Занятия населения золотой орды кратко

Обновлено: 08.07.2024

В Астраханском и Казанском ханствах было много кочевых скотоводов. Но за счёт торгового пути по Волге процветали также торговцы и ремесленники. В Сибирском ханстве правившие татары продолжали заниматься кочевым скотоводством, а подвластные (платившие им дань) в основном финно-угорские народы продолжали заниматься охотой и собирательством – они находились во многом на первобытной стадии развития.

Татары исповедовали ислам, но первобытные народы, подвластные Сибирскому ханству, сохраняли свои языческие верования и шаманизм.

Главным занятием населения Казанского ханства было земледелие, в степных районах сохранялось полукочевое скотоводство. Большую роль играла транзитная торговля. Значительное развитие получило кожевенное, ювелирное, кузнечное, гончарное ремесла. Также в Казанском ханстве было развито рабство. Рабами делали русских пленников, захваченных в результате набегов.

В Астраханском ханстве основным занятием населения было кочевое скотоводство. Также его жители занимались ремеслом и торговлей.

Сибирские татары занимались скотоводством, земледелием, гончарным и скорняжным ремеслом, прядением, ткачеством, плавкой и обработкой металлов. В северной части Сибирского ханства занимались охотой, рыболовством и оленеводством.

5) торговля ( лошадь и пушнина в Индию, рыба и икра в Италию, шелковые ткани и фарфор из Китая).

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Золотая Орда имела также название Улус Джучи, что переводится как страна Джучи. Существовало это средневековое государство в Центре Евразии и смогло объединить под своим началом несколько различных племён, народов и государств.

Образование Золотой Орды

Появление Улуса Джучи связано с разделом своей империи Чингизханом между его сыновьями. Произошло это в 1224 году.

Чингис Хан

В 1236-1242 гг. сын Джучи Бату совершил Западный поход и расширил владения Золотой Орды на западе, сделав центром Нижнее Поволжье. В 1251 году в столице государства монголов Каракоруме прошел курултай, где правителем был избран Мункэ, сын Толуя (одного из сыновей Чингизхана). После смерти Батыя в 1256 году обособленное государство стало называться Золотая Орда.

Народы, экономика, культура Золотой Орды

Население Золотоордынского ханства составляли тюркские, финно-угорские, славянские, удмуртские и северокавказские народы. Незначительная по своему количеству монгольская верхушка вскоре ассимилировалась с местными народами, преимущественно тюркского происхождения.

К концу XIV — началу XV в. В Улусе Джучи сложился этногенез следующих народов:

  1. Волжских, крымских, сибирских татар.
  2. В восточном крыле государства – ногайцев, казахов, каракалпаков.

народы Золотой Орды

В составе Улуса Джучи находились как кочевники, так и оседлое население:

  1. Кочевники поставляли правительству скот, кобылье молоко, лошадей.
  2. Оседлые земледельцы вынуждены были платить половину своего урожая.
  3. Лучшими землями и пастбищами владела монгольская знать.

Главой государства был хан из числа Чингизидов. Власть его опиралась на огромное войско и многочисленных чиновников. Первой столицей монголов стал город Сарай Бату, основанный Батыем (недалеко от нынешней Астрахани).

ВАЖНО! В Золотоордынском ханстве успешно развивалась городская культура. Многие завоеванные территории также развивались, но уже под влиянием монголов. Способствовали культурному обмену торговые пути.

При правителе Берке (1257-1266 гг.) градостроительство достигает наивысших масштабов, в особенности столичные центры:

  1. Сарай-Берке (рядом с совр. Волгоградом).
  2. Астрахань (тюрк. Хаджи-Тархан).
  3. Булгар (близ. совр. Казани).

Политическая зависимость русских земель от Орды

Политическая зависимость Руси от Золотой Орды проявлялась тем, что отныне князья не могли самостоятельно управлять своими землями. Им приходилось отправляться в ставку хана в Сарай, чтобы получить ярлык – ханскую грамоту на княжение. Были случаи, когда путешественники уже не возвращались на родину, и находили свою смерть на чужбине.

СПРАВКА! Старшим среди князей был Владимирский владыка. Так, с XIII века центром русских земель был Владимир. Туда же в 1299 году была перенесена резиденция митрополита православной церкви.

Религия Орды

Изначально монголы являлись язычниками и веротерпимо относились к представителям других религий. На территории Золотой Орды беспрепятственно возводились церкви и мечети, проповедовали миссионеры из разных стран.

СПРАВКА! При хане Узбеке (1313-1341 гг.) в Улусе Джучи ислам становится официальной религией.

принятие ислама в Золотой орде

Повинности русского населения

Народы, проживающие на русских землях, в годы Ордынского ига вынуждены были платить ежегодные взносы. Их называли выходом, или Ордынской данью. Для взимания платежей посылались баскаки, которые пытались выжать из княжеств все, что можно. Несколько раз монголы проводили перепись населения, чтобы никто не уклонился от повинности. Лишь духовенство освобождалось от дани, так как Золотоордынские правители видели в их лице поддержку для укрепления своей власти.

Еще одним тяжелым грузом для покоренных народов была поставка воинов в монгольское войско.

Борьба русского народа против ордынского владычества

В 1262 году русский народ взбунтовался против сборщиков дани, в результате этого многие баскаки были убиты. Ордынцы были напуганы таким поворотом дел и решили поручить сбор ежегодных платежей местным князьям.

Куликовская битва 1380

Последствия ордынского владычества

Последствия для Руси владычества золотоордынских ханов были тяжелыми. Это разорение десятка городов, экономический застой, выплаты дани огромных размеров. Находилась в упадке и русская культура. Профессиональные ремесленники уводились в плен, поэтому встало ремесленное производство. В результате непрерывных войн сократилась численность населения в русских княжествах. Приостановился процесс феодального землевладения.

Довольно широко распространено мнение, что быт населения Золотой Орды был непритязательным и примитивным, поскольку он отражал простейшие функции кочевой жизни. Что же касается культуры государства, то уровень ее определяется чаще всего как невысокий и не отличающийся самобытностью. Последнее предполагает обычно ее характеристику в качестве синкретической, то есть смешанной из многочисленных разнородных частей, привнесенных разными народами, составившими население государства. Однако в подавляющем большинстве случаев под синкретизмом подразумевается простое механическое соединение совершенно разных культур без какой бы то ни было переработки, осмысления и эволюции. Подобное мнение стало настолько традиционным, что приводится обычно в качестве аксиомы. Однако творческое начало представителей многих народов не угасало даже вдали от родины в тяжелых условиях неволи. Достаточно вспомнить хотя бы два широко известных примера из описаний Карпини и Рубрука — русского мастера Кузьму и французского ювелира Буше, работавших в столице монгольской империи Каракоруме [28] . Их знания, высокая техническая подготовка и профессионализм претворились в совершенно новых формах и эстетических представлениях, продиктованных своеобразием центральноазиатского окружения.

Исследуя культуру Золотой Орды, необходимо рассматривать три основных вопроса, от разрешения которых зависит трактовка проблемы в целом: 1) степень участия в создании культуры государства самих монголов; 2) вклад в культуру Золотой Орды порабощенных монголами народов; 3) возможность эволюционного развития культуры Золотой Орды и появления в результате этого новых, собственно золотоордынских черт. Особо нужно отметить и то, что сосредоточение огромных материальных ресурсов, обеспечивающих расцвет экономики и неуклонный процесс развития феодализма в сфере общественных отношений и составляли фундамент, на котором происходило развитие культурной жизни государства. Однако специальные и сколько-нибудь глубокие исследования культуры Золотой Орды до настоящего времени не осуществлены.

Как можно понять из предыдущего изложения, вся культурная жизнь Золотой Орды разделялась на две заметно отличавшиеся части — кочевую и оседлую. И все же оба эти уклада не противостояли друг другу как в хозяйственной, так и в культурной жизни. Взаимопроникновение и единение кочевого и оседлого начал в первую очередь строилось на фундаменте духовной культуры (язык, письменность, фольклор, религия). Несомненная и очень ощутимая разница между ними была лишь в повседневном быту. Сложность оценки культурной жизни Золотой Орды состоит не только в разных ее укладовых истоках, но и в отчетливо фиксируемой многоэтничности. При этом нужно отметить, что более мозаичной выглядит оседлая культура. Кочевую же составляли лишь два этических компонента — пришлый монгольский и местный кипчакский. Кочевая культура в наиболее чистом ее виде сохранялась в государстве Джучидов с момента его возникновения до введения мусульманства ханом Узбеком в 1312 г. Событие это имело огромное значение для внутренней жизни Золотой Орды, во многом круто изменило ее и еще более сблизило кочевой мир с оседлым.

Неразборные юрты, как правило, принадлежали степной аристократии, так как для их снятия со специальной повозки и установки на выбранном месте требовались усилия многих слуг или рабов. В диаметре они имели до 10 м. Соответственно таким размерам были и телеги для их перевозки. Только ось такой повозки достигала величины корабельной мачты, а тянули ее не один десяток быков. Причем правила ими обычно женщина, находившаяся в самой юрте. Внутри передвижное жилище монголов имело традиционно и жестко закрепленную планировку. Дверной проем (обычно завешенный войлоком, кошмой или ковром) всегда был обращен в южную сторону. Это не только позволяло хорошо освещать жилище большую часть дня солнечными лучами, но и использовать его как солнечные часы, отмечая время по свету из отверстия в крыше. Напротив двери у северней стены всегда располагалось место и постель хозяина, а рядом с ним обычно усаживались почетные гости. Справа от входа у восточной стены находилась женская половина, а напротив нее, у западной, — мужская. В центре на земле сооружался из камней очаг, где на специальном железном треножнике устанавливался котел для варки пищи. Топливом чаще всего в степных условиях служил кизяк — спрессованный и высушенный навоз.

Кроме домашних припасов, заметную роль в рационе питания населения Золотой Орды играли продукты охоты. Она проходила далеко не в современном понимании, обычно сводимом к развлечению и отдыху. Это было хорошо и заранее подготовленное широкомасштабное предприятие, в котором участвовали тысячи людей. Длилась такая охота от нескольких дней до 2–3 месяцев. По сути дела, это были военные игры или маневры, имевшие особое значение для тренировки, подготовки крупных и длительных армейских походов и создания дли этого запасов продовольствия.

Кочевое хозяйство накладывало отпечаток и на одежду населения Золотой Орды. Все путешественники единодушно отмечали, что платье мужчин и женщин сшито одинаковым образом. Лишь платье девушек немного длиннее мужского. Летом все население носило халаты, которые по монгольской традиции застегивались на правом боку, в отличие от тюрок, у которых застежка находилась слева. Зимой обычно носили по две шубы — одна мехом наружу, другая внутрь. Шились они из волчьих и лисьих шкур или более дорогой пушнины, поступавшей в виде дани из Руси и от других северных народов. У простолюдинов также были шубы, но из собаки или козы. Мягкие, хорошо выделанные кожи шли на шаровары. Из войлока изготовлялись плащи и шапки. Степная аристократия всегда любила рядиться в привозные шелк, парчу, тонкие европейские сукна. Люди попроще довольствовались хлопчатобумажными тканями.

Путешественники из мусульманских стран постоянно подчеркивают одну непривычную для них деталь в женском костюме — отсутствие паранджи. Более того, на ханских приемах рядом с правителем всегда находилась жена (а порой и не одна) с открытым лицом. При этом она могла принимать участие в общих беседах и ее суждения были достаточно авторитетными, а в некоторых вопросах и решающими. Такое было совершенно немыслимым в странах классического ислама, что свидетельствует о заметной роли женщины (по крайней мере знатной) в общественной жизни Золотой Орды.

В течение примерно 70 лет в религиозной жизни Золотой Орды господствовало языческое многобожие в форме шаманизма. Подавляющее большинство населения поклонялось вечному синему небу, солнцу, луне, огню, воде и земле. До сегодняшнего дня в Астраханской области сохранилось монгольское название горы на берегу озера Баскунчак — Богдо, что значит Святая. Эта единственная на сотни километров степных просторов гора высотой 140 м не могла не привлечь своей необычностью внимание кочевников, тотчас обожествивших уникальное природное явление. В юртах и повозках развешивались идолы из войлока, тканей и металла. Каждому из идолов приносились ублажающие жертвы чаше всего в виде еды и питья. Нужно отметить, что при общем господстве язычества, а позднее мусульманства монголы чрезвычайно спокойно относились к другим религиям, хотя и среди них встречались фанатики. Такая веротерпимость объясняется скорее всего привычной кочевнику обиходностью и практичной значимостью обряда, который обязательно должен иметь положительное для просителя следствие. А уж с какими средствами и с помощью какого божества это будет достигнуто, для находящегося в постоянной зависимости от грозных сил природы степняка было делом второстепенным. Именно поэтому сплошь и рядом даже в одном семействе мирно уживались приверженцы самых различных исповеданий. В качестве примера можно привести самих Джучидов. Хан Бату был язычником, его сын Сартак — христианином несторианского толка, а брат хана Берке — мусульманином.

Жизнь кочевников, конечно, не ограничивалась одними бытовыми заботами, направленными на удовлетворение лишь самых необходимых потребностей в пище, одежде и жилье. У них был богатый и яркий фольклор героико-былинного и песенного характера. Самое широкое развитие получило орнаментально-прикладное искусство. Все это была традиционная народная культура, которая продолжала развиваться и обогащаться на древних степных традициях.

Но без сомнения одной из важнейших культурных черт кочевников-монголов являлось наличие собственной письменности. Она была известна в их среде еще в Центральной Азии при Чингисхане и основывалась на уйгурском алфавите. Достаточно широкое распространение письменность получила и в Золотой Орде как у кочевников-степняков, так и в монгольских слоях городского населения. В 1930 г. при исследовании одного из степных захоронений была обнаружена записанная на бересте уйгурским алфавитом народная песня о проводах матерью сына на военную службу. Это один из древнейших письменных памятников монгольского языка, относящийся к рубежу XIII–XIV вв. Во время раскопок одного из дворцов первой столицы государства, Сарая, в 1979 г. на оштукатуренной стене была обнаружена процарапанная надпись уйгурским алфавитом, датирующаяся 60–80-ми годами XIV в. Этот факт служит достоверным свидетельством того, что монголы помнили и употребляли свой язык и письменность практически до конца существования Золотой Орды.

Но при всем вышесказанном нельзя не учитывать того, что культурная жизнь Золотой Орды начального периода ее существования может характеризоваться в большой степени паразитическим потреблением достижений завоеванных и порабощенных народов. Однако, рассматривая культуру в самом широком понимании, охватывающем многие стороны жизни государства, можно и для этого периода отметить возникновение новых, в недалеком прошлом нехарактерных для кочевников черт. Прежде всего это появление в Золотой Орде собственных монгольских городов, что свидетельствовало о начале серьезного перелома в сознании и укоренившихся древних традициях кочевников. Идея строительства городов не была заимствована монголами со стороны, она родилась в недрах самого кочевого общества, будучи продуктом его развития. Поэтому появление городов в Золотой Орде можно со всей несомненностью считать вкладом в культуру государства.

Безусловно, своеобразна и городская оседлая культура Золотой Орды, развитие ее достигло высокой степени. Ее основными носителями стали ремесленники, причем не только строители, но и гончары, ткачи, ювелиры, металлурги, оружейники, стеклодувы, косторезы и т. д., которые составляли большинство городского населения. Бурный расцвет городов Золотой Орды относится к XIV в., когда ислам стал государственной религией. Началось строительство мечетей, медресе, минаретов, мавзолеев и монументальных дворцов для монгольской аристократии. Возводили их в основном мастера, прибывшие из Хорезма, имевшие опыт древней архитектурной школы и привезшие с собой привычные строительные материалы и выверенные веками конструктивные приемы. Монументальные постройки украшали изразцы, покрытые разноцветной стеклянной глазурью и сусальным золотом. Геометрические орнаменты соседствовали с яркими растительными виньетками и гирляндами, которые сменяли выписанные изящным почерком стихи персидских классиков. Все эти постройки сияли и переливались под солнцем, являя собой тот самый стиль, который ассоциируется с понятием восточной пышности, роскоши и яркости.

Огромные дворцы знати были оборудованы со всеми возможными в то время удобствами. В Сарае раскопан один из них, состоявший из 36 помещений, полы которых устилали красные кирпичи на белом алебастровом растворе. Стены парадных комнат покрывали росписи по штукатурке затейливыми цветочными орнаментами. Центральный зал имел площадь около 200 м 2 , а стены его украшали мозаичные и майоликовые панно с позолотой. Кроме пристроенной к дворцу бани, в нем была еще специальная ванная комната, посредине которой находилась выложенная из кирпича квадратная ванна. Здесь же было сооружение, которое по современной терминологии можно характеризовать как совмещенный санузел. При всем великолепии дворца нужно отметить одну его конструктивную черту чисто кочевнического характера: стены его были возведены без фундамента. Они стояли просто на выровненной и тщательно снивелированной площадке. Именно так в Золотой Орде воздвигались буквально все постройки, независимо от их величины и массивности.

Если стены описанного дворца были выложены из обожженного кирпича на известковом растворе, то население победнее строило свои жилища из дерева или сырцового кирпича. Полы в таких домах обычно были земляными, а стены покрывались глиняной обмазкой.

Рассматривая градостроительную культуру Золотой Орды в целом, можно отметить, что на огромной территории государства достаточно четко выделяются зоны конкретного влияния самых различных традиций. Верхнее и Среднее Поволжье отличают традиции архитектуры бывшей здесь до прихода монголов Волжской Болгарии. В Нижнем Поволжье на первый план выступают конструктивные особенности и строительные приемы пригнанных сюда хорезмских мастеров. Северокавказские города несут на себе отчетливый отпечаток местной школы с ее древними каменотесными приемами. То же самое можно сказать о Крыме и Пруто-Днестровском междуречье. Все это создает достаточно пеструю картину действительно синкретической культуры. Так оно и было на самом деле, но лишь до определенного этапа. На протяжении всей истории Золотой Орды культура ее не находилась в состоянии застоя, используя лишь готовые формы, созданные другими народами. В XIV в. культурная жизнь государства начинает обогащаться новыми элементами на основе сплава различных достижений многих народов. В результате первоначальный синкретизм перерастает в синтез, то есть в органическое переплетение и соединение самых разнообразных духовных и материальных черт культуры различных народов. Появляется целый ряд оригинальных предметов ремесленного производства. Развивается по собственному пути монументальная архитектура, приводя к возникновению нового типа мавзолеев с более сложной планировкой и иными декоративными принципами. Происходят определенные сдвиги в духовных и религиозных представлениях. Одним из результатов этого можно считать появление захоронений в мечетях, что для средневекового ислама было неслыханным. Возможно, что этот обычай возник под влиянием русской традиции захоронений в церквах. Развивается и особый литературный язык, отражающий существование местных золотоордынских диалектов [35] .

В культурном отношении Золотая Орда находилась в совершенно особом положении по сравнению с другими монгольскими государствами. Хулагуидский Иран и Юаньский Китай без труда переварили собственно монгольскую культуру, не оставив от нее и следа, поскольку местные традиции завоеванных народов имели глубокие и мощные корни. Собственно Монголия и ее столица Каракорум были доведены бесконечными войнами Чингизидов до полного духовного и материального обнищания, что привело к длительному политическому и культурному упадку страны. Уже в конце XIII в. даже съестные припасы в Каракорум доставлялись из Ханбалыка, ибо население страдало от голода. В противовес этому в Золотой Орде монголы оказались не в противостоящей культурной среде, отторгавшей или поглощавшей их многовековой кочевой уклад, а в родственной — половецкой. В итоге две самостоятельные, но единые по духу культуры объединились в мощный поток, вобравший достижения покоренных народов. На этой основе в XIV в. золотоордынская культура получила новый толчок к развитию. Однако этому процессу не суждено было пройти все стадии эволюции в первую очередь из-за резко выраженной агрессивности государства, традиционно поддерживаемой кочевой аристократией.

Золотая Орда – это государство, занимавшее территорию от Сибири до низовий Поволжья, площадью около 6 млн км 2 . Просуществовало 2 столетия, вело агрессивную завоевательную политику, уничтожено крымским ханом в 1502 г.

В период Средневековья государственные образования часто возникали на базе боевых дружин и прогосударственных образований, опорой которых являлось войско. По такому принципу была организована и Золотая Орда, возникшая на степных территориях и очень быстро распространившая своё влияние на огромные площади.

Основание Золотой Орды

Основателем Орды стал внук Чингисхана Батый. В конце XII — начале XIII вв. ханы, в их числе могущественный Батый, организовали множество завоевательных походов, результатом которых явилось утверждение господства монголо-татар на степных землях, занимавших пространства от нынешней Сибири до Кавказа.

Хан Батый завершил первый этап формирования нового государственного формирования. В 40-е гг. XIII в. появилась Золотая Орда (она же – Улус Джучи) с Батыем во главе. Одним из первых успешных походов, в результате которых Орда мгновенно обросла новыми подчинёнными ей землями, стал поход на Русь, начавшийся в 1237 г.

Территориальный состав Орды

Во власти степных кочевников (это был костяк Орды) оказались следующие территории:

  • Северный Хорезм;
  • Западная Сибирь;
  • Северный Кавказ;
  • Волжская Булгария;
  • Кипчакские степи;
  • Крым.

Золотая Орда во второй половине 13 веке

Карта: Золотая Орда во второй половине 13 веке

Большую часть земель составляли степи. Почти 6 млн кв. км земель принадлежали правителям Орды в период её расцвета.

Политическое устройство

Орда представляла из себя полувоенную структуру, державшуюся на принципе жёсткой иерархии.

Власть и управление

Во главе стоял хан, избиравшийся чаще всего из наследников смещённого или скончавшегося предшественника.

Обладал высшей неограниченной властью. Избирался на курултае (высшем совете).

Наследники хана, его ближайшие родственники, стоявшие во главе крупных воинских подразделений.

Помогал хану руководить государством.

Представители знати. Обычно это были главы родов, приобретавшие власть наследственным путем.

Знатные люди, которым хан доверял решать какие-либо отдельные вопросы.

Сборщики налогов и даней.

  • собанчи (земледельцы);
  • карачу (скотоводы-кочевники, у которых не было состояния);
  • урткачи (земледельцы, прислуга, почти холопы).

Существовало в Орде и рабовладение. Рабами становились пленники, захваченные в походах.

В качестве основного закона, определявшего правила для всех сфер жизни, правители Орды использовали Великую Ясу. Это свод законов и обычаев, содержавший нормы права. Каждый монгол был обязан нести военную службу. Причём сам снаряжал и обеспечивал себя. За какую-либо провинность одного наказанию подвергался весь десяток (или сотня, в зависимости от тяжести преступления). Наследование имущества шло по мужской линии. Если в роду больше не оставалось мужчин, к наследованию могли привлечь холопов (урткачей). Женщины практически никакими правами не обладали, изредка могли быть назначены опекунами до совершеннолетия сыновей.

Столицы

В Золотой Орде роль столицы несколько раз перехода от одного города к другому. Так, первой столицей, основанной Батыем, был Сарай-Бату. Даже сегодня по сохранившимся остаткам городища видно, что это был огромный населённый пункт (протяжённостью более 15 км). К XIV в. город переживал период расцвета: великолепный ханский дворец, соборные (то есть наиболее вместительные для пятничных молитв) мечети, огромные дома знати. В городе существовал водопровод, были развиты ремёсла: литейное, керамическое, ювелирное.

Согласно легенде, Дворец хана сверкал на солнце, потому что весь был обшит золотыми пластинами. Отсюда пошло название государства – Золотая Орда.

С 1282 столицей стал считаться Сарай-Берке. Его масштабы были несколько менее внушительны, но город был развит в торговом отношении.

Третья столица – Малый Сарай. В период феодальной раздробленности (XV в.) стал столицей Ногайской Орды.

Все три столицы разрушил Тамерлан. Впоследствии они отстраивались, однако уже не могли достичь прежней роскоши и былого богатства.

Население: состав и занятия

Коренным населением Орды были монголы-кочевники. Скотоводство, собирательство, завоевательные походы – таковы были их занятия.

Население тюркского происхождения занимало привилегированное положение в Орде. Так, коренного монгола нельзя было обратить в рабство (правда, это запрет касался только взрослых мужчин, женщины и дети не пользовались этой привилегией). Большую массу населения Орды составляли половцы. Этот многочисленный народ проживал на больших степных территориях по нижней Волге.

По мере расширения территорий Орды к ней насильственным путём присоединялось население завоёванных государственных образований. Ханы Золотой Орды старались не вмешиваться во внутренние дела народов, оказавшихся в зависимости от них. Они лишь устанавливали размер дани, которую полагалось собирать для Орды, и не пытались изменить политическое устройство подчинённых им государств. Не боролись они и с религиозными нормами своих вассалов. Так, если в самой Орде распространился ислам, то на Руси по-прежнему ведущей религией было православие.

Ханы Золотой Орды

Первым ханом Золотой Орды стал Батый. Далее длительное время правили его наследники.

Династия Джучидов – расцвет Золотой орды

Правила с 1236 по 1345 гг. Отдельные наследники (Мубарек-Ходжа, Чамтай) оставались у власти до 1370- х гг., они находились во главе выделившейся Синей Орды.

Во время господства Джучидов Орда нападает на Русь, подчиняет себе гигантские территории. Государственной религией, сменившей родовые верования, становится ислам. Власть ханов укрепляется, чему способствует жёсткая дисциплина, строгая воинская иерархия.

Смута и постепенный закат Золотой Орды

После смерти одного из наследников Батыя – Бердибека (сына хана Джанибека) Орда переживает мощные потрясения, обусловленные борьбой представителей высшей власти за престол.

С 1359 г. до 1380 г. (примерно) Орда была раздираема на части многочисленными претендентами на занятие трона. Кроме того, ряд территорий обособился, там установилась власть своих ханов, правивших относительно самостоятельно, не вступавших в борьбу, но и не желавших подчиняться (Мордовия, Булгария, Хорезм).

Усиливается Синяя Орда, становится практически независимой, что ослабляет центральное государство.

Впервые Орда терпит поражение в битве с русскими князьями на р. Воже, а затем, после Куликовской битвы, становится ясно, что войско орды уже не такое сильное, оно теряет способность выходить из любого боя победителем. После смерти хана Мамая временно Орда объединяется, большая роль в этом принадлежит Тохтамышу и сменившему его Тамерлану. Однако государство раздирают внутренние противоречия, выделяются восточные и западные ханы.

В 1502 году крымский хан Менгли-Гирей нанёс сокрушительный удар по Золотой Орде (фактически это была уже только часть прежнего государства, Большая Орда). После этого Орда перестала существовать.

Причины падения Золотой орды и роль Руси в этом процессе

При Батые и его наследниках Орда считалась непобедимой. Так оно и было: никто не мог противостоять мощному войску, которым командовали волевые начальники, обладавшие колоссальным военным опытом и подчинявшиеся сильному хану.

Со временем внутри государства нарастали противоречия. Оно было слишком большим по территории и слишком разным по этническому составу, образу и укладу жизни населения, чтобы суметь сохранить единство на долгие века. Кроме того, государственное устройство Орды было довольно примитивным и не изменялось в течение длительного времени.

Куликовская битва, в которой русские князья собрали все свои силы и сообща нанесли сокрушительный удар считавшейся непобедимой ордынской армии, ускорила момент неизбежного падения Орды. Государство степных кочевников, державшее в страхе население Европы в течение двух столетий, однажды рухнуло, как глиняный столп, лишённый опоры.

Читайте также: