Займы и эмиссия государственных ценных бумаг кратко

Обновлено: 05.07.2024

Приобретение ценных бумаг — прекрасный способ сохранить и приумножить свой капитал. Работа с ними достаточно комфортна: они понятны, ликвидны и подходят для регулярной торговли в спокойном темпе. Эмитентами подобных инструментов выступают юридические лица и органы власти, в том числе местного уровня, которым предоставлено право выпуска различных ценных бумаг, подкреплённых обязательствами. Наша статья об одних из самых надёжных их видов — государственных ценных бумагах (ГЦБ).

Понятие и сущность термина

ГЦБ — это ценные бумаги, чаще всего облигации, обязательства по которым гарантированы государством. Их выпуск преследует конкретную цель — наполнить бюджет свободными денежными средствами. Поступления из основных источников — налогов и госпошлин — привязаны к определённым срокам, установленным нормативными актами. Расходы же регулярны, поэтому дефицит финансов на исполнение государственных программ и проектов — вполне закономерное и ожидаемое явление.

ГЦБ относятся к долговым бумагам, эмитенты которых должны погасить задолженность и выплатить проценты в строго оговорённые сроки. Договор купли-продажи ценных бумаг, помимо начисления процентного дохода, может предусматривать иные способы выполнения обязательств, например, индексацию стоимости или выигрыши.

Суть эмиссии государственных ценных бумаг заключается в привлечении правительством страны средств на развитие и выполнение собственной экономической и социальной политики. Интерес покупателей ГЦБ также понятен — получение гарантированного дохода. Напрашивается вывод: подобные финансовые инструменты — взаимовыгодный и надёжный способ денежного оборота для обеих сторон сделки.

Виды государственных ценных бумаг

Рынок ГЦБ в России насчитывает около сорока видов бумаг. Все они имеют одну общую черту — приносят доход. Классифицировать их можно по различным параметрам:

  • по срокам обращения — долгосрочные (более пяти—семи лет), среднесрочные (до пяти—семи лет), краткосрочные (до одного года);
  • по способу обращения — рыночные (со свободной продажей), нерыночные (нет права перепродажи) и целевые (для определённого круга лиц);
  • виду эмитента — федеральные, муниципальные, госучреждений, со статусом государственных;
  • виду дохода — процентные с фиксированной или плавающей ставкой, дисконтные (прибыль — разница в цене), индексированные (номинальная цена со временем растёт), выигрышные и комбинированные.

Некоторые специалисты выделяют ещё один определяющий фактор — цель выпуска. В соответствии с ним эмиссия ГЦБ обоснована:

  • дефицитом федерального или регионального бюджета;
  • долгов по ранее выданным займам;
  • средств на конкретные проекты;
  • выплат по долговым обязательствам.

Сегодня ГЦБ представлены тремя основными направлениями — облигации, казначейские обязательства и сберегательные сертификаты. Наиболее ходовыми являются облигации. Эти государственные ценные бумаги относятся к долговым. Их эмитент обязан выплатить сумму займа и процент по нему после оговорённого срока. Доход по ним может быть купонным и дисконтным. Первый — периодическое начисление процентов по фиксированной или плавающей ставке. Второй — получение прибыли за счёт разницы в цене при покупке и погашении бумаги.

По времени обращения к ним применима стандартная классификация — кратко-, долго- и среднесрочные. В мировой истории встречались случаи, когда государство эмитировало бессрочные бумаги. Например, так было с военным займом Великобритании — War Loan — во время Второй мировой. Доход по ним составлял 3,5% годовых, а цена на бирже — около 70% от номинала.

Казначейские обязательства — это ценные бумаги, которые оформляются на предъявителя. Их владение — знак участия в бюджете страны и право получения дохода. В нашей стране казначейские обязательства эмитировались в 1994-м, но уже через год их выпуск был прекращён.

Последняя разновидность государственных ценных бумаг — сберегательные сертификаты. Это свидетельства, которые выдаёт банк в качестве подтверждения депонирования денежных средств на определённый срок. После его окончания владелец ценной бумаги возвращает средства и процент по ним. Также термин может использоваться для обозначения облигаций государственных сберегательных займов.

Российская история облигаций обширна. В разные годы в стране выпускались следующие бумаги.

    Облигации российского внутреннего выигрышного займа. Выпущены в свободное обращение в октябре 1992 года, в 2009-м все выплаты прекращены.


Рынок государственных ценных бумаг России

Рынок ГЦБ — особый мир, где посредством торговли ценными бумагами происходит перераспределение финансовых потоков. Его развитие находится в прямой зависимости от типа и состояния экономики страны, ведь это непосредственно влияет на основополагающие механизмы работы рынка — законодательную базу, взаимоотношения Центробанка с рынком и цели, выполнение которых он должен обеспечивать.

С точки зрения обоснованной потребности государства в средствах населения, на него возлагаются определённые роли в работе рынка — эмиссионная (для привлечения финансовых ресурсов в бюджет), координирующая (для обеспечения развития экономики) и контролирующая (для поддержания и роста торговых оборотов).

Эмитенты, которые имеют право на выпуск государственных ценных бумаг, в нашей стране определены статьёй 121.1 Бюджетного Кодекса РФ. Это органы исполнительной власти федерального, регионального и муниципального значения, Правительство РФ или уполномоченное им Министерство финансов. У них есть право на выпуск долговых ценных бумаг в виде облигаций в документарной или бездокументарной форме.

Координация рынка и контроль за ним осуществляется с помощью регулирования экономических механизмов через административные ресурсы. Это работа с нормативной базой по обороту ГЦБ, управление ресурсами страны, корректировка кредитно-денежной политики и специфики налогообложения. Подобные функции доступны для Банка России и Правительства Российской Федерации.

Любой рынок государственных ценных бумаг, в котором государство выступает эмитентом и гарантом исполнения обязательств, имеет свои особенности — и российский не исключение. Сегодня для него характерны следующие черты:

    низкий процент задействованного в инвестициях населения, что обусловлено отсутствием доверия к власти и низкой финансовой грамотностью;

Особенности работы рынков ценных бумаг других стран

Нюансы работы с ценными бумагами во многом определены состоянием экономики и экономической моделью страны. Любая из них имеет свои особенности и проблемы. Так, ГЦБ в США считаются самыми надёжными инвестиционным инструментами. Будучи доступными для иностранных инвесторов, они выступают прекрасным индикатором общего состояния мировой экономики.

Всего выпускают три вида бумаг — краткосрочные бескупонные казначейские обязательства, казначейские процентные облигации (от одного до девяти лет) и процентные облигации со сроком обращения более десяти лет. Львиная доля госдолга приходится на эмитированные страной ценные бумаги, при этом среднесрочные инструменты составляют более половины от общего объёма.

В Японии ценные госбумаги также представлены в трёх категориях — краткосрочные (с периодом погашения до двух месяцев), среднесрочные (до пяти лет) и долгосрочные (от десяти до двадцати лет). Причём для средне- и долгосрочных существует собственный рынок — Gensaki. Большая часть ценных бумаг принадлежит различным банкам и страховым компаниям. Доля задействованного населения — около 5%. Контролирует рынок центральный банк, а для иностранных инвесторов существует утверждённый лимит по объёму владения бумагами. Большинство ГЦБ относятся к бездокументарным.

Китай — практически закрытый для иностранцев рынок. Основные владельцы государственных ценных бумаг — коммерческие банки. Эмитентами выступают Народный Банк и Министерство финансов, есть несколько отраслевых банков, чьи облигации входят в зону гарантирования государством. Сделки по ценным бумагам не попадают под налогообложение.

ГЦБ в России — есть ли перспектива?

Особенности российского рынка ГЦБ отрицательно сказываются на скорости его развития рынка, и существование проблем нельзя не признать. Но заинтересованность страны в притоке капитала и повышение финансовой грамотности населения способны сотворить чудо. Спустя одиннадцать лет после дефолта доверие к органам власти растёт, как и уверенность в завтрашнем дне. При возможности выгодного взаимодействия перспективы развития экономики и рынка государственных бумаг кажутся оптимистичными.

Источник данных: investing.com

Ценные бумаги, гарантом которых выступает государство, отличаются надёжностью, следовательно, не слишком высокой прибылью в сравнении с другими инструментами. Средняя доходность по российским ОФЗ — именно они сегодня являются государственными ценными бумагами, эмитентом которых выступают органы власти, — составляет 6–8% годовых. Тем не менее вкупе с льготами по части налогообложения и высокой ликвидностью они представляют интерес для желающих сберечь собственные средства.

Если сравнивать доходность ОФЗ и проценты по банковским депозитам, сравнение будет явно не в пользу последних. А на фоне регулярных снижений ключевой ставки Центробанком, наблюдаемых в 2019 году, и перспективы сохранения тенденции разница становится ещё заметнее. Этот фактор в сочетании с увеличением объёма торгов гособлигациями за последние пару лет вселяет уверенность, что востребованность подобных ценных бумаг на ближайший год как минимум не упадёт.

Мы рады, если ответили в этой статье на все ваши вопросы по теме. Если нет — вы всегда можете задать нам новые, для этого просто заполните форму обратной связи.

Эмиссия ценных бумаг — выпуск ценных бумаг, акций или облигаций, на рынок. Обычно эмиссия ценных бумаг происходит при соблюдении целого ряда процедур, предусмотренных законодательством, а также деловой практикой.

Для чего проводится эмиссия ценных бумаг

Эмиссия ценных бумаг служит для привлечения в компанию долгосрочного капитала. При этом выпуск акций является, по своей сути, продажей доли в предприятии. Таким образом происходит привлечение совладельцев в бизнес на весь срок существования компании.

Эмиссия ценных бумаг с точки зрения предприятий представляет собой более дешевую, менее рискованную и более долгую по срокам финансирования альтернативу по сравнению с кредитами. В то же время, и для инвесторов приобретение ценных бумаг компаний дает возможность получения более высокой доходности по сравнению со вкладами в коммерческих банках.

Правовое регулирование эмиссии ценных бумаг


Узор

Чтобы получить возможность покупать и продавать ценные бумаги откройте счёт в брокерской или управляющей компании

Тинькофф Инвестиции

Декоративная картинка

Стандарты эмиссии ценных бумаг подразумевают выполнение целого ряда процедур. Самые важные этапы выпуска - это:

  1. Принятие решения о выпуске на общем собрании учредителей,
  2. Государственная регистрация выпуска,
  3. Размещение,
  4. Государственная регистрация отчета о выпуске.

Эмиссия ценных бумаг и листинг на бирже

Помимо этого, параллельно с юридическими процедурами, чтобы эмиссия действительно состоялась, необходимо провести также листинг ценной бумаги на той или иной бирже для того, чтобы началась свободная торговля выпущенными акциями или облигациями.

Листинг — это процедура допуска ценных бумаг к обращению на торговых площадках. При этом к эмитенту предъявляются ряд дополнительных требований: объем привлекаемых средств, процент акций в свободном обращении, раскрытие определенной информации и так далее.

Эмитент, зарегистрировав эмиссию, может теоретически проводить его на любом количестве биржевых площадок. Однако каждый дополнительный выход на биржу требует дополнительных затрат, поэтому обычно компании ограничиваются основными из них.


Узор

Чтобы получить возможность покупать и продавать ценные бумаги откройте счёт в брокерской или управляющей компании

Тинькофф Инвестиции

Декоративная картинка

Стандарты эмиссии ценных бумаг в России

Российскими стандартами эмиссии ценных бумаг устанавливаются контрольные сроки. При учреждении акционерного общества и при принятии решения о дополнительной эмиссии на это отводится 20 дней, а при реорганизации — 30 дней.

По окончании эмиссии отчет должен быть предоставлен в течении 14 дней.

На проведение эмиссии отводится 1 месяц, если акции распределяются между учредителями, и 3 месяца — во всех остальных случаях.

Виды эмиссии

Ценные бумаги могут распределяться несколькими способами:


Узор

Чтобы получить возможность покупать и продавать ценные бумаги откройте счёт в брокерской или управляющей компании

Тинькофф Инвестиции

Декоративная картинка

Размещение ценных бумаг среди определенного круга инвесторов называется частным размещением, или private placement.

Размещение среди широкого круга лиц принято разделять на:

  • IPO – первичное размещение,
  • SPO – от английского secondary, вторичное, то есть дополнительное размещение,
  • Follow-on – дополнительное размещение к ценным бумагам, которые уже торгуются на рынке.

В России существуют юридические ограничения на открытые и закрытые подписки. По закрытой подписке можно распределить ценные бумаги среди не более 500 участников на общую сумму до 50 минимальных размеров оплаты труда.


Андеррайтеры эмиссии ценных бумаг

За очень редким исключением процедуру эмиссии ценных бумаг проводят андеррайтеры — профессиональные участники рынка. Обычно в мировой практике это крупнейшие инвестиционные банки.

Помимо помощи в прохождении необходимых юридических процедур андеррайтеры организуют весь процесс целиком, включая маркетинг, продвижение нового инструмента на рынке, прохождение процедуры листинга, поддержка котировок после размещения на бирже, и даже выкуп не распределенного между инвесторами остатка с целью дальнейшей перепродажи.


Узор

Чтобы получить возможность покупать и продавать ценные бумаги откройте счёт в брокерской или управляющей компании

Тинькофф Инвестиции

Декоративная картинка

Услуги андеррайтинга на рынке ценных бумаг могут быть достаточно дорогими, доходить до 4-5% от привлеченных средств на международных рынках. Это связано с определенными рисками андеррайтера, который часто гарантирует размещение, если за него берется.

Проспект эмиссии ценной бумаги

Проспект эмиссии ценной бумаги — главный документ в процессе эмиссии. Он проходит государственную регистрацию. В нем указываются данные о компании, тип инструмента, его номинал, срок для облигаций и так далее.

В пакет документов также входит финансовая отчетность, в том числе баланс, отчет о прибыли и убытках, информация о цели эмиссии, о перспективах компании, данные о персонале, акционерах, аффилированных лицах, и прочее.

Стоит отметить, что когда размещение производится на бирже, то площадки добавляют к государственным стандартам и свои требования, которые заключаются в обязательном раскрытии определенной информации, общей прозрачности бизнеса.

Стандартный путь к эмиссии ценных бумаг

В России эмиссии ценных бумаг исторически проводились в основном в процессе приватизации и после — для увеличения уставных капиталов компаний. В то время как на Западе путь от создания предприятия до ее выхода на биржу можно разделить на несколько стандартных этапов.


Узор

Чтобы получить возможность покупать и продавать ценные бумаги откройте счёт в брокерской или управляющей компании

Тинькофф Инвестиции

Декоративная картинка

Изначально многие фирмы создаются энтузиастами, зачастую едва ли не в гараже, как это было, например, с Apple, или в студенческом общежитии, где родился Facebook. Первый капитал формируется из взносов участников-основателей.

Затем по мере расширения находятся так называемые бизнес-ангелы, которые вкладывают свои средства в уже сформировавшиеся стартапы. Потом к ним присоединяются фонды прямых инвестиций и венчурные фонды. Понятно, что от этапа к этапу растет и компания, и ее капитал.

В конце концов, принимается решение о выходе на биржу. В действительности это уже достаточно высокий уровень, существуют минимумы, которые можно привлечь во время первичного размещения. Например, на Лондонской фондовой бирже это от 1 млн фунтов, и при этом не менее 25% ценных бумаг должны находиться в свободном обращении.


Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 26 декабря 2005 года N 189-ФЗ (Российская газета, N 294, 29.12.2005 (начало), Российская газета, N 296, 30.12.2005 (окончание)) (вступил в силу с 1 января 2006 года).

Принят
Государственной Думой
15 июля 1998 года

Одобрен
Советом Федерации
17 июля 1998 года

Глава I. Общие положения

Статья 1. Сфера регулирования

Настоящим Федеральным законом устанавливаются:

порядок возникновения в результате осуществления эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и исполнения обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и особенности их обращения;

порядок раскрытия информации эмитентами указанных ценных бумаг в части, не регламентированной законодательством Российской Федерации.

Правовые основы участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в отношениях, возникающих в результате осуществления эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, устанавливаются настоящим Федеральным законом и иным законодательством Российской Федерации.

Статья 2. Государственные и муниципальные ценные бумаги. Эмитенты государственных и муниципальных ценных бумаг

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом государственными ценными бумагами признаются государственные ценные бумаги Российской Федерации и государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации.

В соответствии с настоящим Федеральным законом государственными ценными бумагами Российской Федерации признаются ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации.

В соответствии с настоящим Федеральным законом государственными ценными бумагами субъекта Российской Федерации признаются ценные бумаги, выпущенные от имени субъекта Российской Федерации.

В соответствии с настоящим Федеральным законом муниципальными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени муниципального образования.

(Часть в редакции, введенной в действие с 26 июня 2012 года Федеральным законом от 14 июня 2012 года N 79-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2. Абзац утратил силу с 1 января 2008 года - Федеральный закон от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.

Исполнение обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по указанным в настоящей статье ценным бумагам осуществляется в соответствии с условиями выпуска этих ценных бумаг (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

3. Эмитентами государственных и муниципальных ценных бумаг являются соответственно исполнительные органы государственной власти и местные администрации, которые выпускают от имени публично-правового образования ценные бумаги и несут обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами.

Эмитентом государственных ценных бумаг Российской Федерации выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти.

Эмитентом государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации выступает высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовый орган субъекта Российской Федерации, наделенные законом субъекта Российской Федерации правом на осуществление государственных заимствований субъекта Российской Федерации.

Эмитентом муниципальных ценных бумаг выступает местная администрация, наделенная уставом муниципального образования правом на осуществление муниципальных заимствований.

(Часть в редакции, введенной в действие с 26 июня 2012 года Федеральным законом от 14 июня 2012 года N 79-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Глава II. Требования к эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг

Статья 3. Виды государственных и муниципальных ценных бумаг

Государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", удостоверяющих право их владельца на получение от эмитента указанных ценных бумаг денежных средств или в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.

Статья 4. Особенности выпуска именных государственных и муниципальных ценных бумаг в документарной форме

(Наименование статьи в редакции, введенной в действие с 26 июня 2012 года Федеральным законом от 14 июня 2012 года N 79-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

В случае выпуска именных государственных и муниципальных ценных бумаг в документарной форме с обязательным централизованным хранением имя владельца указанных ценных бумаг не является обязательным реквизитом глобального сертификата. В этом случае в глобальном сертификате указывается наименование депозитария, которому эмитентом передается на хранение указанный сертификат, с указанием против его наименования реквизита "депозитарий". Указание в глобальном сертификате наименования депозитария не влечет за собой перехода к депозитарию прав на ценные бумаги выпуска, оформленного данным глобальным сертификатом.

По именным государственным и муниципальным ценным бумагам реестр владельцев именных ценных бумаг не ведется.

(Часть в редакции, введенной в действие с 26 июня 2012 года Федеральным законом от 14 июня 2012 года N 79-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 5. Выпуски государственных и муниципальных ценных бумаг

Государственные и муниципальные ценные бумаги размещаются выпусками.

(Часть в редакции, введенной в действие с 26 июня 2012 года Федеральным законом от 14 июня 2012 года N 79-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

В рамках выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг могут устанавливаться серии, разряды, номера ценных бумаг.

Решением о выпуске государственных или муниципальных ценных бумаг может быть установлено деление выпуска на транши.

Транш - часть ценных бумаг данного выпуска, размещаемая в рамках объема данного выпуска в любую дату в течение периода обращения ценных бумаг данного выпуска, не совпадающую с датой первого размещения. Размещение траншей одного выпуска осуществляется на основании документов, регламентирующих размещение данного выпуска в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Выпуск государственных или муниципальных ценных бумаг, отличающийся от одного из существующих выпусков указанных ценных бумаг только датой выпуска (датой размещения), признается частью существующего выпуска, и ему присваивается государственный регистрационный номер существующего выпуска (дополнительный выпуск). Решение о размещении дополнительного выпуска осуществляется на основании документов, регламентирующих порядок размещения выпусков государственных и муниципальных ценных бумаг в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона, в которых должно содержаться указание на то, что данный выпуск ценных бумаг является дополнительным. Ценные бумаги дополнительного выпуска предоставляют их владельцам тот же объем прав, что и ценные бумаги выпуска, регистрационный номер которого присваивается дополнительному выпуску.

(Часть в редакции, введенной в действие с 26 июня 2012 года Федеральным законом от 14 июня 2012 года N 79-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Решение об эмиссии выпуска (дополнительного выпуска) государственных или муниципальных ценных бумаг, осуществляемого в соответствии с Генеральными условиями эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг и условиями эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг данного вида, принимается эмитентом указанных ценных бумаг.

(Часть в редакции, введенной в действие с 26 июня 2012 года Федеральным законом от 14 июня 2012 года N 79-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Эмитент при принятии им решения об эмиссии выпуска (дополнительного выпуска) государственных или муниципальных ценных бумаг присваивает данному выпуску (дополнительному выпуску) ценных бумаг государственный регистрационный номер, сформированный в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия в части утверждения порядка формирования государственных регистрационных номеров, присваиваемых выпускам государственных и муниципальных ценных бумаг и иных долговых обязательств.

(Часть дополнительно включена с 26 июня 2012 года Федеральным законом от 14 июня 2012 года N 79-ФЗ)

Статья 6. Валюта обязательств, возникших в результате эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг

1. Обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования, возникшие в результате эмиссии государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации, муниципальных ценных бумаг и составляющие внутренний долг, должны быть выражены в валюте Российской Федерации.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 26 июня 2012 года Федеральным законом от 14 июня 2012 года N 79-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования, возникшие в результате эмиссии государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг, составляющие внутренний долг и удостоверяющие право на получение доходов в денежной форме или погашение в денежной форме, подлежат оплате в валюте Российской Федерации.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 26 июня 2012 года Федеральным законом от 14 июня 2012 года N 79-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Государственные и муниципальные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение в качестве дохода каких-либо имущественных прав, а также предусматривающие право на получение при погашении вместо номинальной стоимости ценной бумаги иного имущественного эквивалента, являются частью внутреннего долга и должны быть выражены в валюте Российской Федерации.

2. Обязательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, возникшие в результате эмиссии соответствующих государственных ценных бумаг и составляющие внешний долг Российской Федерации и внешний долг субъекта Российской Федерации, должны быть выражены в иностранной валюте.

Обязательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, возникшие в результате эмиссии соответствующих государственных ценных бумаг, составляющие внешний долг и удостоверяющие право на получение доходов в денежной форме или погашение в денежной форме, подлежат оплате в иностранной валюте.

абзац утратил силу с 1 января 2008 года - Федеральный закон от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ - см. предыдущую редакцию;

абзац утратил силу с 31 июля 2005 года - Федеральный закон от 18 июля 2005 года N 90-ФЗ - см. предыдущую редакцию;

абзац утратил силу с 1 января 2008 года - Федеральный закон от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ - см. предыдущую редакцию;

абзац утратил силу с 1 января 2008 года - Федеральный закон от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ - см. предыдущую редакцию.

В целях настоящего Федерального закона выпуск государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте и которые размещаются за пределами Российской Федерации, признается выпуском внешнего облигационного займа субъекта Российской Федерации.

(Абзац дополнительно включен с 26 июня 2012 года Федеральным законом от 14 июня 2012 года N 79-ФЗ)

Выпуск внешних облигационных займов субъектов Российской Федерации осуществляется с учетом приоритета государственных внешних заимствований Российской Федерации.

3. Для осуществления выпуска внешнего облигационного займа субъекта Российской Федерации при государственной регистрации условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации эмитент представляет:

документальное подтверждение получения в соответствии с международными стандартами кредитного рейтинга от не менее чем двух ведущих международных рейтинговых агентств не ниже уровня, установленного Правительством Российской Федерации;

проспект эмиссии внешнего облигационного займа субъекта Российской Федерации на русском языке, представляющий собой документ, содержащий информацию о заемщике и об условиях выпуска ценных бумаг субъектом Российской Федерации на международных финансовых рынках. Ответственность за соответствие содержания представленного на русском языке проспекта эмиссии внешнего облигационного займа субъекта Российской Федерации содержанию аналогичного документа, составленного на иностранном языке, несет эмитент указанных ценных бумаг;

письмо высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, подписанное руководителем этого органа и содержащее информацию о предполагаемых датах размещения указанных ценных бумаг.

Проспект эмиссии внешнего облигационного займа субъекта Российской Федерации не подлежит государственной регистрации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг.

(Часть дополнительно включена с 26 июня 2012 года Федеральным законом от 14 июня 2012 года N 79-ФЗ)

Глава III. Порядок возникновения обязательств Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования по государственным и муниципальным ценным бумагам

Статья 7. Ограничения по возникновению обязательств по государственным и муниципальным ценным бумагам

Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг допускается только в случае утверждения федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации или решением органа местного самоуправления о бюджете соответствующего уровня на текущий финансовый год следующих значений:

предельного размера соответствующего государственного долга, а также муниципального долга;

предельного объема заемных средств, направляемых Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в течение текущего финансового года на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня или программ развития субъекта Российской Федерации или муниципального образования. При этом предельный объем заемных средств, направляемых субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием в течение текущего финансового года на указанные цели, не должен превышать:

Что такое эмиссия?

Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги. -->

  • Высшее экономическое образование.
  • 15 лет работы в банке.
  • Независимый эксперт.
  • Финансовый аналитик.
  • Обладает сертификатами от ЦБ РФ. . Facebook. .

В переводе с французского эмиссия (émission) означает выпуск. Чаще всего данный термин ассоциируется с выпуском в обращение денежных знаков с целью увеличения денежной массы государства. Это сложный термин, который имеет несколько трактовок. Любое цивилизованное государство следит за потребностями собственного рынка, который нуждается в постоянном и равномерном увеличении денежной массы. Именно эмиссия денег в этом отношении играет ключевое значение. При этом она должна быть поэтапной (равномерной), так как отклонение от нормы приведет к повышению уровня инфляции в стране.

  1. Виды эмиссии
  2. Что такое эмиссия денег
  3. Эмиссия безналичных средств
  4. Эмиссия банковских карт
  5. Что такое эмиссия ценных бумаг
  6. Эмиссия электронных денег

Виды эмиссии

Эмиссия — это сложный экономический термин, который имеет несколько направлений. Независимо от своего вида, эмиссия так или иначе связывается с выпуском в оборот платежных инструментов. Также данный термин применяется в физике. Следовательно, следует различать понятия, так как смысл не всегда является одним и тем же. В финансово-экономическом плане эмиссия разделяется на следующие виды и направления:

  • Денежная эмиссия — выпуск наличных/безналичных денежных средств.
  • Эмиссия банковских карт — выпуск банковских карт.
  • Эмиссия облигаций и ценных бумаг — выпуск в обращение платежных облигаций и ценных бумаг.
  • Эмиссия электронных денег.

Они непосредственно влияют на внутренние факторы развития хозяйственной сферы общества, формы реализации частной собственности, уровень развития экономических индивидов и мотивы их активности, глубину разделения труда и свободы конкуренции, характер обмена результатами деятельности, на методы координации деятельности. Что такое эмиссия каждого из указанных направлений, будет рассказано далее.

Что такое эмиссия денег

Эмиссия денег (или денежная эмиссия) означает выпуск в обращение денежных знаков для повышения их общей массы. Чтобы не нарушался баланс и ценность денег, за их выпуском необходимо пристально следить, чем и занимаются, как правило, целые министерства.

Эмиссия денег означает выпуск в обращение денежных знаков для повышения их общей массы

Монополия на эмиссию денежных средств в большинстве случаев принадлежит государству. В Российской Федерации этими процессами ведает Центральный Банк РФ. Единственной национальной валютой на территории страны признается российский рубль. Основные принципы денежной эмиссии в России:

  • Монополия и уникальность — денежные средства выпускаются только ЦБ РФ в виде уникальных и не имеющих аналогов денежных знаков (банкнот).
  • Необязательность обеспечения золотом — в стране официально не ведется соотношение между золотом (прочими драгоценными металлами) и российским рублем.
  • Безусловное обязательство — выпуск банкнот производится только в рублях.
  • Правовое регулирование — решение о выпуске денежной массы или об ее изъятии из оборота принимает только совет директоров ЦБ РФ.
  • Не ограничиваемый обмен — на территории РФ денежные банкноты и монеты можно обменивать без каких-либо ограничений по суммам и требований к субъектам (гражданам и организациям).
  • Денежная масса (банкноты и монеты) является безусловными обязательствами ЦБ РФ, и обеспечиваются всеми его текущими активами.

Официально производство денежных средств называется чеканкой монет и печатью банкнот. Производство денег является внутренним: в России чеканка и печать производятся на специализированных объектах — монетных дворах. Таких объектов в стране всего два: монетные дворы Москвы и Санкт-Петербурга. Заказчиком является государство в лице Госзнака.

Процесс изготовления денежных средств жестко регламентируется. Госзнак периодически внедряет новые защитные технологии с целью пресечения подделки денежных знаков. Фальшивомонетничество даже при самых низких показателях серьезно сбивает курс эмиссии денег. В результате этого повышается и уровень инфляции с последующим обесцениванием национальной валюты. Именно поэтому подделка денежных знаков в любом государстве является серьезным уголовным преступлением.

Эмиссия безналичных средств

Центральный Банк РФ посредством совершения сделок РЕПО выдает коммерческим российским банкам безналичные кредиты по текущей ставке рефинансирования. Впоследствии эмитированные средства переводятся на корреспондентский счет банка-получателя кредита. То есть, а активах у ЦБ РФ сумма выданного кредита так или иначе остается. Получается, что банку переводится виртуальная сумма. При этом ЦБ РФ пристально следит за уровнем инфляции: сумма всех выданных кредитов по ставке рефинансирования не может превышать совокупные активы Центрального Банка России.

Остальная часть безналичных средств вводится посредством покупкой ЦБ РФ иностранной валюты, которой пополняются золотовалютные резервы государства. В результате этого в оборот попадает и национальная российская валюта. Таким образом, производится обналичивание безналичных потоков денежных средств. Это позволяет:

  • Контролировать уровень инфляции.
  • Повышать ценность российского рубля.
  • Пополнять золоторезервные фонды.
  • Увеличивать количество активных кредитов.
  • Следить за направлениями денежных потоков в целях пресечения отмывания средств.

Наличную денежную массу в России может эмитировать только ЦБ РФ, а безналичную — ЦБ РФ и коммерческие банки. В последнем случае это происходит путем выдачи населению кредитов. При этом такие процессы обязательно контролируются Центральным Банком России. Межбанковские переводы,которые совершаются в безналичной форме, так же контролируются ЦБ РФ, а их совокупная сумма не может превышать количество безналичных средств, размещенных на корреспондентском счета организации-плательщика.

Если средства на корреспондентском счету банка-плательщика заканчиваются, то он прибегает к нескольким вариантам одностороннего рефинансирования. ЦБ РФ со своей стороны гарантирует выдачу краткосрочных беспроцентных ссуд лицензированным коммерческим банкам. Такая форма рефинансирования помогает увеличивать денежные обороты в стране, а также обеспечивает бесперебойную работу кредитных организаций. В практике эти процессы называются банковским мультипликатором.

Эмиссия банковских карт

Эмиссия простыми словами объясняется как “выпускать”. Об этом сказано в самом начале статьи. Поэтому в данном случае речь идет о выпуске банковских карт, который еще принято называть эмитированием. Субъекты этих процессов — банки-эмитенты отвечают за баланс безналичных денежных потоков в стране.

Эмитированием принято называть выпуск банковских карт, где банки-эмитенты отвечают за баланс безналичных денежных потоков в стране

В России эмиссией банковских карт занимается 661 кредитная организация. В прошлом году ими было выпущено 220 млн. банковских карт — кредитных и дебетовых. При этом наша страна следует мировому тренду, и более 80% выпускаемых на ее территории банковских карт приходятся на международные платежные системы VISA и Mastercard.

Лидером по выпуску банковских карт в РФ является Сбербанк России. Эта позиция удерживается кредитной организацией с 2007 года. В год главный банк страны выпускает по меньшей мере 20 млн. банковских карт + 5 млн. выпускают его дочерние аффилированные организации.

В мире лидером по эмиссии банковских карт является платежная система China UnionPay (Национальная платежная система Китая). На ее долю приходится примерно 30% от всех выпускаемых карт в мире. Второе место занимает система VISA с 26%, и третье — Mastercard с 20%.

Что такое эмиссия ценных бумаг

Под эмиссией ценных бумаг понимается выпуск облигаций и ценных бумаг с целью их последующей продажи физическим и юридическим лицам

Под данным процессом понимается выпуск облигаций и ценных бумаг с целью их последующей продажи физическим и юридическим лицам. Ценная бумага или облигация представляют собой документ, который подтверждает имущественные права его владельца. Эмиссия этого вида так же контролируется законодательством государства.

Основная цель эмиссии ценных бумаг заключается в привлечении денежных средств. В подавляющем большинстве случаев эмитенты включаются в этот процесс по следующим причинам:

  • Формирование первичного уставного капитала.
  • Увеличение уставного капитала.
  • Контроль или дробление выпущенных ранее ценных бумаг и облигаций.
  • Смена организационно-правовой формы юридического лица.
  • Пересмотр объема имущественных прав по ранее выпущенным ценным бумагам и облигациям.
  • Привлечение безвозмездных инвестиций (пополнение собственного капитала).
  • Привлечение возмездных инвестиций с последующей выплатой дивидендов.

После принятия решения о выпуске ценных бумаг, общество производит их выпуск и последующую государственную регистрацию. При нарушении порядка эмиссии облигаций в РФ предусматривается уголовная ответственность. Информация об облигациях вывешивается на проспекте ценных бумаг для свободного ознакомления с нею всеми заинтересованными лицами.

Эмиссия электронных денег

Эмиссия электронных денег является самым спорным и проблемным видом эмиссии

Самым спорным и проблемным видом считается эмиссия электронных денег. Сейчас они распространяются намного быстрее, чем несколько лет назад. При этом в большинстве цивилизованных государств электронные деньги не имеют никакой законодательной основы. К примеру, в России большое распространение получили частные электронные деньги, среди которых:

  • Яндекс.Деньги — электронные деньги от российского интернет-гиганта Яндекс.
  • WebMoney — транснациональная электронная платежная система.
  • QIWI — сервис, запущенный одноименным банком.
  • RBK Money — сервис, созданный на территории Украины, и получивший распространение в России.
  • Криптовалюты: Bitcoin, Ethereum и другие.

Обращение с этими системами в РФ пока свободное. Пользователю достаточно зарегистрироваться в системе и выгрузить свои паспортные данные. В соответствии с последними изменениями в отраслевом законодательстве, финансовые операции между не идентифицированными пользователями на территории России запрещены.

Если QIWI и Яндекс.Деньги эмитируют электронные аналоги российского рубля, и к ним пока не применяются законодательные ограничения, то с сервисом WebMoney все немного сложнее. Здесь операции совершаются с применением титульных знаков: WMR — эквивалент российского рубля; WMZ — эквивалент американского доллара; WME — эквивалент евро.

Проблема заключается в том, что эмитент проводит огромное количество операций, часть из которых не поддается никакому внешнему контролю. В этой связи следует ожидать каких-то адресных законодательных поправок на этот счет.

Читайте также: