Зарождение филологических направлений в древней греции и древнем риме кратко

Обновлено: 07.07.2024

Древняя Греция – это прародина всей европейской культуры. Особый вклад древние греки внесли в развитие грамматической мысли. Грамматика, которая была создана древними греками, считается праматерью большинства современных грамматик европейских языков.

Кроме того, Платоном впервые были рассмотрены такие явления языкознания, как мотивировка и звукосимволизм.

Также стоит отметить достижения представителей стоической школы, которые оказались особо важными для формирования основ лингвистической теории. В рассматриваемых ими языковых материалах стоики стремились отыскать отражение окружающего мира.

В целом, древнегреческая философия оказала большое влияние на формирование логицистского подхода к изучению языка, приоритетными направлениями которого стали онтогенетические и гносеологические аспекты языка, а также функциональные критерии определения и систематизации языковых явлений.

Одной из важнейших задач древнегреческих мыслителей в области философии языка был поиск гармонии между категориями языка и логики.

Отличительные черты языковедческой мысли Древнего Рима

Древнеримское языкознание и философия языка во много были сформированы и развивались под влиянием древнегреческой лингвистики. В основном это было вызвано тем, что на Аппенинском полуострове с давних времён существовали греческие колонии. Многие римляне знали греческий язык, были ознакомлены с греческой наукой, философией, культурой, риторикой, литературой.

Готовые работы на аналогичную тему

Население Древнего Рима отличалось широким распространением высокого уровня грамотности. Ещё в III веке до нашей эры сложился латинский алфавит, который впоследствии постепенно совершенствовался. В Римском государстве активно развивалось рукописное письмо, одним из следствий чего стало использование латинского письма в качества источника письменности множества других европейских языков.

Статус самостоятельной науки в Древнем Риме получила грамматика. Её предназначение заключалось в удовлетворении назревшей необходимости критического издания и комментирования большого числа произведений на самые различные темы – юридического, художественного, религиозного, исторического и других характера. Спустя некоторое время грамматика по своему общественному престижу выдвинулась на одно из первых мест.

Ещё одним направлением работы древнеримских лингвистов и философов стало этимологическое толкование слов, которое изучалось опытным путём.

Взаимодействие древнегреческой и древнеримской лингвистических мыслей

Таким образом, в Древнем Греции и Древне Риме сложились две лингвистические научные школы, для которых была характерна высокая степень взаимозависимости. В то же время они представляли собой вполне самостоятельные школы, которые выступали в качестве составных частей единой античной средиземноморской лингвистической традиции, впоследствии ставшей основой (античной ступенью) в формировании единой языковедческой традиции Европы.

Однако история европейской языковедческой традиции представляет собой историю двух относительно самостоятельных направлений лингвистической мысли. Это деление было обусловлено следующими причинами:

Таким образом, одна и та же античная лингвистическая традиция выступила базисом для формирования западноевропейской и восточноевропейской традиций, между которыми отмечают ряд существенных отличий. Эти отличия можно сгруппировать следующим образом:

  • западноевропейская лингвистическая традиция рассматривала своими источниками работы Присциана и Доната; основными источниками восточноевропейской традиции были византийские интерпретации трудов Дионисия Фракийца и Аполлония Дискола;
  • основным материалом для проведения в Западной Европе лингвистических исследований в течении нескольких столетий являлся латинский язык; для Восточной Европы характерной была деятельность по переводу с других (в первую очередь, греческого) языков на родные или близкородственные литературные языки;
  • последующее развитие средневековой западноевропейской лингвистической мысли во многом опиралось на концепции и тезисы двух стохастических направлений: августианства и томизма; восточноевропейская традиция базировалась на разработках византийских богословско-философских авторитетах.

Несмотря на указанные отличия двух традиций, они развивались неавтономно – между ними продолжался взаимный обмен своими достижениями:

  • в Западной Европе внимание к византийским достижениям в лингвистике и философии языка было обращено в период развития гуманистической мысли эпохи Возрождения;
  • восточноевропейская традиция проявила интерес к достижениям западноевропейской лингвистики в области логики и грамматики в период Предвозрождения в Восточной Европе, а также западного реформаторского движения.

Указанные процессы взаимодействия относились к одному историческому периоду – позднему Средневековью.

Следовательно, древнегреческая и древнеримская лингвистические традиции достаточно активно взаимодействовали друг с другом, начиная с формированием традиции в Риме под влиянием греческого языкознания и заканчивая существованием единой европейской традиции.

КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОЛОГИЯ, критическое и экзегетическое изучение литературы Древней Греции и Рима, исследование всех этапов античного быта, истории, философии, языка и искусства. История классической филологии естественным образом распадается на три обособленных периода: античность, средневековье и современность. Из них в первых двух обычно выделяют исследования, проводившиеся в отношении соответственно Греции и Рима, третий же целесообразно разделить на два этапа: от Возрождения до 1800 и от 1800 до наших дней.

Филология в античности (ок. 300 до н.э. – 530 н.э.).

Древняя Греция.

Около 275 до н.э. Зенодот, первый руководитель Александрийской библиотеки, подготовил самое раннее научное издание Илиады и Одиссеи, обосновав свою редакцию ссылками на большое количество рукописей и отмечая сомнительные, на его взгляд, строки специальным знаком (обелом) на полях. Вероятно, именно он разделил ту и другую поэму на 24 песни. Под руководством Каллимаха был составлен каталог сочинений, хранившихся в Александрийской библиотеке, в котором они распределялись по восьми рубрикам: драматургия, эпос и лирика, законодательство, философия, история, речи, риторика, прочее. Труд Каллимаха включал в себя краткие сведения об авторах, а для пьес – указание даты постановки. Эратосфен, известный своими работами по географии, математике и астрономии, писал также о древней аттической комедии.

Величайшими филологами этой эпохи являлись Аристофан Византийский (ок. 257 – 180 до н.э.) и Аристарх (ок. 215 – ок. 145 до н.э.). Аристофан подготовил издания Илиады и Одиссеи Гомера, Теогонии Гесиода, сборники лирических произведений Алкея и Алкмана, а также первое издание Пиндара. Вероятно, он опубликовал также сочинения всех четырех великих греческих драматургов (Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана), предпослав каждой пьесе вступление. Аристарх, плодовитый писатель, успел написать ок. 800 томов комментариев и поставил изучение грамматики на прочную основу. При редактировании лирических поэтов, Илиады и Одиссеи он применял специальные значки. Вообще говоря, александрийцы стремились очистить текст ранних авторов от ошибок и интерполяций. Надо полагать, что на гомеровских поэмах, текст которых стал стандартным задолго до наступления эпохи эллинизма, эти усилия сказались в меньшей степени, чем на произведениях других поэтов, чьи произведения впервые собирались и публиковались в Александрии. Среди преемников Аристарха следует упомянуть Дионисия Фракийского (ок. 170–90 до н.э.), составившего, среди прочего, краткую дошедшую до нас греческую грамматику, и отличавшегося колоссальной работоспособностью и плодовитостью Дидима (ок. 80 – ок. 10 до н.э.), исследовавшего язык комедии и трагедии и подготовившего бесчисленные издания и комментарии.

Соперником Александрии в области филологии в 3 и 2 вв. до н.э. был Пергам, где под покровительством правивших здесь Атталидов активно работал собственный ученый кружок. Пергамские ученые интересовались грамматикой, литературной критикой, искусством и философией, их подход отличался большей широтой по сравнению с Александрийской школой, ограничивавшейся исключительно языковыми комментариями. Одним из ведущих ученых Пергамской школы был Кратет из Малла (середина 2 в. до н.э.), предпочитавший не буквальное, а аллегорическое истолкование Гомера.

Позднейший период греческой филологии характеризуется упадком как самой литературы, так и филологии. Двумя выдающимися грамматиками 2 в. н.э. можно считать Аполлония Дискола, основоположника научной грамматики, систематизировавшего греческий синтаксис, и его сына Геродиана, писавшего об орфографии, грамматике и ударении. В конце столетия Атеней сочинил своих Дейпнософистов (Пирующих мудрецов), сохранив в этом произведении цитаты из примерно 700 античных писателей, известных нам только по этому источнику; следует особо отметить многочисленные отрывки из средней и новой комедии. Многие из сохранившихся классических текстов издавались в этот период для чтения в школе – с комментариями, отчасти опиравшимися на труды александрийских ученых. Когда начиная с 4 в. тексты стали переносить с папируса на пергамент, копировались лишь те произведения, которые считались ценными в тот момент, из-за чего погибли многие тексты, как литературные, так и филологические. Склонность к составлению компиляций и антологий привела к утрате подлинников. Хрестоматии Прокла (ее в 9 в. цитировал Фотий) и Стобея сохранили большое количество отрывков из ранних авторов; первая из них является основным источником сведений о многих произведениях раннего греческого эпоса. Гесихий Александрийский (4–5 вв.) создал наиболее обширный греческий словарь периода античности.

Латинская филология.

Можно сказать, что латинская филология родилась ок. 168 до н.э., когда Кратет из Малла посетил Рим и выступил там с публичными лекциями. Начиная с середины 2 в. до н.э. римляне начинают воспринимать идеал греческой учености и в первую очередь перенимают методы александрийцев. Среди выдающихся ученых этого раннего периода нужно назвать Луция Акция (170 – после 90 до н.э.), автора стихотворной истории греческой и римской литературы, и первого крупного римского ученого Луция Элия Преконина Стилона (ок. 150 – ок. 74 до н.э.), который учился у Дионисия Фракийского, а сам был учителем Варрона и Цицерона.

В поздней империи составленный Нонием Марцеллом (начало 4 в.) энциклопедический труд Сокращенная наука был посвящен в основном лексикографии, грамматике и древним реалиям, самое ценное в нем – многочисленные цитаты из ранних латинских авторов. Элий Донат (4 в.) прославился своей Грамматикой, которая широко использовалась в Средние века, а также комментариями к Теренцию и Вергилию. Из них сохранились комментарии к пяти комедиям Теренция, что касается примечаний к Вергилию, то они до нас не дошли, но на них часто ссылается Сервий Марий (или Мавр) Гонорат (ок. 400), составивший комментарий к Вергилию, который содержит чрезвычайно ценную информацию по географии древнего мира, религии и мифологии. В начале 5 в. Марциан Капелла составил в аллегорической форме энциклопедию семи свободных искусств, которой в Средние века пользовались как учебником. В Средние века была также весьма популярна латинская грамматика Присциана (начало 6 в.). 529, год закрытия философских школ в Афинах императором Юстинианом и год основания св. Бенедиктом монастыря на Монте Кассино, представляется естественным завершением этого периода.

Средние века (530–1350).

Греческая филология.

Запад вплоть до 12 в. не проявлял никакого интереса к греческой филологии, однако на Востоке изучение греческой классики не прерывалось на всем протяжении византийской эпохи. Многие фрагменты из ныне утраченных произведений или их изложения содержатся в Библиотеке (или Myriobiblion) Фотия (9 в.), который составил также и лексикон. В конце 10 в. возник колоссальный словарь Суда (или Свида), опиравшийся как на предшествовавшие ему лексиконы, так и на схолии к Гомеру, Аристофану, Софоклу и другим авторам. 12 в. примечателен деятельностью двух выдающихся византийских ученых – Иоанна Цеца, поэта и грамматика, и Эвстафия, исследователя классической филологии и религиозного реформатора. Цец сочинил дидактическую поэму по истории и литературе, в которой процитировал более 400 авторов. Кроме того, он написал Аллегории, посвященные Илиаде и Одиссее, и комментарий к Илиаде. Эвстафий написал подробный и чрезвычайно ценный комментарий к Илиаде и Одиссее. В 13 и 14 вв. Максим Плануд, Фома Магистр, Деметрий Триклиний и др. писали комментарии и учебники, а также готовили новые издания важнейших греческих классиков.

Латинская филология.

В Западной Европе античная ученость досталась в наследство Средним векам не только в виде уже упомянутого сочинения Марциана Капеллы, но и в трудах Флавия Магна Аврелия Кассиодора (ок. 490–583) и Исидора Севильского (ок. 560– 636). Первый написал Хронику, очерк римской истории вплоть до 519 н.э., Историю готов, трактат по грамматике и знаменитый общеобразовательный трактат Основы божественных и светских наук. Исидор Севильский составил обширную энциклопедию различных знаний, известную под названием Начала (или Etymologiae), в которой обсуждаются семь свободных искусств, а также медицина, юриспруденция, язык и этимология, политическая и физическая география, топография, сельское хозяйство и многие аспекты частной жизни. Этот огромный труд оказывал влияние на подготовку священников на протяжении тысячелетия; к сожалению, он почти полностью вытеснил изучение самих классических авторов.

К концу 10 в. над Европой сгустились сумерки, которые не рассеивались вплоть до 12 в., когда настало новое возрождение и во многих областях возобновилась творческая работа. В Италии занялись изучением права и медицины; с арабских переводных текстов, имевшихся в Испании, греческие философские и научные трактаты переводились на латинский язык; образование перемещалось из монастырей в соборные школы, которые в течение этого века сделались первыми университетами. Схоластика, представлявшая собой попытку примирить философию Аристотеля с учением церкви, переживала расцвет в этом и следующем столетии. Однако интерес ученых к грамматике и логике скорее препятствовал непосредственному изучению античных авторов. Среди выдающихся ученых-аристотеликов этого периода были Альберт Великий (ок. 1206–1280) и его ученик Фома Аквинский (1226–1294); Роджер Бэкон (ок. 1220–1294) отверг существовавшие к тому времени латинские переводы Аристотеля и написал новую грамматику греческого языка.

Классическая филология в современную эпоху.

От Возрождения до 1800.

В 16 в. филологи-классики подготовили многочисленные издания греческих и латинских авторов и комментарии к ним. Наиболее активными исследователями в Италии были Пьеро Веттори (1499–1585) и Франческо Робортелли (1516–1567), чье издание Поэтики Аристотеля подогрело интерес итальянцев к литературоведению. Творчество Эразма Роттердамского (ок. 1466–1536) свидетельствует о распространении классического образования на север от Италии: Эразм издал множество греческих и латинских текстов, в том числе впервые греческий Новый Завет. В своем Цицеронианце он выступил против рабского, педантичного подражания языку и стилю Цицерона. Среди французских филологов того же столетия надо назвать Робера Этьена (лат. Stephanus, 1503–1559), который осуществил несколько первых изданий греческих писателей и выпустил Тезаурус латинского языка (Thesaurus linguae Latinae) в 3 томах, а также его сына Анри Этьена (1531–1598), издавшего 58 латинских авторов и 74 греческих. Главным творением этого ученого стал пятитомный Тезаурус греческого языка (Thesaurus Graecae linguae). Юлий Цезарь Скалигер (1484–1558), итальянский филолог, обосновавшийся во Франции, писал трактаты по латинскому языку и поэтике, в которых сурово осудил Цицеронианца Эразма. Его сын, Жозеф Жюст Скалигер (1540–1609), считавшийся величайшим ученым своего времени, издал ряд латинских поэтов и первым попытался ввести обоснованные методы улучшения текста; кроме того, он оставил работы по хронологии древнего мира, а указателем к латинским надписям заложил основы эпиграфики. Среди других ученых, чьи издания сыграли немалую роль в усовершенствовании редакции классических текстов, следует назвать Адриана Турнеба и Дени Ламбина, а также немца Иоахима Камерария.

Центром филологических исследований в 17 в. была Голландия, в первую очередь Лейденский университет, где усилиями Юстуса Германа Липсия, Герхарда Иоганна Фоссия, Гуго Гроция, Гроновия (Иоганна Фридриха Гронова) и Даниеля Гейнзиуса получили развитие текстология и исследования античных авторов, преимущественно римских. Во Франции знаменитый лексикограф Дю Канж (Шарль де Фресн) составил лексиконы средневековой латыни и средневекового греческого языка.

К величайшим достижениям филологии 18 в. следует причислить труд Джакопо Фаччолати и Эджидио Форчеллини Полный латинский лексикон (Totius Latinitatis lexicon). Другой итальянский исследователь, Франческо Счипионе ди Маффеи прославился трудами в области палеографии, эпиграфики и археологии. В 18 в. филологи продолжали трудиться также во Франции и в Голландии, но их затмили ученые из Германии и Англии.

В Германии благодаря изданиям, словарям и библиографическим исследованиям Иоганна Альберта Фабриция, Иоганна Августа Эрнести и Иоганна Матиаса Гезнера сформировался более широкий взгляд на классические исследования, так что акцент переместился на философию и искусство. Иоганн Иоахим Винкельман (1717–1768) заложил прочную основу изучения искусства и археологии, в то время как работы Готхольда Эфраима Лессинга и Иоганна Готфрида фон Гердера вновь пробудили интерес к классическому искусству и литературе. Йозеф Гиларий Эккель стал основоположником нумизматики, а французский ученый Жан Батист Гаспар де Виллуазон открыл новую эру в гомероведении, опубликовав в 1788 схолии к Гомеру.

После 1800.

Поколение, пришедшее на смену Вольфу, стало свидетелем размежевания германской школы антиковедения на два направления: одна группа занялась исключительно грамматикой и критикой текста, в то время как вторая интересовалась историей, эпиграфикой, археологией и самой жизнью древности.

Главой критико-грамматической школы стал Готфрид Герман (1772–1848), его ученики и преемники придали большей части греческих и латинских текстов ту форму, в которой мы знаем их и сейчас. Среди выдающихся ученых этого направления можно назвать Августа Мейнеке, прославившегося трудами в области греческой комедии; Вильгельма Диндорфа, издателя греческих драматургов; Теодора Бергка, издателя греческой лирики; Карла Лахмана, издавшего Лукреция и римских элегиков; Отто Риббека, автора многочисленных работ по римской поэзии; Фридриха Вильгельма Ричля, получившего известность благодаря книгам о Плавте и латинских надписях.

Школой историков и любителей древности руководил Филипп Август Бёк (1785–1867), автор знаменитого труда о государственном бюджете Афин, основоположник большого Корпуса греческих надписей, продолженного Иоганном Вильгельмом Адольфом Кирхгофом, Вильгельмом Диттенбергером и др. К историкам этого периода принадлежат также Эрнст Курциус, Адольф Хольм и прежде всего Теодор Моммзен (1817–1903), создатель прославленной Истории Рима. Моммзен издал также несколько томов Корпуса латинских надписей и опубликовал множество работ по римскому праву, нумизматике и диалектам. Раскопки Генриха Шлимана (1822–1890) в Микенах, Трое и Тиринфе увенчались открытием ранней микенской цивилизации и послужили началом новой эры греческой археологии.

То же разделение сохранялось в немецкой науке начала 20 в. Среди важнейших имен следует упомянуть Фридриха Лео, Мартина фон Шанца, Эдуарда Мейера, Георга Виссова, Германна Дессау, Вильгельма Кролля и в особенности Ульриха фон Виламовиц-Мёллендорфа (1848–1931). Виламовиц, признанный одним из величайших исследователей греческой культуры, является автором чревычайно важных работ о Гомере, Пиндаре, трагедии и Платоне.

Стремительное развитие классических исследований в Германии 19 и 20 вв. сопровождалось повышением активности ученых также и в других странах. Доменико Компаретти, Джироламо Вителли и Гильельмо Ферреро в Италии; Гастон Буассье, Шарль Гро, Виктор Дюруа, Фюстель де Куланж, Альфред и Морис Круазе и Луи Гаве во Франции, Карел Габриель Кобет в Голландии, Йохан Николай Мадвиг и Йохан Лудвиг Уссинг в Дании – лишь некоторые из большого числа заслуживших мировую известность филологов-классиков. Целая плеяда прославленных исследователей осуществила в Англии публикации текстов и выпустила труды по литературе, истории и философии. К числу этих ученых принадлежат Ф.А.Пейли, Бенджамен Джоуэтт, Джон Конингтон, У.Й.Селлар, Робинсон Эллис, Д.Б.Монро, Р.С.Джебб, Р.Й.Тиррелл, А.У.Верролл, Томас Арнольд, Джордж Лонг, У.У.Фаулер, Р.С.Конвей, А.Э.Хаусман, Дж.Э.Сэндис, Дж.Б.Бери и У.М.Линдсей. Среди американских филологов 19 в. назовем Б.Л.Джилдерслива, Дж.М.Лейна, У.У.Гудвина, У.Д.Уитни и Т.Д.Сеймура. В 20 в. следует особо отметить С.Э.Беннетта, обратившего на себя внимание работами по латинской грамматике и синтаксису; Тенни Фрэнка, внесшего ценный вклад в изучение римской истории и литературы; Пола Шори, автора нескольких фундаментальных работ о Платоне; Э.К.Ранда, прославившегося трудами по литературе и палеографии; а также трех знаменитых гомероведов: Дж.А.Скотта, С.Э.Бассетта и Дж.М.Калхуна.

В то время как 19 в. стал свидетелем превращения науки о языке в сравнительную лингвистику, в 20 в. обнаружение в Египте тысяч сохранившихся на папирусе документов вызвало к жизни особую отрасль науки – папирологию. Были заново открыты важные литературные произведения, утраченные еще в античности, и в то же время многие документы общественного и частного характера пролили новый свет на социальное и экономическое устройство и способствовали лучшему пониманию античного мира.

В Древней Греции теория языка являлась одной из составных частей философии, и потому языковедческие проблемы первоначально разрабатывались преимущественно философами. В истории древнегреческого языкознания выделяются два периода: философский/лингвофилософский (V—III вв. до н.э.), когда проблемы языка решались в связи с философскими вопросами, и александрийский (III в. до н.э. — IV в. н.э.), когда языкознание (вернее, грамматика) стало самостоятельной наукой.

1) Лингвофилософское направление.

Первоначально проблемы языка входили в общий комплекс философских вопросов и поэтому решались умозрительно, без серьезной опоры на языковой материал.

Одна из основных проблем, которую ставили древнегреческие ученые, -проблема появления первобытного языка. Древнегреческие философы рассуждали о том, как устроен язык, по природе или по установлению (по договоренности), иными словами, как предметы получали имена: имеют ли слова естественное (природой заложенное) отношение к обозначаемым ими вещам или словесные знаки - это звуковые комплексы, никак не мотивированные теми вещами, которые они обозначают.

Например, Кратил,5 век до н. э., (первый учитель Платона), считал, что каждое слово по природе соотносится с вещью, но эта связь может быть неочевидна и вскрыта только философом, способным разглядеть за внешней оболочкой явления его внутреннюю сущность (эта идея способствовала развитию науки этимологии).

В современных языках эта связь легко обнаруживается только для небольшой группы так называемых звукоподражательных слов (мычать, кукушка).

Нельзя не отметить интересные рассуждения о возникновении и развитии языка сенсуалиста Эпикура (341-270до н.э.). Он утверждал, что функционирование и развитие языка подчиняется различным закономерностям в зависимости от условий жизни людей, в зависимости от культурного уровня общества, которому язык принадлежит.

С проблемой происхождения языка теснейшим образом был связан спор о природном или условном характере слов, т.е. спор об отношениях между словами, вещами и их именами. Почему стол назван столом, а не как-нибудь иначе? Определяется ли название предмета самой природой этого предмета (теория physei) или название предмета устанавливается законом, обычаем, соглашением, установлением людей (теория thesei), т.е. сознательно, произвольно?

Другая группа ученых, виднейшим представителем которой был ГераклитЭфесский(р. ок. 544—540 до н.э.), признавала, что имя неразрывносвязано с той вещью, названием которой оно служит, Этой же точки зренияпридерживались и стоики (представители философского направления, существовавшего в Древней Греции с III в. до н.э. до VI в. н.э.). Они полагали, что имена даны от природы, так как первые звуки отражали вещи, которым соответствуют имена; в согласии с этим стоики и строят этимологию.

Против указанных выше точек зрения выступил философ-идеалист Платон (ок. 427— ок. 347 до н.э.). В его диалоге "Кратил" центральное место занимает вопрос об отношении вещи и её наименования. Плаон сталкивает позиции Кратила(сторонника правильности имён от природы) и Гермогена(проповедующего договор и соглашение), привлекая в качестве судьи Сократа,не принимающего полностью ни одной точки зрения. Платон признаёт не прямые, а отдалённые связи слова с предметом и допускает возможность употребления имён по привычке и договору. По мнению Платона, правильный язык может существовать только в идее. Платон считал, что главное — это признание того, что в языке заложена внутренняя целесообразность, а не произвольная прихоть.

Классификацию слов древнегреческие ученые проводят на логической основе. Платон делит слова на имя и глагол. Имена – это такие слова, о которых что-то утверждается. Глаголы - это слова , которые сами утверждают. По существу, Платон дает определение логическим s и р.

В рамках философского направления работала школа стоиков (3 век до н. э., греч. Stoa - портик, крытая галерея, прилегающая к зданию, - место где была организована школа). Глава школы - Хрисипп.

Стоики выделяют пять частей речи: имя собственное, имя нарицательное, глагол, союз, артикль.

Одним из замечательных достижений стоиков является их учение о падеже. Падеж они рассматривали как грамматическую категорию, свойственную только склоняемым частям речи. Стоики выделяли пять падежей - ' прямой (именительный), родительный, дательный, винительный и, по-видимому, звательный. Стоики положили начало современному учению о падежах, выделили категорию завершенности/незавершенности действия, различали формы действительного и страдательного залога, переходные и непереходные глаголы. У глагола стоики отмечали четыре формы времени — praesens (настоящее продолжающееся), imperfectum (прошедшее продолжающееся), perfectum (настоящее законченное), plusquamperfectum (прошедшее законченное) .

Стоики впервые заговорили о синтаксисе, понимая под ним не грамматическую, а скорее логическую дисциплину. Предложение рассматривается как полное высказывание, состоящее из сказуемого и подлежащего. У стоиков существует и понятие неполного высказывания, соответствующее значению предиката — сказуемого. Стоики разработали также классификацию типов предложений, различающихся по цели высказывания. Основной тип предложения — повествовательное, наряду с которым различаются вопросительные и повелительные предложения, а также предложения, выражающие желание, мольбу. Эта классификация типов предложений основывалась не на формально-грамматических, а на смысловых критериях.

2) Александрийская школа (Дионисий Фракийский, Аристарх, Аполлоний Дискол).

Возникновение александрийской грамматической школы было вызвано следующими практическими потребностями. - желанием сохранить литературную греческую традицию, дать филологическую интерпретацию произведений Гомера, Софокла, Эсхила и др., создать единый общий литературный язык

1) Тексты древнейших эпох, в частности записи поэм Гомера подверглись к тому времени сильным искажениям, и александрийские ученые стремились восстановить оригинальный текст, отличать его от подделок. Восхищение великой литературой прошлого привело к тому, что древний язык стал считаться более совершенным и правильным, чем разговорный язык того времени. Такой подход привел к серьезной методологической ошибке: устная речь зависима от письменной. Не проводилось четкого противопоставления между звуками и буквами (грамматика=искусство письма).

2) Язык классических произведений с течением времени стал серьезно отличаться от современного (3-2 в. до н. э.). Поэтому появляются комментарии к текстам, объясняющие особенности языка ранней эпохи.

3) Древние греки вели захватнические войны, поэтому возникает потребность оградить греческий язык от влияния местных наречий, распространенных на территориях, захваченных древними греками. Греки стремились навязать свой язык, для этого нужно его хорошо знать и обучать местное население.

Эти цели требовали уточнения и расширения свода грамматических правил.

Серьезный импульс развитию грамматической теории дал спор между апологистами и аномалистами о том, насколько закономерны, системны явления языка. Аномалисты (ими были, например, стоики) считали, что в языке часто встречаются отклонения от закономерности - аномалии (омонимия, синонимия: несоразмерность формы и значения), супплетивизм.

Александрийцы, будучи аналогистами, искали в языке регулярные, правильные формы, ввели в науку понятие образца - парадигмы, по сути, предвосхитили системный подход к языку.

Подробно у александрийцев было разработано учение о частях речи.Дионисий выделяет 8 частей речи:

1) имя - склоняемая часть речи, обозначающая тело или вещь бестелесную;

2) глагол - беспадежная часть речи, которая может принимать времена, лица, числа, выражает действие или страдание;

3) артикль - падежная часть речи, которая стоит перед и после склоняемых имен;

4) предлог - часть речи, стоящая пред всеми частями речи и в составе слова, и в составе предложения;

5)наречие - несклоняемая часть речи, высказываемая о глаголе;

6) причастие - слово причастное к особенностям глаголов и имен;

7) местоимение - слово, употребляемое вместо имен.

Детализация частей речи - несомненная заслуга александрийцев.

Имя определяется как склоняемая часть речи, обозначающая тело или вещь (тело — камень, вещь — воспитание) и высказываемая как общее (человек) и как частное (Сократ). Свойствами (акциденциями) имени являются род, вид, образ, число, падеж. Падежи рассматриваются как ступени склонения, названные так потому, что большинство имен по ним изменяется и якобы падает, уклонившись от своего первого положения. Греки выделяли пять падежей — прямой, родительный, дательный, винительный, звательный; римляне добавили шестой падеж - отложительный (аблатив), встречающийся в латинском языке. "Глагол, — писал Дионисий, - есть беспадежная часть речи, принимающая времена, лица и числа и представляющая действие или страдание" У глагола выделяют наклонение, залоги, виды, образы, числа, лица, времена, спряжения. Дионисий различал пять наклонений глагола • - изъявительное, повелительное, желательное, сослагательное, неопределенное, но не приводил их определений и примеров. Александрийские грамматисты впервые выделили предлог в качестве самостоятельной части речи.

Подробно разобрав понятия частей речи и дав им развернутые определения, александрийцы не дошли до анализа морфологической структуры слова, им остались неизвестны и понятия, которыми оперировали древнеиндийские грамматисты, — корня и аффиксов (суффиксы, префиксы, окончания).

Языкознание в Древнем Риме (Варрон (1 в. н. э.), Донат (94 в. н. э.), Присциан(6 в. н.э.).)

Римские ученые развивали основные положения александрийской школы на почве латинского языка. Значение римского языкознания определяется не теоретическими достижениями, а той важной практической ролью, которую играла классическая латынь в то время.

Сходство грамматики греческого и латинского языков утвердило мнение, что грамматические категории универсальны.Известны грамматики Доната (4 в.) и Присциана (6 в., в 18 книгах), которые описывали не современный язык (уже начинающий разделяться на современные романские), а классическую латынь (язык Цицерона и Вергилия) 1 в. до н. э. Грамматика Элия Доната более тысячи лет служила основным учебником латыни в Европе.

Из римских языковедов следует отметить прежде всего следующих:

Марк Варрон (116-27 гг до н.э.), автор работ "О латинском языке" (О латинской грамматике в 25 книгах, из которых дошло 6), "О сходстве слов", "О происхождении латинского языка",

Присциан (VI в.), "Курс грамматики',' и др.

В римском языкознании впервые появились работы, посвященные сопоставительному изучению греческого и латинского языков. Сопоставляя латинский язык с греческим,Варрон обосновал наличие в латинском языке отложительного падежа (аблатива).

Палемон впервые в античном языкознании выделил междометие качестве самостоятельной части речи – слова, которые не имеют никакого отчетливого содержания, но обозначают душевное состояние.. Он внес значительный вклад в создание латинской лингвистической терминологии.

К особенностям греко-римской грамматической традиции следует отнести то, что ученые занимались изучением только греческого и латинского языков, а также то, что в своих грамматических теориях они в значительной степени зависели от философии, логики. Но вместе с тем не следует забывать, что "грамматическая система Европы вплоть до XIX в. основывалась на лингвистическом учении греков в его измененном на римской почве виде"

Поле падения Рима в 476 г. греко-римское языкознание еще продолжает свое существование в ряде центров, в частности, в Константинополе. Оно канонизируется в Европе и вплоть до 19 века оказывает определяющее влияние на европейскую науку о языке.

Александрийцы сделали грамматику самостоятельной дисциплиной, они накопили грамматический материал и установили основные категории имени и глагола. Греки заложили основы фоне-тики, морфологии, синтаксиса, этимологии; они определили слово и предложение, установили части речи и т. п. В грамматических работах греков и римлян были и крупные недостатки. Зависимость их учения от философии часто приводила к смешению логических и грамматических категорий. Они не занимались изучением других языков, кроме греческого и латинского, считая все прочие языки варварскими. Причем и попытки сопоставления греческого и латинского языков остались в зародыше. В античную эпоху отсутствовал исторический подход к языку, не было понимания того, что звуки и формы языка подвергаются изменению во времени.

В работах других ученых, связанных с философской школой стоиков, уже устанавливается 5 частей речи: глагол, союз, член (артикль), имя собственное и имя нарицательное, уточняется понятие падежа. В этот период зарождается одна из первых лингвистических дисциплин – этимология, первоначально наука об истинном значении слова.

Однако труды александрийских ученых более известны по их изложениям в трудах римлян: Марка Терренция Варрона, Доната, Присциана, которые не только занимались приложением принципов александрийской грамматической системы к латинскому языку, но и разработали ту грамматическую терминологию, которая благодаря популярности грамматик Доната и Присциана широко распространилась в Европе, так как латынь долгое время использовалась как международный язык науки.

Если Аристотель еще не выделял грамматику как особую науку, то римский ученый Марк Теренций Варрон (116-27) в своих лингвистических работах опирался уже на достаточно богатую к его времени грамматическую традицию. Он предпринял наиболее серьезную попытку собственно лингвистического применения ономасиологического подхода к изучению языка. Факты современного языка римский грамматист стремился объяснить в связи с тем, как они возникли в языке. Отправным пунктом такого рода объяснений при этом он делал внеязыковое содержание, от которого он продвигался к языковым формам его выражения. В отличие от своих предшественников Варрон исследовал проблему происхождения языка не только на уровне словообразования, но также и на уровне формообразования (словоизменения). Иначе говоря, он стремился показать не только процесс создания новых слов, но и процесс образования новых словоформ.

К словообразованию и формообразованию Варрон подходил с исторической точки зрения. Ему принадлежит теория этимологического анализа, которую он построил на предостережениях, которые, по его мнению, связаны с полным исчезновением некоторых слов из языка; с изменением звуковой стороны у отдельных слов; с появлением нового значения у того или иного слова при утрате старого, с наличием заимствованной лексики; с ошибками тех, кто создавал первые слова. Варрон называл словообразование произвольным склонением и противопоставлял его формообразованию – естественному склонению.

У Варрона мы находим первую попытку структурно-ономасиологической классификации слов по частям речи. Он делил все слова на четыре класса – имена (их объединяет наличие падежа), глаголы (их объединяет наличие времени), причастия (их объединяет наличие падежа и времени) и прочие слова, у которых нет ни падежа, ни времени. На первый взгляд кажется, что перед нами обычная классификация частей речи, которая предполагает в качестве исходных некоторые логические категории, позволяющие объединять в один класс разные части речи. Более удачными были попытки римского ученого применить ономасиологический подход к изучению частных морфологических категорий. Так, сопоставляя категории пола и рода, он обращал внимание, что в латинском языке нет строгой регулярности в средствах выражения пола.

В античности был популярен спор между представителями двух полярных направлений – аналогистами и аномалистами. Первые считали, что в языке господствует упорядоченность, признаком которой является аналогия, то есть сходство между однотипными языковыми формами. Аномалисты, напротив, считали, что в языке больше различий, исключений из правил, ошибок. К аналогистам принадлежали представители александрийской филологической школы, Марк Теренций Варрон, Эий Донат, к аномалистам – филологи, жившие в г. Пергаме.

Читайте также: