Западноевропейская культура 17 18 века кратко

Обновлено: 06.07.2024

17 век – переломная эпоха в развитии человеческого общества: завершается Средневековье и начинается Новое время. Центральные события этого столетия – заключительный этап Великих географических открытий, первая научная революция, а также социальная, буржуазная революция в Англии. Результатом этих свершений явилось образование мирового рынка, когда между всеми континентами устанавливаются регулярные экономические связи, в Европе утверждаются капиталистические отношения.

Среди различных видов духовной культуры особое место в 17 в. заняла наука, которая не только получила развитие, а совершила прорыв, названный в истории человечества первой научной революцией. Ее результатом стало формирование науки Нового времени.

Поскольку действовали противоречивые тенденции и старое не желало уступать дорогу новому, шла острая борьба не только между средневековыми устоями и нарождавшимся новым, между наукой и религией, но и между различными религиозными направлениями.

Смелые новаторские взгляды лучших представителей духовной культуры подвергались гонению, суду, враждебным нападкам. Сожжен на костре Дж. Бруно, сослан в ссылку Галилей, предан проклятию Спиноза – и это далеко не полный перечень притеснений, которым подвергались те, кто опередил свое время.

Однако в этом противоборстве создавались истинные произведения духовной культуры, причем в самых разных ее областях – философии, живописи, музыке.

Художественные стили 17 столетия: Господствующими художественными стилями этого столетия были барокко и классицизм.

В Италии барокко представлено в живописи Караваджо, во Фландрии – произведениями Рубенса, Ван Дейка, в Испании – полотнами Веласкеса и Риберы, в Голландии – творениями Рембрандта, Халса.

В архитектуре прямые линии уступили место извилистым и ломаным, декор приобрел большую роль и изощренность. Осуществлялись широкомасштабные проекты, например площадь собора Св. Петра в Риме (архитектор Бернини).

В 17 в., когда во Франции установилась неограниченная власть монарха, которая достигла апогея при Людовике 14, сформировалось классицистическое направление, охватившее все виды художественного творчества – классицизм. Классицизм, основанный на следовании принципам античного искусства: рационализма, симметрии, целенаправленности, сдержанности и строгом соответствии содержания произведения его форме, стремился выразить возвышенное, героическое и нравственные идеалы, создать ясные, органичные образы. В то же время классицизм нес в себе черты утопизма, идеализации, отвлеченности, академизма, нараставшие в период его кризиса.

Классицизм установил иерархию художественных жанров – высоких и низких. Так, в живописи высокими жанрами признавались исторические картины, мифические, религиозные. К низким относились пейзаж, портрет, натюрморт, такая же соподчиненность жанров соблюдалась и в литературе. Высокими считались трагедия, эпопея, ода, а низкими – комедия, сатира, басня.

По общему развитию культуры вперед вышла Франция, художников мирового уровня дали Испания, Голландия, Фландрия. В музыкальном творчестве на это столетие приходится формирование учения о гармонии и зарождение нового музыкального жанра – оперы, родиной которых была Италия. Италия и Франция были лидерами в создании прекрасных архитектурных ансамблей и дворцово-парковых сооружений.

Культура Италии. В 17 в. Рим становится центром развития нового стиля – барокко. Осуществляется переход к созданию целых архитектурных ансамблей, в которые включаются не только отдельные сооружения, площади, но и система улиц (трехлучевая). Главный въезд города благодаря этому соединяется с основными архитектурными ансамблями Рима. Вместо статуи организующим началом площадь началом становится обелиск. Сооружают фонтаны, украшенные скульптурами. По мере развития меняются акценты – если на начальном этапе барокко украшается прежде всего интерьер здания, внутренний двор, дворцовый парк, то в период позднего барокко усиливается архитектурный декор. Большую динамичность приобретает культовое зодчество. Скульптуры украшают фасады церквей, вилл, палаццо, парки, сады, надгробия, фонтаны.

Крупнейший архитектор столетия Джованни Лоренцо Бернини. Главное его творение – грандиозная колоннада на площади собора св. Петра в Риме. Он оформил королевскую лестницу в Ватикане. Бернини – великолепный скульптор, автор многочисленных скульптурных портретов. Стиль его полон экспрессии и драматизма. Замечательный образец – мраморные Аполлон и Дафна.

Фламандская живопись. 17 в. – золотой век для нидерландской живописи: национальные художественные школы не знали придворного искусства, не вмешивалась в творчество живописцев и церковь. После раздела Нидерландов на Голландию и Фландрию основными заказчиками на произведения искусства во Фландрии были дворяне, высшее бюргерство и католическая церковь. Социальный заказ предопределил назначение художественного творчества – украшать замки, дома патрициата и культовых сооружений. Поэтому преобладающим жанром светской живописи были портреты знатных и богатых заказчиков, охотничьи сцены, огромных размеров натюрморты.

В историю изобразительного искусства вошел самый знаменитый ученик Рубенса – блестящий портретист Антонио Ван Дейк. Автор парадных портретов аристократов, политических деятелей, прелатов церкви, богатых бюргеров, местных красавиц, собратьев – художников. Им написано много портретов и членов королевской семьи. Несмотря на парадность портретов, художнику удается уловить в каждом индивидуальные особенности модели и проявить блестящее мастерство. Его персонажи непринужденны и изящны, а окружающая их обстановка подчеркнуто декоративна.

Культура Голландии. В 17 в. передовым государством Европы была Голландия – важнейший центр европейской культуры, с очагом свободомыслия – Лейденским университетом.

Выдающихся успехов добилось голландское изобразительное искусство, особенностью развития которого в 17 в. было преобладание станковой живописи и отсутствие монументально-декоративных картин. Центром внимания голландских художников были человек и природа. Ведущие жанры – бытовая живопись, пейзаж, ставший в 17 в. самостоятельным жанром.

Вершины голландское искусство 17 в. достигло в полотнах Рембрандта. Его произведения вошли в сокровищницу мирового искусства. Хармес Ван Рейн Рембрандт – живописец, рисовальщик, офортист. В полотнах Рембрандта сочетались глубина психологической характеристики с исключительным мастерством живописи. Искусство его –новаторское, отличается жизненностью образов, демократичностью.

Культура Испании. Испания занимает в истории живописи 17 в. особое место: в этот короткий исторический отрезок времени творили великие художники – Рибера, Сурбаран, Веласкес.

Веласкес – блестящий портретист, умеющий при лаконичности и монументальности, выразительно представить многогранность изображаемых образов. В сокровищницу мирового искусства по колористическому мастерству вошел портрет папы Иннокентия Х, в котором художник, используя два цвета (белый и красный) с глубокой проникновенностью изобразил сущность модели. Зритель видит целеустремленного человека, с жестким характером, непреклонной волей, активным темпераментом, ни в чем не сомневающегося и не знавшего преград.

Культура Франции. Официальным направлением в литературе Франции классицизм был признан с момента образования в 1635 г. в Париже Академии литературы.

Хотя в архитектуре еще сохранялись элементы готики и Ренессанса, но уже появлялись и элементы классицизма, например, фасад здания Люксембургского дворца (архитектор С. де Брос) расчленен ордером, который станет обязательным для этого стиля; колоннада восточного фасада Лувра (архитектор Перро) характеризуется простотой ордера, равновесием масс, статичностью, чем достигается чувство покоя и величия.

Крупнейшим дворцовым архитектурным сооружением 17 в. является Версаль. Здесь достигнута стройность, соразмерность всего грандиозного ансамбля в целом. Дворец строили архитекторы Л. Лево (дворец Тюильри) и Ж. Ардуэн – Мансар (Дворец Большой Трианон, Дом Инвалидов, Вандомская площадь).

Культура эпохи Просвещения. 18 век. 18 столетие вошло в историю Запада как эпоха Просвещения. Идеология Просвещения возникла в 17 веке – ее родоначальником считается английский философ Д. Локк – однако ее расцвет пришелся на следующее столетие. Наибольшее развитие она получила во Франции, где ее представляют такие мыслители, как Вольтер, Монтескье, ж.-Ж. Руссо и др. В Германии Просвещение связано с именами И. Гердера, И.В. Гете, И. Канта и др., в США – Т. Джефферсона, Б. Франклина и др.

По мнению просветителей, последующая эволюция человечества показала, что государство плохо справлялось с возложенными на него задачами. Общество все дальше отходило от установок естественного права, в нем множились разного рода несвободы, росло неравенство и несправедливость. Высшей точкой в этом процессе явился феодализм с его абсолютной монархией, который просветители подвергли суровой и непримиримой критике.

В качестве основных средств построения нового общества выдвигаются просвещение и воспитание. Невежественный, непросвещенный, темный человек, по мнению просветителей, не может быть свободным. В свою очередь, только невежественный монарх мирится с угнетение, неравенством и несправедливостью, не сознавая всей их безнравственности.

Помимо общей программы переустройства общества просветители выдвинули решения многих конкретных проблем. В частности, ими была разработана классическая концепция политического плюрализма, особый вклад в создание которой принадлежит Монтескье. В основе этой концепции лежит известный принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Монтескье ставил закон выше власти, считая, что последняя должна строго следовать букве и духу закона. Он полагал, что власть проистекает из силы, а закон – из разума.

Сторонники культурного релятивизма, родоначальником которого считается И. Гердер, придерживаются противоположных позиций, утверждая, что никакой единой природы человека нет, а есть только немцы, французы, русские и т.д., что существуют одни только национальные культуры, что никакой мировой культуры нет и она невозможна. Начатый просветителями спор продолжается и в наши дни, выступая сегодня как проблема соотношения между национальными и общечеловеческими ценностями.

В гораздо более благоприятных условиях развивается философия. Это не удивительно, поскольку вся идеология Просвещения была созданием философов – просветителей. В своих философских исследованиях они продолжают критику религии и средневековой схоластики, начатую предшествующими эпохами. В то же время многие из них, включая Вольтера, не порывают с религией полностью и придерживаются концепции деизма, согласно которому Бог, будучи Мировым Разумом, является Творцом природы, однако после ее сотворения Он не вмешивается в ее существование.

Другие философы – просветители, в особенности французские материалисты – Дидро, Гольбах, Гельвеций – занимали более решительную позицию по отношению к религии. Они отвергали деизм и объясняли мир исходя из него самого, опираясь на естественные законы.

18 столетие стало временем бурного развития науки. В этот период завершается начавшаяся ранее научная революция, и наука – имея в виду естествознание – достигает своей классической формы. Основные признаки и критерии такой науки сводятся к следующим: объективность знания, опытность его происхождения, исключение из него всего субъективного. Наука приобретает невиданный общественный престиж. Вместе с философией она предстает как единственно адекватное воплощение разума.

Весьма успешно развивается также художественная культура, где наблюдается гораздо больше преемственности. Искусство 18 в. выступает во многом прямым продолжением веку предыдущего. Основными стилями по-прежнему остаются классицизм и барокко. В то же время наблюдается внутренняя дифференциация искусства, его дробление на растущее число тенденций и направлений, которые выглядят не очень четкими, размытыми. Возникают новые стили, в частности, рококо и сентиментализм.

В целом искусство 18 в. – по сравнению с предыдущим – представляется менее глубоким и возвышенным, оно предстает более легким, воздушным и поверхностным. Оно демонстрирует ироническое и скептическое отношение к тому, что ранее считалось благородным, избранным и возвышенным. В нем заметно усиливаются эпикурейское начало, тяга к гедонизму, дух удовольствия и наслаждения. Вместе с тем искусство становится более естественным, ближе к реальной действительности. Более того, оно все больше вторгается в социальную жизнь, борьбу и политику, становится ангажированным.

Самые великие художники 18 в. выходят за стилевые рамки. К ним относятся прежде всего французский художник А. Ватто и испанский живописец Ф. Гойя.

Особо необходимо выделить музыкальное искусство, переживающее в 18 в. невиданный подъем и расцвет. Если 17 в. считается веком театра, то 18 в. по праву можно назвать веком музыки. Ее общественный престиж возрастает настолько, что она выходит на первое место среди искусств, вытеснив оттуда живопись.

Музыку 18 в. представляют такие имена, как Ф. Гайдн, К.Глюк, Г. Гендель. Из числа великих композиторов пристального внимания заслуживают И.С. Бах, В.И. Моцарт.

Эпоха Просвещения имеет фундаментальное значение для последующей истории Западной Европы. Она стала временем утверждения и торжества человеческого разума. Она выступила и как проект, и как начало современной эпохи. Провозглашенные ею идеалы и ценности в течение двух столетий играли определяющую роль в развитии человечества. Однако многие из них в наши дни переживают глубокий кризис.

XVII век – одна из самых ярких и блистательных страниц в истории мировой художественной культуры. Это время, когда на смену идеологии гуманизма и веры в безграничные возможности человека пришло ощущение драматических противоречий жизни. С одной стороны, происходит революционный переворот в естествознании, формируется новая картина мира, в искусстве появляются новые стили, с другой – преобладают политический консерватизм, пессимистические взгляды на общество и человека.

Для барочной архитектуры была характерна пышная декоративная отделка со множеством деталей, многоцветная лепка, обилие позолоты, резьбы, скульптуры, живописные плафоны, создающие иллюзию уходящих вверх разверзшихся сводов. Это время господства кривых, причудливо изогнутых линий, перетекающих друг в друга, торжественных фасадов зданий и величественных архитектурных ансамблей. В живописи доминирует парадный портрет, свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии.

С именем Бернини связан очередной этап преобразований собора Святого Петра в Риме: он оформил площадь перед собором, прямо от краев фасада далеко вперед протянулись крытые галереи-коридоры. Архитектор создал 2 площади – большую эллиптическую, обрамленную колоннами, и непосредственно примыкающую к ней площадь в форме трапеции, ограниченную с противоположной стороны главным фасадом собора. Одновременно пространство перед собором являлось и городской площадью, оформленной обелиском в центре овала и двумя фонтанами.

Рубенс “Воздвижение креста” “Снятие с креста”

Реалистические тенденции в живописи можно наблюдать в творчестве великого голландского художника Рембрандта Гарменса ван Рейн (1606-1669). Тематика его творчества многообразна: религиозные сюжеты, мифология, история, портреты, жанровые сцены. Искусство Рембранта отличалось, прежде всего, любовью к человеку, гуманизмом, в каждом произведении Рембрандта – попытка передать духовную эволюцию человека, трагический путь познания жизни. Его герои – люди с противоречивыми характерами и непростыми судьбами. Художник всегда изучает натуру, свою модель, не ограничиваясь изображением общих черт. В историю мировой живописи Рембрандт вошел как мастер автопортрета. Из года в год он изображал себя то веселым или грустным, то рассерженным или равнодушным. В ста созданных им автопортретах – история его жизни, биография души, исповедь художника.

Во Франции XVII века господствовал классицизм. Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв. В основе классицизма лежат идеи рационализма. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Мастера классицизма не передавали в своих произведениях непосредственную, окружающую их жизнь. Они изображали облагороженную действительность, стремились создать идеальные образы, соответствовавшие их представлениям о разумном, героическом и прекрасном. Тематика классицистического искусства ограничивалась главным образом античной историей, мифологией и Библией, а образный язык и художественные приемы заимствовались из классического античного искусства, которое в представлении мастеров классицизма больше всего соответствовало гармоническому идеалу разумного и прекрасного.

В истории французской культуры период с начала царствования Людовика XV и до начала революции (1789) называют периодом Просвещения. Одной из важнейших характеристик культуры эпохи Просвещения является процесс вытеснения религиозных начал искусства светскими. Светское зодчество в XVIII веке впервые берет верх над церковным практически на территории всей Европы.

“Прибытие на остров Киферу”

Вопросы и задания:

1. Расскажите об эстетических признаках стиля барокко

2. Расскажите об особенностях живописи бароккко на примере творчества Рубенса

  • Периодизация эпохи
  • Характерные особенности
  • Научный прогресс
  • Культурные черты
  • Принципы искусства
  • Известные деятели
  • Значимые события
  • На пороге открытий

Культура Нового времени

Периодизация эпохи

Новое время взяло за основу духовные ориентиры и жизнь буржуазии. В нем выделяются 3 периода, у каждого из которых имеются культурные особенности:

Прогрессирование культурного развития отмечалось в Испании и Франции. Англия страдала от бесконечных революций, поэтому немного отстала от них. В европейских государствах начался процесс становления современной философии и мировой живописи.

После этого завершилось формирование мануфактур, стало выделяться политическое либеральное течение, появилась свободная экономика. Общество потянулось к праву и свободе выбора идеологии, что вылилось в итоге в развитие Просвещения.

Характерные особенности

Новое время было наполнено противоречиями, поскольку сменялся старый общественный уклад. Ценности подверглись переосмыслению, был воспринят технологический прогресс. Главные особенности эпохи:

Периодизация эпохи

  1. Отдельная личность играет большую роль. Внимание устремлено на ее духовность, результатом чего стало открытие самосознания.
  2. Человек потянулся к гуманизму, отдававшему первенство свободе творчества. Его особенность заключалась в универсальности, когда личность получает право на жизнь, свободу, обогащение.
  3. Сформировались условия для технического прогресса, изменений жизненного уклада, укрепления экономического порядка.
  4. Обострились отношения между властью и церковью, в результате чего первой не удалось доминировать.

Представитель общества постепенно перерождался в экономическое орудие, необходимое для зарабатывания денег. Одновременно с этим наблюдалась борьба с экономической и техногенной зависимостью. В искусстве положено начало многим стилистическим жанрам. В XIX веке появился кинематограф. Это время уникально тем, что подарило обществу метро с подземными туннелями.

Научный прогресс

Развитие производства привело к проведению новых исследований. Механика вместе с движением тел вышла на первый план. Стремительному расширению подверглась научная культура. Немаловажная роль в этом отведена математическим открытиям.

Вселенная уже не считалась неким существом, она стала признаваться безликим феноменом, который управляется природными законами, поддающимися изучению. Религия отошла на второй план и стала приравниваться к несуществующим факторам.

Культурные черты

Характерные особенности

Рассматривая периодизацию Нового времени, следует отметить научную революцию, неразрывно связанную с теорией Коперника. Религиозная среда отнеслась к последней с протестом, а фанатики находили в ней неразрывную связь с Джордано Бруно, осужденным в свое время инквизицией. Позже Кеплером было доказано перемещение планет по траектории, напоминающей по форме эллипс.

К характерным чертам Нового времени относится телескоп, изобретенный Галилео Галилеем. Это приспособление помогло доказать однородность планет. По завершении этих открытий науки разделились на гуманитарные и прикладные.

Научный прогресс

Развитие науки осложнялось тем, что общество разделилось на две половины. Одни были сенсуалистами, другие поддерживали рациональность. Первые склонялись к тому, что достоверным является эмпирический и чувственный путь. Вторые утверждали, что познать окружающий мир можно только разумом.

Культура в Новый период сопровождается развитием культа женского тела, особенно в Западной Европе. В XIX веке дамы отстаивали социальную независимость, свободу слова. Брак заключался только по взаимной любви, разрешался для мужчин с 30 лет, для женщин — с 25 лет. Общество стало образованным, появилась традиция раздельного обучения девочек и мальчиков.

Принципы искусства

Культурные черты

Барокко охватывает все сферы жизни, начиная с одежды и заканчивая архитектурой. Женские наряды, выполненные в этом стиле, отодвинули на второй план французские кружевные изделия. В архитектуре всячески уравновешивались формы, например, массивные детали объединялись с воздушными элементами.

Англии и Франции этот стиль преобразовался в классицизм. Для него характерны античные формы, лаконичность сочетается со строгостью. В основе барокко присутствует рационализм.

Для Новой эпохи характерен и стиль рококо. Он отождествляется с отхождением человека от привычного мира с целью погружения в фантазии, иллюзии. Подобный стиль соединил в себе воздушные и изящные черты. Он демонстрирует этнические восточные детали, какие особенно ярко просматриваются в художественной культуре. Литература обогатилась новым направлением сентиментализмом.

Известные деятели

Известные деятели

В эпоху Нового времени активно развивается наука, она позволила появиться и закрепиться важным принципам естествознания. Накопившиеся знания целителей, врачей и алхимиков подверглись структурированию и получили конкретную форму. Появившиеся идеалы науки неразрывно связывались с экспериментальной проверкой догматов религии и природных процессов, математическими достижениями.

Общие знания и образование стали авторитетными явлениями. Они считались двигателями прогресса. К философии проявляется уважительное отношение благодаря работам известных ученых Вольтера, Руссо, Беркли.

Особенности культуры Нового времени заключаются в одновременном падении авторитета церкви. Наука, построенная на разуме и практических исследованиях, вышла на первое место:

  • уникальной является методология науки Галилея;
  • за Ньютоном осталась механика и основные ее принципы;
  • философию от схоластики освободили Гоббс, Бэкон, Спиноза.

Прослеживалось снижение зависимости общества от религии. Формирование науки основано не на достижениях конкретной личности, а на многочисленных проверенных фактах.

Значимые события

Этот период принес не только колоссальные перемены в мире науки и искусства, но и важные географические открытия. Значительный прогресс наблюдался в медицине, математике, астрономии, философии. Изменилось восприятие религии и веры в целом. Здесь наблюдается колоссальный переворот, связанный с культурными убеждениями.

Значимые события

Официальная дорога в Индию была найдена в 1498 году Васко да Гамой. Открытие принесло прибыльные торговые возможности в отношении стран, расположенных на индийском побережье.

На пороге открытий

Копернику удалось освоить математику и астрономию, создать первые астрономические таблицы, одновременно с этим он совершенствовался в правовом образовании, медицине. Д. Бруно — настоящий революционер, он доказывал существование множества планет, утверждал, что Солнце является звездой, а аналогичных ему тел во Вселенной не сосчитать. И только Галилею с созданием телескопа удалось доказать общественности теории Коперника и Бруно.

На пороге открытий

Книгопечатанье стало достижением И. Гутенберга, оно способствовало развитию образованности. Интеллектуальный человек стал эталоном и культурным образцом Нового времени.

Насыщенный событиями культурно-исторический XVII век принес много перемен в Европу и Россию, оставив богатое наследие. Наблюдается становление бюрократических государств, отход от средневековых принципов. Динамичному развитию подверглась социально-экономическая жизнь, что оставило заметный отпечаток на культуре. В городах появляется развитая инфраструктура, общество тянется к образованию. На первый план выходят свобода слова и появление интеллигенции.

Характеристику Нового времени в школе изучают на уроках истории и культурологии. Для закрепления материала дети пишут рефераты и доклады по теме, читают в кратком содержании литературные и научные труды представителей эпохи.

Культура Западной Европы XVIII века (эпохи Просвещения)

В XVIII веке Франция была главный законодательницей мод и художественных стилей для всей Европы. Большое влияние на культурную жизнь не только французской, но и всей европейской аристократии оказывали нравы и вкусы царившие при дворе французских королей.

Живопись XVIII столетия

Три основных направления в искусстве XVIII века (на примере живописи):

Классицизм - произведения искусства должны создаваться на основе строгих канонов, обнаруживая стройность и логичность мироздания. Культ разума и гармонии, большое внимание к общественно-воспитательной функции искусства.

классицизм 18 век, Ж.-Л. Давид, Клятва Горациев

Рококо - направление в изобразительном искусстве, отличающееся изяществом, изысканностью, обилием декоративных элементов. Отражение культа наслаждений и галантности, царивших с начала XVIII в. при дворе французских королей и подражавших им монархов других стран Европы.

рококо 18 век, Ж. О. Фрагонар, Качели

Сентиментализм - возникшее в конце XVIII в. направление в литературе и искусстве, для которого характерен культ чувства и душевных переживаний.

сентиментализм 18 век, Ж. Б. Грёз, Паралитик

Если при дворе Людовика XIV царила атмосфера торжественной парадности, то при его преемниках в придворных кругах стал господствовать культ наслаждения, любовного флирта и беззаботных развлечений.

интерьеры рококо, рококо 18 век

Ф. Буше

Литература эпохи Просвещения

 Дефо, Робинзон Крузо

Путешествия Гулливера, Д. Свифт

Архитектура XVIII века

дворец Фридриха II, Сан-Суси

Церковь Святой Женевьевы, пантеон, архитектура 18 века

Церковь Святой Женевьевы (1790) в Париже, которая была возведена по образцу римского Пантеона, представляет собой пример классицизма. Ее строительство было начато еще при Людовике XV(1715-1774), а закончилось незадолго до Великой Французской революции. Впоследствии стала Пантеоном, местом захоронения великих людей Франции.

Музыка Венской классической школы XVIII столетия

Этот период знаменуется переходом от духовной музыки к светской. Яркие представители направления:

И. С. Бах (более 1000 музыкальных произведений),

В. А. Моцарт (около 1000 музыкальных произведений),

Читайте также: