Заочная экскурсия это кратко

Обновлено: 01.07.2024

Цель: знакомство детей с историей и культурой городов центра России Москвы, Владимира, Суздаля, Ярославля, Ростова входящих в Золотое кольцо России.

Задачи:

Развивающие – развитие графических навыков и умений при изображении изразцовой плитки.

Обучающие - умение анализировать архитектуру, памятники зодчества, прикладного искусства и живописи.

Воспитательные - воспитание патриотизма, трудолюбия, терпения.

Форма проведения занятия. Заочная экскурсия- путешествие

Основные понятия по теме:

Восьмерик, машикули, мерлоны, слух, кровать, свод, темпера, иконостас, аркатурный пояс, эмаль, румпа, вязь.

Оборудование: простой и цветные карандаши, ластик, бумага формата А4, ножницы, шаблоны узоров, линейки, Угольники, циркули, чертежные лекала.

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы совершим заочную экскурсию по историческим городам центра России - Москве, Владимиру, Суздалю, Ярославлю. Эти и ряд других городов России образуют всемирно известный экскурсионный маршрут - Золотое кольцо России.

Первый город, который мы с вами посетим, будет, конечно же, Москва. Мы с вами в самом сердце столицы на Красной площади. С левой стороны здание собора Василия Блаженного, построенного во времена царствования Ивана Грозного архитекторами Бармой и Постником (слайд №1 собора Василия Блаженного). Церковь очень необычная, все главки разные по форме, декору и размеру. У иностранцев храм Василия Блаженного вызывал сравнение со сказочным гигантским растением. Недавно в церквях собора прошла полномасштабная реставрация.

С правой стороны на Красной площади мы видим здание Исторического музея, построенного в конце 19 века архитектором Шервудом в стиле эклектика. Интерьеры музея расписаны растительно-травочным орнаментом. В залах находится разные исторические артефакты: карты, утварь, картины, воинские костюмы, деревянный челн. На территорию Московского Кремля мы с вами попадаем через Троицкую башню. Соборная площадь - главная достопримечательность Московского Кремля,где располагается древний храм Успенский собор, построенный итальянцем Аристотелем Фиораванти в 15 веке (1475-1479) (слайд № 3 Успенского собора). Только что отстроенный собор,разрушился после редкого для Москвы землетрясения и его стены пришлось возводить заново. Каждая церковь Московского Кремля имела свое назначение. Так в Успенском соборе короновали на престол русских царей, в самой небольшой Благовещенской церкви, которую строили псковские мастера, проходили ежедневные службы, а в Архангельском соборе – хоронили царственных особ. В эпоху расцвета итальянского Возрождения многие царские дворы в Европе и русский в том числе, приглашали архитекторов из Италии. Итальянцев на Руси называли фрязинами. На Соборной площади располагается многоярусная колокольня Ивана Великого высотой 81 метр - это самое высокое строение допетровской Руси (слайд №4 колокольни Ивана Великого). Кроме культовых построек на площади есть Грановитая палата, в которой собиралась Боярская Дума и в присутствии царя решались насущные государственные дела. Свое название палата получила по граненым камням,которыми украшают фасад здания. В плане палата имеет квадратную форму, своды ее поддерживает центральный массивный столб (слайд № 5 интерьер Грановитой палаты).

Когда-то Москва была небольшим городом-крепостью Владимиро-Суздальское княжества,прикрывавшим с юга его границы. Ныне все изменилось, Москва- крупнейший мегаполис мира, а Владимир и Суздаль сравнительно небольшие города, которые живут в основном за счет туризма.

Рядом с Владимиром у впадения Клязьмы в озеро Нерли русские зодчие построили очень красивую белокаменную однокупольную церковь - храм Покрова (слайд №12 Покровского храма) Уже издалека видно, как красиво и гармонично архитекторы вписали церковь в окружающий ландшафт. Внешнее убранство фасадов: сложно профилированные пилястры с легкими полуколоннами подчеркивают движение ввысь композиции изящного храма, придают ему пластичный почти скульптурный характер. Выше аркатурно-колончатого пояса стены украшены рельефами, сочная резьба декорирует перспективные порталы (слайд №13 белокаменные резные рельефы храма Покрова). В целом образ храма очень поэтичен, весь пронизан ощущением легкости и светлой гармонии.

Едем дальше. На нашем пути древний и красивый город Суздаль. Суздальские церкви невысокие с крупными луковичными главками (слайд №14 Суздальская панорама). В городе есть свой кремль с каменными невысокими стенами. Суздальский кремль окружен двумя монастырями: с запада Спасским, а с юга - Петровским. В Суздале находится самая красивая и большая башня высотой 51 м.

Ну а завершим мы наш тур по городам Золотого кольца России посещением города Ярославля, названного в честь великого князя Ярослава Мудрого. Для этого мы продолжим наш путь на север. Город стоит на берегах великой и могучей русской реки Волги.

На гербе города красуется медведь. Мы с вами продвинулись глубоко на север в леса. Поэтому, ребята, просьба ко всем кроме Маши к представителям местной фауны близко не подходить. В Ярославле очень много церквей построенных из красного кирпича и покрытые зеленым железом (слайд №16 ярославские церкви) Стены церквей украшают керамические плитки-изразцы, что придает ярославским церквям торжественный характер. К примеру в церкви Иоанна Златоуста в Коровниках, выходящее в сторону Волги окно алтаря охвачено красочным пятном большого изразцового наличника прихотливой криволинейной формы (слайд №17 окна в церкви Иоанна Златоуста) Как композиция, так и внешнее убранство ярославских храмов отличаются светлым, оптимистическим настроением. Эту мажорность неизмеримо повышали яркая фресковая роспись, покрывавшая, подобно ковру стены, столбы и своды, и насыщенность богато освещенного интерьера разнообразными произведениями прикладного искусства.

Ребята наша небольшая обзорная экскурсия по городам Золотого кольца России закончилась. Ребята, если есть у вас вопросы ко мне, я на них отвечу.

А сейчас мы с вами немного отдохнем от поездки, разомнем наши пальчики, приготовим их к практической работе.

Практическая работа:

Ребята, сегодня мы с вами будем выполнять практическую работу - рисовать изразцовую плитку. Для начала обычный лист бумаги А4, мы сделаем квадратным, затем найдем центр, проведем оси и можно рисовать узоры или сюжетное изображение. Узор в центрально симметричной пластине должен повернуться на определенный градус. Необходимо вспомнить, как делится окружность на шесть частей. Для изображения одинакового узора лучше использовать шаблон.

Форма проведения практической работы - индивидуальная.

Материалы: лист А4, простой и цветные карандаши, ластик, линейка, циркули, ножницы, шаблоны узоров.

Этапы выполнения практической работы:

1. Выбор учащимися изображения для копирования орнамента.

2. Определение формы и формата изображения. Например - квадрат со стороной 20 см.

3. Нанесение необходимых вспомогательных линий: оси, диагонали, дополнительные окружности и т. д. (Деление окружности на шесть и восемь частей.)

4. Выбор учащимися шаблона растительно-травочного узора. Вместо шаблона можно воспользоваться чертежными лекалами.

Заочная экскурсия-путешествие по Золотому кольцу России. Беседы об искусстве в 5 классе

5. Распределение шаблона на формате листа и обводка простым карандашом.

6. Рисунок цветными акварельными карандашами декоративной композиции с последующей отмывкой.


7. Проведение итоговой выставки и подведение итогов занятия.


Ребята к следующему уроку необходимо найти в интернете или в книгах информацию о других городах Золотого кольца России, как-то Переславле-Залесском, Сергиеве Посаде, Костроме, Ростове, Иваново и подготовить краткое выступление на следующее занятие.

Спасибо за внимание, до свидания!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Власова Ангелина Игоревна

Заочная экскурсия

Экску́рсия (от лат. excursio — вылазка, набег, вторжение) — коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и прочих мест с учебными или культурно-просветительскими целями.

Зао́чный – в русском словаре это происходящий в отсутствие лица, имеющего отношение к делу, к действию, явлению.

Отсюда следует, что заочная экскурсия – это экскурсия в которой мы лично не присутствуем, но мы можем наблюдать, что происходит. Если углубиться в педагогическую деятельность, тогда станет понятно, что заочная экскурсия – это необычный тип урока, который можно организовать с детьми. Изучив литературу по этой теме, я пришла к выводу, что заочные экскурсии подразумевают, что учитель будет демонстрировать классу наглядные пособия и возьмет на себя роль гида. Так же я узнала, что по-своему содержанию литературные наглядные пособия могут быть условно разделены на три группы: натуральные, изобразительные и графические.

Натуральные пособия. К натуральным пособиям мы относим подлинные документы, реальные предметы и объекты, имеющие непосредственное отношение к литературе или искусству: письма или рисунки писателя, художника, поэта, мемориальные вещи, первые издания произведений, рукописи, документальные фотографии. Важно отметить, когда и при каких обстоятельствах был найден данный документ, и что он значил при жизни этого человека.

Изобразительные пособия. К изобразительной наглядности относятся такие краеведческие пособия, как портреты писателей, картины живописи, репродукции и иллюстрации, макеты исторических мест и др. С помощью подобного материала учащиеся обогатят свои представления об эпохе, жизни и творчестве писателя.

Графические пособия . К графическим наглядным пособиям мы можем отнести литературные карты края с условными обозначениями мест, интересных для историко-литературного исследования; сюда же относятся маршрутные карты писателя или героя художественного произведения, хронологические таблицы важнейших литературных событий, фильмы о месте жительства героя или о других интересных фактах.

Так же, мне стало известно, что в иртуальная (заочная) экскурсия может быть тематической или обзорной. Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы и связана с биографией писателя или поэта, с раскрытием его литературно- просветительской деятельности. Обзорные экскурсии многоплановые. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий). В обзорных экскурсиях дается общее представление о городе или творчестве писателя в целом.

Есть очень много форм проведения такой экскурсии: экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом), экскурсия-концерт, экскурсия-спектакль.

- изучить материал, который представлен детям в учебниках и добавить новый;

- изучить экскурсии, представленные другими педагогами, для этого использую Интернет-ресурсы;

- изучить мнения современных психологов о современных детях и что для них интересно, а также затронуть психологию, кризисные моменты детей в возрасте 7 лет, это мне позволит более четко представить картину об интересах детей и трудностях, которые могут возникнуть.

При правилах проведения экскурсии должны соблюдаться этапы: организационный момент, вводная беседа, актуализация знаний, получение новых знаний, обобщение изученного материала и подведение итогов.

Чтобы детям было интересно, я решила сделать экскурсию, спрятанную в путешествии.

На первом этапе, который проходит без детей, из кабинета был сделан небольшой городок со своей почтой, с помощью натуральных и графических наглядных пособий (письма, марки, полочки, посылки и бандероль, разные фотографии почты и т.д.)

В первую очередь у нас возникла проблема, как написать письмо, в какой конверт положить, с помощью небольшой игры-пазл, мы собрали картинку и узнали, как выглядит конверт, кто такой отправитель, получатель и что должно быть на конверте.

После этого дети начинают играть свои роли и узнавать с помощью презентации новую информацию. Письмо положили в почтовый ящик, почтальон забрал его (узнали о задачах почтальона, о его форме, одежде и т.д.) и несёт это письмо на почту.

В этот момент начинается настоящая виртуальная экскурсия с помощью Гугл карт, в которых можно пройтись по улицам города, с помощью этих карт мы прошлись виртуально в родном городе от дома отправителя на почту, с помощью фотографий и интересного видео узнали, что происходит на почте, чем занимаются работники и как отправляются письма, проделали тоже самое в своём маленьком городке. Письмо отправилось получателю.

С детьми подвели итог в виде составления плана путешествия письма.

Таким образом, получилось создать необычный нетрадиционный урок. Моими новшествами является то, что я связала три разные деятельности: заочная экскурсия, театральное представление, путешествие. При этом дети получили новые знания и стали более лучше общаться друг с другом, с помощью коллективной работы.

Можно сделать вывод, что заочная экскурсия – это интересный вид деятельности, который можно провести не только в начальной школе, но и в других классах. А в современном мире, так же любой человек может сделать свою виртуальную экскурсию с помощью Интернет-ресурсов и побывать в новых местах зочно.

Актуальность проблемы.

Учебные экскурсии в школе имеют, прежде всего, образовательные и воспитательные цели и задачи - открыть обучающимся прекрасное в окружающем их мире - в людях и природе, пробудить у них чувство любви к Родине. Огромную роль в активизации деятельности обучающихся играет поисковый метод. Активный поиск литературоведческой информации. Экскурсия – это интеллектуальная деятельность, способствует прочному усвоению знаний. Познавательно-воспитательная направленность, воспитание эстетического вкуса, дифференцированный подход к обучающимся.

Литературные материалы не только приобщают нас к культуре и истории родного края, к миру чувств и мыслей замечательных людей, но помогают по-новому осветить некоторые моменты творчества писателей и глубже осмыслить процесс развития всей русской литературы.

Экскурсии делают процесс обучения более интересным, качественным и результативным. Проблемы воспитания и обучения диктуют необходимость внедрения новых форм работы. Экскурсии являются этой формой учебной работы. Главный смысл состоит в том, чтобы с помощью экскурсий применять новые информационные технологии, погружение обучающихся в историческую эпоху, происходит сплочение коллектива. Поэтому актуальность данной темы не вызывает сомнения.

Основная цель организации учебных экскурсий как формы воспитательного воздействия - помочь обучающимся полнее освоить курс литературы, исследование возможности использования экскурсий для формирования литературоведческого мировоззрения, формировать положительную самооценку через подкрепление любых успешных действий.

  • закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на занятиях;
  • освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • приобретение навыков групповой работы;
  • формирование позитивного отношения к себе и окружающим, сплочение коллектива.
  • формирование потребности в самопознании и самореализации;
  • анализ форм и методов проведения экскурсий;
  • изучение предмета через образы, обогащение теоретическими знаниями.

Основная форма работы – групповые занятия (экскурсии, диспуты, заседания). Индивидуальная работа (беседа, консультация, решение актуальных проблем каждого ребёнка). Работа организуется по определенным правилам, основанным на взаимопонимании, желании помочь и понять друг друга, эмоциональной поддержке, создания климата доверия.

Ожидаемые результаты: осознанное активное участие в экскурсионной жизни большинства обучающихся, сформированная учебная мотивация, ориентация на здоровый образ жизни, осознанное желание участвовать в подготовительной работе к экскурсиям, подготовка материала к заочным экскурсиям.

Результатом реализации может стать: создание условий для приобретения общественного, социального опыта, коммуникативной культуры;осуществление преемственности между средним и старшим звеном школы;сплочение детского коллектива, развитие навыков самоорганизации и самоконтроля, самобытности личности ребенка, формирование духовно-нравственных ценностей посредством игровой практики; привлечение внимания родителей к проблемам воспитания обучающихся и организации досуга детей; привлечение к воспитательной работе в школе родительского актива.

Учебные экскурсии подразделяются на литературные и исторические. Их можно проводить и во внеурочное время, и в дни школьных каникул. Наибольший учебно-воспитательный эффект дает экскурсия, проведенная как своеобразный урок. Рекомендуется проводить не менее двух экскурсий за учебный год.

После экскурсии рекомендации педагога: для самообразования обучающихся; список литературных источников по теме; рекомендации по посещению цикла экскурсий по данной тематике. Преподавание литературы в школе нельзя ограничивать только сведениями из учебников и тем материалом, который обучающиеся получают на уроках. Большую роль учителю могут оказать учебные экскурсии по литературным местам.

Экскурсии имеют не только познавательное значение, но еще и большое воспитательное значение. Учебные экскурсии повышают квалификацию учителя. Они позволяют полнее увязывать учебный материал с жизнью, более конкретно и эмоционально изложить его, что в свою очередь способствует прочному усвоению знаний обучающимися.
Каждая из литературных экскурсий должна быть проведена с максимальным учебно-воспитательным эффектом, что требует тщательной подготовки, как учителя, так и обучающихся. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания. Методика проведения любой экскурсии должна исходить из специфики её как небольшого путешествия.

Подготовка учителя к проведению учебных экскурсий начинается с выбора объекта экскурсии еще при составлении годового календарного плана. С учетом программных требований и доступности расположения литературно-исторических мест учитель еще до начала учебного года намечает объекты учебных экскурсий.

Самое верное средство прикоснуться к поэту сердцем - посетить его родину, воспринять ландшафт, краски, звуки, которые вызывали у него вдохновение, увидеть рядом с собой окружающие его предметы. Чтобы экскурсия обогатила ребят неповторимыми впечатлениями, ее нужно подготовить: не только разработать программу и маршрут, но и настроить обучающихся на активное чтение книг о поэте, писателе и его произведений. Заученные школьниками стихотворения зазвучат во время экскурсий и помогут воспринимать окружающее глазами, слухом и языком поэта.

Для внеклассных занятий характерны свои особые формы работы, встречи с поэтами-земляками; занятия-концерты, на которых звучат стихи в исполнении учеников, литературно-краеведческие экскурсии, экскурсии по памятным местам родного края; уроки внеклассного чтения. Именно такая целенаправленная работа позволяет учителю выявить способных, талантливых детей, а им в свою очередь раскрыть свои творческие способности, окунуться в мир словесности вне школьной программы.

Посещение мест, воспетых в художественной литературе, вызывает обостренное чувство красоты природы. Духовный подъем, вызванный пребыванием в заповедных местах, радость познания, обилие впечатлений, памятные встречи - все это может вызвать у школьников стремление занести свои впечатления в дневник. Ведение дневника, в свою очередь, способствует обогащению словарного запаса, воспитывает интерес к литературному творчеству.

Мои мероприятия.

Влияние внеклассного мероприятия на стимуляцию познавательной активности обучающихся в учебной деятельности очень велико. Среди многообразия форм внеурочной деятельности можно выделить наиболее оптимальные формы – экскурсии, заочные путешествия, просмотр кинофильмов, тематические вечера. Внеурочное мероприятие служит для более детального раскрытия темы. Внеурочные занятия необходимо проводить для расширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний.

Роль самого учителя на таком "уроке" необычно велика. Много впечатлений оставляют у школьников экскурсии по памятным местам края, посещение дома, в котором родился или жил писатель. С. Я. Маршак писал:

Все то, чего коснется человек.
Приобретает нечто человечье.
Вот этот дом, нам прослуживший век,
Почти умеет пользоваться речью…

"Есенинские встречи", посвященные Дню рождения Сергея Есенина - это добрая и уже многолетняя традиция чествования замечательного российского поэта. Наро - Фоминская земля хранит память о пребывании, пусть недолгого, а всего лишь проездом, – Есенина и Дункан в Литвинове. Проходят годы, но и сейчас не угасла притягательная сила звонкого есенинского слова. А сила эта не только лирическая. К экскурсии в Константиново готовились, провели урок-концерт, на котором звучали стихи С.А. Есенина о природе родного края. Экскурсия на родине С.А. Есенина в с. Константиново дала возможность по-новому воспринять знакомые строки его стихотворений, связала новыми нитями с жизнью и творчеством великого поэта, заставила еще больше полюбить свой край.

IMG_5776


НА РОДИНЕ С.ЕСЕНИНА

В самую красивую пору года мы побывали на родине Есенина — осенью. Читали полюбившиеся нам стихи С.А. Есенина. Прошли по местам юности С. Есенина, где формировались личность и творческие пристрастия, чувство родины и любовь к сельской культуре. Выйдя на берег Оки, мы сразу ощутили высоту птичьего полета, где "только синь сосет глаза". (Приложение 2)

Свои впечатления ребята выразили в сочинениях: "Прекрасное золотое утро! Мы едем на родину Сергея Есенина". "Мы побывали в доме его родителей, в школе, где учился Есенин. Сергей учился на одни пятерки! Нам было интересно узнать подробности о нем и его семье". "Понравилось, когда мы с учителем читали стихи на берегу реки Оки".

Экскурсия в 30 км от Наро-Фоминска в Культурно-образовательный туристический центр "ЭТНОМИР", где обучающиеся познакомились с жизнью, традициями, культурой многочисленных народов, населяющие нашу планету. (Приложение 2)

Мы совершили незабываемую литературную экскурсию по памятным местам Ясная Поляна – Тула. (Приложение 3)

Единственный мемориальный музей М. А. Булгакова в Москве вызвал у моих ребят бурю эмоций, и огромное желание прочитать произведения, которые были написаны в этой квартире. (Приложение 4)

Наши ближайшие планы это вместе с классом посетить литературные места – Михайловское, Тригорское, Петровское, Переделкино.

Заочная экскурсия.

В основу заочной экскурсии могут быть положены выступления обучающихся - рассказы о местах, связанных с жизнью и творчеством русских писателей и поэтов. Для подготовки подобного выступления необходимо собрать большой иллюстративный материал. Источниками в этом случае могут быть музейные проспекты и каталоги, фотографии и открытки, иллюстрации из книг и энциклопедий, ресурсы Интернета.

Путешествуем по Пушкинским местам. Где же бывал Пушкин? Конечно же, все сразу назовут Михайловское, но ведь кроме этого семейного имения есть немало усадеб, сел, которые также были посещены поэтом и не менее любимы им. И естественно они хранят воспоминания об этих посещениях. Так, некоторые села вместе с Михайловским образовали "Пушкинское кольцо". Именно об этом кольце я и хотела рассказать на уроке.

Путешествие по литературным местам Подмосковья: Захарово - Большие Вяземы, полотняный завод им. деда Н. Гончаровой. По ходу лекции глубже знакомимся с жизнью и творчеством поэта, составляем конспект. Итогом работы в классе является написание сочинения-рассуждения.

В пятидесяти километрах от Наро-Фоминска расположен великолепный памятник ХVII века – Полотняный завод, старинная усадьба Гончаровых. Усадьба всегда была знаменита, в свое время ее посещали и Екатерина II, и полководец Кутузов, и многие другие известные личности. Но главный гость усадьбы – великий поэт Александр Пушкин. По легенде в парке долго стояла деревянная беседка, на скамейке которой рукой гения была вырезана надпись "Я влюблен, я очарован, я тобой огончарован…"- одной из лучших красавиц того времени: Наталье Николаевне Гончаровой.

Дети много времени проводят за компьютером, поэтому во время заочной экскурсии используем компьютерную презентацию. После проведения урока-экскурсии увеличился процент детей, которые смогли усвоить информацию.

Заключение.

С каждым годом литературные экскурсии занимают все большее место в работе классного руководителя. Уже не требует особых доказательств то, что на самых различных этапах учебного и воспитательного процессов использование экскурсионного материала играет важную роль как в познаватель­ном, так и в воспитательном отношении. Наиболее эффектив­ными являются те экскурсии, которые связаны с биографией писателя, так как они дают новый материал, сти­мулируют интерес к жизни и творчеству того или иного ав­тора.

После посещения Константиново, Мелихово , Ясной Поляны, музеев и театров Москвы А.П. Чехов и Л.Н. Толстой, М.А. Булгаков и С.А. Есенин, А.Н. Островский стали ближе, а их произведения интереснее и понятнее. Литературные экскурсии не только развивают эстетическую культуру, учат понимать прекрасное, но и помогают выполнять главную задачу школы - привитие любви к родной земле, приобщение школьников к литературе о родном крае, открывая в ней животворный родник гражданского становления личности. Знания, приобретенные обучающимися на уроках, являются тем фундаментом, на котором построены основные компоненты внеклассных занятий.

Внеклассная работа помогает воспитывать интерес к книге, знакомит с разными видами искусств. Экскурсии по памятным литературным местам, уроки внеклассного чтения углубляют представление об исторических и культурных связях родных мест с жизнью России, раскрывают богатство и разнообразие художественной литературы. Они помогают приблизить к нам писателей, сделать их доступнее, "человечнее".

Сопоставление литературного произведения с изображенной в нем жизнью помогает познанию знаков художественного творчества, способствует проникновению в специфику литературы как образного отражения действительности, способствует воспитанию творческого читателя, прививает интерес к книге, к литературе.

Опыт работы учителей через экскурсионно-развивающую работу переоценить невозможно. Одно дело – изучать литературу и историю на школьных уроках, другое – увидеть шедевры прошлых столетий воочию. Такое запоминается на всю жизнь!

Эффективность системы экскурсионной работы:

Данная система успешно работает на протяжении почти 20 лет. Большинство классных руководителей поддерживает данную форму воспитательной работы, потому что она позволила нам выстроить эффективную воспитательную систему. Её эффективность мы измеряем такими категориями как “Наши достижения”. Наши достижения на уровне города, района, области значительно возросли, школа стабильно занимает призовые места (олимпиады, конкурсы).

Результат:

  • осуществление системной работы с обучающимися школы;
  • высокая степень удовлетворённости родителей обучающихся работой школы;
  • позитивный настрой педагогов;
  • заинтересованность учеников;
  • повышение уровня воспитанности обучающихся школы;
  • формирование активной гражданской позицией у подростков.

Таким образом, экскурсионная работа не только позволяет включить всех обучающихся в коллективную деятельность, она дает возможность каждому ученику занять позицию организатора одной, наиболее интересной для него деятельности и одновременно участвовать в разнообразной групповой работе. Экскурсионная работа помогает в воспитании творческой личности, в воспитании человека, выходящего в жизнь с осознанием собственной ответственности за совершаемые им поступки, с активной гражданской позицией.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Биография писателя – один из существенных разделов науки о литературе. Необходимость работы над биографией писателя обусловлена спецификой художественной литературы. Познать художника слова, его жизнь – значит одновременно познать особенности его эпохи, проникнуть в общественную психологию поколения, к которому он принадлежал. В самой жизни выдающегося человека отражаются неповторимые черты его времени.

Интересным приёмом изучения биографии является заочная экскурсия. Методика подготовки и проведения заочной экскурсии давно и широко разрабатывается методистами.

Такие выводы вытекают из опыта, описанного в статьях У. И. Тельчаровой и Н. В. Мирецкой.

Каковы же основные требования, предъявляемые к заочной экскурсии?

Заочная экскурсия вызывает интерес учеников, содействует развитию их творческого воображения, непринуждённо знакомит со сложными вопросами.

Чтобы заочная экскурсия реализовала возможности, заложенные в ней, необходима углублённая работа по её подготовке.

В соединении эмоциональной образности и богатства фактических знаний – ключ педагогического и психологического воздействия заочных экскурсий. Заочная экскурсия только на первый взгляд кажется преимущественно монологической, лекционной формой. В действительности в процессе её развития возникает беседа, даётся простор для различного рода самостоятельности и творческих работ учащихся. Заочная экскурсия может быть включена в урок как часть его.

Подготовка к заочной экскурсии требует ознакомления с мемуарами и другими документами эпохи, с письмами, дневниками и произведениями писателя. Тщательно должен быть отобран и подготовлен зрительный материал. Рисунки, картины, различные планы, фотографии – всё это поможет оживить прошлое, сквозь современный облик мысленно увидеть черты времени, в которое мы погружаемся. Очень важен и звуковой фон экскурсии. Основную и самую дорогую для нас мысль подчёркиваем музыкальным лейтмотивом; иногда музыка оттеняет подтекст речи, вызывает новые ассоциации, подчас она даётся в открытую (любимые произведения писателя, романсы, написанные на стихи поэта).

В процессе проведения заочной экскурсии необходимо органическое соединение всех её элементов (речи, зрительного ряда и звукового оформления). Обдуманное включение в работу учителя-экскурсовода учеников, оправданное построение маршрута экскурсии, выделение объектов подробного наблюдения и вещей, о которых говорится мимоходом, создание эффекта присутствия – обо всём этом приходится помнить при проведении экскурсии.

Облик писателя, его судьба вызывают у учащихся наибольший интерес и взволнованность тогда, когда мы создаём на уроке атмосферу непосредственного контакта с художником, когда обстоятельства его жизни предстают в конкретных картинах.

В этих целях полезно проследить течение одного дня (Толстой в Ясной Поляне), провести с писателем три вечера в разном окружении, в разных ситуациях (Пушкин в Аничковом дворце, в кругу друзей и дома, за письменным столом, наедине с рукописью и книгами).

Трудность и увлекательность заочной экскурсии состоит в том, что это путешествие не только в пространстве, но и во времени.

Ещё одно положительное качество заочной экскурсии – работа творческого воображения учеников. Рассказ поддерживается зрительными впечатлениями не всецело, как в кино, а только в отдельных звеньях, эпизодах. Однако сопоставления рассказа и картины (фото, рисунка и др.) как бы рождают психологическую инерцию: ученик видит картину даже тогда, когда перед ним на экране ничего нет, а звучат только слова рассказа.

Все эти соображения позволяют думать, что заочная экскурсия может стать одной из постоянных форм работы при изучении биографии писателя.

Заочную экскурсию представляется возможным проводить тогда, когда учащиеся уже знакомы в какой-то мере с творчеством и личностью писателя. Для творческого воображения нужен материал.

Каждая деталь должна быть значительной, в ней должен ощущаться подтекст.

Какие элементы заочной экскурсии представляются необходимыми?

Во-вторых, учащиеся должны понять, какие стороны характера художника вызваны обстановкой его жизни. Окружение должно быть представлено не только событиями и лицами знакомых и друзей, охарактеризованных бегло, но и пейзажем, который особенно помогает передать настроение. Обстановка, окружение писателя, центральные события общественной жизни, круг любимых произведений искусства и авторов – всё это должно постепенно подводить к выявлению лейтмотива творчества того или иного периода. Заочная экскурсия даёт возможность ввести учеников в творческую лабораторию писателя, показать творческий процесс, его характер, его особенности, позволяет вовлечь ученика в мир писателя, приобщить его исторически, эмоционально к давнему времени. При чтении произведений общение школьников с писателем будет более глубоким, волнующим, если изучение биографии оказалось содержательным. Нельзя разрушать эмоциональный настрой после экскурсии. Но ведь материал должен закрепляться. Как же добиться этого? Учащимся предлагается к следующему занятию прочитать материал по учебнику и сравнить с тем, что они узнали на уроке. Возможно на следующем уроке задание по составлению плана ответа по данному материалу.

Важно, чтобы вопросы и задания требовали осмысления биографии писателя в целом. Ответы учеников при этом оцениваются.

Рассмотрим практическое использование заочной экскурсии на примере изучения сведений о писателе в 6 классе.

Структурными элементами данного урока являются вступительное занятие и работа над текстом (его чтение). Этот выбор целесообразен, т. к. даёт возможность реализовать поставленные задачи.

Работе с текстом предшествует слово учителя, готовящее первоначальное правильное и глубокое восприятие произведения.

Заочная экскурсия, проводимая учениками, помогает создать живой образ автора. Материал, используемый для экскурсии, обличён в яркую художественную форму, звучат выдержки из писем самого писателя, его близких. Широко использована и словесно-образная, и художественно-изобразительная наглядность (представлена репродукция прижизненного портрета И. С. Тургенева работы И. Е. Репина, словесные описания тургеневских мест Орловщины подкреплены зрительным рядом). Сочетание этих видов наглядности очень органично.

Произведение сравнительно небольшое, чтение его проходит в классе. Учащиеся могут следить за чтением по книге или же просто слушать. Подготовленные ранее учащиеся читают диалоги мальчиков по ролям. Чтение учителя, учащихся эмоционально.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

1) в области знаний: дать новые сведения о биографии писателя; познакомить с содержанием произведения;

2) в области умений (навыков): развивать творческое воображение, навыки выразительного чтения эпического произведения; формировать умение высказывать своё мнение, активно слушать других учеников, работать коллективно;

3) в области ценностей: воспитывать патриотизм; пробуждать восхищение красотой русской природы.

На доске сделана запись:

Домашнее задание: прочитать рассказ;

ответить на вопросы учебника после текста рассказа.

I. Организационный момент.

ΙΙ. Изучение нового материала.

1) Вступительное занятие.

Объявление темы урока и запись её в тетради.

– Назовите произведение И. С. Тургенева, изученное в пятом классе.

– Против чего выступает И. С. Тургенев в этом рассказе?

– И. С. Тургенев тесно связан с Орлом.

Учитель читает стихотворение об Орле.

– Давайте вспомним места, связанные с именем И. С. Тургенева. Экскурсоводы, вам слово!


И. С. Тургенев. Портрет кисти И. Е. Репина

Зиму Тургеневы прожили в своей орловской городской усадьбе. С первыми жаворонками собирались в Спасское-Лутовиново. А весна не задалась. Была она недружная: снега не вдруг сходили, и дороги не сразу налаживались. Многие помещики тогда из-за бездорожья из Орла в деревню перебираться не отважились. Тургеневы – в том числе. Куда, право, тащиться – за 60 вёрст, по распутице да ещё вдобавок с младенцем на руках, которому ещё и полугода-то не минуло!


Дворянское гнездо. Орёл

Ученик. На перекрёстке когда-то тихих Борисоглебской и Садовой, а ныне улиц Тургенева и Горького, в старинном дворянском особняке располагается Государственный музей И. С. Тургенева. Впервые его двери открылись в ноябре 1918 года, когда торжественно отмечалось столетие со дня рождения знаменитого писателя-орловца.

В конце 1905 года владелица тургеневской усадьбы перевезла в Орёл вещи и книги писателя. А в глухую ночь на 19 января 1906 года большой усадебный дом в Спасском сгорел дотла…


Государственный музей И. С. Тургенева

Ученица (рассказывает о Спасском-Лутовинове, обращаясь при этом к изображению дома в Спасском.)


Спасско-Лутовиновский парк, словно песня – могучая, тысячеголосая, сложенная по замыслу неведомого нам художника. Кто он – этот человек, что строго и неуклонно прочертил прямые, как полёт стрелы, аллеи? По чьей задумке породы деревьев подобраны так, что в осеннюю пору их вершины, вспыхнувшие головокружительным разноцветьем, всё же воспринимаются как дерзко сочинённая гармония золотых берёз, зорево-багряных осин и малахитового бархата елей?

Не дошло до нас имя и звание этого мастера. Не знаем, как звались те крестьяне, что в самом начале XIX столетия в быль превращали задуманное ради украшения родной земли.

Тяжка была эта работа. Липы выбирали двадцатилетние. Выкапывали осторожно – не поранить бы корни. Везли липки в Лутовиново аж за 30 вёрст. Лошади надрывались…


Милые тургеневские липы!

На них плясали отблески потешных огней, что сверкали в парке, когда веселила своих гостей хлебосольная Варвара Петровна. Под ними вышагивал вёрсты Иван Сергеевич, раздумывая над судьбами России и своих современников. Ходили здесь Лев Толстой, Фет, Щепкин, Савина, Некрасов, Григорович, Иван Аксаков, Полонский, Гаршин, Гиляровский… Багровым заревом осветились аллеи, когда январской ночью 1906 года заполыхал и дотла сгорел Большой усадебный дом. Падали и по-солдатски умирали деревья – ровесники XIX столетия под топорами гитлеровцев в горькую осень 1941 года .

По-прежнему неувядаемо могуч и великолепен Спасский парк.

Видением Родины вставал он перед писателем на чужой земле, заставляя сильнее трепетать тоскующее сердце.


Липовая аллея в Спасском

Учитель. Отправляясь учиться в чужие края, юноша Тургенев прощался с милым Спасским. И чтобы память по себе оставить, принёс из ближнего леса облюбованный дубок и посадил его в парке, на поляне, что недалеко от центральной аллеи.

Рос тургеневский любимец неторопливо.

Сколько бурь пронеслось над Россией с тех пор, как одиноко и тяжко умиравший Тургенев хладеющей рукой выводил эти необыкновенные, пронзительные строки! Но по-прежнему несгибаемо, неколебимо стоит тургеневский дуб – величественный и могучий. Взглянешь на его непомерной силы мускулистые ветви, – и кажется, что на них, как на плечах Атланта, держится свод небесный.


Дуб, посаженный И. С. Тургеневым

Ученик. Есть на нашей земле места великой славы народной – Красная площадь, Бородинское поле, Мамаев курган… Вступаешь сюда с замирающим сердцем, обнажив голову. С нами здесь говорит сама История. Разве можно сравнить эти величавые святыни с тем лужком, что зеленеет на берегу речушки Снежеди, ничем внешне не примечательный, ничем не отличный от таких же луговых долинок, которых по всей России тьма-тьмущая?

Тут судьбы государства не решались. Не звенели мечи. Не раскатывались артиллерийские залпы. Не ликовали народные толпы.

И описал… Пропел невиданной красоты песню будущему России – смышлёным и талантливым детям народа её, природе русской.


Сохранился Бежин луг почти таким же, каким описал его Иван Сергеевич. Сталью поблёскивает Снежедь. Тяжёлые росы клонят высокую траву. Безлунные ночи так же хороши, как и в тургеневские времена.

И сегодня приходят люди к берегам Снежеди, на Бежин луг, без которого трудно представить себе Россию.

2) Чтение рассказа учителем и заранее подготовленными учениками, которые читают по ролям слова Павлуши, Илюши, Кости, Феди и Вани.

Словарная работа (сноски учебника).

3) Подведение итогов урока.

Выставление оценок. Объяснение и запись домашнего задания.

Библиография

Духан С. Е. Эстетическое воспитание в школе. – М., 1962.

Изучение литературы в вечерней школе. Под ред. Т. Г. Браже. – М., 1977. – С. 98–106.

Каплан И. Е. Изучение биографии писателя в старших классах. – Пособие для учителя. – М., 1969.

Качурин М. Г. Изучение личности писателя в работе над художественным текстом. – В кн.: Искусство анализа художественной литературы. – М., 1971.

Маранцман В. Г. Биография писателя в системе эстетического воспитания школьников: Пособие для учителя. – М. – Л.: Просвещение, 1965.

Методика преподавания литературы / Под ред. Рез З. Я. – М., 1985. – С. 215 – 227.

Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. / Под ред. Богдановой О. Ю., Маранцмана В. Г. – В 2 ч. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994.

Мирецкая Н. В. Путешествие в литературу // Литература в школе. – 1977. – № 1. – С. 55 – 57.

Русские писатели о литературном труде. – Л., 1954.

Тельчарова У. И. Воображаемые путешествия // Литература в школе. – 1959. – № 4. – С. 72 – 73.

Тимерманис Н. В. Урок по письмам И. С. Тургенева // Литература в школе. – 1970. – № 4.

Чирковская Т. В. Один из приёмов изучения биографии писателя в 7 классе // Литература в школе. – 1959. – № 5. – С. 23 – 27.

Эстетическое воспитание в восьмилетней школе. – М.: Учпедгиз, 1963. – С. 70 – 78.

Афонин Л. Н., Мищенко А. И. На родине Тургенева. Предисл. Громова В. А. – 2-е изд., исправл. и доп. – Тула.: Приок. кн. изд-во, 1983.

Читайте также: