Занятые граждане это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Право граждан на обеспечение занятости и содействие в трудоустройстве является гарантией права на труд. Право на содействие обеспечению занятости состоит из прав: на трудоустройство; на бесплатную профессиональную подготовку, переобучение, в том числе по направлению органов службы занятости; на профессиональную деятельность за границей; на обжалование неправомерных действий органов службы занятости, в том числе в судебном порядке.

Из содержания рассматриваемого определения можно выделить следующие обстоятельства, доказанность которых позволяет признать граждан занятыми. Во-первых, таким обстоятельством является осуществление деятельности для удовлетворения личных и общественных потребностей, которая не противоречит действующему законодательству. Во-вторых, к числу таких обстоятельств относится возмездный характер указанной деятельности. Общим правилом ее осуществления является получение заработка. Данное понятие не исключает возможность замены заработка иными выплатами. Принципиальным при решении вопроса о признании гражданина занятым является возмездный характер осуществляемой им деятельности.

Таким образом, определение занятости носит общий характер. В связи, с чем названные обстоятельства подлежат проверке при решении вопроса о признании граждан занятыми.

- работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в п. 3 ст. 4 этого Закона);

- занимающиеся предпринимательской деятельностью;

- занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

- выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов, артелей;

- избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

- проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, службу в органах внутренних дел;

- проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;

- временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой; призывом на военные сборы, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

- являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

2 2 Порядок и условия признания граждан безработными

Из приведенного правового понятия безработного гражданина можно выделить следующие обстоятельства, доказанность которых влечет возникновение права на признание безработным.

Однако на основании ст. 63 ТК РФ для отдельных категорий работников возраст для поступления на работу может быть снижен до 15 и 14 лет.

Во-вторых, обстоятельством, характеризующим правовое понятие безработного гражданина, является отсутствие у него работы и заработка. Доказательством, подтверждающим рассматриваемое обстоятельство, могут быть трудовая книжка, в которой отсутствует запись о приеме на работу, справка органов Пенсионного фонда РФ об отсутствии взносов, которые выплачиваются за занятых граждан.

В-третьих, к числу обстоятельств, характеризующих правовое понятие безработных граждан, относится регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы.

В-четвертых, к числу обстоятельств, характеризующих правовое понятие безработного, относится готовность гражданина приступить к подходящей работе.

- регистрация безработных граждан в целях поиска работы;

- регистрация граждан в качестве безработных;

- перерегистрация безработных граждан.

При первичной регистрации безработным гражданам предоставляется информация: о состоянии рынка труда на соответствующей территории; о наличии вакантных рабочих мест, об оплате и других условиях труда с целью выбора работы; о возможностях профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации; о правах и ответственности в области занятости населения и защиты от безработицы.

Для регистрации в целях поиска работы безработный гражданин должен предъявить в органы по вопросам занятости по месту жительства документы: паспорт (иной документ, удостоверяющий личность); трудовую книжку (иные документы, подтверждающие стаж работы); документ об образовании (о квалификации); а также справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за три последних месяца по последнему месту работы.

В течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска работы органы службы занятости должны предложить два варианта подходящей работы (в том числе временной) или два варианта получения профессиональной подготовки. В целях содействия в трудоустройстве гражданину может быть предложен план самостоятельного поиска работы.

Решение о признании безработным принимается не позднее 11 календарных дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы. При отсутствии подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы он признается безработным с первого дня представления необходимых документов. Таким образом, в момент регистрации гражданина в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы он вправе представить необходимые для его признания безработным документы. По истечении 10 дней при отсутствии подходящей работы гражданин признается безработным со дня первоначального обращения в органы службы занятости. Следовательно, статус безработного гражданина подтверждается решением соответствующего органа службы занятости.

Для признания гражданина безработным причина увольнения с последнего места работы значения не имеет.

Безработными не могут быть признаны граждане:

- не достигшие шестнадцати лет;

- которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ назначена пенсия по старости (по возрасту) или за выслугу лет. Следует заметить, что получение пенсии в соответствии с региональным законодательством не является основанием для отказа в регистрации гражданина в качестве безработного.;

- отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы от двух вариантов такой работы, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности), - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;

- не явившиеся в течение первых десяти дней без уважительных причин в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный для регистрации их в качестве безработных;

- осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы. В данном случае гражданин становится занятым на основании приговора суда, что исключает возможность для его признания безработным;

- предоставившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также предоставившие другие недостоверные данные для признания безработным.

Граждане, которым отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

В случае отказа гражданину в регистрации его безработным органы по вопросам занятости устно или письменно с обязательной отметкой в личном деле уведомляют его о принятом решении и причинах отказа.

Граждане, признанные безработными, обязаны проходить перерегистрацию в сроки, установленные органами по вопросам занятости, но не реже двух раз в месяц, а на территориях, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, - не реже одного раза в месяц.

История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является.

Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые.

Что различает понятия “занятый”, “незанятый”, “безработный”? Что государство гарантирует безработным и какую социальную поддержку оказывает? На эти и другие вопросы ответим в статье.

Определение понятий

Разберемся, что отличает понятия “занятый”, “незанятый”, “безработный”. Краткие определения можно дать такие:

  1. Занятым называется гражданин, который официально трудоустроен. Он выполняет работу по трудовому или гражданско-правовому договору и получает заработную плату. Также к занятым относятся лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями и самозанятые.
  2. Незанятым считается гражданин, который не может работать по какой-либо причине (состояние здоровья, возраст) или не желает работать по собственной инициативе.
  3. Безработными признаются граждане, которые не имеют работы, но желающие ее найти, вставшие на учет в Центр занятости населения.

Чем различаются эти понятия? Трудится и получает зарплату только занятый, причем неважно, сколько часов и дней в неделю человек работает.

Работать хочу: Занятый, незанятый, безработный

Понятие безработицы и отсутствие занятости легко спутать. В обиходе чаще встречается первый термин: про домохозяйку или уволенного сотрудника скажут “безработный”, хотя не во всех случаях определение будет верным. Если человек стоит на учете биржи труда — он безработный, во всех остальных случаях — просто незанятый. Теперь разберемся с каждым понятием более подробно.

Занятость

Определение этого термина приведено в первой статье ФЗ “О занятости населения в Российской Федерации”. Документ отвечает за правовое регулирование занятости и трудоустройства с 1991 года.

ФЗ о занятости населения в РФ

В отличие от времен СССР, когда с мая 1961 года начал действовать указ о борьбе с тунеядством. Сейчас никакого штрафа или уголовной ответственности за отсутствие работы не предусмотрено. Гражданин может сам выбирать работать ему или нет.

Тунеядство в СССР занятый, незанятый, безработный

Кто относится к категориям занятых и безработных

  • граждане, работающие по трудовому договору (полный или неполный рабочий день, сезонная, а также временная работа);
  • ИП, нотариусы, адвокаты; ;
  • лица, работающие по гражданско-правовым или авторским договорам;
  • лица, занятые в подсобных промыслах, участники фермерских хозяйств;
  • военные, сотрудники МВД и органов уголовно-исполнительной системы, пожарные.

Так гласит закон о занятости населения. Все, кто не относится к вышеперечисленным пунктам и обратился на биржу труда, являются временно безработными.

Виды занятости

Существуют следующие формы занятости:

Незанятые

По закону человек имеет право не работать, никакие штрафы за это не предусмотрены. Причины могут быть разные:

  • женщина решила заняться воспитанием детей и домашним хозяйством, т.к. зарплаты мужа хватает на всю семью;
  • бывший студент перед первым трудоустройством решил несколько месяцев посвятить путешествиям по миру;
  • мужчина ушел с работы, ищет новое место самостоятельно, но на биржу труда не вставал.

Все эти люди будут незанятыми. За них не отчисляются пенсионные и страховые взносы в государственные фонды, не идет трудовой стаж. Какие-либо пособия и льготы им не положены — для этого нужно зарегистрироваться в ЦЗН и получить статус безработного.

Рынок труда и безработица

По данным Федеральной службы государственной статистики в первом квартале 2020 года уровень безработицы в России был на уровне 4,6-4,7%. В расчет берутся работоспособные граждане старше 15 лет.

В связи с распространением коронавирусной инфекции с начала апреля многие занятые граждане стали терять работу — случился наплыв на биржи труда. Председатель Счетной палаты А. Кудрин в интервью для РБК заявил, что к концу года ожидается увеличение количества безработных в России до 8 миллионов человек.

Ситуация очень неблагоприятная: из-за пандемии коронавируса малый и средний бизнес несет убытки, что влечет снижение дохода или полную потерю работы для сотрудников. С каждым днем количество граждан, обратившихся в Центры занятости, растет.

В этой связи у людей, оставшихся без работы в “коронавирусный” период, возникают вопросы: что полагается безработным, какие предусмотрены гарантии социальной поддержки и льготы, права и обязанности нетрудоустроенных граждан и главное — какая оказывается помощь безработным в России.

Условия признания граждан безработными

В законе №1032-I от 1991 года говорится и о безработных гражданах. Определение понятию дается следующее:

Признание безработным ФЗ о занятости

Граждане, которые не могут быть признаны безработными, перечислены в третьем пункте статьи III ФЗ “О занятости” — это лица, соответствующие хотя бы одному из пунктов:

  • младше 16 лет;
  • получающие пенсию (страховую, накопительную, по старости);
  • отказавшиеся от двух предложений работы от ЦЗН в течение 10 дней с момента регистрации;
  • не обратившиеся в службу занятости в течение 10 дней с момента регистрации с целью поиска работы;
  • предоставившие недостоверные документы и сведения в ЦЗН (за это имеется административная, гражданская и уголовная ответственность безработного);
  • приговоренные решением суда к лишению свободы или исправительным работам.

Получить признание безработным можно в течение 11 дней с момента обращения в службу занятости при условии предъявления необходимых документов.

Документы для регистрации на бирже труда

Человек не считается безработным, если он:

  • работает по найму, но работодатель задерживает выплату зарплаты;
  • официально является самозанятым или индивидуальным предпринимателем, но не получает доход от своей деятельности.

Важно! В период пандемии коронавируса все центры занятости работают дистанционно. Документы принимаются онлайн по упрощенной схеме: достаточно заполнить заявление, никакие справки прикладывать не нужно. Сведения о среднем заработке ЦЗН запрашивает в Пенсионном фонде.

По закону так, но реальные отзывы в сети от обычных граждан, которые остались без работы, говорят о другом. Некоторые пишут, что на портале “Работа в России” просят дополнительно прислать документы по электронной почте.

отзывы о регистрации безработных в ЦЗН

отзывы о запросе документов в ЦЗН

Гарантии и компенсации безработным гражданам

Какая предусмотрена государственная поддержка безработных граждан? Все лица, которые зарегистрировались на бирже по безработице имеют право на получение пособия. Размер компенсации зависит от стажа работы, средней зарплаты, причины увольнения, а также региона проживания гражданина. Обратиться в службу занятости могут граждане, которые были уволены или никогда прежде не работали.

Согласно Постановлению Правительства от 27 марта в 2020 году пособие по безработице составит от 1500 до 12130 рублей. Для справки: до принятия специальных мер максимальная компенсация была 8000 рублей.

размер пособия по безработице

Некоторые регионы делают свои надбавки, например, москвичи, оставшиеся без работы из-за коронавируса, будут получать 19500 рублей, а жители Московской области — 15000.

Также имеются районные коэффициенты для северных и дальневосточных регионов. Например, в Якутии коэффициент 1,7-2 (в зависимости от района) — назначенное пособие умножается на этот показатель.

Правила выплаты пособия обозначены во временных правилах к постановлению правительства от 08.04.2020 г.

Постановление правительства о пособии по безработице

Выплаты пособия предусмотрены в течение полугода: 1, 2 и 3 месяц в размере 75% от средней заработной платы, 4, 5 и 6 месяц — по 60%.

По новым правилам, действующим в период коронавируса, гражданин имеет право на максимальное пособие в течение первых трех месяцев (с 1 апреля по 30 июня 2020 года), независимо от предыдущей зарплаты, если встал на учет в центр занятости после 1 марта 2020 года.

Выплата минимального пособия по безработице

Понятно, что безработным гражданам гарантируется материальная помощь, но какая еще предусмотрена социальная защита?

Право на защиту от безработицы указано в статье 37 Конституции РФ.

Право на защиту от безработицы

Помимо пособия гражданин получает помощь в поиске работы от службы занятости: ему могут предложить имеющиеся вакансии, соответствующие его специализации, либо пройти обучение с целью профессиональной переподготовки. В период обучения человек получает стипендию от ЦЗН.

Что еще положено безработным? В некоторых случаях по окончании выплат пособия от биржи труда может быть назначена материальная помощь. Если пособие меньше МРОТ, можно получать субсидию на оплату услуг ЖКХ. Жители Москвы получают компенсацию на оплату проезда в общественном транспорте.

Граждане предпенсионного возраста, оставшиеся без работы, могут выйти на пенсию досрочно, но с соблюдением условий: осталось не больше двух лет до официального выхода на пенсию, накоплен трудовой стаж более 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин, работник попал под сокращение или организация работодателя была ликвидирована.

Выводы и сравнение с пособиями за границей

Финансовый кризис в 2020 году, вызванный пандемией коронавируса, ощутили на себе практически все россияне. Многие работающие граждане стали получать меньше или вовсе отправились в вынужденный отпуск. Волна безработных хлынула на биржи труда.

По новостям каждый день жители страны слышат о выплате максимальных пособий с минимумом бумажной волокиты. Но на деле все не так просто: кому-то не хватило нужного количества рабочих дней в 2020 году, кого-то попросили уйти “по собственному желанию” до 1 марта. И все, на что можно рассчитывать, это скромные 1,5 тысячи рублей в месяц.

Вести “из-за бугра” о выплатах в 1200$ на человека в качестве единовременной помощи и по 450-900$ в неделю в качестве постоянного пособия, только нагнетают и без того непростую ситуацию. Время покажет к чему приведет новый кризис и как вырастет уровень безработицы в России.

Сейчас безработным остается только принять ту помощь от государства, которая им предлагается, искать новую работу и, возможно, рассмотреть новые способы получения дохода, например, в качестве самозанятого.

Занятость - это дея­тельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая зако­нодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Занятыми считаются граждане:

1) Работающие по трудовому договору, в том числе вы­полняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), вклю­чая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, для которых об­щественные работы являются подходящей работой);

3) Занятые в подсобных промыслах и реализующие про­дукцию по договорам;

4) Выполняющие работы по договорам гражданско-пра­вового характера, предметами которых являются вы­полнение работ и оказание услуг, в том числе по до­говорам, заключенным с индивидуальными предпри­нимателями, авторским договорам, а также являю­щиеся членами производственных кооперативов (ар­телей);

5) Избранные, назначенные или утвержденные на опла­чиваемую должность;

6) Проходящие военную службу, альтернативную граж­данскую службу, а также

службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и

органах уголовно-исполнительной системы;

7) Проходящие очный курс обучения в общеобразова­тельных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других обра­зовательных учреждениях, включая обучение по на­правлению федеральной государственной службы за­нятости населения (далее — органы службы занятос­ти);

8) Временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производ­ства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной граж­данской службе), исполнением других государствен­ных обязанностей или иными уважительными при­чинами;

9) Являющиеся учредителями (участниками) организа­ций, за исключением учредителей (участников) об­щественных и религиозных организаций (объедине­ний), благотворительных и иных фондов, объедине­ний юридических лиц (ассоциаций и союзов), кото­рые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Понятие и содержание правового статуса безработного.

Безработными не могут быть признаны граждане:

1) не достигшие 16-летнего возраста;

2) которым в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная для безработных, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обес­печению;

3) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистра­ции в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности)

4) в случае двух отказов от получения профессио­нальной подготовки или от предложенной оплачи­ваемой работы, включая работу временного харак­тера.

Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;

5) не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска под­ходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами служ­бы занятости для регистрации их в качестве безра­ботных;

6) осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказа­нию в виде лишения свободы;

7) представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработ­ка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

8) являющиеся занятыми с точки зрения Закона о за­нятости.

Закон о занятости закрепляет многочисленные права граждан, признанных в установленном порядке безработными:

1) право на содействие в поиске подходящей работы

2)право на выбор места работы (ст. 8 Закона о заня­тости), в том числе возможность трудоустройства в другой местности, а так же право на профессио­нальную деятельность за пределами территории Российской Федерации (ст.4 Закона о занятости);

3) право на бесплатные профессиональную ориента­цию, профессиональную подготовку, переподготов­ку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости (ст. ст. 9, 23 Закона о занятости);

4) право участвовать в общественных оплачиваемых работах (ст. 24 Закона о занятости);

5) право на получение пособия по безработице (ст. ст. 30—35 Закона о занятости);

6) право на получение стипендии за период обучения по направлению службы занятости (ст. 29 Закона о занятости);

7) право на возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятос­ти ( абз.5 п.1 ст. 28 Закона о занятости);

8) — право на оплату стоимости проезда (до места обу­чения и обратно) и расходов, связанных с прожива­нием граждан, направленных службой занятости на профессиональную подготовку, повышение квали­фикации или переподготовку в другую местность (п.8 ст. 29 Закона о занятости).

Подходящая работа.

Подходящей работой считается та работа:

1)которая соответствует профессио­нальной пригодности работника с учетом уровня его про­фессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ);

2) состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места;

3) транспортная доступность — это максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного, которая определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства Российской Федерации о труде считается подходящей для граждан:

1) впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности);

2) уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нару­шение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

3) прекративших индивиду­альную предпринимательскую деятельность в ус­тановленном законодательством Российской Феде­рации порядке;

4) стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;

5) направленных органами служ­бы занятости на обучение и отчисленных за винов­ные действия;

6) отказавшихся повысить (восстановить) квалифика­цию по имеющейся профессии

(специальности), получить смежную профессию или пройти перепод­готовку после окончания

первого периода выплаты пособия по безработице;

Подходящей не может считаться работа, если:

1) она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

2) условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

3) предлагаемый заработок ниже среднего заработки гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае, подходя не может считаться работа, если предлагаемый работок ниже величины прожиточного минимума) исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

Основной формой материальной поддержки безработных в период поиска подходящей работы является пособие по безработице — гарантированные государством периодические выплаты за счет средств, специально предназченных на эти цели. Размеры пособия по безработице дифференцируются в зависимости от стажа работы граждан, признанных безработными, за последние 12 месяцев, предшествовавшие началу безработицы.

Пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработ­ными, в том числе впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую дея­тельность после длительного (более одного года) перерыва

уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законода­тельством Российской Федерации; уволенным из орга­низаций в течение 12 месяцев, предшествовавших нача­лу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель: направлен -ним органами службы занятости на обучение и отчис­ленным за виновные действия, начисляется:

1) в первом (6-месячном) периоде выплаты — в раз­мере 30 процентов величины прожиточного мини­мума, исчисленного в субъекте Российской Феде­рации;

2) во втором (6-месячном) периоде выплаты — в раз­мере 20 процентов величины прожиточного мини­мума, исчисленного в субъекте Российской Федерации.

Гражданам, уволенным из организации по собственному желанию (без уважительной причины) и признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице начисляется:

1) в первом (6-месячном) периоде выплаты — в раз­мере 40 процентов величины прожиточного мини­мума, исчисленного в субъекте Российской Феде­рации;

2) во втором (6-месячном) периоде выплаты — в раз­мере 20 процентов величины прожиточного мини­мума, исчисленного в субъекте Российской Феде­рации.

Безработные граждане, не трудоустроенные по исте­чении первого периода выплаты пособия до безработице, имеют право на повторное получение пособия по безработице.

Общий период выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрация в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Размеры стипендии определяются следующим образом:

1) в размере 75 процентов их среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по

последнему месту работы, но не выше величины прожиточно­го минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации. При этом минимальный раз­мер стипендии не должен быть ниже 100 рублей.

2) впервые ищущим работу, уволенным из организации по собственному желанию, а также по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения – в размере стипендии, установленной государством для образовательных учреждений соответствующего профиля, но не ниже размера пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан.

3) утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания — за счет средств соответствующих организаций в размере 100 процентов среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше величину прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ.

При этом минимальный размер стипендии не должен быть ниже 100 рублей.

Размер стипендии может быть уменьшен на 25 про­центов сроком на один месяц пли выплата ее может быть приостановлена на срок до одного месяца в случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины.

Общественными работами, согласно статье 24 Закона о занятости, понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и органи­зуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия.

В период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособие по безработице, основанием для выплаты которого является уведомление работодателя о приеме на работу, а также ежемесячно выдаваемая им справка о фактически отработанном времени.

Трудовой договор и каково его содержание.

1)Необходимые условия трудового договора (т.е. такие,

которые в обязательном порядке должны

содержать­ каждом трудовом договоре):

•место работы (с указанием структурного подразде­ления);

•дата начала работы;

•наименование должности, специальности, профес­сии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкрет­ная трудовая функция. Если в соответствии с феде­ральными законами с выполнением работ по опре­деленным должностям, специальностям или про­фессиям связано предоставление льгот либо нали­чие ограничений, то наименование этих должнос­тей, специальностей или профессий и квалифика­ционные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в ква­лификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Россий­ской Федерации;

•права и обязанности работника ,права и обязанности работодателя;

•характеристики условий труда, компенсации и льго­ты работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

• режим труда и отдыха (если он в отношении дан­ного работника отличается от общих правил, уста­новленных в организации);

• условия оплаты труда (в том числе размер тариф­ной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

• виды и условия социального страхования, непос­редственно связанные с трудовой деятельностью.

2)Факультативные условия трудового договора (т.е. условия, которые могут включаться, а могут и не вклю­чаться в трудовой договор):

• о неразглашении охраняемой законом тайны (госу­дарственной, служебной, коммерческой и иной);

•об обязанности работника отработать после обуче­ния не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет средств работода­теля;

• иные условия, не ухудшающие положение работ­ника по сравнению с законодательством, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

3) Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из кото­рых подписывается сторонами. Один экземпляр трудо­вого договора передастся работнику, другой хранится у работодателя.

Трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если работник присту­пил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех дней со дня фактического допущения работника к работе.

Виды трудового договора.

Трудовые договоры различают по сроку их действия и могут заключаться на неопределенный и определен­ный срок (срочный договор).

1.Трудовой договор на неопределенный срок. Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то до­говор считается заключенным на неопределенный срок.

2.Срочный трудовой договору заключается на неопре­деленный срок, но не более чем на пять лет, если иной срок не установлен Трудовым кодексом и иными феде­ральными законами.

Срочный трудовой договор может заключаться по ини­циативе работодателя либо работника в следующих случаях:

•для замены временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы;

на время выполнения временных (до двух меся­цев) работ, а также сезонной работы, когда в

силу природных условий она может производиться только в течение определенного

периода времени (сезона);

•с лицами, поступающими на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и при­равненных к ним местностях, если это связано с
переездом к месту работы;

•для проведения срочных работ по предотвращению несчастных случаев, аварий, катастроф, эпидемий, эпизоотии, а также для устранения последствий ука­занных и других чрезвычайных обстоятельств;

•с лицами, поступающими на работу в организации — субъекты малого предпринимательства с

числен­ностью до 40 работников (в организациях рознич­ной торговли и бытового

обслуживания — до 25 работников), а также к работодателям — физичес­ким лицам;

•с лицами, направляемыми на работу за границу;

•для проведения работ, выходящих за рамки обыч­ной деятельности организации (реконструкция,

мон­тажные, пусконаладочные и другие работы), а так­же для проведения работ, связанных с

заведомо временным (до одного года) расширением произ­водства или объема оказываемых услуг;

•с лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный

период вре­мени или для выполнения заведомо определенной работы;

• с лицами, принимаемыми для выполнения заведо­мо определенной работы в случаях, когда ее

вы­полнение (завершение) не может быть определено конкретной датой;

• для работ, непосредственно связанных со стажи­ровкой и профессиональным обучением работника;

с лицами, обучающимися по дневным формам обу­чения;

с лицами, работающими в данной организации по
совместительству;

с пенсионерами по возрасту, а также с лицами, ко­торым по состоянию здоровья в соответствии с ме­дицинским заключением разрешена работа исклю­чительно временного характера;

• с творческими работниками средств массовой ин­формации, организаций кинематографии, театров ,театральных и концертных организаций, цирков и иными лицами, участвующими в создании и (или) исполнении произведений, профессиональными спортсменами в соответствии с перечнями профес­сий, утвержденными Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсто­ронней комиссии по регулированию социально-тру­довых отношений;

• с научными,. педагогическими и другими работни­ками, заключившими трудовые договоры на опре­деленный срок в результате конкурса, проведенно­го в порядке, установленном законом или иным нормативным правовым актом органа государствен­ной власти или органа местного самоуправления;

в случае избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу, а также поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечени­ем деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной влас­ти и органах местного самоуправления, а также в политических партиях и других общественных объе­динениях;

с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций независи­мо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

с лицами, направленными на временные работы органами службы занятости населения, в том чис­ле на проведение общественных работ;

• в других случаях, предусмотренных федеральны­ми законами.

Трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, считается заключенным на неопределенный срок.

((((ОТП))))

(1.1) Занятость – деятельность граждан, не противоречащая законодательству, приносящаяим заработок (трудовой доход). Обстоятельства, доказанность которых позволяет признать граждан занятыми:
1) осуществление деятельности для удовлетворения личных и общественных потребностей, которая не противоречит действующему законодательству;
2) возмездный характер указанной деятельности. Общим правилом ее осуществления является получение заработка. Данное понятие не исключает возможность замены заработка иными выплатами.
Недоказанность обстоятельств, входящих в правовое понятие занятых граждан, не позволяет признать граждан занятыми даже при наличии формальных признаков.
Занятыми считаются граждане:
1) работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в организации общественных работ);
2) занимающиеся предпринимательской деятельностью;
3) занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
4) выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов, артелей;
5) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
6) проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, службу в органах внутренних дел;
7) проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;
8) временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой; призывом на военные сборы, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
9) учредители (участники) организаций (имеющие доход не менее установленного для работников минимального размера заработной платы), за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

((((ОТП))))

Читайте также: