Зарождение наблюдательной астрономии в индии кратко и понятно

Обновлено: 02.07.2024

История астрономии отличается от истории других естественных наук прежде всего
своей особой древностью. В далеком прошлом, когда из практических навыков,
накопленных в повседневной жизни и деятельности, еще не сформировалось
никаких систематических знаний по физике и химии, астрономия уже была
высокоразвитой наукой.
На протяжении всех этих столетий учение о звездах было существенной частью
философско-религиозного мировоззрения, являвшегося отражением
общественной жизни. История астрономии явилась развитием того представления,
которое человечество составило себе о мире.

Астрономия в Древней Греции
Астрономические знания, накопленные в Египте и Вавилоне заимствовали
древние греки. В VI в. до н. э. греческий философ Гераклит высказал
мысль, что Вселенная всегда была, есть и будет, что в ней нет ничего
неизменного – все движется, изменяется, развивается. В конце VI в. до н. э.
Пифагор впервые высказал предположение, что Земля имеет форму
шара. Позднее, в IV в. до н. э. Аристотель при помощи остроумных
соображений доказал шарообразность Земли. Живший в III в. до н. э.
Аристарх Самосский полагал, что Земля обращается вокруг Солнца.
Расстояние от Земли до Солнца он определил в 600 диаметров Земли (в 20
раз меньше действительного). Однако это расстояние Аристарх считал
ничтожным по сравнению с расстоянием от Земли до звезд. В конце IV в. до
н. э. после походов и завоеваний Александра Македонского греческая
культура проникла во все страны Ближнего Востока. Возникший в Египте
город Александрия стал крупнейшим культурным центром. Во II в. до н. э.
великий александрийский астроном Гиппарх, используя уже накопленные
наблюдения, составил каталог более, чем 1000 звезд с довольно точным
определением их положения на небе. Во II в. до н. э. александрийский
астроном Птолемей выдвинул свою систему мира, позднее названной
геоцентрической: неподвижная Земля в ней была расположена в центре
Вселенной.

Астрономия в Древнем Вавилоне
Вавилонская культура – одна из древнейших культур на земном шаре – восходит своими корнями к IV
тысячелетию до н. э. Древнейшими очагами этой культуры были города Шумера и Аккада, а также Элама,
издавна связанного с Двуречьем. Вавилонская культура оказала большое влияние на развитие древних народов
Передней Азии и античного мира. Одним из наиболее значительных достижений шумерийского народа было
изобретение письменности, появившейся в середине IV тысячелетия до н.э. Именно письменность позволила
установить связь не только между современниками, но даже между людьми различных поколений, а также
передать потомству важнейшие достижения культуры. О значительном развитии астрономии говорят данные,
фиксирующие моменты восхода, захода и кульминации различных звезд, а также умение вычислять промежутки
времени, их разделяющие. В VIII–VI вв. вавилонские жрецы и астрономы накопили большое количество знаний,
имели представление о процессии (предварения равноденствий) и даже предсказывали затмения. Некоторые
наблюдения и знания в области астрономии позволили построить особый календарь, отчасти основанный на
лунных фазах. Основными календарными единицами счета времени были сутки, лунный месяц и год. Сутки
делились на три стража ночи и три стража дня. Одновременно с этим сутки делились на 12 часов, а час – на 30
минут, что соответствует шестеричной системе счисления, лежавшей в основе вавилонской математики,
астрономии и календаря. Очевидно, и в календаре отразилось стремление разделить сутки, год и круг на 12
больших и 360 малых частей.

Древняя астрономия положила начало развития всей науки о космосе. Вспомнить, что подарила нам астрономия древней Греции. Это множество открытий, великие умы, образование самого направления изучения вселенной.

Можно сказать, что древнегреческая астрономия это начальная астрономия. Другими словами, азы науки. Хотя и древние, и не всегда верные. Но важные и необходимые для становления современного представления о Вселенной.

Астрономия

Астрономия

Египет

В древнем Египте астрономия тесно переплеталась с астрологией.
Египетская древняя астрономия связывалась с аграрным хозяйством и сельскохозяйственной деятельностью.

Помимо того, зарождение наблюдательной астрономии в деревне Египте связано с изучением влияния неба на погоду и здоровье людей.

Египет

Египет

Индия

Научные знания древних индийцев в математике, астрономии и медицине во многом связаны с религиозными верованиями. Но к удивлению, их знания оказались более точными и верными.

Именно в древней Индии возникла идея о том, что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Более того, здесь верили в геоцентрическую модель Вселенной. Математика была тоже более развитой, в отличие от например Греции.

Индия из Космоса

Индия из Космоса

Астрономия древнего Рима развивалась медленно. Так как в то время престижным считались такие занятия как например, литература. Теоретические науки были не в приоритете и увлечение ими было неблагодарным ремеслом.

Рим

Рим

Вавилон

В древнем Вавилоне астрономией занимались жрецы. Они установили календарный цикл, отличали планеты от звёзд. Их знания позволяли предсказывать многие процессы и явления. Кроме того, на основе наблюдений производили расчёт времени. Вероятно, что календарь и система вавилонских астрономов составили основу для современного исчисления времени.

Древний вавилон

Древний вавилон

Китай

Китайская астрономия — это вообще обособленная от других народностей наука.
В древнем Китае все знания добывались и собирались самостоятельно, что не помешало развитию астрономии. Возможно, даже наоборот. Ведь именно китайцы выдвинули теорию затмений. А в найденных документах описываются характеристики звёзд и созвездии. Эти данные появились у китайских учёных раньше, чем у европейских.

Солнечные часы древнего Китая

Солнечные часы древнего Китая

Древняя астрономия Майя

К слову сказать, майя это очень древний народ. Но несмотря на это астрономия занимала важное место у них. Наблюдение за небом проводили жрецы. Для этого строили специальные обсерватории. Их называли караколи.

Более того, жрецы были в авторитете у населения майя. Их могущество не поддавалось сомнению.
Древние майя открыли существование шести планет. Разумеется, в те времена необходимость изучения космоса была связана с сельскохозяйственными работами. Майя вели учёт времени, создав свой календарь. Именно по нему определяли, когда и что делать. Месяца назывались по этому принципу: сбор, олень, облачный и др.
Всего по их календарю в году было 365/366 дней. А например, месяц состоял только из 20, а неделя из 13 дней.

Хааб Майя

Хааб Майя

Древняя астрономия в России

Если точнее, то на Руси, астрономия в значительной мере была связана с византийскими представлениями о мире. Так верили, что мир имеет форму прямоугольника. Небесная сфера была его крышей, а вокруг простирался океан. В то время движение на небе создавали ангелы.
Как видно, религия также присутствовала в представлениях древней Руси.

Древняя астрономия

Древняя астрономия

Главной идеей было то, что центр мироздания это Земля.
Помимо этого, активно развивалась астрология. Существовало мнение, что небесные объекты влияют на жизнь и судьбу людей.

Позднее начала развиваться исследовательская деятельность космоса на Руси. Во время царствования Петра I астрономические взгляды активно развивались. В большей степени, на это повлияло учение Коперника, которое повсеместно распространилось. Кстати, именно Пётр I основал первую русскую Академию наук и обсерваторию.
Вероятно, именно тогда началось развитие более современных взглядов на вселенную.

Астрономия средневековья

На самом деле, она включала в себя знания древней Греции и Индии. Интересно, что средневековую астрономию также называли арабской. Это обусловлено тем, что большинство работ было написано на арабском языке.
Хотя к ней относятся представления не только арабов, но и народов Среднего и Ближнего Востока, Андалусии и Северной Африки. Как видно, средневековая астрономия охватила значительную часть территории.
Как было отмечено, астрономия была тесно связана с религией. Считалось, что изучение и описание вселенной прославляет Создателя.

Учёный средневековья

Учёный средневековья

Древняя астрономия была связана с религией, поэтому ей занимались жрецы и священники.
Очевидно, что в древние времена практически все народы вели расчёт времени. Вдобавок они создавали свои уникальные календари.

В конце концов, мы привыкли считать, что астрономия развивалась благодаря наблюдениям. Бесспорно, они играют большую роль в этом. Но не стоит забывать, что значительную часть знаний мы подчеркнули из сохранившихся и найденных документов. Древние народы передали нам богатое наследие.

Разумеется, современная наука имеет более аргументированные и доказанные теории. Но древние знания являются во многом точными. Факты, известные нам сейчас, во многом сложились благодаря изучению вселенной древними народами.
История развития астрономии это путь мировоззрения человечества на окружающий мир.

Введение

История астрономии отличается от истории других естественных наук, прежде всего своей особой древностью. В далеком прошлом, когда из практических навыков, накопленных в повседневной жизни и деятельности, еще не сформировалось никаких систематических знаний по физике и химии, астрономия уже была высокоразвитой наукой.

Эта древность и определяет то особое место, которое астрономия занимает в истории человеческой культуры. Другие области естествознания развились в науки только за последние столетия, и этот процесс протекал главным образом в стенах университетов и лабораторий, куда лишь изредка проникал шум бурь политической и общественной жизни. В противоположность этому астрономия уже в древности выступала как наука, как система теоретических знаний, которая значительно превосходила практические потребности людей и стала важным фактором в их идейной борьбе.

История астрономии совпадает с процессом развития человечества, начиная с самого возникновения цивилизации, и относится главным образом к тому времени, когда общество и личность, труд и обряд, наука и религия в основном еще составляли единое неразделимое целое.

На протяжении всех этих столетий учение о звездах было существенной частью философско-религиозного мировоззрения, являвшегося отражением общественной жизни.

Для всех астрономия была не ограниченной отраслью науки, а учением о мире, тесно связанным с их мыслями и чувствами, со всем их мировоззрением в целом. Работу этих ученых вдохновляли не сложившиеся по традиции задачи профессиональной гильдии, а глубочайшие проблемы человечества и всего мира.

История астрономии явилась развитием того представления, которое человечество составило себе о мире.

Астрономия в Древнем Египте.

Постоянные наблюдения над небесными светилами дали возможность установить своеобразную карту звездного неба. Такие звездные карты сохранились на потолках храмов и гробниц. В гробнице архитектора и вельможи времени XVIII династии Сенмута изображена интересная астрономическая карта. В центральной ее части можно различить созвездия Большой и Малой Медведицы и известной египтянам Полярной Звезды. В южной части неба изображены Орион и Сириус (Сотис) в виде символических фигур, как обычно изображали созвездия и звезды египетские художники.

Замечательные звездные карты и таблицы расположения звезд сохранились и на потолках царских гробниц XIX и XX династий. При помощи таких таблиц расположения звезд, пользуясь пассажным, визирным инструментом, два египетских наблюдателя, сидящие в направлении меридиана, определяли время ночью. Днем для определения времени пользовались солнечными и водяными часами (позднейшая клепсидра). Древними картами расположения звезд пользовались и позднее, в греко-римскую эпоху; такие карты сохранились в храмах этого времени в Эдфу и Дендера.

К периоду Нового царства относится изложение догадки о том, что соответствующие созвездия находятся на небе и днем; они невидимы только потому, что тогда на небе находится Солнце.

Астрономия в Древнем Китае.

Вместе с тем в Китае, да, очевидно, не только в Китае, а почти у всех народов на известной стадии развития, с незапамятных времен находился в употреблении календарь, связанный со счетом дней по фазам Луны. Древнекитайские астрономы установили, что период от новолуния до следующего новолуния (синодический месяц) равняется примерно двадцати девяти с половиной дням.

Астрономия в Древней Индии

Наиболее ранние сведения о естественнонаучных знаниях индийцев относятся к эпохе Индской цивилизации, датирующейся III тысячелетием до н.э. До нас дошли краткие записи, сделанные на печатях и амулетах и значительно реже на орудиях и оружии. Как правило, крупные города Индии располагались или на берегу океана, или вдоль побережья больших судоходных рек. Для ориентации при передвижении судов в океане требовалось изучать небесные тела и созвездия. Другим побудительным мотивом развития астрономии была потребность измерять интервалы времени.

Вследствие общности черт древнеиндийской цивилизации с древнейшими культурами Вавилона и Египта и наличия между ними контактов, хотя и не регулярных, можно полагать, что ряд астрономических явлений, известных в Вавилоне и Египте, был также известен в Индии.

Сведения по астрономии можно найти в имеющей религиозно-философское направление ведической литературе, относящейся ко II–I тысячелетию до н.э. Там содержатся, в частности, сведения о солнечных затмениях, интеркаляциях с помощью тринадцатого месяца, список накшатр – лунных стоянок; наконец, космогонические гимны, посвященные богине Земли, прославление Солнца, олицетворение времени как начальной мощи, также имеют определенное отношение к астрономии.

В ведической литературе встречается упоминание о месяце – одной из ранних естественных единиц времени, промежутке между последовательными полнолуниями или новолуниями. Месяц делился на две части, две естественные половины: светлая половина – шукла – от полнолуния до новолуния, и темная половина – кришна – от полнолуния до новолуния. Первоначально лунный синодический месяц определялся в 30 дней, затем он был более точно вычислен в 29,5 дней. Звездный месяц был больше 27, но меньше 28 дней, что нашло свое дальнейшее выражение в системе накшатр – 27 или 28 лунных стоянок.

Звезды уже давно использовались для ориентировки в пространстве и во времени. Тщательные наблюдения показали, что расположение звезд в один и тот же час ночи со временем года постепенно изменяется. Постепенно, то же самое расположение звезд наступает раньше; самые западные звезды исчезают в вечерних сумраках, а на рассвете, на восточном горизонте появляются новые звезды, восходя все раньше с каждым последующим месяцем. Это утреннее появление и вечернее исчезновение, определяемое годичным движением Солнца по эклиптике, повторяется каждый год в одну и ту же дату. Поэтому было очень удобно использовать звездные явления для фиксирования дат солнечного года.

В ведической литературе приводится следующее деление дня: 1 сутки состоят из 30 мухурта, мухурта в свою очередь делится на кшипру, этархи, идани; каждая единица меньше предыдущей в 15 раз.

Таким образом, 1 мухурта = 48 минутам, 1 кшипра = 3,2 минуты; 1 этархи = 12,8 секунды, 1 идани = 0,85 секунды.

Продолжительность года чаще всего составляла 360 дней, которые делили на 12 месяцев. Поскольку это на несколько дней меньше истинного года, к одному или нескольким месяцам прибавляли 5-6 дней или через несколько лет добавляли тринадцатый.

Астрономия в Древнем Вавилоне

Вавилонская культура – одна из древнейших культур на земном шаре – восходит своими корнями к IV тысячелетию до н. э. Древнейшими очагами этой культуры были города Шумера и Аккада, а также Элама, издавна связанного с Двуречьем. Вавилонская культура оказала большое влияние на развитие древних народов Передней Азии и античного мира. Одним из наиболее значительных достижений шумерийского народа было изобретение письменности, появившейся в середине IV тысячелетия до н.э. Именно письменность позволила установить связь не только между современниками, но даже между людьми различных поколений, а также передать потомству важнейшие достижения культуры.

Развитие хозяйственной жизни, главным образом земледелия, приводило к необходимости установления календарных систем, которые возникли уже в шумерийскую эпоху. Для создания календаря надо было иметь некоторые знания в области астрономии. Древнейшие обсерватории устраивались обычно на верхней площадке храмовых башен (зиккуратов), развалины которых были найдены в Уре, Уруке и Ниппуре. Вавилонские жрецы умели отличать звезды от планет, которым были даны особые названия. Сохранились перечни звезд, которые были распределены по отдельным созвездиям. Была установлена эклиптика (годичный путь Солнца по небесной сфере), которую разделили на 12 частей и соответственно на 12 зодиакальных созвездий, многие названия которых (Близнецы, Рак, Скорпион, Лев, Весы и т. д.) сохранились до наших дней. В различных документах регистрировали наблюдения над планетами, звездами, кометами, метеорами, солнечными и лунными затмениями.

О значительном развитии астрономии говорят данные, фиксирующие моменты восхода, захода и кульминации различных звезд, а также умение вычислять промежутки времени, их разделяющие.

В VIII–VI вв. вавилонские жрецы и астрономы накопили большое количество знаний, имели представление о процессии (предварения равноденствий) и даже предсказывали затмения.

Некоторые наблюдения и знания в области астрономии позволили построить особый календарь, отчасти основанный на лунных фазах. Основными календарными единицами счета времени были сутки, лунный месяц и год. Сутки делились на три стража ночи и три стража дня. Одновременно с этим сутки делились на 12 часов, а час – на 30 минут, что соответствует шестеричной системе счисления, лежавшей в основе вавилонской математики, астрономии и календаря. Очевидно, и в календаре отразилось стремление разделить сутки, год и круг на 12 больших и 360 малых частей.

Начало каждого лунного месяца и его продолжительность определялись каждый раз специальными астрономическими наблюдениями, так как начало каждого месяца должно было совпадать с новолунием. Различие между календарным и тропическим годом исправлялось при помощи вставочного месяца, что устанавливалось распоряжением государственной власти.

Астрономия в Древней Греции

Астрономические знания, накопленные в Египте и Вавилоне заимствовали древние греки. В VI в. до н. э. греческий философ Гераклит высказал мысль, что Вселенная всегда была, есть и будет, что в ней нет ничего неизменного – все движется, изменяется, развивается. В конце VI в. до н. э. Пифагор впервые высказал предположение, что Земля имеет форму шара. Позднее, в IV в. до н. э. Аристотель при помощи остроумных соображений доказал шарообразность Земли. Он утверждал, что лунные затмения происходят, когда Луна попадает в тень, отбрасываемую Землей. На диске Луны мы видим край земной тени всегда круглым. И сама Луна имеет выпуклую, скорее всего, шарообразную форму.

В то же время Аристотель считал Землю центром Вселенной, вокруг которой обращаются все небесные тела. Вселенная, по мнению Аристотеля, имеет конечные размеры – ее как бы замыкает сфера звезд. Своим авторитетом, который и в древности, и в средние века считался непререкаемым, Аристотель закрепил на много веков ложное мнение, что Земля – неподвижный центр Вселенной. И все-таки, не все ученые поддерживали точку зрения Аристотеля по этому вопросу.

Живший в III в. до н. э. Аристарх Самосский полагал, что Земля обращается вокруг Солнца. Расстояние от Земли до Солнца он определил в 600 диаметров Земли (в 20 раз меньше действительного). Однако это расстояние Аристарх считал ничтожным по сравнению с расстоянием от Земли до звезд.

Эти гениальные мысли Аристарха, через много веков подтвержденные открытием Коперника, не были поняты современниками. Аристарха обвинили в безбожии и осудили на изгнание, а его правильные догадки были забыты.

В конце IV в. до н. э. после походов и завоеваний Александра Македонского греческая культура проникла во все страны Ближнего Востока. Возникший в Египте город Александрия стал крупнейшим культурным центром.

В Александрийской академии, объединившей ученых того времени, в течение нескольких веков велись астрономические наблюдения уже при помощи угломерных инструментов. В III в. до н. э. александрийский ученый Эратосфен впервые определил размеры земного шара. Это ему удалось сделать при помощи прибора, называемого скафисом. Скафис представляет собой чашу в форме полушария. В центре ее отвесно укреплялась игла. Тень от иглы падала на внутреннюю поверхность скафиса. Для измерения отклонения Солнца от зенита (в градусах) на внутренней поверхности скафиса проводились окружности, помеченные числами. Если, например, тень доходила до окружности, помеченной числом 40, Солнце стояло на 40° ниже зенита. Построив чертеж, Эратосфен правильно заключил, что Александрия отстоит от Сиены на 1/50 окружности Земли. Чтобы узнать окружность Земли, оставалось измерить расстояние от Александрии до Сиены и умножить его на 50. Это расстояние было определено по числу дней, которые тратили караваны верблюдов на переход между городами.

Размеры земли, определенные Эратосфеном (средний радиус Земли у него получился равным 6290 км – в переводе на современные единицы измерения) близки к тем, которые определены точными приборами в наше время.

Во II в. до н. э. великий александрийский астроном Гиппарх, используя уже накопленные наблюдения, составил каталог более, чем 1000 звезд с довольно точным определением их положения на небе. Гиппарх разделил звезды на группы и к каждой из них отнес звезды примерно одинакового блеска. Звезды с наибольшим блеском он назвал звездами первой величины, звезды с несколько меньшим блеском – звездами второй величины и т.д. Гиппарх правильно определил размеры Луны и ее расстояние от Земли. Он вывел продолжительность года с очень малой ошибкой – только на 6 минут. Позднее, в I в. до н. э., александрийские астрономы участвовали в реформе календаря, предпринятой Юлием Цезарем. Этой реформой был введен календарь, действовавший в Западной Европе до XVI – XVII вв., а в нашей стране – до 1917 года.

Во II в. до н. э. александрийский астроном Птолемей выдвинул свою систему мира, позднее названной геоцентрической: неподвижная Земля в ней была расположена в центре Вселенной. Вокруг Земли, по Птолемею, движутся (в порядке удаленности от Земли) Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн, звезды. Но если движение Луны, Солнца, звезд правильное, круговое, то движение планет гораздо сложнее. Каждая из планет, по мнению Птолемея, движется не вокруг Земли, а вокруг некоторой точки. Точка эта, в свою очередь, движется по кругу, в центре которого находится Земля. Круг, описываемый планетой вокруг точки, Птолемей назвал эпициклом, а круг, по которому движется точка относительно Земли – деферентом.

Система мира Аристотеля-Птолемея казалась правдоподобной. Она давала возможность заранее вычислять движение планет на будущее время – это было необходимо для ориентировки в пути во время путешествий и для календаря. Геоцентрическую систему признавали почти полторы тысячи лет!

Астрономия в Древнем Риме.

Знания астрономии древних римлян развивались в точности с эллинской наукой. После поглощения греческой цивилизации римской, происходит дальнейшее развитие всех наук, в том числе и астрономии, под патронатом римской империи.

Развитие феодализма и распространение религии христианства в Средние века привели к утрачиванию интереса к естественным наукам, развитие астрономии в странах Европы было приостановлено на несколько столетий. В связи с социальными и политическими потрясениями античного мира и раннего средневековья учения астрономии не находят своего слушателя в странах Средиземноморья.

Заключение

Астрономические явления вошли в быт древнего человека как часть окружающей его среды, тесно связанной со всей его деятельностью. Наука началась не с абстрактного стремления к истине и знанию; она возникла как часть жизни, вызванная зарождением социальных потребностей.

Кочевникам, рыбакам, торговцам-путешественникам необходимо было ориентироваться в пространстве. Для этой цели они использовали небесные тела: днем – Солнце, ночью – звезды. Таким образом, пробудился их интерес к звездам.

Вторым побудительным мотивом, приведшим к тщательному наблюдению небесных явлений, была потребность измерять интервалы времени. Старейшим практическим применением астрономии, помимо навигации, был счет времени, из которого позднее развилась наука. Периоды Солнца и Луны (т.е. год и месяц) являются естественными единицами счета времени.

Кочевые народы регулируют свой календарь целиком по синодическому периоду 29 1/2 дней, через который фазы Луны повторяются. Луна стала одним из наиболее важных объектов естественного окружения человека. Это послужило основой для установления культа Луны, поклонению ей как живому существу, которое своим возрастанием и убыванием регулировало время.

Лунный период является самой древней календарной единицей. Но даже при чисто лунном счете такой важный период природы, как год, проявляется уже в самом факте существования двенадцати месяцев и двенадцати последовательных названий месяцев, указывающих на их сезонный характер: месяц дождей, месяц молодых животных, месяц сева или жатвы. Постепенно развивается тенденция к более близкому согласованию лунного и солнечного счета.

Земледельческие народы, по характеру своей работы тесно связаны с солнечным годом. Сама природа как бы навязывает его народам, живущим в высоких широтах.

Большинство земледельческих народов используют в своих календарях, как месяц, так и год. Здесь, однако, возникают затруднения, потому что даты полнолуния и новолуния смещаются в солнечном году относительно календарных дат, так что фазы Луны не могут указать определенной сезонной даты. Лучшее решение в этом случае дают звезды, движение которых уже было известно, поскольку их использовали для ориентировки в пространстве и во времени.

Необходимость разделять и регулировать время разными путями приводили различные первобытные народы к наблюдению небесных тел и, следовательно, к началу астрономического знания. Из этих истоков на заре цивилизации и возникла наука, прежде всего среди народов наиболее древней культуры – на Востоке.

Список использованной литературы:

1. Арманд Д. Л. Как впервые измерили окружность Земли. Детская энциклопедия. В 12 т. Т 1. Земля. – М.: Просвещение, 1966.

2. Бакулин П. И., Кононович Э. В., Мороз В. И. Курс общей астрономии. – М.: Наука, 1977.

Развитию астрономии в Индии посвящена немногочисленная литература. В общих трудах по истории астрономии, например [1, 6], главы по истории индийской астрономии вообще отсутствуют.

Астрономия Древней Индии

Ранние сведения о естественнонаучных знаниях

Наиболее ранние сведения о естественнонаучных знаниях индийцев относятся к эпохе Индской цивилизации, датирующейся ІІІ тысячелетием до н.э. [4]. До нас дошли краткие надписи, сделанные на печатях и амулетах и значительно реже на орудиях и оружии.

Как правило, крупные города Индии располагались или на берегу океана, или вдоль побережья больших судоходных, рек. Так, один из крупнейших городов древней Индии Мохенджо-Даро был расположен возле судоходной реки Инд. Поэтому для торговли существенную роль играли водные пути, что в свою очередь способствовало развитию судостроения. Во время археологических раскопок в Мохенджо-Даро был найден ряд предметов, подтверждающих это.

До нас дошли многочисленные печати-амулеты, на одном из которых изображено судно без мачты с острыми, загибающимися кверху носом и кормой. Другое судно изображено на глиняном черепке. У этого судна, как и у первого, высокий нос, корма, но вместо палубной каюты посредине возвышается мачта. Видимо, второе судно предназначалось для плавания не только по рекам, но и по морю. Для ориентации и потребовалось изучать небесные тела и созвездия. Другим побудительным мотивом была потребность измерять интервалы времени.

Вследствие общности черт древнеиндийской цивилизации с древнейшими культурами Вавилона и Египта и наличия между ними контактов, хотя и не регулярных, можно полагать, что ряд астрономических явлений, известных в Вавилоне и Египте, был также известен в Индии. Видимо, наши сведения о науке древнейших индийцев значительно расширятся в результате расшифровки имеющихся надписей.

Астрономические сведения из ведической литературы

Следующие сведения по астрономии можно найти в имеющей религиозно-философское направление ведической литературе, относящейся ко ІІ—I тысячелетию до н. э. [3]. Хотя эти сочинения не посвящены специально точным наукам, в них можно найти много свидетельств, касающихся астрономии. Там содержатся, в частности, сведения о солнечных затмениях, интеркаляциях с помощью тринадцатого месяца, список накшатр — лунных стоянок; наконец, космогонические гимны, посвященные богине Земли, прославление Солнца, олицетворение времени как изначальной мощи, также имеют определенное отношение к астрономии.

В ведической литературе встречается упоминание о месяце — одной из ранних естественных единиц времени, промежутке между последовательными полнолуниями или новолуниями. Месяц делился на две части, две естественные половины: светлая половина — шукла — от новолуния до полнолуния и темная половина — кришна — от полнолуния до новолуния. Первоначально лунный синодический месяц определялся в 30 дней, затем он был более точно вычислен в 29,5 дней. Звездный месяц был больше 27, но меньше 28 дней, что нашло свое дальнейшее выражение в системе накшатр — 27 или 28 лунных стоянок.

Звезды уже давно использовались для ориентировки в пространстве и во времени. Тщательные наблюдения показали, что расположение звезд в один и тот же час ночи со временем года постоянно изменяется. Постепенно то же самое расположение звезд наступает раньше; самые западные звезды исчезают в вечерних сумерках, а на рассвете на восточном горизонте появляются новые звезды, восходя все раньше с каждым следующим месяцем. Это утреннее появление и вечернее исчезновение, определяемое годичным движением Солнца по эклиптике, повторяется каждый год в одну и ту же дату. Поэтому было очень удобно использовать звездные явления для фиксирования дат солнечного года.

Лунные стоянки представляли собой небольшие группы звезд, удаленные друг от друга приблизительно на 13°, так что Луна при своем движении по небесной сфере каждую следующую ночь оказывается в следующей группе.

Древнеиндийские системы накшатр соответствуют лунным стоянкам, приведенным в современных звездных каталогах [2, стр. 611].

  • удьян Сурья (восходящее Солнце);
  • самгава (сбор коров);
  • мадхьям-дина (полдень);
  • апарахна (послеполуденное время);
  • астам-ян (закат).

В ведической литературе приводится следующее деление дня: 1 сутки состоят из 30 мухурта, мухурта в свою очередь делится на кшипру, этархи, идани. Каждая единица меньше предыдущей в 15 раз. Таким образом, 1 мухурта = 48 минутам, 1 кшипра == 3,2 минуты, 1 этархи = 12,8 секунды, 1 идани = 0,85 секунды.

Названия некоторых лунных месяцев произошли от соответствующих названий лунных стоянок, в которых появилась полная Луна. Поскольку на каждый месяц приходится по две или три лунные стоянки, название месяца происходит от одной из них. Это ясно из таблицы.

Упомянутые шесть сезонов сложились окончательно в поздневедический период, а в более раннее время год делился на три сезона: теплый, дождливый, холодный. Начало каждого сезона отмечалось соответствующими жертвоприношениями. Затем были добавлены еще два сезона: осень между периодом дождей и холодами, весна между холодным и теплым сезонами. Позднее был добавлен сезон росы, и их общее число возросло до шести, поэтому в различных сочинениях упоминается различное число сезонов.

Названия дней недели у индийцев, как, впрочем, и у других народов, произошли от названий светил: воскресенье — Адитья-вара (день Солнца), понедельник — Сама-вара (день Луны), вторник — Мангала-вара (день Марса), среда — Будха-вара (день Меркурия), четверг — Брихаспати-вара (день Юпитера), пятница — Шукра-вара (день Венеры), суббота — Шанайшчара-вара (день Сатурна).

В ведическую эпоху существовали следующие лунно-солнечные календари:

  • звездный год продолжительностью 324 дня (состоял из 12 месяцев по 27 дней каждый);
  • звездный год продолжительностью 351 день (состоял из 13 месяцев по 27 дней каждый);
  • лунный год продолжительностью 354 дня (состоял из 6 месяцев по 30 дней и из 6 месяцев по 29 дней);
  • гражданский год или год Савана продолжительностью 360 дней (состоял из 12 месяцев по 30 дней каждый);
  • год продолжительностью 378 дней; в нем 18 дней добавлялись к третьему году после двух годов Савана по 360 дней, чтобы привести в соответствие гражданский и солнечный год из 366 дней.

Индийская астрономия первых веков нашей эры

Ее изучали крупнейшие индийские ученые — Ариабхата I (V-VI вв.), Варахамихира (VI в.), Брахмагупта (VII в.), Бхаскара I (VII в.), Ариабхата II (X в.), Шрипати (XI в.), Бхаскара II (XII в.).

Эта сиддханта неоднократно комментировалась и сохранилась в нескольких редакциях. Она состоит из 14 разделов, в которых изучаются вопросы, связанные с движением и истинным положением планет, лунными и солнечными затмениями, определением направления, места и времени, нахождением; одинакового положения планет и созвездий, изучением астрономических приборов и инструментов, рассмотрением ряда географических проблем.

Махаюга состоит из четырех эпох: крита (золотой век) длительностью 1728000 лет, трета (серебряный век) длительностью 1296000 лет, двапара (бронзовый век) длительностью 864000 лет, кали (железный век) длительностью 432000 лет.

Согласно индийской традиции мы живем в эре калиюга, которая началась в полночь с 17 на 18 февраля 3102 г. до н.э. Эта дата является началом одного из индийских летосчислений.

Индийские астрономы начала нашей эры

Ариабхата I

Брахмагупта

Ряд астрономических и математических проблем, появившихся у Ариабхаты, получил свое дальнейшее развитие в сочинениях Брахмагупты. Брахмагупта родился в 598 г. в Бхилламале (ныне Бхипмал в Раджастане), умер позднее 665 г.

Бхаскара I

Бхаскара II

Не останавливаясь на творчестве других индийских астрономов, следует обязательно назвать имя Бхаскары II, хотя его деятельность выходит за временные рамки рассматриваемого в данной статье периода. Влияние его идей на последующих ученых огромно; еще при жизни Бхаскары были организованы специальные школы для изучения его сочинений, толкованием этих работ на протяжении многих веков занимались практически все крупные индийские астрономы н математики.

Наконец, до нас дошли комментарии Бхаскары II к астрономическому сочинению индийского ученого Лалла (VI-VII вв.).

Взаимное проникновение научных знаний различных стран и цивилизаций

Одним из важнейших вопросов, которые изучает история науки, является воспрос о научных контактах между различными цивилизациями, связях между учеными разных стран, о взаимном влиянии и взаимопроникновении идей и теорий.

В индийской астрономии и в меньшей степени в математике наряду с большим оригинальным вкладом местных ученых можно отыскать следы вавилонского и греческого влияния.

Проникновение индийских астрономических и математических идей в Китай относится ко времени распространения в Китае буддизма.

В VI—VII вв. с сапскрита на древнекитайский язык были переведены некоторые астрономические сиддхапты; в VIII в. на древнекитайский был переведен трактат об индийском календаре. В это же время в китайской астрономической литературе появились сведения об индийской теории планет и теории затмений.

Широкое знакомство ученых стран ислама с индийской астрономией и математикой началось во второй половине VIII в.

IX век для индийско-арабских связей знаменовался усилением влияния индийской математики, тогда как астрономические связи уступают место традициям Птолемея.

Элементы индийской науки, содержащиеся в латинских переводах арабских зиджей, становились доступными европейцам. Наиболее ранним считается латинский перевод астрономических таблиц ал-Хорезми, выполненный в XII в. в Испании. Другой незаконченный перевод этих таблиц был обнаружен в одном из колледжей Оксфорда. К XV в. относится латинский перевод анонимной арабской рукописи, которая начинается с 3102 г. до н.э. — даты, являющейся началом эры Калиюга, и где употребляется индийская форма синуса.

Читайте также: