Фильм про ивана 4 кратко

Обновлено: 04.07.2024

Раскрыть историческую суть Грозного, понять его внутреннюю и внешнюю политику, его смелые реформы, его походы на Казань и Астрахань, его полную глубокого государственного смысла борьбу с немцами-ливонцами дано советской науке и искусству, которые вооружены марксистско-ленинским методом, методом точного и объективного анализа исторических событий и общественных явлений.

Последние четыре года С. Эйзенштейн отдал созданию большого сценария и фильма о Русском государстве XVI века, о плодотворной борьбе нашего народа за исторические рубежи и о вдохновителе и руководителе этой борьбы — царе Иване IV.

Плавно и величаво проходят перед взором нашим картины прошлого. Мы видим, как в тяжелой и долгой борьбе с внешними и внутренними врагами создавалось централизованное русское государство.

Напряженные социально-политические драматические ситуации возникают в фильме одна за другой. Нас охватывает волнение, мы пристально следим за столкновениями сил, мощных характеров.

И станет нашему зрителю понятно, почему Грозный рубил головы этим реакционерам и губителям России и откуда идет и почему был так обилен поток облыжных обвинений против Грозного.

Грозный ведет непримиримую борьбу с корыстным и злокозненным боярским миром, который пытается сдавить царя плотным кольцом и внушить ему подчинение старине и подчинение боярам-феодалам.

Иван Грозный бросает в лицо всему этому стану идеи о единой, централизованной царской власти, которой во имя высших интересов должны подчиниться все.

Сильными, яркими, художественными средствами фильм исторически правдиво раскрывает содержание эпохи, образ Ивана Грозного как прогрессивного деятеля своего времени.

Вся роль Грозного продумана Черкасовым тщательно и глубоко. Мы видим, как следы времени накладывают свой отпечаток на облик царя Ивана, он противостоит всем невзгодам, они не могут ни согнуть, ни сломить его, — этот смелый государственный деятель и воин лишь закаляется в борьбе, и мы видим, как фигура Ивана на наших глазах становится все более и более величественной.

Остро показан в фильме и главарь боярской клики князь Андрей Курбский — этот предатель со смиренным ликом и слащавой повадкой, целующий Ивана иудиными поцелуями. Роль Курбского хорошо играет артист М. Названов. Особенной тонкости в раскрытии психологической сути образа артист достигает в сцене с больным, умирающим царем. Предатель, выжидая смерти царя, принижает к нему, ловит каждое его дыхание.

Фильм, ни на минуту не теряя сюжетного напряжения, жаркого дыхания борьбы Грозного с боярством, показывает значение Ливонской войны, как исторически необходимой войны за возврат России коренных ее путей на Запад. Ведь на побережье Балтики русские стояли вместе с эстами и латышами еще до появления Ливонского ордена (XIII век). Укрепления полоцких князей на Западной Двине и берегах Рижского залива и южнее (Куконос и другие) были порубежными и исконными. исстари русскими.

С появлением немцев, с неслыханной жестокостью истребивших славян на Лабе (Эльбе) и пруссов-литовцев, возникла смертельная угроза и Руси. Немцы наглухо заперли выходы в Балтику, наложили ряд запретов на европейскую торговлю с Новгородом и Москвой. Наконец, при Грозном немцы наложили запрет на въезд в Россию техников, ремесленников и мастеров. Это была подливная блокада; за ней должна была последовать война. Немцы намеревались создать коалицию.

Фильм повествует, как Грозный гениально предупредил намерения врагов, северным путем — через Архангельск — установил дружественные связи с Англией, а за сим последовали и связи с Голландией, через полтора века упроченные Петром I.

Дав эти широкие картины, С. Эйзенштейн вновь, с удвоенной силой обращается к теме внутренней борьбы с боярской крамолой. Фильм достигает здесь высот подлинной трагедии. На стены кремлевских светлиц и переходов падают зловещие тени. Заговорщики проникают все глубже. Тетка царя Ефросинья Старицкая, которую с мастерством и выразительностью играет Серафима Бирман, стоит в центре боярского заговора, прочит своего сына, двоюродного брата Грозного, слабоумного Владимира, на престол. Роль Владимира тонко и верно исполняет артист П. Кадочников.

Трагической жертвой падает жена Грозного — царица Анастасия Романовна, Она случайно узнала о честолюбивых планах Курбского, но умолчала, скрыла правду от мужа и пала жертвой тех же сообщников Курбского. Они целили в царицу, в друга Грозного, в последнюю отраду его. Горе, страшное горе обрушивается на Грозного. Тяжелые сомнения гнетут и давят душу — одинокую и мучительно страдающую. Былых друзей нет. Отошел от царя боярин Федор Колычев, которого Иван считает еще своим ближайшим другом (артист А. Абрикосов, играющий эту роль, создал запоминающийся образ). Многие, которым царь еще верит, стали врагами. И сцены у гроба отравленной жены незабываемы. Звучат дивные погребальные хоры. Надрывно звучат тексты писаний, призывающих к смирению и покаянию. И вот тут, в минуту, когда кажется, что меркнет всё, рядом с одиноким Грозным встают воины и охранители государства.

Роль Басманова-отца ярко исполняет народный артист СССР А. Бучма. Хорошо играет сына Басманова — Федора артист М. Кузнецов.

Со дна великой души Грозного вздымаются новые силы. Мы видим, как разряжается бурная энергия царя. Мы присутствуем при рождении новых грандиозных его замыслов и неожиданных ходов, дальновидных и целеустремленных.

В финале первой серии фильма, на редкость удачно снятом оператором Э. Тиссе, мы видим, как торжественное шествие народа в Александрову слободу укрепляет веру царя в правоту его дела, придав ему новые силы.

Фильм не свободен от некоторых недостатков. Слабым, лишенным торжественности, вышел образ царицы Анастасии Романовны. Исторические данные говорят о ней, как женщине душевной, умной и достойной сана, который ей достался. Исполнительница роли царицы способная актриса Л. Целиковская не нашла средств для выражения драматизма даже в наиболее выигрышных моментах роли: в сцене объяснения с Курбским. С сожалением приходится отметить, что в первой серии фильма не совсем удался и образ Малюты Скуратова. Он получился тусклым, недостаточно умным, моментами сбивающимся на комедийный жанр. Советский зритель знает М. Жарова как замечательного актера, создавшего интересные образы в ряде фильмов. Будем надеяться, что Жаров сделает более глубоким образ Малюты Скуратова во второй серии фильма. Следует заметить, что и режиссер недостаточно продумал разработку этих ролей.

В целом фильм монументален, насыщен высокой, подлинной романтикой. Он является новым утверждением жанра героической трагедии. Уверенно и свободно звучит музыка композитора С. Прокофьева. Эйзенштейн добился единства игры актеров, хотя они принадлежат к разным школам и направлениям.

Изобразительно-живописная сторона фильма, световые гаммы, переливы света и пр. выдержаны тончайше. Автору и коллективу, работавшему над фильмом, в том числе художнику И. Шпинель и художнику по костюмам Л. Наумовой, удалось передать русский Ренессанс… Съёмки оператора А. Москвина стоят на высоком уровне.

Фильм делался в эвакуации, в неосвоенной студии в городе Алма-Ате, Меж тем в фильме качество сооружений и декораций. убранства, костюмов — от знаменитой шапки Мономаха и до оружия последнего на воина — высоко, в нем нет изъянов, недостатков. Коллектив С. Эйзенштейна и в самые трудные дни знал одно: нужно напряженно работать для Родины, работать во имя высокого, идейно насыщенного искусства. Нужно сохранять и развивать в искусстве индивидуальную манеру. бороться со штампами и серостью. Нужно быть требовательным, высоко требовательным.

В русской истории полно темных пятен. Ярким тому примером служит период правления Ивана Грозного. Великий русский царь принял десятки неоднозначных решений. Споры о персоне Грозного не утихают по сей день. Интерес к его персоне породил десятки биографических картин на любой вкус. В данной подборке фильмов про Ивана Грозного представлены наиболее удачные исторические интерпретации. Преимущественно зрителей ждет советская классика. Но в списке также нашлось место и современным байопикам, в создание которых вкладывались внушительные деньги. Лишь в редких случаях фигура Ивана Грозного становилась поводом для шуток, о чем свидетельствует знаменитый комедийный фильм Леонида Гайдая.

Содержание

Сюжет

Основой сюжета фильма является история укрепления единовластия в Московском государстве при Иване Грозном. Достижение абсолютной власти путем коварства и жестокости обрекло Ивана на одиночество и неразрешимые сомнения — таков трагический финал борьбы за власть.

Первая серия

В первой серии описываются ранний период правления Ивана Грозного, первые тринадцать лет. На это время приходятся военные победы под Казанью.

Вторая серия: Боярский заговор

Во второй серии изображается период 1560—1569 годов. На это время приходится опричнина и наиболее драматический эпизод борьбы Ивана Грозного с боярами, организовавшими, по мнению авторов фильма, заговор с целью убить царя. Во главе заговорщиков встала тётка царя Ефросинья Старицкая, мечтавшая возвести на престол своего сына Владимира.

В ролях



Съёмочная группа

  • Автор сценария и режиссёр: Сергей Эйзенштейн
  • Операторы: Эдуард Тиссэ (оператор натурных съемок), Андрей Москвин (оператор павильонных съемок), Виктор Домбровский (второй оператор)
  • Фотограф: Виктор Домбровский
  • Художник: Иосиф Шпинель
  • Художники по костюмам: Всеволод Воинов (1-я серия), Лидия Наумова, Яков Райзман (1-я серия)
  • Художник по гриму: Василий Горюнов
  • Композитор: Сергей Прокофьев
  • Автор песен: Владимир Луговской
  • Дирижер хора: Виктор Комаров
  • Звукорежиссеры: Владимир Богданкевич, Борис Вольский
  • Монтажер: Эсфирь Тобак

История создания

Сюжет, съёмочный процесс, тексты реплик и т. п. подлежали одобрению правительства СССР и лично И. В. Сталина.

Съемки первой серии шли на студии ЦОКС в Алма-ате

После запрета второй серии работы над фильмом были прекращены. Третья серия фильма существует только в сценарии, в подготовительных рисунках, в рабочих записях и нескольких запечатлённых на плёнку фрагментах.

Судьба фильма после создания

Первая серия вышла в прокат 16 [2] или 20 января 1945 [3] . За нее режиссёр и съёмочная группа получили Сталинскую премию.

Художественные особенности

Награды

Отзывы о фильме

Чарльз Чаплин в автобиографии писал:


Третья серия так и не была доснята.

В комедии Гайдая царя и его двойника-управдома играет Юрий Яковлев, хотя мог сыграть и Никулин. Кстати, фильм снят по пьесе Булгакова, написанной в 1930-е годы. В то время звонок в милицию о том, что в Москве видели настоящего царя, вызывал совсем другую реакцию — недобитых Романовых за границей еще оставалось много.

Такое большое внимание к борьбе царя с Церковью — заслуга XXI века. В советских фильмах, даже если б и собрались рассказывать о его конфликтах с православием, вышло бы, наверно, что так замученному митрополиту и надо. А вот у Лунгина уже — обильная рефлексия. Да и царь, по замыслу режиссера, вышел дикий, талантливый и бесноватый. Противоречивый. Отсюда множество самых разных, иногда совсем злобных рецензий, которыми несколько месяцев после премьеры пестрили СМИ и блоги.

Читайте также: