Законодательная власть китая кратко

Обновлено: 05.07.2024

Главной особенностью государственного аппарата КНР в отличие от всех иных, рассматривавшихся в данном курсе является организация данного аппарата не в соответствии с принципом разделения властей, который отвергается в КНР в силу его чуждой идеологической природы, а в соответствии с советской моделью организации государственной власти. Для данной модели характерно провозглашение принадлежности власти народу и ее осуществление через систему представительных учреждений (типа Советов). Таким образом, советский принцип организации государственного механизма является системообразующим в КНР. Провозглашается верховенство и полновластие представительных учреждений. Все другие государственные органы прямо или косвенно формируются органами представительными и несут перед ними ответственность.

Важным нововведением Конституции 1982 года явилось восстановление института единоличного главы государства, т.е. пост Председателя КНР, расширены полномочия Постоянного комитета ВСНП, прежде всего в законодательной сфере, создан Центральный военный совет.

Народ в КНР осуществляет принадлежащую ему государственную власть через Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей различных ступеней (ст.2), которые избираются демократическим путем, ответственны перед народом и находятся под его контролем (ст.30)

Таким образом, в КНР в качестве органов государственной власти рассматриваются только выборные представительные органы различных ступеней. Собрания народных представителей являются такими выборными органами. Вопросы организации и проведения выборов в собрания народных представителей различных уровней регулируются отдельными статьями Конституции, законом о выборах в ВСНП и местные собрания народных представителей различных ступеней 1995 г. и Правилами выборов от Народно-освободительной армии Китая в ВСНП и местные СНП от уездной ступени и выше 1996 г.

К звеньям государственного механизма относятся также органы государственного управления - Государственный совет и местные народные правительства, а также суд и прокуратура.

Особенностью государственного механизма КНР является существование двух законодательных органов – ВСНП (Всекитайского собрания народных представителей – высшего органа государственной власти КНР (срок полномочий- 5 лет, сессии созываются один раз в год) и Постоянного комитета ВСНП(переизбирается каждые 5 лет). В периоды между сессиями функции ВСНП осуществляет Постоянный комитет ВСНП.

ВСНП составляют представители, избранные провинциями, автономными районами и городами центрального подчинения, а также вооруженными силами. Все 56(официально признанных) национальных меньшинств имеют в нем своих представителей.

Постоянный комитет ВСНП осуществляет избрание представителей ВСНП. Число представителей и порядок избрания определяется законом. Постоянный комитет ВСНП за два месяца до истечения срока полномочий ВСНП определенного созыва должен обеспечить завершение работы по выборам в ВСНП следующего созыва. При особых обстоятельствах, исключающих проведение этих выборов, они могут быть отсрочены по решению не менее 2/3 членов Постоянного комитета соответствующего созыва, и срок полномочий ВСНП данного созыва может быть продлен.Избрание депутатов в ВСНП следующего созыва должно быть завершено в течение года после прекращения обстоятельств, препятствующих проведению выборов.

· Внесение изменений в Конституцию;

· Контроль исполнения Конституции;

· Разработка и внесение изменений в основные законы государства;

· Избрание, утверждение. Смещение с постов членов государственных органов;

· Принятие решений по важным государственным вопросам;

Конституция предусмотрела также институт единоличного главы государства – Председателя КНР(избирается ВСНП на пять лет и ответствен перед ним).Председателем КНР (заместителем Председателя КНР) может быть гражданин КНР, достигший 45 лет. Традиционно Председателем КНР избирается Генеральный секретарь ЦК КПК или один из ее высших руководителей. Примечательной особенностью государственного механизма КНР является то, что полномочия коллегиального главы государства осуществляют совместно Постоянный комитет ВСНП и Председатель КНР.




Только два пятилетних срока могут находиться на своих постах Председатель КНР, Премьер Госсовета (глава правительства), Генеральный прокурор Верховной народной прокуратуры, Председатель Верховного народного суда, иные должностные лица, избираемые ВСНП.

Высшую административно-исполнительную власть в Китае осуществляет правительство КНР , именуемое Государственным советом.

Система судов во главе с Верховным народным судом и система прокуратуры во главе с Верховной народной прокуратурой соответствует административно-территориальному делению страны.

Особенности правового положения данных правоохранительных органов заключаются в том, что они

· Являются правоохранительными органами социалистического государства;

· Не являются независимыми, находясь под контролем соответствующих собраний народных представителей и их постоянных комитетов, а также партийных органов.

Главной особенностью государственного аппарата КНР в отличие от всех иных, рассматривавшихся в данном курсе является организация данного аппарата не в соответствии с принципом разделения властей, который отвергается в КНР в силу его чуждой идеологической природы, а в соответствии с советской моделью организации государственной власти. Для данной модели характерно провозглашение принадлежности власти народу и ее осуществление через систему представительных учреждений (типа Советов). Таким образом, советский принцип организации государственного механизма является системообразующим в КНР. Провозглашается верховенство и полновластие представительных учреждений. Все другие государственные органы прямо или косвенно формируются органами представительными и несут перед ними ответственность.

Важным нововведением Конституции 1982 года явилось восстановление института единоличного главы государства, т.е. пост Председателя КНР, расширены полномочия Постоянного комитета ВСНП, прежде всего в законодательной сфере, создан Центральный военный совет.

Народ в КНР осуществляет принадлежащую ему государственную власть через Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей различных ступеней (ст.2), которые избираются демократическим путем, ответственны перед народом и находятся под его контролем (ст.30)

Таким образом, в КНР в качестве органов государственной власти рассматриваются только выборные представительные органы различных ступеней. Собрания народных представителей являются такими выборными органами. Вопросы организации и проведения выборов в собрания народных представителей различных уровней регулируются отдельными статьями Конституции, законом о выборах в ВСНП и местные собрания народных представителей различных ступеней 1995 г. и Правилами выборов от Народно-освободительной армии Китая в ВСНП и местные СНП от уездной ступени и выше 1996 г.

К звеньям государственного механизма относятся также органы государственного управления - Государственный совет и местные народные правительства, а также суд и прокуратура.

Особенностью государственного механизма КНР является существование двух законодательных органов – ВСНП (Всекитайского собрания народных представителей – высшего органа государственной власти КНР (срок полномочий- 5 лет, сессии созываются один раз в год) и Постоянного комитета ВСНП(переизбирается каждые 5 лет). В периоды между сессиями функции ВСНП осуществляет Постоянный комитет ВСНП.

ВСНП составляют представители, избранные провинциями, автономными районами и городами центрального подчинения, а также вооруженными силами. Все 56(официально признанных) национальных меньшинств имеют в нем своих представителей.

Постоянный комитет ВСНП осуществляет избрание представителей ВСНП. Число представителей и порядок избрания определяется законом. Постоянный комитет ВСНП за два месяца до истечения срока полномочий ВСНП определенного созыва должен обеспечить завершение работы по выборам в ВСНП следующего созыва. При особых обстоятельствах, исключающих проведение этих выборов, они могут быть отсрочены по решению не менее 2/3 членов Постоянного комитета соответствующего созыва, и срок полномочий ВСНП данного созыва может быть продлен.Избрание депутатов в ВСНП следующего созыва должно быть завершено в течение года после прекращения обстоятельств, препятствующих проведению выборов.

· Внесение изменений в Конституцию;

· Контроль исполнения Конституции;

· Разработка и внесение изменений в основные законы государства;

· Избрание, утверждение. Смещение с постов членов государственных органов;

· Принятие решений по важным государственным вопросам;

Конституция предусмотрела также институт единоличного главы государства – Председателя КНР(избирается ВСНП на пять лет и ответствен перед ним).Председателем КНР (заместителем Председателя КНР) может быть гражданин КНР, достигший 45 лет. Традиционно Председателем КНР избирается Генеральный секретарь ЦК КПК или один из ее высших руководителей. Примечательной особенностью государственного механизма КНР является то, что полномочия коллегиального главы государства осуществляют совместно Постоянный комитет ВСНП и Председатель КНР.

Только два пятилетних срока могут находиться на своих постах Председатель КНР, Премьер Госсовета (глава правительства), Генеральный прокурор Верховной народной прокуратуры, Председатель Верховного народного суда, иные должностные лица, избираемые ВСНП.

Высшую административно-исполнительную власть в Китае осуществляет правительство КНР , именуемое Государственным советом.

Система судов во главе с Верховным народным судом и система прокуратуры во главе с Верховной народной прокуратурой соответствует административно-территориальному делению страны.

Особенности правового положения данных правоохранительных органов заключаются в том, что они

· Являются правоохранительными органами социалистического государства;

· Не являются независимыми, находясь под контролем соответствующих собраний народных представителей и их постоянных комитетов, а также партийных органов.

Под законодательством Китая подразумевается определенная общественными нормами деятельность по составлению, подтверждению и изменению законов, осуществляемая особыми субстанцdиями согласно определенным полномочиям и процедуре с использованием определенной технологии. Действующая законодательная система в Китае представляет собой следующую систему разделения законодательных полномочий: при едином руководстве со стороны Центра существует определенное разделение законодательных полномочий, наряду с их многоступенчатостью и многоплановостью.
Законодательная система Китая включает в себя законотворческую деятельность Всекитайского собрания народных представителей и его Постоянного комитета, Государственного совета и его ведомств, местное законодательство, законодательство национальных автономий, законодательство особых экономических зон и особых административных районов.


Всекитайское собрание народных представителей (кит. 全国人民代表大会 , пиньинь Quánguó Rénmín Dàibiǎo Dàhuì, палл. Цюаньго жэньминь дайбяо дахуэй),ВСНП (кит. 人大 , пиньинь Réndà, палл. Жэньда) — высший законодательный орган (парламент) Китайской Народной Республики, согласно Конституции КНР — высший орган государственной власти страны. В состав ВСНП входят депутаты, избранные от провинций, автономных районов, городов центрального подчинения и вооружённых сил.

Депутаты ВСНП избираются на срок 5 лет. При чрезвычайных обстоятельствах, делающих невозможным проведение выборов, допускается отсрочка выборов депутатов ВСНП следующего созыва. Такое решение обретает силу в случае принятия большинством (не менее 2/3 голосов) всех членов Постоянного комитета ВСНП (ПК ВСНП) данного созыва. Срок полномочий депутатов ВСНП данного созыва в этом случае продляется.

Основные функции ВСНП заключаются в следующем:

  • Внесение изменений в Конституцию КНР и контроль за её исполнением.
  • Принятие уголовного и гражданского кодексов КНР.
  • Принятие законов о государственной структуре и иных основных законов и внесение в них изменений.
  • Избрание и смещение Председателя КНР и его заместителя.
  • Утверждение и смещение премьера Госсовета, его заместителей и членов Госсовета КНР, министров, председателей государственных комитетов, главного ревизора, начальника секретариата Госсовета КНР.
  • Избрание и смещение председателя Центрального военного совета КНР и утверждение всех остальных членов ЦВС.
  • Избрание и смещение председателя Верховного народного суда КНР.
  • Избрание и смещение генерального прокурора Верховной народной прокуратуры КНР.
  • Рассмотрение и утверждение плана социально-экономического развития КНР и отчёта о его выполнении.
  • Рассмотрение и утверждение государственного бюджета КНР и отчёта о его исполнении.
  • Утверждение образования провинций, автономных районов и городов центрального подчинения.
  • Утверждение создания Особых административных районов и их режима.
  • Решение вопросов войны и мира.
  • Изменение или отмена утративших силу постановлений ПК ВСНП.
  • Осуществление других функций, которые надлежит осуществлять высшему органу государственной власти.


Постоянно действующим органом ВСНП является его постоянный комитет (ПК ВСНП), ответственный и подотчётный ВСНП.

ПК ВСНП осуществляет функции высшего органа государственной власти и работает под контролем ВСНП в период между сессиями ВСНП.

В состав ПК ВСНП входят председатель, его заместители, начальник секретариата, избираемые и смещаемые ВСНП члены из числа депутатов ВСНП. Лица, входящие в ПК ВСНП, не могут состоять на службе в государственных административных органах, органах суда и прокуратуры.

ПК ВСНП обычно проводит заседание раз в 2 месяца. Работой ПК ВСНП руководит председатель ПК ВСНП, который и созывает заседания ПК ВСНП.

Председатель, заместители председателя и начальник секретариата образуют совет председателя, занимающийся важной текущей работой ПК ВСНП.

Председатель ПК ВСНП и его заместители не могут занимать свои посты более 2 сроков (1 срок = 5 лет).

Основные функции ПК ВСНП:

  • Принятие законов и внесение в них изменений (за исключением законов, которые должны приниматься ВСНП). Внесение частичных изменений и дополнений в законы, принятые ВСНП.
  • Толкование Конституции и законов, контроль за исполнением Конституции.
  • Отмена административно-правовых актов, постановлений и распоряжений Госсовета КНР, противоречащих Конституции и законам.
  • Отмена законоположений местного значения и решений органов государственной власти провинций, автономных районов и городов центрального подчинения, противоречащих Конституции, законам и административно-правовым актам.
  • Осуществление контроля за работой Госсовета, ЦВС, Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры.
  • Утверждение кандидатур министров, председателей государственных комитетов, главного ревизора и начальника секретариата Госсовета.
  • Утверждение кандидатур заместителей председателя ЦВС и членов ЦВС.
  • Назначение и смещение заместителей председателя и судей Верховного народного суда КНР, членов судебной коллегии Верховного народного суда председателя военного суда.
  • Назначение и смещение заместителей генерального прокурора и прокуроров Верховной народной прокуратуры КНР, членов коллегии Верховной народной прокуратуры и главного прокурора военной прокуратуры.
  • Утверждение назначений и смещение главных прокуроров народных прокуратур провинций, автономных районов и городов центрального подчинения.
  • Вынесение решений о назначении и отзыве полномочных представителей в иностранных государствах.
  • Рассмотрение и утверждение необходимых частичных поправок к плану социально-экономического развития КНР и государственному бюджету в ходе их выполнения.
  • Вынесение решений о ратификации и денонсации договоров и важных соглашений, заключённых с иностранными государствами.
  • Установление воинских званий, дипломатических рангов и иных специальных званий и рангов.
  • Учреждение государственных орденов и награждение ими, введение государственных почётных званий и присвоение их.
  • Принятие решений о помиловании.
  • Принятие решения об объявлении войны в случае вооружённого нападения на КНР или при необходимости выполнения международных договорных обязательств по совместной обороне от агрессии.
  • Принятие решения о всеобщей или частичной мобилизации в КНР.
  • Принятие решения о введении военного положения во всей стране или в отдельных провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения.
  • Выполнение иных функций, возлагаемых на него ВСНП.


ПК ВСНП как правило созывает раз в год сессию ВСНП. До начала сессии депутаты образуют делегации по избирательным округам. Перед каждой сессией ВСНП проводится подготовительное заседание, в ходе которого избираются президиум и глава секретариата данной сессии, принимается повестка сессии. В период работы сессии ВСНП проводятся пленарные заседания с участием всех депутатов ВСНП и обсуждения по группам. Группу обычно составляют делегации от одной провинции, автономного района, города центрального подчинения или вооружённых сил. Президиум руководит пленарными заседаниями сессии и возлагает обязанности председателя заседаний поочерёдно на нескольких лиц.

Лица, входящие в состав Государственного совета (Госсовета) КНР, Центрального военного совета (ЦВС) КНР, председатель Верховного народного суда КНР, генеральный прокурор Верховной народной прокуратуры КНР присутствуют на сессиях ВСНП без права участия в голосовании. С разрешения президиума сессии на заседаниях сессии ВСНП также могут присутствовать ответственные лица других органов и организаций.

По решению президиума сессии на групповые обсуждения направляются законопроекты, представленные в ВСНП его депутатами, ПК ВСНП, специальными комиссиями ВСНП, Госсоветом КНР, ЦВС КНР, Верховным народным судом КНР, Верховной народной прокуратурой КНР. Эти законопроекты также рассматриваются специальными комиссиями ВСНП, которые готовят по ним доклады, представляемые в президиум сессии, где после обсуждения упомянутых докладов принимается решение о возможности либо невозможности представления законопроектов непосредственно на рассмотрение сессии для их принятия.

Голосование по решению депутатов может быть тайным либо открытым.

Сессии ВСНП и заседания ПК ВСНП проходят в Пекине, в Доме народных собраний на площади Тяньаньмэнь.

Руководители ВСНП (на ноябрь 2006 года)

Азербайджан | Армения | Афганистан | Бангладеш | Бахрейн | Бруней | Бутан | Восточный Тимор | Вьетнам | Грузия | Египет¹ | Израиль | Индия | Индонезия | Иордания | Ирак | Иран | Йемен | Казахстан² | Камбоджа | Катар | Кипр | Киргизия | КНР | КНДР | Республика Корея | Кувейт | Лаос | Ливан | Малайзия | Мальдивы | Монголия | Мьянма | Непал | ОАЭ | Оман | Пакистан | Россия² | Саудовская Аравия | Сингапур | Сирия | Таджикистан | Таиланд | Туркмения | Турция² | Узбекистан | Филиппины | Шри-Ланка | Япония

Другие территории: Абхазия | Гонконг | Западный берег реки Иордан | Китайская Республика | Нагорно-Карабахская Республика | Сектор Газа | Турецкая Республика Северного Кипра | Южная Осетия

Китай разделен на 23 провинции и пять автономных районов, а также имеет три города в центральном подчинении. Помимо этого, к особым административным районам относятся также перешедшие под юрисдикцию Китая бывшие колониальные республики: Сянган, ранее Гонконг, перешедший из управления Британии и Аомынь, ранее Макао перешедший от Португалии. Сянган все еще сохраняет прежнюю хозяйственную систему. Провинции состоят из округов и автономных округов, в состав округов входят уезды и автономные уезды, а уезды в свою очередь разделены на волости и национальные волости. Правовой статус органов гос. власти и самоуправления регулируется положениями закона об организации местных собраний народных представителей и правительств разных уровней. Высшим законодательным органом КНР является Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП). В качестве органов гос. власти в Китае выступают собрания народных представителей (СНП) административных единиц и постоянные комитеты в соответственных собраниях. В их компетенцию входит решение задач и местного и государственного уровня.

Собрания не являются органами местного самоуправления, а выступают в качестве органов гос. власти.

Представители низшего звена СНП избираются гражданами, а все представители вышестоящего звена – представителями нижестоящих собраний. Полномочия поселковых и волостных собраний длятся 3 года, уездных, городских и провинциальных – 5 лет. Выполнение депутатских обязанностей происходит на общественных началах, депутаты остаются на прежних работах и наделяются императивным мандатом, то есть граждане могут отозвать их полномочия до истечения срока.

Функции СНП заключаются в обеспечении на вверенных территориях выполнения норм Конституции, положений законов и указов, постановлений и политической установки, изданных вышестоящими органами гос. власти. Также в полномочия собраний входит принятие местных планов народного хозяйства и бюджета, ведении отчетности по ним, отмена и изменения постановлений народных правительств соответственного уровня, создание других местных органов гос. власти, обеспечение охраны социалистической и частной собственности, защита прав и свобод граждан, обеспечение общественного порядка и равенства между мужчинами и женщинами в части политических и гражданских прав, защита самостоятельности деревенских коллективных организаций и т.д.

Китайская система органов самоуправления отличается от принятых в демократических странах. Она характеризуется иерархическим подчинением советов в зависимости от уровней административных единиц.

Согласно законодательству очередная сессия СНП проводится не реже одного раза в год. Внеочередная сессия созывается при наличии требования 1/5 состава собрания. В межсессионное время большинство полномочий собрания выполняются выборными постоянными комитетами. Комитеты создаются на всех уровнях, кроме волостного и поселкового, где обычно избирают только председателя и секретаря. Постоянный комитет тоже является местным органом гос. власти, но подчиняется собранию народных представителей. Комитеты состоят из председателей, их заместителей, секретаря и членов комитета. В задачи комитета входит проведение выборов стоящих выше по иерархии собраний народных представителей, решение политических, экономических, культурных вопросов, вопросов туризма и просвещения, внесение частичных изменений в территориальный план народнохозяйственного развития, контроль работы местных правительств, народных судов и прокуратуры соответствующих ступеней, отмена решений нижестоящих собраний, решение кадровых вопросов и вопросов присвоения почетных званий. Заседание постоянного комитета должно проводится каждые 2 месяца. Текущая работа, возложенная на постоянный комитет, осуществляется председателем и его заместителями.

Органы государственного управления общей компетенции

В качестве исполнительных органов местного СНП выступают народные правительства местного уровня, которые находятся в двойном подчинении по отношению к местным собраниям и вышестоящим народным правительствам. Местные народные правительства избираются собраниями народных представителей и образовывают властную вертикаль под управлением Государственного совета. Народным правительствам местного уровня вменяется в обязанность выполнение решений СНП и их комитетов, постановлений и распоряжений органов власти высших уровней, выполнение местных планов народнохозяйственного развития. С целью выполнения поставленных задач в местных советах создаются специализированные отделы и управления со штатом с гос. служащих.

По согласованию с народными правительствами провинций уездными народными правительствами могут образовываться районы, которые не относятся к административно-территориальным единицам, и создаваться народные управы в виде промежуточных звеньев между уездными и нижестоящими органами.

В городах, где отсутствует районное деление в качестве промежуточного звена между администрацией города и городским комитетом создается квартальная канцелярия. В кварталах районов и городов избрание собраний народных представителей не проводится.

Местное самоуправление в Китае

Комитеты состоят из председателей, их заместителей и порядка 3-7-ми членов, исполняющих свои обязанности общественных началах.

Читайте также: