Задний мост гусеничного трактора кратко

Обновлено: 04.07.2024

Ведущий мост гусеничного трактора

Ведущие мосты гусеничных тракторов состоят из главной передачи, механизма поворота, тормозов, валов ведущих колес (звездочек) и конечных передач.

Одинарная главная передача гусеничных тракторов состоит из пары конических зубчатых колес, причем ведущее колесо изготовлено как одно целое со вторичным валом коробки передач.

Корпус заднего моста перегородками разделен на три отсека. В среднем отсеке размещают ведомое коническое зубчатое колесо, которое Устанавливают на вал главной передачи (тракторы Т-70С, Т-130М) или на корпус планетарного механизма поворота (тракторы ДТ-75МВ ДТ-175С, Т-4А).

В тракторе Т-70С ведомое зубчатое колесо 8 ( рис. 102 ) главной передачи установлено на шлицах вала 15 заднего моста и вращается в двух конических роликовых подшипниках. Наружные обоймы подшипников запрессованы в стаканы 6 и 9, которые закреплены в расточках перегородок корпуса заднего моста. Осевой зазор в конических подшипниках регулируют, изменяя число прокладок 4 одинаковой толщины, установленных под фланцами стаканов 6 и 9. Боковой зазор в зубьях конической пары в процессе эксплуатации не регулируют.

Плавный поворот гусеничного трактора происходит при отключении передачи вращательного движения той ведущей звездочки, в сторону которой нужно повернуть трактор. Крутой поворот произойдет в том случае, если отключенную гусеничную цепь затормозить.

Для осуществления прямолинейного движения, плавного или крутого поворота, а также торможения трактора на подъеме или уклоне в заднем мосту устанавливают механизм поворота .

В качестве механизма поворота используют сухие фрикционные многодисковые муфты (муфты поворота) или планетарные механизмы с ленточными тормозами.

Конечные передачи гусеничных тракторов расположены в отдельных корпусах по обеим сторонам заднего моста.

На тракторах Т-130М, Т-70С конечная передача представляет собой двухступенчатый редуктор с цилиндрическими зубчатыми колесами.

Устанавливая такую передачу на тракторе Т-70С, достигают увеличения не только крутящего момента, но и дорожного просвета.
Конечная передача трактора Т-150 - это планетарный редуктор, конструкция и принцип работы которого подобны рассмотренной ранее конечной передаче трактора К-701.

На тракторы ДТ-75МВ, ДТ-175С и Т-4А устанавливают одноступенчатые конечные передачи, состоящие из двух цилиндрических зубчатых колес.

В процессе эксплуатации в задних мостах гусеничных тракторов возможно появление таких неисправностей, как повышенный шум, перегрев, нарушение нормальной работы тормозов (увод трактора в сторону при работе на ровном участке или невыполнение им крутого поворота).

Для обеспечения нормальной работы задних мостов их систематически прослушивают и осматривают, устраняют обнаруженные подтеки и проверяют уровень масла, при необходимости доливают и заменяют его. Не допускается заливать масло выше контрольного отверстия или метки на масломерной линейке, так как это приводит к вытеканию масла через сальники и попаданию его в сухие отсеки. При недостаточном уровне масла увеличивается интенсивность изнашивания зубчатых колес и подшипников. Течь масла возможна при засорении сапунов задних мостов, что приводит к повышению давления внутри картеров.

Периодически проверяют затяжку гаек крепления.

При появлении шума в зубчатых передачах проверяют и при необходимости регулируют конические роликовые подшипники.

Подшипники ведущего зубчатого колеса главной передачи в тракторе Т-150 регулируют следующим образом. Отсоединяют фланец карданного вала от фланца 11 ( см. рис. 104 ) главной передачи. Отворачивают шесть болтов крепления стакана 19 к картеру 5 и, ввинчивая два длинных болта-съемника 12, выпрессовывают стакан. Не разбирая стакана, расшплинтовывают гайку хвостовика и затягивают ее до отказа. Если зубчатое колесо 20 свободно проворачивается от руки за фланец 11, то фактическое число прокладок 18 больше требуемого.

При регулировании подбирают толщину набора регулировочных прокладок. Для этого снимают фланец 11, крышку 15 с сальниками и наружный подшипник 17 с внутренним кольцом. Уменьшают число прокладок и собирают стакан в обратной последовательности. Затягивают гайку хвостовика и проверяют затяжку подшипников по моменту сопротивления вращению, который без сальников должен быть в пределах 60. 140 Н·см. Момент замеряют пружинными весами, зацепленными крючком за отверстие фланца. Показание весов 1,0. 2,3 кг на плече 60 мм соответствует требуемому моменту сопротивления вращению.

Зазор в подшипниках ступицы ведомого зубчатого колеса регулируют только после разборки или при замене зубчатых колес главной передачи.

Задний мост гусеничного трактора представляет собой объеди­ненные в один блок главную передачу 3 (рис. 4.35), механизмы поворота 4, тормоза 5 и конечные передачи 6, вращающие веду­щие колеса 7.

Задний мост гусеничного трактора

Рис. 4.35. Задний мост гусеничного трактора:

1,2— наливные пробки бортовой и главной передач; 3 — главная передача; 4 — механизм поворота; 5 — тормоз с механизмом управления; 6 — конечная передача; 7— ведущее колесо; 8, 11 — сливные пробки бортовой и главной передач; 9 — контрольная пробка бортовой передачи; 10 — прицепной брус

Главная передача (рис. 4.36) предназначена для передачи вра­щающего момента к механизмам поворота, изменения направле­ния передачи вращающего момента от продольно расположенно­го вторичного вала КП на поперечно расположенный вал заднего моста, а также для увеличения передаточного числа трансмиссии.

Главная передача гусеничного трактора

Рис. 4.36. Главная передача гусеничного трактора:

1 — роликоподшипник; 2 — шарикоподшипник; 3, 9 — регулировочные про­кладки; 4 — ведущая коническая шестерня; 5 — ведомая коническая шестерня; 6 — болт; 7 — конический роликоподшипник; 8 — вал заднего моста; А — регулировочный размер

Главная передача расположена в среднем отсеке картера зад­него моста и состоит из ведущей конической шестерни 4, выпол­ненной как одно целое с валом, и ведомой конической шестер­ни 5. Ведущая шестерня вращается на шариковом 2 и роликовом 1 подшипниках. Ведомая шестерня крепится к фланцу вала 8 задне­го моста болтами 6. Вал заднего моста вращается на двух конических роликоподшипниках 7.

Детали главной передачи смазываются разбрызгиванием. Мас­ло заправляется и сливается через соответствующие пробки глав­ной передачи 2 и 11 (см. рис. 4.35).

Механизм поворота должен обеспечивать поворот гусеничной машины в любых условиях эксплуатации, не оказывать влияния на прямолинейное движение машины и минимально загружать двигатель на повороте. В настоящее время чаше всего применяют­ся механизмы поворота с одной и двумя степенями свободы.

Механизмы поворота с одной степенью свободы — многодис­ковые фрикционные муфты поворота и планетарные механизмы — создают небольшую дополнительную нагрузку на двигатель при повороте и не влияют на устойчивость прямолинейного движения машин. Поэтому они наиболее распространены на гусеничных трак­торах.

Многодисковые фрикционные муфты поворота относительно просты по конструкции, технологии изготовления и ремонта, но срок их службы мал — 1 500…2000 ч. Планетарные механизмы поворота имеют преимущества по сравнению с фрикционными муфтами: большой срок службы; стабильность регулировок; мень­шие усилия на рычагах управления; меньшие габаритные размеры и масса; увеличение передаточного числа трансмиссии, что по­зволяет уменьшить передаточное число главной передачи и КП и, как следствие, снизить нагрузки и повысить срок службы этих агрегатов.

Механизмы поворота с двумя степенями свободы объединяют в своей конструкции планетарный механизм и фрикционную муфту. Эти механизмы применяются в основном на тяжелых промыш­ленных тракторах, например на ДЭТ-250.

На некоторых гусеничных тракторах (ОрТЗ-150Г, Т-150) уста­навливаются двухпоточные КП, имеющие два одинаковых ведо­мых (выходных) вала. С этих валов вращающий момент подводит­ся непосредственно к левому и правому ведущим колесам. Такие КП выполняют функции механизмов поворота. Варьируя переда­чами, можно изменять соотношение частот вращения ведущих колес, что позволяет осуществлять поворот трактора с разными фиксированными радиусами.

Фрикционная муфта поворота и тормоз трактора ТЛТ-100 по­казаны на рис. 4.37. Муфта представляет собой многодисковую муфту сухого трения, постоянно замкнутого типа. На шлицевых концах ведомого вала главной передачи находятся ведущие бара­баны 1, на наружных зубьях которых свободно установлены 15 ведущих дисков 2, из которых первый примыкает к нажимному дис­ку 6, а последний — к упорному диску 5. Между ведущими диска­ми размещены 14 ведомых дисков 3, имеющих зубья по наружно­му диаметру и входящих в зацепление с ведомым барабаном 7. Восемь предварительно сжатых пружин 4 сжимают пакет веду­щих 2 и ведомых 3 дисков между упорным 5 и нажимным 6 диска­ми. За счет сил трения, возникающих между дисками, осуществ­ляется передача вращающего момента от ведомого вала главной передачи к бортовым передачам.

Фрикционная муфта поворота и тормоз трактора ТЛТ-100

Рис. 4.37. Фрикционная муфта поворота и тормоз трактора ТЛТ-100:

1,7 — соответственно ведущий и ведомый барабаны; 2, 3 — соответственно ведущий и ведомый диски; 4 — пружины; 5 — упорный диск; 6 — нажимной диск; 8 — отводка; 9 — кронштейн тормоза; 10 — регулировочная гайка; 11 — кулачок; 12 — люк картера; 13 — вилка; 14, 15 — наружный и внутренний рыча­ги; 16 — валик; 17 — палец; 18 — пружина тормоза; 19 — тормозная лента; 20 — ведомый вал главной передачи; 21 — корпус заднего моста

Чтобы выполнить поворот трактора, необходимо полностью или частично приостановить вращение ведущего колеса с той сто­роны, в которую выполняется поворот. Для этого при помощи механизма управления поворачивают отводку 8 относительно обой­мы главной передачи. При этом шарики, перекатываясь по наклонным поверхностям профильных лунок, отжимают отводку. Далее отводка, сжимая пружины 4, отводит нажимной диск от пакета ведущих и ведомых дисков. Диски получают свободу отно­сительного вращения, и вращающий момент на ведомый барабан не передается.

В результате ведомый барабан 7, шестерни бортовой передачи, ведущее колесо и гусеница останавливаются, и трактор повора­чивается в сторону выключенного механизма поворота.

Кинематическая схема заднего моста трактора Т-4 со сдвоен­ным планетарным механизмом поворота и тормозами

Рис. 4.38. Кинематическая схема заднего моста трактора Т-4 со сдвоен­ным планетарным механизмом поворота и тормозами:

1 — корпус заднего моста; 2 — тормоз солнечной шестерни; 3 — главная переда­ча; 4 — ось сателлита; 5 — водило; 6 — сателлит; 7 — вал заднего моста; 8 — коронная шестерня; 9— солнечная шестерня; 10— тормоз водила; 11 — ведущая звездочка; 12 — ведомая шестерня конечной передачи; 13 — ведущая шестерня конечной передачи; 14 — гусеница

При прямолинейном движении трактора тормоза 2 солнечных шестерен затянуты. Тормоза 10 водил (остановочные тормоза) отпущены. Вращающий момент от главной передачи 3 поступает на корпус планетарного механизма поворота и, следовательно, на коронную шестерню 8, которая с ним жестко связана. Коронная шестерня вращает оба ряда сателлитов 6, которые, катясь по неподвижным солнечным шестерням, увлекают водила 5 обоих бортов в сторону вращения коронной шестерни 8. Далее вращаю­щий момент через шестерни (ведомую 12 и ведущую 13) конеч­ной передачи поступает на ведущие звездочки 11 гусениц.

При повороте растормаживают тормоз 2 солнечной шестерни той стороны, в которую трактор необходимо повернуть. В резуль­тате расторможенная солнечная шестерня 9 начнет вращаться в сторону, обратную вращению коронной шестерни 8. Скорость вра­щения водила 5 этого борта уменьшается, и трактор будет плавно поворачивать. Чтобы выполнить поворот с минимальным радиу­сом, необходимо затянуть тормоз водила 10 той стороны тракто­ра, в которую необходимо его повернуть. Связанные с водилом ведущая шестерня 13 конечной передачи и соответственно веду­щая звездочка 11 гусеницы остановятся.

Тормоза по назначению разделяются на стояночные (для удержа­ния трактора на склонах) и рабочие. Рабочие тормоза воздейству­ют на тормозные элементы механизмов поворота при работе трак­тора. В некоторых случаях один тормоз используется и для удержа­ния трактора на склонах, и для управления поворотом. Стояноч­ный тормоз должен удерживать колесный трактор в состоянии покоя на сухой дороге с твердым покрытием при уклоне 20°, гу­сеничный трактор — при уклоне 30°, прицеп — при уклоне 12°.

По форме трущихся поверхностей тормоза бывают ленточные, колодочные и дисковые.

Ленточные тормоза широко распространены на тракторах бла­годаря простоте конструкции и компактности. Их устанавливают на барабаны фрикционных и планетарных механизмов поворота.

Эффективность ленточных тормозов зависит от способа за­крепления концов тормозной ленты. По этому принципу тормоза разделяют на простые, двойные и плавающие.

В простом тормозе оба конца тормозной ленты крепят к рычагу управления или один конец тормозной ленты крепят к рычагу, а другой закрепляется неподвижно. Простой ленточный тормоз имеет ленту с углом охвата, близким к 360°. При повороте рычага управ­ления оба конца или один конец ленты перемещаются в том или ином направлениях, осуществляя включение и выключение тор­моза. Однако при изменении направления вращения тормозного барабана тормозной момент резко снижается.

В двойном ленточном тормозе используются две половинки ленты с дугой охвата менее 180°, у которых один конец закрепля­ется неподвижно, а оба других конца ленты прикреплены к одно­му рычагу управления. Тормозной момент у них не зависит от на­правления вращения тормозного барабана.

Недостатка, присущего простому тормозу, не имеет плаваю­щий тормоз, момент трения которого практически одинаков при обоих направлениях вращения барабана. В плавающем ленточном тормозе отсутствует жесткое закрепление ленты и рычага управ­ления.

На гусеничных тракторах, при управлении которыми водите­лю приходится часто маневрировать задним ходом, широко при­меняются плавающие тормоза.

Рассмотрим устройство и работу простых ленточных плаваю­щих тормозов, установленных на ведомых барабанах механизмов поворота трактора ТЛТ-100. Они предназначены для осуществле­ния поворота трактора с минимальным радиусом и для удержа­ния его при остановках. Тормоз представляет собой стальную лен­ту, к внутренней поверхности которой приклепана фрикционная накладка, охватывающая наружную поверхность ведомого бара­бана.

На шлицах валика 16 (см. рис. 4.37) установлен наружный 14 и внутренний 15 рычаги. Передача усилия к тормозной ленте прово­дится от рычага 15 двумя серьгами, шарнирно соединенными с одним концом рычага тормоза. На другом конце рычага тормоза имеются два отверстия, в одно из которых вставлен палец, прохо­дящий через проушину нижней ветви тормозной ленты, а в дру­гое — палец, связанный с вилкой регулировочного устройства, а через нее с верхней ветвью тормозной ленты 19. Концы пальцев входят в профильные овальные пазы кронштейна 9 тормоза, при­крепленного болтами к передней стенке картера заднего моста. Тормозная лента поддерживается пружиной 18. Регулировочная гайка 10 служит для регулирования зазора между накладками тор­мозной ленты и барабаном.


Задний мост и механизмы управления гусеничных тракторов

Задний мост гусеничного трактора, так же как и колесного, представляет собой комплекс механизмов трансмиссии, посредством которых происходит увеличение крутящего момента, передаваемого от коробки передач к ведущим колесам (звездочкам), приводящим в движение гусеничный движитель, а также осуществляются поворот трактора и его торможение.

Отличительной особенностью заднего моста является наличие в нем специальных механизмов поворота, принцип действия которых основан на изменении крутящих моментов, подводимых к ведущим колесам (звездочкам) правого и левого гусеничного движителя — гусеницам трактора, вследствие чего меняется их поступательная скорость движения.

Тормоза гусеничного трактора входят составной частью в его механизм поворота. Помимо функции торможения при движении или стоянке, тормоза служат для совершения более крутых поворотов трактора.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:

Задний мост гусеничного трактора схематически представлен на рис. 229. Крутящий момент от вторичного вала коробки передач передается через конические шестерни и (центральная передача) на вал муфт поворота. Далее крутящий момент передается через ведущую и ведомую части фрикционных муфт поворота трактора и цилиндрические шестерни и конической передачи на ведущие колеса-звездочки трактора. При включении тормозного устройства затормаживается ведомый барабан муфт поворота и быстрее останавливается гусеничная цепь. Указанные механизмы смонтированы в картере заднего моста и картере конечной передачи.

Центральная (главная) передача гусеничного трактора, также как и главная передача колесного трактора, служит для увеличения крутящего момента, подводимого от коробки передач, и передачи его через механизм поворота к гусеницам трактора.

В гусеничных тракторах применяются одноступенчатые центральные передачи, состоящие из одной пары конических шестерен, которые установлены в среднем отделении картера заднего мо ста 11. Ведущая шестерня изготовляется обычно за одно целое с вторичным валом коробки передач, а ведомая крепится на валу.

Конечные передачи гусеничных тракторов служат для увеличения общего передаточного числа трансмиссии и обеспечения необходимого дорожного просвета. Они состоят из цилиндрических шестерен и постоянного зацепления и могут быть одноступенчатыми, как у тракторов ДТ-75М и других, и двухступенчатыми, как у тракторов Т-100М, Т-130 и др. Конечные передачи монтируют в двух отдельных картерах 12, жестко закрепленных по бокам картера заднего моста. Смазка деталей центральных и конечных передач производится маслом, залитым в картеры указанных передач.

Механизм поворота служит для получения различных поступательных скоростей правой и левой гусениц, необходимых при повороте гусеничного трактора. Одновременно он выполняет функции тормозов. Механизм поворота должен обеспечивать устойчивое прямолинейное движение трактора и плавный переход от прямолинейного движения к криволинейному при минимальных потерях мощности.

Поворот трактора происходит при отключении от трансмиссии той гусеницы, в сторону которой надо сделать поворот. Если отключенную гусеницу притормаживают, то трактор поворачивается на месте. На гусеничных тракторах в качестве механизмов поворота используют фрикционные муфты поворота и планетарный механизм.

Фрикционные муфты поворота передают крутящий момент от центральной передачи на конечную и представляют собой многодисковые сухие, постоянно замкнутые муфты сцепления, расположенные на концах, ведущего вала заднего моста. Такие муфты применяются по-’ тому, что крутящий момент, передаваемый фрикционной муфтой поворота, значительно больше, чем крутящий момент, развиваемый двигателем.

Ведущий барабан (рис. 230, а) муфты закреплен на шлицевых концах вала центральной передачи. Ведущие диски своими зубьями надеты на зубья ведущего барабана и чередуются один с ведомыми дисками, входящими в зацепление с зубьями ведомого барабана, закрепленного на валу конечной передачи. Ведомые диски имеют накладки из фрикционного материала. Ведущие и ведомые диски зажаты между нажимным диском и фланцем ведущего барабана пружинами, надетыми на шпильки. На ведомом барабане установлен ленточный тормоз.

При прямолинейном движении трактора пружины прижимают диски и друг к другу, и муфта, находясь в замкнутом состоянии, передает крутящий момент от центральной передачи на конечную.

Рис. 229. Схема заднего моста гусеничного трактора

Рис. 230. Схема фрикционной муфты поворота гусеничного трактора:
а — муфта включена: б — муфта выключена

Рис. 231. Схема одноступенчатого планетарного механизма поворота гусеничного трактора

Для поворота трактора при помощи отводки нажимной диск перемещается в направлении стрелки А (рис. 230, б); пружины дополнительно разжимаются и перестают передавать крутящий момент на конечную передачу. В это время вторая муфта остается замкнутой, вследствие чего трактор поворачивается вокруг отключенной гусеницы. Для совершения более крутых поворотов необходимо дополнительно притормаживать движение отстающей гусеницы затяжкой ленточного тормоза, действующего на ведомый барабан выключенной муфты. Фрикционные муфты поворота устанавливаются на тракторах Т-100М, f-74 и др.

Планетарные механизмы поворота обеспечивают прямолинейное устойчивое движение трактора и дают более выгодный баланс мощности при поворотах трактора. По сравнению с муфтами поворота они более износостойки и меньше по габаритам.

Схема одноступенчатого планетарного механизма показана на рис. 231. От центральной передачи крутящий момент передается коробке, внутри которой имеются две цилиндрические коронные шестерни, находящиеся в постоянном зацеплении с сателлитами, которые, в свою очередь, зацеплены с солнечными шестернями. Сателлиты с помощью водила связаны с шестернями конечной передачи. Солнечные шестерни соединены с барабанами тормозов. Вторая пара тормозов установлена на валах конечных передач.

Рис. 232. Схема гидравлического усилителя механизма поворота

При прямолинейном движении трактора оба тормоза солнечных шестерен затянуты, а тормоза выключены. Планетарный -механизм работает как понижающий редуктор.

Для поворота трактора следует в зависимости от направления поворота растормозить один из тормозов солнечных шестерен, и затормозить тормоз на конечной передаче. При этом крутящий момент будет полностью передаваться на забегающее (неотключенное) ведущее колесо.

Механизм поворота такого типа применяется на тракторах ДТ-75М и др.

В отечественных механизмах поворота гусеничного трактора применяются, как указывалось ранее, только ленточные тормоза. В механизмах с муфтами поворота применяют простые и плавающие тормоза, а в планетарных механизмах — только плавающие (см. рис. 228).

Управление муфтами поворота и тормозами производится системой тяг и рычагов, приводимых в действие водителем из кабины трактора. Как правило, привод остановочных тормозов управляется ножными педалями, которые имеют защелки, позволяющие фиксировать их в замкнутом положении. Привод муфт поворота или тормозов планетарных механизмов, выполняющих роль муфты поворота, производится от ручных рычагов. Каждый борт трактора имеет раздельную систему управления.

Для облегчения управления механизмами поворота (особенно в мощных тракторах) применяются усилители гидравлического или пневматического типа. Когда трактор движется прямолинейно, плунжерный золотник (рис. 232) закрывает в гильзе отверстие подачи масла в силовой гидроцилиндр усилителя. Масло, подаваемое под давлением от гидронасоса, заполняет в это время кольцевую проточку на золотнике и, не находя выхода из гильзы, сливается через предохранительный клапан насоса.

При повороте трактора водитель, воздействуя на рычаг, передвигает золотник, который открывает проход масла в нагнетательный канал, закрывая одновременно сливной канал. Под давлением масла поршень через шток поворачивает рьлчаг управления механизмом поворота.

После завершения поворота водитель возвращает рычаг в исходное положение. При этом золотник под действием пружины также займет первоначальное положение, открывая отверстие в гильзе для слива масла из гидроцилиндра. Возвратная пружина перемещает поршень в исходное положение, выдавливая масло из полости цилиндра. Рычаг механизма управления вновь займет положение для прямолинейного движения трактора.

Таким образом, работа по управлению механизмом поворота, совершаемая водителем, состоит из усилия, прикладываемого только на перемещение золотника усилителя.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Регулировки заднего моста гусеничного трактора

Задний мост гусеничного трактора, так же как и колесного, представляет собой комплекс механизмов трансмиссии, посредством которых происходит увеличение крутящего момента, передаваемого от коробки передач к ведущим колесам (звездочкам), приводящим в движение гусеничный движитель, а также осуществляются поворот трактора и его торможение. Отличительной особенностью заднего моста является наличие в нем специальных механизмов поворота, принцип действия которых основан на изменении крутящих моментов, подводимых к ведущим колесам (звездочкам) правого и левого гусеничного движителя — гусеницам трактора, вследствие чего меняется их поступательная скорость движения.

Тормоза гусеничного трактора входят составной частью в его механизм поворота. Помимо функции торможения при движении или стоянке, тормоза служат для совершения более крутых поворотов трактора.

Крутящий момент от вторичного вала коробки передач передается через конические шестерни и (центральная передача) на вал муфт поворота. Далее крутящий момент передается через ведущую и ведомую части фрикционных муфт поворота трактора и цилиндрические шестерни и конической передачи на ведущие колеса-звездочки трактора. При включении тормозного устройства затормаживается ведомый барабан муфт поворота и быстрее останавливается гусеничная цепь. Указанные механизмы смонтированы в картере заднего моста и картере конечной передачи.

Центральная (главная) передача гусеничного трактора, также как и главная передача колесного трактора, служит для увеличения крутящего момента, подводимого от коробки передач, и передачи его через механизм поворота к гусеницам трактора

В гусеничных тракторах применяются одноступенчатые центральные передачи, состоящие из одной пары конических шестерен, которые установлены в среднем отделении картера заднего моста . Ведущая шестерня изготовляется обычно за одно целое с вторичным валом коробки передач, а ведомая крепится на валу. Конечные передачи гусеничных тракторов служат для увеличения общего передаточного числа трансмиссии и обеспечения необходимого дорожного просвета. Они состоят из цилиндрических шестерен и постоянного зацепления и могут быть одноступенчатыми, как у тракторов ДТ-75М и других, и двухступенчатыми, как у тракторов Т-100М, Т-130 и др. Конечные передачи монтируют в двух отдельных картерах 12, жестко закрепленных по бокам картера заднего моста. Смазка деталей центральных и конечных передач производится маслом, залитым в картеры указанных передач. Механизм поворота служит для получения различных поступательных скоростей правой и левой гусениц, необходимых при

повороте гусеничного трактора. Одновременно он выполняет функции тормозов. Механизм поворота должен обеспечивать устойчивое прямолинейное движение трактора и плавный переход от прямолинейного движения к криволинейному при минимальных потерях мощности.

Поворот трактора происходит при отключении от трансмиссии той гусеницы, в сторону которой надо сделать поворот. Если отключенную гусеницу притормаживают, то трактор поворачивается на месте.

На гусеничных тракторах в качестве механизмов поворота используют фрикционные муфты поворота и планетарный механизм

Фрикционные муфты поворота передают крутящий момент от центральной передачи на конечную и представляют собой многодисковые сухие, постоянно замкнутые муфты сцепления, расположенные на концах, ведущего вала заднего моста. Такие муфты применяются потому, что крутящий момент, передаваемый фрикционной муфтой поворота, значительно больше, чем крутящий момент, развиваемый двигателем.

Ведущий барабан муфты закреплен на шлицевых концах вала центральной передачи. Ведущие диски своими зубьями надеты на зубья ведущего барабана и чередуются один с ведомыми дисками, входящими в зацепление с зубьями ведомого барабана, закрепленного на валу конечной передачи. Ведомые диски имеют накладки из фрикционного материала. Ведущие и ведомые диски зажаты между нажимным диском и фланцем ведущего барабана пружинами, надетыми на шпильки. На ведомом барабане установлен ленточный тормоз.

При прямолинейном движении трактора пружины прижимают диски и друг к другу, и муфта, находясь в замкнутом состоянии, передает крутящий момент от центральной передачи на конечную.

Средний отсек, где размещены планетарные механизмы поворота, и полость коробки передач образуют общую масляную ванну. Боковые отсеки сухие — здесь находятся тормоза.

Читайте также: