Зарождение коммунистического движения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Содержание

Различные определения коммунизма

Этимология

История коммунистических идей

На ранних ступенях развития первобытный коммунизм на основе общности имущества был единственной формой человеческого общества. В результате имущественного и социального расслоения первобытно-общинного строя и появления классового общества коммунизм из реально существующей практики перешёл в разряд существующей в культуре мечты о справедливом обществе, Золотом веке и тому подобные.

Коммунистические воззрения при своём зарождении опирались на требование социального равенства на основе общности имущества. Одними из первых формулировок коммунизма в средневековой Европе были попытки модернизации христианской теологии и политики в форме философии бедности (не путать с нищетой). В XIII—XIV веках её разработали и пытались применить на практике представители радикального крыла францисканцев. Они одинаково противостояли мистической или монашеской аскезе и абсолютизации частной собственности. В бедности они видели условия справедности в мире и спасения общества. Речь шла не столько об общем имуществе, сколько об общем отказе от имущества. При этом идеология коммунизма была христианско-религиозной.

Теоретическая разработка первых систематизированных представлений о коммунистическом образе жизни опирались на идеологию гуманизма XVI—XVII вв. (Т. Мор, Т. Кампанелла) и французского Просвещения XVIII в. (Морелли, Г. Мабли). Ранней коммунистической литературе была свойственна проповедь всеобщего аскетизма и уравнительности, что делало её нацеленной на противодействие прогрессу в области материального производства. Основная проблема общества виделась не в экономике, а в политике и морали.

Следующая концепция коммунизма появилась в контексте рабочего социализма — от Ш. Фурье до К. Маркса и Ф. Энгельса. Происходит осознание экономических противоречий общества. В центр проблематики общества ставится труд и его подчинение капиталу.

Ранние социалисты-утописты видели необходимость введения в коммунистическое общество развитого аппарата подавления свободы личности по отношению к тем, кто в том или ином смысле проявляет желание подняться над общим уровнем или проявить инициативу, нарушающую установленный свыше порядок, и потому коммунистическое государство по необходимости должно быть основанным на принципах тоталитаризма, в том числе автократии (Т.Кампанелла [18] ) [19] .

Эти и другие социалисты-утописты обогатили представление о справедливом общественном устройстве идеями о труде как наслаждении, расцвете способностей человека, стремлении к обеспечению всех его потребностей, централизованном планировании, распределении пропорционально труду. При этом в утопическом обществе допускалось сохранение частной собственности [источник не указан 1042 дня] , имущественного неравенства. В России наиболее крупными представителями утопического социализма были А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский.

В 40-х годах XIX века классовая борьба между пролетариатом и буржуазией выступила на первый план в наиболее развитых странах Европы (восстания лионских ткачей в 1831 и 1834, подъём движения английских чартистов в середине 30—х — начале 50-х гг., восстание ткачей в Силезии в 1844).

Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, то есть пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил.
Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения, то есть при помощи мероприятий, которые экономически кажутся недостаточными и несостоятельными, но которые в ходе движения перерастают самих себя и неизбежны как средство для переворота во всем способе производства.

Сама программа содержит 10 пунктов:

Эти мероприятия будут, конечно, различны в различных странах.
Однако в наиболее передовых странах могут быть почти повсеместно применены следующие меры:
1. Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.
2. Высокий прогрессивный налог.
3. Отмена права наследования.
4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.
5. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией.
6. Централизация всего транспорта в руках государства.
7. Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.
8. Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.
9. Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней.
10. Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т. д.

В 1864 г. был создан марксистский Первый интернационал. Марксисты основали социал-демократические партии, в которых выделилось как радикальное, революционное направление, так и умеренное, реформистское. Идеологом последнего стал немецкий социал-демократ Э.Бернштейн. В созданном в 1889 г. Втором интернационале до начала 1900-х годов в Интернационале преобладала революционная точка зрения. На конгрессах принимались решения о невозможности союза с буржуазией, недопустимости вхождения в буржуазные правительства, протесты против милитаризма и войны и т. п. В дальнейшем, однако, более значительную роль в Интернационале стали играть реформисты, что вызвало обвинения со стороны радикалов в оппортунизме.

В первой половине XX века из наиболее радикального крыла социал-демократии выделились коммунистические партии. Социал-демократы традиционно выступали за расширение демократии и политических свобод, а коммунисты, пришедшие к власти сначала в России в 1917 г. (большевики), а затем и в ряде других стран, были противниками демократии и политических свобод (несмотря на то, что формально заявляли об их поддержке) и сторонниками вмешательства государства во все сферы жизни общества.

Поэтому уже в 1918 г. возникло люксембургианство, противостоящее с одной стороны пробуржуазной политике ревизионистской социал-демократии, а с другой, большевизму. Его основателем была немецкая радикальная социал-демократка Роза Люксембург.

4 марта 1919 года по инициативе РКП(б) и лично её лидера В.Ленина для развития и распространения идей революционного интернационального социализма, в противовес реформистскому социализму Второго интернационала был создан Коммунистический интернационал.

В рамках научного коммунизма доказывалась необходимость диктатуры пролетариата для достижения коммунизма, хотя идея коммунизма, как общества, основанного на общей собственности, не указывает на политическое устройство такого общества.

Исторические формы коммунизма

Примитивный коммунизм

Утопический коммунизм

Военный коммунизм

Официальное название экономической практики в России во время Гражданской войны на территории Советской России в 1918—1921 гг. Элементы военного коммунизма были введены большинством стран-участниц 1 и 2 мировых войн [источник не указан 1030 дней] . Основной целью являлось обеспечение населения промышленных городов и РККА оружием, продовольствием и другими необходимыми ресурсами в условиях, когда все существовавшие прежде экономические механизмы и отношения были разрушены войной. Основными мерами военного коммунизма были: национализация банков и промышленности, введение трудовой повинности, продовольственная диктатура на основе продразвёрстки и введении пайковой системы, монополия на внешнюю торговлю. Решение о прекращении военного коммунизма было принято 21 марта 1921 года, когда на X съезде РКП(б) был введен НЭП.

Еврокоммунизм

Анархо-коммунизм

Социально-экономическое и политическое учение об установлении безгосударственного общества, основанного на принципах децентрализации, свободы, равенстве и взаимопомощи. Идейные основы анархо-коммунизма были заложены известным учёным и революционером Петром Алексеевичем Кропоткиным. Наиболее известными вехами в истории анархо-коммунистического движения стали повстанческое движение Нестора Махно в ходе Гражданской войны в России, а также действия испанских анархо-синдикалистов в годы Гражданской войны в Испании 1936—1939 годов. Кроме того, необходимо отметить, что анархо-коммунизм является идейной базой существующего по сей день анархо-синдикалистского Интернационала, основанного зимой 1922—1923 годов. [30]

Левый коммунизм

Прогнозные даты перехода к коммунистической форме общества

В. И. Ленин в 1920 году относил построение коммунизма к 30-м — 40-м годам XX столетия: [31] .

Полный коммунизм как высшая фаза коммунистической формации

Анархо-коммунисты с концепцией двух фаз не согласны и считают, что для наступления полного коммунизма и ликвидации государства не нужна предварительная стадия усиления государства.

Многие авторы не раз отмечали, что потребности человека безграничны, поэтому при любой, даже самой высокой производительности труда требуются механизмы распределения и ограничения, например, деньги. На это марксисты отвечали следующее:

В произведениях искусства



В Советском Союзе коммунистические мотивы в научной фантастике имели первостепенное значение с самого зарождения жанра в стране.

Наше дело — превратить советскую научную фантастику в оружие борьбы за коммунизм и за распространение коммунистических идей во всём мире путём повышения художественности и идейности произведений.

В конце 1850 годов, царь Александр Второй решил провести в России реформу по отмене крепостного права.Для чего была создана специальная комиссия по разработке плана этой реформы. В эту комиссию входил лучший друг царя поэт граф Алексей Толстой. Помещики поэт Огарев и Герцен, узнав от графа Толстого о том, что намечается реформа по отмене крепостного права, выгодно продали свои имения и крепостных уехали в Англию на постоянное место жительства., где начали издавать журнал "Колокол" , статьи в котором были направлены лично против царя и его семьи. Этот журнал тайно распространялся среди губернаторов,крупных помещиков-дворян, которые в результат отмеы крепостного права понесли материальные убытки. Так как у них были отняты рабы. То есть дармовая рабочая сила! Журнал "Колокол", так же распространялся среди тех лиц, которые до тмены крепостного права скупали имения и крепостных! В это число входили так жеи банкиры. Например Берштейн (отец Троцкого). Данный журнал так же распространялся среди студентов, то есть детей этих помещиков ,коммерсантов. и финансистов. В результате чего в 1880 году в России была создана в первые политическая группа под названием: " Группа освобождения труда" руковдителями которой стали: Плеханов,Игнатович,Засулич, Дейч,Аксельрод.В результате чего, из выше перечисленных слоев, то есть, помещиков, дворян и коммерсантов была создана партия коммунистов. во главе дворянина Владимира Ульянова (Ленина) То есть бывших рабовладельцев

О том, что эти люди стремились облегчить жизнь крестьян и рабочих может поверить только наивный до глупости человек! Например, кто поверит, что сын статского генерала и крупного помещика Александр Ульянов,у отца которого отобрали крепостных крестьян, в результате отмены крепостного права, а так же часть земли, пойдет на виселицу за попытку убить царя, ради лучшей доли народов России? Поэтому не случайно перво Правительство большевиков полностью состояло из бывших помещиков-дворян и коммерсантов,То есть бывших рабовладельцев! которые были обижены на царя, который отнял у них крепостных! Все лозунги и обещания: " Земля крестьянам.а заводы рабочим" это чистой воды обман народа с целью руками народа разрушить устои государствного управления.О каком счастье народном говорить, если за период правления этих людей только от голода 1922-24годы, а так же 1930-34 годы умерло несколько десятков миллионов человек в центральной России, Татарстане, Казахстане и на Украине! Почему то коммунисты умалчивают, что даже в 1947 году, в центральной России умерло от голода около миллиона человек.Когда член Политбюро Хрущев потребовал передать Украине треть запаса из семенного фонда, а так же гужевой транспорт и скот.. Почему он потребовал только от РФ,а не потребовал от других республик? Ответ прост! В республиках были свои феодалы Первые секретари республик. Они же члены Политбюро! И Хрущев н мог от них потребовать! А вот у РФ за весь период Советской власти никогда не было представителя в высшем эшелоне власти!Поэтому, все члены Политбюро выжимали все соки из народов РФ! В сентябре этого года состоялся съезд КПРФ на котором коммунист и лауреат Нобелевской премии Ж.Алферов декламировал стихи Маяковского " Левый марш", но он почему то не упомянул, что Маяковский сам начал шагать "Правой" в результате покончил жизнь самоубийством. То есть застрелился! Так же Алферов не упомянул, что в СССР только в 1965 году Хрущев отменил крепостное право Так как 80 % населения не имели паспортов. И не имели право переехать жить даже в соседний колхоз без разрешения высокого начальства! Алферов, почему то не стал декламировать стихи Маяквского из третьего тома его сочинений, в котором, он стихами рассказывает как люди России и Татарстана от голода поедают трупы своих умерших родственников! Коммунист Г.Зюганов, очень любит хвалить Джугашвили за то, что он быстро восстановил разрушенную им же экономику СССР, но при этом умалчивает, что при этом было загублено несклько десятков миллионов человеческих жизней! Например, даже дети работали по 12 часов в сутки. А за опоздание на работу на 30 минут, работникам давали по 3-5 лет тюремного заключения.Коммунисты почему то умалчивают, за прошедшее столетие и период правления Джугашвили не было ни одного дня что бы не воевали! За период этих войн, погибли десятки миллионов человек.Например, сейчас в РФ 40 миллионов женщин не могут создать семью.Так как их любимые погибли на войнах которое вело Советское Правительство в течении всего прошлого века! Зачем и ради каких идеалов велись эти войны?Зачем например, была нужна война с Финляндией, когда наших солдат погибло почти ровно столько, сколько было в то время население Финляндии?Джугошвили, народ российский не жалел! Например, за период ВОв наших солдат погибло больше, чем в странах участниках Второй Мировой войны в месте взятых! Это при том, что эти страны вступили в войну раньше СССР на 3 года! Сравнивая настоящую жизнь россиян с жизнью последних дней Советской власти, зюгановцы доказывают, что жизнь в последние дни Советской власти у народа была лучше, чем сейчас! Это правда! Но они умалчивают о том, что и тогда и сейчас народ РФ жил и живет примерно в 10 раз беднее, чем народы западных государств! Известно, что во всех государствах мира, где делались попытки строить коммунизм, там всегда получались тоталитарные государства, народы этих государств были несчастными, а их правители заботились только о себе любимых! Очевидно это "Закон Природы."А на него влияет человеческий фактор жадность,болезненное чувство к стремлению "Красиво жить", а так же болезненное стремление к власти, что бы господствовать над народом!

Международная организация коммунистов, созданная на Учредительном (Первом) конгрессе, состоявшемся 2-6 марта 1919 года в Москве. Большинство участников конгресса представляло РКП (б) – партию, захватившую власть в России в ходе революции 1917 года. Инициатором создания Коминтерна в конце 1918 года выступил В.И. Ленин, рассчитывавший на объединение леворадикальных сил в европейском рабочем движении для подготовки и осуществления социалистической революции в своих странах.

На рубеже 30-х годов режим единоличного правления Сталина, утвердившийся в СССР, был перенесен и на Коминтерн. Его проявлениями стал жесткий идеологический диктат, шедший извне, предрешенность кадровых и политических вопросов, отсутствие обратной связи между Москвой и национальными центрами коммунистического движения. В то же время Сталин избегал прямого руководства Коминтерном, его указания претворяли в жизнь работавшие в ИККИ представители ВКП(б) В.М. Молотов, И.А. Пятницкий, В.Г. Кнорин.

Седьмой конгресс Коминтерна (25 июля – 20 августа 1935 года) закрепил новый курс, Георгий Димитров был избран Генеральным секретарем Исполкома Коминтерна. Практическим воплощением нового курса стало образование правительства Народного фронта во Франции (май 1936 года). Победа коалиции левых сил в Испании привела к военному мятежу и развязыванию в стране гражданской войны (1936-1939), в ходе которой Коминтерн оказал серьезную поддержку республиканскому правительству.

Серьезный удар по авторитету компартий нанесли репрессии, развернувшиеся в СССР во второй половине 30-х годов. Многие деятели Коминтерна, руководители коммунистических партий и политэмигранты из стран, где господствовали авторитарные режимы, стали жертвами надуманных обвинений в шпионаже, диверсиях и вредительстве. Не меньший ущерб международному коммунистическому движению нанесло и следование в фарватере советской внешней политики на начальном этапе Второй мировой войны. После начала военных действий коммунисты получили из Москвы указания вести пацифистскую пропаганду, не делая различия между гитлеровским режимом и его противниками, поскольку Советский Союз был связан обязательствами пакта о ненападении с нацистской Германией. Ряды компартий покинули тысячи активистов и функционеров, отказавшихся принять тезис о том, что начавшаяся война является империалистической и в равной степени несправедливой с обеих сторон.

Позиция Коминтерна радикально изменилась после вероломного нападения Германии на Советский Союз. Коммунисты вернулись в единый фронт народов, противостоявших фашистской агрессии, активно включились в движение Сопротивления в своих странах. Эвакуированный в Уфу аппарат ИККИ сосредоточил внимание на антифашистской пропаганде в оккупированных странах, была налажена координация действий подпольных групп и партизанских отрядов, работавших под руководством коммунистов. В советском тылу готовились кадры, способные взять на себя руководство революционным движением после завершения Второй мировой войны.

Роспуск Коминтерна не привел к принципиальной перестройке организационной структуры коммунистического движения. Значительная часть аппарата ИККИ переместилась в международный отдел ЦК ВКП(б), продолжая выполнять функции оперативного контроля над деятельностью отдельных компартий. В послевоенные годы коммунисты разных стран использовали новые формы сотрудничества (Коминформ, международные совещания компартий), не ставя под вопрос организационную и идеологическую гегемонию КПСС.

Источники:

10 лет Коминтерна в решениях и цифрах. М. – Л. 1929.

Коммунистический Интернационал в документах. 1919-1932. М. 1933.

Коминтерн и вторая мировая война. Сборник документов в двух томах. М. 1994, 1998.


Коммунизм — высшая общественно-экономическая формация, приходящая на смену капитализму, основывающаяся на общественной собственности на средства производства и включающая две основные фазы своего развития — социализм как неполный, незрелый коммунизм и полный, зрелый коммунизм. В узком смысле коммунизм понимается как одна из двух, высшая по сравнению с социализмом фаза, ступень зрелости коммунистической формации — полный, зрелый коммунизм, итоговый результат осуществления исторической миссии рабочего класса.

Содержание

История развития коммунистических идей

Первобытный коммунизм

Коммунистические идеи средневековья

Коммунистические воззрения при своём зарождении опирались на требование социального равенства на основе общности имущества. Одними из первых формулировок коммунизма в средневековой Европе были попытки модернизации христианской теологии и политики в форме философии бедности (не путать с нищетой). В XIII—XIV веках её разработали и пытались применить на практике представители радикального крыла францисканцев. Они одинаково противостояли мистической или монашеской аскезе и абсолютизации частной собственности. В бедности они видели условия справедности в мире и спасения общества. Речь шла не столько об общем имуществе, сколько об общем отказе от имущества. При этом идеология коммунизма была христианско-религиозной.

Лозунгами революционной борьбы для радикальных участников гуситского движения в Чехии XV века (Ян Гус), Крестьянской войны в Германии XVI века (Т. Мюнцер) стали призывы о свержении власти вещей и денег, о построении справедливого общества на основе равенства людей, в том числе и с общим имуществом. Эти идеи вполне можно считать коммунистическими, хотя их основа была сугубо религиозной — все равны перед богом и обладание или не обладание собственностью не должно нарушать этого, требовалось соблюдение равенства в религиозных обрядах.

Светские концепции коммунизма

Несколько веков позже появляется эгалитарный коммунизм — основная составляющая буржуазных революций XVII—XVIII веков, в частности в Англии XVII в. (Дж. Уинстэнли) и Франции конец XVIII в. (Г. Бабёф). Возникает светская идеология коммунизма. Развивается идея создания общины, в которой реализуется свобода и равенство людей друг перед другом через общее общинное владение собственностью (или улаживая эгалитарним образом конфликт между индивидуальной и коллективной собственностью). Собственность уже не отрицается, а делается попытка её подчинения на благо всей общины.

Теоретическая разработка первых систематизированных представлений о коммунистическом образе жизни опирается на идеологию гуманизма XVI—XVII веков (Т. Мор, Т. Кампанелла) и французского Просвещения XVIII века (Морелли, Г. Мабли). Ранняя коммунистическая литература отражает переход от плебейско-мелкобуржуазной революционности к пролетарской, но свойственная ранней коммунистической литературе проповедь всеобщего аскетизма и уравнительности составляет реакционный элемент в её содержании. Основная проблема общества виделась не в экономике, а в политике и морали.

Утопический коммунизм

Следующая концепция коммунизма появилась в контексте рабочего социализма. Происходит осознание экономических противоречий общества. В центр проблематики общества ставится труд и его подчинение капиталу.

В начале XIX века А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн и др. социалисты-утописты обогатили представление о справедливом общественном устройстве идеями о труде как наслаждении, расцвете способностей человека, обеспечении всех его потребностей, централизованном планировании, распределении по труду. Однако вразрез с коммунистическими идеалами социалисты допускали сохранение в утопическом обществе частной собственности, имущественного неравенства. Выражая протест против капиталистической системы угнетения и эксплуатации трудящихся, они выступили с утопическими проектами устранения классовых различий. В России наиболее крупными представителями утопического социализма были А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский.

Научный коммунизм

Научный коммунизм как теоретическое выражение пролетарского движения, направленного на уничтожение капитализма и создание коммунистического общества, возник в 40-х гг. XIX века, когда классовая борьба между пролетариатом и буржуазией выступила на первый план в наиболее развитых странах Европы (восстания лионских ткачей в 1831 и 1834 гг., подъём движения английских чартистов в середине 30—начале 50-х гг., восстание ткачей в Силезии в 1844 году).

Опираясь на материалистическое понимание истории и на теорию прибавочной стоимости, вскрывшую тайну капиталистической эксплуатации, К. Маркс и Ф. Энгельс выработали научную теорию коммунизма, выражающую интересы и мировоззрение революционного рабочего класса и воплощающую лучшие достижения предшествующей общественной мысли. Они раскрыли всемирно-историческую роль рабочего класса как могильщика капитализма и творца нового строя. Развитое и обогащенное применительно к новым условиям В. И. Лениным, Коммунистической партией Советского Союза, братскими коммунистическими и рабочими партиями, это учение раскрыло историческую закономерность смены капитализма коммунизмом, пути построения коммунистического общества.

Этимология

Определения коммунизма

Коммунизм есть учение об условиях освобождения пролетариата. 14-й вопрос: Каков должен быть этот новый общественный строй? Ответ: Прежде всего, управление промышленностью и всеми отраслями производства вообще будет изъято из рук отдельных, конкурирующих друг с другом индивидуумов. Вместо этого все отрасли производства будут находиться в ведении всего общества, то есть будут вестись в общественных интересах, по общественному плану и при участии всех членов общества. Таким образом, этот новый общественный строй уничтожит конкуренцию и поставит на её место ассоциацию. Частная собственность неотделима от индивидуального ведения промышленности и от конкуренции. Следовательно, частная собственность должна быть также ликвидирована, а её место заступит общее пользование всеми орудиями производства и распределение продуктов по общему соглашению, или так называемая общность имущества.

…коммунизм есть положительное выражение упразднения частной собственности; на первых порах он выступает как всеобщая частная собственность.

Коммунизм как положительное упразднение частной собственности — этого самоотчуждения человека — есть действительное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом. Он — решение загадки истории, и он знает, что он есть это решение.

Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу.

— В. И. Ленин (декабрь 1919 г.) [4]

Коммунизм как идеология

Коммунизм, как идеология, представляет собой систему идей, ценностей и идеалов, которая выражает мировоззрение рабочего класса и его авангарда — коммунистической партии. Коммунистическая идеология вооружает коммунистические партии, международное коммунистическое движение ясной программой революционного переустройства мира.

Научность коммунистической идеологии тесно связана с её революционной партийностью. В противоположность идеологии буржуазной, скрывающей свой эксплуататорский характер под маской объективизма, коммунизм открыто провозглашает свою партийность. Эта его особенность не противоречит научности, а, напротив, предполагает последовательное и глубокое познание объективных закономерностей общественного процесса. Научная идеология пролетариата противостоит буржуазной идеологии. Она активна, наступательна. Последовательно выражая устремления и чаяния широких народных масс, коммунистическая идеология является мощным оружием революционного преобразования мира, утверждения идеалов справедливости, свободы и равенства, братства людей и наций.

Характерные особенности коммунизма

Коммунизм как единая общественно-экономическая формация характеризуется рядом общих принципиальных черт, присущих обеим его фазам:

  • достаточно высокий уровень развития производительных сил и обобществления труда;
  • общественная собственность на средства производства;
  • всеобщность труда и отсутствие эксплуатации человека человеком; ;
  • отношения сотрудничества и взаимопомощи;
  • планомерность и пропорциональность развития в целях возможно более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей трудящихся;
  • единство, сплоченность общества, господство единого марксистско-ленинского мировоззрения и др.

Читайте также: