Законодательная власть рк кратко

Обновлено: 05.07.2024

Государственный Совет Республики Коми является постоянно действующим высшим и единственным представительным и законодательным органом власти Республики Коми.

Государственный Совет Республики Коми состоит из 30 депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Республики Коми и обладающими активным избирательным правом в соответствии с федеральным законом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Государственный Совет Республики Коми избирается сроком на пять лет.

Государственный Совет Республики Коми обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

Депутатом Государственного Совета Республики Коми может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года и обладающий пассивным избирательным правом в соответствии с федеральным законом, Конституцией Республики Коми и законом Республики Коми.

Порядок проведения выборов в Государственный Совет Республики Коми устанавливается законом Республики Коми в соответствии с федеральным законодательством.

Государственный Совет Республики Коми самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.

Расходы на обеспечение деятельности Государственного Совета Республики Коми предусматриваются отдельной строкой в республиканском бюджете Республики Коми.

Статья 72

Государственный Совет Республики Коми осуществляет свою деятельность в форме сессий, состоящих из заседаний, а также заседаний комитетов, иных органов Государственного Совета.

Государственный Совет Республики Коми собирается на первое заседание на пятнадцатый день после дня выборов, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. Первое заседание открывает старейший по возрасту депутат.

Заседание Государственного Совета Республики Коми правомочно, если в его работе участвуют не менее двух третей от установленного числа депутатов. Правомочное заседание Государственного Совета Республики Коми проводится не реже одного раза в три месяца.

Заседания Государственного Совета Республики Коми являются открытыми за исключением случаев, установленных федеральными законами, законодательством Республики Коми и Регламентом Государственного Совета Республики Коми.

Государственный Совет Республики Коми образует комитеты, иные органы Государственного Совета Республики Коми.

Из своего числа депутаты избирают Председателя Государственного Совета Республики Коми, его заместителей, председателей или руководителей комитетов, иных органов Государственного Совета Республики Коми и их заместителей.

Депутаты могут осуществлять депутатскую деятельность в Государственном Совете Республики Коми на профессиональной постоянной основе или без отрыва от основной деятельности. Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом Республики Коми.

Образование, формирование, деятельность Государственного Совета Республики Коми, его полномочия и ответственность основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами, Конституцией Республики Коми и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами Республики Коми. Порядок деятельности органов Государственного Совета Республики Коми определяется законами Республики Коми, Регламентом Государственного Совета Республики Коми, а также может определяться положениями об этих органах.

Статья 73

Государственный Совет Республики Коми:

1) принимает Конституцию Республики Коми, вносит в нее изменения и (или) дополнения;

2) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Республики Коми и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий Республики Коми;

3) устанавливает порядок проведения выборов Главы Республики Коми и порядок отзыва Главы Республики Коми;

3 1 ) устанавливает порядок проведения выборов в Государственный Совет Республики Коми, а также порядок назначения и проведения референдума Республики Коми;

4) заслушивает ежегодные отчеты Главы Республики Коми о результатах деятельности Правительства Республики Коми, в том числе по вопросам, поставленным Государственным Советом Республики Коми;

5) осуществляет в пределах и формах, установленных Конституцией Республики Коми и законами Республики Коми, наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов Республики Коми, исполнением республиканского бюджета Республики Коми, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Коми, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Республики Коми;

6) согласовывает предложения, внесенные Главой Республики Коми по назначению на должность Председателя Правительства Республики Коми; Первого заместителя Председателя Правительства Республики Коми; министра финансов Республики Коми; представителей Республики Коми в Российской Федерации и ее субъектах, на территориях иностранных государств;

6 1 ) назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека в Республике Коми;

7) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Коми и законами Республики Коми.

Статья 74

Полномочия Председателя Государственного Совета Республики Коми и его заместителей определяются законами Республики Коми и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Республики Коми.

Статья 75

Право законодательной инициативы принадлежит депутатам Государственного Совета Республики Коми, комитетам Государственного Совета Республики Коми, Председателю Государственного Совета Республики Коми, Главе Республики Коми, Правительству Республики Коми, прокурору Республики Коми, Конституционному Суду Республики Коми, представительным органам муниципальных образований, межрегиональному общественному движению "Коми войтыр", членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителям от Государственного Совета Республики Коми и Правительства Республики Коми. Президиум, постоянные, временные комиссии Государственного Совета Республики Коми обладают правом законодательной инициативы по вопросам их ведения.

Законопроекты, внесенные в Государственный Совет Республики Коми Главой Республики Коми, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Республики Коми, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, рассматриваются Государственным Советом Республики Коми по представлению Главы Республики Коми либо при наличии его заключения. Данное заключение представляется в Государственный Совет Республики Коми в двадцатидневный срок со дня получения законопроекта Главой Республики Коми.

Статья 76 исключена

Статья 77

Принятый Государственным Советом Республики Коми закон в течение десяти дней направляется Главе Республики Коми для обнародования.

Глава Республики Коми обнародует закон Республики Коми, удостоверив обнародование закона путем его подписания, либо отклоняет закон в течение четырнадцати дней с момента поступления указанного закона. В случае отклонения закона Республики Коми Главой Республики Коми отклоненный закон возвращается в Государственный Совет Республики Коми с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и (или) дополнений.

В случае отклонения Главой Республики Коми закона Республики Коми Государственный Совет Республики Коми может одобрить указанный закон в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.

Закон Республики Коми, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен Главой Республики Коми и подлежит обнародованию в течение семи дней.

Подлежит подписанию и обнародованию также закон, не отклоненный Главой Республики Коми в течение четырнадцати дней с момента поступления.

Статья 78

В течение срока своих полномочий депутат Государственного Совета Республики Коми соблюдает ограничения и обязанности, связанные с депутатской деятельностью, установленные федеральными законами.

Депутат Государственного Совета Республики Коми, осуществляющий свои полномочия на профессиональной постоянной основе, не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Депутат Государственного Совета Республики Коми не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.

Депутату Государственного Совета Республики Коми обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей. Гарантии депутатской деятельности устанавливаются законом Республики Коми.

Гарантии неприкосновенности депутата Государственного Совета Республики Коми определяются федеральным законодательством.

Вопросы, связанные с деятельностью депутатов Государственного Совета Республики Коми, решаются в соответствии с законодательством Республики Коми.

Статья 79

Полномочия Государственного Совета Республики Коми могут быть прекращены досрочно в случае:

1) принятия Государственным Советом Республики Коми постановления о самороспуске;

2) роспуска Государственного Совета Республики Коми Главой Республики Коми по основаниям и в порядке, установленным частями второй и третьей настоящей статьи в соответствии с федеральным законодательством;

3) вступления в силу решения Верховного Суда Республики Коми о неправомочности данного состава депутатов Государственного Совета Республики Коми, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

4) роспуска Государственного Совета Республики Коми по решению Президента Российской Федерации по основаниям и в порядке, установленным федеральным законом.

Глава Республики Коми вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Государственного Совета Республики Коми в случае:

1) если Государственным Советом Республики Коми приняты Конституция Республики Коми, закон Республики Коми, иной нормативный правовой акт, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Конституции Республики Коми, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Государственный Совет Республики Коми не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения;

2) если вступившим в силу решением соответствующего суда установлено, что избранный в правомочном составе Государственный Совет Республики Коми в течение трех месяцев подряд не проводил заседание, либо если вступившим в силу решением соответствующего суда установлено, что вновь избранный в правомочном составе Государственный Совет Республики Коми в течение трех месяцев со дня его избрания в правомочном составе не проводил заседание. Решение о досрочном прекращении полномочий Государственного Совета Республики Коми может быть принято в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения соответствующего суда.

Решение Главы Республики Коми о досрочном прекращении полномочий Государственного Совета Республики Коми принимается в форме указа.

В случае принятия решения о досрочном прекращении полномочий Государственного Совета Республики Коми назначаются внеочередные выборы в Государственный Совет Республики Коми в соответствии с федеральным законом, Конституцией Республики Коми и (или) законом Республики Коми. Указанные выборы проводятся в сроки, установленные федеральным законом.

До принятия конституции 1995 года в стране существовал однопалатный парламент — Верховный Совет, состоявший из 177 депутатов, из них 135 избирались населением, а 42 назначались президентом.

После принятия новой конституции высший представительный орган Республики Казахстан, осуществляющий законодательные функции, — парламент, который состоит из двух палат: сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе.

Согласно ст. 50, сенат образуют депутаты, представляющие в порядке, установленном конституционным законом, по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Казахстана. Пятнадцать депутатов сената назначаются президентом с учётом необходимости обеспечения представительства в сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества. Нижняя палата — Мажилис — состоит из 107 депутатов. Срок полномочий депутатов сената — шесть лет, срок полномочий депутатов Мажилиса — пять лет.

Согласно ст. 51, избрание 98 депутатов Мажилиса осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. С 2007 года выборы проводятся по партийным спискам по пропорциональной системе. Девять депутатов Мажилиса избираются Ассамблеей народа Казахстана. Избрание депутатов сената осуществляется на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании. Половина избираемых депутатов сената переизбирается каждые три года. Депутатом парламента может быть лицо, состоящее в гражданстве Республики Казахстан и постоянно проживающее на её территории последние десять лет. Депутатом сената может быть лицо, достигшее 30 лет, имеющее высшее образование и стаж работы не менее пяти лет, постоянно проживающее на территории соответствующей области, города республиканского значения либо столицы республики не менее трёх лет. Депутатом Мажилиса может быть лицо, достигшее 25 лет.

Согласно ст. 53 конституции, парламент на совместном заседании палат: по предложению президента вносит изменения и дополнения в конституцию; утверждает отчёты правительства и Счётного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета (неутверждение парламентом отчёта правительства об исполнении республиканского бюджета означает выражение парламентом вотума недоверия правительству); двумя третями голосов от общего числа депутатов каждой из палат по инициативе президента вправе делегировать ему законодательные полномочия на срок, не превышающий одного года; решает вопросы войны и мира; принимает по предложению президента решение об использовании Вооружённых Сил для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности; заслушивает ежегодные послания Конституционного Совета о состоянии конституционной законности; образует совместные комиссии палат, избирает и освобождает от должности их председателей, заслушивает отчёты о деятельности комиссий и др.

Согласно ст. 54, в раздельном заседании палат парламент путём последовательного рассмотрения вопросов вначале в Мажилисе, а затем в сенате принимает конституционные законы и законы, касающиеся бюджета, налогов и сборов, государственных займов, амнистии, международных обязательств. В указанном порядке проводится повторное обсуждение и голосование по законам или статьям закона, вызвавшим возражения президента, в месячный срок со дня направления возражений. Не соблюдение этого срока означает принятие возражений президента. Если Мажилис и сенат большинством в две трети голосов от общего числа депутатов каждой из палат подтвердят ранее принятое решение, президент в течение одного месяца подписывает закон. Если возражения президента не преодолены хотя бы одной из палат, закон считается непринятым или принятым в редакции, предложенной президентом. Возражения президента на конституционные законы преодолеваются парламентом не менее чем тремя четвертями голосов от общего числа депутатов каждой из палат.

К исключительному ведению сената относится: избрание и освобождение от должности по представлению президента председателя Верховного Суда и судей Верховного Суда; дача согласия на назначение президентом председателя Национального Банка, Генерального Прокурора, председателя Комитета национальной безопасности, выполнение функций парламента по принятию конституционных законов и законов в период временного отсутствия Мажилиса, вызванного досрочным прекращением его полномочий (ст. 55). К исключительному ведению Мажилиса относится: принятие к рассмотрению внесённых в парламент проектов конституционных законов и законов и рассмотрение этих проектов; большинством голосов от общего числа депутатов палаты дача согласия президенту на назначение премьер-министра; объявление очередных выборов президента. Именно Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов по инициативе не менее одной пятой от общего числа депутатов вправе выразить вотум недоверия правительству (ст. 56).

Согласно ст. 61 конституции, законопроект, рассмотренный и одобренный большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса, передаётся в сенат, где рассматривается не более 60 дней. Принятый большинством голосов от общего числа депутатов сената проект становится законом и в течение 10 дней представляется президенту на подпись. Отклонённый в целом большинством голосов от общего числа депутатов сената проект возвращается в Мажилис. Если Мажилис большинством в две трети голосов от общего числа депутатов вновь одобрит проект, он передаётся в сенат для повторного обсуждения и голосования. Повторно отклонённый проект закона не может быть вновь внесён в течение той же сессии. Внесённые большинством голосов от общего числа депутатов сената изменения и дополнения в законопроект направляются в Мажилис. Если Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов согласится с предложенными изменениями и дополнениями, закон считается принятым. Если Мажилис тем же большинством голосов возражает против внесённых сенатом изменений и дополнений, разногласия между палатами разрешаются путём согласительных процедур. Особый порядок прохождения существует для проектов законов, предусматривающих сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов (только при наличии положительного заключения правительства; при отклонении такого законопроекта возможна постановка премьер-министром вопроса о доверии правительству).

Согласно ст. 62 конституции, конституционные законы принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов каждой из палат.

Согласно ст. 3 закона, выборы президента, депутатов Мажилиса парламента и маслихатов, членов органов местного самоуправления республики проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы депутатов сената парламента республики проводятся на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании.

Согласно ст. 33 конституции, граждане Республики Казахстан имеют право избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме. Не имеют права избирать и быть избранными, участвовать в республиканском референдуме граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Согласно ст. 9 закона, при выборах президента и депутатов парламента избранным считается кандидат: набравший более 50 % голосов избирателей (выборщиков), принявших участие в голосовании, или набравший при повторном голосовании по сравнению с другим кандидатом большее число голосов избирателей (выборщиков), принявших участие в голосовании. При выборах депутатов маслихатов избранным считается кандидат, набравший по сравнению с другими кандидатами большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При выборах членов органов местного самоуправления избранными считаются кандидаты, за которых проголосовало большее по отношению к другим кандидатам число избирателей, принявших участие в голосовании.

Республика Казахстан. Правительство Казахстана. Президент Казахстана. Парламент Республики Казахстан. Верховный Суд Республики Казахстан

Парламент

Законодательная ветвь власти в Республике Казахстан представлена двухпалатным Парламентом: Нижняя палата – Мажилис, Верхняя палата – Сенат. Согласно Конституции Республики Казахстан, Парламент является высшим представительным органом республики, осуществляющим законодательные функции.

Сенат

Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан на совместном заседании депутатов всех представительных органов, соответственно области, города республиканского значения и столицы Республики.

Общее количество депутатов Верхней палаты Парламента – 47 человек. 15 депутатов Сената назначаются Президентом Республики.

Исключительные полномочия Верхней палаты Парламента Казахстана:

  • Избрание и освобождение от должности по представлению Президента РК Председателя Верховного суда, председателей коллегий и судей Верховного Суда, приведение их к присяге;
  • Дача согласия на назначение Президентом Республики Генерального прокурора и председателя комитета национальной безопасности Республики;
  • Лишение неприкосновенности генерального прокурора, председателя и судей Верховного суда Республики;
  • Досрочное прекращение полномочий местных представительных органов в соответствии с законодательством Республики;
  • Делегирование двух депутатов в состав Высшего Судебного совета Республики Казахстан;
  • Рассмотрение возбужденного Мажилисом вопроса об отрешении от должности Президента Республики и вынесение его результатов на рассмотрение совместного заседания Палат.

Мажилис

Мажилис состоит из 107 депутатов, избираемых по одномандатным избирательным округам (66) и на основе партийных списков по системе пропорционального представительства и по территории единого общенационального избирательного округа.

Исключительные полномочия Нижней палаты Парламента Республики Казахстан (Мажилиса):

  • Принятие к рассмотрению и рассмотрение проектов законов;
  • Подготовка предложений по возражениям Президента Республики Казахстан на законы, принятые Парламентом Республики;
  • Избрание и освобождение от должности по представлению Президента Республики председателя, заместителя председателя, секретаря и членов центральной избирательной комиссии Республики;
  • Объявление очередных выборов Президента Республики;
  • Делегирование двух депутатов в состав квалификационной коллегии юстиции;
  • Выдвижение обвинения против Президента Республики в совершении государственной измены;
  • Ратификация и денонсация международных договоров республики.

Правительство

Правительство Республики Казахстан осуществляет исполнительную власть, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Глава Правительства назначается Президентом после одобрения кандидатуры Премьера большинством Парламента РК. Персональный состав Правительства назначается Президентом по представлению кандидатур Премьер-Министром.

Структура и состав Правительства Республики Казахстан:

Премьер-Министр вносит на утверждение Президента Структуру Правительства. Структура Правительства выглядит следующим образом: Глава Правительства – Премьер-Министр, 1 первый заместитель Премьер-Министра, 3 заместителя Премьер-Министра и главы министерств.

Основные полномочия Правительства Республики Казахстан:

  • Разработка и осуществление основных направлений социально-экономической политики государства, его обороноспособности, обеспечение общественного порядка;
  • Представление на рассмотрение Парламента (Мажилиса) республиканского бюджета и отчетов о его исполнении, обеспечение исполнения республиканского бюджета;
  • Внесение на рассмотрение Парламента (Мажилиса) законопроектов и обеспечение их исполнения;
  • Выработка мер по проведению внешней политики Республики Казахстан;
  • Руководство деятельностью Министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов;
  • Назначение на должность и освобождение от должности руководителей центральных исполнительных органов не входящих в состав Правительства.

Прекращение полномочий Правительства Республики Казахстан:

Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом страны.

Правительство заявляет Президенту об отставке в случае выражения Парламентом (Мажилисом) вотума недоверия.

Правительство прекращает полномочия по собственной инициативе Главы государства и в случае освобождения от должности Премьер-Министра.

Судебная власть осуществляется посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Органами судебной власти являются: Верховный Суд Республики Казахстан, а также нижестоящие суды. Особенность казахстанского судопроизводства заключается в отсутствии отдельной ветви – арбитражного процесса. Экономические споры решаются в рамках гражданского судопроизводства, независимо от их субъектов. Суды по рассматриваемым делам принимают судебные акты в форме решений, приговоров, определений, постановлений и приказов.

Верховный Суд Республики Казахстан

Верховный Суд – высший судебный орган по гражданским, уголовным, хозяйственным и иным делам, подсудным нижестоящим судам, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Конституционный совет

Конституционный Совет занимает особое положение в политической системе Казахстана. Конституционный совет Республики Казахстан состоит из семи членов, полномочия которых длятся шесть лет. Пожизненными членами Конституционного совета являются по праву Экс-Президенты Республики.

Председатель Конституционного совета назначается Президентом Республики и в случае разделения голосов поровну его голос является решающим.

Три члена Конституционного совета назначаются Президентом Республики, два - председателем Сената и два - председателем Мажилиса. Половина членов Конституционного совета обновляется каждые три года.

Организация и деятельность Конституционного совета регулируются конституционным законом.

Конституционный Совет решает в случае спора вопрос о правильности проведения:

  • Выборов Президента Республики;
  • Выборов депутатов Парламента;
  • Республиканского референдума.

Конституционный Совет рассматривает:

  • Принятые Парламентом и подписанные Президентом законы на их соответствие Конституции;
  • Ратификации международных договоров на их соответствие Конституции.

Конституционный Совет дает:

  • Официальное толкование норм Конституции;
  • До принятия Парламентом соответствующего решения о досрочном освобождении от должности Президента Республики, окончательного решения об отрешении от должности Президента Республики – заключение о соблюдении установленных конституционных процедур.

Итоговое решение Конституционного Совета вступает в силу со дня его принятии, является общеобязательным на всей территории республики, окончательным и не подлежащим обжалованию. Порядок вступления в силу иных решений определяется Конституционным Советом;

В случае непреодоления возражений Президента Республики решение Конституционного Совета считается непринятым и конституционное производство прекращается.

Первая конституция была принята в январе 1993 года. Однако уже в августе 1995 года она была заменена новой конституцией; в 1998 в нее были внесены поправки. По новой конституции Казахстан – демократическое правовое унитарное государство, имеющее три независимые ветви власти: исполнительную, законодательную и судебную. Исполнительную власть возглавляет президент, избираемый на пять лет из граждан в возрасте от 35 до 65 лет, проживающих в республике не менее 10 лет и свободно говорящих на государственном (т.е. казахском) языке. Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент (Сенат – 47 депутатов и Мажилис – 67 депутатов), судебную – Конституционный суд и система местных судов (все судьи назначаются президентом на десятилетний срок). [1] [2]

Содержание

Органы государственного управления

Президент

Президент является главой государства, его высшим должностным лицом, определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, обеспечивает согласованное функционирование всех органов власти. Президент также является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны. [3]

Он избирается сроком на 7 лет всеобщим и тайным голосованием граждан старше 18 лет.

  • является верховным главнокомандующим; и распоряжения президента имеют силу закона;
  • имеет право распустить парламент;
  • назначает референдумы и выборы в парламент и созывает его сессии
  • подписывает принятые парламентом законы и может возвратить их для повторного обсуждения;
  • с согласия парламента назначает премьер-министра и по представлению премьера членов правительства
  • с согласия парламента назначает председателя Национального банка, генерального прокурора, председателя Комитета национальной безопасности;
  • назначает глав дипломатических представительств, высших военных руководителей и членов Счётного комитета
  • может отменить постановления правительства и местных органов власти
  • утверждает государственные программы
  • ведёт международные переговоры и подписывает договоры
  • вводит чрезвычайное и военное положение.

Президент может быть смещён за государственную измену совместным заседанием обеих палат парламента. [4]

Должность Президента Казахстана была учреждена 24 апреля 1990 года, с этого момента ее занимает Нурсултан Назарбаев, избранный на нее Верховным Советом Казахской ССР. После этого Нурсултан Назарбаев избирался в 1991 году на первых всенародных президентских выборах, его полномочия продлялись на референдуме 1995 года, затем он избирался на внеочередных выборах 1999 года и на президентских выборах 2005 года.

Исполнительная власть

Правительство

Исполнительную власть осуществляет Правительство Республики Казахстан во главе с премьер-министром, который назначается президентом с согласия парламента. Возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Пост премьер-министра с 2007 года занимает Карим Масимов.С 2012 года этот пост занимает Серик Ахметов.

Законодательная власть

Высший представительный законодательный орган — парламент страны, состоящий из двух палат — Сената и Мажилиса. Срок полномочий Сената – 6 лет, половина его состава переизбирается каждые 3 года. Из 47 членов Сената 40 избираются представительными органами областей, столицы и городов республиканского значения (по 2 от каждой территориальной единицы), 7 назначаются президентом страны. Мажилис (77 депутатов) избирается на 5 лет всеобщим голосованием: 67 – по одномандатным округам и 10 – по партийным спискам. Парламент Казахстана вносит изменения в конституцию (по предложению президента), утверждает бюджет, программу и отчеты правительства (для вынесения вотума недоверия необходимо набрать две трети голосов в каждой палате), принимает законы (может преодолеть вето президента большинством в две трети голосов), решает вопросы войны и мира, инициирует референдум, ратифицирует международные договоры и т.д. В исключительное ведение Сената входит избрание по представлению президента Верховного суда, утверждение назначения президентом генерального прокурора и председателя Комитета национальной безопасности, роспуск местных представительных органов. [5]

Судебная власть

Высшими органами судебной власти являются Верховный суд и Конституционный совет. В Казахстане действуют Верховный суд и местные (областные, районные и городские) суды. Могут создаваться также специальные суды (военные, налоговые). Судьи назначаются президентом (в областных и местных судах – по представлению уполномоченного органа, согласованному с председателем Верховного суда. Финансирование всех судов осуществляется из республиканского бюджета. В Казахстане имеется Конституционный суд, который состоит из 15 членов (по 5 назначаются президентом и обеими палатами парламента), чьи полномочия длятся 13 лет.

Местные органы власти

В административном отношении страна делится на 14 областей и 3 города республиканского значения (Астана, Алматы, Байконур). Их акимы (губернаторы) назначаются президентом, хотя планируется переход к их избранию. Представительные органы власти (маслихаты) в областях и населенных пунктах избираются населением.

Политические партии

Милиция и вооруженные силы

Казахстан унаследовал от Советского Союза милицию и республиканский Комитет государственной безопасности (КГБ), которые находились под контролем Москвы. Первоначально правительство Казахстана объявило о намерении создать небольшую Национальную гвардию численностью менее 20 тыс. человек для охраны границы и поддержания порядка. Предполагалось, что задачу обороны страны будут выполнять объединенные вооруженные силы Содружества независимых государств (СНГ). Важнейшие военные объекты бывшего Советского Союза, такие, как космодром Байконур и ок. 1150 единиц стратегических ядерных вооружений, остались под контролем Российской Федерации.

Однако создание Россией, Узбекистаном и другими членами СНГ собственных вооруженных сил заставило руководство Казахстана изменить свою позицию. Был разработан план создания полноценных вооруженных сил, включающих сухопутные войска, военно-воздушные силы и даже военно-морской флот. К 1995 численность вооруженных сил Казахстана превысила 35 тыс. человек. Участие казахского контингента в Объединенном батальоне центральноазиатских государств (Центразбат) наряду с узбекским и киргизским контингентами способствовало повышению международного авторитета вооруженных сил страны.

Внешняя политика

В соответствии с соглашением 1994, Россия арендовала у Казахстана на 20 лет космодром Байконур.

Одной из важнейших экономических задач Казахстана является обеспечение транспортировки энергоносителей, в т.ч. огромных запасов нефти, на международный рынок. У Казахстана уже имеются соглашения по транспортировке нефти с Россией и Китаем, рассматривается возможность строительства транскаспийского нефтепровода через Грузию и Турцию.

Примечания

Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония

Республика Абхазия • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика • Палестинская национальная администрация • Государство Палестина • Турецкая Республика Северного Кипра • Республика Южная Осетия

Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Кипр¹ • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония

Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

Республика Абхазия¹ • Республика Косово • Приднестровская Молдавская Республика • Турецкая Республика Северного Кипра¹

Читайте также: