Архитектура беларуси 15 16 века кратко

Обновлено: 03.07.2024

Собираясь на отдых, в неведомую ранее страну, прежде всего мы составляем список мест, которые можно посетить: исторические памятники, современные изыски архитектуры, замки. Архитектура страны — это своего рода имидж государства, она может раскрывать историческое наследие, говорить о вкусах, предпочтениях и уровне жизни государства. Думаю, далеко не каждый житель Беларуси видел все архитектурные прелести своего государства. Итак, чем могут похвастаться жители Беларуси и что непременно необходимо посмотреть?

Двенадцать архитектурных шедевров Беларуси:

1. Мирский замок

Замковая архитектура Беларуси действительно очень разнообразна. Мирский замок находится в городе Мир, имеет удивительную историю и поражает своей могущественностью и величием. Вокруг этого шедевра архитектуры ходит множество преданий и легенд. Посетив его, можно окунуться в атмосферу, царившую несколько тысячелетий назад.

2. Брестская крепость

Величие и история данного памятника архитектуры известна, наверное, всему цивилизованному миру. Данный памятник архитектуры напоминает, какой сильный и преданный белорусский народ.

3. Старый и новый замок в Гродно

Львиная доля истории Беларуси вершилась в стенах этих замков. Эти замки можно отнести к одним из самых величественных и совершенных памятников архитектуры Беларуси. Старый замок находится на берегу Немана в центре Гродно и с него открывается великолепный вид не город.

4. Троицкое предместье

Находится Троицкое предместье в центре Минска на берегу реки Свислочь. Архитектура сохранила некую самобытность: небольшие и очень уютные мощеные улочки, черепичные крыши, невысокие дома с необычной планировкой — все это стало символом Минска. Здесь сохранились памятники архитектуры, католические и православные храмы.

5. Несвижский замок

Наверное, всем в детстве предлагали поехать на экскурсию в Несвиж, чтобы посмотреть на Несвижский замок, история которого началась в 1533 году. Однако в далеком 16 веке это был не столько дворец, сколько крепость, и лишь потом, впечатлившись архитектурой Италии, Радзивилл Сиротка решился на радикальное преображение своего жилища. Сегодня мы имеем возможность не только лицезреть архитектурный шедевр, но и побывать в Беларуси 16-го века.

6. Дворец Бутримовича

Дворец Бутримовича находится в Пинске. Выглядит он проще, чем замки Несвижа или Мира, однако имеет не менее увлекательную, захватывающую историю, начавшуюся еще в 18 веке.

7. Дворец Прусловских

Дворец Прусловских, или Коссовский замок, был возведен в 19 веке вместе с прилегающей парковой территорией в Коссово Ивацевичского района Брестской области. Во время Великой Отечественной войны он был разрушен и сожжен, на данный момент от него остались лишь руины. В настоящее время замок восстанавливается…

8. Ружанский дворец

Ружанский дворец является еще одним архитектурным шедевром, от которого остались только руины. Когда-то это была резиденция магнатского рода Сапегов в поселке Ружаны. Однако даже они выглядят настолько величественно, что люди по сей день приезжают, чтобы прикоснуться к истории.

9. Если говорить о современной архитектуре Беларуси, то возглавляет список, конечно, шедевральная Национальная библиотека. Она имеет не только необычную форму алмаза знаний, но и собрала в себе уникальные фонды библиотеки.

12. Троицкий костел – Гервяты

Костел находится в Островецком районе Гродненской области. Этому шедевру архитектуры уже более 100 лет, но он до сих пор не перестает удивлять нас своим изяществом и могуществом.

Говорить об истории архитектуры Беларуси можно часами. Перечисленные памятники архитектуры — это лишь капля в море. Беларусь имеет огромное историческое наследие. И сегодня создаются новые и реставрируются старинные шедевры архитектуры.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

От народной архитектуры XV—XVI вв. до нас дошло очень немного

памятников. Как и в предшествующее время, в деревне преобладала деревянная

архитектура. Крестьянская изба того времени представляла собой

хату-четырехстенку в одну комнату с глинобитной печыо посредине и

с узким окошечком. Искусной резьбой по дереву и различным орнаментом

(часто с изображением полевых цветов, птиц и зверей) белорусские народные

мастера украшали окна, двери и крылечки своих изб. Наиболее

искусные из этих мастеров приглашались помещиками, а также и строителями

церквей для художественного оформления дворянских домов и для

В художественной резьбе по дереву белорусские народные мастера

достигли больших успехов. Из них получили известность пинский резчик

по дереву Апатий и оршанский мастер Андрей (XVI в.).

От XV—XVI вв. на территории Белоруссии сохранилось значительное

количество памятников каменного зодчества, крепостные сооружения,

дворцы, замки магнатов, церкви и монастыри. Большинство замков и

крепостей принадлежало литовским феодалам и строилось соответственно

их вкусам и потребностям. Но белорусские мастера вносили в это зодчество

черты своего национального искусства.

К памятникам собственно белорусского искусства относятся только

православные церкви. Из них надо особенно отметить церкви в Сынковичах

(современной Гродненской области), в Маломожейкове (Лидского района)

и в Супрасле, основанные в XVI в. и тогда же перестроенные. Стены их

достигали иногда до сажени в толщину и строились из очень крепкого

кирпича. Церкви, построенные по типу крепостей, были обнесены с

четырех сторон толстыми стенами, с башнями по углам и бойницами.

Внутри эти церкви были богато украшены иконописью и фресковой

Много оборонительных сооружений строилось также и в городах —

в виде крепостных стен (с башнями и бойницами) или замков внутри городов.

Городские укрепления (стены и замки) сооружались почти во всех

более или менее значительных городах Белоруссии: Полоцке, Минске,

Витебске, Орше и других.

В городах каменных жилых домов, за исключением единичных дворцов

и замков, почти не было даже у зажиточных людей. В редких случаях

жилые пристройки из камня делались при монастырях (например, при

Жировицком монастыре в нынешнем Слонимском районе Барановической

области). В общем же деревянное зодчество преобладало еще в XV—

XVII вв. не только в деревнях, но и в городах.

В белорусском зодчестве XV—XVI вв. живы были древнерусские традиции.

Немногие сохранившиеся памятники деревянного зодчества со

оружены по тому же типу, что и найденные на территории древней Руси

деревянные постройки раннего времени. Лучшие памятники древнерусского

искусства служили теми образцами, которые творчески использовали передовые

белорусские мастера. На территории Белоруссии сохранилось

несколько церквей XI—XII вв. (Софийский и Спасо-Ефросиньев соборы

в Полоцке, Коложская церковь в Гродно и Благовещенская церковь

в Витебске). Приемы строительства этих древнейших белорусских камен

ных храмов были применены и при строительстве позднейших церквей

(например, церкви в Сынковичах). Влияние киевского строительного

искусства отчасти отразилось и на крепостных сооружениях. Так, крепость

в Лиде строилась под наблюдением выписанных из Киева мастеров.

Живопись XVI—XVII вв. имела по преимуществу или иконописный,

или портретный характер, причем на портретах обычно изображались

короли, знатные особы или высшие представители духовенства. В живописи

XVI в. наблюдался уже некоторый отход от плоскостного изображения,

лиц в сторону большей рельефности, что придавало им характер реалистичности.

Из иконописных произведений XVI в. лучшие образцы представляла

фресковая живопись Супрасльского монастыря, изображающая:

Христа, ангелов и святых в виде ярко очерченных живых людей. Из

портретов надо упомянуть портреты православного митрополита Иосифа*

Солтана, гетмана Григория Ходкевича и слуцкого князя Юрия Юрьевича,

выполненные в реалистическом стиле.

Большую роль в развитии живописи того времени сыграли и гравюры*

Скорины, в которых дана живая и реалистичная трактовка библейских

персонажей. В этих гравюрах Скорина приблизился к стилю мастеров

гуманистической школы. Традиции Скорины в гравюрном искусстве продолжали

потом и другие издатели печатных книг в Белоруссии — Петр-

Мстиславец и Василий Тяпинский.

Таким образом, для культуры формировавшейся белорусской народности,

особенно для народного творчества изучаемого периода, характерна

живая связь с древнерусскими традициями, кровное родство с культурой

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 742 материала в базе

Материал подходит для УМК

§ 7—8. Внешняя политика России во второй половине XVI в

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 17.01.2022 98
  • DOCX 61.5 кбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Балыбердин Юрий Георгиевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

На протяжении своей истории белорусский народ создал высокоразвитую и оригинальную архитектуру. Сохранившиеся сведения о памятниках монументального, в частности, культового зодчества Беларуси (материалы о многих из них имеются в белорусских архивах) свидетельствуют о мастерстве его создателей, демонстрируют отличительные черты архитектурно-художественных течений и достижений своей эпохи. Они также отражают особенности исторического развития белорусских земель и говорят о веротерпимости белорусского народа и многообразии религиозных конфессий, существовавших одновременно или в разные периоды на территории Беларуси (язычество, православие, униатство, католицизм, протестантизм, мусульманство, иудаизм).

В дохристианской архитектуре были распространены капища - специальные площадки с идолами, которые обносили оградами и серпообразными рвами для разжигания огня. С принятием христианства, ставшего наряду с развитием городов первопричиной формирования новых направлений в зодчестве, появился такой тип сооружений как каменный крестово-купольный храм, построенный из тонкого квадратного кирпича - плинфы. В Х-ХI вв. храмы на белорусских землях строили преимущественно мастера, приглашенные из Византии. Первым из числа выдающихся культовых сооружений на территории современной Беларуси можно считать Софийский собор в Полоцке(*), заложенный между 1044 и 1066 гг. Построен он из плинфы в технике с так называемым скрытым рядом. Уже в этом памятнике были заложены основополагающие принципы местной архитектурной школы, проявившиеся в центрично-пирамидальной композиции архитектурных форм. Вероятнее всего, такие принципы появились под воздействием местных строительных традиций, сложившихся еще в деревянном народном зодчестве.

На основе традиций византийской архитектуры под влиянием форм Полоцкого Софийского собора в ХII в. сформировалась самобытная Полоцкая школа зодчества. Наиболее значительные сооружения представляли Пятницкая и Борисоглебская церкви Бельчицкого Борисоглебского монастыря в пригороде Полоцка, Спасо-Ефросиньевская церковь Полоцкого Спасо-Ефросиньевского монастыря(*), Благовещенская церковь в Витебске(*).

Отличалась своеобразием и сложившаяся в это время Гродненская школа зодчества: Нижняя, Борисоглебская (Каложская)(*), Пречистенская церкви в Гродно и т.д.

Со второй половины ХIII - начала ХIV в. начался новый этап в развитии белорусского зодчества. Его особенности определялись социально-экономическими, политическими и культурно-религиозными условиями, в которых находилась Беларусь в составе Великого княжества Литовского. Важнейшим и наиболее доступным материалом для строительства оставалось дерево. Из него возводились не только жилые сооружения, но и замки, дворцы, храмы, монастыри. Наряду с этим развивалось и каменное культовое зодчество. В ХIV - XV вв. на территории Беларуси оно сохраняло важнейшие черты зодчества западных земель Руси ХI-ХIII вв. Но в новых исторических условиях получило несколько иное направление развития, что было связано с достижениями техники строительства и определенным переосмыслением форм западноевропейской архитектуры - готики и ренессанса, а начиная с конца ХVI в., и барокко. Храмы Беларуси ХIV-XV вв. отличались от крестово-купольных древнерусских сооружений в конструктивном отношении, а также тем, что в большинстве случаев представляли собой тип зальной базилики.

В конце XV - начале XVI в. в Беларуси возникает оригинальный тип оборонного храма, фланкированного четырьмя угловыми башнями. Одним из первых оборонных храмов Беларуси стал Софийский собор в Полоцке, перестроенный в 1494 - 1505 гг. в храм - крепость. Культовые сооружения оборонного типа представлены также церквями в Сынковичах(*) Зельвенского района (конец XV - начало XVI в.) и в Мурованке(*) Щучинского района Гродненской области (между 1516 и 1542 гг) , являющих собой пример того, как под влиянием готики и ренессанса постепенно трансформировались традиции зодчества западных земель Руси.

Взаимодействие традиций местного оборонного зодчества с византийским и западноевропейским влиянием способствовало формированию ярко выраженного самобытного характера культового зодчества белорусской готики. Со строительством первых католических храмов в белорусскую архитектуру привнесен еще один тип культового сооружения, вобравший в себя черты центральноевропейской готики. Древнейшие каменные костелы на территории Беларуси имели черты крепостей. В архитектуре преобладали готические формы. Кроме четырехбашенных церквей - крепостей, к белорусской готике относятся несколько безбашенных культовых сооружений конца XV - начала XVI в.: Вселюбский костел во Вселюбе Новогрудского района Гродненской области, Троицкий костел в Ишкольди (*) Барановичского района Бресткой области, Новогрудская Борисоглебская церковь.

В середине XVI в. с распространением Реформации началось активное строительство протестантских храмов (реформатские храмы, или "кальвинские сборы"), также были приспособлены к оборонным нуждам. Показательным примером такого храма являлась Спасо-Преображенская церковь в Заславле Минского района, построенная в середине XVI в. как кальвинский сбор. Реформатские храмы своеобразны по архитектуре. Они не похожи на костелы и значительно отличаются от православных церквей. Сближают их с последними некоторые черты планов и общий оборонный характер

Во второй половине XVI в. в белорусской архитектуре все более начинают проявляться черты ренессанса. Примером сочетания готической и ренессансной архитектуры является Троицкий костел в Чернавчицах(*) Брестского района.

В последней четверти XVI в. в монументальной архитектуре Беларуси появляется первое сооружение в стиле барокко - костел иезуитов в Несвиже (1587-1593 гг.), повторяющий в общих чертах храм Иль Джезу в Риме. Заимствованные из Италии архитектурные формы еще долго сочетались в местном зодчестве с элементами готики и ренессанса.

Обострение религиозно-политической борьбы в первой половине XVII в., соперничество между униатами, католиками и православными вело в сфере культового строительства к использованию наиболее выразительных архитектурных средств барокко и синтезу их с местными строительными приемами. Как результат на протяжении XVII-XVIII вв. сформировалась своеобразная архитектурно-художественная система белорусского барокко, основной базой для развития которого явилась культовая архитектура.

В период раннего барокко (первая половина XVII в.) архитектура фасадов культовых зданий имела небольшой набор декоративных элементов. В эпоху зрелого и позднего барокко (вторая половина XVII - 80-е гг. XVIII в.) отмечается членение фасадов, введение лепнины, архитектурные детали становятся легкими и изящными. Одним из культовых сооружений этого периода является, например, Николаевский собор в Витебске(*) (1716 г.). Широко используются в середине XVIII в. декоративные мотивы рококо. Архитектурно-художественная система позднего барокко в монументальном зодчестве Великого княжества Литовского (основную часть которого составляли белорусские земли) получила в искусствоведении название "виленского барокко". Его черты наиболее ярко выразились в культовых сооружениях униатов. Например, Софийский собор в Полоцке(*) (1738 - 1760 гг., построен на фундаменте. разрушенного в начале XVIII века православного храма), церкви и монастыри базилиан в Березвечье Глубокского района Витебской области (1756 - 1779 гг.), Борунах Ошмянского района Гродненской области (1747 - 1754 гг.), Толочине Витебской области (1769 - 1779 гг.), Богоявленская и Крестовоздвиженская церкви в Жировичах Слонимского района Гродненской области (1769 г.), Воскресенская церковь в Витебске (1772 г.) и другие.

Православные храмы XVII-XVIII вв. весьма разнообразны по своей архитектуре, при этом как каменным, так и деревянным их образцам свойственны общие плановые и композиционные решения. Крестово-купольные каменные церкви были основным типом монументальных православных храмов Беларуси XVII -XVIII вв. Наряду с ними строились и церкви бескупольные, представлявшие собой базилику. Наиболее ранней из этого типа построек является Петропавловская, или Екатерининская церковь в Минске, построенная в 1612 г.

Большую группу культовых зданий Беларуси составляют синагоги, строившиеся преимущественно в XVII-XVIII вв. Существовали каменные синагоги в Старом Быхове (начало XVII в), Пинске (1640 г.), Слониме (1642 г.), Новогрудке (1648 г.), Столине (конец XVII в.), Клецке (конец XVIII в.), Ивье (XIX в.) и др. Особенно развито было строительство деревянных синагог (например, в Высоком Каменецкого района, Кожан-Городке Лунинецкого района Брестской области, Гродно, Волпе Волковысского района, Сопоцкине Гродненского района Гродненской области, Наровле Гомельской области и другие).

Во многих местечках центрального и северо-западного регионов Беларуси среди культовых сооружений имелись также татарские мечети. До 1795 г. на территории Великого княжества Литовского их было 23. Кроме того, имелось еще 65 татарских молельных домов. Известны мечети постройки конца XVIII - начала XX в. в Ляховичах Брестской области, Видзах Браславского района Витебской области, Мире Кореличского района, Новогрудке, Слониме, Ивье Гродненской области, Мяделе, Клецке, Смиловичах, Узде, Копыле Минской области, в Минске(*) и другие.

Основным строительным материалом в застройке городов и местечек Беларуси до конца XIX в. было дерево. На развитие монументального культового деревянного зодчества, начиная с XVII в. оказывали значительное влияние художественные стили, господствовавшие в каменной архитектуре (например, при постройке звонницы в Шерешеве(*) Пружанского района Брестской области). В деревянном культовом зодчестве определились две основные тенденции развития: консервативная, связанная с устойчивым сохранением местных традиций, и новаторская, отражавшая процесс укоренения эстетических концепций официальных стилей. Процесс развития форм в деревянном зодчестве был более сложным, чем в каменном, потому что предусматривал не только обновление, но и обращение к наследию. С этим связана также асинхронность развития каменной и деревянной архитектуры, запаздывание в последней тех тенденций, которые определяли официальное культовое искусство своего времени.

С конца XVIII в. в культовом зодчестве Беларуси начинается развитие архитектуры классицизма. Наиболее ранним из значительных сооружений этой эпохи была церковь Иосифа в Могилеве, построенная в 1780-1798 гг. и в 1802 г. указом Синода переименованная в собор. Собор Иосифа, являющий собой образец храма-ротонды, получившего широкое распространение в Беларуси, приобрел известность как один из лучших образцов классицизма XVIII в. Еще один значительный памятник этого направления - Петропавловский собор в Гомеле (*) ( 1809 - 1819 гг.). Некоторые сооружения прежних эпох переделывались в стиле классицизма или же дополнялись его элементами , как, например, костел Непорочного зачатия святой Девы Марии в деревне Удело Глубокского района Витебской области (*).

В 1830-1840-х гг. начался процесс постепенного упадка классической архитектурной школы, резко усилившийся в середине столетия. Памятником архитектуры позднего классицизма является Крестовоздвиженский костел в Бресте(*) (1856 г.). С этого времени в архитектуре Беларуси прослеживается много разных идейно-художественных направлений. Прежде всего это эклектика и позднее модерн, стиль более рационалистический. Вместе с тем модерн сосуществовал с ретроспективными, реставраторскими течениями в архитектуре.

Реставраторство в целом пропагандировало архитектурно-художественные формы прошлых веков. Храмы, построенные в псевдорусском стиле, эклектичном по своей сути, можно встретить во многих населенных пунктах Беларуси (Владимирская церковь в Чижевщине Жабинковского района Брестской области (*), церкви в Кулешовке и Милославичах Климовичского района Могилевской области(*)).

В 1870-х гг. Синодом Русской Православной церкви в Беларусь было направлено несколько групп архитекторов с целью проектирования и строительства православных храмов, но главным образом для перестройки ряда католических костелов под православные церкви. При этой "реконструкции" костелов не все специалисты отнеслись с должным пониманием к существовавшим архитектурно-художественным произведениям. В результате многим памятникам белорусского культового зодчества XVII-XVIII вв. был нанесен значительный художественный ущерб

В последние годы в Беларуси идет процесс возвращения государством верующим многих культовых сооружений, которые активно реставрируются. Кроме того, строятся новые православные, католические и протестантские храмы, а также мечети.

На нашем сайте представлены материалы по культовому зодчеству Беларуси, хранящиеся в трёх национальных архивах. В Белорусском государственном архиве научно-технической документации (БГАНТД) представлены документы Белорусского государственного проектного института "Белгоспроект" (фонд 3), областных проектных институтов Бреста, Витебска, Гомеля, Гродно, научно-производственного объединения "Белреставрация" (фонд 91), архитектурно-проектной мастерской "Минскархпроект" (фонд 122). Это проекты реставрации, реконструкции зданий, обмерные чертежи, планы, схемы, фотографии, фотонегативы. Чертежи выполнены на кальке, ватмане. Обмеры многих объектов проводились в конце 1940-х - начале 1950-х гг. Представлено 58 объектов, из них: католических -- 18, православных -- 39, мечетей -- 1; охвачен период 11-12, 15-20 вв., использовано 8 архивных фондов, 103 архивных дела.

Белорусский государственный архив-музей литературы и искусства (БГАМЛИ) представлен коллекциями из личного фонда доктора искусствоведения, профессора Кацера М. С. (фонд 149, опись 3) и материалами, собранными художником Телешем В. Н. (фонд 325). Описано 94 объекта, из них: католических -- 27, православных -- 54, синагог -- 11, мечетей -- 2; охвачен период 11-12, 15-20 вв., использовано 2 архивных фонда, 81 архивное дело.

Белорусский государственный архив кинофотофонодокументов (БГАКФФД) представлен 48 объектами, из них: католических -- 17, православных -- 31; охвачен период 11-12, 16-20 вв.; использовано 72 архивных дела.

В общей сложности БГАНДТ, БГАМЛИ и БГАКФФД представлены 200 объектами. Из них: католических -- 62, православных -- 124, синагог -- 11, мечетей -- 3; охвачен период 11-12, 15-20 вв., использовано 10 архивных фондов, 256 архивных дел.

Перечень указанных выше документов составлен по географическому признаку расположения культовых зданий (в алфавитном порядке по областям и внутри раздела - по районам и населенным пунктам). На имеющиеся проекты сооружений приводятся аннотации, указаны поисковые данные, количество листов архивных документов.

Исходный материал по культовому зодчеству Беларуси подготовлен сотрудниками архивов: Шостак Г.И. (БГАНТД), Кекелевой Т. М. (БГАМЛИ), Римашевской Т. М. и Ковригиной Н.М. (БГАКФФД).
________________________________
(*) Информация о постройках имеется в таблицах перечня документов (см. ссылки на области)

Белорусская архитектура – это коллективная многовековая работа и гордость народов, в тот или иной исторический промежуток населявших территорию страны. Представлена она простором архитектурных стилей, которые интересны каждый по отдельности, но в сочетании образуют нечто особенное, характерное только для Беларуси.

История белорусской архитектуры

Широкий стилистический разброс связан с непосредственным влиянием как западной, так и восточной культуры. Поэтому для построек Беларуси характерны следующие стили: готика, барокко, классицизм, модерн, эклектика и романский стиль.

На территории Беларуси трудились архитекторы, художники и инженеры разных национальностей. Итальянцы, немцы, французы, бельгийцы, русские, поляки, литовцы, но главные творцы, конечно же, сами белорусы. Изначально повелось так, что при строительстве домов, усадеб, замков обязательно учитывалось мнение всех, имеющих к этому делу непосредственное отношение. Белорусы, обустраивая своё жильё, руководствовались идеей, что это место особенное, в котором каждый уголок должен радовать глаз.

До IX века местная архитектура была представлена лишь языческими храмами и курганами, то есть находилась на начальной ступени своего развития. Ближе к X веку значительное влияние на ситуацию оказывает христианство: начинают возводить храмы, строить монастыри и церкви. Так были заложены основы монументальной архитектуры Беларуси.

К XIII веку на территории страны уже имелись такие архитектурные памятники как Спасо-Ефросиниевский собор, Борисоглебская и Благовещенская церковь и Белая вежа. Эти объекты относятся к самым ценным строениям Древней Руси.

Особое внимание уделялось строению различных защитных сооружений: крепостям, городским укреплениям, замкам, башням и оборонным храмам. Для туристов подготовлены специальные тематические туры по таким памятным местам. Подобные экскурсии помогают не только изучить архитектурный почерк белорусов, но и прочувствовать их героизм и отвагу в тяжелые для страны времена, в моменты завоеваний и набегов.

Культовая архитектура

Культовая архитектура характеризуется массивными устойчивыми сооружениями с колоннами и несколькими башнями с бойницами. Такие здания компактные, без излишеств и завершает композицию высокая щипцовая крыша. Примерами таких построек служат храмы в Мурованке и Сынковичах. В это же время были построены некоторые замки в готическом стиле. Гости страны проявляют особый интерес к этим архитектурным жемчужинам, подогреваемый местными легендами и мифами. Невесомые полуарки, заострённые пики и оконные проёмы, а также башни, устремлённые ввысь, намекают на тягу к небесному и возвышенному. В этом раскрывается весь готический стиль.

Барокко в Беларуси

Ещё одним значимым стилем, примеров которого довольно много в Беларуси, является барокко. Зародился он в Италии, как противопоставление классицизму и рациональности. Характеризуется спокойными пастельными оттенками и причудливыми, несимметричными линиями. Также для барокко характерно горизонтальное деление башен и многообразие балконов.

Так проходило становление белорусской архитектуры от скромных первых шагов до богатого народного наследия. Теперь же ежегодно тысячи туристов приезжают сюда, чтобы прикоснуться к истории Беларуси и лично увидеть культурное наследие этой страны.

Читайте также: