаций и методических разработок всероссийского уровня с международным участием "Открытые ладони-осень 2020" в номинации "Презентация к внеклассному мероприятию" . Работе присвоен Диплом первой степени (ОЛ-О-2020-078 от 31 октября 2020 года)

ВложениеРазмер
istoricheskie_etapy_stanovleniya_etiki.pptx 727.42 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Подготовила: Блохина Валентина Александровна Группа пса – 23а Исторические этапы становления этики

Античная этика Аристотель считал, что существуют две основные группы добродетелей: дианоэтические (мыслительные, связанные с деятельностью разума) – мудрость, рассудительность, сообразительность; этические (связанные с деятельностью воли) – мужество, уравновешенность, щедрость. Античная этика является по существу учением о добродетелях и добродетельной личности.

Античная этика Античная этика оптимистична, в ней утверждаются нравственная самоценность человека. Древние философы считали, что человек лучше любых правил, лучше своих собственных поступков. Однако при этом античная этика выдвигает такие требования к человеку, как подчинение индивидуального всеобщему, страстей – разуму, живых личностей – абстрактным нормам, а того, что есть, – тому, что должно быть.

Средневековая этика Средневековая этика развивалась исключительно в рамках христианской веры. В ней нашли отражение идеи греховности и искупления вины страданием и покаянием, верой и любовью к Богу. Этическая мысль Средневековья носила ограниченный характер, так как утверждала абсолютное бессилие человека. Человек не может спастись самостоятельно, спасти его может только Бог. Текст Священного Писания стал единственным источником для рассмотрения и решения всей проблематики нравственного учения: об источнике и природе морали; об критериях нравственности; о назначении и смысле жизни человека и его нравственном идеале; о добре и зле. Главной особенностью, отличающей средневековую этику от античной, стал ее религиозный характер.

Этика эпохи Возрождения Гуманизм ориентирован прежде всего на реабилитацию античной этики, возрождение некоторых ее идей, отвергающихся в Средневековье. Одной из таких идей был антропоцентризм, то есть то, что в центре мироздания располагается человек. Из этого следовало возвышение человека, наделение его познавательными и творческими способностями. Однако влияние церкви на сознание общества по–прежнему оставалось значительным. Центральным понятием этики эпохи Возрождения является гуманизм.

Этика Нового времени Главной чертой этики Нового времени была попытка свести ее к уровню бытия человека. На пути разрешения этих противоречий этика в Новое время приходит к пониманию социальной природы морали. В итоге в этическую мысль вошло мнение, будто мораль представляет собой воплощение в человеке природных законов. Однако это мнение не могло объяснить аморальности и безнравственного поведения человека. Для него было само собой разумеющимся, что каждый индивид жертвует собой ради других людей и ради общества в целом.

Мыслители Нового времени Мыслители Нового времени не могут принять средневековую точку зрения на человека как на ничтожное существо, но и не разделяют веры античности во всесилие нравственных возможностей личности. Они видят, что реальные люди и нравы очень далеки от идеала добродетели. Это наблюдение поставило перед мыслителями необходимость найти методы, позволяющие человеку преодолеть свой эгоизм. Быстрые темпы развития естествознания в этот период определили попытку мыслителей обосновать все действия и поступки человека с точки зрения природы.

Этика современной философии По Иммануилу Канту, этика – наука лишь о должном (идеальном), а не о том, что есть. Она должна искать свои основания не в природе или бытии человека, а в чистых идеалистических постулатах разума. Попытка Иммануила Канта выделить специфический предмет этики (область долженствования) привела к устранению из неё проблем происхождения и обусловленности морали. Иммануил Кант (22.04.1724–12.02.1804)


Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

Оглавление

  • 1 ПРЕДМЕТ, СПЕЦИФИКА И ЗАДАЧИ ЭТИКИ
  • 2 СТРУКТУРА И СПЕЦИФИКА ЭТИКИ
  • 3 МЕТОДЫ ЭТИЧЕСКОЙ НАУКИ
  • 4 ЭТИКА В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
  • 5 ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
  • 6 ЭТИКА АНТИЧНОСТИ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Этика. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

5 ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Зарождение этики началось в глубокой древности и было связано со становлением классового общества, разделением труда, отделением духовно-теоретической деятельности от материально-практической. Первые этические представления проявлялись еще на ранних стадиях развития общества и выражались в мифах, легендах, сказках и других продуктах коллективного творчества.

Появление первых этических учений Древнего Востока датируется I тысячелетием до н. э. Наиболее влиятельными среди них стали брахманизм и буддизм в Индии, а также конфуцианство в Китае.

Этическая мысль Древнего Востока отличалась значительным разнообразием, однако при этом в ней можно выделить общие характерные черты:

1) процесс накопления знания носил не интенсивный, а экстенсивный характер, т. е. знания накапливались, но не развивались;

2) школы и течения развивались параллельно, а не последовательно, что затрудняло процесс преемственности;

4) направленность не на внешнюю реальность и объективную действительность, а на самосовершенствование.

Эти особенности обусловливались особенностями социально-экономической и политической действительности стран Древнего Востока, для которых были характерны отсутствие частной собственности на землю, сильная зависимость от государства, формирование закрытого сословного общества с высоким уровнем социального неравенства.

Достижения этической мысли Древнего Востока можно разделить на религиозные и социальные. К первым относится создание таких добродетелей, как уважение и почитание богов, смирение, ненасилие, покорность. Среди общественно-нравственных ценностей, культивируемых этической мыслью Древнего Востока, необходимо отметить следующие: почитание предков и сохранение обычаев, уважение к старшим, гостеприимство, ненасилие, доброжелательное отношение ко всему живому, правдивость, благочестие, щедрость, воздержание от гнева и стремлений к удовольствиям.

Можно сказать, что этические учения Древнего Востока стали первым этапом развития мировой этической мысли и сформулировали основные проблемы (прежде всего социально-

Митра являются верховными правителями мира, блюстителями космического и нравственного порядка, дающими ненарушимые уставы. С вершины неба обозревают Варуна и Митра все мироздание и восходят на престол с восходом солнца, которое называется иногда их оком. В гимнах существует представление, что Митра владычествует над днем и солнцем, а Варуна — над ночью. Исследователи индоиранской мифологии указывают на соответствие индийских Адитьев иранским верховным божествам Амешаспентам (Амшаспандам). Варуна, близко напоминает иранского Ахурамазду, а Митра соответствует иранскому солнечному богу Мифр. В Ведах первоначальный солярный характер Митры со временем значительно утратил свою значимость сравнительно с Авестой. В Авесте отвлеченные имена амешаспентов, олицетворяющих нравственно-религиозные понятия, представляют до некоторой степени параллель ведийским именам. Так, Митра значит дружественный, друг, имя Арьяман также имеет значение друга. В глубокой древности на основе текстов Авесты сформировалось религиозно-этическое учение зороастризм, получившее распространение в период раннего средневековья в Иране, Афганистане, Азербайджане в Средней Азии, и ряде стран Ближнего и Среднего Востока. В Иране в настоящее время насчитывается около 3 млн. зороастрийцев.

2.4. Этика средневековья
Духовная жизнь средневековья характеризуется безусловным господством религии: на Западе - христианской, на Востоке -исламской. Этот фундаментальный факт оказал также существенное воздействие на этику. Формальное подчинение Иерусалима Риму и фактическое его торжество составляют сюжетную основу западноевропейской средневековой этики. Поначалу средневековые христианские философы обвинили языческую (греческую философию) виновницей гибельного падения нравов, но затем основные усилия их были направлены на то, чтобы обосновать возможность интеграции языческой этики в систему христианских ценностей. Преимущественной точкой опоры в решении данной задачи первоначально становится античная традиция. Христианство возникло как движение угнетенных: оно выступало сначала как религия рабов, бедняков и покоренных народов.

' Монтень М. Опыты. Ростов-на-Дону. 1998. С. 20.
2 Цит. по: Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987. С. 292.


априорно (доопытным путем), а являются частью природы и практики человека; 2) До Бруно этическая традиция включала моральное поведение в контекст целенаправленного космоса или предустановленной богом. 3) Всякое познание естественного закона, утверждал Бруно, есть нравственное дело. Джордано Бруно предвосхитил многие идеи зарождавшейся эпохи - Нового времени.

Этика – это область знания, предметом изучения которой является мораль, а также нравственные категории.

Древние воззрения

Данная наука возникла более двух с половиной тысяч лет назад. Первые этические системы были разработаны на Древнем Востоке, в Древней Индии, Древнем Китае.

Главным отличием древнеиндийского мировоззрения можно назвать его религиозно-мифологическую направленность. В Древней Индии VI в до н.э. было сформировано этическое учение - брахманизм, основополагающей идеей которого стало учение о Брахме как божественной первооснове сущего и человеческого бытия. При этом Брахма рассматривается как активное творческое начало, духовная ситуация, из которой возникает все и все в нее превращается.

Брахманизм наряду с религиозной добродетелью культивировал целый ряд нравственным норм, а именно:

  • доброжелательность и гостеприимство;
  • правдивость и благочестие;
  • щедрость и справедливость.

Античная этика

В античной этики можно выделить воззрения софистов, Платона, Сократа, эпикурейцев и стоиков.

Главным отличием античной цивилизации от цивилизаций Древнего Востока можно назвать значительное и более динамичное разложение общества, становление классов, появление частной собственности, формирование политических и демократических институтов управления. Инновационные формы общественной жизни вытеснили родоплеменные отношения, устаревшие традиции и обычаи. При этом возникла необходимость формирования новых ориентиров и идеалов, а также механизмов регулирования отношений между людьми.

В античном мировоззрении можно выделить:

  • преобладание эвдемонистических мотивов в нравственных исканиях античных мыслителей;
  • идея гармонии духовного и телесного начала. Важную роль в этом играют нравственные ценности;
  • высокую рациональность. Для соединения с высшим Благом античному человеку не нужно преодолевать материю или формировать совершенное общество;
  • преобладание научного знания. Эмпирические знания затрагивали природу, общество, человека.

Готовые работы на аналогичную тему

Первые попытки философского обобщения моральных процессов можно обнаружить в ранних литературных памятниках культуры Европы за авторством Гомера, Гесиода.

Следующим этапом в развитии этики можно назвать нравственную рефлексию первых греческих философов, а именно Анаксимандра, Эмпедокла, Парменида. Данные мыслители в своих учениях поднимались на инновационный уровень этической абстракции.

Абстракция – это процесс умственной деятельности человека, который дает возможность выделить и превратить в автономно существующий объект, который обладает оригинальными свойствами и состояниями.

Новый этап в развитии нравственного сознания Древней Греции представляется мудростью софистов. Учение софистов отражает сомнения в самом предмете этики, а именно нравственности. Они применили весьма богатый эмпирический материал и отметили существенное различие законов, обычаев и нравов внутри Греции и в других странах.

Средневековая этика

Этика средневековья носит название религиозной. Переход от античной эпохи к данному времени был ознаменован переворотом, суть которого заключалась в усилении роли религии в ходе формирования этического мировоззрения.

Средневековая этика имела следующие отличительные особенности:

  • нравственность связывалась не только с разумом, но и с верой, поэтому она длительное время приобретала иррациональный характер. Любой вариант отношений веры и разума отводил последнему второстепенную роль;
  • средневековые люди принудительно отказывались от нравственной автономии, они стали полагаться на божественную благодать;
  • стал господствовать средневековый аскетизм и риторическое отношение к жизни;
  • к светским институтам власти прибавился иногда находящийся к ним в оппозиции институт церкви.

Этика эпохи Возрождения

В дальнейшем наступила эпоха Возрождения и свойственный ей гуманизм. При этом основная опора происходила на модификации теорий Аристотеля, создавалась пантеистическая картина мира.

Пантеизм – это религиозно-философское учение, отождествляющее Бога с миром (вселенной, человеком) и рассматривающее природу как воплощение Божества. В пантеизме Бог находится не за пределами природы, а растворяется в ней.

Этика Нового времени и этика 19 - 20 веков

Наконец, этика 19 – 20 веков содержит тенденции, которые оппозиционны классической этике. Основой всех воззрений этого периода можно назвать материал избирательной критики и односторонней интерпретации немецкой философской классики и других философских ученых.

Таким образом, этика имеет богатую историю, насыщенную событиями и персоналиями, которые в свою очередь внесли неоспоримый вклад в становление представлений о жизнедеятельности человека и глобальном существовании социального пространства.

Намечая линии

Пространство моральных норм и этических учений столь обширно, что поначалу не обойтись без краткого и лапидарного, почти тезисного изложения. Любое сокращение есть упрощение, однако оно может быть полезным для первичного вхождения в тему. Ведь понимание – это расширение круга, внутри которого уже необходимо оказаться.


Мудрости царя Соломона

Существует множество самых разных классификаций этических систем. Например, привязка учений к вопросам онтологии с выделением идеалистически и материалистически ориентированных этик. Другим довольно популярным подходом является выведение этической специфики из особенностей общества и его морали: здесь будут выделены первобытная, античная, средневековая этики, а также системы Нового времени и современной философии.

Еще один, традиционный способ ранжировать этики – рассмотреть в качестве ключевого один из вопросов этики (автономия/гетерономия морали, консеквенционализм/нонконсеквенционализм, рациональная/иррациональная этика и т. д. и т. п.). Также авторы, сводящие этику к философии морали, часто в качестве главного вопроса выделяют проблему природы и происхождения моральных норм, что в итоге дает 3 или 4 больших группы теорий (религиозные, натуралистические и социальные + возникшие в XIX-XX вв. психоаналитические и психологические теории).

Однако если отдать некоторое преимущество исторической преемственности в развитии этической мысли, то в целом все множество самых разных учений и теорий европейской философии можно более-менее уместить на нескольких культурно-исторически обусловленных линиях.

Линия №1: от внешнего к внутреннему

(От неолита до XXI века)


Однако если традиционные общества предпочли остаться на уровне устойчивых и нерефлексируемых правил, то Западное общество пошло по пути сложного перехода от подчинения внешним нормам к их интроекции и индивидуальной ответственности за понимание существующих предписаний. На этой линии можно обозначить три поворотных точки.

Первая точка ознаменовала возникновение фиксированных (в устной традиции, а затем и в тексте) запретов и требований. Прежде всего, это Талион или правило равного воздаяния. Талион ограничил родовую месть, введя закон, объясняющий процедуру наказания.

Справедливое воздаяние со временем принимало разные формы, но всегда оставалось системой, позволяющей измерить ущерб и предложить схему его возмещения. В одних случаях это буквальное повторение произошедшего. Например, нанесение такой же раны преступнику, а порой и воспроизведение преступления (отплата измены правом сексуальной связи с женой обидчика, убийство члена семьи у нерадивого строителя, чья работа повлекла смерть и т. д.). В других случаях и культурах со временем появилась более отвлеченная система измерения ущерба, вводящая эквиваленты (прежде всего, возмещение деньгами и другими ценными предметами).


На сегодня сложно сказать, какой аспект этого правила был ключевым – опасение невзаимности или апелляция к вчувствованию, но в любой трактовке данное правило предполагало возникновение морального воображения, способности представить себя на месте другого. Золотое правило – это модель зеркала, которая частично переносит оценку поступка (как планируемого, так и содеянного) внутрь, в пространство индивидуальных чувств и ожиданий.

Золотое правило по-настоящему открыло в человеке морального субъекта, самостоятельно (усилиями ума и воображения) оценивающего ситуацию и принимающего решения. В то же время оно искусственно закрывает вопрос о природе блага (словно оно самоочевидно для всех) и избавляет от необходимости быть чутким к другому – к его групповым и индивидуальным особенностям.


По сути, его этика – это теория о том, как правильно желать и избежать чувства вины. Остается лишь маленькая проблема: формальный принцип не предписывает сути деяний, и поэтому способ действия для каждой ситуации нужно изобрести с нуля, на свой страх и риск (Кант всерьез отмечает, что до конца в полной моральности своих поступков мы никогда не сможем быть уверены).

Категорический императив Канта целиком и полностью переносит ответственность за понимание долга и его исполнение на субъекта (разум). Именно так достигается полная независимость морали от мира. Однако зиждется она на вере в абсолютные полномочия разума в диктовании своих принципов воле, совершающей деяния.

С появлением представлений о бессознательном (т.е. о том, что разум или сознание – отнюдь не хозяин в душе) эта система оказывается под вопросом, который тоже можно сформулировать в виде парадокса – на этот раз парадокса садиста. Суть его в том, что категорический императив не дает нам средств для безупречного разделения разумных велений долга и скрытых велений чувства/желания.

А потому, как замечает Жижек, легко представить себе садиста, который не только не знает о своем патологическом желании приносить другим моральные страдания, но и оправдывает свои деяния профессиональным или иным долгом (в духе жесткого преподавателя, уверенного в необходимости строгости как сути самой работы).

В дальнейшем на этой линии будет происходить ощутимое замешательство: одни будут пытаться вновь обосновать претензии разума на самоконтроль, другие – искать исток морали в признании границ разума. После Канта происходит несколько попыток ослабить ригоризм этики, иногда с сохранением достижений его деонтологии, иногда без. Но в целом до сих пор базовым представлением о нравственности у западного человека, несмотря на критику, остается идея о внутренней моральной саморегуляции поведения.

Исследования нейрофизиологии и этологии, пси-теории и концепции постмодерна, а также многие другие часто строятся на критике этого представления, но пока не в силах утвердить новую логику. Таким образом, в наши дни доминирует представление о моральной свободе и ответственности субъекта с некоторой долей оговорок и поправок (на бессознательное и интерсубъективное).

Линия №2: от морализаторства к этическому знанию

(От античности и древнего востока до XXI века)

Люди всегда стремились к регуляции внутри социальных групп, однако отнюдь не сразу к этим регуляторам прилагалась теория. Понимание разницы между обучающим/работающим знанием и знанием описывающим/объясняющим, не свойственно многим ранним и даже классическим теориям. Даже в системе Канта не всегда легко разделить морализаторство и теорию морали. То же самое касается и других элементов этического знания: профессиональная этика и разные формы прикладного знания в этике появляются не сразу, а к своему осмыслению приходят и того позже.


Однако эта схема неточна, т. к. уже гегелевская формула движения знания подчеркивала диалектичность данного процесса: мысль стремится не к абстрактному, а к конкретному в мышлении. И если мы всерьез рассмотрим современный период этики, то увидим, как стремление к универсальным максимам постепенно сменятся запросом на индивидуальное нормотворчество и прикладное использование этико-философских систем.

Развитие этического знания находилось в серьезной зависимости от эпохи, общества и доминировавшей в нем морали, поскольку такое знание (как и любое) подчиняется определенным эпистемическим закономерностям.

Второй этап хорошо заметен в период появления полисной и государственной морали – это этап философской теории, которая, впрочем, еще не отделена от морализаторства и идеологии. Так античные философы довольно часто прямо переносили свои мировоззренческие ориентиры в область метафизики, выводя должное из привычного (но представляя все с точностью до наоборот).

Пример античной этической мысли очень хорошо показывает потребность общества того времени в формировании общего интереса (скрепляющего роды и фратрии в социум). Обоснование понятий блага и добродетели по большому счету и призвано создать гражданина, который будет действовать на общее благо. Например, поэтому выше прочих добродетелей жители полиса почти всегда ставили храбрость (защита города) и справедливость (честное распределение, снижающее конфликты).


Справедливость и мир

Третий этап этического знания – это первый шаг в его дифференциации. В Средние века мы можем видеть не одну, а целых две (часто несходных) тенденции. С одной стороны, философская теория о морали приобретает явное стремление к универсализму и вердиктным решениям, но с другой стороны, появляется этикет – как сугубо практическая и конкретная регламентация поведения (строго в соответствии со статусом).

По сути, когда говорят о доминирующем влиянии христианства в культуре Средних веков, то почти целиком игнорируется историческая реальность – реальность цеховой и сословной морали, не знающей человека как субъекта без социальной принадлежности.

Именно на этой основе четвертый этап произведет окончательное размежевание между профессиональной моралью (и ее теоретическим двойником – проф. этикой) и свободным выбором индивида (что в Новое время будет зафиксировано этикой принципа).

Линия №3: от вопроса о благе к вопросу о долге и обратно

(От софистов и Сократа к Канту и ХХ веку)


На мой взгляд, эта теоретическая рамка подходит классическим теориям, но неудобна для целого ряда других. Поэтому в качестве базового элемента любой этической системы я буду считать поступок и необходимость его как-то оценить. Исходя их этой теоретической рамки, легко увидеть два вектора размышления на тему моральных поступков: первый – это оценка поступка по последствиям (в самом широком смысле), второй – оценка через призму мотивов (и всего что предшествует поступку или опосредует его).

Первый класс – это этики блага, обосновывающее связь последствий с данной категорией. К этикам блага относятся любые системы, прямо определяющие благо как что-то реальное: например, гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, разумный эгоизм, этический рационализм Сократа и др. При желании из них можно выделить подкласс этик качества, которые квалифицируют поступок скорее по степени воплощения определенного морального качества в нем.

Однако и логика воплощения, и апелляция к связи блага и последствий здесь та же, что и у этик блага. К таковым относятся этика добродетели, этика заботы, этика любви и др. В целом этики блага и этики качества можно объединить под лейблом этики идеала, поскольку каждая такая система явно или имплицитно выстраивает идеальное соотношение между поступком, последствием и неким высшим благом.

Второй класс этических систем – этики долга, которые в противопоставлении этикам идеала можно назвать этиками (внутреннего) принципа. К таковым относятся прежде всего этика Канта и другие варианты деонтологий (локкеанская, интуитивистская и др.).


Рождение Афины из головы Зевса

Этика долга представляется подходом, намного выше ставящим формальное определение моральных поступков, чем их содержание. Также с подачи Броуда этики долга понимаются как системы аргументации, отрицающие возможность квалификации поступка через какие-либо последствия.

Можно отметить, что обращение к вопросу как блага, так и долга время от времени предпринимается на новых основаниях в современной этике. Это в свою очередь порождает как обратное движение от безусловности и ригоризма деонтологий к учету контекстов и сфер приложения. В иных случаях возникают гибриды или учения, расширяющие систему оценки поступка: к таким можно отнести, например, теорию моральной удачи Нагеля или современную аретологию Энском.

С другой стороны, отвлеченные теории в этике интересны разве что любителям абстрактного умствования с серьезной долей эскапизма. Именно поэтому исторически этика всегда была попыткой как-то объединить нормативную этику и теоретическую.

Читайте также: