Загрязнение воздуха кратко самое главное для детей

Обновлено: 05.07.2024

Воздух необходим для существования живых существ. Без еды человек может прожить около месяца, без воды несколько дней, а без кислорода не более нескольких минут. Поэтому необходимо принять меры по обеззараживанию нашего климата.

Что портит климат

Рассмотрим, как защитить воздух от загрязнения, поскольку эта проблема на сегодняшний день очень важна. Земля — уникальная планета, единственная из известных нам, на которой присутствует жизнь. Происходит это за счет атмосферы. В ее состав входят разные газы, в том числе и кислород, которым мы дышим.

Развитие промышленности и транспорта привело к загрязнению атмосферы вредными веществами и примесями. От этого страдают не только люди, но и окружающий мир, потому что производственные выбросы являются причиной кислотных дождей. Они портят почву и отравляют водоемы. Решить данную проблему и устранить причины ее возникновения способен только человек.

Люди в 21 веке ведут себя крайне неразумно по отношению к экологии. В атмосферу выбрасываются отходы производств, автомобильные выхлопы, химические соединения вредят озоновому слою планеты.

ащитить воздух от загрязнения

Огромное влияние на загрязнение воздуха оказывают атомные электростанции и неграмотное размещение отходов людьми. Все эти действия несут в себе угрозу глобального потепления и катастроф экологического характера, вызывают рост болезней населения и ухудшение качества жизни. Не следует забывать и про влияние природы на чистоту атмосферы. Изучим причины естественного загрязнения:

  • Извержение вулканов. Во время этого процесса в небо выбрасывается много частиц серы, пепла, ядовитых веществ и прочих вредных элементов.
  • Лесные пожары. При горении выделяется углекислый газ, сажа и другие продукты, которые меняют состав воздуха. Причиной возникновения пожаров может стать природа в периоды солнечной активности и человек. Чаще леса горят из-за непотушенных костров.
  • Пыльные бури. Они появляются при очень сильном ветре. Когда бушуют ураганы все поднимается, загрязняя атмосферу.

Для нормального продолжения жизни на планете необходимо беречь воздух — тщательно следить за кострами в лесах, стараться меньше пользоваться автомобилями, правильно утилизировать отходы, сажать больше деревьев.

Способы защиты

Ученые всего мира уже давно разработали эффективные методы по охране атмосферы от загрязнений. К ним относятся следующие действия:

  • Установка очистительных конструкций на фабриках и заводах.
  • Переход на альтернативные источники энергии — электричество, солнечные батареи. Это поможет остановить выбросы транспортных средств.
  • Использование силы природы вместо горючего топлива — ветер, солнечный свет, вода.
  • Соблюдение установленных государством правил охраны окружающей среды.
  • Утилизация и переработка отходов.
  • Озеленение загрязненных территорий, увеличение количества зеленых зон. Именно они насыщают воздух кислородом. На листьях деревьев остается до 70% пыли. Поэтому в парках, скверах и садах воздух всегда чище, чем на обычных улицах.
  • Сокращение или запрет на вырубку лесов.
  • Снижение уровня добычи полезных ископаемых.

Если проводить вышеперечисленные мероприятия, ситуация определенно изменится в лучшую сторону. Бороться со сложившейся экологической обстановкой можно также информативным путем — рассказывать о загрязнении воздуха детям, устраивать лекции и семинары, организовывать субботники.

Как защитить воздух в квартире

Климат в помещениях иногда намного хуже, чем на улице. Хотя именно дома мы проводим основную часть свободного от работы и учебы времени. Особенно это опасно для детей и пожилых людей, чей иммунитет часто бывает ослаблен. В застойном квартирном воздухе содержатся такие неприятные вещи, как:

  • Микробы. Их главные источники — сам человек. С его кожи, при кашле или чихании в воздух попадает множество микроорганизмов, вызывающих различные заболевания. Вторая причина их возникновения — нерегулярное обслуживание климатический техники.
  • Плесень. С потолка и стен в воздух попадают споры. Они вызывают астму, обструктивный бронхит и прочие заболевания легочных путей.
  • Пыль. Сама по себе она не опасна для людей, но в ней заводятся клещи. Отходы их жизнедеятельности являются главным источником аллергии. А также длительное вдыхание пыльного воздуха приводит к головной боли и болезням глаз.
  • Сигаретный дым. Он легко впитывается в ткани. Для его устранения необходимы регулярные уборки и проветривание. Табачный дым вреден для здоровья — смола и никотин от сигарет вызывают опасные заболевания легких.
  • Средства для уборки. В бытовой химии содержится много вредных веществ. При частом ее использовании в плохо проветриваемых помещениях возникают проблемы со здоровьем. Во избежание негативных последствий после уборки переходят на экологически чистые или народные средства, которые справляются с грязью ничуть не хуже, но не приносят вреда жителям дома.

Способы защиты

Многие люди задумываются, как защитить воздух в квартире. К эффективным способам относится избавление от привычки курить в доме, регулярная влажная уборка, отказ от использования вредной бытовой химии, проветривание жилья. Особенно стоит задуматься, как защитить воздух от загрязнений для тех, у кого в доме проживают один или несколько малышей, поскольку их неокрепший организм очень уязвим.

Изучение темы детьми

Пропаганда вреда, который человек может нанести природе и информация о загрязнении воздуха, способах борьбы с ним введена даже в садах для дошкольников. Делается это для того, чтобы молодое поколение научилось беречь и ценить природу. В детском саду проводятся занятия по экологии.

Малышам прививают уважительное отношение к окружающей среде и учат защищать природу, рассказывают о пользе растений. В начальных образовательных учреждениях дети изучают атмосферу на уроках и внеурочных занятиях. Во 2 классе школьники узнают, как охраняется воздух от загрязнения. Эта серьезная тема изучается тщательно, чаще на примере родного города. Ученикам 2 класса рассказывают о схемах загрязнения воздуха, уровне его запыленности. Объясняют важную роль зеленых насаждений, которые выделяют необходимый человеку кислород.

В 3 классе дети продолжают узнавать методы и способы загрязнения атмосферы. Проводятся первые опыты, при помощи которых определяется качество экологии. Один из примеров — пробы снега, забор которых делается в нескольких местах. Этот проект показывает ученикам 3 класса, где уровень загрязнения воздуха больше и как влияет на него близость промышленных объектов или зеленых зон.

Необходимо, чтобы дети с ранних лет понимали то, насколько важно поддерживать нормальное состояние окружающей среды и сохранение воздуха чистым.

Если этого не делать, в будущем человечество ждут серьезные проблемы. Изучая тему экологии, дети узнают, как конкретно человек портит атмосферу и что нужно делать, чтобы вреда было меньше.

Начиная с начальной школы, ученики могут самостоятельно улучшать обстановку в мире. Каждый школьник способен посадить деревья или растения, экономить ресурсы у себя дома — не оставлять включенными свет и воду без необходимости, разделять мусор на категории. Дети учатся собирать материалы для переработки — бумагу, металл, пластик, участвовать в субботниках, помогать с озеленением города. Любовь к планете и соблюдение порядка вокруг себя, разумное использование ресурсов помогут сохранить Землю на долгие тысячелетия.

Целью курса является формирование у воспитанников, на интеллектуальной и эмоционально- чувственной основе сознательного,нравственно-этнического отношения к окружающей среде.

Организация начала урока

Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

С ними нам вдвойне теплей,

Я желаю вам удачи,

И успешности в придачу!

Постановка темы и цели урока

Богата наша Земля разными сокровищами, и я принесла вам одно из них. Хотите взглянуть? (Да.)

Учитель демонстрирует пустую коробку.

- А что за сокровище внутри вы узнаете, отгадав загадку.

Он прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Он окутывает нас.

Мы его не замечаем,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем,

Ведь он нам необходим.

- Что же это? (Воздух.)

- Сегодня на уроке мы будем говорить о воздухе, его свойствах и значении для человека, растений и животных.

Сегодня у нас необычный урок.

Конференция (от лат. конферо –собираю в одно место) – собрание, совещание представителей каких – либо организаций, групп, государств, а также отдельных лиц, ученых для обсуждения определенных (часто теоретических) вопросов.

-На конференции будут присутствовать ученые различных отраслей знаний. Позвольте представить:

1 группа – химики (ученые, изучающие состав, строение и свойства веществ и их превращения)

2 группа – экологи (ученые, изучающие взаимодействие природы и человека).

3 группа ученых – географы (ученые, изучающие географическую оболочку Земли)

. Давайте скажем правила работы в группе.

1. Работать надо дружно.

2. Спокойно высказывать своё мнение и выслушивать мнение других, не перебивая.

3. Вместе находить правильное решение.

Цель нашей сегодняшней конференции – изучить свойства воздуха и значение его для человека, растений и животных. Ученые должны ответить для чего нам нужен воздух и как его беречь.

-Чтобы хорошо разобраться в изучаемом вопросе, нужно изучить все, что касается воздушной оболочки. Каждая группа ученых расскажет о воздухе с точки зрения представленной ими науки. Слово представляется химикам, которые расскажут о составе и свойствах воздуха.

Как вы думаете, из чего состоит воздух?

(ТАБЛИЧКА СОСТАВ ВОЗДУХА)

Воздух – это смесь газов. Азота в воздухе больше всего 78%, кислорода поменьше 21%, а углекислого газа – совсем мало 1 %.

Как выдумаете, какой из газов в воздухе самый важный?

Вдохните воздух и выдохните. Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух без кислорода. В нем становится больше углекислого газа, который не пригоден для дыхания.

- Итак, для чего нужен воздух всему живому? (Чтобы дышать, жить)

- Весь ли воздух использует человек для своего дыхания?

Более двухсот лет назад французский ученый-химик Антуан Лавуазье доказал, что воздух – это смесь в основном двух газов – азота и кислорода.

Азот жизненно необходим растениям для правильного развития, в первую очередь, корневой системы.

Все обменные процессы, происходящие в организме растения, такие как усвоения витаминов активизируются благодаря азоту. Недостаток азота может привести к неполноценному урожаю или даже гибели растения.

Азот содержащийся в атмосферном воздухе, не все растения способны поглощать это вещество в газообразной форме. Здесь на помощь приходят бактерии, которые могут усваивать азот в молекулярном виде непосредственно из воздуха и затем переводить его в подходящий для питания растений вид. Данные бактерии в большом количестве содержатся в корнях бобовых культур.

Кислород – человек способен неделями жить без еды, несколько дней без воды, а без воздуха – самое большее 5 минут. Однако если быть точным, то необходим не сам воздух, а лишь содержащийся в нем элемент – кислород. Человек не в состоянии жить без кислорода, потому что без него не могут существовать клетки организма. Исключительная важность воздуха объясняется тем, что наш организм не умеет извлекать кислород из жидкости или твердого вещества. А из воздуха, т. е. из газа – умеет. Кстати, в воздухе кислорода меньше, чем в воде или в почве.

Широко используется в хозяйственной деятельности кислород: при сжигании топлива в двигателях автомобилей, самолетов, кораблей. В аптеках выдают больным людям кислородные подушки. Новорожденных детей, у которых затруднено дыхание, помещают в кислородный кюветик.

- Кроме того, в воздухе содержится углекислый газ. Он необходим для питания растений. Человек дышит кислородом и выделяет углекислый газ, т. е. отработанный кислород. А растения поглощают этот газ. Всем необходимо большее количество растений, чтобы воздух стал чище.

- Позже в конце 19 века, исследованиями было доказано, что в состав воздуха входят еще 5 простых газообразных веществ: аргон, гелий, криптон, ксенон, неон. Эти газы назвали инертные (малоактивные)

- Инертные газы научились получать химическим путем и использовать в народном хозяйстве.

Легкость и горючесть гелия используют при заполнении воздушных шаров и дирижаблей.

В среде аргона производят электросварку металлов.

Неоном, аргоном, криптоном, ксеноном заполняют электрические лампочки.

Смесь гелия с кислородом применяют для дыхания при подводных работах.

А теперь, лаборанты покажут наглядно какими свойствами обладает воздух.

- Давайте проверим, действительно ли в бутылке находится воздух.

Горлышко пластиковой бутылки опустить в банку с водой. Сжать бутылку. В воде появились пузырьки.

- Что вы увидели? (Из горлышка побежали пузырьки.)

- Размешайте ложкой воду в стакане. Что вы заметили? (Пузырьки.) Откуда они появились? (В воде есть воздух.)

Бросить в банку с водой комочек земли.

- Что вы наблюдаете? Что доказывают эти пузырьки? (В почве есть воздух.)

- Бросьте в стакан с водой кусочек мела. Что вы увидели? (Видно, что из мела выходят пузырьки воздуха.)

- Интересно внутри людей есть воздух? Давайте проверим.

- Возьмите трубочку, опустите её в стакан с водой и подуйте. Что происходит? (Выходят пузырьки воздуха.)

- Мы проделали опыты и выяснили, что воздух есть в пустой бутылке, в воде, в почве, в меле, в человеке. А вокруг нас есть воздух? (Да.)

- Встаньте и походите по классу. Мешает вам воздух передвигаться? (Нет.)

- Правильно. Воздух не мешает нам передвигаться: он расступается перед нами и сразу занимает то место, которое мы освободили.

Вывод: Воздух окружает нас со всех сторон. Он заполняет все пустоты. Воздух густым толстым слоем покрывает нашу планету

- Наберите в пакет воздух и закрутите его. Сравните цвет листа бумаги и воздуха внутри пакета. Какого цвета воздух? (Он бесцветный.)

(На доску прикрепляется карточка.)

А вот толстый слой воздуха имеет цвет. Посмотрите в окно.

Что вы видите вверху?

Мы привыкли называть воздушный океан – небом.

Голубое небо – это толстый слой воздуха, освещенный солнцем. Если бы Земля не была окружена воздухом, мы видели бы на черном небе огненный диск Солнца.

Посмотрите сквозь пакет на доску, на дверь, на часы, на цветок. Воздух мешает нам видеть предметы? (Нет, воздух прозрачный.)

(На доску прикрепляется карточка.)

- Давайте понюхаем воздух. Чем он пахнет? (Ничем.) А как же получается, что когда готовят завтрак на кухне, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

(На доску прикрепляется карточка.)

Учащиеся зажимают нос и стараются не дышать. Учитель засекает время.

- Без воздуха вы не смогли прожить даже одной минуты. Зачем нам нужен воздух? (Воздух необходим для жизни.) Кому еще он нужен? (Животным и растениям.)

На столе у меня разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины.

-Возьмём кусочек резины и опустим его в чашку с водой. (он утонул)

- А теперь опустим в воду резиновую игрушку. (она не тонет)

- Почему, ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки? (воздух)

воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

Вывод: воздух прозрачный, бесцветный, не имеет запаха, но может запахи переносить. Воздух необходим для жизни человека, растений и животных.

Почему звери к зиме надевают тёплые пушистые шубки?

В пушистых шубках между ворсинками больше воздуха, который сохраняет тепло.

Почему звери и птицы в сильный холод прячутся в снег?

Хоть снег и холодный, но между снежинками есть воздух. Этот воздух и защищает животных от холода.

Значит, воздух обладает ещё одним полезным свойством – сохранять тепло.

Поэтому в домах делают двойные рамы.

При нагревании воздух расширяется

- Воздух, как и любое тело, состоит из частиц, между которым есть промежутки. Частицы постоянно двигаются, часто сталкиваются. Когда воздух нагревают, они начинают двигаться быстрее, сталкиваются сильнее. Из-за этого они отскакивают на большие расстояния друг от друга. Промежутки между ними увеличиваются и воздух расширяется.

- На колбу натянем шарик и поднесем к огню. Через некоторое время мы увидим, что шарик стал надуваться. Почему?

Вывод! При нагревании воздух расширяется.

При охлаждении воздух сжимается

- Уберем колбу с огня. Что заметили? Правильно. Воздух остыл в колбе и шарик сдулся.

- Зажигаю 3 свечи. Одну закроем стаканом, вторую – банкой, в третью оставим открытой. Что мы увидели? Какая свеча потухла быстрее?

Свеча под стаканом быстро гаснет, под банкой - позже, а неприкрытая свеча продолжает гореть. Почему?

- Под стаканом воздуха очень мало и свеча быстро потухла. Под банкой больше и свеча горела дольше, но и она потухла. А открытая свеча сгорает полностью.

- О чем это говорит?

Воздух поддерживает горение.

- Сколько случаев было в нашем городе пожаров? Из-за чего происходят пожары?

- Чтобы в нашем доме не случилась беда, нужно внимательно следить за электрическими приборами, соблюдать правила безопасности при пользовании газовыми баллонами, печами и не играть со спичками и горючими веществами.

- Чтобы потушить пожар, нужно прекратить доступ воздуха к горящему предмету : засыпать песком, накрыть одеялом, покрыть пеной из огнетушителя.

Итак, изучив все, что касается воздуха, мы подошли к главному вопросу нашей конференции :

Как загрязняется воздух и об охране воздуха.

В этом нам поможет группа Экологов.

ЭКОЛОГ - это ученый, который исследует невидимые связи природы и человека.

Что такое ЭКОЛОГИЯ?

- Наука о нашем собственном доме, о Земле, о законах, по которым мы должны в нём жить. Любое живое существо множеством невидимых нитей связано с тем, что создано руками человека. Вот эти невидимые связи как раз и исследует наука экология.

Ребята, людям и животным, заводам и машинам- всем нужен воздух. Почему же на земле его не становится меньше?

Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным.

Ребята, а от чего воздух может загрязняться?

Группа экологов приготовила для нас информацию о том, как и чем загрязняется воздух.

Атмосферный воздух сильно загрязняется в результате увеличения в воздухе примесей, например углекислого газа. Его становится в воздухе все больше и больше! Трубы заводов выпускают в воздух целые реки углекислого газа, из выхлопных труб автомобилей тоже вырываются струи различных газов. Выражение "нечем дышать" все чаще встречается в разговорах большинства горожан.

Автомобиль стал злейшим врагом природы и человека. Он занимает первое место по объему выбросов вредных веществ в атмосферу. Обратите внимание (на доску прикрепляется модель машины, рядом с ней – карточки с цифровыми данными) : один автомобиль в год выбрасывает чуть больше тонны выхлопных газов, в которых 200 видов вредных веществ. Этот же автомобиль дает 10 кг резиновой пыли. Кроме того, он поднимает целые клубы пыли, вдоль дорог растения заражены тяжелыми металлами. Таким образом, автомобиль является одним из главных источников загрязнения.

-Над промышленной частью города можно увидеть разноцветные клубы дыма. Послушаем репортаж с одного из комбинатов по производству химических материалов.

Мы находимся рядом с химическим комбинатом. Вокруг него почти нет растительности, погибла трава, кустарники, стоят хилые деревья. Причина в том, что завод выбрасывает огромное количество загрязняющих веществ при сжигании топлива. При сгорании 10 тонн угля выделяется 1 тонна сернистого газа, при этом на 1 км за сутки выпадает 1 тонна пыли. Вывозятся в отвалы миллионы тонн золы.

-Какое влияние оказывает загрязненный воздух на растения и животных? К чему это приводит?

У меня такие данные для вас. В 1986 году в Голландии была поражена кислотными дождями 1/3 (ОДНА ТРЕТЬ) деревьев. В разгар лета вдруг опала листва, отмерли корни, деревья пожелтели, посохли, исчезла рыба в озерах. На юге Норвегии в половине озер рыбаки не могли поймать рыбу. Из-за кислотных дождей разрушаются памятники архитектуры. Но самое главное – страдает здоровье человека.

-Объясните, пожалуйста, как образуются кислотные дожди?

Высокие заводские трубы выбрасывают в воздух сернистый газ, он соединяется с атмосферной влагой, образуются капельки раствора серной кислоты. Эти ядовитые вещества пропитывают тучи, которые ветер переносит на тысячи километров. Так выпадает кислотный дождь.

- Кто же виноват в том, что происходят указанные причины загрязнения?

-А вы считаете, только человек загрязняет воздух?

Существуют и естественные загрязнения воздуха- пожары, извержения вулканов, пыль, пыльца, выделения животных.

- Если бы вы были президентом, что вы бы предприняли, чтобы защитить атмосферу?

В Республике Дагестан ведется работа по снижению выбросов вредных веществ в атмосферу. Республиканским управлением экологии и биоресурсов осуществляются проверки предприятий и организаций по выполнению требований Закона Российской федерации "Об охране атмосферного воздуха". По фактам нарушений предъявляются штрафы, иски о возмещении предприятиями ущерба, нанесенного окружающей природной среде, выдаются предписания об устранении загрязнителей.

Благодарю Вас за репортаж. Всего доброго,до свиданья.

А теперь 3я группа - Географы расскажут нам о строении атмосферы

Вся планета Земля окутана невидимым покрывалом – воздухом. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств. Ветер - движение воздуха.

Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называют АТМОСФЕРОЙ.

Атмосфера – это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров. Толщина атмосферы в разных частях планеты неодинаковая. Атмосфера защищает землю от избытка тепла и холода, от изменений солнечной радиации. Если бы вдруг она исчезла, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели бы, а лучи Солнца сожгли бы все живое.

Прежде чем мы перейдем к результатам нашей конференции, давайте сделаем физическую паузу.

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко.

Плавно руки вверх подняли

И кистями помахали.

Руки мы к плечам прижали

И локтями повращали.

Сделали по пять прыжков.

И к работе класс готов!

Итак, мы подошли к главной части нашего урока. Вы должны вынести резолюцию по вопросу конференции.

Резолюция (лат. resolution — решение, разрешение) — решение, принятое должностным лицом или совещательным органом, международной организацией (например, Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций или же Генеральной конференцией ЮНЕСКО).

Группа географов представляют свои проекты!

Тест на закрепление:

Ответьте на вопросы и выберите правильный вариант.

1. Самый распространненый в воздухе газ?

2. Какой газ жизненно необходим человеку?

3. Какую форму имеет воздух?

4. Какого цвета воздух?

5. Какой газ поглощают растения?

6. Чем пахнет воздух?

Не имеет запаха

7. Откуда в воздухе кислород?

Прилетает из космоса

Испаряется из воды

Изготавливается на заводе

8. Какое изобретение человека стало злейшим врагом природы?

9. Сколько времени может прожить человек без воздуха?

10. При нагревании воздух имеет свойство :

• Все заводы и фабрики должны иметь специальные установки, которые очищают воздух от вредных веществ.

• Чтобы сохранить чистоту воздуха, нельзя оставлять двигатели автомашин подолгу работать на холостом ходу.

• Для борьбы с пылью улицы городов должны поливаться водой.

• Вокруг нас должно быть много растений)

- Этот урок мне хочется закончить такими словами:

На планете год от года

Человек вредит природе.

И не понял он, чудак,

Что природа- не пустяк!

Он привык всё покорять,

Но не может он понять:

Коль беречь её не будет,

Всё живое он погубит!

Перед вами две картинки- солнышко и тучка.

Если урок вам понравился и все было понятно поднимите солнышко.

Если урок был для вас скучным и что то было не понятно – поднимите облачко.

Давайте споем песню о нашей богатой разными сокровищами Земле!

ДИВЬЯ РОСА- МОЯ ЗЕМЛЯ!

Прикреплённые файлы:

Почему и от чего загрязняется атмосфера?

женщина-в-городе-дышит-через-платок

Загрязнение атмосферного воздуха – попадание в него химических, физических и биологических веществ, которые оказывают влияние на качество атмосферы. Это основная причина изменения естественного состояния окружающей среды. Происходит загрязнение воздуха из-за природных процессов, но больше всего в результате деятельности человека. Поэтому источники вредных выбросов делят на:

  • естественные, исходящие от самой природы, и
  • искусственные, порождаемые человеком.

У природных источников минеральное или растительное происхождение.

Вулканы

извержение-вулкана

При их извержении в воздух выбрасывается огромное количество газов, твёрдых частиц и пепла, водные пары и пыль, которые держатся в атмосферных слоях на протяжении нескольких лет.

Факты. В 1883 году при извержении вулкана Кракатау в воздух поднялась чёрная туча высотой 27 километров, на 80 километров ввысь было выброшено 150 миллиардов пыли и пепла. Газы, песок и пыль развеялись на расстояние в 827000 километров.

Лесные и торфяные пожары

лесной-пожар

Дым от горения лесов загрязняет атмосферный воздух и распространяется на большие площади. Гарь от торфяников наполняет воздух мелкими взвешенными частицами.

Факты. В 2010 году по причине торфяных пожаров в столице России сложилась чрезвычайная экологическая ситуация. Предельно допустимые нормы загрязняющих веществ были превышены в десятки раз. Жители Москвы из-за смога не могли свободно дышать и пользовались респираторами и противогазами. Многие были вынуждены покинуть город.

Пыльные бури

Они бывают при сильном ветре, который поднимает с земли и переносит на далёкие расстояния обломки горных пород. Смерчи и ураганы засоряют атмосферный воздух тоннами пыли.

Факты. В 1928 году в Украине мощный ветер поднял вверх 15 миллионов тонн чернозёма и перенёс его на высоте 750 метров на запад. Слой земли осел в Прикарпатье, Румынию и Польшуна площади 6 миллионов квадратных километров.

Искусственные загрязнители атмосферного воздуха – наиболее опасные. Они могут быть твёрдые, жидкие и газообразные.

Бытовые отходы

дым-из-печных-труб

Появляются при сжигании топлива в помещениях, например, при приготовлении пищи, дым от печного отопления, а также то, что осталось от потребления человеком, проще говоря, бытового мусора.

Производственные

предприятие-загрязняет-воздух

Получаются в результате работы промышленности и представляют собой выбросы от технологических процессов. Особо опасными из них являются радиоактивные вещества, источниками которых служат взрывы атомных бомб, работа предприятий, где используются радиоактивные компоненты, атомные станции и реакторы.

Транспортные

транспорт-загрязняет-воздух

Источниками таких загрязнителей являются автомобили, воздушные и морские суда, поезда.

Факты. В 1900 году в мире было всего 11 тысяч автомобилей, в 1950 их стало 48 миллионов, к 1980 годуколичество увеличилось до 330 миллионов, а сегодня их насчитывается порядка 500 миллионов. В отработанных машинами газах содержится примерно 280 вредных для атмосферного воздуха компонентов.

Чем загрязняется воздух?

Учёные выделили основные загрязнители атмосферного воздуха, которые больше всего негативно влияют на здоровье человека.

Оксид углерода

молекула-оксида-углерода

Углекислый газ

углекислы-газ-в-воздухе

Выделяемый нами при дыхании газ не имеет цвета, но у него кисловатый запах. Его избыточное содержание в воздухе, которым мы дышим, приводит к головным болям, депрессии и слабости.

Диоксид серы

молекула-диоксида-серы

Бесцветный газ с резким запахом, получается при горении серосодержащего топлива, например, угля. Долгое воздействие его на человека приводит к потере вкуса, затруднению дыхания, нарушению работы сердца и отёку лёгких.

Оксиды азота

молекулы-оксидов-азота

Образуются при горении, например, при работе автомобилей и теплостанций, а также получаются в процессе деятельности предприятий, которые производят азотные удобрения, кислоту и красители. Превышение допустимых норм этого газа может приводить к заболеваниям дыхательных путей и органов зрения.

озон-в-воздухе

Считается наиболее токсичным из всех газообразных загрязнителей. Он образуется от фотохимических процессов и содержится в выбросах промышленности, транспорта и химических растворителях. Длительное воздействие озона на человека приводит к болезням лёгких.

Свинец

металл-свинец

Токсичный серебристый металл применяется для производства красок, в типографии и при изготовлении боеприпасов. Основным источником свинца служат выхлопные газы. Накопление свинца в организме приводит к нарушению умственной деятельности, влияет на печень, почки и костную систему.

Факты. Россия занимает прочные позиции среди стран с плохой экологией. Лишь в 15 городах атмосферный воздух соответствует установленным нормам. 125 российских городов фиксируют превышение уровня концентрации вредных веществ в 5-10 раз. Среди самых загрязнённых городов Магнитогорск, Череповец, Челябинск, есть здесь и Москва, и Санкт-Петербург, а вот Норильск стоит в одном ряду с мировыми грязнушками Мехико, Каиром и Лос-Анжелесом. Основной источник загрязнения в России – промышленность.

Как помочь природе?

две-руки-защищают-дерево

Деятельность человека приводит к непоправимым последствиям для жизни планеты. Ежегодно в воздух поступаетдо 20 миллиардов тонн углекислого газа. А он относится к парниковым. Повышение количества парниковых газов и аэрозолей разогревает нижний слой атмосферы и влечёт за собой изменение температуры в Мировом океане, нарушает циркуляцию.

Повышение температуры может привести к таянию льдов, что поднимет уровень воды и постепенно покроет небольшие участки суши. Из-за смещения климатических зон возможны наводнения, засухи и пыльные бури. В числе экологических последствий – кислотные дожди, которые получаются из-за выбросов кислотных оксидов.

Факты. Самый чистый воздух сегодня на Синайском полуострове в Египте. В списке благоприятных районов Антарктида, Чилийская Патагония, бразильский город Наталь. А вот в Китае атмосферным воздухом дышать с каждым годом всё труднее. Большие города утопают в смоге. Среди грязных стран Пакистан, Иран, Индия и Катар. Когда-то в Японии было плохо с чистым воздухом, и в 70-х годах там появились кислородные бары, где можно было подышать чистым кислородом. А вот в грязные города Китая возят чистый канадский горный воздух в баллонах по 7,7 литра. Стоит частичка свежести 15 долларов и хватает её на 15 вдохов.

женщина-дышит-чистым-воздухом-из-баллона

Охрана окружающей среды включает в себя меры по защите природы.

  • Использование экологических видов энергии — солнечной, ветровой и геотермальной.
  • Озеленение. Все растения активно поглощают углекислый газ, выделяя обратно кислород. Некоторые комнатные цветы, например, герань, фикус и аспарагус являются биологическими фильтрами, поглощая частицы тяжёлых металлов и токсины.
  • Регулирование выхлопов. Для этого устанавливают специальное оборудование в механизмы машин и разрабатывают экологически чистое топливо. Кроме того, машиностроение постепенно переходит на электромобили.
  • Защитные фильтры. Для очистки выпускаемых в воздух отходов от деятельности промышленности на предприятиях устанавливаются современные очистные системы.
  • Юридические документы. Принимаемые международными организациями документы регулируют вредные выбросы в процессе деятельности предприятий. Уплачиваемые организациями деньги идут на мероприятия по преодолению последствий глобального потепления.

Если на природные явления мы можем оказать лишь небольшое влияние, то снизить воздействие человека на загрязнение окружающей среды – наша с вами прямая обязанность. Давайте будем беречь природу и постараемся не допустить того, что вы увидете на видео ниже.

Надеюсь, информация оказалась для вас полезной. А также рекомендую заглянуть еще и сюда, чтобы узнать, когда отмечается Всемирный день охраны окружающей среды.

Без воздуха жизнь невозможна. На планетах, у которых отсутствует атмосфера, совсем нет живых организмов.

Толстый слой воздуха сохраняет на Земле тепло. Днём воздух защищает планету от перегревания, а ночью — от переохлаждения.

Воздух нужен живым существам для дыхания. Животные и люди вдыхают кислород , а выдыхают углекислый газ .

объем-легких.jpg

Растениям тоже нужен воздух. На свету растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу.

Растения называют лёгкими нашей планеты. В лесу, где много деревьев, дышится легко. В лесном воздухе много кислорода и полезных веществ. Деревья выделяют особые летучие вещества — фитонциды, которые убивают бактерии. Поэтому лесной воздух очень полезен для человека.

shutterstock_718662907_new.jpg

  • Фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль.
  • Автомобили выбрасывают в воздух выхлопные газы, которые содержат большое количество опасных веществ.
  • Во время пожаров в атмосферу попадает сажа и углекислый газ.
  • При разложении непереработанного мусора в воздух выделяются ядовитые вещества.

Оседая на листьях растений, сажа и пыль нарушают их жизненные процессы, приводят к их преждевременной гибели.

Загрязнение атмосферы последние годы очень беспокоит человечество. Созданы специальные службы , которые следят за чистотой воздуха.

Каждый завод, каждая фабрика должны иметь особые установки, улавливающие пыль, сажу, различные газы — пылеулавливающее и газоочистное оборудование . Из задержанных этими установками сажи и газов производят полезные материалы. Например, сажу используют для получения красок, а из газов делают вещества, необходимые в хозяйстве.

Ведётся контроль за двигателями автомобилей . Учёные разрабатывают новые автомобили, которые не будут загрязнять атмосферу. Уже появились электромобили .

Восстановить запасы кислорода в воздухе помогают растения. Поэтому в городах и вокруг них создают пояса садов, парков, аллей . Листья деревьев поглощают углекислый газ, а выделяют кислород, а ещё задерживают пыль и сажу.

Читайте также: