Заповедник это кратко для детей

Обновлено: 02.07.2024

Более 15 лет работы сайта "Мой детсад". Авторы – профессиональные учителя со всего СНГ. Более 2 000 уникальных методик для детского сада и школы. Суммарно сайт оценило около 100 000 воспитателей. В итоге более 1 млн. счастливых детей.

Конспект занятия в старшей группе детского сада.

Цель: познакомить детей с заповедниками Кузбасса и Красной книгой; растениями и животными, занесенными в нее; формировать бережное отношение к родной природе.

Материалы: иллюстрации солнышка, воздуха, воды, ягоды, гриба, пчелы и рыбы. Карта Кемеровской области, перечень заповедников в Кузбассе. Изображения животных и растений, занесенных в Красную книгу Кемеровской области. Атлас мира. Папка для создания Красной книги.

1.Воспитатель: природа имеет важное значение в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, подскажут загадки:

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет.(солнце)

-Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он – невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (воздух)

-А без воздуха мы можем прожить?

Подмигнет тебе украдкой

Из травы фонарик сладкий.(ягода)

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке.(гриб)

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком

И поделится медком.(пчела)

Блещет в речке чистой

-Солнце, воздух, вода, грибы, пчела, рыба, и все это – природа. Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека.

2.-А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы? (люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и др.)

-А всегда ли человек помогает природе? А может ли человек губить природу? (загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных и др.)

-Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В истории человечества встречается много примеров, когда человек не учитывал законы развития природы, наносил огромный вред растительному и животному миру и целым экологическим системам. С лица Земли стали исчезать многие виды живых существ. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники. Что же такое заповедник?

Заповедник – это место, где природа живет по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды. Грибы, деревья, кустарники, звери, птицы, насекомые, рыбы.

В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных. В заповедник приходят только на экскурсию. Где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.

-Ребята, а вы знаете, что в нашем родном крае – Кузбассе – тоже есть заповедники?

Заповедники – это островки спасения природы от человека. Заповедники – это наше богатство, золотой фонд нашей страны, которым каждый из нас может гордиться.

Стремительно вникая в опыт древних

И постигая суть его корней,

Я стойкости учился у деревьев,

А ловкости и силе – у зверей.

У птиц учился чувствовать свободу,

У рыб – сосредоточенно молчать.

Поэтому обязан я природу

От всех врагов достойно защищать.

-Ребята, а как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу? (ответы детей).

-Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.

-Ребята, на Земле очень много разных животных. Есть такие, которых мы видим каждый день в нашем доме. Каких?

-Есть такие, которые живут в лесах родного края. Какие?

-Есть такие, которые живут в дальних странах. Какие?

-Есть такие, которые можно увидеть только в зоопарке. Каких?

-Есть такие, которых на Земле очень мало. Их так и называют – редкие животные.

-Почему их называют редкими? (редко встречаются, люди уничтожили, исчезли из-за перемены климата и загрязнения окружающей среды и др.)

-Редкие животные и растения охраняются законом. Но люди часто нарушают этот закон. Человек порой бывает жесток по отношению к животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей: из шкур тигров и гепардов шьют шубы, из кожи крокодилов делают обувь и сумки, ремни и портфели; слонов убивают для того, чтобы из бивней сделать дорогие украшения; моржей убивают потому, что у них съедобное мясо, а из клыков делают красивые сувениры. Постепенно животных остается все меньше и меньше. Задумались люди: как же остановить это безумие.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

-И вот в1960-х ученые решили издать Красную книгу. Почему именно Красную? Потому что красный цвет – это цвет надвигающейся опасности. Внимание! Остановись. Оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся ее щедростью?

Человек неразрывно связан с растительным и животным миром. Потеря какого-нибудь вида животного или растения ведет за собой разрыв звена в цепочке природных процессов. Исчезает одно – болеет другое – умирает третье.

В Красную книгу Кемеровской области занесены (показ иллюстраций): кабарга, выдра, бобр, беркут, сапсан и др.(см. приложение 2)

Наряду с животными, в Красную книгу занесены и растения: адонис, пион Марьин корень, чилим (орех водяной), тополь черный и др.(см. приложение 3)

-Ребята, мы с вами сделаем свою Красную книгу, которая будет находиться у вас в группе. Будем пополнять ее картинками, иллюстрациями, чтобы каждый запомнил растения и животных на тревожных страницах Красной книги.

  1. Мы узнали на этом занятии, что есть Красная книга, в которой перечислены редкие животные и растения. Если их не сберечь, то они исчезнут. Но не забывайте, бережно нужно относиться ко всей природе. Так давайте дружить так, как говорится в стихотворении:

Дружить друг с другом,

Как птица с небом,

Как травы с лугом.

Как ветер – с морем.

Поля – с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами!

К тому стремиться,

Чтоб нас любили

И зверь, и птица

Как самым верным своим друзьям.

Во всей Вселенной

Во всей Вселенной

Что будет делать

Список использованной литературы:

Свидетельство о публикации

Свежие записи

Воздух и его свойства

Конспект НОД в средней группе (открытое занятие) Подготовила и провела: воспитатель Федорова Татьяна Анатольевна, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ …
Читать

Детский проект Подготовлено: руководитель проекта Ляхова Ольга Николаевна, воспитатель МДОУ Новоспасский детский сад №6 Ульяновской области. Введение Автор работы Арсений …
Читать

Конспект логопедического занятия для детей ОНР Цель: Вызвать у детей интерес к окружающему миру, расширять знания и представления о профессиях …
Читать

Формирование партнерских отношений с родителями

Цель: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимоотношении с родителями. Задачи: Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с родителями; Содействовать повышению уверенности в …
Читать

“День защитника Отечества”

Сценарий физкультурного праздника для подготовительной группы Подготовила Коба Вера Геннадьевна, инструктор по физической культуре ГБДОУ дс №135 Невского района, г …
Читать

Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт

Мы – знатоки природы

Экологическая викторина для детей среднего дошкольного возраста Авторы: воспитатели Н.И. Богданова, Н.И. Резникова, М.В. Кузьменко Цели и задачи: Расширять кругозор …
Читать

Приключения Незнайки

Конспект прогулки с детьми старшей группы Автор: Кузнецова Анастасия Станиславовна, воспитатель, МАДОУ Детский сад № 15 “Звездочка” Цель прогулки: Формирование …
Читать

Лесные жители

Веселые фигуры

Цель: познакомить детей с заповедниками нашего края; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.

Воспитатель: «Природа для нас – кладовая солнца с великими сокровищами…

Природа имеет важное значение в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, подскажут загадки.

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет.

Воспитатель: Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?

(Ответы детей).

Воспитатель: Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он - невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

Воспитатель: А без воздуха можем мы прожить?

(Ответы детей).

Подмигнет тебе украдкой

Из травы фонарик сладкий.

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке.

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком

И поделится медком.

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой. (рыба)

Воспитатель: Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, пчела, рыба все это - природа. Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека.

-А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы?

Воспитатель: А как человек помогает природе?

(Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.)

Воспитатель: А могут ли люди погубить природу?

Ответы детей. (Загрязняют реки, вырубают леса, отлавливают животных и т. д.)

Воспитатель: Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся, нанося огромный вред растительному и животному миру и целым экологическим системам. С лица земли стали исчезать многие виды животных и растений, которые мы можем увидеть в Красной книге.

Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки.

Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники.

Воспитатель: Что же такое заповедник? (Ответы детей).

Воспитатель: Заповедник - это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы.

В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных.

В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.

-Ребята, а вы знаете, что в нашем районе четыре особо охраняемых природных территорий.

На этих территориях охраняются различные виды животных, птиц, рыб, растений.

(показ иллюстраций)

• Гусиный лук зернистый,

• Западносибирский речной бобр,

Заповедник - это островки спасения природы от человека. Заповедник – это наше богатство, золотой фонд нашей страны, которым каждый из нас может гордиться.

Стремительно вникая в опыт древних

И постигая суть его корней,

Я стойкости учился у деревьев,

А ловкости и силе - у зверей.

У птиц учился чувствовать свободу,

У рыб - сосредоточенно молчать.

Поэтому обязан я природу

От всех врагов достойно защищать.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.

Для этого нужно запомнить несколько правил :

1. На природе запоминать увиденное.

2. Ходить по тропинкам.

3. Не ломать ветки деревьев.

4. Не топтать цветы, травы.

5. Не кричать, не включать громко музыку.

6. Не разорять птичьих гнезд.

7. Не ловить насекомых.

8. Не разрушать грибницы.

9. Не ловить мальков и лягушек.

10. Не ломать паутинки.

11. Не разжигать костров.

12. Не разорять муравейники.

Особо охраняемые природные территории

Одной из основных задач заповедника является экологическое просвещение населения, пропаганда биологических, экологических знаний и заповедного дела. В заповеднике обитают 38 видов млекопитающих, 209 видов птиц, 15 видов рыб.

Заказник создан с целью сохранения и воспроизводства нуждающихся в охране диких животных вместе со средой их обитания. На территории заказника выявлено 390 видов растений, 42 вида млекопитающих, 183 вида птиц, 14 видов рыб.

Памятник природы создан с целью сохранения особо ценных природных ландшафтов, поддержания естественного гидрологического режима озера Рани-Тур, сохранения и воспроизводства, нуждающихся в охране диких животных вместе со средой обитания, а так же для поддержания общего экологического баланса Кондо-Сосьвинского региона. Озеро Рани-Тур одно из немногих крупных озер в Советском районе.

Тебердинский государственный природный биосферный заповедник Тебердинский заповедник существует с 1936 года. Заповедник высокогорный и занимается охраной Тура-кавказского и других животных. Так же.

Цель: познакомить детей с заповедниками нашей страны; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.

Ход занятия

Воспитатель говорит детям, что природа имеет важное значение в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, подскажут загадки.

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет. (солнце)

- Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он - невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (воздух)

- А без воздуха можем мы прожить?

Подмигнет тебе украдкой

Из травы фонарик сладкий. (ягода)

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке. (гриб)

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком

И поделится медком. (пчела)

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой. (рыба)

- Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, пчела, рыба, и все это - природа. Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека.

-А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы? (Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.)

- А всегда ли человек помогает природе? А может ли человек губить природу? (Загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных и т. д.)

- Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В истории человечества встречается много примеров, когда человек не учитывал законы развития природы, наносил огромный вред растительному и животному миру и целым экологическим системам. С лица земли стали исчезать многие виды живых существ.

Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки.

Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники. Что же такое заповедник? Заповедник - это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы.

В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных.

В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.

- Ребята, а вы знаете, что в нашем родном крае под Воронежем находится и охраняется государством один из самых старейших заповедников - Воронежский заповедник?

- Это чудный лесной островок в степи, где живет много животных и растет много растений.

- На эмблеме Воронежского заповедника изображены две фигуры животных. Отгадайте, кто это.

Строят дом среди реки.

Если в гости кто придет,

Знайте, что из речки вход. (бобры)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (олень)

- Правильно, ребята, это фигуры оленя и бобра. Своим созданием и существованием заповедник обязан прежде всего бобрам. Причиной исчезновения зверьков была неограниченная охота на них из-за красивого, прочного, а потому дорогого меха. Бобры являются великолепными строителями.

Посмотрите на бобра:

Без пилы, без топора

Валит он в лесу осину,

Строит в заводи плотину.

Зубы крепкие бобра

Олени собираются в стада, ночью можно услышать их рев. Они кочуют по лесу, выходят на поля, вместе выбирают место отдыха.

Богат растительный и животный мир этого живописного уголка природы. В лесу рядом с сосной, березой и осиной рас тут дубы, клены, ясени. У подножья деревьев зеленеет ковер самых различных трав.

Очень много здесь и других животных - горностаев, норок, лисиц, куниц, хорьков, белок, зайцев.

Заповедники - это островки спасения природы от человека. Заповедники - это наше богатство, золотой фонд нашей страны, которым каждый из нас может гордиться.

Стремительно вникая в опыт древних

И постигая суть его корней,

Я стойкости учился у деревьев,

А ловкости и силе - у зверей.

У птиц учился чувствовать свободу,

У рыб - сосредоточенно молчать.

Поэтому обязан я природу

От всех врагов достойно защищать. (П. Сергеев)

- Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу? (Ответы детей).

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: форми­ровать у дошкольников ответственное и бережное отношение к родной природе.

- познакомить детей с заповедниками ЕАО;

- обогащать словарь детей, развивать связную речь;

- развивать познавательный интерес к природе родного края;

- воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.

1. Вводная часть. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня такой прекрасный день!

Встали дети дружно в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Заниматься мы начнем.

2. Основная часть.

Воспитатель: Природа имеет важное значение в жизни каждого человека, ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, вам подскажут загадки.

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит.

И не пекарь, а печет. (солнце)

- Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он — невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (воздух)

- А без воздуха можем мы прожить?

Подмигнет тебе украдкой

Из травы фонарик сладкий. (ягода)

Стоял на крепкой ножке.

Теперь лежит в лукошке. (гриб)

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком

И поделится медком. (пчела)

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой. (рыба)

- Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, пчела, рыба, и все это — природа. Человека окружает природа, от природы зависит наша жизнь.

- А как вы думаете, ребята, oт человека зависит красота природы?

(Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.)

- А всегда ли человек помогает природе? А может ли человек губить природу?

(Загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных и т. д.)

- Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В истории человечества встречается много примеров, когда человек не учитывал законы развития природы, наносил огромный вред растительному и животному миру и целым экологическим системам. С лица земли стали исчезать многие виды живых существ.

- Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники.

- Что же такое заповедник? Заповедник — это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы. В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных. Туда приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.

- Зима в наших краях суровая и малоснежная с преобладанием ясной погоды, лето сопровождается обильными осадками. Самый холодный месяц – январь. Самый теплый месяц – июль. На высоких склонах гор растут в основном ельники с пихтой, встречаются пробковое дерево, маньчжурский орех, дикий виноград, жимолость. В южных и западных районах распространены дубняки, лиственичники, березняки, липняки. На равнинах - луга и моховые болота.

- В заповеднике отмечены редкие виды, занесенные в Красные книги России и ЕАО растения – адонис амурский, башмачок крупноцветковый, актинидия коломикта, сосна корейская, лихнис сверкающий и другие.

- На водоемах области летом зацветает лотос Комарова. Огромные темно-розовые лепестки цветов, размером с детскую ладонь, красиво стоят над гладью воды. На территории нашей области известно четыре места произрастания лотоса Комарова. Все они имеют статус охраняемых территорий-памятников природы. Это два озера под названием Лебединое в Биробиджанском и Октябрьском районах, озеро Утиное, также в Октябрьском, и мелкие безымянные озера в Смидовичском районе. К середине августа у лотосов опадают лепестки, оставляя посередине огромных листьев конические коробочки с семенами для продолжения жизни.

- На территории заповедника Бастак много млекопитающих, к которым относятся бурозубка, косуля, колонок, бурундук. Часто встречаются изюбрь, соболь, кабан, бурый медведь и гималайский медведь. Живут в заповеднике и птицы. В различных частях заповедника можно встретить такие редкие виды, как беркута, черного журавля, скопу, мандаринку, хохлатого осоеда. Особая гордость заповедника – это дальневосточные аисты.

t1604211540aa.jpg

На эмблеме заповедника Бастак изображена фигура животного. Отгадайте, кто это?

Трав копытами касаясь.

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко.

Рога раскинув широко. (лось)

- Правильно, ребята, это фигура лося.

- Ребята, предлагаю немного отдохнуть.

На полянку вышли лоси (скрестить руки и поднять их над головой)

Дружная семья: (головой (пальцы прямые, раздвинуты),

Папа лось идет с рогами, (шагают на месте, высоко поднимая колени)

А лосенок с рожками; (на месте переступают с носочка на носочек (отрывая от пола только пятки), указательные пальцы обеих рук приставляют ко лбу (рожки);

А лосенок – ножками. (повторяют шаги лосенка).

Воспитатель: Присаживайтесь на свои места, продолжим нашу беседу.

- Заповедники — это островки спасения природы. Заповедники — это наше богатство, золотой фонд нашей страны, которым каждый из нас может гордиться.

Стремительно вникая в опыт древних

И постигая суть его корней,

Я стойкости учился у деревьев,

А ловкости и силе — у зверей.

У птиц учился чувствовать свободу,

У рыб — сосредоточенно молчать.

Поэтому обязан я природу

От всех врагов достойно защищать. (П. Сергеев)

- Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу? (Ответы детей).

- Правильно, охранять родную природу надо в любом месте. Вы знаете как нужно себя вести в лесу, парке, на лугу?

(Дети называют правила поведения и выставляют на мольберте знаки

- Ходить по тропинкам.

- Не ломать ветки деревьев.

- Не топтать цветы, травы.

- Не кричать, не включать громко музыку.

- Не разорять птичьих гнезд.

- Не ловить насекомых.

- Не разрушать грибницы.

- Не ловить мальков и лягушек.

- Не разрывать паутинки.

- Не разжигать костров.

- Не разорять муравейники.

3. Рефлексия.

(дети передают мяч друг другу, и отвечают на вопрос воспитателя)

- Что ты сегодня узнал нового?

- Что же такое заповедник?

- Для чего нужны заповедники?

- Назови заповедники нашей области.

- Фигура какого животного изображена на эмблеме заповедника Бастак?

- Что ты знаешь о Красной книге?

- Назови редкие растения, занесенные в Красную книгу нашей области.

- Назови животных, которых охраняют в заповеднике Бастак.

-Ребята, вам понравилось занятие? Пожалуйста, возьмите смайлики, отражающие ваше настроение, и покажите мне. Хорошо! Что еще вам бы хотите узнать о природе нашего края?

Читайте также: