Западноевропейская культура 18 века кратко самое главное

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Европейское Искусство и Музыка XVIII века.
Плетухина Елена Сергеевна
учитель Истории и Обществознания

Портрет Людовика XV

Огромное значение для развития прогрессивных идей культуры XVIII века имело французское Просвещение. Религия, понимание природы, общество, государственный порядок — все было подвергнуто самой беспощадной критике: все должно было предстать пред судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него. Французские просветители, начиная с Ж. Мелье, Монтескье, Вольтера, Руссо и кончая энциклопедистами во главе с Дидро, плеяда писателей, в числе которых были Лесаж, Прево, Мариво, Бомарше, и мастеров изобразительного искусства в лице Ватто, Шардена, Латура, Пигаля, Буше, Греза, Фрагонара, Гудона, Давида распространили французскую культуру и французское искусство по всей Европе, придав им ту своеобразную и неувядаемую прелесть и ценность, которые пленяют и не могут не интересовать современников до наших дней.
Дидро

Вольтер
Монтескье
Лесаж Ален Рене
ЖАК ЛУИ ДАВИД
Гудон, Жан-Антуан

Мастера изобразительного искусства XVIII века состояли в гораздо более тесном контакте со зрителями и критиками, чем в прошлом. От них требовали, чтобы их работы служили средством развлечения, призывали наслаждаться жизнью. Наиболее яркими мастерами, характерными для игриво-кокетливой, праздничной, декоративной живописи, господствовавшей в придворном искусстве в первой половине XVIII века во времена Регентства и недолгого царствования Людовика XV, были изысканно нарядный Франсуа де Труа (1679—1752), декоративно чувственный Франсуа Лемуан (1688—1737), грациозный Шарль Натуар (1700—1777), изящный Шарль Антуан Куапель (1694—1752), манерный и малоестественный Карл Ванлоо (1705— 1765) и самый крупный художник искусства рококо Франсуа Буше (1703—1770).

Жан Франсуа Де Труа
Шарль Жозеф Натуар.

Шарль Антуан Куапель
Карл Ванлоо
Франсуа Буше

Таким образом, начиная с середины XVIII столетия и особенно во второй половине века, изобразительное искусство все более меняется, обращаясь к поискам более правдивых, реалистических образов.
Конец XVIII века характеризуется Французской буржуазной революцией 1789—1794 годов и началом нового периода в истории Европы.
В изобразительном искусстве это время ознаменовано господством классицизма; наиболее яркий и передовой художник революции Луи Давид утверждал суровые и мужественные идеалы борьбы за общественный долг, за свободу личности. Его энергичный художественный язык был лаконичным и сдержанным. Он выражал чувства патриотизма и гражданской доблести.

Век Просвещения, век развития интеллектуальной мысли не мог не интересоваться выражением в искусстве индивидуального, психологического. Мастерские, проникновенные портреты, исполненные Латуром и Перронно, Шарденом и Аведом, Хогартом, Рейнольдсом и Гейнсборо, Грезом и Гисланди повлияли на развитие портрета в XIX веке. Без тех правдивых, поэтичных и непосредственных изображений природы, которые дали пейзажисты XVIII века, такие, как Ж. Верне и Г. Робер, Каналетто и Гварди, Фрагонар и Гейнсборо, немыслимы также и достижения пейзажной живописи XIX века.
И, наконец, неоспорим вклад, внесенный Шарденом и Грезом, Хогартом и Ходовецким, Креспи и Бонито в развитие реалистической жанровой живописи, которая получит столь широкое распространение лишь в последующее столетие. Таким образом, мы видим, что XVIII век принес много нового в изобразительное искусство Западной Европы как со стороны развития техники живописи, так и дальнейшей разработки различных жанров в искусстве. Помимо успехов, достигнутых многими отдельными художниками, нельзя не отметить и тех факторов, которые оказали положительное влияние на организацию художественного воспитания.
Восемнадцатое столетие характеризуется повсеместным созданием Академий художеств, учреждений, объединявших крупнейших мастеров изобразительного искусства и подготовлявших молодых художников.
В 1697 году была создана Академия в Дрездене.
В 1699 — в Берлине.
В 1726 — в Вене.
В 1754 — в Копенгагене.
В 1755 — в Венеции.
В 1758 — в Петербурге.
В 1768 — в Лондоне.

В 17–18 вв. центр музыкального профессионализма перемещается из церкви во дворцы королей и вельмож, а к середине 18 в. – в публичные городские учреждения: оперные театры, концертные площадки на открытом воздухе, музыкальные общества, учебные заведения.
19 в. - эпоха инструменталистов-виртуозов, часто заслонявших славой и популярностью фигуры композиторов. Многие композиторы того времени получали известность прежде всего как выдающиеся исполнители, покорявшие публику изумляющей виртуозностью и пылким темпераментом.

Современников восхищала непревзойдённая игра Баха на органе. Однако постоянно слыша в свой адрес восторженные отзывы, Бах неизменно отвечал:
- Моя игра не заслуживает такого возвышенного внимания и похвал, господа мои! Ведь мне только и нужно-то всего-навсего попадать пальцами по надлежащим клавишам в определенное время - и тогда инструмент играет сам.

Третье важнейшее для истории музыки имя – Людвиг ван Бетховен(1770-1827). Он творил на рубеже 18 и 19 веков во всех существовавших тогда музыкальных жанрах, включая оперу, балет, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Бетховен считается первым представителем романтизма в классической музыке.
Сонаты для фортепиано -"Лунная ", " Патетическая’’
Опера - "Фиделио "
Симфонии -"Героическая "

Одним из наиболее выдающихся произведений композитора считается 9-я Симфония, однако немногим известно, что Бетховен создал её будучи совершенно глухим.

Новое время включает в себя XVII--XIX вв. и начинается с эпохи Просвещения. Промышленным переворотом в Англии XVIII столетия и Французской буржуазной революцией 1789 - 1794 годов было положено начало эпохе капитализма в Европе. Просвещение - необходимая ступень в развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни и стремящейся бесповоротно встать на путь научно-технического и социального прогресса.

Просветители выступали за равенство всех перед законом, права каждого на обращение в высшие органы управления, лишения Церкви светской власти, неприкосновенности собственности, очеловечивании уголовного права, поддержки науки и техники, свободы печати, аграрной реформы и справедливого налогообложения. Камнем преткновения во всех просветительских теориях была вера во всесилие разума.

В разных странах эпоха Просвещения наступила не в одно и то же время. Первой в новую эру вступила Англия -- в конце XVII века. В середине XVIII века

центр нового мышления переместился во Францию. Просвещение явилось завершением мощного революционного всплеска, захватившего ведущие страны. Были мирные революции: промышленная -- в Англии, политическая -- во Франции, философско-эстетическая -- в Германии. Мир изменился до неузнаваемости.

Великая промышленная революция в Англии и великая французская революция послужили предвестником нового порядка вещей, при котором движущей силой развития общества выступают научные и культурные идеи, а главным субъектом исторических преобразований является интеллигенция. Ни одно крупное событие в Европе не проходило без руководящей роли или непосредственного участия именно этого слоя населения. Просвещение создало новый тип людей-- интеллигентов, людей науки и культуры. Они образовались из всех слоев общества, прежде всего из сословия, вышедшего на арену истории и заявившего о себе в искусстве. Успехи Просвещения стали возможными потому, что на историческую сцену вышла еще одна мощная социальная сила -- класс буржуазии, который сыграл в интеллектуальной истории Европы двойственную роль: с одной стороны, буржуазия, привлекая в свои ряды людей энергичных, предприимчивых и интеллектуальных, выступила основным поставщиком культуры, с другой стороны, ссужая деньги, она навязывала интеллигенции свои узкоутилитарные, приземленные цели и идеалы, которым часто приходилось соответствовать интеллигенции. Буржуазия поддерживала и приземляла культуру одновременно. Итог всего - на исторической сцене появился новый тип культуры - массовая культура, которую нередко именуют вульгарной, пошлой, буржуазной. Иначе быть не могло: аристократия и дворянство давно уже имели свою собственную культуру -- высокую культуру, еще раньше народ создал свою форму культуры, народную, и только буржуазия оставалась не у дел. Таким образом, можно считать, что завершением эпохи Просвещения явилось, с культурологической точки зрения, возникновение массовой культуры.

В своих высших проявлениях буржуазная культура в XVIII столетии выразила себя через научную идеологию. В философии Просвещение выступало против всякой метафизики, способствуя развитию естествознания и вере в социальный прогресс. Эпоху Просвещения называют еще именами великих философов во Франции -- веком Вольтера, в Германии -- веком Канта, в России -- веком Ломоносова и Радищева.

2. Стиль мышления эпохи и система ценностей западноевропейской культуры, как отражение абсолютизма, утверждение капитализма и прогресса научного знания. Феномен просвящения

Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы жизни. Просвещение выразило себя в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Это прежде всего цели и идеалы Просвещения -- свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм -- как политических, так и религиозных. Просветители происходили из разных классов и сословий: аристократии, дворян, духовенства, служащих, представителей торгово-промышленных кругов.

В каждой стране просветительское движение носило отпечаток национальной самобытности. В Англии философская программа Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком, провозгласившим свод неотчуждаемых прав человека: права на жизнь, свободу и собственность. Отвергая существование врожденных идей, он утверждал, что все человеческое знание проистекает из опыта, а в воспитании решающим фактором выступает среда.

Другой английский просветитель XVII века Томас Гоббс увидел в геометрии и механике идеальные образцы научного мышления, а на природу смотрел как на совокупность протяженных тел, различающихся величиной, фигурой, положением, а не как вместилище божественного разума. Немалая заслуга в развитии нового взгляда на мир принадлежит шотландскому философу, историку, экономисту и публицисту Дэвиду Юму, обновившему науку о нравственности.

По Юму, мотивы поступков, в конечном итоге обусловливаются психологическими особенностями людей. Другой великий мыслитель - экономист Адам Смит, положивший основу классической политэкономии. Просвещение во Франции связано с именами Вольтера, Жан-Жака Руссо, Дени Дидро, Шарля Луи Монтескье, Поля Анри Гольбаха и др. Французский просветитель, правовед и философ Монтескье страстно выступал против абсолютизма, стремился вскрыть причины возникновения того или иного государственного строя, анализировал различные формы государства и формы правления.

На литературном поприще Вольтер проявил себя во всех жанрах -- в трагедии, стихах, исторических сочинениях, философих романах, сатирических поэмах, политических трактатах и статьях. Целый этап просветительского движения Франции связан с именем великого французского писателя и философа Ж.-Ж. Руссо, который впервые сформулировал главную тему своей социальной философии -- конфликт между современным обществом и человеческой природой. Он утверждал, что хорошие манеры не исключают расчетливого эгоизма, а науки и искусства удовлетворяют не коренные потребности людей, но их гордыню и тщеславие.

Руссо обрушился на современную систему воспитания, упрекая ее за недостаток внимания к внутреннему миру чело века, пренебрежение к его естественным потребностям. Руссо изложил теорию врожденных нравственных чувств, главным из которых он считал внутреннее сознание добра. Задачей воспитания он провозгласил защиту нравственных чувств от разлагающего влияния общества. Руссо выступал против социального неравенства и деспотизма властей. Государство, согласно Руссо, может возникнуть только в результате договора свободных людей. Заключая общественный договор, люди поступаются частью своих суверенных прав в пользу государственной власти, охраняющей их свободу и выражающей их общую волю.

Центральный принцип этики Канта, основанной на понятии долга - категорический императив. Учение Канта об антиномиях теоретического разума сыграло определяющую роль в развитии европейской и мировой философии. Специалисты считают, что Кант произвел настоящую революцию в философии и социальных науках. Его современник Готхольд Эфраим Лессинг поэт, драматург, теоретик искусства, литературный критик, философ явился основоположником немецкой классической литературы.

Век Просвещения проходил в Европе под знаком научных открытий и философского осмысления перемен в обществе, которые должны были принести народам свободу и равенство, уничтожить привилегии Церкви и аристократии.

Открытия XVII века в области естественных наук подтверждали мысль о том, что разум и научные методы позволяют создать истинную картину мира. Казалось, мир и природа организованы в соответствии со строгими и абсолютными законами. Вера в авторитеты уступила место последовательному скептицизму. Традиционную сословную структуру общества должна была сменить новая форма государства, основанная на власти разума и закона.

3. Художественная культура XVII - XVIII в.в. Особенности стилей барокко, рококо и классицизма, их проявление в различных видах искусства

Эпоху Просвещения характеризует противостояние двух стилей-антагонистов - классицизма, и возникшего как реакция на него романтизма. Классицизм основан на рационализме и возвращении к идеалам античности. Романтизм исповедует чувственность, сентиментализм, иррациональность. Сюда же можно добавить третий стиль - рококо, который возник как отрицание академического классицизма и барокко. Классицизм и романтизм проявили себя во всем -- от литературы до живописи, скульптуры и архитектуры, а рококо -- в основном только в живописи и скульптуре. Рассмотрим подробнее основные стили, господствующие в XVII - XVIII в.в., их особенности и проявление.

Слово классицизм происходит от лат. classicus -- образцовый. Основывается на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремится к выражению возвышенных идеалов, к симметрии и строгой организованности, логичным и ясным пропорциям, к гармонии формы и содержания литературного, живописного или музыкального произведения.

Основой теории классицизма был рационализм, опиравшийся в философскую систему Декарта. Принципы предопределили взгляд на художественное как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственных восприятий.

Предметом искусства классицизма провозглашалось только прекрасное и возвышенное. Эстетическим идеалом служила античность. Наиболее ярко классицизм представлен работами французских живописцев и скульпторов II. Пуссена, К. Лоррена, Ж.-Л. Давида, Энгра и Э.М. Фальконе. Темы полотен разнообразны: мифология, история, Ветхий и Новый Завет. Герои -- люди сильных характеров и величественных поступков, высокого чувства долга. Пуссен явился создателем классического идеального пейзажа в его героическом виде.

Стены обильно украшены лепниной, ажурным орнаментом, позолотой и мелкой пластикой, декоративными тканями, бронзой, зеркалами. Хрустальные люстры, изящная мебель с инкрустацией дополняли впечатление праздника. Мир миниатюрных форм нашел свое главное выражение в прикладном искусстве -- в мебели, посуде, бронзе, фарфоре. На смену ей шла буржуазия с новыми, более упрощенными интересами и грубыми художественными вкусами. Дворянская эпоха уходила красиво, создав неподражаемый стиль утонченной изысканности. В это время, т. е. со второй половины XVII столетия, Франция и королевский двор прочно и надолго занимают ведущее место в художественной жизни Европы. Искусство и архитектура рококо отличались особой образностью и оригинальностью.

Отвергнув принцип классицистической декоративности, новый стиль предложил взамен образ элегантной фривольности. Наибольшего блеска это искусство достигло во Франции. Людовик XIV(1643--1715) отошел от торжественной пышности барокко ради более непринужденного и гедонистического искусства. Были отвергнуты и строгие правила академического классицизма последователей Пуссена: придворная аристократия склонялась к темам чувственного удовольствия и любви к роскоши. Выдающимся французским представителем рококо являлся Антуан Ватто (1684--1721). Им создано около 300 картин и рисунков. В бытовых и театральных сценах, галантных празднествах, отмеченных изысканной нежностью красочных нюансов, трепетностью рисунка, он воссоздал мир тончайших душевных состояний.

Художественным завершением Позднего Ренессанса явилось барокко. Его можно считать переходным этапом от эпохи Возрождения к эпохе Просвещения. В моду вошла Древность. Погоня за экстравагантностью стала для художников самоцелью. Термин барокко происходит от итал. bагоссо, что в буквальном переводе означает странный, причудливый) -- одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы конца XVI -- середины XVIII вв. Оно возникло в Италии и распространилось в большинство европейских стран. Воплощая новые представления о вечной изменчивости мира, барокко тяготеет к эффектным зрелищам, сильным контрастам, совмещению иллюзорного и реального, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно -- тенденция к автономии отдельных жанров (гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, В. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Интерьеры барокко украшаются многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство. В живописи (П. Рубенс, А. Ван Дейк) и скульптуре (Л. Бернини) преобладают декоративные многоплановые композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты. При изображении человека предпочитаются состояния напряжения, экзальтации, повышенного драматизма. Великий фламандский живописец, рисовальщик, глава фламандской школы живописи барокко Рубенс проявил себя еще и как ученый-гуманист, философ, археолог, архитектор, выдающийся коллекционер, знаток нумизматики, государственный деятель и дипломат.

По таланту и многогранности дарования, глубине знаний и жизненной энергии Рубенс принадлежит к числу самых блестящих фигур европейской культуры XVII века. Современники называли его королем художников и художником королей.

Рубенс считается одним из самых плодовитых художников в истории живописи. Художник создал свой мир -- мир богов и героев под стать гиперболическим образам Гаргантюа и Пантагрюэля Франсуа Рабле. Известный французский художник XIX века.

Рембрандт прославился как величайший мастер светотени, которой он с успехом пользовался, раскрывая таинственные стороны и внутренний психологизм человеческой души. Принципы барокко преломились в литературе (П. Кальдерой в Испании, Т. Тассов Италии, А. д'Оби- пье во Франции, Симеон Полоцкий, М. В. Ломоносов в России), театре, музыке (Дж. Габриели, Дж. Фрескобальди в Италии, Д. Букстехуде в Германии). На первый план выдвигаются музыкально-театральные жанры (опера). Стремление к драматической экспрессии и синтезу различных видов искусства проявляется и в области культовой музыки (духовная оратория, кантата, пассионы).

Западноевропейская культура XVII -- XVIII вв. во многом обуславливается происходящими в мире событиями, отражает взгляды поколения, существовавшего в так называемую эпоху Нового времени. Существенное влияние на культуру оказала эпоха Просвещения. Просвещение - необходимая ступень в развитии любой страны, переходящей от феодального образа жизни к обществу, где важную роль играет научно-технический и социальный прогресс.

В период с 1689 по 1789 год -- мир изменился до неузнаваемости. В разных странах эпоха Просвещения наступила в разное время. Первой в новую эру вступила Англия -- в конце XVII века. В середине XVIII века центр нового мышления переместился во Францию. Просвещение явилось завершением мощного революционного всплеска, захватившего ведущие страны Запада. Это были мирные революции: промышленная -- в Англии, политическая -- во Франции, философско-эстетическая -- в Германии. Образовался новый тип людей -- интеллигентов, людей науки и культуры. Успехи Просвещения стали возможными благодаря еще одной мощной социальной силе -- классу буржуазии.

В философии Просвещение выступало против всякой метафизики, способствуя развитию естествознания и веры в социальный прогресс. Эпоху Просвещения характеризуют именами великих философов: во Франции -- веком Вольтера, в Германии -- веком Канта, в России -- веком Ломоносова и Радищева. Эпоху Просвещения характеризует противостояние двух стилей -классицизма, основанного на рационализме и возвращении к идеалам античности, и возникшего как реакция на него романтизма, исповедующего чувственность, сентиментализм, иррациональность. рококо, который возник как отрицание академического классицизма и барокко. Классицизм и романтизм проявили себя во всем -- от литературы до живописи, скульптуры и архитектуры, а рококо -- в основном только в живописи и скульптуре.

Основой классицизма стали представления о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремится к выражению возвышенных идеалов, к симметрии и строгой организованности, логичным и ясным пропорциям, к гармонии формы и содержания литературного, живописного или музыкального произведения.

Представителями культуры Просвещения являются: Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Монтескье, К.А. Гельвеций, Д. Дидро во Франции, Дж. Локк в Великобритании, Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, И.В. Гете, Шиллер в Германии, Т. Пейн, Б. Франклин, Т. Джефферсон в США, Новиков, Радищев в России и др..

Цели и идеалы Просвещения -- свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость, также вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм -- как политических, так и религиозных.

Однако идеалы Просвещения в целом отвечали интересам иных социальных сил: новый, рвущийся к власти класс буржуазии провозгласил через своих идеологов-просветителей культ Разума и Природы. Просветители были убеждены в том, что развитие Разума и прежде всего прогресс науки и просвещение народа могут изменить общественную жизнь в соответствии с законами Природы.

Не трудно увидеть, что разрешение духовного кризиса в эпоху рококо было чисто внешним: за праздниками, маскарадами, разгулом скрывались все те же опустошенность и безразличие, паралич воли к преобразованию страны. Европейский мир как бы изживал в культуре эпохи рококо свои последние сословно-патриархальные иллюзии (Дмитриева И. А. Краткая история искусств. М., 1990. С. 236). Но эта культура имела свои положительные стороны: она освобождала искусство от предрассудков, стереотипов, ориентировала его не на абстрактные идеалы, а на вкусы современников. Этот дух скепсиса, иронии, насмешки, пропитавший эпоху рококо, породил ту блестящую легкость и непринужденное остроумие, с которым идеологи Просвещения заговорили о серьезнейших проблемах философии и морали. Эта апелляция культуры рококо к интимному миру человеческих чувств, это умение превратить все вокруг в источник удовольствия, сделать красивое — максимально удобным, полезным — вело к новым эстетическим завоеваниям, подготавливало почву для мощной демократической культуры эпохи Просвещения.

Просвещение и просветители. Энциклопедисты. Идеология Просвещения, зародившись в Англии в XVII в., получила в дальнейшем распространение практически во всех европейских странах. Особую роль она сыграла во Франции, где стала идейной базой назревавшей революции. В этом было главное отличие французских просветителей и от их более консервативных английских предшественников, озабоченных закреплением завоеваний буржуазной революции, и от немецких собратьев, вынужденных долгое время в силу особенностей исторического развития страны лишь теоретически, философски анализировать опыт просветительского движения.

Никогда еще буржуазная культура не выдвигала столь блестящей плеяды публицистов: ярких, остроумных, блестящих и страстных. Они писали столь раскованно и увлеченно, столь убежденно, что сама манера их письма привлекала читателей, хотя отдельные статьи могут показаться легковесными и поверхностными, их сила заключалась не в логической последовательности выводов, а в общем духе свободомыслия. Ведь хотя по своим религиозным, философским, политическим взглядам, социальному происхождению энциклопедисты порой существенно отличались друг от друга, их объединяла ненависть к пережиткам феодально-абсолютистского строя, требование оценки человека по личным заслугам, а не по родовитости и богатству, стремление изменить мир к лучшему, воспитать свободного в суждениях гражданина.

Способствуя распространению научных знаний, совершенствованию системы образования, энциклопедисты повернули общественный интерес в сторону естествознания, а последнее сориентировали на обслуживание материальных интересов, подчинили общественной пользе.

Успехи просветителей в борьбе с религией и церковью не были бы столь значимы, если бы им пришлось бороться с обессиленным противником, но церковь еще прочно держалась на ногах. В 1745 г. выходит указ, по которому грозят смертной казнью за хранение и распространение литературы, подрывающей основы религии; а в 1754 г. то же наказание предусматривается за какое бы то ни было печатное обсуждение вопросов религии; после выхода в свет первых томов иезуиты добиваются запрещения Королевским советом дальнейшей публикации Энциклопедии и конфискации всех рукописей. И только вмешательство всесильной мадам Помпадур позволило продолжить работу над изданием.

Одновременно с ростом знаний во всех областях знания идет популяризация достижений науки, решаются задачи просвещения. Достаточно сказать, что во Франции существовало множество научных и учебных заведений — Академия наук,. Королевский колледж, Школа военных инженеров, Парижская обсерватория и т. д. Академии и университеты возникают во многих провинциях. Одних только университетов перед революцией было более 20. Выпускаются научные труды, журналы, ученые записки, идет активный обмен результатами исследований.

Политические и правовые учения. Воля к прогрессу и вера в добрую природу человека становятся господствующими и в правоведении. Право, основанное на Разуме, правовые принципы, выведенные из природы человека, ценятся превыше всего. Гарантом неотъемлемых прав личности выступает государство.

В объяснении происхождения государства большинство просветителей придерживалось договорной теории.

Столь обстоятельный и повсеместный интерес общественной мысли к вопросам рационального государственного устройства на деле отражал процесс созревания правового сознания буржуазного общества.

Следует отметить, что далеко не все просветители были настроены столь радикально. И легенда, возникшая уже после революции в кругах роялистской и клерикальной эмиграции о мрачных тайных сборищах у Гольбаха, где якобы разрабатывались планы низвержения трона и алтаря, — не имела ничего общего с действительностью. Напротив, большинство просветителей считало, что все задачи общественного преобразования можно решить мирно, на путях пропаганды, потому что Истина — всесильна и свет ее способен рассеять все заблуждения. Осененные светом истины монархи станут действительно просвещенными и сами изменят мир к лучшему.

Еще Клод Адриан Гельвеций (1715—1771) сформулировал принципиально важное положение о том, что добродетель следует измерять полезностью, а не самоотречением, смысл которого — служение Богу. Тому, кто все время борется с самим собой, грозит поражение. Следует быть добродетельным, чтобы быть счастливым. Родоначальник утилитаризма Иеремия Бейтам (1748—1832) выдвинул принцип пользы в качестве основополагающего. Добродетель, считал он, основывается на индивидуальной пользе, поэтому, действуя в интересах другого, не забывай о собственной выгоде. Даже в общество людей объединяет личная выгода: что выгодно индивиду, должно быть выгодно обществу, и наоборот. Главные богатства — материальные, поэтому кто богаче, тот и счастливее.

Американскому просветителю Бенджамину Франклину (1706—1790) принадлежит заслуга классической формулировки основополагающих принципов буржуазной морали, в которых отражено изменение духа времени.

Таким образом, противоречивый, переходный XVIII в. показывает нам сложное взаимодействие феодально-абсолютистской и буржуазной культур в политике, морали, теориях общественного развития. Рассмотрим теперь, как эти тенденции преломились в искусстве.

Вторая половина века — это расцвет венской классики. В музыкальной Европе тон начинает задавать Австрия Вольфганга Амадея Моцарта. Ему приписывается более 700 музыкальных произведений. В. А. Моцарт вместе с Йозе-фом Гайдном (1732— 1809) и Людвигом ван Бетховеном стал одним из законодателей классической венской музыки. Венская классика, давшая миру несравненные образцы оперной, симфонической, камерной музыки — это не узконациональное явление. Она синтезировала в себе все ценное, что было в музыкальной культуре Европы.

Помимо классицизма в конце XVIII в. в европейской художественной культуре сложился сентиментализм.

Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день идет за них на бой!

Итак, культура XVIII в. унаследовала основные черты культуры предшествующего столетия, такие как антропоцентризм, рационализм, сциентизм, и др. Вместе с тем она привносит ряд новых моментов, иначе расставляет акценты в решении основных мировоззренческих проблем.

Важнейшим результатом собственно человеческого творчества выступает мир культуры. В нем важное место принадлежит государству и системам законов, морали и системам воспитания, промышленности, науке, искусству. И хотя порой плоды человеческого творчества оцениваются порой негативно (Руссо), в целом в культуре XVIII столетия доминирует нравственно-оптимистический настрой, убеждение, что появление общества и культуры — благоприятный фактор для человечества. В понимании конечной цели общественного прогресса, в который неколебимо верит культура Просвещения, представлена широкая палитра мнений. Но моментом, объединяющим мыслителей различных направлений, была апелляция к Разуму и Природе. Эти идеалы получили практическую проверку в ходе последующих буржуазных революций.

Евгения Муравьёва

18 век - век абсолютной монархии, век Просвещения (Галантный век). Происходит становление класса буржуазии и обмирщение европейской культуры. Формируются новые социально - политические идеалы. Франция - законодательница моды, придворного этикета. Внешняя красота - важнейший элемент французской культуры. Аристократия перестала участвовать в экономической жизни общества - стала праздной придворной кастой. Нравы стали откровенно нестрогими, вкусы - похотливыми, формы - легкими и капризными. Всё это возвело в ранг высокого стиль рококо. В быту рококо присутствует в мебели, посуде, в декоративных тканях, в бронзе и фарфоре - беспечное игривое настроение, лёгкость форм, ажурные узоры. В живописи появляются оттенки "цвет бедра испуганной нимфы". Яркие представители Ф. Буше - его картины являлись украшением интерьера; и А. Ват - главная тема игра в любовь, изящный флирт, работа на публику.

Стиль рококо в архитектуре. Главной сферой было устройство интерьеров.

В отношениях между мужчиной и женщиной возникало демонстративно - почтительное отношение к даме с эротическим подтекстом.

Мужчины становятся женоподобными. Он надевает белые перчатки, румянит лицо, ходит пешком и ест лёгкую пищу, одевается в тонкое полотно и кружево. Женщина эпохи рококо - изящна и хрупка; белая кожа и затянутая в корсет талия в приоритете.

Основой модный атрибут - белокурый парик - он молодит любого человека.

Ж.-Б. Шарден - рисовал натюрморты и бытовые сцены.

М.К. Латур - рисовал портреты.

Теоретическую основу просвещения заложил философ Ф. Бэкон. Из его научных работ следует, что познание возникает из наблюдений и опыта.

Р. Дакарт и Д. Локк - уподобили сознание "Чистой доске", на которой каждый человек сам пишет свои познания.

Гольбах, Дидро - проблема человека как личности, осознающей свою особенность.

Идеал Вольтера - прекрасная, разумная и цивилизованная природа.

Д. Дидро - идеал самодвижения природы, не нуждающейся в создателе. Это идея о самозарождении жизни.

Ж.Ж. Руссо - отмечает пагубное воздействие культуры на нравственную жизнь человека. Цивилизация отучила человека искренне чувствовать.

Просветители считали разум и всеобщее просвещение обязательным условием достижения счастливого сообщества. Пришедший на смену классицизму романтизм провозгласил приоритет чувство.

Читайте также: