Зачем нужны языковые нормы кратко

Обновлено: 04.07.2024

8. ЯЗЫКОВАЯ НОРМА, ЕЕ РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА.

Важнейшим признаком литературного языка считается его нормативность, которая проявляется в письменной и в устной форме.

Языковая норма – это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений); правила использования речевых средств литературного языка.

Характерные особенности нормы литературного языка: относительная устойчивость, распространенность, общеупотребительность, общеобязательность, соответствие употреблению, обычаю, возможностям языковой системы.

К основным источникам языковой нормы относятся произведения писателей-классиков и современных писателей, анализ языка средств массовой информации, общепринятое современное употребление, данные живого и анкетного опросов, научные исследования ученых-языковедов.

Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных арго, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять свою основную функцию – культурную.

Литературная норма зависит от условий, в которых осуществляется речь. Языковые средства, уместные в одной ситуации (бытовое общение), могут оказаться нелепыми в другой (официально-деловое общение).

Показатели различных нормативных словарей дают основание говорить о трех степенях нормативности:

1– я степень – строгая, жесткая, не допускающая вариантов;

2– я степень – нейтральная, допускает равнозначные варианты;

3– я степень – более подвижная, допускает использование разговорных, а также устаревших форм.

Историческая смена норм литературного языка – закономерное явление и не зависит от воли и желания людей. Развитие общества, возникновение новых традиций приводят к постоянному обновлению литературного языка и его норм.

Петрова Надежда Васильевна

Автор сочинения рассуждает о языковых нормах и их влиянии на язык. Ученица поднимает важную проблему засоренности лексического состава языка, предлагает методы продвижения и отстаивания языковой нормы в разговорной речи.

ВложениеРазмер
Нужно ли соблюдать языковые нормы? 14.79 КБ

Предварительный просмотр:

Нужно ли соблюдать языковые нормы?

Автор: Соловьева Елизавета,

ученица 7а класса МБОУ СОШ № 55

Учитель: Петрова Н.В.

Я считаю, процесс сохранения языковых норм – это процесс длительный, сложный, но крайне необходимый, потому что испортить наш язык очень легко, а сохранить язык Пушкина и Лермонтова крайне сложно, так как этот процесс требует от человека самоконтроля, внимания к своей речи, ответственности за будущее русскогоязыка. И делать это необходимо каждый день, каждую минуту своей живой речи.

Для начала разберём понятие языковой нормы.

Во-вторых, следуя из первого, если люди создают норму. Так каким же образом она для них обязательна? То есть, можем ли мы говорить, что раз человек совершает процесс дыхания, то дыхание для него обязательно? Да, оно необходимо для поддержания жизнедеятельности, но никто не обязал человека к этому. Он делает это сам.

Правда, традиции не бывают устойчивыми по двум причинам:

  • Одновременно может существовать несколько конкурирующих традиций (это справедливо не только для языковой сферы);
  • Со временем любая традиция терпит изменения и в итоге становится другой традицией.

Из-за этого общая языковая норма не может образоваться естественным путём: всегда будут существовать разные варианты одних и тех же языков и правил, что мы видим на примере диалектов. Чтобы противодействовать этому процессу, уравновешивать его, языковеды формируют норму искусственным путём, объявляя тот или иной вариант произношения правильным и призывая людей придерживаться этой версии, а не иной и не придумывать свои.


Литературная норма – частный случай языковой нормы.

Ответ следует искать в целях, которые эти правила преследуют, и в эффективности их достижения этими самыми правилами.

На livejournal есть статья, в которой автор выделяет две цели литературной нормы:


Это типичная логика для участников той или иной системы, от государственной и экономической до языковой: всегда кажется, что мелочи неспособны подорвать весь строй и придираться к ним – излишняя строгость. Однако в случае, если не вмешиваться в процесс обособления некоторых групп от общества за счёт отказа от какой-то части общепринятого, то произойдёт что-то вроде разрыва между поколениями, только среди современников. На самом деле, в менее острой форме это итак происходит, потому что люди из социальных низов разговаривают так, что их порой понять не легче, чем иностранца, несмотря на то что язык остаётся формально общим. Мы привыкли, что у разных возрастных групп немного разные тезаурусы, свой слэнг, и отчасти из-за этого существует проблема отцов и детей, но в целом сейчас, когда языковая норма диктуется, когда людей кто-то обязует говорить по правилам, хотя и оставляет регуляцию на совесть общества, язык относительно стабилен, и люди друг друга понимают. Но что, если перестать преподавать в школах языки? Оставить такие предметы, как математика, физика, биология, история, но не язык?

В результате через какое-то время (может, лет через 100, может, меньше) школьники начнут жаловаться на то, что не понимают, чего хотят от них составители вопросов, о том, что в разных учебниках одного и того же предмета авторы пишут по-разному, и будет в общем что-то, напоминающее ситуацию с ЕНТ, только в более глобальных масштабах.

И многие старые тексты перестанут быть понятными, будущие поколения будут терять всё больше и больше потенциального исторического опыта, который могли бы приобрести, существуй между ними и предыдущими эпохами более крепкий коммуникационный мост (а не такой, как был в первом Шрэке). Язык разделится в конце концов на множество подъязыков и перестанет существовать, как таковой.


Возможность мелких попустительств всегда приводит в результате к тому, что эти возможности используются всё больше, и со временем система начинает разваливаться. Как из-за множества маленьких неуплат случился ипотечный кризис 2007-2008, так может случиться и кризис языка, а это гораздо более опасно, потому что это будет не недостаток ресурсов, а недостаток качества инструмента, являющегося одним из главных преимуществ человека перед другими животными.

И немного веселья под конец:


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Термин норма лингвисты используют в двух смыслах - широком и узком.
В широком смысле под нормой подразумевают такие средства и способы речи, которые стихийно, спонтанно формировались в течение многих веков и которые обычно отличают одну разновидность языка от других. Поэтому-то и можно говорить о норме применительно к территориальному диалекту: например, нормальным для северорусских диалектов является оканье, а для южнорусских - аканье. В узком смысле норма - это результат кодификации языка. Разумеется, кодификация опирается на традицию существования языка в данном обществе, на какие-то неписаные, но общепринятые способы использования языковых средств.

Содержание работы
Файлы: 1 файл

языковые нормы.doc

Заключение

Сделаю вывод из выше изложенного, зачем нужны языковые нормы?

Языковая норма – это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление языка. Они помогают языку беречь свою неделимость и общепонятность. Благодаря тому, что нормы защищают язык от диалектов, жаргонов, позволяет ему осуществлять свою важную функцию – культурную.

Также нормы помогают людям понимать друг друга, показывают образованность человека, и само собой они сохраняют языковые традиции.

С одной стороны в русском языке большое количество вариантов норм это доказывает об огромном богатстве нашего языка. С другой стороной это создает некие трудности, из за которых возникают проблемы с выбором верного варианта. Для того чтобы не ошибиться в выборе нужно знать характеристику каждого варианта и его синтаксическую окраску.

В следствии полного изучения применения в речи разных вариантов норм, созданы специальные словари и толковые словари, в которых закреплены языковые нормы свойственные для современного литературного языка.

Читайте также: