Западная политическая культура кратко

Обновлено: 02.07.2024

Цель исследования определяется избранным объектом и предметом исследования и состоит в выявлении и всестороннем анализе сходных и отличительных черт восточного и западного типов политической культуры.
Достижение основной цели исследования предполагает решение ряда конкретных задач:
1) проанализировать сущность феномена политической культуры;
2) рассмотреть принципы типологизации политической культуры;
3) рассмотреть специфику западного и восточного типов политической культуры;
4) провести сравнительную характеристику западного и восточного типов политической культуры.

Содержание работы

Введение 3
1. Политическая культура 6
1.1 Сущность политической культуры 6
1.2 Типологизация политической культуры 10
2. Политическая культура Запада и Востока: общее и особенное 14
2.1 Западный тип политической культуры 14
2.2 Восточный тип политической культуры 16
2.3 Различия в западном и восточном типах политической культуры 18
Заключение 21
Список использованной литературы 23

Содержимое работы - 1 файл

3133 курс политкультура.doc

Как можно видеть, приведенные положения в значительной степени дают представление не только о характере политических процессов, но и выводят на особенности властных структур в странах с различной культурной традицией. Именно поэтому отмеченные выше характеристики политического процесса заслуживают пристального внимания, особенно в вопросе переноса современных форм осуществления политического процесса из западных стран в развивающиеся регионы.

2. Политическая культура Запада и Востока: общее и особенное

2.1 Западный тип политической культуры

В рамках теории политических культур центральным элементом политической культуры является политическое мировоззрение, составляющее часть общемировоззренческой системы общества. К тому же, как уже было отмечено, политическая культура существенно зависит от общей культуры страны. Именно в данном контексте многие политологи подчеркивают принципиальные различия политических культур стран Запада и Востока.

Рассмотрим подробнее западный тип политической культуры. Как отмечают многие исследователи, западный человек обладает высокой политической активностью, вовлечённостью и рациональностью. В западных странах граждане стремятся активно воздействовать на политическую культуру, направлять её деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций и т.д.). Существенной формой влияния на политический процесс в стране также является участие в создании различных общественных объединений, чья деятельность направлена на решение вопросов в области политики, экономики, образования, охраны окружающей среды и др.

Западный тип политической культуры также характеризуется особым отношением к политике как к разновидности конфликтной социальной деятельности, которая строится на принципах честной игры и равенства граждан перед законом.

В качестве характеристики можно также определить осознание самодостаточности личности для осуществления властных полномочий, отношение к политическим правам как к условию укрепления права собственности. Существует и ярко выражается примат идеалов индивидуальной свободы. Поэтому индивид признается главным субъектом и источником политики, отношение к государству как к институту, зависимому от гражданского общества, гаранту прав и свобод личности, орудию предпринимательской деятельности индивида и группы.

Характерным является предпочтение личностью множественности форм политической жизни, состязательного типа участия во власти, плюрализма и демократии. Наблюдается также предпочтение усложненной организации власти (наличия партий, разнообразных групп давления и т.д.).

Существенным является рациональное отношение к исполнению правящими элитами и лидерами своих функций по управлению обществом, понимание необходимости контроля за их деятельностью и соблюдения правил контрактной этики.

В целом западный тип политической культуры характеризуется приматом общегосударственных законов и кодифицированного права над частными нормами и правилами поведения, понимание различий в моральной и правовой мотивации политических действий граждан.

2.2 Восточный тип политической культуры

Итак, нами был рассмотрен западный тип политической культуры. Традиционным оппонентом данного типа является восточное мировоззрение, которое определяет свой уникальный подход к осуществлению государственного управления.

Восточный тип политической культуры характеризуется ориентацией на местные ценности (ценности клана, племени, рода) и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции.

В восточном обществе индивид маловосприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя). Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств, в которых политическая культура оказывается наслоением местных субкультур.

Поведение индивида в обществе также характеризуется пассивным и отстранённым отношением к политической системе. Человек в большей степени ориентируется на традиции.

Для восточного мировоззрения характерна уверенность в божественном происхождении власти, не связанном ни с каким человеческим достоинством. Поэтому формируется отношение к политике как к подвижнической, недоступной всем деятельности, подчиненной кодексу поведения героев и принципам божественного правления. В связи с этим происходит отрицание случайности политических событий и понимание политики как средства утверждения консенсуса, гармонии и мира.

Для восточной политической культуры характерно отрицание самодостаточности личности для осуществления властных полномочий, потребность в посреднике в отношениях между индивидом и властью. Наблюдается также политическая индифферентность личности.

Происходит признание главенствующей роли в политике элит и государства, предпочтение патроната государства над личностью. Наблюдается признание приоритета над личностью руководителей общин, сообществ, групп. характерно доминирование ценностей корпоративизма.

Предпочтение личностью исполнительских функций в политической жизни и коллективных форм политического участия, лишенных индивидуальной ответственности. Наблюдается тяготение к авторитарному типу правления, упрощенным формам организации власти, поиску харизматического лидера. И, как следствие, обожествление правителей и их деятельности по управлению обществом, отсутствие убежденности в необходимости их контроля.

В восточном типе политической культуры, в отличие от западного, явно прослеживается приоритет местных правил и обычаев (местного права) над формальными установлениями государства, а также тенденция сглаживания противоречий между нравственными традициями общности и законодательными установлениями как мотивами политического поведения.

2.3 Различия в западном и восточном типах политической культуры

Ранее были рассмотрены два основных типа политической культуры – западного и восточного. Теперь необходимо провести сравнительный анализ этих двух противоположных моделей осуществления политической власти. Для этого необходимо узнать истоки обоих типов политической культуры.

Как известно, идеалы политической культуры западного типа восходят к полисной организации власти в Древней Греции. Она предполагала обязательность участия свободных граждан в решении общих вопросов. Характерной чертой также явилось существование римского права, которое утверждало гражданский суверенитет личности. Огромное влияние на содержание западного типа политической культуры оказали и религиозные ценности христианства, прежде всего протестантской и католической его ветвей.

Восточный тип политической культуры основывается на несколько иных ценностях. Специфика восточных норм и традиций коренится в особенностях жизнедеятельности общинных структур аграрного азиатского общества, формировавшихся под воздействием ценностей арабо-мусульманской, конфуцианской и индо-буддийской культур.

Таким образом, в основании западного и восточного типов политической культуры лежат различные фундаментальные ценности и установки. Приведем таблицу, в которой сравним особенности обоих типов политической культуры.

Западный тип политической культуры

Восточный тип политической культуры

Убежденность, что власть может покоиться на физическом, духовном или ином превосходстве человека над человеком.

Уверенность в божественном происхождении власти, не связанном ни с каким человеческим достоинством.

Отношение к политике как к разновидности конфликтной социальной деятельности, которая строится на принципах честной игры и равенства граждан перед законом.

Отношение к политике как к подвижнической, недоступной всем деятельности, подчиненной кодексу поведения героев и принципам божественного правления; отрицание случайности политических событий и понимание политики как средства утверждения консенсуса, гармонии и мира.

Осознание самодостаточности личности для осуществления властных полномочий, отношение к политическим правам как к условию укрепления права собственности; примат идеалов индивидуальной свободы.

Отрицание самодостаточности личности для осуществления властных полномочий, потребность в посреднике в отношениях между индивидом и властью; приоритет идеалов справедливости; политическая индифферентность личности.

Признание индивида главным субъектом и источником политики, отношение к государству как к институту, зависимому от гражданского общества, гаранту прав и свобод личности, орудию предпринимательской деятельности индивида и группы.

Признание главенствующей роли в политике элит и государства, предпочтение патроната государства над личностью; признание приоритета над личностью руководителей общин, сообществ, групп; доминирование ценностей корпоративизма.

Предпочтение личностью множественности форм политической жизни, состязательного типа участия во власти, плюрализма и демократии; предпочтение усложненной организации власти (наличия партий, разнообразных групп давления и т.д.).

Предпочтение личностью исполнительских функций в политической жизни и коллективных форм политического участия, лишенных индивидуальной ответственности; тяготение к авторитарному типу правления, упрощенным формам организации власти, поиску харизматического лидера.

Рациональное отношение к исполнению правящими элитами и лидерами своих функций по управлению обществом, понимание необходимости контроля за их деятельностью и соблюдения правил контрактной этики.

Обожествление (сакрализация) правителей и их деятельности по управлению обществом, отсутствие убежденности в необходимости их контроля.

Примат общегосударственных законов и установлений (кодифицированного права) над частными нормами и правилами поведения, понимание различий в моральной и правовой мотивации политических действий граждан.

Приоритет местных правил и обычаев (местного права над формальными установлениями государства), тенденция сглаживания противоречий между нравственными традициями общности и законодательными установлениями как мотивами политического поведения.

Таким образом, приведенные выше ценности и традиции взаимодействия человека и власти формируют органически противоположные политические культуры, которые оказывают влияние на устройство политического процесса и по сей день. Поэтому перестройка политических институтов по образцам одного типа культуры не может порой поколебать устойчивость отдельных ценностей прежней культуры. К примеру, в Индии, где в наследство от колониального владычества Великобритании страна получила достаточно развитую партийную систему, парламентские институты, по-прежнему доминируют архетипы восточного менталитета. И поэтому на выборах главную роль играют не партийные программы, а мнения деревенских старост, глав аристократических родов, руководителей религиозных общин и т.д. В то же время и в ряде западноевропейских стран повышенный интерес к религиям и образу жизни на Востоке также никак не сказывается на изменении параметров политической культуры.

Однако стоит отметить, что в некоторых государствах все-таки сформировался некий синтез ценностей западного и восточного типов. Так, например, технологический рывок Японии в состав ведущих индустриальных держав, а также политические последствия послевоенной оккупации страны позволили укоренить в ее политической культуре значительный заряд либерально-демократических ценностей и образцов политического поведения граждан. Весьма интенсивное взаимодействие Запада и Востока протекает и в политической жизни стран, занимающих срединное геополитическое положение, таких как Беларусь, Россия, Казахстан. Сегодня в этих странах формируется определенный симбиоз ценностных ориентаций и способов политического участия граждан, характерных как для западного типа политической культуры, так и для восточного.

Заключение

Итак, политическая культура является чрезвычайно многообразным и крайне сложным феноменом. Она несводима лишь к политическому поведению отдельных людей, общества в целом. Политическая культура, как конкретной социальной общности, так и общества в целом может быть объективно воспринята и понята только с учетом целого ряда моментов.

Важную роль в общей структуре политической культуры играет политическое сознание. Кроме того, развитие, уровень политической культуры зависят от динамичности и конкретного содержания политической социализации (ее составной частью и является политическое поведение).

Ценности и традиции взаимодействия человека и власти формируют органически противоположные политические культуры западного и восточного типа. Политическую культуру необходимо понимать как явление, базирующееся на ценностных, глубинных представлениях человека о политической власти, которые воплощаются в самых типичных для него способах взаимодействия с государством, формах практической деятельности. Характеризуя таким образом неразрывную связь практических действий человека с длительным и подчас мучительным поиском им своих политических идеалов, политическая культура отражает только самые устойчивые и отличительные черты его поведения, не подверженные каким-либо стремительным изменениям под воздействием конъюнктуры или перепада настроений. В силу этого политическая культура выражает воплощаемый на практике внутренний кодекс человеческого поведения и потому выступает как стиль деятельности индивида в сфере политической власти.

В западном типе политической культуры граждане стремятся активно воздействовать на политическую систему. Люди осознают самодостаточность личности для осуществления властных полномочий, у них вырабатывается отношение к политическим правам как к условию укрепления права собственности. Существует и ярко выражается примат идеалов индивидуальной свободы. Поэтому индивид признается главным субъектом и источником политики,

В восточном типе политической культуры, в отличие от западного, явно прослеживается обратная тенденция. В восточном обществе индивид маловосприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей.

Восточный тип политической культуры характеризуется ориентацией на местные ценности (ценности клана, племени, рода). Поведение индивида в обществе также характеризуется пассивным и отстранённым отношением к политической системе. Человек в большей степени ориентируется на традиции.

Таким образом, приведенные выше ценности и традиции взаимодействия человека и власти формируют органически противоположные политические культуры, которые оказывают влияние на устройство политического процесса и по сей день. Поэтому перестройка политических институтов по образцам одного типа культуры не может порой поколебать устойчивость отдельных ценностей прежней культуры. Таким образом, в основании западного и восточного типов политической культуры лежат различные фундаментальные ценности и установки.

Следует также отметить, что весьма интенсивное взаимодействие Запада и Востока протекает в политической жизни стран, занимающих срединное геополитическое положение, таких как Беларусь, Россия, Казахстан. Сегодня в этих странах формируется определенный симбиоз ценностных ориентаций и способов политического участия граждан, характерных как для западного типа политической культуры, так и для восточного.

Развитие демократической формы власти в западных странах. Повышение значения личности в политической жизни общества и страны, установление гражданского контроля над государством. Особенности политической культуры Великобритании в современный период.

Рубрика Политология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 17.04.2015
Размер файла 18,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Семенова Алина Валерьевна

Политическая культура занимает особое место в нашей жизни. Без нее невозможны политическая и социальная жизнь общества, политические отношения в отдельных государствах и в международном масштабе. От особенностей политической культуры во многом зависят формы, способы и масштабы политического участия, поведения граждан и характер политических действий.

Политическая культура включает в себя те элементы и феномены общественного осознания той или иной страны, которые связаны с общественно-политическими институтами, политическими процессами и оказывают значительное влияние на формирование, функционирование и развитие государственных и политических институтов, дают направление политическому процессу. Основополагающие ценности политической культуры имеют первостепенное значение для жизнеспособности и сохранения преемственности любой общественно-политической системы.

Цель данной работы - изучить западную политическую культуру.

1. Особенности политической культуры запада

Прежде всего, политическая культура западного типа воплощает ценности гуманизма, человеческой свободы, плюрализма мнений и убеждений. Они базируются на индивидуализме как мировоззренческой и поведенческой позиции, когда абсолютным приоритетом обладают самоценность человека, его личная свобода и автономия, ответственность за собственное благополучие и долг перед государством. В политику такие принципы привнесла философия так называемой laissez-faire, для которой право -- важнейший инструмент властвования, формирующий его стиль, гарантирующий самоопределение личности, развитие свободного рынка и статус государства как нейтрального, подчиненного гражданскому обществу органа регулирования. Этот философский подход предполагает широкий идеологический и политический плюрализм, выборность представителей всех ветвей и уровней власти при систематическом контроле общественности за ними, наличие механизмов, уравновешивающих различные элитарные группировки и центры власти.

Ориентируясь на рациональную организацию политики, эти идеалы и принципы воплощали ценности политического диалога, достижения компромисса и уважения к партнеру. С течением времени такой подход помог превратить политический мир Запада из сферы борьбы непримиримых ценностей и целей в пространство прагматичного согласования интересов, где главное место заняли институты и структуры центристского, умиротворяющего и стабилизирующего толка.

Формирование подобного рода идей и отношений восходит к полисной организации власти в античной Греции, предполагавшей обязательность участия граждан в решении общих вопросов, а также к римскому праву, утвердившему суверенитет личности. Это в совокупности способствовало последовательному повышению значения личности в политической жизни общества, установлению гражданского контроля над государством. Огромное влияние на содержание западной политической культуры оказали ценности христианства, прежде всего протестантского и католического вероучений. Очевидна также особая роль философии как самоценной духовной силы, воплощавшей критическое отношение и к социальной действительности, и к религиозной картине мира. В обладающей такими основами западной политике соперничество за власть понимается как игровая конкуренция, благородное соревнование, а не драматическая конфронтация.

В силу таких особенностей цивилизационного развития ценностные ориентации политической культуры Запада прежде всего выражают понимание самодостаточности человека для осуществления власти и взгляд на политику как на разновидность конфликтной, но вполне рационально организованной деятельности, когда люди выполняют различные роли и функции. Государство в западной традиции издавна воспринимается в качестве института защиты прав и свобод человека, поддерживающего его социальные инициативы. В итоге это обусловило развитие демократической формы власти, позволило западным странам гибко адаптироваться ко многим вызовам времени, разумно решать конфликты и использовать такие достижения для все большей консолидации социума.

Политическая культура отдельной страны, как правило, формируется в процессе переплетения различных ценностных ориентаций и способов политического участия граждан, национальных традиций и обычаев общественного признания человека, доминирующих форм общения элиты и электората, а также других обстоятельств, выражающих устойчивые черты цивилизационного и политического развития общества и государства.

Так, например, политическую культуру Великобритании отличает:

1. всеобщность базовых (традиционных) политических ценностей

2. высокий уровень легитимности властей и ответственности элит за свои действия,

3. особая почтительность граждан к символам государственности (монархии в лице королевы),

4. склонность к минимизации конфликтов и поиску согласия между политическими силами,

5. распространенное восприятие британцами двухпартийной системы

И, как некий вывод, хочется отметить, что же характерно для западной политической культуры:

1. преимущественно активистская модель участия;

2. устойчивые традиции политической демократии, преобладание общенациональных интересов и модернизма в политической культуре;

4. опора политической системы на личность как основной элемент политики;

5. определенная пресыщенность личности политикой (при сохраняющемся восприятии правил участия в ней);

6. формирование западными религиями (католицизм, протестантизм) открытого типа участия в политике;

7. возрастание роли политических лидеров (в силу личностных факторов, распространения СМИ, усложнения политического развития);

8. консенсус во взаимоотношениях гражданского общества с государством

9. и, наконец, слабое восприятие ценностей восточной политической культуры (при усиливающемся общем интересе к Востоку).

демократический политический культура

Носителем политической культуры в первую очередь являются люди. Они ее субъекты, так как имеют политический опыт, знают нормы, цели политической деятельности, выработали собственную систему политических убеждений.

Политическая культура западноевропейского типа предполагает: обязательное участие граждан в решении общих вопросов; гражданский суверенитет личности; религиозные ценности христианства.

Важно отметить, что именно через институт демократических выборов и избирательный процесс политическая культура эффективно воздействует на политическое поведение граждан и последующее политическое развитие.

В западных культурах акцент делается не столько на широком участии масс в принятии политических решений, сколько на процедурах и условиях, обеспечивающих конкуренцию, плюрализм, согласование позиций элит, групп интересов и др. Сам факт участия в выборах многими гражданами Запада понимается как своеобразное ритуальное подтверждение ценностей свободы и демократии.

1. Политология: учебник. /А.Ю. Мельвиль. - Москва. Проспект, 2013. - 624с.

2. Политология. Энциклопедический словарь. М.: Республика

Подобные документы

Типы и критерии типологизации политической культуры, заданные спецификой цивилизационного развития западных и восточных стран. Различия ценностных ориентации граждан в политической жизни Запада и Востока. Особенности белорусской политической культуры.

реферат [40,0 K], добавлен 14.07.2011

Типы и функции политической культуры. Политическая социализация применительно к конкретной личности. Основные политические ценности. Особенности российской политической культуры. Зависимость граждан от государства. Важнейшие виды политической субкультуры.

реферат [720,2 K], добавлен 14.01.2010

Понятие, значение, структура и функции политической культуры, ее классификация и разновидности. Сущность политической идеологии, ее типы, распространенные на современном этапе. Оценка роли и значения идеологии в политической жизни общества на сегодня.

презентация [91,2 K], добавлен 16.10.2012

Структура и функции политической культуры как совокупности индивидуальных позиций и ориентации участников определенной системы. Факторы, влияющие на формирование политической культуры. Базовые черты политической культуры современного украинского общества.

реферат [15,8 K], добавлен 09.07.2009

Сущность и понятие политической культуры как отношения человека к политической системе. Структура и типология политической культуры, ее базовые компоненты. Основные подходы в политологии в трактовке политической культуры. Модели политической культуры.

2 ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

У политической культуры любого общества существую свои особенности, которые отражают характерные только данному обществу ценности, нормы, стереотипы, формы политического участия и властных отношений. Отпечаток на политическую культуру накладывают исторические условия, мировоззренческие установки, религиозный фактор, географическое положение.

Определить специфику и особенности различных народов достаточно непросто. Необходимо учитывать множество пересекающихся факторов.

Западноевропейскую политическую культуру нельзя назвать однородным явлением, несмотря на интеграционные процессы в рамках Европейского союза.

Идеалы политической культуры западного типа восходят к полисной организации власти в Древней Греции, предполагавшей при решении государственных вопросов обязательное привлечение граждан. К римскому праву, утвердившему гражданский суверенитет личности. К повышению роли и значения личности в политической жизни общества. Именно поэтому многие исследователи считают западноевропейскую политическую культуру элитарной.

Весьма значимое влияние на содержание европейских ценностей оказывает религия, прежде всего христианство, а также философия, которая выступила в качестве определённой духовной силы, воплощающей критическое отношение к социальной действительности.

Состязательность, рационализм по отношению к жизни, стремление к прогрессу – вот те этические максимы, которые получили ведущее место в отношениях граждан и государства, продвигали развитие западной цивилизации, заставляя её регулярно совершать рывки в производственном развитии, ведя к обогащению населения. На протяжении 1500–1820 гг. Британия развивалась наиболее быстрыми темпами [4, c. 55].

Британия стала первой страной, где сформировалась политическая культура, в рамках которой начали активно работать политические институты и демократические ценности. Эта страна с сильными традициями парламентаризма, которое характеризуется развитым гражданским обществом. Великобритания считается родиной современного парламентаризма и первой страной, где парламент принял на себя всю полноту власти [15, с. 54].

События революции, гражданские войны XVII в. и диктатура Кромвеля внушили британцам опаску перед радикальным подходом социальных образований, придали ценность стабильности и порядку в общественной жизни.

C того времени политическую систему Великобритании всегда характеризовало равновесие между правительственной властью и теми ограничениями, которые налагались на эту власть.

Такие ограничения выступали в форме широко понимаемых правил игры, к примеру, оппозиции в парламенте; подотчетности сильной исполнительной власти парламенту и в итоге избирателям; различного рода политических и социальных, экономических сдержек и противовесов, которые позволяли поддерживать баланс между принципами свободы и порядка.

Отличительной особенностью британской политической культуры считается легитимность социально-политической системы, обусловленная в свою очередь политикой государства. Отсюда вытекает высокий уровень лояльности граждан к государственным политическим структурам и чувство гордости к сформированному механизму их функционирования. В сравнении с другими странами Великобританию отличает низкий уровень политического насилия. Сам фактор подчинения режиму основывается на комплексе мотивов, направленных на подчинение закону, лояльному отношению к власти, вере в справедливость закона. Большая часть населения даже не может представить, что закон бывает не справедливым, отвергающим моральные нормы. Граждане настолько глубоко уверены в незыблемость закона, что, как выявляют социологические исследования, практически половина опрошенных высказывают убежденность в том, что нужно подчинятся закону, даже в том случае если он является ошибочным.

Политическое поведение англичан отличается их уверенностью в своих полномочиях влияния на властные структуры, в это же время пассивностью, так как доверяя правительству, они готовы воздерживается от активных политических действий. В свою очередь правительство обладает высокой самостоятельностью для того, чтобы эффектно функционировать, при этом быть подотчетным для граждан.

Большой упор британцы делают на голосование, именно во время выборов происходит активная политическая мобилизация избирателей со стороны политических партий [9, с. 86].

Развитая избирательная система вызывает доверие граждан, поэтому, например, прошедший в стране референдум по выходу Великобритании из состава ЕС не вызывает сомнений и разногласий в теме подлинности, британцы приняли и осознали его решение как данность. Премьер-министр страны Тереза Мэй ставит своей задачей постепенный выход Великобритании из ЕС, не принимая резких решений, которые могут только повредить всему процессу завершения выхода Великобритании.

Также характерной чертой политической культуры Великобритании является активная деятельность политических партий и общественных объединений.

На этом же этапе в ГДР формируется социалистическая политическая культура, при этом население остается индифферентным к новым политическим идеалам и ценностям. Людские интересы куда больше были направлены на личные отношения (интересы семьи, друзей, коллег по работе и т.д.). Берлинская стена делила немецкую нацию, это оказало серьезное влияние на политическое сознание граждан ГДР. Руководство страны так и не сумело навязать народу требуемую политическую культуру. Вместе с официально установившейся социалистической политической культурой возникает реальная политическая культура в поведении многих граждан ГДР.

После падения Берлинской стены приходит объединение ФРГ и ГДР. Это событие становится новым витком развития политической культуры Германии.

Политическая культура современной Германии – весьма противоречивое явление. Она включает в себя элементы разных политических культур. Все внимание приковано к превращению воссоединившихся германских государств в единую политическую культуру. Существенную роль в этом играет уровень жизни людей. Чем быстрее условия жизни на бывших землях ГДР сравнятся с условиями жизни остальной части страны, тем быстрее и политическая культура бывшей ГДР станет равнозначной доминирующей политической культуре Федеративной Республики Германия.

Политическая культура Франции носит нестабильный характер. Это обуславливается историческими условиями (Франция могла стать единым центром власти в Европе, Наполеон Бонапарт направлял все усилия для достижения этой цели [4, c. 93]), нестабильностью Франции, как государства. За весь период своей истории страна сменила немало форм правления. За последние двести лет в государстве сменилось полтора десятка конституционных актов и избирательных систем. Разнообразны были способы замены режимов: революции, вмешательство армии, парламентская борьба, перевороты. Также весьма подвижной является французская партийная система.

Данные факторы оставили значимый след на политической культуре французского общества. Сами французы гордятся своей революционной историей, своей продолжительной гегемонией в Европе, борьбой за справедливость и идеалы свободы, своим вкладом в развитие мировой культуры.

В последствии во французском обществе становится заметен упадок интереса к «революционной политической культуре. Все радикальные идеологии приобретают все более отрицательный оттенок в общественном сознании. Некоторые французские исследователи считают возможным конец дихотомии разделения политических сил на левых и правых. Упал престиж коллективистских ценностей даже в международной политической культуре Франции [23, с. 146 – 147].

Франция являет собой пример многообразности и нестабильности такого явления, как политическая культура. Как отмечалось ранее эти факторы были обусловлены нестабильным положением страны за всю её историю. Франция была потенциальным лидером Западной Европы, страной, которая оказывала колоссальное давление на весь регион, страной с революционными лозунгами и государством, республиканского типа с развитой демократией.

Таким образом, Западная Европа представляет из себя широкое многообразие политических культур. Страны, находящиеся в этом регионе, имеют богатую историю сменяемости политической культуры, что дает почву для дальнейшего развития своих политических систем, наличия демократического уклада политической жизни, разнообразия культуры и ценностей жителей западноевропейских государств.

3 ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ США

На сегодняшний день США являются страной, с интересами которой считается весь мир. Основной интерес США, как государства объективно заключается в том, чтобы не утратить, а преумножить свои преимущества, увеличить эффективность собственной экономики и политики, расширить инновационный потенциал населения. Исходя из этого США, с одной стороны, часто воспринимаются в качестве выразителей общего вектора развития человечества. А с другой стороны, Соединенные Штаты ради внутреннего благополучия неоднократно пренебрегают интересами отдельных народов, государств, тем самым порождая диссонанс в движении к более справедливому для всех будущему.

Политическая культура США относительно молода в сравнении с теми же западноевропейскими культурами, однако она включает в себя все те принципы, на которых развитые страны выстраивали свою государственность и благосостояние.

Американская политическая культура очень богата на традиции. Эти традиции в США были принесены из Западной Европы первыми поколениями переселенцев. Английские традиции становятся одной из тех основ, благодаря которым и происходит становление американской политической культуры. Основными вехами английской политической культуры считаются парламентаризм, верховенство права, традиции гражданской свободы и местного самоуправления. Так США унаследовали все важнейшие основы, которые предусматривает политическая культура Великобритании.

США характеризуются развитой политической системой. Основой их стабильной системы можно назвать конституцию, которая была принята в 1787 г., эта конституция действует в Соединенных Штатах и сегодня, в то время как конституции других стран менялись не единожды. Феномен американской конституции можно объяснить тем, что большинство статей в ней изложены очень гибко, это позволяет по-разному трактовать конституционные нормы, в зависимости от той или иной политической и исторической обстановки. С другой стороны, в американской конституции заключена система поправок, это даёт возможность дополнить её новыми нормами.

Американцы городятся своей конституцией и демократией, однако, в мире существуют различные и порой противоположные мнения по поводу американской демократии, вместе с тем нельзя не признать тот факт, что в американской политической системе заложено большое количество компонентов, способствующих её стабильности и бесперебойному функционированию. Её невозможно расшатать усилиями различных деструктивных внутренних сил. Также нужно отметить, что для политической культуры США характерно представление об особенной значимости американской демократии. Так была сформирована идея об особой миссии Америки, т.е., идея национальной исключительности народа США как хранителя демократических убеждений.

Политическая культура США носит прагматический характер: политика здесь выступает как столкновение групповых интересов. Но важным условием является осуществление общепринятых правил в ввиду этого противоборства.

Отдельным моментом в американской политической культуре выступает афроамериканский фактор. Наиболее значимым можно назвать вопрос участия афроамериканцев в политической жизни США. Многие источники в СМИ утверждают, что именно афроамериканские организации и женское движение на сегодняшний день остро конкурируют между собой за степень влияния на социально-политические процессы в стране. Афроамериканцы активно отстаивают свои права.

Российский исследователь социально-политических процессов Е.В. Фёдорова отмечает заметно возросший уровень влияния ислама на афроамериканцев [20, c. 112].

Ещё одной отличительной чертой американской политической культуры можно назвать приверженность к консенсусу по основным базовым ценностям. Также важной чертой политической культуры США считается законопослушность граждан. Население США с уважением относится к закону и наблюдают за тем, чтобы органы власти также его придерживались и уважали. Наиболее жесткие требования предъявляются к руководителям высшего звена, т.е. первым лицам страны. В случае нарушения закона, нарушения общепринятых моральных норм им неминуемо грозит отставка. В случае, если подобное явление происходит загладить его практически не предоставляется возможным, так как СМИ никогда не допустят этого. В итоге вся общественность погружается в обсуждение и порицание произошедшего, что не оставляет должностному лицу, занимающему высокий пост другого варианта, как досрочно подать в отставку, либо же в ближайшее время его незамедлительно снимут с данного поста.

В целом американская политическая культура носит гомогенный характер, несмотря на это учеными было выделено три специфические субкультуры: моралистическая, традиционалистская и индивидуалистическая [9, с. 331].

Моралистическая субкультура – оценка индивидуумом всего, что происходит вокруг него сквозь призму этических норм и убеждений. Обращение к этим нормам происходит как при оценке собственных поступков, так и действий других людей. Эта субкультура рассматривает единение и сотрудничество членов общины как основу демократизации.

Французский политический деятель, А. Токвиль отмечал, что курс на моральные оценки выходит в американском менталитете и за границу межличностных отношений. Также и события с политической окраской оцениваются сквозь призму нравственных категорий [19, с. 222 – 228].

В Южных штатах сохраняются элементы традиционалистской субкультуры, это проявляется в признании социальной иерархии, особенном взгляде на отношения элиты и покровительствуемых ее социальных групп. В политической сфере на Юге придают особое значение семейным и дружественным связям, так как хотят действовать через традиционные кланы. Также немаловажную роль играет принадлежность политика к отдельному социальному кругу. Например, к семье с аристократическими традициями.

Значимые позиции занимает индивидуалистская политическая культура. Индивидуализм считается наиболее яркой, доминирующей чертой американского менталитета. Он рассматривает индивида, как главную ценность, понимает политику как разновидность бизнеса, определённый род политического торга, в котором стороны наделены равными обязательствами, при этом каждая каждая работает, исходя из собственных интересов.

Становление индивидуализма как ценности в общественном сознании предопределила в первую очередь психология иммигрантов, которые по самым разным причинам покидали свою родину, при этом рассчитывая только на самих себя. Также как американской индивидуализм свойственен и европейской политической культуре, но необходимо учитывать, что на территории Европы его развитию противодействовали феодальные традиции. В США же таких традиций не было, именно поэтому он смог проявится в Америке так ярко.

Невзирая на взаимоисключающий характер морализм и индивидуализм смогли вместе ужиться в американской политической культуре. Оперирование этими понятиями применимо в разных сферах и обстоятельствах.

К индивидуализму в основном прибегают в том случае, когда необходимо что-либо делать, морализм же применяется в случае, когда нужно прибегнуть к рассуждению о том, как нужно поступать справедливо и правильно.

Американский политолог Ф. Фукуяма считает, что удачное сочетание коллективизма и индивидуализма оказало значительнейшее влияние на развитие демократии и экономическому росту в Соединенных Штатах. Успешное развитие страны по мнению Фукуямы определяется не степенью индивидуализма и коллективизма в общественном сознании и не строгим следованием традиций, принципам задаваемых рынком, а распространением в общественной жизни культурного участия [22, с.39].

Важную роль в этом процессе ученый отдает образовательным институтам, таким как школа, семья и т.д., которые всегда способствуют формированию идентификации индивидов, обладающих национальным прошлым и имеющих национальные традиции. Ф. Фукуяма отметил, что поскольку подавляющее большинство (67%) детей в афро-американской общине воспитываются в неполных семьях или же в семьях с одним биологическим родителем, по сравнению с теми же англосаксонскими семьями (23%), то чернокожим гражданам США свойственен куда более низкий уровень социального доверия. Во время образовательного процесса индивидуум может интегрироваться в национальную культуру, становясь объектом социо-культурного воздействия что позволит восполнить пробел в вопросе социального доверия.

Возможно восполнение этого пробела решило бы многие проблемы, которые испытывают афроамериканцы. Поэтому этот вопрос остается актуальным и на сегодняшний день.

За свою не столь продолжительную историю, которая насчитывает несколько сотен лет, США смогли построить общество, основывающееся на демократических принципах. Доказательством этого служит большое количество прав и свобод, которые гарантируются и исполняются государством по отношению к своим гражданам. Основополагающие права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, образование закреплены в правовых актах США. Все эти достижения обусловлены отсутствием в истории страны таких периодов как феодализм, что конечно значимо поспособствовало более быстрому переходу к ценностям и нормам демократии. В стране действует первая, принятая еще в 1787 г. конституция, которой американцы несомненно гордятся.

Подводя итог, стоит отметь, что сегодня существуют достаточно сильные отличия между политической культурой США и Западной Европы. Гражданам США характерна большая степень независимости от государства, нежели гражданам западноевропейских стран. Европейцы имеют большую зависимость от государства, традиций, установленных норм. Европейское общество считается куда более иерархизированным, в сравнении с американским.

В политологии суще­ствуют и более общие критерии типологизации политической культу­ры, где на первый план выходят особенности цивилизационного устройства. Политическая культура Востока и Запада включает в себя ценности и традиции, которые являются фун­даментом практически всех существующих в мире типов политичес­ких культур.

Западная политическая культура берет свое начало в поли­сной (городской) организации власти в Древней Греции, предпола­гавшей обязательность участия граждан в решении общих вопросов, а также в римском праве, утвердившем гражданский суверенитет личности. В целом ценности и стандарты западной политической куль­туры формировались на основе последовательного повы­шения роли и значения личности в политической жизни общества, установления контроля гражданского общества над государством. Решающее влияние на содержание западных ценностей и стандартов оказали религиозные ценности христианства (протестант­ская и католическая ветви). Философия сыграла особую роль в формирование западной политической культуры. Она выступила в качестве автономной духовной силы и воплотила в себе кри­тическое отношение к социальной действительности и к религиозной картине мира.

Российский исследователь Ю. Ирхин, характеризуя западную политическую культуру, выделил следующие ее черты:

Ø преимущественно активистская модель участия;

Ø устойчивые традиции политической демократии, преобладание общенациональных интересов и модернизма в политической культуре;

Ø опора политической системы на личность как основного элемента политики;

Ø определенная пресыщенность личности политикой (при сохраняющемся восприятии правил участия в ней);

Ø формирование западными религиями открытого типа участия в политике;

Ø возрастание роли политических лидеров (в силу личностных факторов, распространения СМИ, усложнения политического развития);

Ø консенсус во взаимоотношениях гражданского общества с государством;

Ø слабое восприятие ценностей восточной политической культуры (при усиливающемся общем интересе к Востоку).

Нормы и традиции восточной политической культуры формировались под воздействием ценностей арабо-мусульманской, конфуцианской и индо-буддийской культур. Фундаментальные ценности данного мира формировались при по­стоянном преобладании в жизни общества властвующих структур. В обществах восточного типа господствовали коллективистские формы организации частной жизни, активно по­давлялись попытки для возникновения и разви­тия частной собственности. Из религиозных доктрин выросла мораль, право, эстетика и социальные учения восточного общества, что привело к поглощению критической функцию светс­кой философской науки в этих странах.

Характеризуя восточный тип политической культуры, Ю.В.Ирхин выделил следующие черты:

Ø преимущественно подданнический характер подчинения;

Ø приоритет общности (семейной, клановой, этнической, профессиональной) как ведущий элемент политики;

Ø устойчивые традиции авторитаризма;

Ø слабая приобщенность индивида к политике;

Ø формирование восточными религиями скрытого типа участия в политике;

Ø преобладание национально-этнического фактора;

Ø устойчивость традиций;

Ø возрастание роли политических лидеров (в силу харизмы, повышения роли партий и общественных движений);

Ø резкий социальный и ментальный разрыв между элитой и массой;

Ø особая роль государства и его стойкий приоритет над формирующимся гражданским обществом;

Ø преломление западной политической культуры традиционными культурами Востока при сохранении их самобытности.

Дополнительная литература по теме

Глоссарий по теме 16.

Политическая культура - представляет собой систему устойчивых политических убеждений, образцов коллективной жизни субъектов, в том числе моделей функционирования политических институтов, обеспечивающий безопасность сообщества.

Политические убеждения состоят из обоснованных опытом представлений и понятий о различных аспектах политической жизни: о политической системе и ее институтах, политическом режиме, механизме органов власти, носителях властных полномочий и т. д.

Политические ценности - убеждения относительно целей, которые субъекты политического процесса должны реализовать Политические ценности охватывают те явления, которые являются предметом определенных политических интересов, желаний, притязаний, потребностей. Это суверенитет, государственная власть, политические свободы, социальная справедливость, правопорядок, война, мир.

Политическое сознание - это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к осуществляемой и желаемой политике, определяющих способность к участию в управлении делами общества и государства.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Читайте также: