Закрытие учетных бухгалтерских регистров кратко

Обновлено: 07.07.2024

Обязательные реквизиты регистров бухучета

Согласно ч. 1 ст. 9 Закона 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни необходимо оформлять первичными учетными документами, а в свою очередь данные первичных учетных документов подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. В учетной политике каждая организация самостоятельно указывает периодичность составления регистров бухгалтерского учета.

Необходимыми реквизитами регистров бухгалтерского учета являются, согласно ч. 4 ст. 10 Закона № 402-ФЗ – наименование регистра, наименование экономического субъекта, составившего регистр, дата начала и окончания ведения регистра и (или) период составления регистра, хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета, величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения, наименование должностей лиц, ответственных за ведение регистра, ФИО и подписи лиц, ответственных за ведение регистра.

Бухгалтерия предприятия

Справки-расчеты

Настройка регистров бухгалтерского учета

Оборотно-сальдовая ведомость по счету

Оборотно-сальдовая ведомость по счету

Теперь отчете появились дополнительные реквизиты: единица измерения и подписи ответственных лиц.

Оборотно-сальдовая ведомость по счету

Справки-расчеты

Подписание и сохранение регистров бухучета в электронном виде

Справка-расчет

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

Реформация бухгалтерского баланса – это техническая процедура по закрытию отчетного годового периода в бухгалтерском учете, состоящая в обнулении некоторых счетов.

Реформацию выполняют датой последнего дня декабря текущего года (после занесения в учет последней финансовой операции) до составления годовой отчетности: бухгалтерского баланса, отчетов о хозяйственных и финансовых итогах работы субъекта.

Подготовка к процедуре реформации

Процесс реформации баланса включает 2 последовательных этапа:

  • обнуление сальдо на счетах, использовавшихся в ходе отчетного периода для фиксирования приходов, затрат и коммерческих итогов функционирования предприятия: счет 90 для реализации и счет 91 для иных расходов, доходов;
  • включение образовавшегося за минувший год финансового результата (прибыли и потерь по сч. 99) в показатель непокрытого ущерба или нераспределенной прибыли путем перемещения на сч. 84.

Поэтому новый финансовый период предприятие начнет с сальдо, равными нулю, по счетам и субсчетам, учитывающим показатели деятельности компании.

К сведению! До начала процедуры следует выверить остатки средств по всем бухгалтерским счетам, а в случае выявления ошибок необходимые исправительные проводки должны быть выполнены в учете датой 31 декабря. При наличии корректировок в бухучете важно проверить их отражение по учету налогов и произвести доплату соответствующего платежа при необходимости.

Закрытие счетов доходов и расходов организации

Обнуление счетов 90, аккумулирующего приход и траты предприятия по обычным видам производства или деятельности, и 91, предназначенного для иных поступлений и расходов, производится каждый календарный месяц. При этом финансовый итог, получаемый в ходе сравнения оборотов по субсчетам счетов 90 и 91, переводится на счет 99.

В бухучете в случае получения прибыли от реализации и иной деятельности выполняется запись по ее списанию:

Дебет с/сч. 90-9 (с/сч. 91-9) / Кредит сч. 99.

При формировании убытка за месяц его списание производится операцией:

Дебет сч. 99 / Кредит с/сч. 90-9 (с/сч. 91-9).

Ежемесячно на конец периода счета 90, 91 имеют нулевые остатки, но их субсчета сохраняют некоторые остатки средств, обнуление которых внутренними операциями (на с/сч. 90-9 и 91-9) производится в процессе балансовой реформации по данным на 31 декабря завершаемого года.

Закрытие счетов по убыткам и прибыли организации

На счете 99, формирующем конечный показатель функционирования предприятия, в течение текущего года фиксируются прибыли и урон по обычным типам деятельности, иные поступления и выбытия, показатель рассчитанного налогового платежа на прибыль, корректировки по величине налога, расчеты штрафов (по сборам, налогам).

К сведению! Компания, использующая ПБУ 18/02, для отражения начисленного налогового платежа по прибыли не использует операцию по счетам 99 (Дт) и 68 (Кт), а выполняет корректировку условного расхода/дохода по налогу, учитываемого на специальном субсчете.

Счет 99 не закрывается, по сравнению со сч. 90, 91, в течение года, сальдо по нему отражает промежуточные итоги хозяйственной деятельности, при этом кредитовое сальдо к окончанию года свидетельствует о чистой прибыли, а дебетовый остаток – об ущербе.

Завершающей операцией (от последнего числа декабря) на сч. 84 добавляется показатель чистой прибыли (в кредит) или заносится убыток (в дебет):

Дебет сч. 99 / Кредит сч. 84 или Дебет сч. 84 / Кредит сч. 99.

Остаток по счету 99 обнуляется, а открытые к нему дополнительно субсчета также закрываются последним числом декабря внутренними записями на субсчет 99-9.

К сведению! При необходимости к сч. 99 создаются субсчета разных порядков с учетом показателей формы отчетности о прибылях и убытках.

К примеру, для субсчета, отражающего поступления/траты до налогообложения (с/сч. 99-1), допустимы субсчета следующего порядка:

  • для прибыли/потерь от реализации (с/сч. 99-1-1);
  • для прочих поступлений и выбытий (с/сч. 99-1-2).

Реформация многоуровневого счета производится поэтапно путем переноса сальдо остатков внутренними проводками на субсчет более высокого порядка. Образующийся в итоге остаток (по с/сч. 99-9) сносится на сч. 84 в дебет или кредит в зависимости от результата.

Использование чистой прибыли

Направления распределения образовавшегося за год чистого дохода организации определяются на общем собрании ее участников (ст. 103 ГК РФ).

В бухгалтерском учете до получения итогов годового акционерного собрания не выполняется списание суммы заработанной за год прибыли, исключая случаи, зафиксированные уставом компании. В таких ситуациях информация по фактам распределения годового дохода должна быть доведена до сведения всех акционеров предприятия до начала очередного годового заседания.

Чистая прибыль компании может использоваться для:

  • Уплаты сумм дивидендов участникам компании. Если последние также являются его работниками, то выполняется проводка: Дебет сч. 84 / Кредит сч. 70.
  • Для прочих участников выполняется следующая операция: Дебет сч. 84 / Кредит с/сч. 75-2 (уплата доходов).

Оплата по некоторым акциям может осуществляться и из средств специальных фондов организации, ранее образованных для этих целей.

Операции по начислению сумм дивидендов осуществляются при появлении решения акционеров об их выплате, что происходит в году после завершившегося, т.е. отчетного. В бухучете проводки за отчетный год не добавляются, но сведения о событиях, произошедших после отчетной даты, должны отразиться в пояснительных документах к отчетам по убыткам, прибылям (ПБУ 7/98) и к балансу предприятия.

  • Перечислений в резервный фонд, формируемый для закрытия потерь компании, гашения облигаций, выкупа акций организации. Наличие подобного фонда для АО обязательно, в ООО фонд создается на добровольной основе (ФЗ № 14, 08.02.1998).

Дополнение ресурсов резервного фонда, учитываемых по сч. 82, допускается до получения решения заседания участников организации проводкой: Дебет сч. 84 (прибыль нераспределенная) / Кредит сч. 82.

  • Погашения убытков минувших периодов. Величина чистой прибыли (некоторая доля или полная сумма), направляемая на указанные цели, определяется в ходе общего акционерного собрания.

Погашение потерь прошлого отражается операцией: Дебет сч. 84 (прибыль нераспределенная) / Кредит сч. 84 (субсчет для непокрытого убытка минувшего периода).

К сведению! Компания вправе понизить показатель налогооблагаемой доходной базы отчетного года на размер урона, понесенного в минувшие периоды (ст. 283 НК РФ). Гашение убытков прошлого из суммы текущей чистой прибыли допустимо до появления решения собрания участников, если порядок процедуры прописан в уставе организации.

Если последним заседанием акционеров решено увеличить долю отчислений на гашение прошлых потерь, то операции в учете могут выполняться 2 раза: по состоянию на последний день декабря отчетного года в размере, установленном прошлым собранием или уставом, и на дату последнего годового собрания (в новом году).

    Повышения показателя уставного капитала предприятия, при этом проводка по счетам выглядит как:

Если к концу годового периода средства со специальных фондов (по счету 76) оказались использованы не полностью, решение по ним должно выноситься собранием акционеров. При решении провести капитализацию в бухгалтерском учете выполняется проводка:

Дебет сч. 76 (субсчет фонда) / Кредит сч. 84 (субсчет для прибыли минувших лет нераспределенной).

При отсутствии подобного решения неистраченные ресурсы сохраняются на соответствующих счетах и могут использоваться в будущем периоде на эти же цели.

К сведению! В случае если участники компании приняли решение не распределять сумму образовавшейся чистой прибыли, производится ее капитализация: Дебет сч. 84 / Кредит сч. 84 (с/сч для прибыли минувших лет нераспределенной).


Регистры бухгалтерского учета используются для регистрации, накопления и систематизации данных, полученных из первичной документации, и являются источниками для составления отчетности. В настоящей статье будут перечислены виды регистров и форм бухгалтерского учета, а также описан порядок их утверждения.

Виды регистров бухгалтерского учета

Учетные регистры позволяют систематизировать и накапливать поступающую из первичной бухгалтерской документации информацию, которая впоследствии будет использована для отражения на счетах и в бухотчетности. На основании данных из учетных регистров составляются и финансовые отчеты предприятия.

Занося данные в учетные регистры бухгалтерского учета, бухгалтер может одновременно проводить регистрацию первички и осуществлять контроль за хоздеятельностью предприятия путем анализа результатов.

Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. Все объекты бухгалтерского учета нужно отражать в регистрах бухгалтерского учета без пропусков и изъятий (ч. 1, 2 ст. 10 Закона N 402-ФЗ). Срок, за который составляются бухгалтерские регистры, определяется налогоплательщиком самостоятельно и зависит от объема регистрируемых данных. Таким образом при большом документообороте бухгалтерские регистры можно формировать каждый день, при небольшом - помесячно или поквартально.

Регистры бухгалтерского учета по характеру ведения записей подразделяются на:

  • систематические — в них ведутся записи по счетам; пример — главная книга предприятия;
  • хронологические, в которых записи ведутся по календарю без другой особой систематизации, например, кассовая книга, журналы регистрации;
  • синхронистические — объединяющие в себе особенности ведения регистров, присущих перечисленным выше группам; примером такой разновидности бухрегистров будет журнал-ордер.

Регистры бухгалтерского учета различаются по форме построения на:

  • одно- или двусторонние;
  • шахматки — в них, как правило, записи по дебету счетов делаются по горизонтали, а по кредиту — по вертикали.

По объему содержания разделение регистров бухгалтерского учета на виды производится следующим образом:

  • аналитические — в таких регистрах конкретизируются показатели определенного синтетического счета; они используются для контроля за состоянием и движением материальных ценностей, расчетов с контрагентами и пр.;

Как вести аналитический бухгалтерский учет, узнайте из Готового решения от КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе можно получить бесплатно.

  • синтетические — в них записи делаются на основе сгруппированных однородных документов в денежном эквиваленте и в обобщенном виде; примером может служить главная книга;
  • комплексные — объединяют признаки первых двух подвидов, применяются преимущественно при журнально-ордерной разновидности учета.

По внешнему виду регистры делятся на:

  • карточки — бланки, имеющие вид разграфленной таблицы; карточки бывают контокоррентные, многоколончатые и инвентарные, например, карточка для аналитического учета материалов;
  • книги — разграфленные и сброшюрованные многостраничные регистры; страницы в книгах, как правило, пронумерованы, прошнурованы и скреплены подписью главбуха, например, книга по учету основных средств;
  • свободные листы — это своего рода масштабированные карточки, например, ведомости;
  • машинограммы — регистры, составляемые/распечатываемые при помощи компьютерной техники.

Регистры бухгалтерского учета: перечень

В информации Минфина от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012 указано, что унифицированные формы регистров бухгалтерского учета больше не являются обязательными для использования, за исключением тех, которые установлены уполномоченными органами. Теперь при формировании регистров бухгалтерского учета на предприятиях необходимо лишь соблюдать наличие обязательных реквизитов в них (п. 4 ст. 10 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Кроме того, согласно п. 5 ст. 10 закона № 402-ФЗ формы регистров, предоставляемые главбухом, должны утверждаться руководителем организации. Перечень используемых регистров бухгалтерского и налогового учета должен быть приведен в учетной политике компании.

В то же время формы регистров бухучета госпредприятий устанавливаются в соответствии с действующими бюджетными законами. Перечень таких регистров утвержден приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н.

На практике довольно часто коммерческие предприятия при разработке собственных регистров берут за основу перечень и формы регистров, предназначенных для госпредприятий.

Приведем выдержку из этого перечня в виде часто используемых на практике регистров:

  • учета основных средств;
  • группового учета основных средств;
  • и т. д.
  • оборотная;
  • оборотная по нефинансовым активам;
  • накопительные по приходу (расходу) продуктов питания.
  • главная;
  • учета животных / материальных ценностей / бланков строгой отчетности и пр.
  • карточек;
  • сдачи документов;
  • учета ценных бумаг;
  • депонированных сумм;
  • (сводный) поступления и выбытий.
  • многографная;
  • учета средств и расчетов;
  • учета выданных кредитов (займов);
  • учета (количественно-суммового) материальных ценностей;
  • учета ожидающих исполнения расчетных документов.
  • инвентарных карточек по учету ОС;
  • инвентаризационные.
  • расхождений по результатам инвентаризации;
  • учета невыясненных поступлений.

Данные первичных документов отражаются за отчетный месяц в хронологическом порядке в регистрах бухгалтерского учета - журналах-ордерах и ведомостях. Такой вариант ведения бухучета называется журнально-ордерная форма бухгалтерского учета и именно она чаще всего применялась ранее бухгалтерами на практике.

Унать подробнее, что такое журнально-ордерная форма бухгалтерского учета, вам помогут разъяснения от экспертов КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к правовой системе и переходите в Готовое решение.

Также выделяют следующие виды бухгалтерского учета:

  • простая форма ведения учета с применением учетных регистров;
  • мемориально-ордерная форма учета;
  • автоматизированная форма бухгалтерского учета.

В настоящее время автоматизированная форма в перечне способов ведения бухгалтерского учета является наиболее прогрессивной. Ведь при данном типе бухгалтерского учета на основе введенных в систему данных первичных документов производится автоматическая систематизация информации и ее группировка с необходимой степенью детализации за любой промежуток времени. На основе введенных данных программа автоматически заполняет отчетность, а также снижает риск ошибок при ведении учета.

Приказ об утверждении регистров бухгалтерского учета

Регистры бухгалтерского учета — перечень и формы их должны быть утверждены соответствующим приказом. Формы регистров бухгалтерского учета разрабатывает главный бухгалтер, а руководитель утверждает их.

Такой приказ обязательно будет затребован для ознакомления проверяющим при проведении налоговой проверки. Исходя из перечисленных там регистров, налоговый инспектор затребует распечатки интересующих его форм.

Ведь сегодня почти все компании ведут регистры в виде машинограмм.

А в соответствии с п. 6 ст. 10 закона № 402-ФЗ регистры должны быть оформлены либо на бумажном носителе, либо в электронном варианте и подписаны цифровой подписью. Поэтому регистры придется распечатывать или отправлять в ИФНС в виде подписанного ЭЦП электронного документа.

Зачастую в приказе утверждаются формы регистров для каждого из счетов: карточка счета, оборотно-сальдовая ведомость, анализ счета. Привязку формирования регистров по счетам бухучета целесообразно представить в табличной форме. В таблице потребуется указать Ф.И.О. ответственного за ведение регистра.

Заканчивается годовой отчетный период, и для компании очень важно зафиксировать финансовую картину года: правильно отразить все отчетные данные в бухгалтерском учете и компьютерных программах. Рекомендации, представленные в статье, помогут вам закрыть отчетный год без ошибок и лишних трудозатрат.

ЧТО ТАКОЕ ЗАКРЫТИЕ ПЕРИОДА?

В компьютеризированной системе бухгалтерского учета закрытие периода означает выполнение совокупности регламентных операций. Производится начисление амортизации, закрытие затратных счетов, субсчетов (счетов) продаж, прочих доходов и расходов, субсчетов (счетов) по учету финансового результата.

Закрытие периода также означает ограничение прав доступа к операциям в компьютерной базе данных в завершившихся месяцах. Обычно остается только режим просмотра.

Это нужно, чтобы по ошибке не отразить операции отчетного периода в прошлых месяцах и не менять зафиксированную финансовую информацию прошедших периодов. Ведь если доводить опоздавшие документы в завершившемся месяце, по которому уже сформированы декларации и расчеты, все результаты будут меняться.

Это тянет за собой бесконечные уточненные декларации и расчеты, постоянную корректировку внутренних финансовых отчетов. Чтобы избежать таких проблем, период закрывают — ограничивают права редактирования введенных документов и операций.

Закрытие периода — это не только программный функционал. В его основе лежит выполнение определенных требований бухгалтерского законодательства:

К СВЕДЕНИЮ

Реформация баланса — это распределение полученной в течение отчетного года прибыли или списание полученного за год убытка, представляющее собой закрытие счетов учета финансовых результатов.

Под закрытием периода понимают совокупность бухгалтерских и программных действий, при выполнении которых реализуются требования методологии бухгалтерского учета, в том числе применительно к программному функционалу компьютеризированных систем бухучета.

Закрытие периода касается не только бухгалтерии, но и других отделов. От даты закрытия периода зависят данные исполнения бюджетов и новых прогнозов. Это прямая связь с финансистами и экономистами. Это сроки сдачи документации и представления прогнозных данных, выделения нового финансирования для других отделов.

ОСОБЕННОСТИ И ПОРЯДОК ЗАКРЫТИЯ ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДА

Бухгалтеры, экономисты и финансисты должны понимать процесс закрытия периода очень четко. Ведь закрытие периода влияет на отражение финансовых результатов компании, может привести к недочетам при формировании себестоимости продукции, существенно повлиять на процесс бюджетирования.

Закрытие периода можно разделить на этапы. Чтобы отслеживать изменения, происходящие с данными бухгалтерского и налогового учета на каждом этапе, используем сквозной практический пример.

По состоянию на 31 декабря отчетного года в компьютеризированную систему учета были введены все документы, в которых отражаются расходы предприятия.

Данные счетов, которые трансформируются в ходе закрытия периода, имеют следующий вид (табл. 1).

Таблица 1. Выписка из ОСВ по счетам за январь-декабрь 20ХХ г. после проведения всех затратных документов







Mozilla/5.0 (Windows NT 6.1; WOW64) AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko) Chrome/29.0.1547.62 Safari/537.36

Читайте также: