Закрытие японии кратко 7 класс

Обновлено: 05.07.2024

Основой токугавского режима, установленного первым сёгуном Иэясу Токугава и получившего свое полное развитие при третьем сёгуне Токугава Иемицу (в сер. XVII в.), было: насильственное сохранение существующего порядка, заключавшегося в угнетенном положении крестьянства, подчиненной роли городского населения и в неограниченном господстве дворянства.

Три главных фактора представляли собой определенную угрозу для устойчивости этого феодального порядка: классовая борьба широких народных масс против феодалов; внешняя опасность со стороны возможных чужеземных завоевателей (феодальной Японии последовательно угрожали португальцы, испанцы, голландцы и англичане); опасность внутренней междоусобной войны в лагере феодалов, способной ослабить их перед натиском крестьянской освободительной стихии.

Из учета этих опасностей исходили в своей политике Токугава, строившие ее так, чтобы: во-первых, держать крестьянство и городские низы в узде и не допускать никаких послаблений, способных дать им малейшую возможность организоваться для борьбы; во-вторых, контролировать взаимоотношения феодальных князей между собой, не допуская усиления кого-либо из них и тем самым сохраняя руководящее положение за кланом Токугава; в-третьих, зорко следить за иностранцами и держать на запоре двери Японии.

Однако первый сёгун из династии Токугава Иэясу первоначально не предпринимал решительных мер против европейцев. В это время он был заинтересован в поставках огнестрельного оружия и в организации верфей для постройки крупных кораблей. Партнерами здесь выступали прибывшие в 1600 г. в Японию голландцы и англичане. Сёгун предоставил нидерландской Ост-Индской компании право торговать на гораздо более льготных условиях, чем скомпрометировавшим себя испанцам и португальцам.

Но вскоре сёгунат стал выражать недовольство и торговой политикой голландцев, присваивавших себе большую часть доходов от внешней торговли. Вслед за тем вскрылся заговор испанцев и португальцев, направленный не только на изгнание англичан и голландцев, но и на фактическое подчинение режима при помощи принявших христианство князей южной части страны – наиболее непримиримых противников клана Токугава. Следует отметить, что южные князья принимали новую религию почти исключительно из коммерческих и политических сепаратистских соображений. Они стремились воспользоваться выгодами заморской торговли, а затем, опираясь на своих союзников – европейцев, снабжавших их оружием, выступить против сёгуната. Все это подвигло Токугава на проведение карательных экспедиций и обнародование указа (1614 г.) о полном запрещении христианства.

Токугава Иемицу, ставший сёгуном в 1623 г., с еще большим рвением, чем его предшественник ополчился против христиан. Апогеем противостояния стали события в Симабара (вблизи Нагасаки). Репрессии и карательные экспедиции правительственных войск вызвали крестьянское восстание, истинной причиной которого были не религиозные преследования, а феодальный гнет: под предлогом искоренения христианского лжеучения сёгунские чиновники творили беззакония в покоренном районе. При подавлении восстания после трехмесячной осады и падения их последнего оплота – крепости в Симабара – было уничтожено 38 тысяч повстанцев-христиан. Это стало одним из крупнейших массовых избиений христиан в истории. Характерно, что голландцы, чтобы нажить политический капитал, оказали мощную военную поддержку сёгуну.

Исключение было сделано лишь для голландцев. Им оставили факторию на небольшом островке Дэсима, где торговля происходила под бдительным надзором правительственных чиновников. Купцы должны были давать специальное обязательство воздерживаться от открытого проявления своих религиозных убеждений и не вступать ни в какие отношения с японцами, кроме чисто деловых, подробно регулируемых правилами о торговле. Что касается японских граждан, то еще в 1636 г. им было запрещено под страхом смертной казни покидать свою родину и строить большие корабли для дальних плаваний. В результате этих мер произошло закрытие страны для европейцев.


Содержание

Предпосылки

В середине XVI века на японских островах завязалась оживленная торговля с европейцами. В 1542 году там появились португальцы, а в 1580-м — испанцы. В Японию европейские купцы, пираты и миссионеры привозили изделия из Китая (главным образом, шёлк), европейское огнестрельное оружие. Оттуда же вывозилось золото, серебро и невольники. Появившись в Японии вместе с купцами иезуиты (Франциск Ксаверий и др.) стали проповедовать католичество, имевшее вначале успех. Феодалы о. Кюсю не только принимали у себя иезуитов, давали им разрешение на свободную проповедь, на открытие школ и церквей, но и более того — принимали христианство сами и обращали в него своих вассалов. Они надеялись привлечь в свои порты побольше торговых кораблей, а главное — увеличить запасы необходимого им огнестрельного оружия. И сама поддержка европейцев могла сыграть большую роль в их борьбе с другими феодалами.

Появление европейцев на японских островах не только способствовало обострению междоусобных войн феодалов, давало толчок развитию морской торговли, но и вызывало опасность подчинения Японии европейскими колонизаторами, ведь испанцы и португальцы принимали участие в междоусобных войнах на стороне южных феодалов. В реальности европейской угрозы японцы могли убедиться на примере захваченных испанцами Филиппин. Существовала также и ощутимая опасность от маньчжуров, подчинивших своей власти Китай и Корею.

Главной причиной закрытия страны стало внутреннее положение в стране. Развитие внешней торговли в XV—XVI вв. вызвало рост прослойки богатых горожан в морских портах. Их влияние, обусловленное огромными богатствами, стало настолько значительным, что грозило подорвать и сами устои феодального строя. Поэтому феодалам для сохранения своего положения было необходимо нанести удар могуществу этой торговой буржуазии — запретить ей заниматься внешней торговлей. Торговля с иностранцами была монополизирована компанией, не только созданной и контролируемой правительством сёгуна, но и организованной с прямым участием правительства в качестве пайщика, а это лишало источника обогащения и торговое сословие, и южных феодалов.

Борьба сёгуната против иностранного влияния


После смещения чиновников, виновных в связях с иностранцами, и подтверждения указа о запрещении миссионерской деятельности токугавское правительство перешло к решительным действиям — несколько христиан были казнены, а в 1614 году особым указом было введено полное и безоговорочное запрещение иноземной религии. В 1630 году прекращён ввоз европейских книг, а также китайских, где имелось малейшее упоминание о христианстве.

Под страхом смертной казни с 1636 года японцам запрещалось покидать территорию своей страны без особой правительственной санкции, а также строить большие суда, пригодные для дальних плаваний. Иностранные же купцы давали специальное обязательство заниматься только торговлей.

Сведения о западных науках и культуре проникали в Японию под видом рангаку через голландскую торговую факторию на насыпном островке Дедзима в гавани Нагасаки. Изоляционистская политика позволяла сёгунам надзирать за торговлей с Кореей и Китаем, сводить к минимуму миссионерскую деятельность католических священников и не допускать колонизации островов европейцами.

Крах политики Сакоку

В 1825 году вышел указ, требовавший открывать стрельбу по любому западному кораблю, который появится вблизи японских берегов.

Сочетание внешних факторов привело в середине XIX века к росту интереса европейских стран, и особенно США, к открытию торговли с Японией [1] :

  • Открытие в 1842 году цинского Китая для торговли с Европой и США [2] , вкупе с присоединением Калифорнии к США в 1850, создало постоянный поток морских перевозок между Северной Америкой и Азией. Дополнительно, китобойная индустрия США, успешно развертывавшая свои операции в северной части Тихого океана с середины 18 века, нуждалась в безопасных гаванях, помощи в случаях кораблекрушений, и надежных станциях дозаправки;
  • Происходивший параллельно переход от парусного флота к паровому, основанному на сжигании угля, привел к росту потребности американских торговцев в промежуточных базах, где торговые суда могли дозагрузиться углем и провизией во время длительного перехода из США в Китай. Сочетание выгодного географического положения и слухов о наличии значительных запасов угля в Японии сделали открытие японских портов для торговли с США приоритетным в глазах американского правительства;
  • Наконец, постоянный поток американских моряков, оказавшихся на берегах Японии из-за кораблекрушений и подвергавшихся плохому обращению со стороны японцев, побуждал правительство США к установлению прямых дипломатических отношений с Японией.


Подписание неравноправных договоров с иностранными державами; смерть сегуна, не оставившего стране наследника; экономический кризис и эпидемии болезней, ставшие следствием открытия страны к международной торговле — все в совокупности привело страну к экономическому и политическому кризису, закончившемуся гражданской войной (1868—1869), в которой сторонники модернизации, сплотившиеся под лозунгом возврата власти императору (Реставрации Мэйдзи), победили сторонников сегуната.

После Реставрации Мэйдзи в 1868, новое правительство Японии взяло курс на модернизацию страны. В частности, были сняты ограничения эпохи Сакоку, такие, как запрет покидать территорию страны, открыты к торговле все порты страны и т. д.

Политика самоизоляции В Китае и Японии проводилась в разное время, но имела общую цель. Это была попытка правящей элиты защититься не только от колонизации европейскими государствами, но и сохранить феодальные устои и древние традиции. Появление европейцев способствовало появлению новых социальных классов и групп, стремившихся усилить влияние и защитить свои интересы. Феодальная знать почувствовала угрозу своего положение и решила принять кардинальные меры, способные остановить этот процесс или повернуть его вспять.

Политика сакоку в Японии

Буквально термин переводится, как "страна на замке". Им характеризуется изоляционная политика сёгунов рода Токугава, проводимая с середины XVII по середину XIX века. С появлением европейских торговых судов на островах, где находились крупные морские порты, фиксировался бурный рост торговли. Это привело к появлению зажиточных горожан, имеющих доход с международной торговли. Новое богатое сословие стремилось усилить свое влияние на правителя. Им необходимо было продвигать собственные интересы. Изменения, происходящие в обществе, заметили представители старой феодальной власти. Срочно были изданы законы, запрещающие японцам заниматься внешней торговлей.

Еще одной причиной "закрытия" страны для иностранцев было поведение европейцев. Правящие круги опасались, что прибывающие иностранцы стремятся колонизировать государство. В этом сыграли роль католические проповедники. Сначала им было разрешено селиться в некоторых прибрежных районах, исповедовать свою религию, строить церкви и вести богослужения. Местная знать, чтобы получить привилегированные условия при заключении торговых договоров, принимала католичество и способствовать переходу в новую веру своих подданных.

У властей и консервативной группы феодалов не раз появлялись вопросы к миссионерам. Так недовольство вызывало утверждение, что спасение после смерти могут обрести только люди, принявшие крещение. Это оказывало негативное влияние на почитаемый среди японцев культ предков. Им не нравилось, что японские христиане отрекались от традиционной религии и обычаев.

Вспыхнувшее крестьянское восстание в Симабара (1637–1638 гг.), во главе которого встали христиане, послужило поводом для запрета христианской религии и изгнанию европейцев, поставлявших оружие восставшим. Исключение было сделано только для голландских торговцев. Они были протестантами и не вели активную миссионерскую деятельность. Только двум голландским кораблям в год разрешалось причаливать к берегам Японии. Путешественники обязаны были предоставить правителю отчет о положении дел в Европе и запрещалось покидать пределы квартала для иностранцев в порту.

Политика хайцзинь в Китае

Решение об изгнании всех европейцев и закрытии границ было принято правителями династии Цин в 1757 году. Первые ограничительные меры вводились еще при правлении династии Мин.

Сначала новая китайская династия Цин активно пользовалась помощью иностранцев в период крестьянской войны. Они поставляли маньчжурам пушки, оружие, корабли торговцы помогали переправлять повстанческие войска. Укрепив власть, правители осознали, что европейцы являются дестабилизирующим фактором. Опасаться влияния иностранцев заставляла политика европейских государств в других странах Востока. Когда англичане захватили Бенгалию, китайский император в 1757 году принимает решение изолироваться.

Изданные указы запрещали деятельность христианских миссионеров, закрывались церкви, люди, исповедующие христианство высылались за пределы страны.

Все порты были закрыты для иностранных судов, кроме Гуанчжоу. Китайцам запрещалось строить большие корабли, способные ходить по морю, разрывались все внешнеполитические и торговые связи. Исключением были Буринский и Кяхтинский торговые договоры с Россией, заключенные в 1727 году. Китайским императором был запрещен экспорт металлов, шелка. Нельзя было ввозить иностранную литературу. Иностранцам, находившимся в единственном открытом порту, запрещалось покидать пределы разрешенной для пребывания территории и изучать китайский язык.

Плюсы и минусы политики самоизоляции

Принятыми мерами китайским и японским властям удалось противостоять активной колонизаторской политике европейских держав, удалось законсервировать феодальное устройство общества, сохранить древние традиции.

Но были и негативные последствия. Политическая и экономическая жизнь этих стран развивалась очень медленно, к моменту открытия границ отставание от ведущих мировых держав стало критическим, что в будущем привело к сильнейшему кризису в экономике и управлении обеих стран.

Закрытие Китая и Японии

В середине 18 века (считается, что в 1757 году) маньчжурские правители династии Цин были встревожены ростом вооруженных восстаний и полагали, что это может стать причиной конца их династии. Они считали, что ослабление их правления будет сопровождаться ростом внешней угрозы, которая будет подпитывать смуту внутри страны с целью попытки свержения династии и захвата власти в Китае. В связи с этим было решено "закрыть Китай". В это время указом императора было запрещено католическое христианство, закрывались их церкви, проповедующие христианскую религию выдворялись из страны. "Закрытие Китая" длилось долго и сопровождалось рядом различных указов в которых запрещалось строить большие корабли, торговать с другими странами металлами, шёлком, введен запрет на ввоз книжной продукции из Европы. Был сокращен и импорт из страны, нарушены экономические связи со многими соседями. Кроме порта в Гуанчжоу, все остальные закрылись для других стран.

Причины закрытия Японии

Сакоку (с японского "страна на замке") — внешняя политика изоляции Японии, проводимая сёгунами из рода Такугава в период с середины 17 по середину 19 веков, после восстания христиан.

На рубеже 16-17 веков на японских островах начался бурный рост развития торговли с европейцами, которые завезли иезуитов проповедующих католичество. На острове Кюсю иезуитам дали возможность на открытие церквей, местные феодалы стали принимать христианство и обращали в него своих поданных. Этим они хотели привлечь в свои порты больше европейских торговых кораблей, что позволило бы им увеличить запасы оружия и получить необходимую поддержку от европейцев в их борьбе с другими феодалами.

Таким образом, появление европейцев на островах Японии вело к обострению междоусобицы среди феодалов и хоть и способствовало развитию морской торговли, но, в то же время, вызывало опасность колонизации Японии европейцами. Исходила также опасность и от маньчжуров, подчинивших своей власти Китай с Кореей.

Однако, считается, что основной причиной закрытия Японии стали факторы внутренние. Рост в 15-16 веках сверхбогатых горожан в морских портах Японии, их влияние на устои феодального государства стало таким значительным, что могло пошатнуть сложившуюся власть феодалов в стране. Были изданы указы о запрете занятия внешней торговлей, теперь на это имело право только компания под контролем правительства.

Читайте также: